Гост р 22.9.22-2014 безопасность в чрезвычайных ситуациях. аварийно-спасательные средства. классификация

Организация и технология ведения поисково-спасательных работ

Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий наводнений достигается:

  • проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ;
  • быстрым реагированием на возникновение стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления;
  • применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;

Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:

  • поиск пострадавших;
  • обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;
  • оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
  • эвакуацию пострадавших из опасной зоны.

Неотложные аварийные работы при ликвидации последствий наводнений включают:

  • укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;
  • сооружение водоотводных каналов;
  • ликвидацию заторов и зажоров;
  • оборудование причалов для спасательных средств;
  • защиту и восстановление дорожных сооружений;
  • восстановление энергоснабжения;
  • локализацию источников вторичных поражающих факторов.

Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушенных сооружений и участках местности.

В зависимости от места расположения населенного пункта, времени до начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов эвакуация может проводиться немедленно до получения сигнала о возможном затоплении данной территории или только при непосредственной угрозе затопления, пешим порядком или с использованием транспортных средств. Кроме эвакуации населения также организованно может проводиться вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей.

Эффективность эвакуации как способа защиты населения при наводнениях зависит главным образом от своевременного предупреждения об опасности, степени подготовленности населения и маршрутов.

С этой целью в зонах возможных затоплений создается система оповещения населения, заблаговременно доводится информация о месте расположения населенных пунктов относительно возможной опасной зоны и маршрутах эвакуации, с населением и эвакоорганами проводятся тренировки по практической отработке вопросов эвакуации, в том числе самостоятельного выхода людей на не затапливаемую территорию.

Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно – выход из строя систем водоснабжения и канализации.

При продолжительном вынужденном пребывании людей в воде с пониженной температурой наступает гипотермия (переохлаждение) тела. При попадании человека в воду переохлаждение возможно даже при относительно высокой температуре (табл. 5).

Таблица 5

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Примечания

  1. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ//Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Т. IV (Т – Я) —М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015
  2. Зона пожаров//Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. Т. I (А – И) — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015
  3. Ищенко А.Д. Нормативно-правовая основа жизнеобеспечения человека при пожаре//Технологии техносферной безопасности № 6 (64), 2015 г
  4. Уткин Н.И., Муталиева Л.С., Меньшиков А.В. Договорные отношения в сфере проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, как основа обеспечения пожарной безопасности//Пожаровзрывобезопасность N 9, 2016 г
  5. Зайцев А.П., Коржавин А.В. и др. Гражданская оборона. Учебное пособие —М.:Воениздат, 1982
  6. Лебедев А.В. Спасательное дело в России —М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014
  7. Новиков К. Ю. Об истории пожарного патруля в США//Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация N 4 2010
  8. Пожарные команды//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. Абрамов В.А., Глуховенко Ю.М., Сметанин В.Ф. История пожарной охраны. Краткий курс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1 – М.: Академия ГПС МЧС России, 2005 с. 18
  10. ↑ Сверчков Ю.М. Организация газодымозащитной службы на пожарах: Учебное пособие. — М.:Академия ГПС МЧС России, 2005
  11. Средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре//Пожарная безопасность. Энциклопедия. —М.:ФГУ ВНИИПО, 2007
  12. Локализация воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации//Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. Т. II (К – О) — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015
  13. Тетерин И.М., Харисов Г.Х., Назаров В.П. К вопросу о создании пожарной части специального назначения в Москве//Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2008. № 1(9)
  14. ↑ Кимстач И. Ф. Девлишев П. П. Евтюшкин Н. М. Пожарная тактика — М.:Стройиздат, 1984
  15. Пожарно-спасательное формирование//Пожарная безопасность.Энциклопедия. —М.:ФГУ ВНИИПО,2007
  16. Газодымозащитная служба (ГЗДС)//Пожарная безопасность.Энциклопедия. —М.:ФГУ ВНИИПО,2007
  17. Служба пожарной охраны//Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. Т. III (П – С) —М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015
  18. Газодымозащитник//Пожарная безопасность.Энциклопедия. —М.:ФГУ ВНИИПО,2007

Мобильные средства

Отличительная особенность входящих в эту группу средств — возможность их применения без масштабной реконструкции зданий и сооружений.

Автолестницы и автоподъемники

Современные АЛ и АКП являются основными средствами спасательных работ на высоте.

Производители как в России так и за рубежом как правило, выпускают целую гамму таких автомобилей. Например, фирма «Magirus» (ФРГ) предлагает АЛ с максимальной рабочей высотой от 18-19 до 51-53 метров, фирма «BrontoSkylift» (Финляндия) — от 11-12 до 67-68 метров.

И это оправданно, потому что анализ пожаров в зданиях повышенной этажности подтверждает необходимость иметь целый параметрический ряд таких автомобилей и дифференцированно подходить к оснащению ими пожарной охраны. Так, если для зданий высотой в 16-17 этажей целесообразно иметь передвижные подъемно-спасательные устройства типа АЛ-50 или АКП-50, то для более высоких зданий традиционные средства становятся очень громоздкими, и возникает необходимость рассматривать применение альтернативных устройств.

АКП-32 и АЛ-50

Опыт эксплуатации и проектирования пожарных АЛ-50 и АКП-32 показывает, что рабочая высота с диапазоном от 30 до 50 метров является предельной с точки зрения оптимального сочетания прочности, устойчивости, а также и габаритов, ограниченных условиями эксплуатации в стесненных городских условиях.

Спасательные комплексы

Подъемно-спусковые устройство (ПСУ) являются комбинацией подвесной канатной дороги и пассажирского лифта. Комплексы представляет собой размещенную на шасси автомобиля маятниковую канатную дорогу, для монтажа которой необходима предварительная установка на зданиях специальных силовых консолей. Кабина может использоваться как для спасения людей, так и для тушения пожара.

Практика показывает, что высота объектов, обслуживаемых подобным комплексом, не превышает 150 м. Ограничена высота несущей способностью канатов. По прибытии спасательного автомобиля люлька через 300 секунд может достигнуть высоты 100 м.

Пожарные вертолеты

В зданиях повышенной этажности для экстренной эвакуации людей могут применяться вертолеты, дирижабли и т.д. Спасение людей с кровель высотных зданий в основном происходит с специально приспособленных посадочных площадок. При такой ситуации могут использоваться специально оборудованные вертолеты. Пожарные вертолеты укомплектованы спасательными кабинами, подъемно-спускными механизмами, средствами связи, мощными источниками освещения и другим специальным оборудованием. Спасательные кабины крепятся на внешней подвеске вертолетов. Наиболее часто все манипуляции кабинами осуществляются за счет перемещения самого вертолета, однако имеются конструкции, вертикальное движение которых осуществляется при помощи лебедки.

В связи с отсутствием передвижных (автотранспортных) средств спасения людей с высоты более 50-70 м за рубежом и в нашей стране проводились работы по спасению людей при помощи летательной техники. За рубежом вертолеты широко используются для спасения людей благодаря тому, что большинство кровель высотных зданий имеет приспособленные посадочные площадки. При такой ситуации могут использоваться как специально оборудованные машины, так и армейские, полицейские и иные вертолеты.

В России крыши практически всех высотных зданий не приспособлены для посадки вертолетов, поэтому и применяются они по другим схемам.

Существуют факторы, ограничивающие возможность использования вертолетов при проведении спасательных работ:

  • значительные потери времени с момента вызова вертолета до его прибытия к месту пожара, связанные с удаленностью аэродромов (вертолетных площадок);
  • наличие различного рода препятствий на трассе полета, особенно в центре города;- влияние погодных условий на эффективность работы;
  • воздействие на вертолет и его экипаж опасных факторов пожара;
  • необходимость специальной подготовки экипажа;
  • необходимость денежных затрат на строительство и поддержание в рабочем состоянии посадочных площадок на крышах зданий.

Например, пожарный вертолет Ка-32А1 для выполнения операций спасения людей оборудован специальными транспортно-спасательными кабинами (ТСК), спусковым устройством СУ-Р, лебедкой ЛПГ и специальными лямочными сиденьями. Кабина ТСК-1 рассчитана на 2 человек, крепится на лебедке грузоподъемностью 300 кг и предназначена для спасания людей с балконов и из оконных проемов.

Кабины ТСК-2 и ТСК-3 рассчитаны соответственно на 20 и 10 человек, крепятся на внешней грузовой подвеске и предназначены для спасания людей с крыш зданий и из других труднодоступных мест.

Дополнительная статья по теме: Требования к вертолетным площадкам

Спасатель

Спасатель с поисковой собакой ведёт поиск выживших на месте разрушенного ВТЦ в Нью-Йорке

Спасатель — гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

«Спасатель» как слово общелитературного русского языка стало обозначать профессию относительно недавно (90-е годы ХХ века). В русской терминологии безопасности жизнедеятельности отсутствуют другие лексемы для обозначения профессий в сфере реагирования в чрезвычайных ситуациях (исключением является профессия пожарный). Дифференциация спасателей по выполняемым ими работам происходит путем образования словосочетаний со словом «спасатель»: авиаспасатель, газоспасатель, горноспасатель, альпинист-спасатель, водолаз-спасатель.

Спасатели обязаны:

  • быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;
  • совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;
  • неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
  • активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую помощь и другие виды помощи;
  • неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;
  • разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.

Спасатель использует гидравлический разжим для извлечения пострадавшего из автомобиля

В России Профессиональным спасателем может стать гражданин, достигший 18 лет, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

В 2006 году министр РФ по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу учредил нагрудные знаки МЧС России «Спасатель» международного, первого, второго и третьего классов.

Обучение профессии «Спасатель» производится в средних и высших учебных заведениях МЧС России и учебно-методических центрах ГОЧС.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Состав комплекта

В состав ГАСИ включаются следующие образцы рабочего инструмента и оборудования: расширители (разжимы) для перемещения элементов разрушенных конструкций завалов, прокладывания в них проходов, расширения щелей в стыке между ними, удержания грузов в фиксированном положении, деформирования и стягивания металлических конструкций, пережатия труб для приостановления течи опасных веществ.

В комплект ГАСИ обычно входит:

  • источника давления, такие как гидравлические насосные станции или ручные гидравлические насосы;
  • катушки или гидролинии;
  • от двух до четырех моделей расширителей, которые отличаются по величине раздвигающего и тягового усилия и раскрытию рычагов;
  • кусачки (челюстные резаки, ножницы), предназначенные для разрезания листового металла, перекусывания стальных прутков, труб, уголков и других профилей, а также стальных тросов и кабелей;
  • комбинированные ножницы (разжим-кусачки, комбинированные челюстные резаки), которые сочетают в себе свойства расширителей и кусачек; гидравлические домкраты и цилиндры, используемые для поднятия железобетонных плит и разрушенных элементов их конструкций, автомобилей, а также перемещения других тяжелых предметов;
  • вспомогательные инструменты для выполнения специфических операций.

Источники давления

В качестве привода гидравлической станции высокого давления применяются бензиновые и электрические двигатели. Привод при включении приводит в действие насос. В ручных насосах в качестве привода выступают мышечные усилия спасателей.

Источники давления ГАСИ

Гидролинии

Катушки рукавные являются составной частью переносного аварийно-спасательного инструмента, содержат компактно размещенные гибкие гидролинии и предназначены для соединения источника питания (ручного насоса или переносной станции) с исполнительным устройством (инструментом).

Катушки рукавные

Исполнительные устройства

На примере одного инструмента будет описан принцип работы, как сообщалось выше в статье, он одинаковый, различаются только рабочие элементы ГАСИ (разжимы, кусачки, домкрат и тд).

Рабочая жидкость от ручного насоса (насосной станции) по нагнетательному рукаву подается в блок управления, с помощью которого, поворотом рукоятки, оператор производит управление работой расширителя.

Рукоятка управления имеет ТРИ положения:

  • Сжатие рычагов;
  • Нейтраль;
  • Разведение рычагов.

Устройство блока управления ГАСИ

Имеется распределитель, который направляет поток масла по определенным каналам, далее поток масла поступает по каналу и нажимает на клапан, чтобы продолжить свой путь к инструменту.

Внутри инструмента рабочая камеры выполнена в виде цилиндра, в котором находится поршень, от которого идет шток, совмещенный с рабочими элементами.

Масло поступает в цилиндр под давлением и давит на поршень, поршень начинает смещаться и двигает шток, тем самым происходит смещение рычагов подключенных к штоку внутри устройства. В результате этого рабочие элементы либо разводятся либо сводятся (сжимаются).

Когда мы поворачиваем рукоять в другом направлении, то поток масла будет давить с обратной стороны на поршень, тем самым изменяется направление движения рабочих элементов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector