Аварии с поездами: причины, последствия

Мировые катастрофы 2016

Неутешительная статистка железнодорожных аварий и за 2016 год. Достаточно выделить шесть особо крупных и трагичных происшествий. Сколько было мелких аварий, неизвестно.

8 января. Таиланд. Три человека погибло, более 30 получили травмы разной степени тяжести после столкновения пассажирского поезда и грузового автомобиля. Грузовик, перевозивший скот сбил шлагбаум и врезался в проходящий поезд. От удара несколько вагонов сошли с рельс.

5 февраля. Четыре вагона экспресса, двигавшегося на Юге Индии, сошли с рельс. 40 пассажиров были ранены. Погибших нет, только серьезные травмы.

9 февраля. Случилась катастрофа на немецкой железной дороге недалеко от австрийской границы. Это было лобовое столкновение двух пассажирских поездов. Число пассажиров составляло около 150. Из них 11 погибли, 24 получили тяжелые ранения, более 60 человек отделались легкими ранениями. Расследование показало, что виновен был диспетчер, направивший 2 поезда по одной колее.

14 марта. В Канзасе пять пассажирских вагонов сошло с рельсов. Число пострадавших – 29 чел. Вагоны перевозили 128 пассажиров, включая 14 человек обслуживающего персонала.

Топ мировых катастроф

За всю историю существования железной дороги произошло множество трагических событий. Перечислим три самые значительные мировые трагедии по количеству погибших пассажиров.

Пералия (Шри-Ланка). Эта трагедия, случившаяся 26 декабря 2004 года, на сегодня считается самой смертельной. Число жертв неизвестно, официальные источники называют цифру в 2 тысячи человек. Поезд «Королева моря» был сметен волной цунами, тридцатитонные вагоны, два из которых унесло в океан, и восьмидесяти тонный тепловоз отбросило на 50 метров. Спасатели добрались до состава только на третьи сутки. Полторы сотни пассажиров чудом остались живы.

Аль-Айят (Египет). Эта железнодорожная катастрофа произошла 20 февраля 2002 года. Машинист поезда не увидел возникновение пожара в одном вагоне, и огонь очень быстро охватил семь переполненных пассажирами вагонов. Люди выпрыгивали на ходу из пылающего поезда, ведь он проехал еще порядка 10 километров. По официальным данным, погибло 380 человек, около тысячи получили тяжелые ожоги и ранения.

Бихар (Индия). В данном случае причина трагедии – любовь к братьям меньшим. Машинист поезда совершил резкое торможение, чтоб избежать столкновения животным. В результате весь состав упал в реку. Трагедия 6 августа 1981 года унесла жизни всех, кто ехал в этом поезде – 800 человек.

Величина потерь при железнодорожных катастрофах

Год

Место катастрофы

Количество
пострадавших

Количество
погибших

1987

Станция Каменская

14

106

1988

Станция Арзамас-1

840

91

1988

Станция
Березайка-Поплавенец

152

29

1989

Близ г. Уфа

871

339

1989

г. Алма-Ата

195

32

1989

Станция
Свердловск-сортировочная

более 1000

4

1996

Станция Литвиново

65

17

Ярким
примером может служить железнодорожная
катастрофа в Башкирии.
Она
произошла
в июне 1989 г. в 100 км от Уфы, когда вследствие
утечки газа из газопровода, проходившего
вблизи от железнодорожного пути,
произошел гигантской силы взрыв, в зоне
которого оказались два пассажирских
поезда. В итоге этой трагедии пострадало
1224
чел., из которых пораженных с легкой
степенью поражения оказалось 3,0%; со
средней степенью — 16,4%; с тяжелой — 61,6%; с
крайне тяжелой — 19,0%. Отличительной
особенностью катастрофы было доминирование
термических поражений — 97,4%, а 95,0%
пассажиров
имели ожоги открытых частей тела П-Ш
степени. Ожоги кожи в сочетании с ожогами
дыхательных путей диагностированы у
33% пораженных. Комбинированные травмы
выявлены у 10,0%, и лишь 2,6% пострадавших
имели различные виды травматических
повреждений без ожогов. У каждого пятого
обожженного травма по обширности и
глубине термических повреждений была
не совместима с жизнью.

Основными
причинами аварий и катастроф

на железнодорожном транспорте являются:

неисправности пути;

— неисправности
подвижного состава;

— неисправности
средств сигнализации;


неисправности централизации и
блокирования;


ошибки диспетчеров;


невнимательность и халатность машинистов.

Чаще
всего происходит сход подвижного состава
с рельсов, столкновения, наезды на
препятствия на переездах, пожары и
взрывы непосредственно в вагонах.

Во время поездки
соблюдайте следующие правила:

  • при
    движении поезда не открывайте наружные
    двери, не стойте на подножках и не
    высовывайтесь из окон;

  • тщательно
    укладывайте багаж на верхних багажных
    полках и не перегружайте их вещами или
    закрепляйте так, чтобы при резком
    торможении не стать жертвой собственных
    чемоданов и коробок;

  • не срывайте без
    крайней необходимости стоп-кран;
    запомните, что даже при пожаре нельзя
    останавливать поезд на мосту, в тоннеле
    и в других местах, где осложниться
    эвакуация;

  • курите только в
    установленных местах;

  • не возите с собой
    горючие, химически — и взрывоопасные
    вещества;

  • не включайте в
    электросеть вагона бытовые приборы;

  • при запахе горелой
    резины или появлении дыма немедленно
    обращайтесь к проводнику;

  • при реальной
    угрозе немедленно покидайте вагон
    через тамбурные двери и аварийные
    выходы; в крайнем случае, выбивайте
    подручными предметами (лестницами —
    стремянками, жесткими дипломатами,
    вырванными из гнезд столиками и одежными
    полками) оконные стекла;

  • не тянитесь к
    чемоданам; ваша жизнь не стоит находящихся
    в них вещей.

Действия
пассажиров при крушении поезда:

  • Отойдите от окон
    и дверей:

  • Ухватитесь за
    неподвижные части вагона и упритесь
    во что-нибудь ногами;

  • Вагон покидайте
    через выходы и окна. В первую очередь
    эвакуируйте пострадавших и детей;

  • Чтобы не попасть
    под шаговое напряжение (при крушении
    электропоезда и обрыве контактного
    провода) отойдите от пути не менее чем
    на 30 м;

  • Окажите первую
    медицинскую помощь пострадавшим.

Наибольшую угрозу
для пассажиров представляют первый и
последний вагоны поезда. Первый сминается
и сбрасывается с пути при столкновении
в лоб. С последним то же самое происходит
при столкновении сзади, только в еще
более катастрофических масштабах, так
как его, в отличии от первого, не буферят
локомотив и багажный вагон.

Действия
пассажиров при пожаре в поезде

При возникновении
пожара:

  • Сообщите о пожаре
    проводнику вагона при возникновении
    пожара;

  • Разбудите спящих
    пассажиров;

  • Уходите в передние
    вагоны; если это невозможно — в задние,
    плотно закрывая двери.

Если огнем
отрезаны выходы:

  • Зайдите в купе
    или туалет;

  • Плотно закройте
    за собой дверь и откройте окно;

  • Ожидайте помощь,
    подавая сигналы голосом и стуком.

Если потушить
огонь невозможно:

  • Остановите
    поезд стоп-краном;

  • Откройте двери,
    выбейте окна;

  • Помогите
    эвакуироваться детям и пострадавшим;

  • Выйдите из вагона,
    отойдите от него.

Пожар в
поезде страшен не пламенем, а в первую
очередь, ядовитыми продуктами горения
синтетических отделочных материалов.
Отравление происходит в считанные
минуты, и при интенсивном сгорании —
секунды. При сильном задымлении вагона
закройте нос и рот смоченной водой
тряпкой — полотенцем, наволочкой,
простыней и т. п.

Запомните
— аварийным выходом из вагонов служат
быстро открываемые окна в 3-ем и 6 купе
со стороны поперечных полок.

Человеческий фактор

Аварии и крушения по этим причинам не поддаются прогнозированию. Но одно дело, если крушение пассажирского поезда связано с объективными причинами. Человеческий организм – хоть и гибкая система, но он не железный. Проблемы со здоровьем могут быть и у диспетчера, и у машиниста. Не всякий медицинский осмотр может выявить эти риски.

Другой вопрос, когда причиной крушения является недобросовестное выполнение служебных обязанностей, халатность, грубое нарушение правил безопасности. Особенно показательны случаи, когда при расследовании причин аварий вскрываются факты пребывания на рабочем месте лиц в состоянии опьянения.

Как оправдать действия машиниста, пытающегося наверстать время опоздания в пути увеличением скорости на опасном участке? А ситуация, когда при наведении порядка в кабине уборщица смогла случайно привести в движение стоящий «под парами» локомотив и при этом на нем не оказалось ни одного специалиста, чтобы остановить его?

Гонки машинистов поездов за право первым въехать на станцию и игнорирование запрещающего сигнала семафора – верх цинизма по отношению к пассажирам. Неподготовленность поездных бригад к устранению последствий пожара и частый некомплект средств для их тушения может иметь печальные последствия даже без факта крушения поезда. Вышеперечисленные ситуации – это далеко не полный перечень халатного отношения к служебным обязанностям на объектах транспорта с повышенным риском для жизни.

Гибель спортсменов

Эта железнодорожная катастрофа под Уфой унесла жизнь 9 хоккеистов челябинской команды «Трактор». Эти мальчики, 1973 года рождения, были кандидатами в юношескую сборную Советского Союза и золотыми призерами многих турниров. С 1989 года в память о погибших чемпионах в Челябинске проводится ежегодный турнир по хоккею, являющийся одним из самых престижных среди юношеских команд. На месте трагедии установлен мемориал (1992), а в Новосибирском вагонном депо открыт памятник жертвам (2009). А в России все большее распространение получает развитие направления железнодорожных госпиталей медицины катастроф. На месте трагедии и сегодня останавливаются электрички, чтоб почтить память всех погибших в этой страшной катастрофе.

Большие железнодорожные аварии послевоенного времени

Окончание войны принесло мир в Советский Союз. Повсюду начали строиться новые города и поселки, а первые покорители Сибири отправились в свое занимательное путешествие, по заснеженному краю. Было проложено миллионы километров путей, по все всей территории страны.

Но расплатой за подобный скачок в прогрессе стали масштабные железнодорожные катастрофы, произошедшие в послевоенные годы. И самая страшная из них случилась близ станции Дровнино, что находится в Московской области.

6 августа 1952 года локомотив № 438 должен был доставить своих пассажиров в Москву. Однако примерно в 2 часа ночи он столкнулся с лошадью, которая переходила железнодорожные пути. Несмотря на малый вес животного, локомотив сошел с рельсов и потянул за собою весь состав.

Вагоны одни за одни пошли под откос, давя друг друга своим весом. Когда спасатели прибыли на место крушения, то увидели горы скомканного металла, похоронившего под собой треть пассажиров. А те, кто уцелел, еще долго отходили от полученных во время аварии травм.

По официальным данным, железнодорожная катастрофа в Дровнино привела к гибели 109, травмы получили 211 человек. Долгое время это происшествие считалось крупнейшим крушением поезда в СССР, покуда его не затмило еще большее горе.

Железнодорожные катастрофы в России: 2017

18 января. Водитель автомобиля выехал перед поездом на переезд. Даже при экстренном торможении не удалось избежать столкновения. Погиб водитель и пассажир автомобиля.

30 января. Легковой автомобиль столкнулся электричкой в Подмосковье. Погибли три человека, находящиеся в автомобиле.

3 марта. Амурская область – столкновение грузового автомобиля и грузового поезда, вагоны которого сошли с путей. Погибли два пассажира и водитель автомобиля.

26 марта. В результате столкновения двух поездов Учалинского горно-обогатительного комбината (Башкирия) сошли с рельсов две цистерны, в которых находилось дизельное топливо. Один человек пострадал и четыре погибло.

8 апреля. Поезд Москва — Брест столкнулся с электричкой под Москвой. С рельсов сошли три вагона электрички и локомотив поезда. 12 пассажирам из 50 пострадавших потребовалась госпитализация.

9 сентября. На переезде столкнулись КАМАЗ и пассажирский поезд в Ханты-Мансийском автономном округе. Два человека умерли в больнице, 20 пассажиров получили травмы.

6 октября. Автобус выехал на переезд во Владимирской области. Жертв нет.

Технические причины

Как выясняется, расписать на бумаге это проще, чем воплотить. Одна из основных причин – это техническое состояние железнодорожных путей. Не секрет, что основная масса их была проложена несколько десятилетий назад. С тех пор увеличились скорости и нагрузки. Но менять пути под новые условия или прокладывать новые нет возможности. Это связано с серьезными затратами. В лучшем случае проводится частичная замена полотна на участках с наиболее выраженным износом.

То же самое можно сказать и о подвижном составе. Техника также изнашивается, старение металла происходит неизбежно. Поэтому аварии с поездами неизбежны, но нужно стараться их не допускать. Но как? Если без замены изношенной детали двигателя состав не тронется, то с выработкой на колесных парах он еще поездит. Такой подход отчасти оправдан – не останавливать же массово перевозки. Приходится уделять больше времени осмотрам и дополнительному техническому обслуживанию. Но от этого вагоны не становятся новее.

Статистика по катастрофам на ЖД за 2014 год

Ведется статистика железнодорожных аварий и в России 2014-2015 год. Однако в РЖД неохотно раскрывают эти страшные цифры.

По официальной информации РЖД число аварийных происшествий со смертями на железных дорогах за период в 11 мес. 2014 года составляет 20 человек. Цифра выше, чем за аналогичный отчетный период 2013 года на 17,6 %. Тогда как по информации МЧС в авариях пострадало 244 человека. Как видно средний показатель больше в 7 раз.

МЧС РФ за 2014 год отмечает рост количества происшествий на 18%. При этом количество погибших выше в 16 раз, чем в 2013 году. Число пострадавших выросло до 60%. Вот данные о случившемся в России. Таблица показывает среднее количество аварий на железнодорожном транспорте по сравнению с прочими видами перевозки.

Причины не имеют национальности

Два столетия существования железнодорожного сообщения показывают, что у железнодорожных катастроф нет национальности. Отдельно стоит рассматривать террористические акты, и о них мы поговорим отдельно. К причинам трагедий, приводящих к железнодорожным авариям и катастрофам, чаще всего относятся следующие:

  • Нарушения техники безопасности и правил эксплуатации оборудования.
  • Неисправности железнодорожного полотна или подвижного состава.
  • Изношенность оборудования или его использование по истечении сроков эксплуатации.
  • Техногенные факторы или природные катаклизмы.

Опасность, сокрытая в прогрессе

Когда появились первые поезда, никто и не задумывался над тем, насколько страшными могут быть железнодорожные катастрофы. И даже после того, как в Филадельфии в 1815 году первый неуправляемый тепловоз забрал жизнь 16 человек, мир сказал: «Что ж поделать, иногда и такое бывает».

И правда, на сегодняшний день трудно переоценить ту пользу, которую приносят в нашу жизнь поезда. Ведь благодаря им поездки даже в самые далекие уголки России больше не кажутся такими уж невероятными и долгими, как ранее. И все же никогда не стоит забывать о том, что прогресс приносит не только добро, но и разрушение. И описанные ниже истории — прямое тому доказательство.

Аварии на железной дороге

Перевозки этим видом транспорта связаны с высокой концентрацией грузового или пассажиропотока. Чтобы обеспечить эффективность доставок, приходится уплотнять графики, увеличивать количество вагонов в составах. Это приводит к дополнительным нагрузкам на железнодорожные пути, полотно под ними, несущие конструкции. Увеличивается износ составов, локомотивов, регулирующего и диспетчерского оборудования. Нагрузки на управляющий и обслуживающий персонал железной дороги также растут

Все берется во внимание, вроде бы происходит с соблюдением нормативов, но аварии с поездами все-таки случаются

У каждого крушения своя история, причины, последствия. Сход состава с рельсов, повлекший его опрокидывание, редко обходится без человеческих жертв. Травм и увечий избежать невозможно. Это связано с конструктивными особенностями вагонов, принципами размещения в них пассажиров, их отношением к возможности возникновения ситуаций, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью. В то же время трудно представить, как можно эффективно повысить безопасность пассажиров. Сход состава с рельсов и опрокидывание вагона – это аварии, подготовиться к которым невозможно. Единственно верное решение – комплекс мероприятий для снижения рисов их возникновения.

Крушение поезда во время цунами на Шри-Ланке (Шри-Ланка, 2004)


Причиной трагедии стал природный фактор — печально известное цунами 2004 года

Железнодорожная катастрофа 2004 года на Шри-Ланке считается самой ужасной в мировой истории: в её результате погибло как минимум 1700 человек. Переполненный пассажирский поезд был разрушен на прибрежной железной дороге цунами, причиной которого стало землетрясение в Индийском океане.

Железнодорожные катастрофы происходят чаще, чем крушения самолётов, но не так влияют на сознание людей и не настолько ярко освещаются в СМИ. Именно поэтому мы привыкли бояться летать, но совсем не боимся садиться в поезд

Несчастный случай может произойти где угодно в любое время, но это не повод сдавать свои авиа или железнодорожные билеты — прислушайтесь к голосу разума, а не эмоций и обращайте внимание не на новости, а на статистику

Фатальные аварии: крушения поездов

Трудно сравнивать тяжесть последствий катастроф, если при этом были человеческие жертвы и большое число травмированных пассажиров. Но, чтобы понять, какую опасность представляет авария на железной дороге, нужно помнить хотя бы о некоторых из них. Так, авария в Красноярском крае 1958 года случилась при столкновении двух грузовых поездов, перевозивших нефтепродукты в цистернах. Причина – неисправность семафора. На параллельном пути тогда стоял пассажирский поезд. Пожар после взрыва привел к смерти более 60 человек.

Ростовская область, 1987 год. Тогда перед станцией не смог сбавить ход, а после и экстренно затормозить локомотив грузового поезда. Были нарушены правила техники безопасности, как результат – столкновение со стоящим возле перрона пассажирским составом. Итог крушения: более 100 человек погибли и еще большее количество получили серьезные травмы.

Уфа, 1989 год. Утечка сжиженного газа на магистральном трубопроводе привела к взрыву облака его испарений. Это произошло в непосредственной близости от путей, по которым в то время проходили два пассажирских состава. Крупнейшая в СССР катастрофа тогда унесла жизни почти 600 человек.

Первые железнодорожные катастрофы в СССР

1930 год стал настоящим ужасом для работников железной дороги. Причина тому — две крупные аварии, случившиеся в нем. Впоследствии многие жители страны начали побаиваться пользоваться услугами «паровых извозчиков», выбирая более надежные средства передвижения.

Итак, первая авария произошла в ночь с 7 на 8 сентября в Подмосковье. На станцию Перерве, что рядом с поселком Марьино, прибыл пассажирский поезд № 34. Машинист Макаров, управляющий паровозом, сразу же предупредил начальство станции о том, что его состав поврежден, и он уже несколько раз останавливался, дабы исправить неполадки.

Макаров предложил заменить его тепловоз другим, дабы избежать возможных неприятностей. Однако его просьба не была выполнена. Вместо этого ему в помощь дали дополнительный паровоз, который должен был подстраховывать его в пути. К сожалению, подобное решение не только усугубило существующую проблему, но и привело к трагическим последствиям.

Так, при попытке тронуться с места усиленный тепловоз порвал все соединения между кабиной и пассажирским составом. Вследствие чего паровоз ушел вперед, а вагоны так и остались стоять на месте. И все бы ничего, если бы диспетчер не передал преждевременный приказ другому поезду прибыть на перрон.

И вот очередной пассажирский состав на всем пару мчится к платформе. Лишь в нескольких метрах от станции, машинист замечает стоящие на его пути пассажирские вагоны. Даже экстренное торможение не помогло вовремя остановить поезд. Впоследствии столкновения травмы получили более 40 человек, а 13 и вовсе погибли на месте.

Самая страшная катастрофа СССР

Такой трагедии не было больше ни на территории Советского Союза, ни стран СНГ. И причина железнодорожной катастрофы под Уфой – авария на трубопроводе углеводородов Сибирь — Урал — Поволжье, приведшая к образованию плотной газовоздушной смеси в районе прохождения поездов. 18 вагонов поезда Адлер — Новосибирск тогда, 4 июня 1989 года, столкнулись с таким же пассажирским составом из 20 вагонов, идущим в обратном направлении. В эпицентр трагедии попали 1284 пассажира, из них – почти 400 детей. Трагическая случайность привела к тому, что эти поезда встретились – один запаздывал по техническим причинам, а второй делал экстренную остановку (высаживал роженицу). Когда они поравнялись на участке дороги Улю — Теляк — Оша, искра от колес привела к взрыву от 300 тонн тротила до 12 килотонн. Для сведения – взрыв в Хиросиме составлял 16 килотонн в тротиловом эквиваленте. Электровозы и 38 вагонов были просто уничтожены. Ударная волна отбросила с путей 11 вагонов. Вековые сосны сгорели, как спички. По официальным данным, в железнодорожной катастрофе (1989) погибло 575 пассажиров, почти тысяча получили ранения разной тяжести и ожоги. Жители города Аша, находящегося в 10 километрах от взрыва, на протяжении всей спасательной операции, которая длилась почти неделю, помогали спасателям и пострадавшим. Хотя в самом городе были выбиты взрывной волной стекла в жилых зданиях, а огонь от пожарища, охватившего 250 гектаров леса, был виден с расстояния в 100 километров.

Подводим итог

Трагедии и катастрофы неизбежны при развитии технического прогресса. Возрастающие скорости передвижения привносят в нашу жизнь потенциальную опасность. Каждому приходится самому решать, какой транспорт выбрать для передвижения. Как гласит половица – чему быть, того не миновать. Пусть в нашей жизни будет меньше тревог, а неприятности обойдут нас и дорогих нам людей. А для этого – будьте осторожным пассажиром и соблюдайте правила, которые написаны для обеспечения безопасности. А машинистам и обслуживающему персоналу в приоритет задач должно входить соблюдение правил обслуживания механизмов и правил охраны труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector