Экологическая стандартизация

Цели экологической стандартизации

Стандартизация в области экологии в России проводится в соответствии с нормами Федерального закона РФ «О техническом регулировании». Для такой деятельности характерны следующие цели:

  • общее повышение безопасности объектов промышленности;
  • повышение уровня жизни граждан;
  • повышение безопасности здоровья и жизни потребителей;
  • безопасность в сфере экологии;
  • повышение безопасности жизни животных и растений;
  • рациональное использование всех природных ресурсов;
  • повышение уровня конкурентоспособности работ, продукции и услуг;
  • обеспечение развития науки и техники.

Также экологической стандартизацией преследуются иные цели регионального значения.

Экологическая стандартизация существует согласно определенным принципам, которые заключаются в учете законных интересов всех заинтересованных лиц. В этом аспекте не должны ущемляться права третьих лиц, которые напрямую не участвуют в тех или иных взаимоотношениях в сфере производства продукции или работ. Все стандарты должны осуществляться на добровольной основе. Активное применение международной стандартизации в области экологической безопасности может становиться приоритетом при разработке национальных экологических стандартов. Они не должны противоречить действующим техническим регламентам. Также функционирует принцип единообразного применения стандартов.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ПОЧВЫ

В
СССР был установлен лишь один норматив,
определяющий допустимый уровень загрязнения 
почвы вредными химическими веществами
— ПДК для пахотного слоя почвы.
Принцип нормирования содержания химических
соединений в почве основан на
том, что поступление их в организм
происходит преимущественно через 
контактирующие с почвой среды. Основные
понятия, касающиеся химического загрязнения 
почв, определены ГОСТом 17.4.1.03-84. Охрана
природы. Почвы. Термины и определения
химического загрязнения.

Предельно
допустимая концентрация в пахотном
слое почвы (ПДКп) — это концентрация
вредного вещества в верхнем, пахотном
слое почвы, которая не должна оказывать
прямого или косвенного отрицательного
влияния на соприкасающиеся с почвой среды
и на здоровье человека, а также на самоочищающую
способность почвы.

Нормативы
ПДКп разработаны для веществ, которые
могут мигрировать в атмосферный воздух
или грунтовые воды, снижать урожайность
или ухудшать качество сельскохозяйственной
продукции.

В
настоящее время в Институте 
экологии человека проводятся исследования,
направленные на обоснование индивидуальных
нормативов ПДКп для различных типов
почв. Таким образом, в ближайшее время
следует ожидать того, что особенности
миграции и трансформации вредных веществ
в почвах будут отражены в системе нормирования.

Оценка 
уровня химического загрязнения 
почв населенных пунктов проводится
по показателям, разработанным при 
сопряженных геохимических и 
гигиенических исследованиях окружающей
среды городов. Такими показателями
являются коэффициент концентрации
химического элемента и суммарный 
показатель загрязнения.

Коэффициент
концентрации определяется как отношение 
реального содержания элемента в 
почве к фоновому. Поскольку часто 
почвы загрязнены сразу несколькими 
элементами, то для них рассчитывают
суммарный показатель загрязнения,
отражающий эффект воздействия группы
элементов.

Суммарный
показатель загрязнения может быть
определен как для всех элементов 
в одной пробе, так и для 
участка территории по геохимической 
выборке.

Оценка 
опасности загрязнения почв комплексом
элементов по показателю проводится
по оценочной шкале, градации которой 
разработаны на основе изучения состояния
здоровья населения, проживающего на территориях
с различным уровнем загрязнения почв.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Система экологических стандартов

Существует два типа стандартов, которые составляют систему экологических стандартов. В их число входят национальные стандарты и классификатор социальной и технико-экономической информации. Оба они действуют на территории Российской Федерации.

Деятельность в области экологической безопасности окружающей среды характеризует показатель в виде определенного стандарта. Также вводятся иные понятие, которые характеризуют всю сферу экологической стандартизации. Принято отличать понятия экологического норматива и экологического лимита от основного термина «экологический стандарт».

Экологический норматив представляет собой показатель качества. Он характеризует определенный вид природных объектов или природных ресурсов после воздействия на него конкретной деятельности человека.

Замечание 1

Экологический лимит — показатель, отвечающий на вопрос о том, сколько возможно разместить в окружающей среде вредных веществ, чтобы качественные характеристики природного объекта оставались на удовлетворительном уровне, то есть обеспечивалась экологическая безопасность.

Цель экологического нормирования

Экологическое нормирование — это деятельность юридического, административного и санитарно-гигиенического характера, направленная на сферу, в которой человек, занимаясь предпринимательством, воздействует на природные объекты и изменяет окружающий мир.

Принципы экологического нормирования постоянно модернизируются Постановлениями Правительства России. Это даёт возможность поддерживать природоохранное законодательство на уровне достижений научно-технического прогресса.

Значение экологического нормирования в том, что оно позволяет:

  • рационально организовывать водопользование в засушливых зонах;
  • увеличивать плодородие почв;
  • Осуществлять нормирование качества атмосферного воздуха.

Правовой базис

Защита источников питьевого водоснабжения, включая водоемы, курортные, лечебно-оздоровительные и прочие территории обеспечивается нормативами санитарно-защитных зон, установленными соответствующими законодательными документами.

Российское законодательство часто обращается к системе нормативов изъятия природных компонентов. Учитывающая региональную экологическую обстановку, возможность самовосстановления природных ресурсов и малейшие экологические дисбалансы, она обеспечивает максимальные экономические выгоды от использования природных компонентов.

Экологическое лицензирование

Определение 1

Процедура лицензирования представляет собой совокупность мероприятий, которые связаны с выдачей или переоформлением лицензий (разрешений).

Ее проводят в соответствии с Федеральным законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В лицензировании принимают участие надзорные органы, которые следят за выполнением всех экологических требований. Такие требования называют лицензионными. Однако на законодательном уровне точного понятия об экологической лицензии до сих пор не существует.

Экологическое лицензирование относят к методам административно-правового регулирования общественных экологических отношений. Этот процесс поддерживает экономическая структура управления, поскольку основной его частью являются отношения по уплате платежей за использование природных объектов, а также за загрязнение окружающей среды.

Задачи, которые выполняет экологическое лицензирование:

  • ведение постоянного учета и контроля всех природопользователей;
  • осуществление контроля за потреблением природных ресурсов и загрязнением воздуха;
  • ведение деятельности по распоряжению природными ресурсами и объектами, в том числе распоряжение правами на загрязнение окружающей среды.
  • Экологические лицензии делятся на два основных типа:
  • комплексную лицензию;
  • специальную лицензию.

Комплексная лицензия подлежит выдаче большому предприятию, которое осуществляет природопользование на определенной территории. Разрешение дает право использовать в соответствии с принятыми требованиями потенциал природных ресурсов. В такую деятельность включается право использования и размещения в окружающей среде производственных отходов.

Специальная лицензия предполагает осуществление природопользования, а также иной частной деятельности по различным видам природных ресурсов.

Гражданское законодательство устанавливает рамки экологического лицензирования. Организации и предприятия любых форм собственности имеют право заниматься некоторыми видами деятельности только при наличии выданной лицензии. В России сегодня нет четкой системы лицензирования, так как существуют пробелы в законодательстве. Из федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исключены виды деятельности, которые имеют значение в сфере экологии. Прежняя отсылка ФЗ на Постановление Правительства страны о лицензировании теперь не действует, поскольку закон утратил свою силу.

Субъекты и объекты экологического лицензирования

Главные полномочия функций по лицензированию принадлежат Ростехнадзору и Росприроднадзору.

Росприроднадзор выдает разрешения на оборот биологических объектов, включая коллекции животных, которые занесены в Красную Книгу. Российское ведомство лицензирует долгосрочное пользование объектов животного мира, основные виды пользования недр, промышленное рыболовство, добычу водных биоресурсов, а также размещение производственных предприятий вблизи водных объектов.

В полномочия Ростехнадзора входит осуществление лицензирования деятельности по обращению с радиоактивными отходами, а также веществами, которые содержат определенные ядерные материалы. Ростехнадзор выдает лицензию на проведение экспертизы проектных и других материалов. Она осуществляется для определения уровня радиационной безопасности на местности.

Также субъектами экологического лицензирования являются Росгидромет, Росрыболовство, Федеральная служба регистрации кадастра и картографии, а также Лесхоз и Министерство здравоохранения РФ.

Некоторые виды хозяйственной деятельности в настоящее время не регулируются органами лицензирования.

Орган, который выдал лицензию, уполномочен осуществлять контроль за соблюдением лицензионных требований, лимитов и нормативов природопользования.

Организации, получившие лицензию, несут административную, гражданскую, уголовную ответственность, которая не освобождает их от обязанности возмещения причиненного вреда.

1.doc

  …           12         …  

Глава 5^ НОРМАТИВНЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫСистема природоохранных норм и нормативов. Виды норм и нормативов качества окружающей среды. Обоснование и система расчетов нормативов. Стандартизация и экологическая сертификация^ 5.1. СИСТЕМА ПРИРОДООХРАННЫХ НОРМ И НОРМАТИВОВмедицинскийздоровьютехнологическийнаучно-технический228^Таблица 5.1 Система норм и нормативов

Область природоохранной деятельности* Нормы и нормативы
Стоимостные Натуральные

Охрана и рациональное использование водных ресурсов Охрана недр и рациональное использование минеральных ресурсов Базовый норматив платы за выброс 1 т любого загрязняющего вещества в границах предельно допустимых выбросов. Удельный норматив платы за топливо различных видов для транспорта Базовый норматив платы за сброс 1 т конкретного загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов Базовый норматив платы за 1 т размещаемых отходов. Платежи за пользование недрами. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы Предельно допустимые концентрации (ПДК). Предельно допустимые выбросы (ПДВ). Выбросы в пределах установленных лимитов. Удельные выбросы вредных веществ Предельно допустимые концентрации (ПДК). Предельно допустимые сбросы (ПДС). Сбросы в пределах установленных лимитов Потери полезных ископаемых, разубожи-вание руд, извлечение полезных компонентовПриродоохранные натуральные нормативы229Стоимостные нормативыутверждениеэкологииПриродоохранные нормы и нормативы характеризуют соотношение общества и природы.230^ 5.2. ВИДЫ НОРМ И НОРМАТИВОВ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ^ Санитарно-гигиенические нормативы гигиеническими нормативами231Санитарно-защитные нормативы^ Экологические нормативыЭкологические нормативы эколого-гигиенических нормативовЭколого-защитные нормативы предельно допустимых нормативов ^ Производственно-хозяйственные нормативыПроизводственно-хозяйственные нормативыТехнологические нормативыГрадостроительные нормативыРекреационные нормативы временные нормативы.^ Виды нормативов при оценке качества воздушной среды, водных ресурсов, почвы, шума и радиоактивного загрязненияОценка качества воздушной среды33333^ Оценка качества водных ресурсов^ Оценка качества почвы^ Оценка шумового загрязнения^ Оценка радиоактивного загрязненияПоказатели основного дозового предела:Показатели допустимого уровня:236Контрольные показатели3^ 5.3. РАЗРАБОТКА НОРМАТИВОВ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ И КОНТРОЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ^ Регламентирование содержания загрязнений в атмосферном воздухе3238Таблица 5.2Предельно допустимые концентрации некоторых веществ, поступающих в атмосферу, мг/м3

Вещество Максимальная разовая Средняя суточная
Диоксид азота 0,085 0,04
Аммиак 0,20 0,04
Сажа (копоть) 0,15 0,05
Сернистый ангидрид 0,03 0,005
Оксид углерода 3,0 1,0
Фосфорный ангидрид 0,15 0,05
Хлор 0,01 0,03
Пыль 0,15-0,5 0,05—0,15

^ Регламентирование содержания примесей в воде водоемов239240241Таблица 5.3Предельно допустимые концентрации некоторых веществ, поступающих в воды водоемов, мг/л

Вещество ПДК Вещество ПДК
Акриламид 0,01 Барий 0,1 Бензин топливный 0,1 Бор 0,5 Ванадий 0,1 Вольфрам 0,05 Железо Кальций Кремний Медь Сероуглерод Нефть 0,5 180 10 1 1 0,1

^ 5.4. ОБОСНОВАНИЕ И РАСЧЕТЫ НОРМАТИВОВ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ^ Определение нормативов загрязнения атмосферного воздуха^ 243тыре класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные и малоопасные.^Kp.3=lgAI<5o+0,4+lgM. 244(ПДК-С.ОЯ^ЛГ AFmnr245НАFтипгAFnrDDПДТ = 3,6Я2 J^-^Y vat, \\, M^Amnr )Mr —м^/кг.^ 246Определение нормативов качества воды^ Регламентирование предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве249^ 5.5. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫСтандартизация^ Требования по охране окружающей среды регламентируются в общетехнических стандартах, в стандартах на группу однородной продукции и на конкретные виды продукции.нетрадиционной энергетикифреона,загрязнения окружающей среды^ 5.6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯЭкологическая сертификацияОсновные цели экологической сертификации:Главные задачи экологической сертификации:Объекты экологической сертификации:Объекты природной среды.Отходы производства и потребления.Технологические процессы.Экологические услуги.Товарная продукция.
  …           12         …  

Поиск по сайту:  

4 Биологическое действие ионизирующих излучений и способы защиты от них

ический.
При соматическом эффекте последствия
проявляются непосредственно у облучаемого,
при генетическом — у его потомства. Соматические
эффекты могут быть ранними или отдалёнными.
Ранние возникают в период от нескольких
минут до 30-60 суток после облучения. К ним
относят покраснение и шелушение кожи,
помутнение хрусталика глаза, поражение
кроветворной системы, лучевая болезнь,
летальный исход. Отдалённые соматические
эффекты проявляются через несколько
месяцев или лет после облучения в виде
стойких изменений кожи, злокачественных
новообразований, снижения иммунитета,
сокращения продолжительности жизни.
При изучении действия
излучения на организм были выявлены
следующие особенности:

  1. Высокая эффективность поглощённой энергии, даже малые её количества могут вызвать глубокие биологические изменения в организме.
    Наличие скрытого (инкубационного) периода проявления действия ионизирующих излучений.
    Действие от малых доз может суммироваться или накапливаться.
    Генетический эффект — воздействие на потомство.
    Различные органы живого организма имеют свою чувствительность к облучению.
    Не каждый организм (человек) в целом одинаково реагирует на облучение.
    Облучение зависит от частоты воздействия. При одной и той же дозе облучения вредные последствия будут тем меньше, чем более дробно оно получено во времени.

Ионизирующее излучение 
может оказывать влияние на организм
как при внешнем (особенно рентгеновское 
и гамма-излучение), так и при 
внутреннем (особенно альфа-частицы) облучении.
Внутреннее облучение происходит при 
попадании внутрь организма через 
лёгкие, кожу и органы пищеварения 
источников ионизирующего излучения.
Внутреннее облучение более опасно,
чем внешнее, так как попавшие
внутрь ИИИ подвергают непрерывному
облучению ничем не защищённые внутренние
органы.
Под действием ионизирующего 
излучения вода, являющаяся составной 
частью организма человека, расщепляется
и образуются ионы с разными зарядами.
Полученные свободные радикалы и окислители
взаимодействуют с молекулами органического
вещества ткани, окисляя и разрушая её.
Нарушается обмен веществ. Происходят
изменения в составе крови — снижается
уровень эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов
и нейтрофилов. Поражение органов кроветворения
разрушает иммунную систему человека
и приводит к инфекционным осложнениям.
Местные поражения 
характеризуются лучевыми ожогами 
кожи и слизистых оболочек. При 
сильных ожогах образуются отёки, пузыри,
возможно отмирание тканей (некрозы).
Смертельные поглощённые 
дозы для отдельных частей тела следующие:

  • голова — 20 Гр;
    нижняя часть живота — 50 Гр;
    грудная клетка -100 Гр;
    конечности — 200 Гр.

При облучении дозами,
в 100-1000 раз превышающую смертельную 
дозу, человек может погибнуть 
во время облучения («смерть под 
лучом»).
Биологические нарушения 
в зависимости от суммарной поглощённой 
дозы излучения представлены в (табл.
3.4).
В зависимости от
типа ионизирующего излучения могут 
быть разные меры защиты: уменьшение времени 
облучения, увеличение расстояния до источников
ионизирующего излучения, ограждение
источников ионизирующего излучения,
герметизация источников ионизирующего 
излучения, оборудование и устройство
защитных средств, организация дозиметрического
контроля
, меры гигиены и санитарии.
В России, на основе
рекомендаций Международной комиссии
по радиационной защите, применяется 
метод защиты населения нормированием.
Разработанные нормы радиационной безопасности
учитывают три категории облучаемых лиц: 
А — персонал, т.е. лица, постоянно или временно
работающие с источниками ионизирующего
излучения; 
Б — ограниченная часть населения, т.е.
лица, непосредственно не занятые на работе
с источниками ионизирующих излучений,
но по условиям проживания или размещения
рабочих мест могущие подвергаться воздействию
ионизирующих излучений; 
В — всё население.

    Биологические нарушения 
при однократном (до 4-х суток) 
облучении всего тела человека
Начало проявления
первичной реакции
Характер первичной 
реакции
Последствия облучения

Влияние неправительственных организаций на экологические стандарты

Международная организация по стандартизации

Международная организация по стандартизации (IOS) разрабатывает большое количество добровольных стандартов. Он охватывает 163 государства-члена и имеет широкий охват. Стандарты, установленные IOS, часто передавались в национальные стандарты разными странами. Около 363 000 компаний и организаций по всему миру имеют сертификат ISO 14001 , стандарт экологического менеджмента, созданный для улучшения экологических показателей организации и юридических аспектов, а также достижения экологических целей. Большинство национальных и международных стандартов экологического менеджмента включают серию ISO 14000. В свете Целей устойчивого развития ООН , ИСО определила несколько семейств стандартов, которые помогают достичь ЦУР 13, которая сосредоточена на действиях в области климата для глобального потепления .

Гринпис

Гринпис — популярная неправительственная организация, занимающаяся вопросами биоразнообразия и окружающей среды. Их деятельность оказала огромное влияние на экологию во всем мире

Гринпис привлекает внимание общественности и побуждает правительства или компании адаптировать и устанавливать экологические стандарты посредством действий, фиксирующих особые экологические проблемы. Их основное внимание уделяется лесам, морю, изменению климата и токсичным химическим веществам

Например, организация установила стандарт в отношении токсичных химикатов вместе с текстильной отраслью, создав концепцию 2020 года, согласно которой к 2020 году планируется исключить все токсичные химические вещества из текстильного производства.

Всемирный фонд дикой природы

Всемирный фонд дикой природы (WWF) фокусируется на том , чтобы произвести максимальный урожай в сельском хозяйстве при одновременном сохранении биоразнообразия. Они пытаются обучать, защищать и добиваться изменений в политике и стимулов для достижения этих целей.

36.Ответ. Технологические нормативы охраны окружающей среды, их общая характеристика и отраслевые различия.

Технологические
нормативы
включают:
предельно допустимый вы­брос вредных
веществ в атмосферу, предельно допустимый
загрязняющих веществ в водоемы и
предельно допустимое количество
сжигаемого топлива.

Такие
нормативы имеют разные величины для
разных предприятий и производств,
отличающихся профилем работы, объемом
и характером загряз­нений, климатическими
особенностями, исходной характеристикой
элементов природной среды района
размещения промплощадки. С помощью этих
норма­тивов лимитируются отходы и
выбросы, производимые в результате
осуществ­ления отдельных видов работ
на предприятиях, шумовое загрязнение
воздуш­ной среды, расход топлива и
пр. В то же время данные нормативы,
характери­зуя предельно допустимое
количество загрязнений, поступающих в
окружаю­щую среду в зоне расположения
источников, оборудованных системами
обез­вреживания, не позволяют дать
оценку самим системам обезвреживания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector