Техногенные чрезвычайные ситуации: причины и последствия

Чем отличается катастрофа от аварии

В средствах массовой информации зачастую слова «авария» и «катастрофа» упоминаются как синонимы. Но это не верно. Между этими понятиями есть существенное отличие – масштаб последствий.

Допустим, произошло ДТП (дорожно-транспортное происшествие). Если нет пострадавших или их немного, то говорят об аварии, а если жертвами происшествия стали десятки человек, то ДТП классифицируют как катастрофу.

Отличия аварии от катастрофы:

  1. авария может быть без жертв или с минимальным количеством;
  2. авария имеет сравнительно небольшой жизненный цикл, а катастрофа, как правило, продолжительна во времени и «обрастает» поражающими факторами. Например, обрыв проводов на ЛЭП при сильном ветре – это авария. Землетрясение, ставшее причиной схода оползней, перегородивших горную реку, и последующее затопление города ниже по течению при прорыве завалов – это уже катастрофа. Причиной стало землетрясение, породившее целый ряд поражающих факторов;
  3. масштаб последствий при аварии имеет локальный масштаб и легко устраним. Последствия после катастрофы ликвидируют в течение долгого времени. Например, последствия после ЧП на АЭС в Японии после землетрясения и цунами в 2011 году не удалось ликвидировать до настоящего времени. По оценке специалистов, на устранение последствий может потребоваться еще около 40 лет;

Необходимо отметить, что несвоевременное реагирование соответствующих служб на аварию (по халатности или в силу непреодолимых причин) может стать причиной катастрофы. Например, как это произошло на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Сотрудники были не в состоянии (физически и технически) локализовать последствия взрыва на одном из энергоблоков, в результате чего произошла небывалая до того времени по масштабам экологическая катастрофа: радиоактивное облако накрыло часть Украины, Белоруссии и европейской зоны РФ.

Напомню, период полураспада (проще говоря, обеззараживания) цезия-137 составляет 30 лет. Это уже произошло. Но еще страшней последствия от выделившегося при взрыве плутония-241. Дело в том, что при его полураспаде (а это 14 лет) выделяется радиоактивный элемент америций-241, период полураспада которого составляет 432 года!

Различия

Прежде всего заметим, что и аварии, и катастрофы – чрезвычайные ситуации.

Чрезвычайная ситуация — это возникновение на определённой территории, акватории или объекте состояния, при котором невозможна нормальная жизнь и деятельность людей, когда существует угроза их здоровью, повреждается имущество, хозяйство или природная среда.

На этом сходства понятий заканчиваются, поэтому будем подробно разбираться в том, чем отличается катастрофа от аварии.

Первое отличие заключается в масштабе. Аварии захватывают небольшую территорию, в то время как катастрофы имеют глобальный характер.

Следующее отличие – в динамике. Катастрофы часто характеризуются наличием поражающего фактора, то есть событие происходит «по нарастающей», аварии же чаще происходят без него, одномоментно.

Ещё одно отличие аварии и катастрофы – последствия. Конечно, обе чрезвычайные ситуации несут в себе неприятности и разрушения. Но последствия аварии намного менее трагичны: нет жертв, поражается локальная территория, причиняется поправимый ущерб материальным ценностям. Последствия катастроф более масштабны, ведь они сопровождаются гибелью большого количества людей и негативным влиянием на окружающую среду в глобальном масштабе.

И, наконец, последнее, чем отличается катастрофа от аварии, это устранение последствий. Ликвидация аварии занимает сравнительно небольшой промежуток времени, она начинается незамедлительно, во избежание дальнейших разрушений. Ликвидировать последствия катастрофы гораздо сложнее, зачастую это и вовсе невозможно сделать.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Катастрофы с выбросом радиоактивных веществ

Одна из наиболее опасных разновидностей катастроф техногенного происхождения. Радиация не только убивает живые организмы, но и провоцирует лавинообразное нарастание клеточных повреждений и мутаций: животные и люди, подвергшиеся облучению, практически наверняка остаются бесплодными, у них развиваются многочисленные раковые опухоли, а их потомство, даже если оно может появиться на свет, очень часто поражено генетическими дефектами. Первые техногенные аварии и катастрофы такого рода стали происходить в то время, когда была начата массовая эксплуатация АЭС и реакторов, производивших оружейный уран и плутоний.

Не так давно все следили за событиями в японском городке Фукусима: станция эта, судя по творящемуся там сейчас, будет отравлять Тихий океан радиоактивной водой еще многие сотни лет. Ликвидировать последствия японцы до сих пор не могут, да и вряд ли им это удастся, так как расплавленное ядерное топливо ушло далеко в прибрежный грунт. Если описывать «радиоактивные» техногенные аварии в России и бывшем СССР, то на ум приходят сразу два случая: Чернобыль и комбинат «Маяк» в Челябинской области. И если о ЧАЭС знает едва ли не каждый, то авария на «Маяке» известна немногим. Произошло это в 1957 году.


критической массы

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Классификация ЧС техногенного характера

По характеру происхождения техногенные катастрофы подразделяются на:

  1. Аварийные ситуации на очистных сооружениях. Под этим понимается массовый выброс загрязняющих веществ в очистные емкости в результате чего резко снижается качество проточной воды.
  2. Авария коммунальных систем. Это — разрушение различных участков канализации, трубопровода горячего и холодного водоснабжения, подвода питьевой воды.
  3. Нарушение работ электроэнергетических системы. С этим связаны аварии на электростанции с продолжительным периодом прекращения подачи электричества населению.
  4. Обрушение зданий. В силу тех или иных причин происходит обвал несущей конструкции сооружения, создавая тем самым опасность для жизни человека.
  5. Гидродинамические аварии. Обширное затопление и отложение наносов на территории расположения производственных объектов и домов населения. Причиной аварии может быть прорыв дамб и плотин. В некоторых случаях затопление сопровождается волной прорыва, также несущее в себе механический фактор разрушения.
  6. Выброс биологически и химически опасных веществ. Сюда относятся аварии техногенного характера на предприятиях и лабораториях, связанных с производством разного рода химикатов. Также в эту группу входят аварии во время транспортировки опасных веществ.
  7. Аварии с выбросом радиации. Это следствие нарушения работы атомных электростанций и ядерных промышленных установок. Также сюда входят аварии в следствии неправильного хранения ядерных боеприпасов.
  8. Взрывы и пожары. Под этим имеется ввиду разного рода взрывы и возгорания в жилых и промышленных помещениях, лесах и объектах по добыче полезных ископаемых, складах хранения горючих и взрывоопасных веществ.
  9. Транспортные аварии. Это всевозможные разновидности дорожно-транспортных происшествий и аварии, связанные с перевозкой каких-либо грузов.

Помимо природы возникновения чрезвычайные ситуации техногенного характера классифицируются по степени нанесения ущерба и католичеству потерь. Под потерей здесь подразумевается количество людей погибших или не способных выполнять свою обычную трудовую деятельность. Ущерб показывает тот финансовый урон, который был нанесен экономическому сектору.

Существуют следующие разновидности ЧС:

  • Локальные. Потери среди населения здесь не более 10 человек, нарушение условий жизни при этом менее 100 человек. ЧС в данном случае остается в границах одного объекта. Материальный ущерб входит в сумму 100 000 рублей.
  • Местные. Количество пострадавших находится в пределах 10-50 человек. Техногенная авария не выходит за границы населенного пункта с ущербом экономике не более 5 000 000 рублей.
  • Территориальные. Последствия аварии составляет в потерях среди населения от 50 до 500 человек и нарушением условий жизни до 5000 человек. Материальный урон уже равняется 50 000 000 рублей, а масштаб ЧС не выходит за рамки субъекта РФ: области, края и прочее.
  • Региональные. Количество пострадавших в этом случае равняется до 5 000 чел. Урон экономике 500 000 000 рублей. Область распространения ЧС покрывает 2 субъекта федерации.
  • Федеральные. Имеют наибольший масштаб последствий в результате аварий техногенного характера с количеством пострадавших более 10 000 человек и нанесенным материальным ущербом свыше 500 000 000 рублей.

Основные причины

Ключевую в роль предотвращении будущих возможных производственных аварий играет изучение прошлого опыта. Поэтому создаются специальные комиссии, которые изучают особенности техногенной ЧС и выявляют причины ее появления.

Технические факторы

К такому типу относят причины аварий, которые происходят из-за несовершенства технологического оборудования. Иногда конструктор может совершить ошибку, которая в дальнейшем приведет к авариям.

Любое нарушение техники безопасности может привести к проблемам

На производстве должна работать сигнализация, предохранительные устройства. Для строительства используют только прочные и качественные материалы.

Иногда люди пренебрегают этими требованиями. В итоге случаются разные производственные аварии.

Организационные причины

К этой группе относятся уклонения от соблюдений норм работы. Например, превышение нагрузки и увеличение количества рабочего времени. В таком состоянии работники быстрее устают, у них снижается концентрация внимания и они рискуют совершить ошибки.

Отнести к организационным причинам ЧС можно недостаточное инструктирование рабочих, неправильно поставленные производственные процессы и т.п.

К аварии может приводить неправильная эксплуатация инструментов, оборудования, транспорта. Нарушения норм складирования и хранения тоже способствуют появлению проблем.

Важно! Проходы и проезды в производственных и складских помещениях должны быть установленной ширины, иначе это затрудняет передвижение в случае эвакуации

Санитарно-гигиенические причины

К этой группе принято относить недостаточную освещенность, вибрацию, шум, высокую запыленность, отсутствие или недостаточность медицинского осмотра.

Вредные пары и газы негативно влияют на организм работников. Они могут испытывать спутанность сознания, что приведет к возникновению ошибок. Вредные излучения тоже плохо сказываются на самочувствии.

Антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений тоже приводит к проблемам. В таких условиях люди чувствуют нарушения концентрации внимания.

Личные причины

К производственным авариям может приводить человеческий фактор. Например, работник знает технику безопасности, но сознательно ее нарушает или пренебрегает ею.

Каска может уберечь от серьезных черепно-мозговых травм, но не все ее носят

Работа в плохом физическом состоянии может приводить к тому, что человек случайно совершит ошибку. Из-за вредных факторов могут развиваться профессиональные заболевания.

Основные источники ЧС

Наибольшее число ЧС природного происхождения обусловлено:

  • наводнениями                                                           34%
  • ураганами, бурями, тайфунами, смерчами            19%
  • сильными, продолжительными дождями              14%
  • землетрясениями                                                        8%
  • сильными снегопадами, метелями                           8%
  • оползнями, обвалами                                                 5%

Основными источниками ЧС техногенного характера и технологических катастроф всё же является человеческий фактор. Классификация наиболее опасных ЧС техногенного характера может быть представлена следующим образом.

Транспортные аварии (катастрофы):

  • аварии товарных поездов;
  • аварии пассажирских поездов, поездов метрополитенов;
  • аварии речных и морских грузовых судов;
  • аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;
  • авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах;
  • авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;
  • аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные катастрофы);
  • аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и в тоннелях;
  • аварии на магистральных трубопроводах.

Пожары, взрывы, угрозы взрывов:

  • пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;
  • пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, пожары (взрывы) на транспорте;
  • пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;
  • пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социальнобытового, культурного назначения;
  • пожары (взрывы) на химически опасных объектах;
  • пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах;
  • обнаружение неразорвавшихся боеприпасов;
  • утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);
  • аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) ХОВ;
  • образование и распространение ХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;
  • аварии с химическими боеприпасами, утрата источников ХОВ.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ):

  • аварии на атомных станциях (АЭС), атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ;
  • аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла (ЯТЦ);
  • аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом РВ на борту;
  • аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;
  • аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;
  • утрата радиоактивных источников.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях);
  • аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;
  • утрата БОВ.

Внезапное обрушение зданий, сооружений:

  • обрушение элементов транспортных коммуникаций;
  • обрушение производственных зданий и сооружений;
  • обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.

Аварии на электроэнергетических системах:

  • аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;
  • аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;
  • выход из строя транспортных электроконтактных сетей.

Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения:

  • аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;
  • аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;
  • аварии в системах снабжения населения питьевой водой;
  • аварии на коммунальных газопроводах.

   Аварии на очистных сооружениях:

  • аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;
  • аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

   Гидродинамические аварии:

  • прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;
  • прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек др.) с образованием прорывного паводка;
  • прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях. Ущерб при механических повреждениях и разрушениях сооружений определяют исходя из их возможной степени повреждения – в долях от первоначальной сметной стоимости. Ущерб при коррозийных повреждениях объектов в обычной и агрессивных средах определяют с учетом вероятности повреждения в долях от нормативного срока службы.

Меры по предупреждению

Любую катастрофу гораздо проще предотвратить, нежели ликвидировать ее последствия. Профилактические меры включают в себя целый комплекс технических и организационных действий, целью которых является выявления возможных причин ЧС и заблаговременное их устранение.

Проводятся мероприятия, направленные на максимальное снижение негативных последствий и потерь в случае возникновения аварийной ситуации. Активной является и работа по созданию оптимальных условий для проведения спасательных и срочных аварийно – восстановительных работ.

Содержание мероприятий по предупреждению ЧС техногенного характера должно соответствовать требованиям всех законодательных актов, регулирующих деятельность того или иного объекта. Для получения наибольшей эффективности таких мер необходимо соблюдать принцип своевременности и заблаговременности их применения.

На промышленных или транспортных объектах должны создаваться безопасные условия труда, отвечающие нормативам, разрабатываться планы действий в случае возникновения внештатной ситуации, создаваться аварийные источники управления сооружениями. Кроме того, оснащение предприятий современными средствами защиты значительно уменьшит число человеческих жертв.

Внедрение в производство автоматики не только положительно влияет на производительность, но и сокращает влияние человеческого фактора. Вопрос о безопасности сооружения должен возникать еще на стадии проектирования. Необходимо в большей степени отдавать предпочтение такому пожароустойчивому материалу, как стекловолокно, пенобетон.

Создавая проект новых систем водоснабжения, следует включить в него резервные источники воды, которые можно будет использовать в случае аварийной ситуации. Вычислить примерные потери воды и сколько ее будет необходимо, учитывая средние показатели потребления.

К мероприятиям по предупреждению ЧС техногенного характера также следует отнести все действия по обеспечению бесперебойной и надежной работы объекта. От этого зависит успешность по реализации задач, направленных на защиту рабочих и оборудования при различных производственных авариях или природных катастрофах.

К подобным мерам относятся:

  • Внесение в план проекта предприятия, чья деятельность сопряжена с опасными иили взрывчатыми веществами специальных убежищ.
  • Составление плана по эвакуации жителей поселений, которые находятся на участках, подверженных оползням, селям, подземным толчкам.
  • Доведение до сведения работников и служащих график работы и возлагающиеся обязанности при возникновении внештатной ситуации.
  • Правильное хранение и поддержание в рабочем состоянии необходимых средств защиты в достаточном количестве
  • Проведение обучающих семинаров и распространение памяток среди населения по правилам безопасного поведения при различных природных катаклизмах или в случае утечки опасных веществ
  • Ежегодная проверка систем массового оповещения. Доведения до сведения людей информации о порядке действий в случае объявления эвакуации.
  • Приготовления резервных запасов долго хранящихся продуктов и чистой воды

Целью мер по предупреждению техногенных ЧС является не только предотвращение возможной катастрофы, но в большей степени акцент делается на уменьшение количества пострадавших и быструю ликвидацию разрушающих последствий.

Что делать в случае промышленной аварии

Если предотвратить происшествие не получилось, важно знать, как действовать в сложной ситуации. От действий каждого человека зависит масштаб трагедии, количество пострадавших

На выбор конкретной схемы действий влияет вид аварии. Но есть ряд общих рекомендаций, которых необходимо придерживаться. Если авария маленькая и сводится к поломке оборудования, работнику следует отключить его от питания, сообщить о происшествии начальнику. Дальнейшие действия должны соответствовать инструкциям и планам по безопасности, утвержденным на производстве.

При более масштабных происшествиях, вроде утечки газа, взрыва, необходимо действовать следующим образом:

  1. Постараться устранить угрозу для здоровья и жизни окружающих. При необходимости пострадавшим оказывают первую помощь, вызывают бригаду медиков;
  2. Дополнительно вызывают пожарных, МЧС. Лучше, если заниматься этим будут несколько лиц, что ускорит процесс. Объединять звонки и поручать их одному человеку не стоит;
  3. Когда опасность для окружающих снижена, создается специальная комиссия для расследования всех нюансов произошедшего. В ее состав входит руководитель организации, его заместитель, инженер и человек, ответственный за безопасность на предприятии. Дополнительно может быть вызван эксперт для независимой оценки;
  4. На завершающем этапе комиссия проводит осмотр места, где все произошло. По результатам этого составляется протокол, обязательно нужно зафиксировать место случившегося при помощи фото или видео.

Затем составляется акт. Форма его зависит от многих нюансов, например, были ли в результате ЧП пострадавшие.

При попытках ликвидировать очаг аварии, важно четко понимать, насколько опасной является ситуация. Не рекомендуется рискуя жизнью и здоровьем устранять катастрофу

Лучше вывести людей из опасной зоны и позволить специальным службам ликвидировать ЧС.

Справка! Примером одной из серьезных аварий является техногенная катастрофа на химкомбинате «Маяк». Это произошло в 1957 году. Последствия произошедшего оцениваются как тяжелые. Занимает 3 место среди всех катастроф подобного характера по всему миру. Ликвидация последствий была массовой и комплексной. Но избежать кризиса не удалось.

На территории Российской Федерации множество опасных промышленных предприятий. Только в Волгоградской области их можно насчитать десятки. По всей России это число довольно большое. Халатное отношение к безопасности приводит к смертельным исходам. Потому должны проводиться регулярные инструктажи на предприятии, обучение технике безопасности.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Виды катастроф

Страшные происшествия происходят по различным причинам. В зависимости от них выделяются такие виды катастроф:

  • Природные. К ним относятся сильнейшие смерчи, бури, землетрясения, засуха, лесные пожары и т. п.
  • Техногенные. Например, крупные транспортные аварии, авиакатастрофы, аварии на производстве, связанные с утечкой радиоактивных или химических веществ, прорывы дамб и т. д.
  • Общественные беспорядки, теракты, вооружённые конфликты.
  • Болезни. Сюда относятся эпидемии (широкое распространение инфекционных заболеваний среди людей), эпизоотии (заражение инфекционной болезнью одного или нескольких видов животных на конкретной территории), эпифитотии (широко распространённое заболевание растений, имеющее инфекционный характер).

По объёму разрушений и возможностям привлечения ресурсов для ликвидации последствий катастроф различают следующие виды:

  • местного масштаба, когда последствия происшествия можно решить с помощью ресурсов административной территории одного самоуправления, на котором случилось печальное событие;
  • регионального масштаба, когда объём разрушений превышает территорию одного самоуправления и ресурсов затронутых самоуправлений и государственных средств достаточно для ликвидации последствий;
  • государственного масштаба – когда разрушения охватывают территорию целого государства или нескольких государств, а для ликвидации последствий средств этих государств недостаточно.

Человечество до сих пор скорбит по жертвам самых ужасных катастроф в истории, которые унесли жизни множества человек.

Расследование аварий и катастроф

Выяснение точной последовательности событий позволяет специалистам установить, что именно послужило причиной возникновения ЧС

Это важно для того, чтобы выявить виновных и наказать их. Полученная информация позволит в дальнейшем не допускать таких проблем

Последовательность действий при ЧС на производстве закреплена в ТК РФ

В первую очередь обязательно информируются надзорные органы, страховая, профсоюз и госинспекция по труду. Сразу же принимаются действия направленные на защиту здоровья и жизни рабочих, окружающей среды и третьих лиц.

На месте происшествия должна быть сохранена неизменная обстановка, так как это очень важно для установления причины аварий. Исключения допускаются только при необходимости предотвратить развитие последствий и для оказания первой помощи

Действия комиссии

Собирается вся информация о случившемся, обязательно проводится фото и видео фиксация. Делаются схемы аварии и места происшествия. Отдельно оформляется протокол по анализу случившегося.

Важно! Свидетельские показания и объяснительные должностных лиц собираются исключительно в письменной форме. Комиссия проводит анализ характера нарушений на производстве, проводится осмотр проектной документации, оценивается квалификация уровня мастерства сотрудников

Комиссия проводит анализ характера нарушений на производстве, проводится осмотр проектной документации, оценивается квалификация уровня мастерства сотрудников.

Позже проводится следственный эксперимент и назначается экспертиза. На основе этих данных, свидетельских показаний и анализа документов делается вывод о причинах аварий.

Разрабатываются методы по предотвращению развитию повторного происшествия. Предварительно определяется уровень ущерба, как материального, так и социального.

Материалы

Председатель комиссии утверждает перечень документов. Он зависит от того, какая именно авария произошла и какого масштаба. В первую очередь создается приказ о создании комиссии, потом акт расследования и протокол исследования места аварии с видео и аудио документами.

При необходимости делается отчет председателя комиссии об итогах работы экспертов. Прикладываются докладные от специальных служб, которые занимались ликвидацией последствий аварии.

Важно! Всех причастных лиц опрашивают и фиксируют показания в письменном виде. Графические изложения, отчеты экспертов тоже должны быть задокументированы

Делаются копии и выдержки из журналов по обучению техники безопасности, повышению квалификации рабочих.

Правильный сбор документов очень важен для правильного установления причины аварии

Если комиссия устанавливает факты нарушения безопасности, то их нужно письменно зафиксировать и детально перечислить. Если организации были не своевременно уведомлены, то составляется специальный протокол.

Транспортные аварии

Так называется какое-то экстремальное событие с участием транспортных средств, возникшее в результате технических неисправностей или внешних воздействий, вследствие которого произошла порча имущества, был нанесен значительный ущерб, погибли или пострадали люди. Чтобы был лучше понятен масштаб такого рода событий, приведем несколько примеров:

  • 1977 год, аэропорт Лос-Родеос (Канарские острова). Страшная авария, когда столкнулись сразу два «Боинга-747». В результате катастрофы погибли 583 человека. На сегодняшний день это наиболее крупная и жуткая авария в истории всей гражданской авиации.
  • 1985 год, японский «Боинг-747» рейса JAL 123 врезался в гору из-за ошибки навигационной системы. Катастрофа унесла жизни 520 человек. Вплоть до сегодняшнего дня это считается наиболее крупной аварией гражданского самолета.
  • Сентябрь 2001 года, США. Печально известное столкновение самолетов с башнями Всемирного торгового центра. Точное количество погибших до сих пор неизвестно.

Таким образом, гибель людей – вот самое страшное, что несут техногенные аварии. Примеры аналогичных катастроф есть и в СССР:

  • 16 ноября 1967 года при вылете из Екатеринбурга (тогда Свердловск) разбился Ил-18. Все 130 человек, которые находились в тот момент на борту, погибли.
  • 18 мая 1972 года в Харьковском аэропорте разбился Ан-10, развалившись на куски при посадке. Всего погибло 122 человека. Впоследствии выяснилось, что причиной столь нелепой катастрофы оказались глубокие конструктивные недостатки самой машины. Более самолеты этого типа не эксплуатировались.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector