Основы безопасности жизнедеятельности10 класс

Содержание:

Содержание обновленной российской Военной доктрины

В классификации войн и военных конфликтов изменений не произошло. Некоторыми военными экспертами выражалось сожаление, что даже обновленный документ по-прежнему не дает четкого определения понятию «войны», а такие неопределенности кроме всевозможных передергиваний ни к чему хорошему пока не приводили.

Некоторые эксперты еще в 2020 году предлагали свои толкование термина «война». Вот одно из них. Войной можно называть высшую форму разрешения коренных межгосударственных противоречий среди коалиций государств, социальных групп народонаселения одного из государств с применением вооруженного насилия высокой интенсивности, которые могут сопровождаться иными видами противоборств (например, политико-экономических, информационных, психологических, и пр.) для завоевания обусловленных политических целей.

По технологическому уровню развития борющихся сторон:

  • Война технологически слаборазвитых государств;
  • Война технологически высокоразвитых государств;
  • По смешанному типу: война высокоразвитых и слаборазвитых государств.

По применению стратегии для достижения целей:

  • Война с использованием стратегии по сокрушению противника, преимущественно физически;
  • Война с использованием стратегии непрямых воздействий. Это могут быть мероприятия по дестабилизации в политике и экономике государств, по организации внутри государств ситуаций, так называемого «управляемого хаоса», по косвенной или прямой военной поддержке вооруженных оппозиционных сил для завоевания власти нужными политическими силами;
  • По смешанному типу: «гибридная война» — война, сочетающая на разных этапах комплекс применения стратегий, как сокрушения, так и непрямых воздействий.

По использованию средств вооруженной борьбы война может быть:

  • Ядерной;
  • С использованием полного потенциала ОМП (оружия массового поражения);
  • С использованием исключительно обычных видов вооружений;
  • С массовым использованием оружия с новыми физическими принципами.

По отношению к нормам международного права война может быть:

  • Справедливой — для защиты независимости, суверенности, нацинтересов;
  • Несправедливой — попадающая под международную классификацию «агрессия».

По составу участников вооруженного противоборства война может быть:

  • Среди двух государств;
  • Среди коалиций государств;
  • Среди коалиции и одного государства;
  • Гражданской.

Локальная война — это война, которая может преследовать ограниченную военно-политическую цель. Боевые действия ведутся в пределах противоборствующих государств и затрагивают главным образом интересы исключительно этих государств (территориальные, экономические, политические и другие). В определенных обстоятельствах локальные войны могут перерастать в региональные или даже крупномасштабные.

Региональная война — это война, участие в которой принимают несколько государств, представленных в одном регионе. Она может вестись с задействованием национальных или коалиционных вооруженных сил. В процессе ее проведения сторонами обычно преследуются значимые для них военно-политические цели.

Крупномасштабная война — это война среди коалиций государств или крупнейших государств в мировом сообществе. Такие войны развязываются сторонами, как правило, для преследования радикальных военно-политических целей.

Введение

Современный
мир полон острых противоречий
политического, экономического, социального
и исторического характера. В этой
ситуации особенно сложно приходится
России, так как она имеет уникальные
географическое положение, природные
ресурсы, многонациональное население,
разнообразные культурные и научные
достижения

Поэтому для нашей страны
очень важно обеспечение национальной
безопасности, без которой невозможно
ее развитие

Основополагающим
документом в области безопасности
государства является «Концепция
национальной безопасности Российской
Федерации».

В
соответствии с существующей в России
законодательной и нормативно-правовой
базой национальная безопасность — это
гарантированная защищенность жизненно
важных интересов личности, общества и
государства, а также национальных
ценностей и образа жизни от внешних и
внутренних угроз.

Следует
различать систему национальной
безопасности и систему обеспечения
национальной безопасности. Первая — это
функциональная система, отражающая
процессы взаимодействия интересов и
угроз, а вторая — это система органов,
сил, средств, различных организаций,
призванных решать задачи по обеспечению
национальной безопасности.

Для
осуществления политической стратегии
государства в области национальной
безопасности национальные ценности
должны быть выражены в предметной форме.
Ее они обретают в национальных интересах.

Под
национальными интересами понимаются
объективные потребности гражданина,
общества и государства, вытекающие из
особенностей социально-экономического
и политического устройства государства,
уровня его экономического развития,
исторически сложившегося места в
международном разделении труда, специфики
географического положения, национальных
и культурных традиций.

Стратегия национальной безопасности по-американски

Чтобы отразить институционализацию новых бюрократических инфраструктур и правительственной практики в период после Второй мировой войны в США, когда культура полупостоянной военной мобилизации привела к созданию Совета национальной безопасности, ЦРУ, Министерства обороны и Объединенных Руководителей штабов, исследователи национальной безопасности применяют понятие состояния национальной безопасности:

Во время и после Второй мировой войны, лидеры США расширили концепцию национальной безопасности и, впервые, использовали свою терминологию, чтобы объяснить отношения Америки к миру. На протяжении большей части истории США, физическая безопасность континентальной территории Соединенных Штатов не подвергалась опасности. Но к 1945 году эта неуязвимость быстро уменьшалась с появлением дальних бомбардировщиков, атомных бомб и баллистических ракет. Росло общее восприятие того, что будущее не даст времени на мобилизацию, а подготовка должна стать постоянной. Впервые, американским лидерам придется иметь дело с основным парадоксом национальной безопасности, с которым сталкивались Римская империя и последующие великие державы: Si vis pacem, para bellum — Если Вы хотите мира, готовьтесь к войне.

Ограничение прав и свобод человека при обеспечении безопасности страны

Меры, принятые почти повсеместно во всем мире для поддержания национальной безопасности перед лицом возможных угроз привели к постоянной диалектической борьбе, особенно в либеральных демократиях, между государственной властью и правами человека и гражданина. Это естественная напряженность в процессе поддержания самоопределения и суверенитета, а также сохранения прав и свобод отдельных лиц.

Хотя меры национальной безопасности накладываются на защиту общества в целом, многие из них могут ограничивать права и свободы человека в обществе. В случае, если осуществление законов и полномочий национальной безопасности не подлежит хорошему управлению, верховенству закона и системе строгих сдерживаний и противовесов, существует риск того, что национальная безопасность может просто служить предлогом для подавления неблагоприятных политических и социальных взглядов.

В Соединенных Штатах спорный Закон США о патриотизме и другие правительственные действия внесли вопросы о правах и свободах во внимание граждан. Среди поднятых вопросов присутствовали следующие: в какой степени ради национальной безопасности могут быть ограничены индивидуальные права и свободы и как ограничение гражданских прав во имя национальной безопасности оправдано в отсутствие войны

Эффективность стратегии национальной безопасности страны

Благодаря высококонкурентному характеру национальных государств и текущему состоянию мирового порядка, готовность национальной безопасности в значительной степени зависит от рутинных технических мер и оперативных процедур, как и от принятия центральных решений. Этот показатель колеблется от защиты информации к государственным тайнам по вооружению до международных стратегий ведения переговоров. Любой данный аппарат национальной безопасности работает на сочетании методов управления и технических возможностей. Возникающие вопросы, такие как распространение, несостоятельные государства, изменения климата и глобальный терроризм все больше влияют на реальность конкуренции между национальными государствами.  Все это приводит к необходимости четкого понимания технических вопросов, лежащих в основе национальной безопасности, в целях создания и поддержания институтов национальной безопасности, которые могут, в конечном счете, повлиять на будущее национального государства.

Национальная безопасность РФ

Определение 1

Национальная безопасность — это состояние защищенности государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз, позволяющее обеспечить конституционные свободы и права, достойные уровень и качество жизни граждан, территориальную целостность, суверенитет, устойчивое развитие России, обороны и безопасности государства.

В современном мире постоянно возникают новые угрозы и вызовы, которые требуют, чтобы национальная безопасность Российской Федерации была обеспечена. Национальная безопасность, входящая в структуру международной безопасности — это политика, которая направлена на обеспечение особо значимых интересов личности и государства. Национальная безопасность охватывает военную, экономическую, информационную, экологическую, продовольственную, социально-политическую и духовно-нравственную сферы безопасности. Существуют конкретные механизмы, формы и методы обеспечения безопасности для каждой из этих сфер.

Термин «национальная безопасность» появился в политическом лексиконе, благодаря президенту Америки Теодору Рузвельту в 1904 году.

В России понятие национальной безопасности стало активно применяться с 1995 года.

Модернизация триады

В ходе совещания с руководством Минобороны и предприятий ОПК, прошедшего 10 ноября, Владимир Путин также обратил внимание на ядерную триаду. «Несмотря на меняющийся характер военных угроз, именно ядерная триада остаётся важнейшей, ключевой гарантией военной безопасности России

А если смотреть шире, то и глобальной стабильности. Сохранение такого баланса сил сводит на нет угрозу крупномасштабного военного конфликта, по сути, делает бессмысленными любые попытки шантажа или давления в отношении нашей страны», — сказал президент

«Несмотря на меняющийся характер военных угроз, именно ядерная триада остаётся важнейшей, ключевой гарантией военной безопасности России. А если смотреть шире, то и глобальной стабильности. Сохранение такого баланса сил сводит на нет угрозу крупномасштабного военного конфликта, по сути, делает бессмысленными любые попытки шантажа или давления в отношении нашей страны», — сказал президент.

  • Владимир Путин на совещании с руководством Минобороны и ОПК
  • РИА Новости

По словам российского лидера, важно учитывать потенциальные и внешние угрозы безопасности страны, в числе которых — расширение военного присутствия НАТО у рубежей России. «В Европе расширяется военное присутствие НАТО вблизи российских границ

На наше предложение снизить военную активность в период эпидемии альянс вообще не отреагировал. Больше того, интенсивность полётов авиации и действий флотов натовских стран только выросла», — подчеркнул Путин

«В Европе расширяется военное присутствие НАТО вблизи российских границ. На наше предложение снизить военную активность в период эпидемии альянс вообще не отреагировал. Больше того, интенсивность полётов авиации и действий флотов натовских стран только выросла», — подчеркнул Путин.

Также по теме

«Нестратегическое» сдерживание: почему в Пентагоне предложили разработать ядерные крылатые ракеты морского базирования

США должны разработать и развернуть новые крылатые ядерные ракеты морского базирования для сдерживания России, заявили в Пентагоне. В…

Поэтому Россия будет продолжать модернизацию своих ядерных сил и укреплять их составляющие, добавил глава государства. По словам Путина, в последние годы в армию и на флот в приоритетном порядке поступают новые ракетные и авиационные комплексы, в результате сегодня доля современных вооружений в стратегических ядерных силах составляет 82%.

Как подчеркнул глава государства, Россия и в дальнейшем будет «поддерживать свой ядерный потенциал на уровне необходимой достаточности».

Ядерная триада состоит из стратегической авиации, атомных подводных лодок и межконтинентальных баллистических ракет.

Военный эксперт Юрий Кнутов в разговоре с RT отметил, что создание укреплённого командного пункта стратегических ядерных сил, о котором рассказал Владимир Путин, является приоритетной задачей в сфере сдерживания сил противника.

Высокая степень защиты гарантирует управление боевыми действиями даже в кризисной ситуации, добавил Юрий Кнутов.

«То, что сегодня создан достаточно мощный, хорошо защищённый пункт, который может выдержать точное попадание ракет противника и сохранить жизнь находящимся внутри людям, является техническим достижением России. Ни у одной страны подобной защищённой системы с технологической точки зрения нет. Даже у США, которые добились многоуровневой защищённости для своего пункта управления стратегическим вооружением за счёт мощной гранитной скалы, где расположен комплекс Шайенн», — отметил политолог.

Без подобных командных пунктов не обходится ни одна ядерная страна, подчеркнул Юрий Кнутов.

«У США в горе Шайенн есть подобный командный пункт, уничтожить который непросто и несколькими ядерными ударами. У подобных комплексов в Великобритании защита гораздо слабее, поэтому там делают ставку на маскировку. Россия, в свою очередь, идёт по пути создания углублённых, хорошо защищённых, укреплённых командных пунктов», — подчеркнул эксперт.

Риски и угрозы настоящего и ближайшего будущего

Современный мир уже живет в состоянии гибридной войны, которая ведется за гегемонию, ресурсы и сохранение контроля над финансами, торговлей и технологиями, с одной стороны, и за многополярность и собственное суверенное будущее – с другой.

В этой ситуации ядерное сдерживание – опорный фактор, гуманизирующий международную обстановку. На сегодняшний день, и это признано нашими оппонентами, Россия в состоянии нанести неприемлемый для них ущерб. Исходя из этого, вероятность прямого «горячего» конфликта маловероятна.

Само содержание понятия «война» меняется буквально на наших глазах. Меняется сам характер угроз. Весьма условно их можно разделить на:

— информационно-идеологические, социально направленные кампании;

— кибер-технологическое воздействие на инфраструктуру;

— финансово-экономические, торговые санкции и подобные рестрикции;

— террористические угрозы и локальные прокси-войны.

Для информационных атак задействуются русскоязычные платформы, базирующиеся в Прибалтике и на Украине, а также пятая колонна внутри нашей страны. Используется фактор расконсолидации части российских элит. Ключевой становится психологическая и идеологическая устойчивость общества. Риски нарастают.

По мнению аналитиков RAND Corporation уже к 2023 г. концептуально закрепится новая форма войны – виртуальная социальная война как механизм подрыва суверенитета и разрушения государств.

Государства и негосударственные(!) субъекты стран-лидеров (США, Россия, Китай и несколько других) к этому времени (2023-2025 гг.) уже будут способны проникать в другие государства и общества, вызывая их распад и разрушение, не прибегая к военным действиям.

Виртуальная война будет носить социальный характер, ибо распространяется на все общество противника. Ее цель заключается в подрыве уровней доверия и, в конечном счете, самой стабильности функционирования целевого государства.

Методы этой войны весьма изощренные. Они могут включать в себя политические санкции и тайные операции, направленные на создание активных пятых колонн в целевой стране, в том числе с возможностью задействовать ресурсы диаспор или этнически связанных общин. А также использование более сложных кибератак, включая, к примеру, целенаправленные убийства лидеров общественного мнения противников с помощью микроскопических дронов или персонализированного медико-биологического оружия. В гуманитарной сфере активно задействуются технологии искусственного интеллекта.

Так видят гибридные войны уже в ближайшем будущем американские аналитики. Это весьма тревожный прогноз, игнорировать который глупо.

Западные технологи гибридных войн понимают, что люди – ресурс для достижения определенных целей. Военно-политических в том числе. С этим ресурсом надо уметь работать. После глобализации капиталов, товаров и образов наступила пора глобализации людской массы.

«Цветные революции» – лишь одна, пусть и самая известная социальная технология государственных переворотов в условиях искусственно созданной нестабильности. С ее помощью Запад разрушал целые страны и коалиции в угоду своим интересам и продолжает использовать этот метод. Из самых свежих примеров – Гонконг, волнения в Ливане, Иране, Венесуэле и переворот в Боливии. Далее – везде.

Как подчеркивал министр обороны России Сергей Шойгу: «На Западе уже давно отработаны лекала и алгоритмы свержения любой неудобной для них законной власти в любой стране. Конечно же, все это делается под лозунгом продвижения демократии».

В этих условиях национальная безопасность будет все больше зависеть от устойчивости кибер- и инфосферы и, что еще более важно, от сильной социальной инфраструктуры

Зачем Россия создает новые подразделения на границе с Украиной?

Минобороны России создание новых подразделений в военных округах, граничащих с Украиной, называет ответом на наращивание военного контингента НАТО в Европе.

«Это заставляет нас принимать симметричные меры для нейтрализации возникающих угроз и сочетать меры стратегического сдерживания с повышением боевых возможностей войск Южного военного округа», ‒ заявил министр обороны России Сергей Шойгу.

«Российская Федерация рассматривает официально Украину как возможную будущую границу стран НАТО. Если это граница НАТО, то Российская Федерация будет разворачивать группировки войск. Это только начало. Мы же свой курс не меняем. Мы же все равно через 10-15 лет постепенно-постепенно будем в НАТО. Они готовят заранее инфраструктуру, объекты, решения и другие вопросы. Я думаю, они уже готовятся на будущее», ‒ говорит военный эксперт Иван Апаршин.

Военные эксперты отмечают: признаков, которые свидетельствовали бы о подготовке полномасштабной военной операции вблизи украинских границ в ближайшее время, пока не наблюдают.

«Дополнительные ресурсы, частичная мобилизация, развертывание группировок войск, подготовка маршрутов, подготовка районов, подготовка транспорта, эвакуация населения. Армия никогда не начинает операцию, пока там есть гражданское население. Из этих регионов Российской Федерации гражданское население не эвакуировано. Туда не подошли части обеспечения, не развернуты полевые госпитали», ‒ отмечает Апаршин.

1.Снижение роли сб оон, фактическое лишение его прерогатив по санкционированию применения военной силы в мире.

Расширение практики
применения вооруженных сил без санкции
Совета безопасности ООН может
спровоцировать использование участниками
конфликтов оружия массового поражения.
Появление в региональных балансах сил
ядерного фактора существенно изменит
характер вооруженной борьбы.

2.
Возможность возвращения ядерному оружию
свойств реального военного
инструмента.

Фактически ставится
вопрос о возможности точечного применения
ядерного вооружения в региональных
конфликтах, за счет реализации его новых
образцов, как относительно «чистого»
оружия, применение которого не будет
иметь значительных негативных последствий,
как у более ранних его видов.

3. Дальнейшее
расширение НАТО.

Если НАТО сохранится
в качестве военного альянса с
преимущественно наступательной военной
доктриной, это потребует коренной
перестройки российского военного
планирования и принципов строительства
российских ВС.

Военная доктрина
РФ.

(Утверждена
Указом Президента РФ № 706 от 21.04.2000г)

Военная
доктрина

– официально
принятая в государстве система взглядов
на сущность
и характер возможной войны, на военное
строительство, подготовку страны к
обороне, использование ВС и др. войск
РФ для защиты интересов государства.

В современных
условиях угроза прямой военной агрессии
против РФ снижена, благодаря позитивным
переменам в международной обстановке,
поддержанием на достаточном уровне
российского военного потенциала, в том
числе и ядерного.

Вместе с тем
сохраняются, а на отдельных направлениях
усиливаются потенциальные угрозы
военной безопасности РФ
и ее союзников.

Военная
организация государства
включает
в себя: 1) Вооруженные
Силы
,
2) другие
войска, воинские формирования
,
3) органы
управле
ния
и
4) создаваемые
на военное время специальные формирования
,
которые предназначены
для выполнения задач в области обеспечения
обороны и безопасности государства и
его союзников, в соответствии с официально
заключенными межгосударственными
договорами.

Основой военной
организации государства являются
Вооруженные Силы РФ
.

Главной
задачей военной организации
РФ
является осуществление
сдерживания и предотвращения агрессии
любого масштаба, в том числе с применением
ядерного оружия против России и еесоюзников.

Задачей Вооруженных
Сил РФ

является нейтрализация
внешних угроз, а также участие в
нейтрализации внутренних и трансграничных
угроз и защите национальных интересов
России.

Основные принципы
обеспечения военной безопасности:

  • сочетание твердого
    централизованного руководства военной
    организацией с гражданским контролем
    ее деятельности;

  • эффективность
    прогнозирования, своевременность
    вскрытия и классификация военных угроз
    и адекватность реагирования на них;

  • достаточность
    сил, средств и ресурсов, необходимых
    для обеспечения во­енной безопасности,
    их рациональное использование;

  • соответствием
    уровня готовности, подготовки и
    обеспечения военной ор­ганизации
    потребностям военной безопасности
    государства.

Изменившаяся
внешнеполитическая ситуация последних
лет, новые приоритеты обеспечения
национальной безопасности поставили
перед ВС РФ на современном этапе следующие
задачи
:

  1. сдерживание
    военных и военно-политических угроз
    безопасности РФ;

  2. обеспечение
    экономических и политических интересов
    РФ;

  3. осуществление
    силовых операций мирного времени;

  4. применение военной
    силы.

Военно-экономическое обеспечение

В пятом разделе ВД РФ все посвящено военно-экономическому обеспечению обороны. Важнейшими целями являются:

Формирование условий для устойчивости в развитии и поддержании потенциалов военно-экономических и военно-технических возможностей в государстве на том уровне, который потребуется для осуществления настоящей военной политики.

Основные задачи военно-экономического обеспечения обороны

Задачами по военно-экономическому обеспечению обороны могут быть:

  • Оснащение ВС вооружением, военной и специальной техникой;
  • Обеспечение ВС, иных организаций материальными средствами.

В заключение можно заметить, что текст обновленной редакции российской В/доктрины указывает на четкие ориентиры порядка, способов и форм по использованию военной мощи государства. Она досконально обосновывает необходимую защиту суверенитета, территориальной целостности, конституционного строя, национальных интересов российского государства. Указывает на выполнение обязательств перед союзниками, международного партнерства, разрешение военных конфликтов. Доктриной определяются приоритеты военного строительства и формирования ВС РФ.

Внутренние угрозы национальной безопасности России

На данный момент основные угрозы военной безопасности можно разделить на следующие:

  • Социальная напряженность в обществе может являться одним из самых опасных рисков. Это так называемая бомба замедленного действия, которая может разорваться в любой момент, как только пропасть между богатыми и бедными достигнет критического предела. Отсюда следует рост напряженности в обществе, проституция, алкоголизм, наркомания, криминальная составляющая.
  • Ресурсная ориентация, в данном примере нефть и газ, безусловно, позволяет иметь высокий доход для всего государства, но при этом, стоит отметить, что ни о каком устойчивом и стабильном экономическом росте речи и идти не может.
  • Усиление разрыва роста экономики между разными регионами. В условиях, когда один регион живет лучше другого, разрушаются связи, и это однозначно не способствует интеграции между регионами.
  • Криминогенная обстановка всего общества в России. В последнее время участились случаи нетрудового дохода, причем это может наблюдаться как среди обычного населения, так и верхушки власти, что сказывается на общей нестабильности и неустойчивости экономики. В такой ситуации вывести национальную экономику из сложившегося кризиса практически невозможно.
  • Проблемы, связанные с уменьшением научно-технического потенциала, как основы роста экономики. На самом деле национальная безопасность РФ находится перед достаточно серьезной угрозой, из-за того, что в последнее время Россия не делала достаточного вклада в наукоемкие отрасли, поэтому необходимого научного потенциала просто нет.
  • Сепаратистские взгляды отдельных территорий, что функционируют по принципу федеративного устройства.
  • Межнациональная и межэтническая напряженность, которая в последнее время только усиливается.
  • Демографический кризис и снижение физического здоровья населения.

Если рассматривать в купе все вышеприведенные угрозы безопасности, видно, что они достаточно тесно связаны. При возникновении одной может стать актуальной следующая, и так далее по цепочке. Ликвидация всех этих проблем необходима для того, чтобы обеспечить сохранение государственности

Но помимо внутренних угроз, особенное внимание стоит уделить и внешним

Предназначение, состав вс рф

Предназначение
ВС РФ в соответствии с Федеральным
законом «Об обороне»:


отражение агрессии, направленной против
Российской Федерации


вооруженная защита целостности и
неприкосновенности территории РФ


выполнение задач в соответствии с
международными договорами РФ

В
состав ВС России входят сухопутные
войска, военно-воздушные силы,
военно-морской флот, а также такие
отдельные рода войск как космические
и воздушно-десантные войска и РВСН;
центральные органы военного управления,
объединения, соединения, воинские части
и организации, которые входят в виды и
рода войск ВС РФ, в Тыл ВС РФ и в войска,
не входящие в виды и рода войск ВС РФ;
насчитывают около миллиона человек
личного состава, отличаются наличием
крупного арсенала ядерного оружия и
хорошо развитой системой средств его
доставки к целям.

Классификация угроз

Перед тем как рассмотреть, насколько национальная безопасность РФ крепка и откуда необходимо ожидать опасность, стоит разобрать виды угроз.

Потенциальная угроза всегда рассматривается во время разработок и создания любой программы. Несмотря на план и его направленность, такие риски должны обязательно просчитываться. В это же время непосредственные угрозы требуют немедленного задействования специальных систем и «рычагов» для кризисного принятия адекватной ответной меры. Чаще всего очагом таких проблем являются именно потенциальные угрозы. Источники могут иметь целенаправленный характер, для какой-то определенной цели и относительно географической направленности. Последние, в свою очередь, могут быть обусловлены не только внешними, но и внутренними источниками, о которых мы поговорим подробнее на конкретном примере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector