Гост р 42.0.02-2001 гражданская оборона. термины и определения основных понятий

Силы и средства РСЧС

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее – силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями. Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС России. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории РФ, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке МЧС России. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ осуществляют в установленном порядке главные управления МЧС России по субъектам РФ. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

  • в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
  • в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
  • по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории РФ осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров РФ. Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством РФ в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы. Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ. Силы и средства органов внутренних дел РФ, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Противорадиационные укрытия

Противорадиационные укрытия (ПРУ) защищают людей от ионизационного излучения при радиационном загрязнении местности (применение ядерного оружия, аварии на ядерных объектах). Помимо этого они способны защищать от ударной волны и светового поражения. Задачей ПРУ становится многократное уменьшение (ослабление) излучения. Для этого при строительстве применяются материалы с наибольшей степенью поглощения бета- и гамма-излучения, а также рассчитывается толщина стен и перекрытий именно по этому показателю.

В таких укрытиях могут предусматриваться 1 или 2 входа в зависимости от вместимости. На входе устанавливаются обычные двери, но с обязательной герметизацией примыкания полотна. Естественная вентиляция обеспечивается через воздухозаборную шахту. Приток воздуха происходит в нижней части помещения, а отток — вверху. В ПРУ должны предусматриваться все системы жизнеобеспечения, аналогичные убежищам.

По защитным свойствам

По степени защиты людей ПРУ подразделяется на 5 групп:

  1. П-I. Коэффициент защиты от ионизационного излучения (Кз) составляет не менее 200, а DРф — 0,2 кг/кв.м. Эти ПРУ предназначены для объектов 1-2 категорий по ГО при риске появления ударной волны.

  2. П-II. Кз — до 200, а DРф не нормируется. Укрытия применяются в местах, где возможен значительный радиационный фон, но отсутствует вероятность сильной ударной волны.

  3. П-III. Кз — не менее 100, а DРф — не менее 0,2 кг/кв.м. Эти ПРУ предназначены для персоналов некатегорийных предприятий и больниц, но в открытой для распространения ударной волны местности. Чаще всего, возводится в военное время.

  4. П-IY. Кз — до 100, DРф — не нормируется. Строятся в военное время для жителей небольших городов и поселков.

  5. П-Y. Кз — до 50. Для таких ПРУ существует определенная градация по Кз. Коэффициент в пределах 50 обеспечивается для населения некатегорийных поселков и пунктов эвакуации. Для работников смены на предприятии достаточно обеспечить Кз порядка 20. В некатегорийных небольших населенных пунктах для населения, чаще всего, возводятся ПРУ с Кз в пределах 10-15.

По срокам строительства

В соответствии с ГОСТ Р 42.4.03-2015 по срокам строительства ПРУ подразделяются на такие категории:

  1. Возводимые заблаговременно. Это капитальные строения, строящиеся по специальному проекту.

  2. Приспосабливаемые и возводимые в период опасности. Готовые помещения переоборудуются в ПРУ в период появления реальной угрозы перед массовой мобилизацией или во время ее. Процедура проводится по решению соответствующих организаций. Если нет готовых помещений, то строятся быстровозводимые укрытия.

Первый тип ПРУ возводится в мирное время и содержится постоянно в готовности. Второй вариант строится во время военных действий (чрезвычайного положения) или при появлении реальной угрозы радиационного заражения местности.

По принципу возведения

По способу возведения можно выделить несколько разновидностей ПРУ:

Специализированные строения, возводимые по специальному проекту. Они могут быть отдельно стоящими или встроенными. Сразу определяется проектная вместимость.

Укрытия в сельской местности. Под ПРУ вполне подходят подвалы и погреба. В подвале одноэтажного кирпичного или каменного дома излучение снижается в 50-100 раз, а если произвести специальную подготовку, то снизить действие радиации можно в 800-900 раз.

Переоборудование наземных сооружений. Укрытие можно оборудовать в каменных, кирпичных, блочных, саманных и даже деревянных домах

Важно провести герметизацию окон и дверей, обустроить хорошую вентиляцию. Для защиты сверху на потолочное перекрытие достаточно насыпать грунт слоем 30-35 см.

Важно! Деревянный дом требует особой подготовки. Для усиления защитных способностей стен возводится дополнительное вертикальное ограждение из жердей и хвороста на расстоянии 35-45 см от стен

Этот зазор заполняется землей.

Основные элементы

Управление гражданской обороны – служба, контролирующая проведение комплекса защитных мероприятий. Подразделения не только реализуют поставленные задачи в ходе чрезвычайных ситуаций в военное или мирное время. Закон «О гражданской обороне» предписывает также осуществление подготовки средств и сил, а также обеспечение действий организаций при выполнении аварийно-спасательных и иных неотложных работ. Организации ГО представляют собой особые формирования. Они создаются на базе подразделений по территориально-производственному принципу. Эти организации не включены в состав Вооруженных Сил. Однако в их распоряжении находится специальная техника, имущество. Эти организации подготовлены особым образом, что позволяет им обеспечивать защиту населения от опасностей, которые могут возникнуть во время военных действий либо вследствие таковых. Территория ГО – местность, на которой располагаются объекты гражданской обороны. В частности, это населенные пункты, имеющие особое стратегическое либо экономическое государственное значение. Объекты гражданской обороны характеризуются высокой степенью опасности возникновения ЧС в военный и мирный период.

В Союзе СССР и Российской Федерации

Основная статья: Гражданская оборона в России

Система гражданской обороны в Союзе ССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодёжи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации.. В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России).

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[нет в источнике].

В России 4 октября отмечается День войск гражданской обороны.

Войска гражданской обороны

Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооружёнными Силами Российской Федерации и другими войсковыми формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, войсковых частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные войсковые формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные войсковые формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.

Начальники ГО СССР

  • 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
  • 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
  • 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
  • 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.

Предупреждение чс различного характера.

Государственная
система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций объединяет
республиканский орган государственного
управления, осуществляющий управление
в сфере предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной, промышленной, ядерной и
радиационной безопасности, гражданской
обороны (далеереспубликанский орган
государственного управления по
чрезвычайным ситуациям), другие
республиканские органы государственного
управления, иные государственные
организации, подчиненные Совету Министров
Республики Беларусь, местные исполнительные
и распорядительные органы, другие
организации, в полномочия которых входит
решение вопросов по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными
задачами государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций являются:

разработка
и реализация правовых и экономических
норм по обеспечению защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление
целевых и научно-технических программ,
направленных на предупреждение
чрезвычайных ситуаций и повышение
устойчивости функционирования
организаций, а также объектов социального
назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение
готовности к действиям органов управления
по чрезвычайным ситуациям, сил и средств,
предназначенных и выделяемых для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;

создание
республиканского, отраслевых,
территориальных, местных и объектовых
резервов материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее
— резервы материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций, если
не указано иное);

сбор,
обработка, обмен и выдача информации в
области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;

подготовка
населения к действиям в чрезвычайных
ситуациях;

прогнозирование
и оценка социально-экономических
последствий чрезвычайных ситуаций;

осуществление
государственной экспертизы, надзора и
контроля в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация
чрезвычайных ситуаций;

осуществление
мероприятий по социальной защите
населения, пострадавшего от чрезвычайных
ситуаций, проведение гуманитарных
акций;

реализация
прав и обязанностей населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, а также
лиц, непосредственно участвующих в их
ликвидации;

международное
сотрудничество в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;

планирование
и осуществление комплекса мер по защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;

организация
и осуществление мер по подготовке к
проведению мероприятий гражданской
обороны;

оперативное
доведение до государственных органов
и других организаций и населения сигналов
оповещения и информации о возникающих
чрезвычайных ситуациях, порядке и
правилах поведения в сложившейся
обстановке;

мониторинг
и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Принципы
построения, состав сил и средств, порядок
выполнения задач и взаимодействия
основных элементов, а также иные вопросы
функционирования государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций определяются
законодательством Республики Беларусь.

Функционирование
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
обеспечивает республиканский орган
государственного управления по
чрезвычайным ситуациям.

Мероприятия
по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, совершенствованию
материально-технической базы
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
предусматриваются программами
социально-экономического развития
Республики Беларусь.

1.4.2 Задачи гражданской обороны

Исходя из
поставленной перед гражданской обороной
целей, на основе принципов построения
и функционирования гражданской обороны
определены основные направления ее
деятельности, которыми являются

  1. Защита населения
    от современных средств нападения
    противника.

  2. Проведение
    мероприятий, направленных на повышение
    устойчивости работы отраслей экономики
    в условиях военного времени.

  3. Проведение
    спасательных и неотложных
    аварийно-восстановительных работ в
    очагах поражения (катастроф).

Согласно данным
направлениям перед гражданской обороной
стоят задачи. Для решения этих задач
проводятся целый ряд мероприятий. Для
защиты населения заблаговременно
строятся защитные сооружения, накапливаются
средства индивидуальной защиты,
проводится обучение населения правильному
использованию средств защиты, оказанию
первой помощи и подготовке к эвакуации
из крупных городов в загородную зону.

В целях повышения
устойчивости работы объектов экономики
в условиях военного времени проводятся
мероприятия, направленные на поддержание
способности этих объектов выпускать
продукцию в заданной номенклатуре и
количестве. К числу этих мероприятий
относятся: строительство убежищ для
защиты рабочих и служащих; защита станков
и оборудования от воздействия поражающих
факторов ядерного взрыва; снижение
запасов взрывоопасных, пожароопасных
и сильнодействующих ядовитых веществ
на объектах; создание условий для
бесперебойной подачи электроэнергии
и функционирования системы автоматического
отключения подачи газа и т.п.

Спасательные
работы включают: ведение разведки в
очагах поражения и путей выдвижения
сил гражданской обороны, тушение пожаров,
вскрытие разрушенных и заваленных
защитных сооружений; подача, при
необходимости, воздуха в разрушенные
сооружения; разборку завалов; вывоз
людей в безопасные районы; оказание
медицинской помощи пораженным и их
эвакуацию за пределы очага.

Неотложные
аварийно-восстановительные работыпредусматривают:
устройство проездов в завалах; наведение
мостов и переправ для движения сил
гражданской обороны; укрепление или
обрушение конструкций, угрожающих
обвалом и мешающих проведению спасательных
работ; ликвидацию аварий на энергетических,
коммунальных и газовых сетях, угрожающих
жизни спасаемых людей или мешающих
проведению спасательных работ.

Таблица 1

Задачи гражданской
обороны

ЗАДАЧИ

1 НАПРАВЛЕНИЕ

2 НАПРАВЛЕНИЕ

3 НАПРАВЛЕНИЕ

1. Обучение
населения способам защиты от опасностей,
возникающих при ведении боевых действий
или вследствие этих действий.

2. Оповещение
населения об опасностях, возникающих
при ведении боевых действий или
вследствие этих действий.

3. Эвакуация
населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы.

4. Предоставление
населению убежищ и средств индивидуальной
защиты.

5. Проведение
мероприятий по световой маскировке
и другим видам маскировки.

1. Обеспечение
постоянной готовности сил и средств
гражданской обороны.

2. Разработка и
осуществление мер, направленных на
сохранение объектов, существенно
необходимых для устойчивого
функционирования экономики и выживания
населения в военное время.

3. Обнаружение и
обозначение районов, подвергшихся
радиоактивному загрязнению, химическому,
биологическому заражению и пр.

4. Обеззараживание
населения, техники, зданий, территорий
и проведение других необходимых
мероприятий.

1. Первоочередное
обеспечение населения, пострадавшего
при ведении военных действий или
вследствие этих действий, в т.ч.:
медицинское обслуживание, срочное
предоставление жилья и т.п.

2. Проведение
аварийно-спасательных работ в случае
возникновения опасности для населения
при ведении военных действий или
вследствие этих действий.

3. Борьба с
пожарами, возникающими при ведении
военных действий или вследствие этих
действий.

4. Восстановление
и поддержание порядка в районах,
пострадавших при ведении военных
действий или вследствие этих действий.

5.Восстановление
функционирования необходимых
коммунальных служб в военное время.

6. Захоронение
трупов в военное время.

Неотложные
аварийно-восстановительные работы
ведутся в интересах спасения людей в
очагах поражения и, лишь в случаях
незначительных разрушений объектов,
может стоять задача восстановления их
производственной деятельности.

Деятельность
гражданской обороны можно условно
разделить на три периода: период мирного
времени, период угрозы нападения
противника и период ликвидации последствий
нападения.

нештатных аварийно-спасательных формирований

Таблица 1

пп

Наименование раздела табелизации

Количество

позиций в разделе

1.

Средства индивидуальной защиты

9

2.

Медицинское имущество

6

3.

Средства радиационной, химической разведки и контроля

13

4.

Средства специальной обработки

3

5.

Инженерное имущество и аварийно-спасательный инструмент

18

6.

Средства связи

10

7.

Пожарное имущество

6

8.

Вещевое имущество

20

9.

Автомобильная и специальная техника

2

Простой количественный анализ таблицы показывает весьма широкий спектр техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов, используемых для табелизации нештатных аварийно-спасательных формирований, требует от руководителей творческого подхода и большой организаторской работы.

В соответствии со статьей 9 п.2 Федерального закона от 12 февраля 1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»:

Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

Состав, структура и оснащение НФГО определяются приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» исходя из примерного перечня создаваемых НФГО и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:

определяют организации, создающие НФГО;

организуют создание и подготовку НФГО;

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением личного состава НФГО организаций, находящихся в ведении этих органов;

создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:

-определяют организации, создающие НФГО;

-организуют поддержание в состоянии готовности НФГО;

-организуют подготовку и обучение личного состава НФГО;

-создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

Организации:

-создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО;

-осуществляют обучение личного состава НФГО;

-создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.

Личный состав НФГО в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» комплектуется организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В Приложение № 1 к Типовому порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне», утвержденному приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701, приведен примерный перечень создаваемых нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (Приложение № 5,6).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector