Принципы организации гражданской обороны

Организация гражданской обороны

Гражданская оборона предполагает целый набор мер защиты:

  • оповещение об опасности;
  • выдача жителям средств защиты;
  • эвакуация жителей и материальных ценностей;
  • маскировка;
  • аварийно-спасательные работы, борьба с пожарами, срочное захоронение погибших;
  • обнаружение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому и биологическому заражению, санитарная обработка;
  • обеспечение устойчивости и срочное восстановление критической инфраструктуры;
  • восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;
  • подготовка жителей в области гражданской обороны.

Эти меры принимаются с началом или введения военного положения, а также в случае катастроф.

Обеспечивают гражданскую оборону четыре группы сил:

  • спасательные воинские формирования МЧС (силы гражданской обороны), на которые возложен самый широкий спектр обязанностей по гражданской обороне;
  • вооруженные силы и другие войска;
  • аварийно-спасательные формирования, которые занимаются ликвидацией аварией и спасением людей и бывают двух видов: профессиональные (создаются органами власти и особо опасными производствами) и нештатные (создаются отдельными организациями из своих сотрудников);
  • нештатные формирования по гражданской обороне, создаваемые организациями из своих работников для помощи в организации гражданской обороне.

Система гражданской обороны также включает финансовые, медицинские и материальные резервы на случай чрезвычайной ситуации, системы связи и оповещения.

Как организуется гражданская оборона до наступления ЧС

Очевидно, что эффективная защита населения страны при любой чрезвычайной ситуации возможна только в случае заблаговременной подготовки сил и средств. Поэтому все мероприятия, необходимые к проведению при ЧС, должны быть спланированы и организованы заранее.

Управление ГО осуществляется на нескольких уровнях:

  1. на федеральном уровне – Национальным центром управления в кризисных ситуациях;
  2. на региональном уровне – территориальными центрами управления в кризисных ситуациях, подконтрольные Национальному центру.

При этом государственная и исполнительная власть, а также организации и граждане имеют определенные обязанности в рамках ГО:

  1. Президент РФ:

    1. определяет направления гос.политики в рамках ГО,
    2. утверждает план ГО,
    3. вводит в действие план ГО при наступлении ЧС в стране или ее отдельных регионах,
    4. утверждает состав, структуру (это что такое?) и штат спасательных воинских и гражданских формирований;
  2. Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти:

    1. руководят ведением ГО,
    2. формируют законодательную базу ГО,
    3. дифференцируют регионы (это как?) страны по группам ГО в зависимости от численности населения и наличия там предприятий, важных для экономики и обороноспособности государства,
    4. определяют порядок эвакуации населения и мат.ценностей,
    5. определяют порядок формирования материально-технической базы для выполнения мероприятий в рамках ГО (строительство защитных сооружений, убежищ, накопление и хранение средств индивидуальной защиты, мед.оборудования, лекарств, продовольствия),
    6. устанавливают приведение сил ГО в готовность и в повышенную готовность;
  3. власти субъектов РФ:

    1. организуют и выполняют мероприятия по ГО, в том числе – осуществляют подготовку населения своего субъекта,
    2. поддерживают в постоянной готовности систему оповещения и материально-техническую базу ГО, дислоцированную на территории своего субъекта РФ,
    3. планируют мероприятия по эвакуации населения и мат.ценностей,
    4. формируют планы по поддержанию функционирования значимых организаций и предприятий при возникновении ЧС,
    5. создают и осуществляют хранение материальных средств и продовольствия на случай ЧС,
    6. обеспечивают оповещение населения о потенциальной и наступившей ЧС;
  4. органы местного самоуправления:

    1. проводят мероприятия по ГО, в том числе – подготовку населения, в рамках своего муниципального образования (это что?),
    2. поддерживают в работоспособном состоянии системы оповещения населения и проводят оповещение в случае необходимости,
    3. выполняют мероприятия по подготовке населения и мат. ценностей к эвакуации при возникновении ЧС,
    4. подготавливают предприятия к работе в условиях ЧС,
    5. создают и обеспечивают хранение запасов продуктов, средств индивидуальной защиты, мед.принадлежностей и медикаментов;
  5. организации:

    1. проводят внутренние мероприятия по ГО, в том числе – по подготовке своих сотрудников,
    2. подготавливают свое предприятие к функционированию в условиях ЧС,
    3. создают и содержат материальные и продуктовые запасы на случай ЧС,
    4. организации, отнесенные к опасным производствам, создают свои нештатные аварийно-спасательные формирования, а также поддерживают в готовности средства локального оповещения о ЧС;
  6. граждане:

    1. проходят подготовку по ГО,
    2. участвуют в мероприятиях по ГО.

В Российской Федерации

Основная статья: Гражданская оборона в России

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны

При них были созданы штабы ГО и различные службы.
Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодежи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[нет в источнике]

В России 4 октября отмечается День гражданской обороны.

Войска гражданской обороны

Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооруженными Силами Российской Федерации и другими воинскими формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.

Начальники ГО СССР

  • 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
  • 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
  • 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
  • 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.

1.4.2 Задачи гражданской обороны

Исходя из
поставленной перед гражданской обороной
целей, на основе принципов построения
и функционирования гражданской обороны
определены основные направления ее
деятельности, которыми являются

  1. Защита населения
    от современных средств нападения
    противника.

  2. Проведение
    мероприятий, направленных на повышение
    устойчивости работы отраслей экономики
    в условиях военного времени.

  3. Проведение
    спасательных и неотложных
    аварийно-восстановительных работ в
    очагах поражения (катастроф).

Согласно данным
направлениям перед гражданской обороной
стоят задачи. Для решения этих задач
проводятся целый ряд мероприятий. Для
защиты населения заблаговременно
строятся защитные сооружения, накапливаются
средства индивидуальной защиты,
проводится обучение населения правильному
использованию средств защиты, оказанию
первой помощи и подготовке к эвакуации
из крупных городов в загородную зону.

В целях повышения
устойчивости работы объектов экономики
в условиях военного времени проводятся
мероприятия, направленные на поддержание
способности этих объектов выпускать
продукцию в заданной номенклатуре и
количестве. К числу этих мероприятий
относятся: строительство убежищ для
защиты рабочих и служащих; защита станков
и оборудования от воздействия поражающих
факторов ядерного взрыва; снижение
запасов взрывоопасных, пожароопасных
и сильнодействующих ядовитых веществ
на объектах; создание условий для
бесперебойной подачи электроэнергии
и функционирования системы автоматического
отключения подачи газа и т.п.

Спасательные
работы включают: ведение разведки в
очагах поражения и путей выдвижения
сил гражданской обороны, тушение пожаров,
вскрытие разрушенных и заваленных
защитных сооружений; подача, при
необходимости, воздуха в разрушенные
сооружения; разборку завалов; вывоз
людей в безопасные районы; оказание
медицинской помощи пораженным и их
эвакуацию за пределы очага.

Неотложные
аварийно-восстановительные работыпредусматривают:
устройство проездов в завалах; наведение
мостов и переправ для движения сил
гражданской обороны; укрепление или
обрушение конструкций, угрожающих
обвалом и мешающих проведению спасательных
работ; ликвидацию аварий на энергетических,
коммунальных и газовых сетях, угрожающих
жизни спасаемых людей или мешающих
проведению спасательных работ.

Таблица 1

Задачи гражданской
обороны

ЗАДАЧИ

1 НАПРАВЛЕНИЕ

2 НАПРАВЛЕНИЕ

3 НАПРАВЛЕНИЕ

1. Обучение
населения способам защиты от опасностей,
возникающих при ведении боевых действий
или вследствие этих действий.

2. Оповещение
населения об опасностях, возникающих
при ведении боевых действий или
вследствие этих действий.

3. Эвакуация
населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы.

4. Предоставление
населению убежищ и средств индивидуальной
защиты.

5. Проведение
мероприятий по световой маскировке
и другим видам маскировки.

1. Обеспечение
постоянной готовности сил и средств
гражданской обороны.

2. Разработка и
осуществление мер, направленных на
сохранение объектов, существенно
необходимых для устойчивого
функционирования экономики и выживания
населения в военное время.

3. Обнаружение и
обозначение районов, подвергшихся
радиоактивному загрязнению, химическому,
биологическому заражению и пр.

4. Обеззараживание
населения, техники, зданий, территорий
и проведение других необходимых
мероприятий.

1. Первоочередное
обеспечение населения, пострадавшего
при ведении военных действий или
вследствие этих действий, в т.ч.:
медицинское обслуживание, срочное
предоставление жилья и т.п.

2. Проведение
аварийно-спасательных работ в случае
возникновения опасности для населения
при ведении военных действий или
вследствие этих действий.

3. Борьба с
пожарами, возникающими при ведении
военных действий или вследствие этих
действий.

4. Восстановление
и поддержание порядка в районах,
пострадавших при ведении военных
действий или вследствие этих действий.

5.Восстановление
функционирования необходимых
коммунальных служб в военное время.

6. Захоронение
трупов в военное время.

Неотложные
аварийно-восстановительные работы
ведутся в интересах спасения людей в
очагах поражения и, лишь в случаях
незначительных разрушений объектов,
может стоять задача восстановления их
производственной деятельности.

Деятельность
гражданской обороны можно условно
разделить на три периода: период мирного
времени, период угрозы нападения
противника и период ликвидации последствий
нападения.

Этапы послевоенной деятельности

Российская организация ГО претерпела значительные изменения в июле 1961 года, когда стала реальной ядерно-ракетная угроза. Масштаб функционирования возрос до общегосударственного, структура действия распространилась на все территории страны. Необходимо было решать, какие меры способствуют эффективной эвакуации людей и их спасению в тех случаях, когда оружие массового поражения будет применено.

Правительство конструктивно реагировало на все социально-политические перемены. Март 1976 г. стал годом реформационного «Положения о Гражданской обороне СССР». Масштаб деятельности принял широкий охват, в министерствах и ведомствах на местах была проведена реструктуризация, в результате которой образовались новые отделы, призванные решать задачи бесперебойного функционирования всех хозяйственных отраслей даже в ситуации войны.

Трагедии в Чернобыли и Спитаке потребовали активного участия всех структурных единиц ГО СССР в ситуации крайнего экстрима и последующего рассмотрения методик сотрудничества с представителями зарубежных стран, имеющих подобный опыт. Нормативные акты и рекомендации по дальнейшей оптимизации деятельности отрасли интенсивно видоизменялись, как изменялась и сама отрасль.

Издавалась специальная литература и ОГП (общегосударственная подготовка) шла полным ходом. Наконец, в 1987 году, вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. «О мерах по коренной перестройки». Как следствие – еще один важный шаг: организация региональных и областных постоянно действующих чрезвычайных комиссий, регулирующих вопросы специальных мобильных отрядов и соединений, всегда готовых к принятию экстренных мер.

Руководство.

Это
начальники ГО всех степеней. Руководство
ГО РФ осуществляет правительство РФ.
Руководство гражданской обороной в
органах исполнительной власти субъектов
РФ, муниципальных образованиях и
организациях осуществляют их руко­водители,
являющиеся по должности начальниками
ГО указанных органов управления и
организаций.

(В нашей ЯГМА начальником ГО академии
является ректор, который подчиняется
начальнику ГО Кировского района и
начальнику ГО ФОИВ, т.е министру
здравоохранения).

2.
Для повседневного управления ГО создаются
органы управления или штабы
ГО

(создаются при начальниках ГО всех
уровней). Общее управление ГО осуществляет
МЧС России.

3.
Эвакуационные
органы.

К ним относятся:
1. Эвакуационные комиссии. Они создаются
на объектах, в учреждениях и при
администрациях. Возглавляют их один из
зам. руководителя учреждения, объекта,
главы администрации. У нас в академии
это профессор Троханов Ю.П. 2.СЭП 3.ПЭК
4.ПЭП 5.Администрации пунктов посадки и
высадки и некоторые другие.

4.
Учреждения
ГО
(городские,
районные курсы ГО).

5.Силы
ГО.

В Союзе СССР и Российской Федерации

Основная статья: Гражданская оборона в России

Система гражданской обороны в Союзе ССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодёжи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации.. В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России).

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[нет в источнике].

В России 4 октября отмечается День войск гражданской обороны.

Войска гражданской обороны

Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооружёнными Силами Российской Федерации и другими войсковыми формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, войсковых частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные войсковые формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные войсковые формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.

Начальники ГО СССР

  • 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
  • 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
  • 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
  • 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.

«Центроспас»

Это основное подразделение МЧС, на которое возлагается исполнение задач, требующих быстрого реагирования. Данное наименование имеет уникальный аэромобильный спасательный отряд, который создается и функционирует на государственном уровне.

Основное предназначение рассматриваемого подразделения состоит в исполнении не только поисковых, но и спасательных работ, в том числе и в оказании помощи пострадавшим в результате бедствий, их эвакуации с места событий. Кроме этого, в число основных задач организации входит обеспечение доставки стратегически важных грузов через места локализации чрезвычайных ситуаций, а также их сопровождение.

«Центроспас» — это структура МЧС, которая имеет высокий уровень технического и транспортного обеспечения, а также современное оборудование, нужное для исполнения особо важных задач.

Стоит отметить, что организация ведет круглосуточное дежурство независимо от каких-либо факторов. По установленным правилам, период, в течение которого «Центроспас» должен отреагировать на поданный сигнал, составляет не более 30 минут (для наиболее труднодоступных и отдаленных мест).

Предупреждение чс различного характера.

Государственная
система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций объединяет
республиканский орган государственного
управления, осуществляющий управление
в сфере предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной, промышленной, ядерной и
радиационной безопасности, гражданской
обороны (далеереспубликанский орган
государственного управления по
чрезвычайным ситуациям), другие
республиканские органы государственного
управления, иные государственные
организации, подчиненные Совету Министров
Республики Беларусь, местные исполнительные
и распорядительные органы, другие
организации, в полномочия которых входит
решение вопросов по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными
задачами государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций являются:

разработка
и реализация правовых и экономических
норм по обеспечению защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление
целевых и научно-технических программ,
направленных на предупреждение
чрезвычайных ситуаций и повышение
устойчивости функционирования
организаций, а также объектов социального
назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение
готовности к действиям органов управления
по чрезвычайным ситуациям, сил и средств,
предназначенных и выделяемых для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;

создание
республиканского, отраслевых,
территориальных, местных и объектовых
резервов материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее
— резервы материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций, если
не указано иное);

сбор,
обработка, обмен и выдача информации в
области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;

подготовка
населения к действиям в чрезвычайных
ситуациях;

прогнозирование
и оценка социально-экономических
последствий чрезвычайных ситуаций;

осуществление
государственной экспертизы, надзора и
контроля в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация
чрезвычайных ситуаций;

осуществление
мероприятий по социальной защите
населения, пострадавшего от чрезвычайных
ситуаций, проведение гуманитарных
акций;

реализация
прав и обязанностей населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, а также
лиц, непосредственно участвующих в их
ликвидации;

международное
сотрудничество в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;

планирование
и осуществление комплекса мер по защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;

организация
и осуществление мер по подготовке к
проведению мероприятий гражданской
обороны;

оперативное
доведение до государственных органов
и других организаций и населения сигналов
оповещения и информации о возникающих
чрезвычайных ситуациях, порядке и
правилах поведения в сложившейся
обстановке;

мониторинг
и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Принципы
построения, состав сил и средств, порядок
выполнения задач и взаимодействия
основных элементов, а также иные вопросы
функционирования государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций определяются
законодательством Республики Беларусь.

Функционирование
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
обеспечивает республиканский орган
государственного управления по
чрезвычайным ситуациям.

Мероприятия
по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, совершенствованию
материально-технической базы
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
предусматриваются программами
социально-экономического развития
Республики Беларусь.

Заключение

Выше были рассмотрены термин «гражданская оборона», определение и задачи ее в современном мире. Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что в РФ сегодня существует вполне эффективная законодательная база в области ГО. Тем не менее, из года в год случаются различные ситуации, из которых становится понятно, что проблем в данной сфере все-таки очень много. Из-за неслаженности, халатности и попустительства руководящих лиц и членов органов исполнительной власти страна терпит большие убытки и теряет множество жизней своих граждан.

В связи с этим стоит выделить основные направления в развитии гражданской обороны:

  1. Государственное определение приоритетов в финансировании и выполнении мероприятий ГО.
  2. Упор компетентных органов на систематическое обучение основам безопасности как внештатных формирований и органов гражданской обороны, так и простого населения страны.
  3. Ужесточение наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей должностными лицами в области гражданской обороны.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector