Гост 19433-88 грузы опасные. классификация и маркировка (с изменением n 1)

Классификация опасных грузов

Всего в европейском стандарте имеется девять классов грузов, при транспортировке представляющих опасность для водителя, сопровождающих, окружающей среды:

вещества, которые при определённых условиях могут взрываться;
некоторые газы, перевозимые в сжатом, сжиженном, растворённом виде или под давлением;
легковоспламеняющиеся жидкости, в том числе выделяющие при естественных условиях легковоспламеняющиеся пары;
легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, обладающие способностью загораться или взрываться при воздействии внешних факторов, при поглощении влаги, из-за трения или нагрева;
окисляющиеся вещества, характеризующиеся способностью активно синтезировать кислород, способствующий горению;
вещества инфекционной природы или приравненные к ядам, способные вызвать тяжёлое отравление или привести к летальному исходу при соприкосновении с тканями человека или попадании в ЖКТ;
радиоактивные грузы;
материалы с едкими/коррозионными свойствами, способные поражать кожные покровы, слизистую, дыхательные пути с необратимыми последствиями;
прочие вещества, не относящиеся к вышеперечисленным, но требующие при транспортировке соблюдения определённых мер предосторожности.

Рассмотрим каждый из классов вместе с подклассами (при их наличии) более подробно.

Маркировка

Наименование знака
Изображение
Описание
Хрупкое – Осторожно
картинка
Хрупкость груза. Осторожное обращение с грузом.
Беречь от солнечных лучей
картинка
Груз следует защищать от солнечных лучей
Беречь от влаги
картинка
Необходимость защиты груза от влаги
Беречь от излучения
картинка
Любой из видов излучения может влиять на свойства груза или изменять их ( например непроявленные пленки)
Ограничение температуры
картинка
Диапазон температур, при которых следует хранить груз или манипулировать им
Скоропортящийся груз
картинка
Груз при транспортировании и хранении не может находиться под влиянием высокой или низкой температуры и для защиты груза требуются соответствующие мероприятия (искусственное охлаждение или нагревание, проветривание и др.)

Знак наносят на грузы, которые транспортируют в соответствии с правилами перевозки скоропортящихся грузов, установленными транспортными министерствами
Герметичная упаковка
картинка
При транспортировании. перегрузке и хранении открывать упаковку запрещается
Крюками не брать
картинка
Запрещение применения крюков при поднятии груза
Место страповки
картинка
Указывает место расположения канатов или цепей для подъема груза
Здесь поднимать тележкой ЗАПРЕЩЕНО
картинка
Указывает места, где нельзя применять тележку при подъеме груза
Вверх
картинка
Указывает правильное вертикальное положение груза
Поднимать непосредственно за груз
картинка
Подъем осуществляется только непосредственно за груз, т.е. поднимать груз за упаковку запрещается
Открывать здесь
картинка
Упаковку открывают только в указанном месте
Защищать от радиоактивных источников
картинка
Проникание излучения может снизить или уничтожить ценность груза
Не катить
картинка
Груз не следует подвергать качению
Не зажимать
картинка
Упаковка не должна зажиматься по указанным местам
Зажимать здесь
картинка
Указывает места, где следует брать груз зажимами
Предел по количеству ярусов в штабеле
картинка
Максимальное количество одинаковых грузов, которые можно штабелировать один на другой, где n – предельное количество
Штабелирование ограничено
картинка
Не допускается штабелировать груз. На груз с этим знаком при транспортировании и хранении не допускается класть другие грузы
Штабелировать запрещается
картинка
Не допускается штабелировать груз. На груз с этим знаком при транспортировании и хранении не допускается класть другие грузы
Тропическая упаковка
картинка
Знак наносят на груз, когда повреждения упаковки при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании или хранении могут принести к порче груза вследствие неблагоприятного воздействии тропического климата. Обозначения: Т – знак тропической упаковки; 00-00 – месяц и год упаковывания

Разрешение на движение ТС с опасным грузом

Перевозка опасных грузов, относящихся по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специального разрешения (пункт 1.1. статьи 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).

Перечень грузов повышенной опасности изложен в таблице 1.10.5. ДОПОГ. К таким грузам относятся, например:

  • взрывчатые вещества и изделия (пиротехнические средства, тринитротолуол, гексоген);
  • легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, этанол, керосин, кислоты);
  • воспламеняющиеся газы (кислород, природный газ);
  • жидкие окисляющие вещества (пероксид водорода, нитрат аммония, перманганат калия);
  • токсичные вещества (пестицид на основе карбаматов);
  • радиоактивные материалы (изделия, изготовленные из природного урана, объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением);
  • коррозионные вещества (серная кислота, жидкостные кислотные батареи).

Получить разрешение на перевозку особо опасных грузов можно на автомобиль, ранее внесенный в реестр категорированных транспортных средств Росавтодора (статья 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).

Порядок выдачи специального разрешения установлен Приказом Минтранса РФ от 04.07.2011 №179. Оформляется разрешение в управлении Ространснадзора по месту регистрации заявителя. Можно отправить заявление с копиями документов по почте или заполнить его на портале госуслуг. Образец заявления есть в приложении № 2 к Приказу.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению:

  • копия СТС или договора аренды автомобиля;
  • копия свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов;
  • копия свидетельства о допуске водителя к перевозке опасных грузов;
  • доверенность, если обращается не собственник ТС, а его представитель.

Кроме этого нужно представить схему маршрута перевозки со стоянками и заправками. А также сведения о перевозимом грузе: наименование, описание, класс, номер ООН.

Уполномоченный орган проверяет полноту и достоверность сведений. Проверяет соответствие технических характеристик транспорта требованиям безопасности. 

В результате владельцам дорог, по которым проходит маршрут, направляется заявка на его согласование либо в выдаче разрешения отказывается.

Причины, по которым могут отказать в выдаче разрешения:

  • маршрут движения не проходит по дорогам федерального значения;
  • несоответствие требованиям ДОПОГ по обеспечению безопасности перевозки опасного груза;
  • представлены не все документы или они не достоверны;
  • отсутствуют сведения о включении ТС в реестр категорированных транспортных средств. 

Госпошлина в соответствии с п. 111 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации составит 1300 рублей. 

Соблюдение правил перевозки опасных грузов контролирует Госавтоинспекция и Ространснадзор. Нарушители несут административную ответственность.

V. Сроки доставки, выдача груза. Очистка транспортных средств и контейнеров

63. Перевозчик доставляет и выдает груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель — принимает доставленный ему груз. Перевозчик осуществляет доставку груза в срок, установленный договором перевозки груза. В случае если в договоре перевозки груза сроки не установлены, доставка груза осуществляется:

а) в городском, пригородном сообщении — в суточный срок;

б) в междугородном или международном сообщениях — из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.

64. О задержке доставки груза перевозчик информирует грузоотправителя и грузополучателя. Если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию:

а) в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки — при перевозке в городском и пригородном сообщениях;

б) в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть выдан грузополучателю, — при перевозке в междугородном сообщении.

65. Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в случае повреждения (порчи) груза в процессе перевозки по вине перевозчика, если использование груза по прямому назначению невозможно.

66. В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу — возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением. Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя.

67. Переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:

а) водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз;

б) перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;

в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;

г) при получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке.

68. При подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель отмечает в транспортной накладной в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.

69. По завершении пользования транспортным средством фрахтователь отмечает в заказе-наряде в присутствии фрахтовщика (водителя) фактические дату и время завершения пользования транспортным средством.

70. Проверка массы груза и количества грузовых мест, а также выдача груза грузополучателю осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона.

71. После выгрузки грузов транспортные средства и контейнеры должны быть очищены от остатков этих грузов, а после перевозки грузов по перечню согласно приложению № транспортные средства и контейнеры должны быть промыты и при необходимости продезинфицированы.

72. Обязанность по очистке, промывке и дезинфекции транспортных средств и контейнеров лежит на грузополучателях. Перевозчик по согласованию с грузополучателем вправе принимать на себя за плату выполнение работ по промывке и дезинфекции транспортных средств и контейнеров.

Классы опасных грузов

класс 1 — взрывчатые материалы;
класс 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
класс 5 — окисляющие вещества и органические пероксиды;
класс 6 — ядовитые вещества и инфекционные вещества;
класс 7 — радиоактивные материалы;
класс 8 — едкие и (или) коррозионные вещества;
класс 9 — прочие опасные вещества.

Каждому классу присвоены также подкласс, категория и степень опасности. Перевозить эти вещества может не каждый перевозчик.

Что определяет ГОСТ 19433-88

Государственный стандарт 19433-88 действует с 1 января 1990 года на территории России. Он понятен также и в других странах. Это общепринятая инструкция, классификация и маркировка опасных грузов.

ГОСТ 19433-88 создан только для обозначения опасных материалов и веществ. В нем описана:

  • Классификация.
  • Перечень показателей и принципы распределения на опасные.
  • Методологические основы классификации.
  • Маркировка и правильное ее нанесение.

Стандарт 88 также перечисляет грузы, на которые он не распространяется:

  • Перевозку осуществляют наливом по воде.
  • Транспортировка происходит внутри предприятия или по трубопроводу.

Опасные грузы, которые создали в качестве опытных образцов (из-за их небольшого количества, содержания ценных металлов или материалов, химические реагенты или препараты под заказ и так далее).

Маркировка по этому ГОСТ не предназначена для тары с производства, для водного или автомобильного транспорта, если содержимое перевозят в мелкой расфасовке.

Если грузы перемещаются по территории одного предприятия, маркировать их не обязательно

Класс 4. Легковоспламеняющиеся вещества и материалы

Легковоспламеняющиеся вещества и материалы, кроме классифицированных как взрывчатые, способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании.

Подкласс 4.1 Легковоспламеняющиеся твёрдые вещества

К классу 4.1 относятся легковоспламеняющиеся вещества и изделия, десенсибилизированные взрывчатые вещества, являющиеся твердыми веществами, и самореактивные жидкости или твердые вещества. Легковоспламеняющимися твердыми веществами являются твердые вещества, способные легко загораться, и твердые вещества, способные вызвать возгорание при трении. Твердыми веществами, способными легко загораться, являются порошкообразные, гранулированные или пастообразные вещества, которые считаются опасными, если они могут легко загораться при кратковременном контакте с источником зажигания, таким, как горящая спичка, и если пламя распространяется быстро. Опасность может исходить не только от пламени, но и от токсичных продуктов горения. Особенно опасны в этом отношении порошки металлов, так как погасить пламя в этом случае трудно из-за того, что обычные огнетушащие вещества, такие, как диоксид углерода или вода, могут усугубить опасность.

Символ (пламя) — черный. Фон — белый с семью вертикальными красными полосами. Цифра «4» в нижнем углу.

Дополнительная информация о подклассе

Твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества — это вещества, которые смочены водой или спиртами либо разбавлены другими веществами для подавления их взрывчатых свойств. Самореактивными веществами являются термически неустойчивые вещества, способные подвергаться бурному экзотермическому разложению даже без участия кислорода (воздуха). Некоторые самореактивные вещества могут перевозиться только в условиях регулирования температуры. Для обеспечения безопасности во время перевозки самореактивные вещества во многих случаях десенсибилизируются путем использования разбавителя.

Подкласс 4.2 Вещества, способные к самовозгоранию

К классу 4.2 относятся:

  • пирофорные вещества — вещества, включая смеси и растворы (жидкие или твердые), которые даже в малых количествах воспламеняются при контакте с воздухом в течение пяти минут; эти вещества класса 4.2 наиболее подвержены самовозгоранию;
  • самонагревающиеся вещества и изделия — вещества и изделия, включая смеси и растворы, которые при контакте с воздухом без подвода энергии извне способны к самонагреванию. Эти вещества воспламеняются только в больших количествах (килограммы) и лишь через длительные периоды времени (часы или дни). Причиной самонагревания этих веществ, приводящего к самовозгоранию, является реакция вещества с кислородом (содержащимся в воздухе), при которой выделяемое тепло не отводится достаточно быстро в окружающую среду.

Символ (пламя) — черный. Фон — верхняя половина белая, нижняя — красная. Цифра «4» в нижнем углу.

Подкласс 4.3 Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой

К классу 4.3 отнесены вещества, которые при реагировании с водой выделяют легковоспламеняющиеся газы, способные образовывать с воздухом взрывчатые смеси, а также изделия, содержащие такие вещества. Некоторые вещества при соприкосновении с водой могут выделять легковоспламеняющиеся газы, способные образовывать взрывчатые смеси с воздухом. Такие смеси легко воспламеняются от любых обычных источников зажигания, например открытого огня, искр слесарных инструментов или незащищенных электрических ламп. Образующиеся в результате этого взрывная волна и пламя могут создать опасность для людей и окружающей среды.

Символ (пламя) — черный или белый. Фон — синий. Цифра «4» в нижнем углу.

ГОСТ 19433-88

Грузы опасные. Классификация и маркировка

Обозначение: ГОСТ 19433-88
Статус: действующий
Название рус.: Грузы опасные. Классификация и маркировка
Название англ.: Dangerous goods. Classification and marking
Дата актуализации текста: 06.04.2015
Дата актуализации описания: 01.06.2019
Дата издания: 01.03.2004
Дата введения: 01.01.1990
Дата последнего изменения: 12.09.2018
Переиздание: переиздание с изм. 1
Взамен: ГОСТ 19433-81
Область применения: Настоящий стандарт распространяется на опасные грузы и устанавливает: классификацию; номенклатуру показателей и критерии для отнесения грузов к опасным и их классификации; методы определения показателей для классификации опасных грузов; маркировку и правила ее нанесения на грузовые единицы с опасными грузами, в том числе поставляемыми на экспорт. Стандарт не распространяется на опасные грузы: транспортируемые наливом водным транспортом; транспортируемые внутризаводским и трубопроводным транспортом; классов 2, 3, 4, 8, подклассов 5.1, 6.1, изготовленные как опытные образцы (в количествах, недостаточных для их классификации; нарабатываемые в количестве не более 1 т в год; содержащие благородные металлы; заказные химические реактивы и препараты), предъявляемые к транспортированию с указанием мер безопасности, установленных потребителем. Стандарт не распространяется на маркировку: опасных грузов подкласса 9.2; потребительской и производственной тары; грузовых единиц с опасными грузами в мелкой фасовке при транспортировании водным и автомобильным транспортом; грузовых единиц с опасными грузами подкласса 9.1 в части нанесения знака опасности и номера ООН
Список изменений: №1 от 01.04.1993 (рег. 07.09.1992) «Срок действия продлен»
Расположен в: Государственные стандарты Общероссийский классификатор стандартов Общие положения. Терминология. Стандартизация. Документация Словари Охрана окружающей среды, защита человека от воздействия окружающей среды. Безопасность Классификатор государственных стандартов Общетехнические и организационно-методические стандарты Общетехнические и метрологические термины, обозначения и величины Общетехнические термины, обозначения и величины Технические регламенты РФ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности Общие требования, связанные с противопожарной защитой Технические регламенты Таможенного союза О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе Перечень стандартов, в результате применения, которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе»

Подклассы опасных грузов

Первый класс взрывчатых материалов составляют 6 подклассов небезопасных веществ:

  • с опасностью взрыва массой (взрыв моментально охватывает все содержимое);
  • не взрываются массой, но могут разбрасываться;
  • с высоким риском пожара без взрыва массой (может быть взрыв или разбрасывание, или комбинация этих характеристик);
  • не имеющие особой опасности;
  • устойчивые к взрывам изделия;
  • очень нечувствительные взрывчатые материалы.

Газы, как опасный класс, могут быть в чистом виде, в виде смеси газов или смеси с другими веществами. Газы распределены на 4 подкласса: нетоксичные и невоспламеняющиеся; ядовитые; те, которые горят; токсичные и способные к загоранию. Для выделения подклассов важным является показатель летальной концентрации (ЛК) газа. Он не должен быть больше 5000 куб. см на куб. метр.

Вредные вещества 8 класса имеют 3 разновидности по ГОСТ 19433-88: это материалы с кислотным действием, со свойствами оснований и другие едкие и (или) коррозионные вещества. В девятый класс вошли все вещества, которые не классифицированы в первых 8 классах, а также такие, опасность которых проявляется только при транспортировке навалом по водной поверхности.

Маркировка горючих жидкостей

Наши события

17 ноября 2020, 16:59
Ассоциация «Электрокабель» готовит обращение в Федеральную службу по аккредитации

16 ноября 2020, 15:47
RusCable Insider #198 от 16 ноября 2020 года — кабели «Ункомтех», атомный флот и сверхпроводники

9 ноября 2020, 13:28
Журнал RusCable Insider #197 от 9 ноября 2020 года — внутри ссылка на подкаст с #Метаклэй, человеческие батарейки и мечты об аэротакси

2 ноября 2020, 15:59
«Мы принципиально не хотели скрывать результаты»: как «Подольсккабель» и АЭК отреагировали на результаты проверки ВНИИКП

2 ноября 2020, 12:14
Журнал RusCable Insider #196 — МастерТока, история взлетов и падений Росската, электромобили и поезда будущего. Кабельный бизнес под прицелом

30 октября 2020, 11:34
«РОССКАТ»: история успеха и неудач

Особенности опасных грузов

Определений данного термина очень много. Но многие подразумевают под опасными грузами такие материалы или вещества, которые во время транспортировки или хранения могут стать виновниками взрыва, пожара, принести вред транспортному средству, окружающей среде или испортить другие грузы.

К этому типу принадлежат:

  • Вещества, которые могут взорваться.
  • Газы в сжатом или сжиженном состоянии.
  • Вещества, предрасположенные к образованию взрывоопасных смесей.
  • Жидкости мгновенного загорания.
  • Вещества, которые горят при контакте с водой.
  • Субстанции с едким и отравляющим действием.
  • Вещества в твердом виде со способностью самовозгораться.

Все действия, связанные с обработкой, погрузкой-выгрузкой, транспортировкой и хранением регламентируются специальными инструкциями и правилами

От сотрудников требуют особого соблюдения осторожности

У каждого класса опасных грузов есть свой знак

Грузы опасные. Классификация и маркировка

Данный ГОСТ предназначен для указания и установки опасных грузов, их видов, названий различных показателей и условий приписывания опасных грузов, также показывает как нужно наносить обозначения на грузы, которые являются опасными.

Существуют исключения опасных грузов, на которые данный гост не распределяется, например, перевозка опасных грузов с помощью транспорта, который осуществляется по водным путям.

Также есть исключения относительно обозначений опасных грузов, например, опасные грузы подкласса 9.2.

Далее в ГОСТе располагается описание видов опасных грузов. Подразделяют на 9 классов, например, один из классов взрывоопасные материалы. Далее идет установка подклассов в таблице 1. Там вещества подразделяются на «подвещества». Далее указаны различные виды опасностей и многое другое.

В стандарте указано, какие вещества относятся к каждому из подклассов опасных грузов. Например, подкласс 1.1 имеет взрывоопасные вещества, которые детонируют массой.

Одним из главных подпунктов является обозначения. Приведем в пример одно из основных положений: контейнер, который заполнен опасным грузом, обязан иметь обозначение любого груза. Далее в этом подпункте имеется таблица знаков опасности.

В данном ГОСТе имеется приложение 1, которое описывает опасные грузы в мелкой расфасовке и имеется таблица 12, в которой указаны все необходимые данные, так как класс или подкласс, степень опасности, масса брутто и прочее.

Потом по порядку идет приложение 2, которое является необходимым, оно описывает классификацию различных таблиц, например, есть такая классификация таблица опасных грузов 1, в ней указано: группа совместимости, название продукта и шифр в подклассах. Также представлены различные классификации таблиц опасных грузов разных подклассов.

В данном ГОСТе имеется приложение 3, оно по своей структуре является справкой. Здесь описан список мировых документов видов и обозначений опасных грузов.

Продолжается список справочных материалов: приложение 4 понятия, которые применяются в ГОСТе. Приложение 5 является рекомендуемым документом, здесь описаны способы испытаний.

Обязательным является приложение № 6 где указаны обозначения грузов в «списке опасных грузов 1 класса».

Ну, соответственно, ГОСТ заканчивается предоставлением информационных данных, например, кем он сделан и внесен, кем подтвержден, указаны ссылки на другие документы.

Ознакомиться с ГОСТом можно тут: ГОСТ 19433-88

Принципы маркировки опасных грузов

Все разновидности грузов маркируются по ГОСТ 14192-96, который должен полностью соответствовать ГОСТ 19433. Стандарт 14192-96 был впервые разработан еще в 1979 году. Он имел шифр 14192-77. Позже содержание ГОСТ усовершенствовали, и заменили шифр на 14192-96.

ГОСТ 14192-96 (77) определяет основные надписи и знаки, их количество, форму, размеры, цвет и месторасположение на грузе или упаковке. Данная инструкция имеет детализированное описание по маркировке любого груза. Она принята и понятна на территории многих стран.

Транспортное средство, с помощью которого перевозят опасные вещества, должно быть обозначено надлежащим образом по ГОСТ. Это помогает участникам дорожного движения выбрать правильное поведение на дороге, а также (в случае аварии) адекватно и быстро убрать последствия соответствующим службам.

Маркировка помогает быстро определить степень опасности вещества и его вид. Если упаковка для транспортировки не закрывает маркировку основной упаковки груза на ее боковой и торцовой сторонах, то на первую обозначения не наносят.

На упаковке (основной или транспортной) обязательно указывают: знак опасности, транспортное наименование груза, номер ООН, классификационный шифр. На таре больших размеров или на контейнере указывают знак опасности, номер ООН и номер аварийной карточки при перевозке по железной дороге. Аварийную карточку выдают с пакетом документов на груз.

Образец аварийной карточки

Подклассы отдельных классов грузов

Опасные вещества 4 класса ГОСТ распределяет на несколько подклассов. Для них также указывают степень опасности. К первому подклассу зачисляют все твердые субстанции, которые легко загораются от непродолжительного воздействия (до полминуты) невысокой температуры зажигания (искра, спичка, тлеющее вещество или материал).

Сюда же зачисляют саморазлагающиеся вещества, которые имеют свойства к разложению с выделением тепла независимо от наличия воздуха. Температура процесса не должна превышать 65 градусов. Твердые материалы, которые воспламеняются от трения, тоже принадлежат к данному подклассу. Увлажненные взрывчатые вещества дополняют первый подкласс. Они могут гореть в таком виде при контакте с огнем.

Уровень опасности данного подкласса определяют так: для легковоспламеняющихся твердых грузов важным критерием является скорость распространения пламени, для саморазлагающихся – этот критерий или температура разложения. Для увлажненных взрывчатых веществ уже установлена степень их опасности – высокая. Для тех грузов, которые способны гореть вследствие трения – степень низкая.

Второй подкласс 4-го класса составляют пирофорные вещества (способны быстро загораться при контакте с воздухом) и другие субстанции с вероятностью самостоятельного загорания на воздухе. Первые материалы и вещества ГОСТ относит к высокой степени опасности, вторые – к средней. Для этого подкласса грузов проводят дополнительные экспериментальные исследования с целью точного определения их опасности.

ГОСТ 19433-88 зачисляет к третьему подклассу такие грузы, которые способны во время контакта с водой выделять газ, который легко загорается или способный к загоранию газ с интенсивностью не меньше 1 куб. дм на кг / ч (при температуре 15–25 градусов). Опасность данного груза устанавливают по интенсивности газовыделения.

Опасные грузы 5 класса ГОСТ 88 разделяет на 2 подкласса. К первому принадлежат окисляющие вещества. Они имеют свойства поддерживать огонь, провоцировать загорание других материалов вследствие химической реакции с выделением тепла. Температура разложения не должна превышать 65 градусов или время горения смеси окислителя с дубовыми опилками не превышает времени горения эталонного окислителя с такими опилками.

Опасность таких веществ определяют 2 критерия: температура разложения и время горения.

6 класс по ГОСТ 88 создан из 2 подклассов. К первому зачисляют ядовитые вещества со свойствами спровоцировать отравление разными способами: попадание ядовитых паров или пыли через дыхательные пути, через желудочно-кишечный тракт или при взаимодействии с кожными покровами. Для таких веществ критерием опасности является среднесмертельная (летальная) доза (ЛД) или коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО).

Второй подкласс составляют инфекционные вещества, в составе которых есть опасные для жизни человека или животных болезнетворные организмы.

Сюда занесены другие опасные субстанции, которые не вошли в состав других классов, подклассов или категорий по одному или нескольким параметрам.

Маркировка инфекционных грузов

Классы опасных грузов по ДОПОГ

Европейское соглашение представляет собой документ, перечисляющий список требований и правил, касающихся перевозки ОГ любым видом транспорта. Основная цель разработки соглашения – облегчение процесса документального оформления и собственно транспортировки грузов, классифицируемых в качестве опасных. Документ регламентирует маркировку ОГ, описывает требования, предъявляемые к транспортному средству, используемому для их перевозки, а также к используемым ёмкостям для каждого конкретного класса. Структурно соглашение состоит из двух частей, в первой описаны положения, касающиеся самих грузов, во второй части приводится перечень требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим их перевозку, вместе с требованиями к соответствующему оборудованию.

Несоблюдение этих правил и предписаний при осуществлении международных перевозок влечёт достаточно солидные санкции в виде штрафов, налагаемых как на заказчиков, так и перевозчиков. В основной части ДОПОГ приводится классификация перевозимых грузов в соответствии и с девятью классами опасности, многие из которых, в свою очередь, подразделяются на подклассы. ДОПОГ, представляя собой эффективный правовой инструмент для осуществления транспортировки опасных грузов в почти пяти десятках европейских государств, включая Россию, позволяет значительно увеличить безопасность движения транспортных средств, занятых подобными перевозками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector