Реферат: экологический контроль

Кто контролирует инспекторов, ответственных за государственный экологический мониторинг?

Государственный контроль может осуществляться как специально созданными, так и общими органами в правительстве РФ. За расстановку кадров на уровне государства отвечает президент. Именно он назначает на ключевые посты министров и контролеров. Кроме того, он же имеет право на председательство при заседаниях Правительства, что позволяет президенту принимать значимые решения в сфере экологического законодательства. На региональном уровне за ведение экологического мониторинга отвечают полномочные представители президента РФ.

Но в этом случае их полномочия (в основном) ограничены проверкой освоения бюджетных сумм, выделенных на цели контроля экологического состояния местности. Природоохранный же мониторинг на уровне государства осуществляется, когда министры заслушивают доклады от своих подчиненных на местах, принимая решения о дальнейших действиях.

Нужно отметить, что за текущее экологическое обследование отвечают следующие органы: организации в сфере природопользования, атомный и технологический надзор, задействована даже Федеральная кадастровая служба. Ее сотрудники обязаны соблюдать нормативы землепользования и препятствовать попыткам отчуждения земель природоохранного и сельскохозяйственного типов в личное пользование.

Все органы, на законодательном уровне ответственные за проведение экологического мониторинга, обязаны постоянно взаимодействовать друг с другом, а также местным самоуправлением, общественными организациями и движениями, а также с юридическими и физическими лицами. К примеру, с ними со всеми активно работает Федеральная кадастровая служба.

Понятие, виды и задачи экологического контроля

Однако формы и процедуры участия общественности в решении вопросов предоставления земельных участков для строительства Земельный кодекс РФ не устанавливает. Он ограничивается положением о том, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (ст. 31). Правда, при предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей допускается проведение сходов и референдумов граждан. Решение принимается с учетом их результатов.

Общественные контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуются также в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, общественной экологической экспертизы.

Важной формой осуществления общественного экологического контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которое предусмотрено рядом законов. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы в суде

С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.

Повышению эффективности экологического контроля в России способствовало бы развитие сотрудничества и взаимодействие всех органов контроля, особенно государственного и общественного, с органами прокуратуры.

36. Государственная экологическая экспертиза.

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 650 | Нарушение авторских прав

Субъекты и мероприятия экологического контроля

К субъектам относятся: все органы, на местах представляющие государственную власть от лица Российской Федерации, органы власти каждого субъекта страны, а также местное самоуправление, физические и юридические лица. Здесь следует помнить, что во многих случаях экологическое регулирование возможно только от лица прямого представителя федеральной власти в регионе. К примеру, только такие органы могут вынести решение о прекращении работы предприятия, деятельность которого прямо угрожает экологической стабильности местности.

Экологический мониторинг всегда должен проводиться максимально быстро, четко и полно. Кстати, по времени осуществления он делится на предварительный, текущий и последующий. Как нетрудно догадаться, предварительный проводится перед каким-то мероприятием (например, в преддверии открытия нового завода). Текущий же осуществляется на всем протяжении работы этого предприятия. В рамках же последующего контроля проводится проверка уже проведенных экологических мероприятий. Любые проверки, соответственно, бывают плановыми и внеплановыми, по результатам которых иногда накладываются экологические штрафы.

Что же касается смысла всего этого, то он – превентивный. Проще говоря, любое мероприятие экологического мониторинга направлено на недопущение норм законодательства в этой сфере, так как эти нарушения могут повлечь серьезное ухудшение экологической обстановки в районе, вплоть до его полной непригодности для жизни человека на протяжении жизни нескольких поколений.

Экологический мониторинг

Государственная служба постоянно контролирует состояние окружающей среды (проводит мониторинг), наблюдает за всеми процессами, происходящими в природе, отслеживает уровень загрязнения воздуха, почвы и водных ресурсов, оценивает, как все эти изменения влияют на жизнедеятельность живых организмов. Службу возглавляет государственный надзор по гидрометеорологии и мониторингу состояния окружающей среды.

Вся государственная система мониторинга включает службы по отдельным природным объектам и комплексам. Наблюдение определяется отраслевым природным и ресурсным законодательством. Так, лесной мониторинг включает в себя не только наблюдение, но и оценку и прогноз состояния лесного фонда. Министерство сельского хозяйства контролирует применение химических средств при выращивании растений и животных.

А если на примерах?

Довольно показательна тринадцатая статья федерального закона, посвященного вопросам охраны окружающей среды. Из формулировок нормативного акта следует, что должностные лица, равно как и госорганы, должны по мере сил помогать отдельным людям, образованиям и объединениям, имеющим некоммерческий характер, дабы таковые могли реализовывать свои права применительно к охране среды. С другой стороны, в законах нет никаких конкретных нормативов, декларирующих ответственность, если органы и лица не исполняют возложенное на них тринадцатой статьей обязательство.

Сходная обстановка наблюдается с двадцать шестой статьей федерального закона, посвященного охране атмосферы. В нем установлено, что со стороны общества процедуры контроля должны организовываться в порядке, определенном нормами применительно к общественным объединениям, охране среды. Конечно, это свидетельствует о необходимости охранных мероприятий, но формулировка настолько расплывчатая, что никакого реального смысла, практического применения, как утверждают правоведы, не имеет.

…или право имею?

Во многом экологический общественный контроль обусловлен правовыми нормами, принятыми еще в период РСФСР. Именно тогда в Земельном кодексе были сформулированы возможности, закрепленные за общественностью и в наше время. Из декларированного следовало, что все граждане, также организации и сообщества, управленческие структуры, объединения вправе принимать участие в изучении различных вопросов, если при этом решается судьба земельного участка: его изъятия или предоставления для нужд сельского хозяйства, строительства, промышленности. Это распространялось исключительно на те участки, изменение которых сказывалось на интересах широких слоев населения.

Как следует из нормативной документации, отвод участков земли должен сопровождаться выявлением общественного мнения по этому вопросу. Для этого организуются референдумы, интервьюирование, гражданские собрание. В то же время законодательство не содержит четкого описания того, как процедура должна происходить, а также нет корректных однозначных определений, какова юридическая сила выражаемого обществом мнения, поэтому в ряде случаев происходит замалчивание ситуации или мягкий отвод внимания от острого вопроса. Чтобы избежать этого, необходимо сделать более сильным общественный экологический контроль России, а его возможности и функциональность обосновать правовыми нормативными постулатами.

Какими принципами должен руководствоваться контроль окружающей среды?

Во-первых, все мероприятия, проводимые в данной области, должны быть совершенно независимы от внешнего давления. Кроме того, контролирующие органы всегда должны действовать с той позиции, что любая хозяйственная деятельность несет потенциальную угрозу экологической безопасности данной местности, а все предприятия в этом плане еще опаснее.

Лицо, ведущее экологический контроль, должно требовать неукоснительного соблюдения всех правовых нормативов и законов, принятых в сфере экологического законодательства, от руководства компаний, чья деятельность представляет прямую или косвенную опасность экологическому состоянию региона. В деле экологического контроля обязательно должны участвовать органы государственной власти, включая таковые для каждого субъекта РФ, а также органы местного самоуправления. Помимо этого, допускается привлечение физических и юридических лиц.

Если какая-то хозяйственная или иная деятельность непредсказуема по последствиям для окружающей среды, контролирующие органы имеют право требовать ее прекращения. Кроме того, эти же инстанции имеют право на лоббирование непринятия тех проектов (в том числе законодательных, на государственном уровне), которые в перспективе могут привести к разрушению естественной среды обитания для растений, животных, самого человека

Особенно это важно, если есть перспектива полного разрушения старого биоценоза, относящегося к национальному парку, заповеднику, иной охраняемой территории

Контролирующие органы также несут ответственность (вплоть до уголовной) за соблюдение/несоблюдение законов экологического законодательства.

Государственный экологический контроль.

ГЭС
– вкл в себя гэк за охраной атмосферного
воздуха, водных объектов, земли, объектов
животного мира, лесов, особо охраняемых
прир.тер и др прир объектов.

ГЭК.
Осущ-ся фед-ми и региональными орг-ми
исп. вл. ГЭК делится на 2 уровня:

Федеральный
— основным органом яв-ся – Фед
служба по надзору в сфере природопользования
кот осущ эк практическив отношении всех
прир ресурсов и объектов, Фед. служба
гос. регистрации кадастра и картографии,
Фед. служба по ветеринарному и
фитосанитарному надзору.

Региональный
— осущ. рег. орг. исп. Власти субъектов
РФ.В РТ: мин-во экологии и прир-х рес-сов.

Гос.
ЭК пров-ся в форме проверок. Проверки
бывают плановые и внеплановые.

Плановые:
они утвержд-ся фед-ной службой по надз.
в сфере природопольз-я заранее и на
опред. период.

Внеплановые:
в случае проверки ранее выданного
предпис-я об устранении наруш-ий
экологического зак-ва. Мб проведены в
случ. получ. от ОГВ, орг. МСУ, обществ-ных
орг. и граждан док-тов и док-в,
свидетельствующих об экол. правонаруш.

Государственный экологический контроль.

Под
государственным экологическим надзором
понимается деятельность уполномоченных
государственных органов РФ, направленная
на предупреждение, выявление и пресечение
нарушения требований экологического
законодательства.

Гос.
эк-й надзор:

1.
Общий.

2.
Специальный.

Осуществляется
в 2х формах:


предупредительный контроль

Задачей
является недопущение реализации
хозяйственной деятельности, которая в
будущем будет оказывать негативное
воздействие на окр. среду.

Реализуется
путем:

*проведения
согласований на стадии планирования,
проектирования объекта хозяйственной
деятельности;

*путем
проведения экологической экспертизы.


текущий контроль

Осуществляется
специально уполномоченными органами
(Фед. служба по надзору в сфере
природопользования). Осуществляет
надзор, включающий в себя:

1)
надзор за: геологическим изучением,
рациональным использование и охраной
недр

2)
гос. земельный надзор

3)
гос. надзор в области обращения с отходами

4)
гн в области охраны атм. воздуха

5)
гн в области использования, охраны
водных объектов

6)
на континентальном шельфе

7)
во внутренних морских водах и на
территориальных водах

8)
в искл. экономической зоне РФ

9)
в области охраны озера Байкал

10)
фед. гос. лесной надзор

11)
гн в области охраны животного мира на
особоохраняемых территориях

12)
за особоохраняемыми территориями

13)
охотничий надзор на особоохранямых
территориях

Постановление
Правительства от 1.03.2009г. Номер 285 о
перечне объектов, подлежащих федеральному
гос. экологическому контролю:

1.
Объекты хоз. и иной деятельности
независимо от форм собственности,
находящиеся в ведении РФ:

а)
объекты относящиеся к фед. энергетическим
системам, путям сообщения и т.д.

б)
объекты связанные с использованием
атомной энергии, обеспечением обороны
и безопасности гос-ва, относящихся к
оборонному производству.

в)
объекты относящиеся к производству
ядовитых и наркотических веществ и
средств

г)
объекты, расположенные на континентальном
шельфе и в искл. экономической зоне РФ

д)
объекты, оказывающие негативное
воздействие на объекты подлежащие
особой охране:

объекты,
включенные в Список всемирного культурного
наследия и Список всемирного природного
наследия, особо охраняемые природные
территории федерального значения, а
также природные комплексы, подпадающие
под действие международных договоров
Российской Федерации;

природные
объекты Байкальской природной территории.

2.
Объекты хозяйственной и иной деятельности,
способствующие трансграничному
загрязнению окружающей среды и оказывающие
негативное воздействие на окружающую
среду.

3.
Объекты, подлежащие федеральному
государственному контролю и надзору
за использованием и охраной водных
объектов в соответствии с критериями,
установленными постановлением
Правительства Российской Федерации от
4 ноября 2006 г. N 640.

4.
Объекты, подлежащие государственному
лесному контролю и надзору, осуществляемому
федеральными органами исполнительной
власти в соответствии с Положением об
осуществлении государственного лесного
контроля и надзора, утвержденным
постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 июня 2007 г. N 394.

5.
Объекты, подлежащие государственному
земельному контролю, осуществляемому
федеральными органами исполнительной
власти в соответствии с Положением о
государственном земельном контроле,
утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 ноября 2006 г.
N 689.

6.
Объекты, подлежащие государственному
контролю за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной
недр, осуществляемому федеральными
органами исполнительной власти в
соответствии с Положением о государственном
контроле за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной
недр, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от
12 мая 2005 г. N 293.

7.
Объекты хозяйственной и иной деятельности,
оказывающие негативное воздействие на
окружающую среду, не указанные в пунктах
1 и 2 настоящего перечня, отнесенные
Федеральным законом «О промышленной
безопасности опасных производственных
объектов» к категории опасных
производственных объектов.

1.2.Основные уровни осуществления экологического контроля

Экологическому
контролю посвящена глава XI
статьи 64-69 Федерального закона «Об
охране окружающей среды» (2002г.).

Закон
определяет, что экологический контроль
проводится в целях обеспечения
органами государственной власти
субъектов РФ, органами местного
самоуправления, юридическими и физическими
лицами исполнения
законодательства в области ООС, соблюдения
требований, в том числе
нормативов и нормативных документов и
обеспечения экологической безопасности.

Закон
предусматривает осуществление
экологического контроля на следующих
уровнях:

а).государственный,

б).производственный,

в).муниципальный,

г).общественный.

Государственный
экологический контроль
осуществляется
федеральными
органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти
субъектов РФ.

Перечень
объектов, подлежащих федеральному
государственному экологическому
контролю, определяется Правительством
РФ.

Общегосударственную
службу мониторинга ООС возглавляет
федеральная служба
России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды (Росгидромет).
Согласно положению, эта служба осуществляет
наблюдение за
состоянием атмосферного воздуха,
поверхностных вод суши, морской среды,
почв, околоземного пространства.
Росгидромет собирает, обобщает, оценивает
информацию и обеспечивает ею государственные
органы, министерства, ведомства,
население, составляет прогнозы изменений
окружающей
среды и вероятные последствия таких
изменений. Информацию заинтересованным
организациям Росгидромет передаёт
в двух формах: текущей
и оперативной (экстренной).

Служба государственного
контроля работает на трёх уровнях:

  1. посты
    и станции наблюдения по регионам страны,
    где происходит сбор и первичная
    обработка информации;

  2. территориальные,
    региональные, ведомственные центры
    работки информации;

  3. органы
    мониторинга по отдельным природным
    объектам (заповедники).

Согласно
закону «Об охране окружающей среды»
(2002г.) государственный инспектор
в области ООС при исполнении своих
должностных обязанностей в
пределах своих полномочий имеет право:

-посещать
в целях проверки организации, объекты
хозяйственной и иной деятельности
независимо от формы собственности, в
том числе объекты, подлежащие
государственной охране, оборонные
объекты, объекты гражданской
обороны, знакомиться с документами и
иными необходимыми для
осуществления контроля материалами;

-проверять соблюдение
нормативов, государственных стандартов
и других нормативных
документов, работу очистных сооружений
и других обезвреживающих
устройств, средств контроля, а также
выполнение планов и
мероприятий по ООС;

-проверять соблюдение
требований, норм и правил в области ООС
при размещении, строительстве, вводе в
эксплуатации и выводе из эксплуатации
производственных и других объектов;

-проверять
выполнение требований, указанных в
заключении государственной
экологической экспертизы, и вносить
предложения о её проведении;

-приостанавливать
хозяйственную и иную деятельность
юридических и физических лиц при
нарушении ими законодательства в области
ООС;

-привлекать
к административной ответственности
лиц, допустивших нарушения
законодательства в области ООС;

-предъявлять иски
о возмещении вреда, причинённого
природной среде, и направлять
материалы для привлечения виновных к
уголовной ответственности.

Производственный
экологический контроль
осуществляется
в целях обеспечения
выполнения в процессе хозяйственной
деятельности мероприятий
по ООС, водных ресурсов, а также соблюдения
требований ООС.

Хозяйствующие
субъекты обязаны организовать
производственный экологический
контроль и информировать органы
исполнительной власти и местного
самоуправления о результатах контроля.

Муниципальный
экологический контроль
на
территории муниципального
образования осуществляется органами
местного самоуправления
или уполномоченными ими органами.

Общественный
экологический контроль
осуществляется
в целях реализации
права каждого на благоприятную Оси
предотвращения нарушения
законодательства в области ООС. Он
осуществляется общественными
некоммерческими объединениями в
соответствии с их уставами, а также
отдельными гражданами. Результаты
общественного контроля
передаются в органы государственной
власти РФ, органы местного самоуправления
и обязательно рассматриваются.

Программа экологического контроля на предприятии

На каждом предприятии должен быть организован контроль за экологическим состоянием и должна быть программа, по которой и будет работать инспектор. Благодаря такой службе предприятие может избежать многочисленных штрафов и санкций в области нарушения экологии, в результате чего удастся сохранить деньги.

Экологический контроль на предприятиях должен следить за такими объектами:

  • Системой по очистке отходящих газов.
  • Стационарными или передвижными станциями, которые могут выбрасывать вредные вещества в окружающую среду.
  • Системой очистки воды.
  • Источниками загрязняющих веществ (в их числе канализация, водные объекты и другие).
  • Промышленными помещениями – источниками образования отходов.
  • Складами, где хранятся опасные компоненты.
  • Почвой и водой, которые загрязняются по вине предприятия.
  • Зонами санитарной защиты.

Чтобы отслеживать и контролировать деятельность каждой организации, нужна специальная структура, которая будет следить за всеми пунктами, о которых говорит инструкция экологического контроля для крупных и малых предприятий. Инспектор следит за выбросами предприятия, регулярно отчитывается перед вышестоящими структурами.

Права инспекторов

Непосредственный экологический надзор осуществляют должностные лица, имеющие соответствующие полномочия. В рамках своей компетенции они наделяются правами, позволяющими им реализовывать обязанности. В частности, инспекторы могут:

  1. Беспрепятственно посещать объекты для проведения проверок соблюдения предписаний экологического законодательства.
  2. Запрашивать материалы, необходимые для инспекции.
  3. Составлять протоколы об административных нарушениях в пределах своих полномочий.
  4. Привлекать к ответственности субъектов, не выполняющих предписания закона.
  5. Предъявлять исковые заявления о компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде.

Судебная практика по экологическому контролю

Существует судебная практика обязывания проведения экологического мониторинга на предприятии. Так в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16.01.2013 по делу № А75-7974/2011 указывается, что предписанием Управления Росприроднадзора на Сибирско-Техасское ЗАО «Голойл» обоснованно возложена обязанность по проведению мониторинга подземных вод под шламовыми амбарами и по организации выполнения мероприятий по производственному экологическому контролю за такими шламовыми амбарами как объектами размещения опасных отходов, поскольку в ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» указывается, что в местах размещения и в пределах воздействия на состояние окружающей среды лица, несущие на себе соответствующую обязанность в результате того, что в их владении и пользовании находятся данные объекты, обязаны производить соответствующий мониторинг.

 Как видим, экологический мониторинг отождествляется с понятием экологического контроля, однако очевидно, что имеется в виду производственный экологический контроль.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2012 по делу № А05-1240/2011 Суд установил, что, несмотря на то, что в законодательстве нет полного перечня процедур и порядка разработки и принятия программы контроля за качеством сбрасываемых сточных вод от автозаправочных станций, данный факт не свидетельствует об отсутствии у природопользователей обязанности разрабатывать такие программы контроля в произвольном порядке.

Кроме того, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.01.2012 по делу № А12-14151/2011 говорится об обязанности существования на предприятиях Положения о производственном экологическом контроле.

Таким образом, при определении сущности института экологического контроля необходимо отделять его от института экологического надзора, экологического мониторинга и экологического аудита, что объясняется важностью самостоятельных функций и задач рассматриваемого правового института

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector