Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций

Введение (снятие) режима ЧС

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):

  • режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.

Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.

При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) Критерии введения режима ЧС Кто вводит ЧС
ЧС в лесах муниципального характера Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах регионального характера Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах межрегионального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства
ЧС в лесах федерального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

 Также читайте познавательный материал от МЧС России: 

  1. Методические рекомендации по действиям органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде
  2. Приказ МЧС России № 33 от 22.01.2013 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Существующие классификации чрезвычайных ситуаций

В настоящее время существует несколько классификаций чрезвычайных ситуаций. Исходя из характера причин ЧС, их можно разделить на две большие группы:

  • конфликтные;
  • бесконфликтные.

К первой группе относятся все виды ЧС, вызванные военными действиями, конфликты на религиозной и национальной почве, террористические акты, разгул преступности, революции, беспорядки и др. Это чрезвычайные ситуации, причиной которых являются деструктивные действия человека или конфликты между группами людей. К ЧС второго вида относятся аварии и катастрофы в промышленности и чрезвычайные ситуации природного характера, а также экологические бедствия.

Чрезвычайные ситуации бывают ненамеренными и намеренными. В последнем случае обычно идет речь о терактах.

Важнейшим фактором, по которому классифицируется и оценивается чрезвычайная ситуация, является ее масштаб и размер ущерба, нанесенного ЧС. Здесь оцениваются последствия чрезвычайных ситуаций: величина очага поражения, потери среди населения, ущерб, нанесенный инфраструктуре и окружающей среде. Данный аспект очень важен для планирования и проведения аварийно-спасательных и других работ.

Чрезвычайные происшествия природного характера и способы оповещения в них

Исходя из классификации по степени ущерба, ЧС бывают:

  • Локального характера. В этом случае зона ЧС не выходит за территорию объекта, где случилось происшествие. Число погибших не превышает десяти человек, а ущерб – 100 тыс. рублей;
  • Муниципального характера. Зона ЧС не выходит за границы населенного пункта или же города федерального значения. Число пострадавших не превышает 50 человек, а размер ущерба – 5 млн рублей;
  • Межмуниципального характера. При такой чрезвычайной ситуации зона поражения распространяется на несколько населённых пунктов, количество пострадавших превышает 50 человек, а материальный ущерб составляет свыше 5 млн рублей;
  • Регионального характера. Число пострадавших свыше 50, но не более 500 человек, а размер ущерба – больше 5 млн рублей, но не превышает 500 млн рублей. При этом чрезвычайная ситуация не выходит за границы одного субъекта РФ;
  • Межрегионального характера. В этом случае зона ЧС затрагивает сразу несколько федеральных субъектов, количество пострадавших не более 500 человек, а размер ущерба не превышает 500 млн рублей;
  • Федерального характера. К этой группе относится чрезвычайная ситуация, в результате которой количество пострадавших превышает 500 человек либо размер материального ущерба составляет более 500 млн рублей.

Также чрезвычайные ситуации мирного времени классифицируются по характеру поражающего действия (фактор ЧС). Это момент очень важен, ибо именно природа источника ЧС определяет характер проведения аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий в зоне бедствия. Источник бедствия может быть:

  • тепловой;
  • механический;
  • биологический;
  • радиационный;
  • химический.

По природе возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на:

  • природные;
  • техногенные;
  • экологические;
  • социальные;
  • комбинированные.

По скорости развития событий чрезвычайные ситуации бывают:

  • внезапные – землетрясения, взрывы, транспортные аварии;
  • стремительные – пожары, выбросы радиоактивных или отравляющих веществ;
  • умеренные – наводнения, извержения вулканов.

Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ

Аварийно-спасательные и
другие неотложные работы проводятся
одновременно, но имеют различное
содержание.

Аварийно-спасательные
работы —
это
действия по спасению людей, материальных
и культурных ценностей, защите природной
среды в зоне ЧС, локализации ЧС и
подавлению или доведению до минимально
возможного уровня воздействия характерных
для них опасных факторов.

Цель:
розыск
и деблокирование пострадавших, оказание
им первой медицинской помощи и эвакуация
из опасной зоны.АСР
в очагах поражения включают:

  • разведку маршрутов
    движения и участков работ;

  • локализацию
    и тушение пожаров на маршрутах движения
    и участках работ;

  • подавление
    или доведение до минимально возможного
    уровня возникших в результате ЧС вредных
    и опасных факторов, препятствующих
    ведению спасательных работ;

  • розыск
    пораженных и извлечение их из поврежденных
    и горящих зданий, загазованных,
    затопленных и задымленных помещений,
    завалов;

  • вскрытие
    разрушенных, поврежденных и заваленных
    ЗС и спасение находящихся в них людей;

  • подачу
    воздуха в заваленные ЗС с поврежденной
    фильтровенти-ляционной системой;

  • оказание первой
    медицинской и врачебной помощи
    пострадавшим и эвакуацию их в лечебные
    учреждения;

  • вывоз (вывод)
    населения из опасных мест в безопасные
    районы;

  • санитарную
    обработку людей, ветеринарную обработку
    с/х животных, дезактивацию и дегазацию
    техники, средств защиты и одежды,
    обеззараживание территорий и сооружений,
    продовольствия, воды и т.д.

Другие
неотложные работы —
это
деятельность по всестороннему обеспечению
аварийно-спасательных работ, оказанию
населению, пострадавшему в ЧС, медицинской
и других видов помощи, созданию условий,
минимально необходимых для сохранения
жизни и здоровья людей, поддержания их
работос-пособности.ДНР
в очагах поражения включают:

  • прокладывание
    колонных путей и устройство проходов
    в завалах и на зараженных участках;

  • локализацию
    аварий на газовых, энергетических,
    водопроводных, канализационных и
    технологических сетях в целях создания
    условий для проведения спасательных
    работ;

  • укрепление
    или обрушение конструкций зданий и
    сооружений, угрожающих обвалом или
    препятствующих безопасному проведению
    спасательных работ;

  • ремонт
    и восстановление поврежденных и
    разрушенных линий связи и
    коммунально-энергетических сетей в
    целях обеспечения спасательных работ;

  • обнаружение,
    обезвреживание и уничтожение
    неразорвавшихся боеприпасов в обычном
    снаряжении и других взрывоопасных
    предметов;

  • ремонт и
    восстановление поврежденных защитных
    сооружений;

  • санитарная очистка
    территории в зоне ЧС;

  • сбор материальных
    ценностей;

  • создание условий,
    минимально необходимых для сохранения
    жизни и здоровья людей.

ФЗ «Об
аварийно-спасательных службах …»
устанавливает ряд важных принципов в
деятельности аварийно-спасательных
служб и формирований: приоритетность
задач по спасению жизни и сохранению
здоровья людям, оказавшимся в опасности;
единоначалие руководства; оправданность
риска и обеспечение безопасности при
проведении АСДНР; постоянная готовность
аварийно-спасательных служб и формирований
к ликвидации ЧС.

В соответствии с
Положением о РС ЧС руководство работами
по ликвидации ЧС является одной из
основных обязанностей КЧС ПБ органов
исполнительной власти субъектов РФ,
местного самоуправления, предприятий
и организаций.

Тем же законом
определено, что руководители
аварийно-спасательных служб и
формирований, прибывшие в зону ЧС
первыми, принимают на себя полномочия
руководителя
ликвидации чрезвычайной ситуации

(РЛЧС), установленные в соответствии с
Законодательством РФ.

Никто не вправе
вмешиваться в деятельность РЛЧС, иначе
как отстранив его в установленном
порядке от исполнения обязанностей и
приняв обязанности на себя или назначив
другое должностное лицо. Его решения
по руководству работами в зоне ЧС
являются обязательными для граждан и
организаций, находящихся там.

Одновременно с
аварийно-спасательными работами
начинаются работы по восстанов­лению
функционирования объектов экономики.

Управление РСЧС

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Постоянно действующие органы

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.

Органы повседневного управления

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Пожар считается ликвидированным если. Отличие понятий о локализации пожара и его ликвидации. При объемном тушении пеной РТП должен определить

ФЗ №69, ст. 1 определяет, что понимается под локализацией пожара: мероприятия, которые предупреждают увеличение огня, создают благоприятные условия для ликвидации. Однако локализация пожара – это уменьшение площади горения, устранение серьезных последствий. Пожар — горение, которое не контролируется и в силах причинить вред, в том числе для жизни, здоровья человека.

При локализации пожара, огонь начинает контролироваться. Устранение возгорания включает две фазы: одна из них до начала устранения, а вторая после. Вторая фаза начинается, когда пожар взят под контроль и ограничен в своих пределах. Локализация и ликвидация пожара неразрывны, эти стадии следуют четко одна за другой.

Практики считают вопрос локализации огня одним из самых важных. Для быстрого качественного устранения пламени требуется грамотный подход, особые умения участников команды.

Любое возгорание имеет много особенностей, которые должны пониматься при распределении сил и средств, необходимо применять определенные способы действий. Каждая группа объектов имеет свои особенности и локализация пожара и определение фронта пламени будет в каждом конкретном случае иными.

Этот процесс обязательно наступательный, который должен очень быстро, правильно использовать эффективную работу средств тушения.

Итак, рассмотрим, что такое локализация пожара на примере:

Допустим происходит активное возгорание внутри здания, которое имеет большую площадь. Тогда стволы подают на весь путь огня к очагам. Если игнорировать очаг горения, то ствольщики не достигнут возможного рубежа, тогда предотвратить увеличение пламени станет невозможным. Подавая 2-3 ствола в очаг поражения, группа сможет понять есть ли необходимость в стволах еще.

Распространение пожара

Основой локализации считают проведение правильной , если нужно, то вскрыть, разобрать конструкцию, дать стволы к самым опасным местам. Когда опасность продвижения огня в пустоты становится явной, тогда начинают подавать пену.

Если присутствует сильный ветер, предпочтительно сначала стволы подать для возможности держать, а после остановить пламя. Такой прием используется, чтобы пламя не имело возможности увеличиваться при ветре, избежать плотного задымления с подветренной стороны.

Основа мер устранения огня:

  1. Защитить конструкции;
  2. Остудить аппараты, коммуникации;
  3. Снизить излучения тепла горящего факела газа.

Такие действия предупреждают взрыв и перегрев конструкций. Ветер разнесет горящие части деревянных элементов.

Если пожар произошел в селе или на складе пиломатериалов, то такие частицы распространят огонь на расстояние до 1 км от источника. Чтобы избежать воспламенения стволы подают к путям продвижения пламени.

При недостаточности сил, или малом количестве воды, организуется разборка строений, создаются вытяжные проемы.

Локализация пожара в лесу

При локализации лесного возгорания создаются специальные минерализованные полосы, препятствующие движению огня. Это помогает остановить огонь и устранить его. Для устранения лесного возгорания используются природные или иные преграды, например, болото, дорога.

Минерализованная полоса прокладывается шириной до 3 м, а при локализации в лесостепи или в разреженных древостоев до 15 м. Такие полосы делают руками внедряя различную технику, например, бульдозер. Также используют химические растворы, которые способны задерживать пламя.

Еще применяют способ отжига. Чтобы выполнить локализацию, такая полоса должна быть проложена по всей кромке огня, таким образом создается замкнутый контур.

Ответственность и профессионализм наше кредо!

Устранение последствий пожара своими силами может стать дополнительным стрессом. Ведь для этого потребуется не только много времени, сил и средств, но и эмоционального напряжения. К тому же, дышать продуктами горения очень опасно для здоровья.

Типы чс социального характера.

ЧС социального
характера
 –
это обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате опасного
социального явления, которое повлекло
в результате человеческие жертвы, ущерб
здоровью, имуществу или окружающей
среды. 

Причиной

становятся обычно социальные, религиозные,
политические или другие социальные
противоречия, сложившиеся на определенной
территории. Такие противоречия могут
вылиться в столкновения, вооруженные
конфликты, беспорядки и другие ситуации,
способные повлечь за собой гибель людей,
угрозу их здоровью, материальный ущерб.
Чрезвычайные ситуации социального
характера могут нанести ущерб окружающей
среде, экологической обстановке, повлечь
нарушение жизнедеятельности населения.

Отправной точкой
таких ЧС могут быть:

• безработица;

• инфляция;

• террористические
акты;

• национализм;

• кризисы в
правительстве;

• продовольственные
проблемы;

• низкий уровень
социально-бытовой обеспеченности;

• коррупция;

• другие.

Все ЧС социального
характера разделяют на собственно
социальные и военные.

Собственно
социальные могут быть направлены на:

• здоровье человека.
Сюда входят: нарушения психики (суицид,
деятельность зомбирующих организаций,
социальные болезни (СПИД и т.п.), воздействие
веществ (наркомания и т.п);

• самого человека
(психическое, физическое). Психическое
воздействие — это шантаж, любого рода
мошенничество. Физическое — захват
заложников, бандитизм, террор,
изнасилования;

• группы людей.
Бедность, безработица относится к
экономически-социальным факторам,
конфликты между группами людей — к
социально-политическим. Сюда же входят
демографические опасности, связанные
с изменением политического строя,
экологической обстановки.

ЧС социального
характера военного типа разделяются
на ситуации, связанные с применением
обычного, ядерного или новейшего оружия
(например, лучевого или генетического).

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:• изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
• сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
• разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
• планирование действий органов управления и сил единой системы, организация их подготовки и обеспечение деятельности; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
• пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
• руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
• осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
• проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
• ведение статистической отчётности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также в разработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:• усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
• введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления; непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приёмах и способах защиты от них;
• принятие оперативных мер но предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
• уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов; приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайную ситуацию, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
• восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:• непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
• оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
• проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• организация работ но ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
• непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по её ликвидации;
• организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
• проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

Следующая страница Ликвидация чрезвычайных ситуаций

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

К механизмам государственного регулирования промышленной безопасности, возмещения ущерба, обусловленного авариями и катастрофами на опасных промышленных объектах, относятся различные формы государственной компенсации, самострахование объектов, различные формы финансовых гарантий. Наиболее широко применяемым механизмом возмещения ущерба во всем мире, а в последнее время и в России является страхование.

Цель этого страхования — повышение промышленной безопасности путем использования экономического механизма компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью, имуществу и природной среде в результате аварий при эксплуатации опасных производственных объектов, а также защита имущественных интересов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на случай таких аварий.

Для предприятий (страхователей) страхование ответственности создает:

  • финансовый резерв для ликвидации последствий аварий и возмещения ущерба пострадавшим гражданам и организациям, а также юридическую поддержку по претензиям и искам (страховая компания отклоняет неправомерные претензии к страхователю и оплачивает лишь действительные убытки);
  • финансирование при отсутствии страховых случаев превентивных мероприятий, направленных на повышение безопасности и противоаварийной устойчивости объекта.

Для населения (или третьих лиц, потерпевших в результате аварии) страхование — гарантия прав на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу, в том числе, косвенно, на компенсацию за экономический ущерб от аварии.

Для органов власти и управления страхование ответственности дает финансовый резерв для ликвидации последствий аварии и возмещения ущерба пострадавшим гражданам и организациям, а также контроль со стороны страховой компании за безопасностью и противоаварийной устойчивостью объекта страхования (страховой компании невыгодны аварии и она будет предпринимать все меры, чтобы их предотвратить).

Максимальный размер возмещения (страховая сумма), выплачиваемый при страховом случае, — 70 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для опасных производств, если на нем получаются, перерабатываются, хранятся, транспортируются или уничтожаются опасные вещества; 1 тыс. МРОТ — для иного опасного производства.

Несмотря на государственное значение данного вида страхования, темпы его реализации недостаточно высоки и возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций в настоящее время по-прежнему в значительной степени осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector