Обеспечение безопасности людей в чрезвычайных ситуациях

Введение (снятие) режима ЧС

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):

  • режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.

Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.

При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) Критерии введения режима ЧС Кто вводит ЧС
ЧС в лесах муниципального характера Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах регионального характера Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах межрегионального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства
ЧС в лесах федерального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

 Также читайте познавательный материал от МЧС России: 

  1. Методические рекомендации по действиям органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде
  2. Приказ МЧС России № 33 от 22.01.2013 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Как действовать в условиях ЧС военного характера

Опасную зону с началом военных действий рекомендуется покинуть как можно быстрее. Если нет возможности уехать всей семьей, то в первую очередь надо эвакуировать детей и стариков. С собой брать только самое необходимое: деньги, документы и личные вещи.

Если придется оставаться в зоне ЧС, то к этому надо подготовиться:

  1. Стекла на окнах заклеить скотчем, бумагой, что повышает их прочность и не даст осколкам вас поранить.
  2. Если есть такая возможность, то в подвале надо соорудить укрытие.
  3. Если есть участок земли возле дома, то укрытие лучше делать на расстоянии от дома, чтобы в случае его разрушения не пострадать.
  4. Сделать запасы воды и продуктов, которые имеют длительный срок годности.
  5. Приготовить аптечку с необходимыми лекарствами и перевязочным материалом.
  6. Приобрести средства для тушения пожара.
  7. Собрать вещи, документы, деньги на случай экстренной эвакуации.
  8. При наличии личного автомобиля позаботиться, чтобы был запас горючего на случай срочного отъезда.
  9. Если приближается зима, надо продумать, как отапливать помещение, когда не будет центрального отопления.

Необходимо, чтобы была информация, каковы действия населения при ЧС военного характера. Каждый должен:

  1. Не реагировать на провокации и сохранять спокойствие.
  2. Не оповещать малознакомых людей о своих планах.
  3. Свои документы всегда носить при себе.
  4. Знать, где в городе или населенном пункте расположены укрытия.
  5. Без особой необходимости не покидать дом.
  6. Стараться не находиться в местах с большим скоплением народа.
  7. При получении любой информации или инструкций относительно дальнейших действий от органов власти постараться донести ее до своих родных и близких.
  8. Если появились вооруженные люди, военная техника, то надо скорее покинуть этот район.
  9. Во время обстрелов надо находиться в убежищах, прятаться в подвалы.
  10. Надо быть готовым оказать первую помощь пострадавшим.

Нельзя оставаться равнодушными к горю других. Действия населения при ЧС военного времени должны быть согласованы и основаны на взаимопомощи и поддержке. Каждый в условиях военных действий может оказаться в такой ситуации.

Если обнаружены взрывоопасные предметы, то действовать надо так:

  • нельзя их трогать руками и стараться перетащить в другое место;
  • категорически запрещается нагревать и бросать;
  • нельзя их применять для разведения огня;
  • запрещено вносить в здания, бросать в колодцы.

Если такие взрывоопасные предметы найдены на улице, то постарайтесь огородить их и обозначить местонахождения. Потом сразу надо сообщить в органы МВД.

Независимо от характера происшествия, действия населения при природном ЧС или техногенной аварии должны быть тщательно продуманны. От этого зависит жизнь и здоровье.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Комплект первой необходимости

  1. Аптечка первой помощи (бинты, вата, зелёнка, йод, пластырь, перекись водорода 3%, болеутоляющее, средство от головной боли, жаропонижающее).
  2. Консервированные продукты в банках (различные консервы, сгущённое молоко)
  3. Питьевая вода (удобно её брать с собой в бутылках и бутлях).
  4. Банка кофе, пачка чая, коробок с солью, сахар.
  5. Транзисторный приёмник.
  6. Электрический фонарик.
  7. Несколько комплектов батареек для приёмника и фонарика.
  8. Зажигалка, газеты на случай разжигания костра, спички в полиэтиленовом пакете или другой герметичной коробке или таре.
  9. Столовые принадлежности: ложки и вилки, складной нож, две-три миски и кружки (можно жестяные — они не побьются в дороге), открывалка для консервов, лёгкий топорик для туризма.
  10. Предписанные лекарства, которые необходимо употреблять членам семьи по личным медицинским показателям регулярно (если по инструкции их хранение не требуется в холодильнике).
  11. Очки.
  12. Корм и вода для домашних животных.
  13. Документы, кредитные карты, наличные деньги, ключи от машины (дополнительный набор), страховые полисы и т. п. нужно уложить в водонепроницаемый контейнер.
  14. Противопылевой респиратор.
  15. Термос.
  16. Мешки для мусора.
  17. Местные карты.
  18. Свисток (с помощью этого нехитрого предмета можно подать сигнал о помощи).
  19. Полиэтиленовая плёнка и клейкая лента (скотч) для создания локального убежища.
  20. Дополнительный мобильный телефон заряжённый, к нему зарядное устройство, инвенторное зарядное устройство, устройство для подзарядки от солнечной энергии.
  21. Справочные материалы, которые могут понадобиться в чрезвычайных ситуациях. Например, справочник по оказанию первой медицинской помощи.
  22. Спальный мешок или тёплое одеяло на каждого.
  23. Полный комплект отдежды на смену, включая прочную и удобную обувь, рубашку с длинными рукавами.
  24. Огнетушитель.
  25. Предметы личной гигиены.
  26. Походный набор посуды: пластиковые стаканы, тарелки, приборы (вилки, ложки, ножи), бумажные полотенца.
  27. Влажные и сухие бумажные салфетки.
  28. Блокнот, бумага, карандаши простые.
  29. Игры и головоломки для маленьких детей, книги.

Комплект первой необходимости обязательно должен быть в непромокаемой сумке, которую легко отличить от других, можно даже в этих целях на сумке сделать какую-то яркую пометку. Ещё одну сумку с таким же комплектом хорошо бы хранить и в багажнике автомобиля.

На шкале транзисторного приёмника желательно сделать пометки, чтобы быстро настроить его на нужную волну и поймать сообщения местной радиостанции, передающей важные инструкции для населения.

Также следует подготовить комплект сменной одежды и обуви для каждого члена семьи, желательно, чтобы в списке была и тёплая, и непромокаемая одежда. Обувь должна быть максимально удобной, на твёрдой подмётке.

Можно подготовить также палатку и спальные мешки. 

Если в инструкциях местных чрезвычайных служб даются рекомендации иметь ещё дополнительно какие-либо вещи на случай специфических ЧС, следует чётко последовать этим рекомендациям. 

Причины техногенных чрезвычайных ситуации

  • неудачное размещение объектов производства, хозяйственной или социальной инфраструктуры, в результате которого может возникнуть масштабная техногенная катастрофа;
  • отсталость в технологиях, применяемых при производстве; недостаточная внедряемость энергосберегающих и иных инновационных процессов;
  • высокий износ производственного оборудования, приводящий к предаварийным ситуациям;
  • увеличение производственных мощностей, приводящее к недостатку транспортных средств и нарушению техники безопасности;
  • недостаток высококвалифицированных работников, низкий уровень комфортности при производстве;
  • снижение производственной дисциплины, низкая ответственность должностных лиц;
  • отсутствие внутреннего контроля на объекте за существующими производственными технологиями;
  • низкий уровень техники безопасности, отсутствие соответствующих функциональных должностей;
  • недостатки существующих нормативных правовых актов, регулирующих технологические процессы;
  • воздействие внешних природных факторов, приводящих к образованию предаварийных ситуаций;
  • конструктивные недостатки при строительстве зданий, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры;
  • низкий уровень управления контролем доступа в здание.

Справка:

  • мониторинг потенциально опасной внутренней производственной и внешней природной среды, состояния технологических линий и объектов;
  • прогнозирование развития аварийной ситуации в случае ее возникновения на основании полученных сведений;
  • превентивные меры для снижения риска аварийной ситуации.
  • выделение событий, которые могут привести к ЧС техногенного характера;
  • снижение вероятности возникновения таких событий.
  • районирование территории (сейсмологическое, гидрологическое, геологическое, климатическое, экономическое), на основании результатов которого определяется рациональное размещение объектов хозяйственного комплекса, в частности рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
  • предупреждения (снижение интенсивности) некоторых опасных производственных процессов и внешних природных явлений;
  • профилактики аварийной ситуации (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
  • профилактика терроризма и преступности на предприятии;
  • проведение мероприятий по повышению квалификации персонала;
  • снижение уровня нагрузок на технологические и транспортные линии объектов;
  • снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
  • обеспечение устойчивости зданий к нагрузкам
  • обеспечение эффективности (надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию экстремальных ситуаций в аварию.

Справка:

Техническая организация укрытий

Фонды защитных сооружений наращиваются разными способами. Для размещения объектов хозяйственного, производственного и социально-бытового назначения с возможностью обеспечения внешней защиты могут осваиваться подземные городские пространства. Ставятся на учет также подвальные и другие мелкозаглубленные помещения наземных сооружений. Естественные полости, горные выработки и шахты метрополитенов после соответствующего дооборудования могут использоваться в организации защиты населения и материальных средств в угрожаемый период. Для всех объектов из фонда защитных городских укрытий действуют определенные требования к условиям содержания людей, которые касаются санитарно-гигиенических правил. Также к основным требованиям относится возможность подготовки укрытия к приему населения за 12 ч с момента оповещения.

Доклад №2

Защита населения в чрезвычайных ситуациях — важная задача гражданской обороны, осуществляющая в соответствии с установленными правилами и целями. Цель — обеспечить безопасную обстановку при сложившейся опасности или угрозе заражения радиацией, газом или пожара. Защита населения выражается в методах, предотвращающих заражение, отравления или облучения в зоне опасности.

Отдел гражданской обороны создан специально для выполнения этих целей.

Он обязан выполнять следующие задачи:

  • проводить оповещения и предупредительные сигналы о предстоящей опасности и угрозе;
  • организовывать мероприятия по эвакуации людей;
  • способствовать укрытию населения в специально подготовленных местах, обеспечивая медицинское обслуживание, питание и еду;
  • снабжать население средствами индивидуальной защиты, во избежание попадания негативных факторов на кожу и дыхательные пути.

Отдел должен способствовать проведению обязательного обучения населения способом защиты. На него возложена главная обязанность – своевременно оповещать население перед возникшей угрозой. Оповещение людей производится путем радиовещательного канала или телевидения

Используются другие предупредительные сигналы: транспортные средства, гудки на предприятиях, заводах, фабрик, завывание сирен, символизирующих внимание и предупреждение людей об опасности и предстоящей угрозе. Услышав такие сигналы, населению немедленно включать телевидение и радио

Получив важную информацию, быстро собираться и бежать в убежище, захватив с собой только документы. При угрожающей опасности медлить нельзя.

Убежище – специальное отведенное место, построенное для населения для защиты. Оно обеспечивает надежность от укрытия негативных факторов заражения.  В подобном сооружении можно находиться долгое время, если будут население в полном объёме, будет обеспечено питьем и едой. В убежище должно быть организовано медицинское обслуживание, в случае оказания первой медицинской помощи пострадавшим людям.

Кроме оповещения и помощи в убежищах, гражданская оборона должна рассредоточить рабочих, служащих и население. Это один из способов защиты населения от орудия массового поражения

Важно провести эвакуационные мероприятия, вывезти людей из зараженного места опасности и разместить в безопасных зонах, вдали от негативных факторов возможности заражения. Работники, которые попали в список рассредоточиваемых, обязаны посменно выезжать для работы на заводах, фабриках, а по окончании работы возвращаться в безопасную зону

Важно при эвакуации обеспечить население бесплатным медицинским обслуживанием. Кроме выше изложенного, важным обязательным обстоятельством является использование населением средств индивидуальной защиты: противогазами, респираторами, которые предназначены для защиты организма

Они самостоятельно могут изготовить марлевые повязки, одеть специальную одежду: плащи, резиновые, накидки

Кроме выше изложенного, важным обязательным обстоятельством является использование населением средств индивидуальной защиты: противогазами, респираторами, которые предназначены для защиты организма. Они самостоятельно могут изготовить марлевые повязки, одеть специальную одежду: плащи, резиновые, накидки.

3.2. Первая врачебная помощь.

Первая врачебная помощь
— комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами на первом этапе медицинской эвакуации с цлью устранения последствий поражения, непосредсвенно угрожающих жизни пораженного, предупреждения развития в дальнейшем раневой инфекции и подготоки пораженных к эвакуации. Ее оказывают врачи, имеющие общеврачебную подготовку, и врачи-хирурги общего профиля.

Оказание пострадавшим первом врачебной помощи в ближайшие часы с момента пораженияв прибывших в очаг отрядах первой медицинской помощи, сохранивщихся в очаге лечебно-профилактических учреждений, обеспечит эффективную борьбу за спасение жизни большинству из них. Они явятся первым этапом медицинской эвакуации
на пути выноса и вывоза пораженных за пределы очага массовых потерь, обеспечивающим первую врачебную помощь с выполнением хирургических вмешательств по неотложным жизненным показателям (окончательная остановка сердца и др.)

Наряду с оказанием пораженным медицинской помощи по жизненым показателям им обеспечивается проведение мероприятий по подготовкек эвакуации (исправление дефектов повязок, средств иммобилизации, введение обезболивающих и других лекарственных сердств), а такжепо профилактике раневой инфекции (введение антибиотиков, противостолбнячной, противоангренозной сыворотки и др.). Первичную хирургическую обработку ран приотсутствии жизненных показателей целесобразно отсрочить под прикрытием антибиотиков, Местное применение антибиотиков в виде аэрозоля при лечении ран в 2,5 раза уменьшает вероятность возникновения раневой инфекции.

Первая врачебная медицинская помощь должна быть оказана как можно раньше с момента поражения

Инженерные мероприятия

Инженерные мероприятия по защите от землетрясений заключаются в определении сейсмичности площадки на основании сейсмического микрорайонирования и соблюдения норм проектирования и строительства зданий и сооружений в сейсмических районах. При этом принимаются меры по исключению размещения в сейсмоопасных районах опасных производств, осуществлению строительства и реконструкции потенциально опасных объектов с учётом сейсмичности территорий, ведению работ по повышению сейсмостойкости ранее возведённых без учёта сейсмичности зданий и сооружений, снижению опасности возникновения во время землетрясения вторичных факторов поражения.

Противооползневые и противообвальные инженерные мероприятия включают:

  • изменение рельефа склонов в целях планировки откосов, уменьшения крутизны склонов, повышения их устойчивости, регулирования стока поверхностных вод, искусственное понижение уровня подземных вод, их перехват с помощью дренажных систем;
  • строительство удерживающих сооружений (банкетов, террас, подпорных и поддерживающих стен, опоясок, анкерных креплений, тоннелей, крытых ограждений, свайных рядов), особенно в тех местах, где склоны подрезаются дорогами;
  • устройство направляющих стенок для изменения движения обвальных пород;
  • осуществление взрывов для обеспечения управляемого схода оползней и обвалов.

Защита от селей предусматривает:

  • мониторинг и прогнозирование образования селевых потоков, своевременное оповещение населения об угрозе селевых потоков;
  • сооружение селесдерживающих плотин, селеспускных каналов, селеспусков, мостов, селенаправляющих и ограждающих дамб и шпор, стабилизирующих сооружений (каскадов, запруд, дренажей, террас, подпорных стенок);
  • предупредительные срабатывания селевых озёр.

К противолавинным инженерным мероприятиям и сооружениям относятся:

  • мониторинг и прогнозирование схода снежных лавин, оповещение населения об угрозе их схода;
  • предупредительный спуск лавин;
  • строительство лавинопредотвращающих сооружений (снегоудерживающие и снегозадерживающие заборы, стены и др.);
  • лавинозащитных сооружений (направляющие стенки, русла, лавинорезы, тормозящие надолбы, траншеи, дамбы, пропускающие галереи, навесы, эстакады).

Противокарстовые инженерные мероприятия проводятся путем:

  • заполнения карстовых полостей;
  • водоснижения и регулирования режима подземных вод;
  • организации поверхностного стока.

Инженерная защита берегов морей, водохранилищ, озёр и рек предусматривает:

  • строительство набережных и шпунтовых стенок;
  • покрытие берегов (монолитное и сборное из плит и блоков);
  • строительство вдоль берегов проницаемых сооружений;
  • устройство откосных сооружений (набросанных или уложенных);
  • возведение струенаправленных дамб.

К основным инженерно-техническим мероприятиям и сооружениям для защиты от затоплений и подтоплений относятся:

  • искусственное повышение поверхности территории;
  • устройство дамб обвалования;
  • отвод поверхностных и подземных вод;
  • спрямление и углубление русел рек и их расчистка;
  • дренажные системы.

 Дополнительный материал по теме: 

Презентация по теме: «Инженерная защита населения» доступна по кнопке «Скачать» после статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector