Должностная инструкция пожарного водителя

Важность работы водителя. Основные приказы МЧС, которые должен знать водитель

Водитель пожарной машины должен осуществлять выезд к месту пожара. От скорости его реагирования зависит эффективность тушения, степень поражения горящего объекта. Чем быстрее бригада доберется до нужной территории, тем проще будет ликвидировать возгорание, меньше пострадает охваченный пламенем объект.

Командир является тем, кому подчиняется водитель; следует выполнять указания и приказы данного человека.

Водитель должен эффективно обеспечивать бесперебойную работу находящейся в его распоряжении техники. На пораженной возгоранием территории необходимо тщательно следить за происходящим. Запасы горючих материалов, жидкостей для устранения возгорания занимающий данную должность должен своевременно пополнять.

Также необходимо своевременно осуществлять техническое обслуживание закрепленного транспортного средства. Если возникает необходимость, требуется уметь работать на штатной радиостанции.

Обязанности водителя пожарного автомобиля на пожаре

  • 1 Обязанности водителя пожарного автомобиля: краткий обзор
  • 2 Обязанности водителя пожарного автомобиля на пожаре — Портал по безопасности
  • 3 Обязанности водителя пожарного автомобиля: должностные, МЧС, кому подчиняется, ГПС, приказ 167, функциональные
  • 4 Табель основных обязанностей личного состава расчета на пожарной автоцистерне
    • 4.1 Пожарный 1
    • 4.2 Пожарный 2
    • 4.3 Пожарный 3
    • 4.4 Пожарный 4
    • 4.5 ВОДИТЕЛЬ
  • 5 Обязанности водителя пожарного автомобиля
  • 6 Обязанности водителя пожарного автомобиля на пожаре
  • выезжать к месту пожара в целях его тушения и проведения АСР;
  • знать район (подрайон) выезда подразделения, расположение важных, взрывопожароопас ных объектов, противопожарного водоснабжения, дорог и проездов;
  • уметь работать с пожарной, аварийно-спасате льной и другой техникой, находящейся в расчете подразделения (на специальной технике — при наличии соответствующего допуска), со специальными агрегатами и оборудованием;
  • обеспечивать содержание закрепленной пожарной и аварийно-спасате льной техники в состоянии постоянной готовности к действиям по тушению пожаров и проведению АСР;
  • проверять при смене дежурств закрепленную пожарную и аварийно-спасате льную технику, при наличии недостатков докладывать командиру отделения и принимать меры по их устранению;
  • выполнять правила пользования гаражным оборудованием и оформлять необходимую документацию по эксплуатации закрепленной техники;
  • осуществлять техническое обслуживание закрепленной техники, обеспечивая при этом выполнение правил охраны труда;
  • выполнять правила охраны труда и санитарно-гигиен ические нормы;
  • вносить предложения по улучшению условий организации караульной службы и содержания пожарной и аварийно-спасате льной техники в карауле;
  • эксплуатировать закрепленную технику в соответствии с инструкциями и требованиями руководящих документов;
  • осуществлять контроль за техническим состоянием закрепленной техники;
  • представлять необходимые сведения старшему водителю для ведения паспорта (формуляра) на закрепленную технику;
  • учитывать, применять и расходовать горюче-смазочные материалы и специальные жидкости в соответствии с требованиями руководящих документов;
  • готовить и представлять закрепленную технику на государственный технический осмотр;
  • докладывать командиру отделения и старшему водителю подразделения о выявленных недостатках по содержанию и эксплуатации техники.

Водителю запрещается: передавать управление автомобилем другим лицам, в том числе и тем, которым он подчинен.

Стандартный комплект

Для оперативного реагирования на вызов бригада спасателей использует определенный комплекс вспомогательных средств, которые входят в перечень основного оборудования пожарных автомобилей или являются частью пожарно-технического вооружения. Первое представляет собой комплекс коммуникаций для подавления огня. Ко второму относят технические средства для защиты личного состава при проведении разведки на месте происшествия и ликвидации возгораний.

Стандартно ПА общего назначения, к которым относят автоцистерны, насосно-рукавные машины, автомобили первой помощи и спасательный транспорт, на борту обязательно имеют:

  1. Аварийно-спасательный инструмент, при помощи которого устраняют препятствия на пути к очагу возгорания. К нему относят топор, багор, молоток, лом, технические средства для резки проводов.
  2. Спасательные средства. Это лестницы, канатно-спусковые устройства, маты, приспособления для поднятия на высоту, метательные устройства.
  3. Оборудование малой механизации, к которому относят инструмент с электроприводом, соединяющийся с двигателем или гидроагрегатом. Это пневматические домкраты, заглушки, пластыри.
  4. Средства индивидуальной защиты. Для органов дыхания и зрения – респираторы, аппараты со сжатым воздухом, устройства искусственной вентиляции легких, самоспасатели. Для рук, ног и головы – каски, перчатки, защитная обувь. Дополнительное оборудование пожарных автомобилей, которые работают в зоне техногенных катастроф, включает комплекты теплоотражателей, костюмы защиты от ионизирующих излучений.
  5. Гидравлические установки.

Перечень пожарного оборудования, возимого на пожарных автомобилях, зависит от модели транспортного средства. В зависимости от сложности ситуации на место вызова посылают машину, оснащенную в соответствие со стандартным протоколом действий.

Порядок допуска к управлению пожарным автомобилем

Процедура присвоения квалификации прописана в Приказе МВД РФ от 20.08.1996 № 457. Выдаче допуска предшествует прохождение обучения. Если группа набрана из людей, которые впервые хотят получить профессию водителя ПА, занятия проходят в аудиториях, оборудованных техническими средствами для отработки практических навыков. Курсы повышения квалификации проходят раз в три года. Длятся они пять дней. Раз в два года устраиваются соревнования по скоростному маневрированию.

Сдача на допуск по управлению пожарным автомобилем проходит два этапа. Сначала необходимо пройти экзамены по теоретической части, а затем сдать практику. Знания проверяет квалификационная комиссия, утвержденная приказом руководителя органа управления ГПС. Экзаменуемые сдают теоретическую часть, подтверждая знания по темам:

  • ПДД и медицинская подготовка;
  • устройство ПА;
  • ТО и ремонт машины;
  • использование средств связи;
  • теоретические основы управления транспортным средством.

Вторая часть экзамена – практика. Ее проводят на машинах, имеющихся в подразделении, где в дальнейшем будет проходить службу претендент на получения квалификации «Водитель пожарного автомобиля». Решение о сдаче или не сдаче экзаменов протоколируется и подписывается комиссией. Далее приказом начальника Главного управления МСЧ РФ по субъекту Федерации присваивается квалификация водителя ПА с выдачей свидетельства установленного образца. Срок его действия – три года, после чего необходимо пройти повышение квалификации.

Присвоение разряда происходит на основании постановления Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1976 г. № 235/18. В этом случае руководитель подразделения подает представление в соответствующие органы управления ГПС. Аналогичное представление подается и при невыполнении работником квалификационных обязанностей, предписанных для первого и второго класса, или нарушении ПДД и норм технической эксплуатации подвижного состава. При понижении классности или при лишении прав на управление ТС на срок более 1 года квалификация присваивается на общих основаниях после прохождения обучения и сдачи экзаменов.

Разрешение на самостоятельное вождение оформляется приказом руководителя подразделения ГПС после прохождения практики в течение пяти боевых дежурств.

При получении допуска на работу с ПА необходимо иметь удостоверение на право управления автомобилем категории «В», «С» и «D». При наличии открытой категории «Е» водитель допускается к вождению ПА с прицепами максимальной массой более 750 кг.

Второй класс присваивается при непрерывном стаже в течение 3 лет в должности водителя ПА 3-го класса без учета стажа работы в конкретном предприятии. Чтобы комиссия имела право присвоить квалификацию 1-го класса, человек должен проработать водителем 2-го класса в течение двух лет.

Если в работе был перерыв более года, то водитель обязан пройти повторную процедуру сдачи экзаменов, как при первичном  обучении. Если при повышении квалификации экзамены будут провалены, то пересдача назначается не ранее чем через 10 дней, но даже в этом случае человек может быть допущен к работе приказом руководителя подразделения ГПС. Если будут «провалены» и повторные экзамены, то следует отстранение от работы с предложением перевода на другую должность. В случае получения отказа предусмотрено увольнение из части.

Свидетельство о допуске водителя к управлению пожарным автомобилем нужно всегда носить с собой, как и водительское удостоверение. При аварии по вине водителя в документе проставляется соответствующая отметка с указанием даты происшествия. После этого в течение двух месяцев необходимо пройти внеочередную аттестацию и получить новый допуск на работу.

Свидетельство подлежит обязательной сдаче в квалификационную комиссию при увольнении водителя из части.

Оборудование для эвакуации

Первоначальной задачей бригады спасателей является эвакуация людей и материальных ценностей из охваченной огнем зоны. Кроме подручных средств, перечисленных выше, большое значение в благополучном исходе операции по эвакуации имеет гидравлический аварийно-спасательный инструмент. Это переносные комплексы с гидроприводом, которые используют для деблокировки пострадавших во время ЧС.

ПА автомобили общего назначения оснащены:

  • 2-4 расширителями или зажимами для изменения размера прохода;
  • насосной станцией гидравлического типа или ручным насосом;
  • гидравлическими линиями;
  • домкратом для поднятия тяжелых препятствий на пути эвакуации;
  • кусачками для резки металла и ножницами комбинированного типа;
  • дополнительным инструментом, который устраняет преграды на пути.

Принцип действия гидравлического аварийно-спасательного инструмента основан на приведении в действие насоса (ручного или с электроприводом).

Классификация ПТВ пожарной машины

Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:

  1. По типу привода – ручной механизированный и немеханизированный инструмент;
  2. По функциональному назначению – для пробивания отверстий, для резки, подъема, перемещения и фиксации конструкций, для вскрытия металлических конструкций.

К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.

Назначение ручного инструмента:

  • лом – вскрытие полов, разбор перегородок, кровли, демонтаж крышек колодцев;
  • цельнометаллические багры – расчистка места возгорания, вскрытие подшивки потолка;
  • насадные багры – демонтаж бревенчатых стен, растаскивание штабелей сена;
  • топор – вскрытие дверей, окон, перерубание досок, заграждающих проход;
  • легкий крюк – вскрытие пола, железной кровли, обшивки потолка, снятия штукатурки;
  • лопата – раскопка на месте пожара, расчистка помещения от горящих сыпучих веществ, засыпка перекрытий;
  • ножницы – демонтаж электропроводов низкого напряжения.

К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.

Обязанности старшего водителя

Старший водитель подчиняется руководителю смены и берет на себя обязанности контроля действий дежурных шоферов. Функциональные обязанности этой штатной единицы состоят в следующем:

  1. Проверка приема-передачи машин при смене дежурств.
  2. Контроль горюче-смазочных материалов на всех автомобилях в гараже.
  3. Проверка технических неисправностей и боевой готовности машин.
  4. Прием замечаний по состоянию техники от дежурных водителей и разработка плана устранения поломок.
  5. Проведение мероприятий по профилактике потенциальных ДТП.
  6. Контроль соблюдения подчиненными правил ТБ, охраны труда, производственных санитарных норм в части.
  7. Участие в процедуре ТО и СО автомобилей.
  8. Обеспечение своевременных медицинских проверок водителей.

Как стать водителем пожарной машины

Обучение вождению автомобиля

Начало карьеры профессионального спасателя для многих начинается с курсов водителей грузовых автомобилей

Здесь важно не только получить водительские права, но и научиться правильно управлять автомобилем. Служба в большинстве случаев подразумевает открытие со временем новых категорий для управления транспортом — авто с прицепом, большегрузных авто, автобусов, автопоездов

Профессиональное обучение проводится в специализированных учебных заведениях МЧС, здесь изучаются отдельные типы автомобилей и оборудования, тактика действий расчетов, обязанности пожарного водителя и других должностей расчета. Обязательно проводятся практические занятия на технике и на учебных полигонах. Обучение состоит из нескольких циклов, каждый новый цикл отвечает за отдельные направления профессии — спасение людей, ликвидация пожаров разного уровня и типа, действия в очагах техногенных катастроф и природных бедствий, миротворческие и гуманитарные операции взаимодействие с другими подразделениями. После окончания обучения водитель пожарной машины распределяется в части где есть вакансия для дальнейшего прохождения службы.

Безопасность оборудования

Перед тем, как пускать в ход пожарную машину и оснащение, их необходимо несколько раз проверить. Такие мероприятия должны строго соответствовать «Правилам техники безопасности в пожарной охране МВД».

Для повторения знаний по работе водителя пожарной машины можно использовать следующую специальную рекомендованную литературу:

  1. Справочное пособие по работе на специальных пожарных автомобилях (ГДЗС, ПД, АСО, АСА).
  2. Степанов К.Н., Повзик Я.С., Рыбкин И.В. Справочник: Пожарная техника.
  3. АЛ-30(131)ПМ-506Д Техническое описание и инструкция по эксплуатации пм-506д.00.000 ТО.

http://mchsnik.ru/articles/75-1-5-objazannosti-voditelja.htmlhttp://jurist.lawyer/civil/voditel-pozharnogo-avto.htmlhttp://pozharanet.com/pozharnaja-ohrana/dolzhnostnye-objazannosti/obyazannosti-voditelya-pozharnogo-avtomobilya.htmlhttp://fireguys.ru/documentation/objazannosti/dolzhnostnye-lica-podrazdelenija/objazannosti-voditelja-pozharnogo-avtomobilja-podrazde.htmlhttp://protivpozhara.com/rabota/objazannosti/voditel-pozharnogo-avtomobilja

Приказ номер 167 мчс. Должностные обязанности водителя пожарного автомобиля. Основы работы водителя пожарного автомобиля

  • выезжать к месту пожара в целях его тушения и проведения АСР;
  • знать район (подрайон) выезда подразделения, расположение важных, взрывопожароопас ных объектов, противопожарного водоснабжения, дорог и проездов;
  • уметь работать с пожарной, аварийно-спасате льной и другой техникой, находящейся в расчете подразделения (на специальной технике — при наличии соответствующего допуска), со специальными агрегатами и оборудованием;
  • обеспечивать содержание закрепленной пожарной и аварийно-спасате льной техники в состоянии постоянной готовности к действиям по тушению пожаров и проведению АСР;
  • проверять при смене дежурств закрепленную пожарную и аварийно-спасате льную технику, при наличии недостатков докладывать командиру отделения и принимать меры по их устранению;
  • выполнять правила пользования гаражным оборудованием и оформлять необходимую документацию по эксплуатации закрепленной техники;
  • осуществлять техническое обслуживание закрепленной техники, обеспечивая при этом выполнение правил охраны труда;
  • выполнять правила охраны труда и санитарно-гигиен ические нормы;
  • вносить предложения по улучшению условий организации караульной службы и содержания пожарной и аварийно-спасате льной техники в карауле;
  • эксплуатировать закрепленную технику в соответствии с инструкциями и требованиями руководящих документов;
  • осуществлять контроль за техническим состоянием закрепленной техники;
  • представлять необходимые сведения старшему водителю для ведения паспорта (формуляра) на закрепленную технику;
  • учитывать, применять и расходовать горюче-смазочные материалы и специальные жидкости в соответствии с требованиями руководящих документов;
  • готовить и представлять закрепленную технику на государственный технический осмотр;
  • докладывать командиру отделения и старшему водителю подразделения о выявленных недостатках по содержанию и эксплуатации техники.

Водителю запрещается: передавать управление автомобилем другим лицам, в том числе и тем, которым он подчинен.

Обязанности водителя пожарного автомобиля при тушении пожара:

Водитель осуществляет управление пожарным автомобилем, он подчиняется начальнику пож. расчета или нач. караула

  • устанавливает автомобиль на указанную позицию;
  • в случае осложнения обстановки на пожаре осуществляет вывод автомобиля в безопасное место;
  • обеспечивает эффективную и бесперебойную работу узлов и агрегатов автомобиля, постоянно следит за обстановкой на месте пожара;
  • выполняет ТО закрепленного автомобиля;
  • контролирует запасы ГСМ и огнетушащих веществ, о необходимости их пополнения незамедлительно докладывает начальнику пож. расчета;
  • работает на штатной радиостанции по решению начальника пож. расчета.

Обязанности дневального по гаражу

Оперативный приезд к месту пожара и активация необходимого оборудования, такого как: пожарные насосы, специальные приборы основного и второстепенного назначения, а также готовые к активным действиям пожарные машины, будут зависеть от множества факторов. Примером могут быть следующие обстоятельства:

  • ситуация на дорогах (наличие/отсутствие «пробок»);
  • удобство подъезда к источникам воды;
  • четко-скоординированные действия выездной бригады;
  • опыт водителя пожарной машины.

Одним из наиболее важных аспектов, является должное реагирование и качественное выполнение поставленной задачи водителем служебного транспорта. Поскольку, именно он должен быстро реагировать в критических ситуациях, правильно ориентироваться на дороге, знать о нахождение ближайших водоисточников, и наконец, полноценно применять навыки владения специальной техникой.

Для работы на пожарном автомобиле, допускаются водители 1-го и 2-го классов, которые в свою очередь, получили право вождения транспорта данного типа. Чтобы заслужить право эксплуатации пожарной машиной, необходимо пройти обучение по специально составленной программе. Стоит учесть, что на водителей пожарных автомобилей, ложиться большая ответственность. Им надо регулярно следить за:

  1. технической исправностью всех механизмов машины;
  2. поддерживать в рабочем состоянии ходовую часть;
  3. обследовать и по необходимости ремонтировать основные и вспомогательные элементы.

При выявлении дефектов, ответственные за транспорт пожарные, незамедлительно, докладывают начальнику караула. Далее, проходит работа над устранением недостатков. В том случае, если обнаруживаются серьезные поломки, машина изымается со служебного пользования.

Регламентация фундаментальных обязанностей водителя пожарного автомобиля предусматривают следующие нормативно-правовые документы:

Обязанности старшего водителя пожарной части

УтверждаюМ. П.

Должностная инструкция пожарного

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Пожарный относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность пожарного принимается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе.

1.3. На должность пожарный назначается и освобождается от должности .

1.4. Пожарный должен знать:

— приказы и инструкции, регламентирующие организацию противопожарной службы;

— устройство, размещение и правила работы с пожарно-техническим и спасательным вооружением и оборудованием на пожарных автомобилях;

— устройство, правила эксплуатации изолирующих противогазов и работы в них;

— особенности тушения пожаров и ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий при неблагоприятных условиях;

— основные параметры пожарной опасности веществ и материалов;

— основные способы спасения людей и эвакуации материальных ценностей;

— основы тактики тушения пожаров в зданиях и сооружениях, на транспорте и в сельских населенных пунктах;

— методы проведения работ по вскрытию и разборке конструкций;

— отрицательные факторы и нежелательные явления, возникающие во время пожара при наличии взрывчатых и радиоактивных веществ;

— порядок проверки противопожарного состояния жилых и бытовых объектов;

— районы выезда пожарной части и расположение в них особо важных и пожароопасных объектов;

— противопожарное водоснабжение;

— правила оказания медицинской помощи;

— правила по охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности.

1.5. Профессионально важные качества: .

2. Должностные обязанности

На пожарного возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Проведение работ по тушению пожаров, спасению людей, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, эвакуации материальных ценностей, вскрытию и разборке конструкций с использованием специальных агрегатов, механизмов, изолирующих аппаратов, а также выполнение обязанности соответствующих номеров боевого расчета пожарного автомобиля.

2.2. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

2.3. в исправном состоянии пожарно-технического и спасательного вооружения и оборудования, осуществление его технического обслуживания, испытания и устранения неисправностей, не требующих специальной подготовки.

2.4. Использование радиосредств и переговорных устройств, имеющихся на вооружении.

3. Права работника

Пожарный имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.

3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3.3. Принимать участие в совещаниях, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся его работы.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.6. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность работника

Пожарный несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Руководитель кадровой службы

Согласовано:

Начальник юридического отдела

С инструкцией ознакомлен:

Должностные лица гарнизона пожарной охраны и их обязанности

Спасение жизней людей – это самая трудная, но одновременно достойная работа. Должностные лица гарнизонов трудятся днем и ночью, не покладая рук, чтобы в любой момент спасти человеческую жизнь или предотвратить какую-либо аварию. Ведь именно эти люди несут ответственность за безопасность российский граждан, что делает такую работу настоящим призванием.

Из данной статьи вы узнаете о структуре гарнизона пожарной охраны, миссии подразделений МЧС, а также отдельно познакомитесь с представителями противопожарной службы и их обязанностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector