Аварийные (запасные) пути и выходы

Обозначение эвакуационных путей

Наличие элементов фотолюминесцентной эвакуационной системы размещают для координирования и направления людей при экстренных ситуациях.

Знаки пожарной безопасности

Четкое применения знаков прописано в ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Важные и часто употребляемые изображения:

по коридорам должны быть стрелки, которые указывают направление к аварийным выходам. Разница между знаком выхода и аварийным в том, что на втором есть дополнительная стрелка, которая указывает «Отсюда дальше и вперед«​, как на рисунке выше;
направление, которое указывает стрелка, является обозначением пути при эвакуации

Маршрут должен начинаться с того места, где весит знак;
значительное внимание должно уделяться промежуточным дверям, которые встречаются на пути;
строение должно иметь хорошее освещение, ведь это производственный момент, который гарантирует безопасность.

Что может быть эвакуационным выходом

Для помещений на первом этаже и подвальных помещений разные правила, при которых выходы могут считаться эвакуационными.

Эвакуационные выходы из помещений на первом этаже и выше

Если выход находится на первом этаже и ведет сразу наружу, то он может быть эвакуационным. Также на пути к выходу могут располагаться:

  • коридор;
  • вестибюль;
  • фойе;
  • лестничная клетка;
  • коридор и вестибюль;
  • коридор, реакреационная площадка и лестничная клетка.

Если выход из помещений любого этажа, кроме первого, ведет на лестничную клетку, специально оборудованный участок кровли, а также в фоей или коридор, которые ведут на лестничную клетку, то он может быть эвакуационным. 

Эвакуационный выход может вести в соседнее помещение на том же этаже, в котором есть эвакуационный выход наружу. В том числе через коридор, вестибюль и лестницу. 

Эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей

Эвакуационные выходы из подвальных этажей должны вести сразу наружу и быть обособленными от общих лестничных клеток здания. 

Эвакуационный выход из подвала может идти через общие лестничные клетки в тамбур если выполненные условия:

  • тамбур имеет обособленный выход наружу;
  • выход отделен от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа;
  • перегородка расположена между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестницы между первым и вторым этажами.

В складах и производственных зданиях эвакуационный выход из подвала может вести в помещения категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, если подвальные помещения категорий В1-В4, Г и Д.

В зданиях классов Ф2, ФЗ и Ф4 эвакуационный выход из фоей, гардеробной, курительных и санитарных помещений подвальных этажей может вести в вестибюль по отдельным лестницам 2-го типа. Это открытые внутренние конструкции, которые не имеют ограждений из стен. 

Таблица. Здания, где могут быть эвакуационный выход из подвальных этажей в вестибюль, по функциональной пожарной опасности

Категория

Расшифровка категории

Ф2

здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений

Ф3

здания организаций по обслуживанию населения, в том числе здания организаций торговли, общественного питания

Ф4

здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений

Правила

Категорически запрещено:

  • Устанавливать в проемах любых эвакуационных выходов двери раздвижного, секционного, рулонного типа, а также вращающиеся конструкции; включая двери, турникеты, другие ограничители свободного движения потока людей. Хотя в Федеральном законе РФ № 123-ФЗ это не оговорено, но подобные устройства необходимые для организации регистрационного, пропускного контроля допускаются в зданиях, если они являются легко сбрасываемыми/выбиваемыми из монтажных креплений, и на них имеются сертификаты соответствия требованиям ПБ.
  • Считать эвакуационными, использовать в этих целях эскалаторы и лифты зданий, за исключением подземных сооружений метрополитена, шахт горнодобывающих отраслей; а также пассажирских лифтов, имеющих: специальный рабочий режим по перевозке пожарных подразделений, соответствующую защиту, системы управления/контроля, связи; разработанные, установленные согласно ГОСТ Р 53296-2009.
  • По кровлям зданий/сооружений, за исключением специально предназначенных для этого – эксплуатируемым, как бы это красиво ни выглядело в кинофильмах/телевизионных сериалах.

Особое внимание также обращено на эвакуацию людей из подземных/заглубленных этажей зданий – подвальных, технических, цокольных, а именно:

  • Выходы из таких этажей должны вести непосредственно наружу, будучи, как правило, полностью обособленными от общих внутренних клеток зданий, для защиты от проникновения дыма, огня в помещения вышерасположенных уровней. Совмещение выходов разрешено только в специально оговоренных случаях.
  • Допустима также эвакуация из подвальных этажей через тамбур с самостоятельным выходом наружу общей лестничной клетки здания при условии, что он отделен от нее противопожарной перегородкой 1 типа. Такие конструктивные решения знакомы всем по многим сериям жилых домов, когда одна из дверей ведет в подъезд, а расположенная рядом с ней – в подвал, где могут располагаться кладовые жильцов, электрощитовая, узлы управления инженерными сетями, мастерские коммунальных служб, другие вспомогательные/служебные помещения.

В целом минимальное количество выходов, ширина маршрутов эвакуации из любых строений/сооружений, с их этажей рассчитываются в прямой зависимости от предельно возможного числа посетителей, персонала, следующих через них; а также максимально допустимой длины маршрута эвакуации от самого дальнего места нахождения людей в здании до ближайшего выхода.

В ст. 89 Федерального закона РФ № 123-ФЗ изложены лишь основные указания по обеспечению зданий путями/выходами для самостоятельной эвакуации, спасения с посторонней помощью, а более подробные требования сформулированы в Cводе правил СП 1.13130.2020.

Основные акценты:

  • Возможность людей вовремя и беспрепятственно самостоятельно покинуть любое помещение строения.
  • Конструктивно-техническое, организационное обеспечение спасения людей, подвергшихся воздействию критических для их здоровья, жизни опасных факторов возникшего, развивающегося пожара.
  • Эффективная защита людей во время следования по маршруту эвакуации из здания от такого воздействия.

Предвосхищая события, и учитывая страстное и нетерпеливое желание работников проектных организаций, архитектурных бюро, а также собственников недвижимости, руководителей предприятий/учреждений по всей стране; немедленно начинать перепланировку/переустройства зданий/сооружений, так «как им видится» буквально на следующий день после их приемки государственной комиссией в эксплуатацию, СП 1.13130.2020 указывает следующее:

  • При смене функционального назначения, проектных планировочных, конструктивных решений уже эксплуатируемых зданий, или даже отдельных частей/помещений, пожарных отсеков, в обязательном порядке используются действующие на тот момент государственные нормы, правила ПБ согласно новому назначению зданий/помещений. При этом, в первую очередь, обеспечивая быструю, безопасную эвакуацию посетителей, персонала, несовершеннолетних, больных, недееспособных и иных категорий людей, находящихся в строениях.
  • Данный свод правил используем при создании специальных ТУ на проектирование, строительство/реконструкцию зданий в сложных случаях/ситуациях, не в полной мере нашедших свое отражение/обоснование в нормативно-технической базе по обеспечению пожарной безопасности.

Во многом это связано с тем, что требования к эвакуационным путям и выходам в нем прописаны последовательно, детально и четко, не оставляя места для догадок/домыслов и иных трактовок того или иного конкретного вопроса.

Пожарные на объекте

ГОСТ 31471-2011 дает и наиболее понятное, полное определение аварийному выходу, называя его также запасным – тот, который предназначен для экстренной эвакуации персоналом при пожаре.

Основные требования пожарной безопасности к аварийным путям и выходам изложены в СП 112.13330.2011, который является актуализированной редакцией СНиП 21-01-97*. Этот свод правил причисляет следующие выходы к аварийным:

  • На балкон (лоджию) квартиры жилого дома при наличии глухого простенка шириной не меньше 1,2 м от его торца до дверных или оконных проемов, или не меньше 1,6 м между ними.
  • Ведущим на переходы шириной не меньше 0,6 м, что ведут в соседнюю блок-секцию, если это жилой многоквартирный дом, или в соседний пожарный отсек.
  • На балконы или лоджии, оснащенные наружными вертикальными типами пожарных лестниц, что поэтажно соединяют квартиры здания многоэтажного жилого дома через них.
  • Сразу на улицу из подвала – помещения не ниже – 4,5 м; или 1, 2 этажей здания – не выше + 5,0 м через дверные, оконные проемы габаритами не меньше 0,75 х 1,5 м; через люки, имеющие минимальные размеры: ширина – 0,6; высота – 0,8 м.
  • На кровли строений I–III степеней стойкости к огню, имеющих класс пожарной опасности по используемым конструкциям – С0, С1, через дверные, оконные проемы, снабженные лестницами с ненормируемым уклоном.

В технических этажах строительных объектов, используемых исключительно для прохождения, обслуживания в них инженерных коммуникаций жизнеобеспечения зданий, допустимо проектировать аварийные выходы с дверными проемами размерами не меньше 0,75 х 1,5 м; через проемы люков габаритами не меньше 0,6 х 0,8 м.

СП 1.13130.2020 добавляет еще два правомерных случая проектирования, использования аварийных выходов:

  • При реконструкции существующих жилых многоквартирных домов высотой до 28 м с надстройкой еще одним этажом допустимо сохранение внутреннего типа эвакуационной лестницы – Л1, если надстраиваемый этаж будет обеспечен аварийным выходом.
  • Для многоуровневых квартир в жилых домах допустимо не проектировать выходы с каждого этажа, если помещения квартир располагаются не выше 18 м от уровня земли, а этажи без выходов на лестницу, имеют аварийные выходы.
  • В обоих случаях при устройстве аварийных выходов по наружным лестницам, переходам в соседние блок-секции/пожарные отсеки, наличии глухих простенков между проемами на балконах следует руководствоваться требованиями СП 112.13330.2011.
  • При оборудовании аварийных путей, выходов из мансардного этажа на кровли строений следует проектировать, монтировать площадки, переходные мостики с защитным ограждением, что ведут к наружным эвакуационным, пожарным маршевым лестницам.
  • В случаях, когда к зданиям производственных объектов примыкают наружные технологические установки, имеющие категорию по взрывопожарной опасности АН или БН, то все дверные проемы, расположенные в стене здания, выходящей в сторону такого оборудования, не следует рассматривать эвакуационными, а исключительно аварийными выходами.

Согласно ГОСТ 12.4.026-2015, световое табло (панель) или табличка (картинка) над дверями аварийного выхода должна иметь надпись: «Запасный ВЫХОД» буквами белого цвета на сплошном зеленом фоне. С этим цветографическим изображением указателя аварийного выхода можно ознакомиться в таблице Л.1 «Эвакуационные знаки», код знака – Е23.

По ГОСТ Р 12.2.143-2009 двери любых видов выходов следует обязательно обозначать полосами из фотолюминесцентных материалов шириной не меньше 25 мм. При этом необходимо обозначить механизмы открывания, в том числе противопожарных замки, дверные ручки.

Требования и нормы

Законодательные акты, противопожарные нормы, своды правил, которые регламентируют проектирование, устройство аварийных выходов для строительных объектов различного конструктивного, функционального назначения:

  • Федеральный Закон № 123-ФЗ в статье 53 указывает, что объемно-планировочные решения, конструктивное исполнение путей эвакуации, должны позволить людям безопасно их покинуть. Поэтому дополнительное использование аварийных путей для персонала объектов, жителей домов, знакомых с их планировкой, нисколько не противоречат этим требованиям.
  • СНиП 21-01-97*, определяет пожарную безопасность любых проектируемых, строящихся, эксплуатируемых объектов, с приоритетом требований обеспечения безопасности людей.
  • СП 1.13130.2020, регламентирующий как устройство эвакуационных, так и оборудование аварийных путей, выходов из помещений, пожарных отсеков, зданий различного назначения.
  • ГОСТ 31471-2011 – о механизмах открывания дверей любых видов выходов из строительных объектов.

В последнем документе указано:

  • Такие устройства необходимо включать в состав строительных объектов защиты на стадии проектирования, возведения, а также эксплуатации.
  • Аварийными выходами должен пользоваться исключительно постоянный персонал, работающий на объектах, который прошел инструктаж по пожарной безопасности, действиях при пожаре.

Почему выход «запасный», а не «запасной»?

Многие интересуются, почему в маршрутках, автобусах или ином общественном транспорте пишут не «запасной», а «запасный» выход? Давайте разбираться!

Правильно ли говорить «запасный»?

На самом деле среди многих россиян укоренилось заблуждение, что с точки зрения русского языка правильно писать слово «запасной» только через букву «о». Но это не так! Слово «запасный» используется во всех словарях русского языка наравне со словом «запасной» (запасный путь, запасный полк и так далее).

Откуда взялось это слово?

Взялось оно ровно тогда, когда и слово «запасной». Все дело в том, что такая вариативность обусловлена исторически: различие в написании окончаний «ой» и «ый» у именительного падежа единственного числа восходит к различиям между древнерусской (писались только окончания «ой» и «ей») и старославянской (использовались окончания «ый» и «ий») формами прилагательных . В какой-то момент эти особенности смешались и вылились в современную норму написания слов «запасный» и «запасной» .

Легенды о слове «запасный»

Одна из самых известных легенд, по которой якобы произошло слово «запасный», гласит, что венгерские изготовители автобусов марки «Икарус» не знали особенности русского языка, из-за чего по ошибке написали слово «запасный» через букву «ы» вместо «о». Ошибка прошла незамеченной и начала распространяться по всему Советскому Союзу.

Есть и другая «теория» появления слова «запасный». Заключается она в том, что фразу «запасный выход» впервые начали использовать в автобусах ЛАЗ, а в оригинале на украинском языке она звучит как «запасний вихiд» . Слово «запасний» по ошибке или невнимательности заменили на «запасный», и неправильное написание пошло дальше.

Источник статьи:

Как организовать эвакуацию людей в условиях пожарной тревоги?

Организация своевременной и грамотной эвакуации в случае возникновения угрозы жизни закладывается на стадии проектирования объекта. В процессе эксплуатации обеспечивается контроль состояния путей эвакуации и работоспособность инженерных систем, обеспечивающих реализацию планов эвакуации

Для обеспечения процесса безопасного вывода людей из здания важно учитывать следующие факторы:

  • возможная скорость передвижения;
  • количество доступных эвакуационных выходов и безопасных зон;
  • пропускная способность выходов;
  • варианты и протяжённость путей передвижения;
  • безопасность маршрутов
  • возможность отделения путей передвижения от зон и помещений повышенной пожароопасности.

План эвакуации

Для организации действий в случае пожара разрабатывают планы эвакуации. Они включают в себя правила поведения и порядок действий. Обычно создают несколько вариантов плана с учётом времени суток, возможного количества людей, вероятных мест возгорания и прочих факторов. План состоит из набора инструкций для сотрудников и персонала, отвечающих за пожарную безопасность в здании. Кроме этого, обязательна графическая часть со схемой возможных выходов и путей передвижения, обозначением расположения противопожарного оборудования и средств оповещения. Схемы движения должны быть размещены на всей территории здания в хорошо видных местах. Предоставление детальной информации и инструкций сводит к минимуму факторы риска при организации эвакуационных действий.

Оповещение о пожаре

Основными мерами, обеспечивающими безопасность людей, является раннее обнаружение возгорания и заблаговременное оповещение о начавшемся пожаре. В современных зданиях техническая реализация этих мер возложена на системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), входящие в автоматическую систему противопожарной защиты. Сигнал пожарной тревоги означает начало эвакуации. К сожалению, сигнал о пожаре большинством людей воспринимается скептически. Расчётное время начала эвакуации должно учитывать инерционность процесса (растерянность, пассивность и отсутствие действий). Эффективны системы с возможностью голосового оповещения. Кроме объявления о чрезвычайной ситуации возможна корректировка действий людей.

Пути эвакуации и выходы

Правильно организованные пути эвакуации обязаны обеспечивать безопасное и беспрепятственное передвижение людей. Маршруты движения должны проходить по кратчайшим траекториям, ведущим к аварийным выходам

Для предотвращения возникновения давки и «пробок» на путях движения важно правильно распределять потоки людей. Кроме того, важна пропускная способность выходов

Этапы выхода из здания

На первом этапе люди покидают внутренние помещения. Второй этап — выбор пути движения к выходу. В высотных зданиях принят следующий порядок действий: первым эвакуируется этаж, на котором произошло возгорание, затем выводят людей с этажа выше и ниже, потом с оставшихся этажей, начиная с верхних. Третий этап относится к этажам, расположенным выше первого. Четвёртый этап — перемещение людей на безопасное расстояние от горящего здания.

Действия персонала

Для обслуживающего персонала объектов, в которых возможно одновременное пребывание более 50 человек разрабатываются инструкции на случай пожара. Действия при пожаре на каждом конкретном объекте могут отличаться, но общая последовательность всегда одинакова:

  1. При обнаружении признаков пожара работники персонала должны оповестить пожарную службу.
  2. Оповестить о пожаре всех, кто находится поблизости. В обязательном порядке о ситуации необходимо проинформировать руководство и должностные лица.
  3. При определённом уровне угрозы организовать эвакуацию людей.Противодействовать распространению паники.
  4. Приступить к тушению огня первичными средствами пожаротушения.
  5. При возникновении угрозы здоровью и жизни персонал должен покинуть здание.

Сравнение словосочетаний «запасной выход» и «запасный выход»

Запасной выход суще­ству­ет как вто­рой выход, исполь­зу­е­мый не все­ми, а, пред­по­ло­жим, как чер­ный ход для пер­со­на­ла пред­при­я­тия, для раз­груз­ки при­ве­зен­ных про­дук­тов в ресто­ран или кафе и пр. Это при­ла­га­тель­ное появи­лось в нача­ле XX века. В 20-х годах оно уже ука­зы­ва­лось сло­ва­ря­ми как нор­ма­тив­ное и посте­пен­но вытес­ни­ло из раз­го­вор­ной речи сло­во «запас­ный».

Запасный выход — это выход на слу­чай ава­рии в транс­пор­те (авто­мо­би­ле, авто­бу­се, желез­но­до­рож­ном соста­ве). Это рече­вое кли­ше сохра­ни­лось на таб­лич­ках авто­бу­сов, трол­лей­бу­сов, трам­ва­ев.

В раз­ных рече­вых ситу­а­ци­ях упо­тре­бим сло­во­со­че­та­ния:

  • запас­ной выход и запас­ный выход;
  • запас­ной путь и запас­ный путь.

Ясно вид­но, что соче­та­е­мость при­ла­га­тель­но­го «запас­ный» огра­ни­че­на. Оно исполь­зу­ет­ся толь­ко как тех­ни­че­ский тер­мин.

Вывод

Словосочетания «запас­ной выход» и «запас­ный выход» суще­ству­ют в рус­ской лек­си­ке. Выбор их упо­треб­ле­ния зави­сит от кон­крет­ной рече­вой ситу­а­ции. В оби­хо­де чаще при­ме­ня­ет­ся сло­во­со­че­та­ние «запас­ной выход», име­ю­щий зна­че­ние «допол­ни­тель­ный, суще­ству­ю­щий наря­ду с основ­ным выход».

«Запасный выход» — это ава­рий­ный выход.

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/leksika/zapasnoy-vyhod-ili-zapasnyy-vyhod.html

Что такое эвакуационный выход?

К эвакуационным может относиться большое наименование путей на улицу или в безопасное место. Рассмотрим их по группам.

Эвакуационные пути — ведущие из пространства первого этажа на улицу:

  • Непосредственно (наружу).
  • Через фойе или вестибюль.
  • Через коридор.
  • Через лестничную площадку.
  • Через фойе, вестибюль и коридор.
  • Через лестничную клетку и коридор.

Эвакуационные пути — ведущие с иных (кроме первого) этажей наружу:

  • Непосредственно на лестничную клетку. Вариант — на лестницу третьего типа.
  • В коридор, который соединяется с лестничной клеткой (или лестницей третьего типа).
  • В фойе или холл, откуда можно прямо попасть на лестницу третьего типа или на лестничную клетку.

Что такое эвакуационный выход еще? Это путь, что ведет в соседнее помещение (кроме зданий типа Ф5 категорий «а» и «б» — технических сооружений) на том же этаже, которое имеет свой эвакуационный выход с первого и иных этажей.

Что касается подвального и цокольного уровней, то пути из них признаются эвакуационными, если они обособлены от общих лестничных клеток.

Что такое эвакуационные выходы

Эвакуация заключается в вынужденном перемещении людей наружу из здания – самостоятельно, с помощью пожарных служб или специально обученного персонала. Для эвакуации могут применяться специальные средств (лестницы, подъемники), либо эвакуационные и аварийные выходы. В соответствие со ст. 89 Закона № 123-ФЗ, к эвакуационным выходам относятся выходы, которые ведут:

  • из помещений первого этажа здания – непосредственно на улицу, либо через коридор, вестибюль, рекреационную площадку и лестничную клетку;
  • из помещений любых этажей, кроме первого – непосредственно на лестничную клетку или на пожарную лестницу, либо в коридор, холл или эксплуатируемую кровлю, ведущие на лестничные клетки или пожарную лестницу 3-го типа;
  • в соседнее помещение на том же этаже, обеспеченное эвакуационными выходами;
  • из подвальных помещений – непосредственно наружу с обособлением от общих лестничных клеток.

Также к эвакуационным выходам Закон 3 123-ФЗ относит еще ряд выходов, позволяющих осуществлять спасение и перемещение граждан наружу или к пожарным лестницам. Проектировать эвакуационные выходы нужно для любых типов зданий и сооружений, хотя точный перечень требований может отличаться для объектов с разными функциональными характеристиками.

Нормативные акты

Общие нормы к безопасности зданий и сооружений указаны в Федеральном законе № 384-ФЗ. Для разработки, проектирования и эксплуатации объекта в части пожарной безопасности применяются специальные нормативные акты:

  • Федеральный закон № 123-ФЗ Регламент пожарной безопасности (скачать);
  • СП 1.13130.2009 Эвакуационные пути и выходы (скачать);
  • НПБ 110-03 нормы пожарной безопасности для проектирования автоматических систем пожаротушения (скачать);
  • СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность (скачать);
  • ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных (скачать).

Мероприятия пожарной безопасности должны соответствовать и общим СП на разные типы зданий (многоквартирные дома, общественные зданий и т.д.). Проверка соблюдения требований к эвакуационным выходам будет осуществляться на стадии экспертизы проекта, оформления разрешений на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию, выдачи заключения о соответствии.

Простым языком

Главной целью организации эвакуационных выходов является спасение людей и вывод их наружу при возникновении пожаров, задымлений, аварийных и чрезвычайных ситуаций. При проектировании должно рассчитываться время эвакуации, достаточное для спасения и без причинения вреда здоровью, либо со снижением последствий от опасных факторов. Для этого эвакуационные выходы должны соответствовать следующим общим требованиям:

  • иметь достаточные размеры для передвижения больших групп людей и без угрозы падений, травм, давки (нормы о размерах, ширине и высоте ступеней указаны в СП 1.13130.2009 и ст. 89 Закона № 123-ФЗ);
  • не содержать искусственных преград, дверей и иных конструкций, затрудняющих движение (допускается устанавливать двери и конструкции, которые могут быть легко устранены при аварийной ситуации);
  • при отделке и организации эвакуационных выходов должны применяться только материалы, имеющие сертификаты и декларации пожарной безопасности;
  • выходы должны обеспечивать беспрепятственное перемещение маломобильных групп населения и инвалидов.

Как и другие помещения зданий, пути эвакуации должны обеспечиваться средствами первичного пожаротушения, системами автоматического тушения и дымоотведения.

Эвакуационные выходы будут отражены на планах эвакуации, других документах пожарной безопасности

В вагоне поезда

Занимая свои места в вагоне, мало кто из пассажиров задумывается о том, где расположены аварийные выходы в вагоне. Если проводники не расскажут об этом, то надо знать, что это:

  • Открываемые окна в 3, 6 купе вагонов типа «плацкарт», расположенные в вагоне со стороны поперечных полок, или окна купе также за № 3, 6 купейных вагонов. Однако, в зависимости от конструкции вагона могут быть и другие варианты.
  • Такие окна промаркированы табличками, наклейками «Аварийный / запасный выход», устройством типа молотка для разбития оконного стекла.
  • Окно в помещении туалета.
  • Торцевые тамбурные двери переходов в соседние вагоны.

А также четыре штатные боковые двери – по две в тамбурах, использующиеся для передвижения пассажиров, проводников вагонов на остановках поезда.

В купейном вагоне, как, впрочем, и в плацкарте, это еще и все остальные окна, разбитые в аварийных ситуациях тяжелыми твердыми предметами, очищенные от осколков по периметру проема.

В таких случаях, покидая вагон через аварийный выход, следует выбираться через оконный проем особенно осторожно

Эвакуационный выход – определение и значение

Эвакуация – один из способов защиты населения. В ходе эвакуации совершается самостоятельный, или с помощью спасателей, уход с места, представляющего опасность. Это целый комплекс змероприятий, который осуществляется по разработанным правилам. Маршруты, определяемые планом эвакуации, как направления вывода людей в защищенные участки, называются эвакуационными путями, а расположенные на данных маршрутах двери и проемы – эвакуационными выходами.

Для более точного толкования этого термина важно сравнить его с понятием «аварийный выход», эти понятия зачастую путают. Аварийный предполагает использование дополнительных инструментов повышения безопасности, не учитываемых в официальном документе

При обнаружении возгорания и задымленности в здании в первую очередь необходимо придерживаться установленного порядка эвакуации и пользоваться эвакуационными выходами, и лишь при невозможности до них добраться выбирать аварийный: например, через не соответствующие нормативным требованиям коридоры, лестницы, фойе и даже оконные проемы с применением специальных средств спасения.

Расположение путей спасения

А как же должны быть расположены выходы, отмеченные эвакуационными знаками по СНиПу? Если их более двух, то предполагается правильно рассредоточенная их планировка. Исключением тут будут только пути на незадымляемые лестничные клетки.

Определять рассредоточенность выходов следует по формулам:

  • Пути из помещения: L = 1,5 P /(n-1).
  • Пути из коридора: L = 0,33 D /(n-1).

Вместо латинских букв, на реальном примере будут такие значения:

  • L — расстояние между эвакуационными выходами.
  • Р — периметр помещения.
  • n — число эвакуационных путей.
  • D — длина коридорного пространства.

Надо помнить и о том, что если эвакуационных выходов в помещении более двух, каждый из них (кроме одного) должен позволить беспрепятственно спастись максимальному числу людей, находящихся в здании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector