Декларация пожарной безопасности

Особенности процесса оформления декларации

Декларирование производства — чрезвычайно ответственная работа, которая требует высокой квалификации и обширного опыта в этом вопросе. Поэтому, чаще всего, документ составляется специальной коммерческой организацией, которая также оформляет другие проектные документы по промышленному объекту. Сотрудники таких организаций ответственно подходят к заполнению и знают, к чему именно могут придраться контролирующие органы.

Руководству производственного объекта необходимо будет в полной мере передать всю информацию сотрудникам такой организации. К обязательным сведениям относят:

  • наименование организации заказчика;
  • полное описание производственного объекта, включая технологические особенности;
  • информация о количестве работников;
  • информация об авариях и чрезвычайных ситуациях, которые уже случались на объекте;
  • перечень используемых в производстве веществ (как пример).

Важно! Чем полнее будет предоставленная информация, тем легче будет составить бумагу. Все сведения должны быть полными и верными

ДЕКЛАРАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Настоящая декларация составлена в отношении                                            
                (Функциональное назначение;
                                                         
(полное наименование объекта защиты)
Собственник объекта защиты                                                  
          (Указываются организационно-правовая форма
                                                         
юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица,
                                                         
индивидуального предпринимателя, являющегося собственником объекта защиты или лицом, владеющим
                                                         
объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании,
                                                         
предусмотренном федеральным законом или договором)
Основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица                          
Идентификационный номер налогоплательщика                                            
Место нахождения объекта защиты                                                
            (Указывается адрес объекта защиты)

Почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического (физического) лица (при наличии), которому принадлежит объект защиты

Сведения о вводе объекта защиты в эксплуатацию, проведении реконструкции, капитального ремонта, изменении класса функциональной пожарной опасности (для объектов защиты, введенных в эксплуатацию)

(дата ввода объекта защиты в эксплуатацию, проведения реконструкции, капитального ремонта,
изменения класса функциональной пожарной опасности и объем проведенных работ по
реконструкции, капитальному ремонту, а также реквизиты документов, на основании которых
проводились соответствующие работы)
N п/п Наименование раздела
1. Характеристика объекта защиты
Наименование параметра Значение параметра
1.1 Степень огнестойкости  
1.2 Класс конструктивной пожарной опасности  
1.3 Класс функциональной пожарной опасности  
1.4 Высота здания  
1.5 Площадь этажа в пределах пожарного отсека здания  
1.7 Объем здания  
1.8 Количество этажей  
1.9 Категория наружных установок по пожарной опасности, категория зданий, сооружений по пожарной и взрывопожарной опасности (указывается для зданий производственного или складского назначения  
1.10. Перечень и тип систем противопожарной защиты (системы противодымной защиты, пожарной сигнализации, пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией, внутренний и наружный противопожарные водопроводы)  
 
2. Оценка пожарного риска, проведенная на объекте защиты
(Заполняется, если проводился расчет пожарного риска. В разделе указываются расчетные значения пожарного риска, а также комплекс выполняемых дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска, в том числе перечень и тип систем противопожарной защиты)
 
3. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара
(Заполняется самостоятельно, исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся реквизиты документов страхования)
 
4. Сведения о выполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты
Наименование противопожарного мероприятия Реквизиты нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности, перечень статей (частей, пунктов) устанавливающих требования пожарной безопасности к объекту защиты Сведения о выполнении выполняется/ не выполняется
4.1 Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями    
4.2 Наружное противопожарное водоснабжение    
4.3 Проезды и подъезды для пожарной техники    
4.4 Конструктивные и объемно-планировочные решения, степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности    
4.5 Обеспечение безопасности людей при возникновении пожара, эвакуационные пути и выходы    
4.6 Обеспечение безопасности пожарно-спасательных подразделений при ликвидации пожара    
4.7 Системы противопожарной защиты (системы противодымной защиты, пожарной сигнализации, пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией, внутренний и наружный противопожарные водопроводы)    
4.8 Размещение, управление и взаимодействие оборудования противопожарной защиты с инженерными системами зданий и оборудованием, работа которого направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития    
4.9 Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты и противопожарный режим    

Настоящая декларация разработана

   
(фамилия, имя, отчество (при наличии)   (Подпись)
«___» _____________ 20__ г.    

М.П. (при наличии)

Изменение или обновление документа

Периодичность обновления не установлена, но есть ряд условий при которых документ придется переделывать, а именно:

  • В случае изменения содержащихся в ней сведений (например: смена собственника, изменения назначения здания или сооружения);
  • в случае изменения требований ПБ.

С первым как бы все ясно, но вот второе условие… Формально с каждым изменением нормативных документов по пожарной безопасности необходимо переделывать декларацию или вносить в нее изменения и заново ее направлять на регистрацию в органы государственного пожарного надзора. К примеру, в Правила противопожарного режима в Российской Федерации после 2012 года вносилось уже несколько изменений (17.02.2014, 23.06.2014, 06.03.2015, 10.11.2015, 06.04.2016). Специально умалчиваю о других документах, содержащих требования пожарной безопасности, в которые вносились изменения или принятых вновь (а их не мало). Искренне сомневаюсь, что кто-либо переделывал декларацию или вносил в нее изменения хотя бы пять раз. То есть нарушение за которое можно привлечь к ответственности есть у всех собственников и всегда.

Резюмируя изложенное можно сделать следующие выводы:

  1. Документ, который ни как не влияет на обеспечение пожарной безопасности здания или сооружения.
  2. Не нужна в практической деятельности и не интересна собственникам объекта.
  3. Нужна органам государственного пожарного надзора для учета объектов и планирования своей работы по их проверке, но при этом это ни как не афишируется.
  4. Документ который правильно может разработать не каждый, что дает постоянную возможность зарабатывать организациям, осуществляющем свою деятельность в области ПБ.
  5. Документ, наличие которого уже предусматривает административную ответственность, так как он чаще всего будет содержать требования пожарной безопасности, которые уже к моменту проверки изменились.

P.S. Не могу удержаться от комментариев относительно заявления отдельных должностных лиц государственного пожарного надзора относительно того, что декларации пожарной безопасности разработаны на 100% объектов. Тут ложь и правда “в одном флаконе”.

Огромные сомнения, что все собственники, в том числе проживающие за границей, подали декларации. Ложь заключается в том, что ряд деклараций пожарной безопасности были возвращены собственникам объектов без регистрации по причине того, что указаны не все (или не те) пункты нормативных документов, которые содержат требования пожарной безопасности. Но де-факто, декларации были составлены по установленной форме и направлены в органы государственного пожарного надзора в установленные сроки, а проверять должностным лицам государственного пожарного надзора полноту и достоверность сведений,  содержащихся в декларации пожарной безопасности, разрешено только в период проверки самого объекта, но ни как не при регистрации декларации. Собственники этих объектов не стали направлять декларации повторно, а просто сохранили письменные отказы в регистрации деклараций, которые подтверждают, что требование закона они выполнили.

Правда же заключается в том, что на 100% объектов предоставлены декларации пожарной безопасности, так как учет этих объектов и велся по этим декларациям. Сколько объектов указано в декларациях пожарной безопасности, столько и соответственно объектов с декларациями деклараций. Очень даже все логично.

Только вот резонный вопрос возникает: – Те объекты на которые не подали декларации пожарной безопасности МЧС России проверять не будет?

Преимущества и нюансы декларирования

Рассмотрим основные отличительные черты документации, оформленной на различные виды товаров.

Критерии

Декларация на отделочные материалы

Декларация на средства пожаротушения

Действующий норматив

ФЗ №123

ТР ЕАЭС 043

Заявитель

Резидент России

Резидент экономического союза

Срок и территория действия

До 3-х лет в РФ

До 5-ти лет в ЕАЭС

Ответственный за достоверность информации в разрешении

Уполномоченный орган, выдавший документ, и компания-заявитель

Предприятие-заявитель

В отличие от сертификата декларация оформляется только в обязательном порядке. Получив документ, предприниматель может быть уверен в безопасности продукции для потребителя и правильном применении материала из расчета его пожарного риска.

Регистрация декларации пожарной безопасности

На проверку и обработку полученного документа сотрудникам МЧС выделено 5 рабочих дней. При этом проверяется только соответствие заполнения документа законодательным требованиям. Достоверность внесенной в документ информации проверяется в ходе проверок на объекте.

Правильно заполненной декларации во время регистрации присваивается уникальный 15-значный номер, символы которого разбиваются на 3 части:

  • первые 8 цифр (2+3+3) – это коды населенного пункта, в пределах которого проведено (или планируется) соответствующее капстроительство, и соответствующего субъекта РФ. Когда объекты находятся одновременно в нескольких субъектах РФ, то в начальной части номеров их коды пишутся в колонку;
  • следующие 2 буквы – это индекс органа МЧС, ответственного за регистрацию документа;
  • оставшиеся 5 цифр – это порядковый номер непосредственно декларации в перечне.

Обратите внимание: части номера документа отделяются друг от друга тире, а группы цифр в первой его части – пробелами. Документы регистрируются по «сквозным» номерам, поэтому регистрировать их «задним числом» не получится

  • При правильном заполнении декларации после присвоения порядкового номера и внесения ее в реестр МЧС в течение 3 дней направляет декларанту 1 экземпляр документа приемлемым для обеих сторон способом.
  • При неправильном заполнении декларации МЧС отправляет ее обратно, перечисляя повлекшие отказ причины в письменном виде. После устранения несоответствий документ можно подавать на регистрацию заново.

Ответственные сотрудники МЧС формируют списки деклараций на бумаге и электронном виде. Они пополняются новыми данными в течение того же рабочего дня, когда документу был присвоен регистрационный номер. Ответственным за ведение реестра лицам разрешается вносить данные только в электронной форме при одновременном выполнении 2 условий:

  1. дубликат информации каждый день сохраняется на внешнем носителе (хранятся данные за последние 5 лет, точка отсчета нарастания годового итога – 1 января текущего календарного года);
  2. информация каждый месяц распечатывается и складируется в архиве (хранится 1 год, точка отсчета нарастания годового итога – 1 января текущего календарного года).

Кто утверждает декларацию промышленной безопасности?

87. Кто утверждает декларацию промышленной безопасности?А) Руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его заместители.Б) Руководитель экспертной организации, выполнившей экспертизу декларации промышленной безопасности.

В) Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Г) Руководитель эксплуатирующей организации совместно с территориальным органом Ростехнадзора.

88. Кто осуществляет ведение реестра деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов?

А) Ростехнадзор.Б) Государственная регистрационная палата.

В) Ростехнадзор совместно с МЧС России.

Г) Минстрой России.

89. При строительстве и реконструкции каких объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор?

А) При строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является модифицированной проектной документацией.Б) При строительстве любых объектов.

В) Только при строительстве объектов, которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации являются особо опасными, технически сложными или уникальными.

Г) Только при строительстве объектов, общая площадь которых оставляет более 1500 м2.

90. Какой экспертизе подлежит декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта?

А) Экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.Б) Государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.В) Никакую экспертизу декларация промышленной безопасности проходить не должна.Г) Экологической экспертизе в установленном порядке.

91. Какой экспертизе подлежит декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на реконструкцию опасного производственного объекта?

А) Экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.

Б) Государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В) Государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и экспертизе промышленной безопасности в соответствии с законодательством о промышленной безопасности.Г) Экологической экспертизе в установленном порядке.

Основы промышленной безопасности

Г) декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Поделитесь с Вашими друзьями:

103. Что является результатом государственной экспертизы проектной документации особо опасных и технически сложных объектов?А) Отчет, утвержденный руководителем организации, проводящей экспертизу.

Б) Заключение, подписанное государственными экспертами, участвовавшими в проведении экспертизы и утвержденное руководителем организации по проведению государственной экспертизы или его полномочным представителем.

В) Заключение экспертизы, утвержденное Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.Г) Заключение экспертизы, составленное и подписанное государственными экспертами.

104. Что является основанием для включения опасных производственных объектов II класса опасности в ежегодный план проведения плановых проверок?

А) Истечение трех лет со дня принятия объекта в эксплуатацию.

Б) Истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки.

В) Истечение двух лет с момента регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре.Г) Истечение пяти лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.

105. Кто устанавливает порядок осуществления постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах I класса опасности?

А) Президент Российской Федерации.

Б) Правительство Российской Федерации.

В) Федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности.Г) Субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления, на территории которых эксплуатируется опасный производственный объект.

Основы промышленной безопасности

Г) декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов

В документе содержатся результаты:

  1. Всесторонней и объективной оценки вероятности аварии и угрозы, связанной с ней, для персонала и граждан, находящихся на прилегающей территории.
  2. Анализа достаточности предпринятых мер предупреждения ЧС и обеспечения готовности предприятия к эксплуатации опасного объекта в соответствии с положениями правил и норм, а также к локализации и устранению последствий катастроф.
  3. Мероприятия, ориентированные на уменьшение вероятных негативных последствий при аварии.

Согласно указанным выше ФЗ, а также правительственным постановлением, созданы нормативные документы, определяющие требования, в соответствии с которыми предоставляется декларация безопасности опасного промышленного объекта. В этих актах также установлены сроки ее создания, правила оформления, перечень сведений, подлежащих обязательному включению. Нормативными актами определены правила, по которым выполняется экспертиза декларации безопасности промышленного объекта.

Особенности разработки и необходимая для нее документация

Разработкой документа занимается человек, который создает прочую управленческую документацию и ту, что касается промышленной безопасности ДПБ. Это может быть как отдельный специалист, так и учредитель. Чтобы разрабатывать декларацию, нужно понимать, как создается вся документация ОПО и как происходит технологический процесс, соблюдаются ли законодательные требования при производстве и выпуске той или иной обогатительной продукции. Всем делом должен заниматься грамотный квалифицированный специалист, который умеет определять нарушения и каким нормативным документам акт должен подлежать.

Чтобы разработать документ промбезопасности, в среднем нужно отдать около 110 000 рублей. Окончательная цена будет зависеть от того, какой размер предприятия, как происходит технологический процесс и с каким количеством опасных веществ работает организация.

Декларация ПБ особенности составления

На создание проектного документа отводится один месяц. Сроки зависят от того, с какой скоростью собираются необходимые документы, и какая полнота информации должна быть отражена в проекте. Чтобы разработать декларацию, специалист должен проанализировать большой комплекс документации, в частности все юридические данные, штатное расписание, состав штата с ситуационными планами расположения промышленного объекта. Ему нужно также проанализировать, как размещаются подразделения на промышленной площадке, узнать, были ли аварийные ситуации раньше и как они устранялись, изучить список тех веществ, которые используются в технологическом процессе, какие операции совершаются с опасными компонентами. Он должен предполагать, что может случиться и где.

Также разработчик запрашивает дополнительную информацию о том, как работает предприятие и как оно обеспечивает промышленную безопасность сотрудникам, в том числе собирает документацию об объекте, чтобы составить образец.

Внимание! За то, что специалист собирает и в итоге представляет в единой декларации, ответственен его руководитель

Для чего необходима декларация

О пожарной декларации в законе написано четко. Здесь говориться о том, что этот документ определяет оценку, которая соответствует правилам и требованиям ПБ с учетом нормативных рисков.

Получается так, что это официальное заявление собственника здания или сооружения о том, что он выполняет все требования ПБ в соответствии с допустимыми социально-экономическими условиями, которые определяют риски появления пожаров. Последние учитывают условия, при которых могут появиться жертвы среди людей. То есть риск – это граница, перейдя через которую, у собственника появляются крупные неприятности.

В самом начале, когда разрабатывалась первая декларация по пожарной безопасности, разработчики решили сделать ее в виде перечня требований, которые должны выполняться собственником зданий в плане эксплуатации. В принципе, идея неплохая. Получалось так, что у собственника всегда под рукой находится документ, который обозначает требования к пожарной безопасности конкретного здания. Любые попытки со стороны представителей Госпожнадзора предъявить другие требования, не принимались собственником, как законные.

Но, как показала практика, не все так просто. И в качестве примера разработчики привели ситуацию, связанную с градостроительными строениями. Последние с 2007 года не подлежат контролю со стороны Госпожнадзора. То есть они не входят в юрисдикцию МЧС. Получалось так, что объект есть, а над ним нет. Это усложнило не только пожарную обстановку, но и учетные мероприятия, связанные с возникновениями пожаров. Информацию строители не давали (были не обязаны), поэтому данные для надзора отсутствовали.

Форма декларации 2018 г.

Появление декларации о пожарной безопасности решило проблему на корню. Вновь вводимые здания и сооружения должны этот документ иметь обязательно. А в нем содержится вся требуемая для пожарных надзорных органов информация:

  • о самом объекте с указанием точного адреса;
  • о собственнике с точными контактными данными.

Это упростило мероприятия, проводимые в виде проверок на соответствие требованиям ПБ. При этом необходимо отметить, что отсутствие декларации не дает право собственникам объекта запускать его в эксплуатацию.

Наказание за отсутствие декларационной документации

Уголовной ответственности собственники за отсутствие декларации не подвергаются. А вот административной – да. Здесь не только предупреждения, но и денежные штрафы, которые соответствуют штрафам за несоблюдение требований ПБ.

К примеру, граждане – собственники недвижимого имущества штрафуются на сумму до 1500 руб. Индивидуальные предприниматели, а также руководители до 15000 руб. И юридические лица до 200000 руб.

Обратите внимание! Декларация никакого отношения к пожарной безопасности не имеет. Но ее отсутствие – серьезное нарушение законодательства

Имеется в виду, если предприятие находится в эксплуатации.

Штраф за отсутствие декларации

По сути, отсутствие этого документа – не что иное, как сокрытие информации, которая должна быть выдана надзорным органам по закону. Нарушили закон – получите штраф. При этом необходимо обозначить, что искаженная или неполная информация  – то же считается нарушением.

Правда, в этом случае штрафы немного ниже:

  • граждане оплатят до 300 руб.;
  • руководители до 500 руб.;
  • юридические лица до 5000 руб.

И один нюанс, который показывает всю сложность наличия или отсутствия документации. С одной стороны этот документ разрабатывается и регистрируется для того, чтобы пожарно-надзорным органам было легче проводить проверки. С другой стороны нигде в законе не написано, что отсутствие каким-то образом может стать причиной сдерживания проводимых проверок. Есть этот документ или его нет – без разницы. Представители Госпожнадзора все равно проверки будут проводить. Просто при его отсутствии собственник заплатит штраф.

Проверки будут проводиться даже без наличия декларации ПБ

Закон о промышленной безопасности ОПО

ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов определяет основы, которые обеспечивают эксплуатацию без риска. Закон направлен на профилактику аварий различного рода, готовность предприятия своевременно ликвидировать и локализовать последствия сложившейся ситуации.

Требования к эксплуатации опасного производственного объекта

К основным правилам эксплуатации ОПО относятся:

  • исправность оборудования;
  • наличие лицензии;
  • уведомление о чрезвычайной ситуации соответствующие органы;
  • укомплектованный штат;
  • контроль на производстве;
  • экспертиза промышленной безопасности помещений и оборудования;
  • вход посторонних на объекты запрещён;
  • хранение опасных веществ;
  • договор страхования граждан на случай причинения вреда после катастрофы по типовому образцу;
  • приостанавливать работу объекта;
  • правила безопасности химически опасных производственных объектов.

Требования промышленной безопасности при возникновении аварии на ОПО

Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых работают люди, используется оборудование, защищают целое производство от серьёзных неприятностей. При произошедших авариях комиссия проводит техническое расследование, но предварительно выполняются мероприятия:

ликвидировать последствия;

  • обеспечить средства оповещения и связи;
  • анализ предпосылок аварий.

При смертельно несчастном случае действия организации подпадают под положения Трудового кодекса. На ОПО создаётся комиссия, которая расследует причины случившихся происшествий, проводятся мероприятия:

  1. Тщательный осмотр и фиксация аварийного места, составление протокола.
  2. Вызов представителей МЧС.
  3. Оценка обстановки и ситуации.
  4. Фиксация любых нарушений производственного процесса.
  5. Проверка исправности оборудования на момент аварии.
  6. Средства защиты рабочих.
  7. Проверка квалификации участников.

Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности

Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов определяет федеральный орган, имеющий полномочия в этой области производства. За безопасную работу на опасных участках этот орган выполняет функции контроля и надзора. В его обязанности входят: согласование, координирование действий с соответствующим исполнительным учреждением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector