Причины аварий с выбросом радиоактивных веществ

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Не пошли по пути конкретизации

Пандемия коронавируса, которой раньше не посвятили бы столько внимания, также попала в учебник ОБЖ: в главе о здоровье рассказано о карантине, обсервации, экстренной профилактике, обеззараживании эпидемических очагов инфекции. В качестве одного из самых распространенных инфекционных заболеваний приводится грипп, а коронавирус — хотя и не назван напрямую — но нарисован. Примеры и в этой главе очень современные: ученикам предлагается найти песню группы Bee Gees Stayin’ Alive, темп которой совпадает с рекомендуемым темпам проведения сердечно-легочной реанимации. Указывается, что в США и Европе под эту песню часто тренируются на занятиях по первой помощи.

Юлия Шойгу считает, что в новом учебнике они с коллегами максимально широко представили спектр опасностей, которые подстерегают человека в современном мире.

По словам главы ЦЭПП МЧС РФ, особенно аккуратно приходилось касаться тем, связанных с проявлением конфликтов и насилия.

Новое учебное пособие сейчас проходит экспертизу в образовательном ведомстве, но главной его экспертизой, по мнению составителей, будет сама жизнь.

Особенности радиационной защиты населения

Мероприятия радиационной защиты, как правило, осуществляются заблаговременно, а в случае возникновения радиационных аварий, при обнаружении локальных радиоактивных загрязнений — в оперативном порядке.

В превентивном порядке проводятся следующие мероприятия радиационной защиты:
 

  • разрабатываются и внедряются режимы радиационной безопасности
     
  • создаются и эксплуатируются системы радиационного контроля за радиационной обстановкой на территориях атомных станций, в зонах наблюдения и санитарно-защитных зонах этих станций;
     
  • разрабатываются планы действий по предупреждению и ликвидации радиационных аварий;
     
  • накапливаются и содержатся в готовности средства индивидуальной защиты, йодной профилактики и дезактивации;
     
  • поддерживаются в готовности к применению защитные сооружения на территории АЭС, противорадиационные укрытия в населенных пунктах вблизи атомных станций;
     
  • проводятся подготовка населения к действиям в условиях радиационных аварий, профессиональная подготовка персонала радиационно опасных объектов, личного состава аварийно-спасательных сил и др.
     

К мероприятиям, способам и средствам, обеспечивающим защиту населения от радиационного воздействия при радиационной аварии, относятся:
 

  обнаружение факта радиационной аварии и оповещение о ней;

  • выявление радиационной обстановки в районе аварии;
  • организация радиационного контроля;
  • установление и поддержание режима радиационной безопасности;
  • проведение при необходимости на ранней стадии аварии йодной профилактики населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий аварии;
  • обеспечение населения, персонала, участников ликвидации последствий аварии необходимыми средствами индивидуальной защиты и использование этих средств;
  • укрытие населения в убежищах и противорадиационных укрытиях;
  • санитарная обработка;
  • дезактивация аварийного объекта, других объектов, технических средств и др
  • эвакуация или отселение населения из зон, в которых уровень загрязнения или дозы облучения превышают допустимые для проживания населения.

Выявление радиационной обстановки проводится для определения масштабов аварии, установления размеров зон радиоактивного загрязнения, мощности дозы и уровня радиоактивного загрязнения в зонах оптимальных маршрутов движения людей, транспорта, а также определения возможных маршрутов эвакуации населения и сельскохозяйственных животных.

Радиационный контроль в условиях радиационной аварии проводится с целью соблюдения допустимого времени пребывания людей в зоне аварии, контроля доз облучения и уровней радиоактивного загрязнения.

Режим радиационной безопасности обеспечивается установлением особого порядка доступа в зону аварии, зонированием района аварии; проведением аварийно-спасательных работ, осуществлением радиационного контроля в зонах и на выходе в «чистую” зону и др.

Использование средств индивидуальной защиты заключается в применении изолирующих средств защиты кожи (защитные комплекты), а также средств защиты органов дыхания и зрения (ватно-марлевые повязки, различные типы респираторов, фильтрующие и изолирующие противогазы, защитные очки и др.). Они защищают человека в основном от внутреннего облучения.

Для защиты щитовидной железывзрослых и детей от воздействия радиоактивных изотопов йода на ранней стадии аварии проводится йодная профилактика. Она заключается в приеме стабильного йода, в основном йодистого калия, который принимают в таблетках в следующих дозах: детям от двух лет и старше, а также взрослым по 0,125 г, до двух лет по 0,04 г., прием внутрь после еды вместе с киселем, чаем, водой 1 раз в день в течение 7 суток. Раствор йода водно-спиртовой (5%-ная настойка йода) показан детям от двух лет и старше, а также взрослым по 3–5 капель на стакан молока или воды в течение 7 суток. Детям до двух лет дают 1–2 капли на 100 мл молока или питательной смеси в течение 7 суток.

Максимальный защитный эффект (снижение дозы облучения примерно в 100 раз) достигается при предварительном и одновременном с поступлением радиоактивного йода приеме его стабильного аналога. Защитный эффект препарата значительно снижается при его приеме более чем через два часа после начала облучения. Однако и в этом случае происходит эффективная защита от облучения при повторных поступлениях радиоактивного йода.

Защиту от внешнего облучения могут обеспечить только защитные сооружения, которые должны оснащаться фильтрами-поглотителями радионуклидов йода. Временные укрытия населения до проведения эвакуации могут обеспечить практически любые герметизированные помещения.

Поиск ответа

Вопрос № 306308

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Источник статьи: http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE

Самые масштабные катастрофы в мировой истории

За время существования человечества произошло немало техногенных катастроф.

США

Одна из значительных случилась в 1944 году в США. Тогда в Ок-Риджской национальной лаборатории взорвалось устройство по обогащению урана. Наблюдался выброс гидрофтористой кислоты из-за чего пострадали 5 человек, получив ожоги, для двоих людей они оказались несовместимыми с жизнью.

В 1979 году катастрофа наблюдалась в США, считающаяся одной из самых крупных за всю историю радиации. 53% активной зоны реактора превратилось в расплавленный материал из-за ошибок в работе персонала. Помимо этого, в реку Сукуахана сбросили около 185 кубометров воды со слабой радиацией. Из области заражения пришлось эвакуировать свыше 200 тысяч человек.

Неправильная работа персонала на реакторе EBR в США — случилось саморазрушение реактора, было стерто с лица земли около 40% его активной зоны.

СССР

В СССР первая масштабная катастрофа была в 1948 году. 19 июня атомный реактор, специализирующийся на наработке плутония, начал работать на проектной мощности. Причиной катастрофы называют недостаток в охлаждении блоков материала, что привело к сплавлению урана и графита. Ликвидацией занимались 9 суток, от облучения пострадал мужской персонал предприятия и солдаты, помогавшие с ликвидационными работами.

Через год комбинат Маяк создал еще одну аварийную ситуацию – массовый выброс радиоактивных веществ в реку Течу. В результате этого 124 тысячи населения пострадали от облучения. Около 28 тысяч человек были облучены очень сильно, так как проживали ближе других к реактору по течению реки.

1957 год связан с «Кыштымской» катастрофой. В ПО «Маяк», который находится в Челябинской области, произошел взрыв емкости с компонентами радиации. Его мощность составила 70-100 тонн, если говорить о тротиловом эквиваленте. Выбросы оставили после себя Восточно-Уральский радиоактивный след, площадь которого составила более 20 тысяч км². Облучению в среднем до 100 Рентген были подвержены свыше 5 тысяч человек, а ликвидировать последствия пришлось 25-30 тысячам военных.

В 1967 году на ПО «Маяк» вновь случилась катастрофа. Ввиду того, что обмелело озеро Карачай, куда сбрасывались отходы, радиоактивную пыль вынесло на местность вокруг реактора. В среднем было поражено свыше 40 тысяч человек, проживающих на 800 км².

1970 год стал фатальным для «Красное Сормово», который находится в Нижнем Новгороде. В процессе возведения атомной подводной лодки случайно был выполнен непредполагаемый запуск реактора. Как результат, была заражена зона цеха, пострадала 1000 человек экипажа, 3 умерли от лучевой болезни.

Канада

В 1952 году в Канаде на атомной станции произошла авария огромных масштабов. Причиной назвали неправильную работу сотрудников – активная зона нагрелась и начала расплавляться. В землю, воду было выброшено свыше 3800 м³ продуктов радиации. В 1955 году причиной трагедии также стал «человеческий фактор».

Украина

В 1986 году произошла катастрофа, которая осталась в памяти жителей Украины и соседних стран. Авария случилась на Чернобыльской АЭС. Произошло частичное расплавление активной зоны реактора. Заражение коснулось областей Украины, Беларуси, а также отголоски наблюдались и в России, охватив 19 регионов, население которых превышало 2,6 миллиона человек. Пришлось эвакуировать город Припять, который приобрел славу города смерти.

Япония

В 1999 году в Токаймуре в Японии случилась трагедия, приведшая к цепной реакции катастрофических событий. Причиной назвали человеческий фактор. Катастрофа была абсолютно неуправляемой и длилась 17 часов. Следствием стало облучение 439 человек, смерть двоих людей.

2004 год также стал трагичным, авария произошла на АЭС «Михама» возле Токио. В реакторной турбине были утечки материалов, в частности пара, персонал получил серьезные ожоги.

Также масштабная авария наблюдалась и в Великобритании из-за эксплуатационной ошибки. Пожар на реакторе продолжался 4 часа, загрязнение коснулось Ирландии и Англии, а радиационное облако приблизилось к границам Норвегии, Германии, Бельгии и Дании.

В 1969 году в Швейцарии на подземном реакторе также случилась трагедия. Чтобы минимизировать нанесенный вред, пещеру, где находился реактор замуровали. В 1967 году на АЭС «Святой Лаврентий» во Франции произошел взрыв из-за этого, загрузка топливного канала была выполнена неправильно.

Темы нового поколения

В учебном пособии много примеров и так называемых «ситуационных задач». Например, предлагается такая ситуация: «Вы живете на пятом этаже семиэтажного дома, вместе с сестрой находитесь в квартире, делаете уроки и вдруг замечаете, что на стене качается картина. Чувствуете небольшие толчки с периодичностью в 15 секунд. Сестра говорит: «Бежим скорее на балкон и посмотрим, что происходит на улице». Каковы ваши действия?».

На некоторых заданиях могут «посыпаться» и взрослые, считает Юлия Шойгу, а новое поколение скоро будет поправлять бабушек и дедушек, мам и пап в вопросах безопасности.

В учебнике есть темы, которые никогда не изучали наши родители и деды: как знакомиться с документами, которые нам предлагают на подпись в процессе покупки товаров? Какие обязательства можно взять на себя при подписании таких документов? Как обращаться с деньгами, говорить с окружающими на тему денег и снимать крупные суммы в банкоматах?

Хотя современные дети больше времени проводят в городах, обязательным в учебнике ОБЖ остался блок о выживании в автономных условиях. И, судя по периодическим новостям о школьниках, которые самостоятельно выходят из тайги, блок не лишний.

В рекомендациях к привычным «взять компас, спички, нож» прибавился список из советов пополнить баланс мобильного телефона, проверить заряд батареи, взять дополнительные источники питания, надеть одежду со светоотражающими элементами. Разумеется, упомянули и о правилах пожарной безопасности в лесах и особом противопожарном режиме, так как огромное количество пожаров происходит по вине человека.

В учебнике отдельно рассказано о том, как правильно и где разводить костер, какие правила нужно соблюдать при их разведении, отдельно сказано о природных пожарах. Еще один популярный вид новостей в наших СМИ — встречи с дикими животными, поэтому несколько абзацев в новом учебнике посвящены тактике поведения при встрече с волком, с медведем, подробно описаны действия и симптомы при укусах животных, насекомых и змей, несколько страниц посвящено укусам клеща – совсем не мифической опасности в российских реалиях. Если при взгляде на некоторые страницы вам придет в голову вопрос «а кому это надо», вспомните, что в России часть населения живет в сельской местности, ходит в горы и леса, попадает в зоны паводков, наводнений, схода сели и лавин.

Не запрещайте подходить к плите, лучше объясните, как снять крышку с кастрюли

— Некоторые родители возражают, что это просто глупо – тратить школьное время на курс ОБЖ, на то, чтобы объяснять ребенку, как пользоваться электроприборами или как переходить улицу. Разве такие вещи нельзя объяснить в семье?

— Иногда – да, но чаще всего – нет! Вспомните сцену, которую вы наверняка не раз видели: родители пытаются перебежать перекресток на красный свет, а ребенок удерживает их на тротуаре. Для ребенка это – часть его культуры, для его родителей – часть их культуры. Многие семьи предпочитают воспитывать детей по Жан Жаку Руссо: пусть ребенок обожжется, зато сам поймет, как это больно. Эти родители и понятия не имеют, кто такой Руссо: такое воспитание – часть их семейной традиции. Хочешь сунуть руку в огонь — суй. Хочешь залезть в воду, не умея плавать – лезь. И родителям удобно: ничего самим не надо делать!

— В 18 веке один русский дворянин предъявлял претензии лично Жан Жаку Руссо за то, что воспитывал сына точно в соответствии с его знаменитой теорией, и что ничего хорошего не вышло. На что удивленный Руссо возразил: «Я не предполагал, что кто-то последует моим советам!»

— Во всем должна быть мера, норма. Между опытом (часто печальным) и полным неведением должна быть середина: обучение предвидению последствий своих поступков. А для этого у детей надо сформировать понимание того, что опасность — это не про кого-то, а про тебя самого и про тех, кто рядом с тобой.

К сожалению, педагогическая культура семей сегодня часто близка к нулю. В 70-е-80-е годы в СССР работали очень нужные для родителей учебные заведения — университеты педагогических знаний. Я в те годы участвовала в работе такого университета в Москве. В субботу-воскресенье мы собирались и обсуждали вместе с родителями самые актуальные проблемы семейного воспитания, в том числе нравственного.  А сейчас в семьях более распространен подход к делу противоположный «эффекту Руссо».

Сегодня многие родители, не зная, как рассказать ребенку о той или иной жизненной проблеме, предпочитают самый простой выход — все запрещать. Первокласснику – не смей подходить к электрической плите. Пятикласснику – не смей выворачивать лампочку из патрона, подожди взрослых. Девятикласснику – не смей носиться на скейтборде.

А у ребенка уже с трех лет начинает бурно развиваться тяга к самостоятельности: я сам! Почему мне нельзя выкручивать лампочку? Почему надо закрывать кран? Почему надо надевать шапку в холодную погоду? И ребенок начинает бунтовать. Этот бунт может быть ситуативным, когда дети скандалят и капризничают. Этот бунт может быть тихим, загнанным внутрь, но тем сильнее он проявится впоследствии. И проявится он обязательно!

— Неужели из-за того, что родители запрещали ему самому выкручивать лампочку?

— Да! Причины могут быть самыми пустяковыми…на взгляд взрослых, конечно. Но при политике семейных запретов бунт обязательно будет. Будет «назло маме отморожу уши», «назло бабушке открою кран и так оставлю». Поэтому за родительским «нельзя» должно обязательно следовать объяснение, ПОЧЕМУ нельзя это делать. Главное звено между знанием и проявлением этого знания в поведении – личностный смысл. Психологи говорят: прежде всего надо сформировать мотив, личностный смысл, то есть убеждение ребенка в том, что ему это необходимо. Запретом этого не сделать. Нужно обязательно посоветовать, что ему делать, дать разные варианты его возможных действий. Решение проблемы должно быть положительным (сделай так, веди себя так…), тогда все другие варианты останутся в области того, что делать не следует.

Вот поэтому и приходится учителям на уроке ОБЖ проводить практические занятия: детей ведут в комнату технологий, учат зажигать газ, включать электроплиту, объясняют, казалось бы, разные мелочи: как крышку с кастрюли поднять, как овощи и фрукты вымыть, как оказать себе первую помощь при ожоге, отравлении и т.д.

Элементарные приемы, скажете вы, но современные школьники их не знают!

— Они не знают, как снять крышку с кастрюли?

— Родители все чаще оставляют им обед в термосе. Это просто и удобно! Но ведь это не решение проблемы. Очевидно, что, получая обед в термосе, ребенок не научится обращаться с электроприборами… Кстати, вы знаете, что опаснее всего для человека при затоплении квартиры?

Потенциально опасный объект

Потенциально опасный объект — объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

Потенциально опасные объекты должны регулярно инспектироваться как специалистами самого предприятия или объекта, так и отдельно инспекторами компетентных органов. Программа инспектирования потенциально опасных объектов составляется компетентными органами на основании Доклада о безопасности объекта

Важно отметить, что персонал, ответственный за технику безопасности объекта, должен быть независим от производственной структуры управления и иметь прямой доступ к администрации объекта.

Поэтому потенциально опасные объекты являются источниками возможных техногенных чрезвычайных ситуаций.

Для потенциально опасных объектов и производств к концу XX в.

АВПКО потенциально опасных объектов выполняется как начальный этап вероятностного анализа безопасности, являясь составной частью качественного анализа надежности.

Следующим потенциально опасным объектом системы ППД являются нагнетательные скважины.

Системы безопасности потенциально опасных объектов чаще всего основаны на принципе прерывания ( подавления) аварийного процесса или формирующегося опасного фактора, а также отключающие из функциональной схемы объекта аварийные блоки.

Рост числа потенциально опасных объектов шел безостановочно, однако этот процесс не привлекал заметного внимания.

Рост числа потенциально опасных объектов идет безостановочно.

Особый класс потенциально опасных объектов составляют крупногабаритные резервуары. Резервуар сдан в эксплуатацию в 1982 г. с гарантией на 8 лет.

Применительно к потенциально опасным объектам эти исследования включают комплексные исследования по всем перечисленным выше направлениям с применением аналитических, численных и экспериментальных методов анализа напряженно — деформированных и предельных состояний.

Применительно к потенциально опасным объектам техносферы мониторинг ( техногенный мониторинг) — это постоянный сбор информации, наблюдение и контроль за объектом, включающий процедуры анализа риска, измерения параметров технологического процесса на объектах, выбросов вредных веществ, состояния окружающей среды на прилегающих к объекту территориях.

При эксплуатации оборудования потенциально опасных объектов все большее значение приобретает контроль их технического состояния с определением уровня эксплуатационных повреждений и остаточного ресурса

Нормативные документы Ростехнадзора последних лет уделяют этому особое внимание, предъявляя соответствующие требования к составу работ по экспертизе безопасности, инструментальной и кадровой оснащенности экспертных центров.
 . Для заданных групп потенциально опасных объектов указанные выше предельно допустимые воздействия могут быть пронормированы.

Для заданных групп потенциально опасных объектов указанные выше предельно допустимые воздействия могут быть пронормированы.

Проведение инженерной паспортизации отдельных потенциально опасных объектов, населенных пунктов и городов.

Характеристика аварий на РОО: поражающие факторы, оценка и прогнозирование последствий

Характеристика аварий на РОО: поражающие факторы, оценка и прогнозирование последствий.

Радиационно опасный объект — это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства, а также окружающей природной среды.

К числу таких объектов относятся: АЭС, предприятия по переработке или изготовлению ядерного топлива, предприятия по захоронению радиоактивных отходов, научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы, ядерные энергетические установки на транспорте

Радиационная авария — авария на радиационно опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.

Радиационные аварии подразделяются на 3 типа:

— локальная — нарушение в работе РОО (радиационно опасного объекта), при котором не произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений за предусмотренные границы оборудования, технологических систем, зданий и сооружений в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации предприятия значения;

— местная — нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов в пределах санитарно-защитной зоны и в количествах, превышающих установленные для данного предприятия;

— общая — нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов за границу санитарно-защитной зоны и в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения выше установленных норм.

Радиоактивность- это способность некоторых химических элементов (урана, тория, радия, калифорния и др.) самопроизвольно распадаться и испускать невидимые излучения. Такие элементы называют радиоактивными.

α-Излучение -поток положительно заряженных частиц представляющих собой ядро гелия ( два нейтрона и два протона), движущихся со скоростью около 20 000 км /с, т.е. в35 000 раз быстрее, чем современные самолёты.

β- Излучение —  поток заряженных отрицательно частиц  (электронов). Их скорость (200 000-300 000 км/с) приближается к скорости света.

γ-Излучение — представляет собой коротковолновое электромагнитное излучение. По свойствам оно близко к рентгеновскому излучению, но обладает значительно большей скоростью и энергией, но распространяется со скоростью света.

поражающие факторы:

 — Аварии на химически опасных объектах

Химически опасный объект — объект, на котором хранят, разрабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды.

Классификация аварий на ХОО:

1. Аварии в результате взрывов, вызывающих разрушение технологической схемы, инженерных сооружений, вследствие чего полностью или частично прекращен выпуск продукции и для восстановления требуются специальные ассигнования от вышестоящих организаций.

2. Аварии, в результате которых повреждено основное или вспомогательное техническое оборудование, инженерные сооружения, вследствие чего полностью или частично прекращен выпуск продукции и для восстановления производства требуются затраты более нормативной суммы на плановый капитальный ремонт, но не требуются специальные ассигнования вышестоящих инстанций.

 — Аварии на радиационно опасных объектах.

 — Аварии на биологически опасных объектах

Биологически опасный объект — это объект, на котором хранят, изучают, используют и транспортируют опасные биологические вещества, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или биологическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды.

Аварии на пожара- и взрывоопасных объектах

Пожара- и взрывоопасные объекты (ПВОО) — предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.

Аварии на гидродинамических опасных объектах

Гидродинамических опасный объект (ГОО) — сооружение или естественное образование, создающее разницу уровней воды до и после него.

Основные положения

Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:

  • организовывать и вести работу по гражданской обороне;
  • быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.
  • сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
  • умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
  • обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
  • ограничение масштабов бедствия или катастрофы.

Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:

  • планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;
  • готовиться к работе в военное время;
  • обучать работников.

ВАЖНО!
Дополнительные обязанности накладывает отнесение организаций к категориям по гражданской обороне. В том числе и финансовые — мероприятия по ГО и ЧС такие юрлица проводят за свой счет (п

4 ст. 18 ФЗ № 28).

Общие сведения об авариях на радиационно опасных объектах

За последние четыре десятилетия атомная энергетика и использование расщепляющих материалов прочно вошли в жизнь человечества. В настоящее время в мире работает более 450 ядерных реакторов. Атомная энергетика позволила существенно снизить «энергетический голод” и оздоровить экологию в ряде стран. Так, во Франции более 75% электроэнергии получают от АЭС и при этом количество углекислого газа, поступающего в атмосферу, удалось сократить в 12 раз. В условиях безаварийной работы АЭС атомная энергетика — пока самое экономичное и экологически чистое производство энергии и альтернативы ей в ближайшем будущем не предвидится. Вместе с тем бурное развитие атомной промышленности и атомной энергетики, расширение сферы применения источников радиоактивности обусловили появление радиационной опасности и риска возникновения радиационных аварий с выбросом радиоактивных веществ и загрязнением окружающей среды. Радиационная опасность может возникать при авариях на радиационно опасных объектах (РОО). РОО — объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества и при аварии, на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства, а также окружающей природной среды.

В настоящее время в России функционирует более 700 крупных радиационно опасных объектов, которые в той или иной степени представляют радиационную опасность, но объектами повышенной опасности являются атомные станции. Практически все действующие АЭС расположены в густонаселенной части страны, а в их 30-километровых зонах проживает около 4 млн. человек. Общая площадь радиационно дестабилизированной территории России превышает 1 млн. км2, на ней проживает более 10 млн. человек.

Аварии на РОО могут привести к радиационной чрезвычайной ситуации (РЧС). Под радиационной чрезвычайной ситуацией понимается неожиданная опасная радиационная ситуация, которая привела или может привести к незапланированному облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды сверхустановленных гигиенических нормативов и требует экстренных действий по защите людей и среды обитания.

Классификация радиационных аварий

Аварии, связанные с нарушением нормальной эксплуатации РОО, подразделяются на проектные и запроектные.

В зависимости от границ зон распространения радиоактивных веществ и радиационных последствий потенциальные аварии на АЭС делятся на шесть типов: локальная, местная, территориальная, региональная, федеральная, трансграничная.

Если при региональной аварии количество людей, получивших дозу облучения выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации, может превысить 500 человек, или количество людей, у которых могут быть нарушены условия жизнедеятельности, превысит 1 000 человек, или материальный ущерб превысит 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, то такая авария будет федеральной.

При трансграничных авариях радиационные последствия аварии выходят за территорию Российской Федерации, либо данная авария произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

За суммарный срок эксплуатации всех имеющихся в мире реакторов АЭС, равный 6 000 лет, произошли лишь 3 крупные аварии: в Англии (Уиндекейл, 1957 г.), в США (Три-Майл-Айланд, 1979 г.) и в СССР (Чернобыль, 1986 г.). Авария на Чернобыльской АЭС была наиболее тяжелой. Эти аварии сопровождались человеческими жертвами, радиоактивным загрязнением больших площадей и огромным материальным ущербом. В результате аварии в Уиндекейле погибло 13 человек и оказалась загрязнена радиоактивными веществами территория площадью 500 км2. Прямой ущерб аварии в Три-Майл-Айланде составил сумму свыше 1 млрд. долл. При аварии на Чернобыльской АЭС погибло 30 человек, свыше 500 было госпитализировано и 115 тыс. человек эвакуировано.

Международным агентством по атомной энергетике (МАГАТЭ) разработана международная шкала событий на АЭС, включающая 7 уровней. По ней авария в США относится к 5 уровню (с риском для окружающей среды), в Великобритании — к 6 уровню (тяжелая), Чернобыльская авария — к 7 уровню (глобальная).

Общая характеристика последствий радиационных аварий

Долгосрочные последствия аварий и катастроф на объектах с ядерной технологией, которые носят экологический характер оцениваются, главным образом, по величине радиационного ущерба, наносимого здоровью людей.

Кроме того, важной количественной мерой этих последствий является степень ухудшения условий обитания и жизнедеятельности людей. Безусловно, уровень смертности и ухудшения здоровья людей имеет прямую связь с условиями обитания и жизнедеятельности, поэтому рассматриваются в комплексе с ними

Последствия радиационных аварий обусловлены их поражающими факторами, к которым на объекте аварии относятся ионизирующее излучение как непосредственно при выбросе, так и при радиоактивном загрязнении территории объекта; ударная волна (при наличии взрыва при аварии); тепловое воздействие и воздействие продуктов сгорания (при наличии пожаров при аварии).

Вне объекта аварии поражающим фактором является ионизирующее излучение вследствие радиоактивного загрязнения окружающей среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector