Особенности тушения пожаров на объектах железнодорожного транспорта

Введение

пожар
гараж троллейбусный депо

Развитие
научно-технического прогресса, его все
более широкие сферы распространения
способствуют созданию новых технических
систем, совокупное действие которых
приводит к непрерывному снижению уровня
безопасности людей, как на производстве,
так и в среде обитания, к возрастанию
риска существования человеческой
цивилизации на Земле. Это обусловлено
все большим насыщением техносферы
потенциально опасными производствами,
технологическими процессами, веществами,
материалами.

В
условиях отсутствия глобальных военных
конфликтов человечество на всех
континентах, во всех странах несет
огромные потери, связанные с крупными
промышленными авариями, пожарами,
взрывами, технологическими катастрофами,
стихийными бедствиями. Статистика
свидетельствует о непрерывном нарастании
их числа и постоянном увеличении ущерба
от них. Ими наносятся крупные, порой
невосполнимые потери населению и
экономике страны.

Нормальное
функционирование производства,
комфортные и безопасные условия жизни
и деятельности людей должны обеспечиваться
системой, которая призвана предотвращать,
уменьшать воздействие или ликвидировать
последствия проявления опасностей
техносферы и природных опасностей.

Эту
систему можно назвать системой
обеспечения высокого уровня качества
жизни и нормального устойчивого
функционирования хозяйственного
комплекса страны. Её составной частью
является система обеспечения безопасности
людей от аварий, катастроф, стихийных
бедствий.

Одной
из важнейших составляющих общей
безопасности в мире является пожарная
безопасность. Под ней понимают такое
состояние объекта, при котором
минимизируется вероятность возникновения
пожара, а в случае его возникновения
предотвращается воздействие на людей
опасных факторов пожара и обеспечивается
защита материальных ценностей. Под
объектом здесь понимается здание и
сооружение (независимо от назначения),
наружная установка, транспортное
средство, места открытого хранения
материалов, в пределах которых возможно
присутствие людей и (или) материальных
ценностей с учетом технологических
процессов, оборудования, изделий.

Пожарная
безопасность должна обеспечиваться
системами предотвращения пожаров и
противопожарной защиты.

Первая
состоит из комплекса организационных
мероприятий и технических средств,
направленных на исключение возможности
возникновения пожара. Вторая включает
в себя комплекс организационных
мероприятий и технических средств,
направленных на предотвращение
воздействия на людей опасных факторов
пожара и ограничение материального
ущерба от него.

    1. Актуальность
      работы заключается в раскрытии значения
      организации тушения пожаров на
      предприятиях транспорта.

Целью
данной работы является определение
понятия плана тушения пожара и его
разработка, на примере тамбовского
троллейбусного депо.

В
соответствии с поставленной целью
можно выделить следующие задачи работы:

  • рассмотреть
    характеристику и развитие пожаров
    гаражей и троллейбусных парков;

  • раскрыть
    особенности организации разведки и
    основные действия по тушению пожаров
    в гаражах и троллейбусных парках;

  • рассмотреть
    основы охраны труда при тушении пожаров
    и проведение АСР при ликвидации ЧС в
    гаражах и троллейбусных парках;

  • разработать
    план тушения тамбовского троллейбусного
    депо.

    1. Объектом
      исследования выпускной квалификационной
      работы является разработка, плана
      тушения пожара троллейбусного депо
      г.Тамбова.

Предметом
исследования — организация
тушения пожаров на предприятиях
транспорта.

Структура
работы: Выпускная квалификационная
работа, состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной
литературы и приложений.

Особенности развития и тушения пожаров на железнодорожных станциях

На станциях с числом путей более трех, через каждые 150 м должны оборудоваться междушпальные лотки для прокладки двух рукавных линий под рельсы в каждом лотке. На станциях с числом путей 10 и более через каждые 150 м предусматривается устройство сухотрубов диаметром 77-89 мм. Время отключения контактной сети и снятие напряжения от момента сообщения о пожаре до подачи огнетушащего вещества не должно превышать 10 минут.

Дежурные по станции должны иметь прямую телефонную связь с ЦУКС гарнизона ГПС. В целях обеспечения ликвидации крупных пожаров и аварийных ситуаций, на отделениях железных дорог создаются опорные пункты запаса пенообразователя не менее 10 тонн и резерв пожарной техники в каждом. План ликвидации пожаров и аварийных ситуаций согласовывается с органами ГПС МЧС России.

Планом предусматривается:

  • порядок и схема оповещения,
  • расчет сил и средств;
  • обязанности должностных лиц станции и пожарных поездов;
  • рекомендации по тушению пожаров подвижного состава; вопросы безопасности.

Наибольшую пожарную опасность представляют сортировочные и грузовые станции, которые имеют развитую сеть железнодорожных путей. В крупных парках станций ежедневно перерабатывается до 20 тыс. единиц вагонов с грузами. Среди них наиболее опасными являются цистерны с ЛВЖ, ГЖ, сжиженными газами.

Пожары на железнодорожном транспорте имеют свои особенности и отличаются сложностью боевых действий подразделений пожарной охраны.

Сложность заключается в том, что при пожаре зачастую задерживается введение первичных огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и обесточивания электроконтактной сети над горящим подвижным составом.

Особенности тушения

Пожарная опасность железнодорожных станций и подвижного состава характеризуется:

  • наличием большого количества единиц подвижного состава (крытых грузовых вагонов, полувагонов, платформ, контейнеровозов, цистерн и др.) с различными горючими, легковоспламеняющимися пожаровзрывоопасными жидкостями, сжиженными газами, твердыми горючими материалами;
  • высокой плотностью застройки участковых, сортировочных и грузовых станций складскими помещениями и заполнения подвижным составом;
  • наличием на грузовых, сортировочных, участковых станциях большого количества различных типов параллельно стоящих на путях сформированных железнодорожных составов;
  • наличием узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;
  • развитой сетью железнодорожных путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пожарных автомобилей и прокладку линий к месту пожара;
  • недостаточной мощностью и слабо развитой сетью противопожарного водоснабжения.

Особенности развития пожаров

Наибольшую опасность для людей представляют пассажирские вагоны. Скорость распространения пламени в пассажирских вагонах по коридору — 5, по купе — 2,5 м/мин. В течение 15-20 мин огнем полностью охватывается весь вагон. Температура в вагоне повышается до 850°С, а температура пламени достигает более 1000°С. Необходимое время эвакуации пассажиров с учетом воздействия опасных факторов пожара составляет 1,5-2 мин до блокирования основных выходов. Плотность теплового потока на расстоянии 9-10 м достигает

10 кВт/м2, что приводит к загоранию подвижного состава и воспламенению твердых горючих материалов в полувагонах и на платформах, расположенных на соседних путях.

При горении в грузовом подвижном составе время распространения огня по всему грузовому вагону составляет не более 20 мин. Через 30-40 мин пол в вагоне прогорает на железнодорожные пути. Скорость распространения огня вдоль подвижного состава в среднем составляет 1,4, по подвижному составу на соседних путях 0,4 м/мин. Скорость роста площади пожара в первые 10 мин свободного горения подвижного состава достигает 3,1-4 м2/мин, а в последующие 10-50 мин 7-8 м2/мин.

Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасание пассажиров, эвакуацию подвижного состава и грузов до прибытия пожарной охраны возлагается:

  • на станциях — на начальника станции, его заместителей, а в их отсутствии – на дежурных по станции;
  • на перегонах (в пути следования) — на машинистов грузовых и дизель- электропоездов; машинистов головного поезда для соединенных поездов; начальников пассажирских поездов; начальников секции рефрижераторных поездов; лиц, сопровождающих почтово-багажные поезда и специальные вагоны;
  • на предприятиях по обслуживанию и ремонту подвижного состава — на руководителя предприятия или его заместителя, а в их отсутствии — на начальников смен.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Особенности развития пожаров

Наибольшую опасность для людей представляют пассажирские вагоны. Скорость распространения пламени в пассажирских вагонах по коридору — 5, по купе — 2,5 м/мин. В течение 15-20 мин огнем полностью охватывается весь вагон. Температура в вагоне повышается до 850°С, а температура пламени достигает более 1000°С. Необходимое время эвакуации пассажиров с учетом воздействия опасных факторов пожара составляет 1,5-2 мин до блокирования основных выходов. Плотность теплового потока на расстоянии 9-10 м достигает

10 кВт/м2, что приводит к загоранию подвижного состава и воспламенению твердых горючих материалов в полувагонах и на платформах, расположенных на соседних путях.

При горении в грузовом подвижном составе время распространения огня по всему грузовому вагону составляет не более 20 мин. Через 30-40 мин пол в вагоне прогорает на железнодорожные пути. Скорость распространения огня вдоль подвижного состава в среднем составляет 1,4, по подвижному составу на соседних путях 0,4 м/мин. Скорость роста площади пожара в первые 10 мин свободного горения подвижного состава достигает 3,1-4 м2/мин, а в последующие 10-50 мин 7-8 м2/мин.

Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасание пассажиров, эвакуацию подвижного состава и грузов до прибытия пожарной охраны возлагается:

  • на станциях — на начальника станции, его заместителей, а в их отсутствии – на дежурных по станции;
  • на перегонах (в пути следования) — на машинистов грузовых и дизель- электропоездов; машинистов головного поезда для соединенных поездов; начальников пассажирских поездов; начальников секции рефрижераторных поездов; лиц, сопровождающих почтово-багажные поезда и специальные вагоны;
  • на предприятиях по обслуживанию и ремонту подвижного состава — на руководителя предприятия или его заместителя, а в их отсутствии — на начальников смен.

Установки объемного тушения в салоне: решения для автобусов и троллейбусов

Очаги возгорания могут возникать не только в двигателе: в автобусах и троллейбусах пожары нередко начинаются в салоне. Огонь распространяется моментально, и ликвидировать его необходимо незамедлительно, чтобы не допустить человеческих жертв. Как правило, огнетушитель в таких случаях практически бесполезен из-за большой площади возгорания. Практика показывает, что при борьбе с огнем в салоне транспорта наиболее эффективна система, генерирующая огнетушащий аэрозоль.

В случае пожара в автобусе или троллейбусе достаточно выдернуть предохранительную чеку прибора и забросить его в салон, где он сработает через 7-10 секунд. Генератор выпускает аэрозоль, частицы которого распространяются по салону, уменьшают температуру и тем самым ликвидируют горение. В течение 10-15 минут огнетушащая смесь сохраняется в воздухе, предотвращая повторные возгорания.

Вопрос №71: Из какой группы жидкостей выделяют легковоспламеняющиеся жидкости?

Правильный ответ:

Горючие жидкости

Горючая жидкость — жидкость имеющая температуру воспламенения(ГОСТ 12.1.044-89)

Комментарий эксперта:

1. Классификация веществ и материалов по
пожарной опасности

Пожарная опасность веществ и материалов — состояние веществ и материалов, характеризуемое возможностью возникновения горения или взрыва веществ и материалов(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
основывается на их свойствах и способности к образованию
опасных факторов пожара

Опасные факторы пожара — факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
или взрыва.

2. По горючести вещества и материалы подразделяются на следующие группы:

1) негорючие — вещества и материалы, неспособные гореть в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом);

2) трудногорючие — вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления;

3) горючие — вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием
источника зажигания

Источник зажигания — средство энергетического воздействия, инициирующее возникновение горения(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
и самостоятельно гореть после его удаления.

3. Методы испытаний на горючесть веществ и материалов устанавливаются
нормативными документами по пожарной безопасности

Нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
.

4. Из
горючих жидкостей

Горючая жидкость — жидкость имеющая температуру воспламенения(ГОСТ 12.1.044-89)
выделяют группы
легковоспламеняющихся

Легковоспламенаменяющаяся жидкость (в дальнейшем ЛВЖм3) — жидкость, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющая температуру вспышки не выше 61°С. К взрывоопасным относятся ЛВЖ. у которых температура вспышки не превышает 61 ° С, а давление паров при температуре 20 °С составляет менее 100 кПа (около 1 ат)(ПУЭ)
и особо опасных легковоспламеняющихся жидкостей, воспламенение паров которых происходит при низких температурах, определенных нормативными документами по пожарной безопасности.

ГОСТ 12.1.044-89 Система стандартов безопасности труда.

ПОЖАРОВЗРЫВООПАСНОСТЬ ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ.

Номенклатура показателей и методы их определения.

2.1.2. По горючести вещества и материалы подразделяют натри группы:

негорючие (несгораемые) — вещества и материалы, не способные к горению в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом);

трудногорючие (трудносгораемые) — вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но не способные самостоятельно гореть после его удаления;

горючие (сгораемые)— вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии
источника зажигания

Источник зажигания — средство энергетического воздействия, инициирующее возникновение горения(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
и самостоятельно гореть после его удаления. Горючие жидкости

с температурой вспышки не более 61 °С в закрытом тигле или 66 °С в открытом тигле, зафлегматизированных смесей, не имеющих вспышку в закрытом тигле, относят к легковоспламеняющимся. Особо опасными называют легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28 °С.

Организация и технология ведения поисково-спасательных работ

Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий наводнений достигается:

  • проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ;
  • быстрым реагированием на возникновение стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления;
  • применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;

Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:

  • поиск пострадавших;
  • обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;
  • оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
  • эвакуацию пострадавших из опасной зоны.

Неотложные аварийные работы при ликвидации последствий наводнений включают:

  • укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;
  • сооружение водоотводных каналов;
  • ликвидацию заторов и зажоров;
  • оборудование причалов для спасательных средств;
  • защиту и восстановление дорожных сооружений;
  • восстановление энергоснабжения;
  • локализацию источников вторичных поражающих факторов.

Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушенных сооружений и участках местности.

В зависимости от места расположения населенного пункта, времени до начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов эвакуация может проводиться немедленно до получения сигнала о возможном затоплении данной территории или только при непосредственной угрозе затопления, пешим порядком или с использованием транспортных средств. Кроме эвакуации населения также организованно может проводиться вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей.

Эффективность эвакуации как способа защиты населения при наводнениях зависит главным образом от своевременного предупреждения об опасности, степени подготовленности населения и маршрутов.

С этой целью в зонах возможных затоплений создается система оповещения населения, заблаговременно доводится информация о месте расположения населенных пунктов относительно возможной опасной зоны и маршрутах эвакуации, с населением и эвакоорганами проводятся тренировки по практической отработке вопросов эвакуации, в том числе самостоятельного выхода людей на не затапливаемую территорию.

Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно – выход из строя систем водоснабжения и канализации.

При продолжительном вынужденном пребывании людей в воде с пониженной температурой наступает гипотермия (переохлаждение) тела. При попадании человека в воду переохлаждение возможно даже при относительно высокой температуре (табл. 5).

Таблица 5

Аварийно-спасательные работы

Это мероприятия, которые проводятся на основании 156 Приказа МЧС, Методических указаний № 2-4-87-1-18 и Свидетельства 4366, определяющем право на проведение АСР при пожаре.

Работы по АСР во время аварии охватывают ряд направлений.

Спасение людей и животных

Вывод из охваченного огнем здания осуществляется параллельно с тушением пожара. Если ресурсы подразделения ограничены, то сначала организуется эвакуация людей из очага возгорания (дом, предприятие, больницы, детские учреждения, школы, метрополитен). При этом мероприятия по ликвидации пожара приостанавливаются.

Спасение населения всегда происходит в первоочередном порядке. Перемещение пострадавших производится в случае, если им угрожает опасность, вместе с тем2ц они не имеют возможности покинуть зону возгорания самостоятельно.

Способы, с помощью которых производится эвакуация:

  • перемещение людей из дома в безопасное место, возможно использование технических приспособлений;
  • защита людей от воздействия огня, тепловых потоков, дыма, с применением вспомогательного оборудования;
  • самостоятельный выход пострадавших из зоны возгорания.

При возможной угрозе здоровью людей организуются посты первой помощи.

Спасение материальных ценностей

Опасные факторы возгорания угрожают уничтожением или порчей имущества. Во время ликвидации огня необходимо защитить материальные ценности либо вынести их из опасной зоны.

Разрешается использование воды, пены в том случае, если эти огнетушащие вещества не способны повредить имущество, в остальных ситуациях его можно накрыть защитной пленкой.

Эвакуация материальных ценностей из помещения проводится, если:

  • присутствует угроза уничтожения их, необратимой порчи, и отсутствует возможность защиты;
  • имущество затрудняет доступ к опасной зоне, мешает мероприятиям по тушению огня;
  • материалы взрывоопасны или горючи;
  • присутствуют вещества или субстанции, которые могут стать токсичными под действием высоких температур;
  • имущество создает дополнительную нагрузку на перекрытия конструкций, что может привести к обвалу здания.

В учреждениях, которые хранят значимые для страны материальные ценности (музеи, библиотеки, архивы) порядок эвакуации определяется заранее.

Мероприятия по спасению важных предметов проводятся не только спасательными бригадами, но и сотрудниками учреждения, военными, населением.

Обесточивание

Если горит установка, которая находится под напряжением, возникает опасность электрического поражения людей, это мешает работе специалистов. Посему во время катастрофы рекомендуется отключить электроснабжение, проследив, чтобы противопожарное оборудование продолжило получать питание.

Обесточивание производится при помощи рубильников. В случае если доступ к ним невозможен, кабели перекусываются специальными приспособлениями.

В промышленности предприятиям рекомендуется отключать оборудование после завершения или остановки процесса. По окончании работы обесточиваются компьютеры, телевизоры и остальные приборы. Это уменьшает риск возникновения пожара.

В учреждениях порядок отключения электросетей регламентируется приказом руководителя. Планирование работ выполняется заранее.

Разборка строительных конструкций и оборудования

Такие мероприятия проводятся под руководством и наблюдением уполномоченных лиц, назначенными начальником тушения пожара. Перед началом работ указывается место складирования деталей конструкций, производится отключение электрических сетей, газовых коммуникаций, изучаются планы строения. Также заранее готовятся огнетушащие средства, которые будут использоваться при обнаружении скрытых очагов огня.

Гигиена труда при тушении пожаров и проведении АСР предусматривает ряд предосторожностей:

  • требуется отслеживание состояния конструкций с целью недопущения их внезапного обрушения;
  • при необходимости сброса фрагментов деталей с верхних этажей или крыши оповещаются все сотрудники, работающие снаружи;
  • определяется траектория движения конструкций, производится ее расчет так, чтобы летящие предметы не повреждали провода;
  • на месте предполагаемого падения выставляется постовой, в темное время суток обязательно освещение;
  • демонтированные части складываются в отведенной зоне острыми краями внутрь;
  • сотрудники, производящие работы на высоте, обеспечиваются индивидуальными средствами спасения;
  • скопления пожарных в одном месте (свыше трех человек) при проведении мероприятий на кровле не допускается;
  • запрещается нарушать крепления вертикальных сооружений при разборке (антенные вышки, трубы).

Взаимодействия подразделений ФПС

Федеральная служба спасения работает совместно со сторонними ведомствами и министерствами. Главная задача заключается в своевременном согласовании места, времени, распределении полномочий, подчиненности.

Совместные действия позволяют использовать возможности всех участников комплексно, наиболее полно в интересах получения эффективного результата по тушению пожара с минимальными потерями и спасению пострадавших.

Во время сложных возгораний привлекаются воинские части гражданской обороны, сотрудники российской системы по ЧС. В случае недостаточности сил привлекаются подразделения из соседних регионов.

Руководят объединенными дружинами, как правило, чиновники из комиссии по чрезвычайным ситуациям или начальники ПО. Уполномоченные структур, чьи силы участвуют в гашении огня, принимают участие в работе штаба тушения пожара.

Роль и место привлеченных подразделений устанавливаются исходя из ситуации на месте, а также поставленных задач, возможностей и обязанностей в части борьбы с возгораниями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector