Государственная экологическая экспертиза

В каких случаях проводится

Организации обязаны принимать данную меру, если они в ходе своей деятельности оказывают негативное влияние на окружающую среду, т. е. используют природные ресурсы, выбрасывают вредные отходы. Основные цели, для достижения которых может быть инициировано проведение этой процедуры, выглядят следующим образом:

  • защита окружающей среды;
  • обеспечение безопасности животного и растительного мира;
  • предотвращение загрязнения планеты;
  • минимизация (нейтрализация) воздействия загрязняющих факторов;
  • сохранение природных ресурсов.

Во всех этих случаях проведение мероприятия является обязательным. Игнорирование этого законодательного требования чревато начислением штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

«Об экологической экспертизе»

Первое официальное опубликование: «Собрание законодательства РФ», N 48, ст. 4556, 27.11.1995Шифр: 174-ФЗДействует с 30.11.1995Редакция действует с 28.08.2020Скачать файл: ntd-147-20201028-224023.pdf (1.32МБ)Дата внесения: 16.11.2014Дата изменения: 28.10.2020

Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.

« все документы

Особенности общественных экологических экспертиз

Как уже говорилось выше, общественные экспертизы имеют целый ряд ограничений. Так, законодательство строго регулирует порядок их организации и проведения

Кроме того, для проведения таковых экспертиз важно также и состояние проверяемого объекта. Так, запрещается проведение общественных экспертиз на объектах в случаях, когда:

  • Таковой объект уже дважды подвергался общественной экологической экспертизе;
  • Устав организации не демонстрирует соответствия выдвигаемым требованиям, а именно – не отражает заинтересованность организации в принципах природоохраны;
  • Если общественная организация требующая таковой экспертизы не может обеспечить необходимые условия её проведения;
  • В случае обращения незарегистрированной общественной организации;
  • В ситуациях, когда объект экологической экспертизы содержит в себе охраняемую законом тайну.

Важный факт

Подвергаться общественной экологической экспертизе объекты и проекты могут в полном масштабе как до проведения госэкспертизы, так и параллельно с таковым исследованием либо после него при соблюдении установленных ограничений.

При этом проведение общественных экспертиз должно сопровождаться участием экспертов, каковые соответствуют установленным законодательством требованиям. Также, организаторы общественных исследований должны в обязательном порядке получить государственную регистрацию заявления о проведении таковых экспертиз и уведомить населения о ведении экспертизы, её целях и последующих результатах. Финансирование общественных исследований за счёт государственных средств не проводится. В случае, если общественную экологическую экспертизу изъявят желание провести несколько различных организаций, они могут провести одно исследование вместо нескольких в комиссионном формате.

Обязанности специалиста

Эксперт должен:

  1. Выполнять полный, всесторонний, комплексный и объективный анализ материалов, применяя передовые научно-технические достижения.
  2. Определять соответствие документации нормативным и нормативно-техническим актам, принятым на региональном и федеральном уровнях в сфере охраны природы, давать заключения по ней.
  3. Выполнять предписания законодательства, регламентирующего проведение экспертизы.
  4. Соблюдать сроки и порядок выполнения проверки, установленные федеральным исполнительным органом.
  5. Обеспечивать обоснованность и объективность выводов, сформулированных в экспертном заключении.
  6. Участвовать в подготовке обоснований учета заключений общественной экспертизы, аргументированных предложений, поступивших от общественных объединений и граждан, по экологическим аспектам деятельности, подлежащей экспертизе.
  7. Обеспечивать сохранность документации и других материалов, конфиденциальность информации, представленной на проверку.

Объекты государственной экспертизы

Со стороны государства процесс экологических аудитов регламентирован нормативно-правовыми актами, где определены объекты, подвергаемые сертификации. Порядок и список зависят от уровня, присвоенного объекту:

  • федеральный;
  • региональный.

Название уровня отражает масштаб действия требований к проведению экспертизы. В зависимости от уровня проверка управляется федеральным ведомством (Росприроднадзор) или местными властями.

Федеральный уровень

Объектам государственной важности присваивается федеральный уровень. Экспертиза на федеральном уровне проводится экспертами Росприроднадзора, объектами или видами деятельности выступают:

  • строительство;
  • выпуск новых видов техники;
  • работа на охраняемых природных объектах;
  • деятельность на Байкале;
  • работа с отходами.

При изменении условий, действовавших при получении сертификата, объект или деятельность подвергаются повторной экспертизе. Изменения, после которых необходимо повторение процедуры: обновление документации, истечение срока действия сертификата, доработка по результатам предыдущей проверки.

Региональный уровень

Региональный уровень различается с федеральным списком, по которому проводится экспертиза. Перечень не включает объекты федерального масштаба (деятельность на Байкале, например), работу с отходами всех классов. Местные органы власти, имеющие право осуществлять экологическую экспертизу, оценивают объекты или деятельность регионального значения.

Анализируемые показатели и методы проверки

Исследование объектов или отдельных видов деятельности по требованиям безопасности в области экологии включает ряд показателей. По свойствам показатели делятся на 3 группы:

  • физические;
  • химические;
  • биологические.

Среди направлений аудита физических показателей выделяются: радиационный фон, уровни шума, вибрации, электромагнитные излучения, освещенность. Лабораторным способом определяется химический состав окружающей среды: вредные испарения, взаимодействия элементов, загрязнения. В биологической части исследования определяется наличие бактерий, грибков, болезней, других опасностей биологического характера.

В качестве методов исследования используются инструменты, лабораторные опыты, изучение документации, интервьюирование сотрудников, групповое обсуждение.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Проекты нормативно‑технических и инструктивно‑методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  2. Проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.
  3. Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  4. Вышеуказанные объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня (п.1-п.3) и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы в случаях:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и(или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

А) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным под п.п.1, 2, в том числе для повторного рассмотрения

Документация, подлежащая государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня в объеме, который определен в установленном законодательством порядке, и содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

Б) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в п.3 в том числе для повторного рассмотрения

Документация, подлежащая государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня и содержащая материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, на соответствующую особо охраняемую природную территорию.

II. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. Учредительные документы, содержащие полномочия представлять интересы заявителя (для руководителей юридических лиц).Доверенность с правом подачи и получения документов, составленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.
  2. Договор, содержащий указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при получении государственной услуги, решение собрания.

III. Документы, представляемые заявителем по собственной инициативе:

А) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в п., п.1, 2 раздела I, в том числе для повторного рассмотрения

  1. Положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
  2. Заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами.
  3. Заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения.
  4. Материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных уполномоченными органами государственной власти Санкт‑Петербурга.

Б) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в п.3 раздела I, в том числе для повторного рассмотрения

  1. Заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения.
  2. Материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных уполномоченными органами государственной власти Санкт‑Петербурга.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Объекты

На федеральном и региональном уровнях общественная экологическая экспертиза проводится только в отношении:

  1. Проектов нормативно-технической и инструктивно-методической документации в сфере охраны природы, утверждаемой органами госвласти РФ.
  2. Материалов обоснования лицензий на ведение деятельности отдельных видов, негативно влияющих на состояние окружающей среды, в соответствии с нормами, регламентирующими использование атомной энергии.
  3. Проектов целевых программ, в рамках которых предусмотрены строительство и эксплуатация объектов, оказывающих воздействие на природу, в части их размещения.
  4. Материалов комплексной экологической проверки участков местности, обосновывающих наделение этих территорий статусом особо охраняемых зон, зон экологического бедствия либо экологической ситуации чрезвычайного характера.
  5. Проектов соглашений о разделе продукции.
  6. Материалов, обосновывающих преобразование природного заповедника в национальный парк.

  • по реконструкции, строительству объектов на особо охраняемых территориях, в том числе относящихся к сфере обороны и безопасности, особо опасных, уникальных, технически сложных объектов;
  • объектов, предназначенных для обезвреживания/размещения отходов 1-5 кл. опасности, в том числе по выводу их из эксплуатации;
  • рекультивации почвы, нарушенной при размещении отходов указанных выше классов, а также земель, не предназначенных для их размещения, но использованных в этих целях;
  • по ликвидации выработок с использованием производственных отходов черной металлургии 4-5 кл. опасности.

Иерархические уровни экологической экспертизы

Поскольку главной задачей экологической экспертизы служит это установление соответствия запланированной деятельности человека экологическим нормативам и целям охраны природы, в ее результатах однозначно должно быть заинтересовано все общество в целом.

В интересах всех граждан предупреждение возможных неблагоприятных воздействий непродуманной деятельности на объекты окружающей природной среды и недопущение возможных негативных последствий для общества из-за нарушения ее качества. Однако осознание общечеловеческих потребностей (как в данном случае, потребности в гигиенически благоприятной среде обитания) хотя и имеет место в нынешних условиях экологического сознания, но, как правило, находится на втором плане в сравнении с непосредственными экономическими вопросами, в первую очередь, возможностью максимизировать прибыль, личным обогащением и удовлетворением собственных потребностей в ущерб потребностям (в том числе экологическим) других.

Поскольку переделать общественное сознание даже путем развития экологического образования весьма трудно и полностью вряд ли возможно, уже в наши дни необходимо организовать минимум двухступенчатую систему экологической экспертизы, для предупреждения прохождения в стадию практической реализации заведомо вредных проектов.

Замечание 1

Это особенно важно, поскольку нередко государство (призванное удовлетворять интересы всех слоев общества) и производство нередко по-разному оценивают выгоды и издержки одних и тех же проектов, ставя во главу угла разные факторы. Поэтому современная экологическая экспертиза подразделяется на государственную и общественную

Поэтому современная экологическая экспертиза подразделяется на государственную и общественную.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Федеральный закон об экологической экспертизе в 2020 году

Был разработан проект, уточняющий требования, предусмотренные
Федеральным законом от 27 июля 2014 года, которые направлены на
совершенствование производственного экологического контроля на промышленных
предприятиях благодаря внедрению автоматических средств измерения и, кроме
того, совершенствование ГЭЭ.

I. Сокращение
термина проведения ГЭЭ до двух месяцев.

II. Должны
быть установлены переходные положения в ФЗ № 219 в части, где речь идёт о
проведении экспертизы объектов первой категории.

III. Уточнение
объекта экспертизы в части проектных документов на буровые скважины.

IV. Уточнение
положений ФЗ № 219, которые предусматривают оснащение стационарных источников
средствами автоматического контроля.

Публичное обсуждение было закончено 6 февраля 2018 года.

Общественная экологическая экспертиза и порядок ее проведения.

Общественная
ЭЭ пров-ся общественными организациями.
Лицензирование данного вида деят-сти
не треб-ся. Достаточно, чтобы в уставе
общественной организации был предусмотрен
такой вид деят-сти, как охрана ОС.
Общественная ЭЭ мб проведена либо до,
либо одновременно с гос-ной ЭЭ.

Порядок
проведения:


общественная организация обязана подать
заявление о провед. ЭЭ в орган МСУ, кот-ый
в 7-дневный срок либо регистр. заявл-е,
либо отказывает в регистр. Если в
7-дневный срок отказ не вынесен, считается,
что заявление зареги-но.


Общ-ная организация проводит ЭЭ своими
силами и ср-вами.


По результатам ЭЭ выносится заключ-е,
кот-е направл-ся в гос-ный орг. исп-ной
власти, осуществляющий гос-ную ЭЭ.


Заключение общественной ЭЭ приобрет.
силу только после утверждения его ОГВ.

Если
в отнош. О-кта есть гос-ное заключение
об ЭЭ, то общественное заключ-е не
утверждается.

Объект
– документация.

Этапы экологической экспертизы и заключение по проекту

  • Подготовительный этап устанавливает полноту предоставленной по объекту документации, соответствие нормам Минприроды РФ;
  • Основной этап направлен на изучение и анализ предоставленных документов, установление соответствия требованиям законодательства, оптимальность по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;
  • Заключительный этап производит обобщение и подведение итогов по оценки объекта, составление заключения по проведенным мероприятиям.

Сводное заключение по объекту оценки включает в себя следующие разделы:

  • Вводную часть – состав комиссии, перечень входной документации;
  • Историю проекта;
  • Характеристики проекта и его альтернатив;
  • Аналитическую часть по анализу соответствия документации;
  • Результирующую часть – замечания и предложения;
  • Выводы и рекомендации.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector