Инженерная защита населения в чс — особенности, порядок действий и требования

Защита населения при ЧС

Определение 1

Защита населения при чрезвычайных ситуациях является совокупностью мероприятий взаимосвязанных по месту проведения времени и ресурсам, которые направлены на максимальное снижение потерь населения.

Граждане РФ обладают следующими правами:

  1. на защиту жизни и здоровья, личного имущества;
  2. использовать имеющиеся средства индивидуальной и коллективной и защиты;
  3. получать информацию о возможных рисках и соблюдении мера необходимой безопасности в ЧС.

Граждане РФ обязаны:

  1. соблюдать меры личной безопасности,
  2. владеть знаниями о способах защиты и оказании первой помощи, правила использования коллективных и индивидуальных средств защиты,
  3. при необходимости принять активное участие в мероприятиях по защите населения от ЧС.

Особая роль в комплексе мероприятий по защите населения принадлежит обеспечению безопасности, сохранению жизни и здоровья спасателей — лиц, подготовленных и аттестованных для проведения работ при ликвидации ЧС.

Основной объект защиты в ЧС — это человек, его права на сохранение жизни, здоровья, а также личного имущества.

Каждый человек, вместе с тем, должен самостоятельно заботиться о собственной безопасности.

Граждане Российской Федерации обязаны принимать участие в мероприятиях по защите от ЧС, получив необходимые для этого знания.

Для эффективности защиты населения большое значение имеют следующие мероприятия, активное участие в выполнении которых принимает служба медицины катастроф:

  • обучить население и спасателей правилам защиты от опасностей, которые вызываются авариями, стихийными бедствиями, катастрофами, эпизоотиями, эпидемиями,
  • обеспечение морально-психологической подготовки населения и спасателей, сформировать психологическую устойчивость и готовность к активным действиям при ликвидации последствий ЧС, предупредить панику, которая нередко усугубляет последствия ЧС
  • использовать защитные сооружения (убежища, противорадиационные укрытия, приспосабливаемые помещения) как средства коллективной защиты населения;
  • использовать средства ИЗ органов дыхания, кожных покровов от загрязнения бактериальными средствами, химическими, радиоактивными веществами;
  • соблюдать соответствующие режимы противорадиационной и противохимической защиты, правила поведения;
  • проводить противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия при пребывании (проживании) на территории, которая загрязнена химическими или радиоактивными веществами, или в очагах распространения инфекционных заболеваний, которые представляют опасность заражения спасателей и населения при ликвидации последствий ЧС;
  • проводить мероприятия медицинской защиты, которые являются составной частью медико-санитарного обеспечения личного состава и населения.

Кем можно работать по данной специальности?

Когда мы говорим о защите в чрезвычайных ситуациях, мы представляем себе людей-спасателей, которые могут вызволить из беды и прийти на помощь в трудную минуту.

Это профессиональные психологи, имеющие возможность оказать психологическую поддержку, а также физически сильные и крепкие люди, возможно, с пожарной подготовкой.

Это водолазы, пожарные и промышленные альпинисты, спасатели, в прямом и переносном смысле слова.

Их цель одна – прийти на помощь в сложной аварийной ситуации, спасти человеческую жизнь, оказать первую психологическую и медицинскую помощь. Такая помощь может потребоваться пострадавшим в результате несчастных случаев, аварий и чрезвычайных ситуаций.

Специалист должен достигнуть возраста 18 лет и обязательно пройти подготовку и аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ. В основном работа представляет собой выезд на место аварии или несчастного случая, а не сидение на месте.

В связи с этим специалисты должны пройти хорошую физическую подготовку, подтверждающую их выносливость. В данной профессии есть и медицинские противопоказания, когда человек, даже имея огромное желание, не сможет стать спасателем.

Это нервные и психические заболевания, вредные привычки, проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Ликвидация пожаров, крушений, разбор завалов после катастрофы, спасений тонущих – все это не под силу одному человеку.

Чрезвычайные ситуации предполагают работу круглые сутки – нет четкого разделения между днем и ночью, ведь помощь человеку может понадобиться всегда. В связи с этим защитники в чрезвычайных ситуациях должны находиться в постоянной готовности, в круглосуточном напряжении.

Всех специалистов в чрезвычайных ситуациях объединяет один и тот же лозунг: нужно выжить самому и спасти человека. Очень часто они остаются последней надеждой погибающих. Порой им приходится делать выбор между сохранением собственной жизни и спасением ближнего.

Выбор непрост, и, наверное, у каждого из них свой ответ на этот вопрос. Их работа – это не работа в отдаленном офисе, абстрагированная от повседневной жизни. Фактически они работают всегда, даже в часы отдыха, потому что защитник в чрезвычайной ситуации – это не профессия, а призвание.

И речь уже идет не об уровне заработной платы как вознаграждении. Лучшей наградой является человеческая благодарность за спасенную жизнь.

Физической выносливости должна сопутствовать психологическая стойкость и твердость характера. Скорость реакции также немаловажна. Малейшее промедление и прекрасный момент для спасения жизни, который может стать и единственным, упущен.

Дисциплина и ответственность, командная работа, а также планирование собственных сил и действий делают настоящего профессионала. Специалист должен самостоятельно принимать решения, причем быстро и четко, при необходимости изменять их,  уметь брать на себя ответственность.

Это постоянное действие в нестандартных ситуациях, непрестанный вызов трудностям и проверка своего характера. Немаловажным является осознание нравственной основы будущей специальности. Только в этом случае успех предприятия обеспечен.

В настоящее время данная профессия востребована и перспективна, однако, как и раньше, она остается одной из самых опасных, так как связано с ежедневным риском для собственной жизни и здоровья.

Мероприятия по защите населения от ЧС

  1. Оповестить население об опасности, информировать его о порядке действий в данных чрезвычайных условиях.
  2. Эвакуировать и рассредоточить.
  3. Инженерная защита территорий и населения.
  4. Радиационная и химическая защита.
  5. Медицинская защита.
  6. Обеспечить пожарную безопасность.
  7. Провести подготовку населения по гражданской обороне и защите от ЧС и т.д.

Замечание 1

Для проведения непосредственной защиты пострадавшего населения от поражающих факторов стихийных бедствий, катастроф и аварий проводят аварийно-спасательные работы в зоне ЧС.

Подготовка к защите проводится заранее и учитываетр возможные опасности и угрозы. Такие мероприятия планируют и осуществляют дифференцированно, учитывая особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия.

Сроки, содержание и объемы проведения мероприятий по обеспечению защиты населения определяют, учитывая прогнозы техногенной и природной опасности на определенных территориях и экономические возможности их подготовки и реализации.

Меры по защите населения от ЧС осуществляют предприятия, учреждения, организации, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти, на чьих территориях сложилась или возможна ЧС.

Информирование и оповещение

Одно из главных мероприятий по защите населения от ЧС техногенного и природного характера – это своевременное информирование и оповещение об угрозе или возникновении опасности.

Определение 1

Оповещение заключается в доведении в сжатые сроки до населения, сил единой государственной системы ликвидации и предупреждения ЧС, должностных лиц, органов управления на определенной территории заранее определенной информации, распоряжений и сигналов органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые касаются возможных угроз и порядка поведения в возникшей ситуации.

Оповещение населения сначала, не взирая на характер опасности, начинается с включения электрических сирен, после сигнала которых население должно немедленно включить средства массовой информации (телевизоры, радиоприемники и т.п.) для прослушивания информационных сообщений о масштабах и характере угрозы, и рекомендации по поведению в создавшейся ситуации.

Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайная
ситуация

это состояние, при котором на определенном
объекте, территории или акватории
нарушаются нормальные условия жизни и
деятельности людей, возникает угроза
их жизни и здоровью, наносится ущерб
имуществу населения, народному хозяйству
и окружающей природной среде.

Источником
чрезвычайной ситуации может служить
опасное природное явление, авария или
опасное техногенное происшествие,
широко распространенная инфекционная
болезнь людей, сельскохозяйственных
животных и растений, а также применение
современных средств поражения, в
результате чего произошла или может
возникнуть чрезвычайная ситуация.

Чрезвычайные
ситуации могут быть классифицированы
по значительному числу признаков. Так,
по происхождению чрезвычайные ситуации
можно подразделять наситуации
техногенного, антропогенного и природного
характера. Чрезвычайные ситуации можно
классифицировать по типам и видам
событий, лежащих в основе этих ситуаций,
по масштабу распространения, по сложности
обстановки и тяжести последствий.

В
соответствии с российским законодательством
чрезвычайные ситуации природного и
техногенного характера классифицируются
в соответствии со следующими признаками:


    1. по количеству людей, пострадавших в
      этих ситуациях;


    2. по количеству людей, у которых были
      нарушены условия жизнедеятельности;


    3. по размеру материального ущерба;

    4. по
      границам зон распространения поражающих
      факторов.

На
основе указанных признаков чрезвычайные
ситуации были разделены налокальные,
местные, территориальные, региональные,
федеральные итрансграничные.

Чрезвычайная
ситуация считается локальной, если
пострадало не более десяти человек,
либо нарушились условия жизнедеятельности
не более ста человек, либо материальный
ущерб составил не более одной тысячи
минимальных размеров оплаты труда. При
этом зона чрезвычайной ситуации не
должна выходить за пределы территории
объекта производственного или социального
назначения.

К
местным относятся чрезвычайные ситуации,
в результате которых пострадало отдесяти
до пятидесяти человек, либо были нарушены
условия жизнедеятельности отста и до
трехсот человек. При этом материальный
ущерб составил от тысячи и до пяти тысяч
минимальных размеров оплаты труда, а
зона чрезвычайной ситуации не вышла за
пределы населенного пункта или города.

К
территориальным относятся чрезвычайные
ситуации, в результате которых пострадало
от пятидесяти до пятисот человек, либо
были нарушены условия жизнедеятельности
от трехсот до пятисот человек. Материальный
ущерб территориальной чрезвычайной
ситуации может составлять от пяти до
пятисот тысяч минимальных размеров
оплаты труда, а зона чрезвычайной
ситуации не должна выходить за пределы
субъекта Российской Федерации.

К
региональным относятся чрезвычайные
ситуации, в результате которых пострадало
от пятидесяти до пятисот человек, либо
были нарушены условия жизнедеятельности
от пятисот до тысячи человек. Материальный
ущерб от чрезвычайной ситуации может
составлять от пятисот тысяч до пяти
миллионов минимальных размеров оплаты
труда. Зона чрезвычайной ситуации может
охватывать территорию двух субъектов
Российской Федерации или выходить за
их пределы.

К
федеральным относятся чрезвычайные
ситуации, в результате от которых
пострадало свыше пятисот человек, либо
нарушены условия жизнедеятельности
более тысячи человек. Материальный
ущерб может составлять свыше пяти
миллионов минимальных размеров оплаты
труда, а зона чрезвычайной ситуации
может выходит за пределы субъектов
Российской Федерации.

К
трансграничной относится чрезвычайная
ситуация, поражающие факторы которой
выходят за пределыРоссийской
Федерации, или такие чрезвычайные
ситуации, которые произошли за рубежом
и затронули территорию Российской
Федерации.

Кроме
того, чрезвычайные ситуации классифицируют
по источникам возникновения. При этом
выделяют четыре типа чрезвычайных
ситуаций:

1.стихийные
бедствия, то есть землетрясения,
наводнения, цунами, извержения вулканов,
оползни, ураганы, лесные и торфяные
пожары, снежные лавины, засухи, длительные
проливные дожди, сильные морозы и
эпидемии.

2.техногенные
катастрофы, то есть взрывы, пожары,
радиоактивное, химическое или биологическое
заражение больших территорий, массовая
гибель людей.

3.антропогенные
и экологические катастрофы, то есть
загрязнение почвы, водных ресурсов и
атмосферы химическими веществами,
шумом, электромагнитными полями
ионизирующими излучениями

4.социально-политические
конфликты, то есть военно-политические
конфликты имежнациональные кризисы.

Порядок действий при ЧС для граждан

Вы получили информацию о ЧС (по СМС, телевизору, радио, громкоговорителю). Постарайтесь сохранять спокойствие, паника только навредит. Если вы находитесь дома, возьмите документы, денежные средства, ценные вещи. Отключите газ и свет. Помогите собраться пожилым людям и детям. Обязательно закройте дверь на ключ, чтобы избежать мародерства.

При захвате в заложники постарайтесь не совершать действий, которые могут спровоцировать преступников. Ведите себя спокойно, не дерзите, не смотрите нападающим в глаза. Старайтесь выполнять требования, чтобы сходить в туалет или попить, просите разрешения. При проведении спецслужбами операции по освобождению лягте на пол и закройте голову руками, старайтесь находиться подальше от окон и дверей. Помните: ваша жизнь — в ваших руках.

Бури, ураганы, штормы

Самое опасное при бурях ураганах и штормах — это высокая скорость ветра. На территории России он может достигать девяноста метров в секунду и действовать от нескольких часов до нескольких суток. Часто такой ураган сопровождается снегом, ливнем, градом, что наносит еще больший ущерб. Уменьшить потери помогает заблаговременное предупреждение МЧС о стихии и проводимые мероприятия по подготовке к чрезвычайной ситуации. Обычно укрепляют конструкции зданий и сооружений, временно отключают газ и электричество, чтобы не создать опасные ситуации, проверяют подвалы, опоры ЛЭП, оповещают население, создают специальные группы. Если вы оказались в подобной ситуации на открытой местности, нужно найти какое-нибудь углубление, лечь туда, максимально распластавшись по земле. Нельзя подходить к опорам ЛЭП, отдельно стоящим деревьям, входить в поврежденные здания.

3.3. Специализированная медцинская помощь.

Специализированная медцинская помощь
— комплекс лечебно-пофилактичеких мероприятий, выполняемых врачами-специалистами в лечебныхучрежднениях МС ГО загородной зоны с использованием специального медицинского

оснащения и оборудования. Она является высшим видом медицинской помощи и ее оказанием завершается полный объем медицинской помощи, т.е. она носит исчерпывающий характер с последующим лечением пораженных до окончательного исхода.

Специализированная медицинская помощь в принятой системе лечебно-эвакуационного обеспечения организуется за пределами очага массового поражения в больницах МС ГО загородной зоны, развертываемых набазе лечебно-профилактических учреждений сельской местности и эвакуированных из города.

Особенности правого регулирования существующих бомбоубежищ

Довольно часто встречаются юридические проблемы с имеющимися объектами гражданской обороны, у которых нет документального учета как объекта ЗСГО. Типовая проверка ЕГРН, при помощи которой можно получить статус этого объекта, не приносит результатов, а кадастровые оценки не проводились никогда, поэтому безрезультативны.

Если на территории или определенной местности обнаруживается объект, напоминающий своим видом и параметрами бомбоубежище, то начинается поиск документов  и сведений. Часто поиски не заканчиваются успехом, поэтому необходимо знать, как работать с таким сооружением с точки зрения законодательства.

Снос бомбоубежища

Самый простой способ – снос строения, довольно радикальное решение. Последствия не столь радостны, как простота выбранного метода. Хотя этот объект и был без документации, но он является государственным имуществом, поэтому акт будет признан неправомерным уничтожением. Поскольку нет бумаг и документального подтверждения объекта как сооружения ГО, допускается и безнаказанность, если снос был не замечен правоохранительными органами.

По закону, рассуждая формально, снос бомбоубежища является уничтожением государственного имущества и  требует денежных выплат в сторону государства, компенсации, в противном случае это чревато открытием уголовного дела. Рекомендуется не выбирать этот способ, а искать правомерные решения.

Законные способы работы с бомбоубежищем

Правомерные методики работы с объектами гражданской обороны и бомбоубежищем следующие:

  • в ЕГРН отправляется запрос на получение информации по кадастровому учету и правах собственности на объект;
  • в органы МЧС направляется запрос об адресах в реестре ЗСГО, поскольку именно МЧС отвечает за контроль таких сооружений;
  • при отсутствии в реестре МЧС рассматриваемого бомбоубежища как объекта ГО, сооружение считается собственностью государства, поэтому необходимо искать его в планах приватизации. Часто бывает, что организация не закончила оформления прав на убежище. Также необходимо исходить из последствий государственной собственности – допускается продажа через открытые торги, или же поиск других законных способов;
  • при обнаружении рассматриваемого бомбоубежища в реестрах гражданской обороны, даже отсутствие информации о нем в ЕГРН, объект признается собственностью государства и не подлежит приватизации.

Спорные моменты в юридической практике с объектами гражданской обороны

Формально, если у сооружения есть признак и статус ЗСГО, то его нельзя приватизировать. Возможна ли приватизация иным путем? Да, если снять этот правовой статус бомбоубежище и сделать соответствующие пометки в реестре, который ведет МЧС. Есть специальные Правила (№583), в которых регламентируется снятие правового статуса с ЗСГО.

Когда с объекта гражданской обороны может быть снят статус:

  1. если конструкции, на которых держится строение, или его ограждения перестают нести защитные свойства, предполагаемые при проектировании, восстановить их невозможно или слишком затратно;
  2. если предполагается новое строительство, ремонт или оборудование современными техническими системами здания по указу представителей власти – регионального или федерального уровня, а также управлением на местах. В планах должно быть предусмотрено восполнение сооружения ГО, которое снимается с учета;
  3. если у предприятия нет возможности принять оперативное управление или ведение хозяйственной деятельности, а также удовлетворять потребности гражданской обороны для защиты населения. Подробная информация находится в Постановлении Правительства РФ №1309;
  4. если сооружения гражданской обороны не обнаружено по указанному адресу. Проводится расследование, в ходе которого фиксируется отсутствие объекта на этом адреса. Результаты проверки прилагают к акту о снятии ЗСГО;
  5. создается особая комиссия, в состав включаются представители органов МЧС и территориальных органов Росимущества. Специалисты занимаются подготовкой документации для снятия ЗСГО с учета в реестрах, которые ведутся в МЧС.

По итогам работы комиссии составляется пакет документов, описывающих снятие с учета сооружения как объекта ГО. При этом оценивается подготовленность объекта к эксплуатации, использованию в прямом назначении и в мирное время. По результатам выдается акт о снятии с учета или об отказе в этой процедуре. Как показывает практика, время выдачи такого решения никак не ограничены по срокам, чем часто пользуются представители власти, затягивая решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector