Основные методы физиологии. предмет и задачи физиологии

Методы исследования.

1.Кроссекциональный
(индивидуальный, метод продольных срезов). Применяется при систематическим
наблюдением за развитием одного и того же ребёнка. Оценка физического развития
осуществляется путём сопоставления найденных измерений с показателями
стандартных величин.

2.Лонгитюдинальный
(метод поперечных срезов). Исследуют большое кол-во людей в относительно
короткие сроки. Получают средние показатели возрастного развития. Обслед-ся не
менее 100 чел-к с учётом пола, возраста, региона.

3.Анатомические:
антропометрия, рентгеновские.

4.Физиологические:
физиометрия, метод функциональных проб, ЭКГ, УЗИ, МРТ.

5.Гигиенические: 
метод лабораторного эксперимента.

6.Математические:
математическое моделирование.

Антропометрический
метод – описание тела человека в целом и отдельных его частей (П.Брок).
Соматоскопия – метод визуального осмотра, связанный изучением вариаций строения
тела.

Соматометрия –
метод измерений.

Рентгенологический
метод позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в
разные периоды его жизни.

Физиометрия — 
определение функциональных показателей. Измеряют жизненную ёмкость лёгких,
мышечную силу рук, становую силу, артериальное давление.

Метод
функциональных проб – изучение реакции на к-л дозированное воздействие.

Факты из истории развития возрастной анатомии

В нашей стране развитие возрастной анатомии было связано с открытием школ для детей из богатых семей

Основы понимания важности внедрения анатомических знаний в процесс воспитания внедрил М. В

Лесгафт, а также М. В. Ломоносов и другие ученые.

Одним из основоположников возрастной анатомии называют И.И. Мечникова, который сформулировал теорию старения и смерти, как результата отравления организма человека различными продуктами гниения белков внутри кишечника.

Серьезным прорывом в области возрастной анатомии стало открытие кафедры гигиены в Петербургской медико-хирургической академии. Таким образом, в полной мере научное изучение возрастных анатомических особенностей организма начинается только во второй половине 19 века. Развитие, происходящее в прошлые периоды можно охарактеризовать как накопительный этап знаний об анатомическом строении организма.

Как самостоятельное учение возрастная анатомия начала развиваться в 20 веке. Ее основоположником называли Н. П. Гундобина, который первым уделил должную степень внимания анатомо-физиологическим особенностям детского организма.

Центром изучения организма подростков и детей в нашей стране стал Институт школьной гигиены и физического воспитания АПН РСФСР.

Также данные возрастной анатомии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований организации жизни. Также возрастная анатомия позволяет понять, каким образом можно организовать учебные занятия, также занятия физической культурой, определить режим труда и отдыха.

Особенно важны данные возрастной анатомии для изучения функциональных возможностей организма. Поэтому возрастная анатомия также помогает развивать педагогическую науку, психологию, физиологию питания, труда и спорта.

Возрастная анатомия позволяет также является очень важной сферой знаний для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений. Это происходит потому, что в этот период для организма очень важна правильная организация условий жизни и обучения

При нарушении этих тенденций возникает большое количество патологий, нарушения функций центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы.

Сегодня возрастная анатомия находится на позитивной стадии развития. Она позволяет повысить качество обучения, сделать его значительно более безопасным для детей различных возрастов. Методы обучения и воспитательного воздействия должны быть адекватны возрастным физиологическим особенностям школьников и дошкольников.

Педагогическая эффективность определяется так же с соответствием условий организации учебного процесса возможностям детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития ребенка с повышенной чувствительностью и пониженной сопротивляемостью организма. В связи с этим возрастная анатомия и физиология являются необходимы компонентом знаний молодого специалиста, работающего с детьми: воспитателя, учителя, психолога, социального педагога, социального работника, гигиениста.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Методы патологической физиологии

Предмет и методы физиологии являются тесно связанными и взаимозависимыми друг от друга понятиями. Однако нормальная наука, изучающая здоровый живой организм — это еще не все. Существует также и патофизиология, или патологическая, которая исследует нарушение процессов жизнедеятельности, их протекание, влияние на организм в целом и каждый его орган и прочее. Поэтому у данной дисциплины появляется свой собственный комплекс способов, при помощи которых возможно изучение обозначенных вопросов.

Какие же это методы физиологии?

  1. Моделирование. Подразделяется на две группы: на живом объекте исследования и in vitro, то есть искусственной физической системе. Для создания какой-либо модели патогенного процесса используют компьютер или математические вычисления на бумаге. Также часто для этого пользуются обычными логическими выводами и заключениями. Модель, как правило, строится на основании полученных теоретических данных по какому-либо вопросу.
  2. Теоретический анализ. На основании данных, получаемых при лабораторных исследованиях материала (живого объекта), строится теория. Она включает в себя предположительные ответы на вопросы: «Что с пациентом? Каким образом происходит патологический процесс? Каково его состояние и масштаб влияния? Какие меры борьбы уместны в данном случае для прекращения?»
  3. Клинические исследования. Обязательный метод, без которого невозможно существование всех остальных. Ведь теоретические знания появляются именно на основании результатов клиники пациента. Для данного способа используется целый ряд сопутствующих методик:
  • биохимические;
  • химические;
  • физические;
  • гистохимические;
  • морфологические;
  • статистические и прочие.

Только на основании материала, полученного при использовании всех методов, врач может поставить диагноз и назначить курс лечения.

2.3. Объект и методы исследования в физиологии

Как и в анатомии, объектом изучения в физиологии является живой человек. Если анатомы больше внимания уделяют строению тела человека и его структур, то физиологи изучают происходящие в них функциональные процессы. Эти науки неразрывно связаны друг с другом. В физиологии применяется ряд специальных методов исследования. Каждая структура выполняет определенную функцию (или функции). Следовательно, если данную структуру разрушить, исчезнет и присущая ей функция. Этот экспериментальный метод (метод удаления, экстирпации) зародился значительно раньше ос­ тальных.

Электрофизиологические методы позволяют регистрировать электрические процессы, происходящие в различных органах и тка­ нях. С помощью электрических приборов можно воспроизвести нерв­ ные импульсы (метод раздражения), которые будут приводить к со­ кращению мышц.

Фистульный метод, который широко использовал И. П. Павлов, позволил получить секрет слюнных желез, чистый желудочный сок.

Химические (биохимические) методы также часто используются физиологами. Определение химической структуры и количества ве­ ществ биологического происхождения проводят совместно с биохи­ миками. Изучению влияния того или иного вещества (например, медиаторов ацетилхолина и норадреналина, гормонов) на функции органов и систем посвящено огромное количество научных работ. Интерес представляет и то, как изменяется концентрация какоголибо вещества в клетках, тканях и органах в результате различных внешних воздействий.

Исследование функций мельчайших структур организма (клеток, субклеточных структур) требует применения метода микроскопии,

втом числе и электронной — микроскопические методы.

Впоследнее время большое внимание уделяется изучению имму­ нитета. Иммунологические методы исследования требуют профес­ сиональных знаний и умений в области цитологии, биохимии и микробиологии

Раздел физиологии и психологии — психофизио­

Анатомическое строение клетки.

Кле́тка
— элементарная единица строения и
жизнедеятельности всех живых организмов
(кроме вирусов, о которых нередко говорят
как о неклеточных формах жизни), обладающая
собственным обменом веществ, способная
к самостоятельному существованию,
самовоспроизведению и развитию. Раздел
биологии, занимающийся изучением
строения и жизнедеятельности клеток,
получил название цитологии.

I.
Наружная клеточная мембрана.

·
трехслойная, состоит из белков и жиров,
полупроницаемая;

Основные
функции:

·
ограничивает клетку;

·
обеспечивает метаболизм, молекулярный
транспорт.

·
Экзоцитоз – выделение, эндоцитоз –
внутрь, диффузия – пассивный транспорт,
активный транспорт – Na, Cl, пиноцитоз –
поглощение жидких молекул, фагоцитоз
– поглощение твердых частиц.

II
Ядро.

Покрыто
двумя мембранами (внешней и внутренней)
с ядерными порами, прикрытыми особыми
тельцами; внутри – ядерный матрикс,
состоящий из ядерного сока, ядрышек,
рибонуклеопротеидных комплексов и
нитей хроматина. Внешняя мембрана
связана с ЭПС.

·
Ядрышка содержат РНК. Их функция –
синтез рибосом.

·
Нити хроматина – хромосомы в период
между делениями клетки (дезоксирибонуклеиновые
комплексы). Хромосомы – ядерные структуры,
в которых находятся гены, состоят из
ДНК и белка. Кроме того, в состав хромосом
входят ферменты и РНК

Ф-ии
ядра: сохранение и передача генетической
информации, организация и регуляция
процессов обмена веществ.

III.
Цитоплазма.

·
Содержимое клетки; внутренняя полужидкая
среда в состоянии геля с микротрубочками
и микроферментами.

Ф-ии:
содержит органоиды, поддерживает
химический и водный баланс клетки.

IV.
ЭПС

·
Система канальцев, пронизывающих всю
клетку.

Ф-ии:
синтез белка, транспорт веществ,
нейтрализация токсичных продуктов.

V.
Комплекс Гольджи.

·
Система канальцев, сложенных друг на
друга с отходящими трубочками.

Ф-ии:
накопление, преобразование, синтез
веществ, образование лизосом.

VI.
Лизосомы:

·
Одномембранные пузырьки, внутри которых
находятся гидролитические ферменты.

Ф-ии:
активация пищеварительных вакуолей,
переваривание веществ, частиц, старых
органелл и т.п.

VII.
Митохондрии.

·
Двумембранный органоид; внутренняя
мембрана имеет выросты – кристы,
заполнена матриксом.

Ф-ии:
дыхательный и энергетический (АТФ) центр
клетки; окислительные процессы.

VIII.
Рибосома.

·
Самый маленький органоид, состоит из
двух субъедениц – большой и малой.
Образуются в ядрышке.

Ф-ии:
синтез белка.

XIX.
Клеточный центр.

Ф-ия:
деление клетки.

Методы изучения функций центральной нервной системы

  • метод наблюдения;
  • метод экстирпации (удаления органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей);
  • метод поперечных перерезок (перерезают центральную нервную систему на различных уровнях);
  • метод раздражения (раздражение рецепторов или зоны центральной нервной системы для определения местоположения возбуждения и наблюдения за ответной реакцией);
  • метод условных рефлексов (методика выработки и изучения временных связей; включает методические приемы — экстирпацию и раздражение различных участков коры, регистрацию электрических явлений в коре, клинические наблюдения над больными с различными корковыми заболеваниями и т. д.).

Также в анатомии применяются следующие методы:

  • Вскрытия, распила (метод распиливания замороженных тел — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела);
  • Инъекции (инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.);
  • Коррозионный (метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований);
  • Микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение.— рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;— соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;— антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;— эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.

Метод инъекционно-коррозионный

Данный способ широко использует анатомия. Методы исследования человека, основанные на введении внутрь даже самых тонких капиллярных образований специальных застывающих или окрашенных веществ, которые позволяют невооруженным взглядом рассмотреть систему кровеносных и лимфатических сосудов. При этом вещества могут быть разной природы, например:

  • гипс;
  • желатин;
  • воск;
  • канифоль;
  • целлулоид и прочие.

Чаще всего массы окрашивают разными цветами и получают точное изображение органа изнутри. Благодаря этому ученым становится доступна картина, отражающая порядок взаимодействия между собой тех или иных сосудов и капилляров.

Также при необходимости такие методы анатомии, как инъекции, могут дать материал для составления точного муляжа органа. Для этого окрашенную застывающую массу вводят в сосуд и ждут затвердевания. После этого действуют определенным веществом, способным разрушить живые ткани вокруг, но не влияющим на массу введенного вещества (например, сильные щелочи или кислоты). Так происходит растворение органа, и остается лишь его слепок, обладающий высокой степенью точности в отражении его внутреннего строения.

Помимо коррозийного разрушения под действием сильных окислителей, часто используют и другие вещества, которые способны вызывать просветление тех или иных органов. К таким веществам относятся:

  • глицерин;
  • бензол;
  • кедровое масло;
  • бензилбензоат;
  • изозафрол и прочие.

То есть ткани вокруг введенной массы просто становятся прозрачными, очень сильно светлеют. Это также позволяет получать информацию о строении и функционировании сосуда.

Инъекция по праву считается одним из самых точных методов анатомии. Применяется она чаще всего в сочетании с последующими обработками. Так, при введении массы, не пропускающей гамма-излучение, организм в дальнейшем подлежит исследованию с помощью рентгенографии. Так получается качественное изображение органа, устанавливается его целостность, взаимосвязь с другими структурами.

После инъецирования наступает момент, когда требуется вводить сильнодействующее вещество, способное разрушить, вызвать коррозию живых тканей вокруг застывшей массы препарата. Это делается для получения качественной модели строения органа. Таким способом можно извлечь из организма точную копию бывшей части тела, причем изображение будет максимально реально и передано с мельчайшими подробностями.

Инъекционно-коррозионные методы анатомии человека впервые были использованы ученым Ф. Рюйшем. В России же анатомы стали применять данный способ несколько позже. Среди самых известных отечественных имен, которые дали ход и развитие этому направлению, звучат следующие:

  • П. Ф. Лесгафт;
  • В. М. Шумлянский;
  • И. В. Буяльский.

Препараты, созданные их стараниями, до сих пор используются как учебные и научные пособия и хранятся в анатомическом музее.

Задачи и методы анатомии находятся в тесной зависимости друг от друга. Ведь именно то, что требуется узнать, определяет способы достижения этого. Заглянуть внутрь всех органов, узнать, какова их морфо-топографическая характеристика, выявить особенности взаимодействия с другими частями тела — это одна из задач рассматриваемой науки.

Коррозионный метод позволяет решить ее достаточно успешно. Можно получать точные модели, отражающие строение:

  • полых органов (сердца, желудочков мозга);
  • паренхиматозных органов (почки, печень);
  • сосудов макро- и микроциркулярного русла;
  • предстательной железы.

Особое значение имеет проникновение именно в сосуды и капилляры, ведь при помощи прочих методов это невозможно. В настоящее время наиболее популярным материалом для инъекции стал силикон, который затвердевает достаточно долго, но является менее токсичным по сравнению с другими и не дает усадки. Таким образом отражается не только строение, но и реальные размеры исследуемого органа.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Уровни организации организма.

1.Клеточный. ->
2.Тканевый-> 3.Органный -> 4.Организменный

Структурные эл-ты клетки:

  • Поверхностный аппарат: мембрана,
    гликокалис
  • Цитоплазма: гиалоплазма,
    включения, органеллы клетки: немембранные(центриоли, микротрубочки,
    миофибриллы, рибосомы) мембранные( ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы,
    митохондрии, ядро)
  • Ядерный аппарат:
    кариолемма(ядерная мембрана с порами), кариоплазма( ядерный сок), ядрышко.

Ткани. 4 типа:
эпителиальные(покровные),  соединительные,  мышечные, нервная.

Понятие об органах.

Орган —  обособленная от других
структур совокупность различных типов тканей и клеток, выполняющая определённую
функцию в организме, имеющая устойчивое положение в пределах организма,
развитие которой прослеживается в пределах эмбриогенеза.

Органы: наружные и внутренние:
трубчатые, паренхиматозные.

Паренхиматозные состоят из
паранхимы и стромы (соединительно- тканной основы).

Функция – секреторная. Печень,
селезёнка, почки и др.

Трубчатые – трубки различного
диаметра и длинны. Ф-я: проведение, переработка содержимого. Пищеварительный
тракт, мочеточники, мочевой пузырь, сердце, сосуды, гортань, трахея, бронхи,
маточные трубы, матка.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Лекция № 1

2016 г.

Тема: «Человек как предмет изучения анатомии и физиологии»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сочинский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края

Слайд 2

Текст слайда:

1. Анатомия, как медицинская наука. 2. Физиология, как медицинская наука.3. Связь с другими предметами.4. Части тела человека. 5. Орган, системы органов. 6. Полости тела. 7. Оси, плоскости и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле. 8. Морфологические типы конституции.9. Анатомическая номенклатура.

План лекции

Слайд 3

Текст слайда:

Классификация анатомии:

Систематическая (нормальная) анатомия — изучает строение тела человека по системам.Топографическая анатомия — изучает строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой, со скелетом Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения;Возрастная анатомия изучает строение тела человека в зависимости от возраста.Патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.

Слайд 4

Текст слайда:

Классификация физиологии:

I классификация:- нормальная физиология;патологическая физиология.II классификация:- общая физиология;- специальная (частная) физиология;- прикладная физиология.

Слайд 5

Текст слайда:

Связь анатомии с другими науками

цитология

гистология

медицина

Слайд 6

Текст слайда:

Методы изучения анатомии

1. Метод рассечения (К. Гален) 2. Метод мацерации («вымачивания»)

Слайд 7

Текст слайда:

3. Метод препарирования

4. Метод инъекций (Ф. Рюши, В.М. Шумлянский) 5. Метод коррозии (И.В. Буяльский, , П.Ф. Лесгафт)

Слайд 8

Текст слайда:

6. Метод просветления тканей

7. Метод распила замороженных трупов

Слайд 9

Текст слайда:

Пальпация

Перкуссия

Аускультация

Слайд 10

Текст слайда:

II. Методы исследования как на трупе, так и на живом человеке

Метод проекционной и сканирующей электронной микроскопии

Рентгеновский метод

Слайд 11

Текст слайда:

УЗИ

Эндоскопия

Томография

Слайд 12

Текст слайда:

Методы исследования в физиологии:

Наблюдение. Наблюдая, исследователь не вмешивается в течение жизненных процессов.

Слайд 13

Текст слайда:

2. Эксперимент

– острый опыт осуществляется в условиях вивисекции (резать по живому) – хронический эксперимент – наблюдение в течении длительного времени

Слайд 14

Текст слайда:

3. Наблюдение функций

УЗИ, компьютерная томография и др.

4. Метод моделирования

Слайд 15

Текст слайда:

4. Метод моделирования

искусственная почка, сердце, модель системы кровообращения

Слайд 16

Текст слайда:

Части тела человека

Тело человека разделяют:- на стволовую (осевую) часть — периферическую часть (конечности).

Слайд 17

Текст слайда:

К органам относятся:

Мышцы; Кости; Кожа; Внутренние органы.

Слайд 18

Текст слайда:

Системы органов:

1. Система органов движения или опорно-двигательный аппарат 2. Пищеварительная система 3. Дыхательная система 4. Мочевыделительная система 5. Половая система 6. Эндокринная система 7. Сердечнососудистая система (ССС) 8.Система органов чувств 9. Нервная система

Слайд 19

Текст слайда:

Полости тела

1. перикардиальную, в которой расположено сердце и начальные отделы крупных сосудов, 2. плевральную, окружающую легкие,

Слайд 20

Текст слайда:

Полости тела

3. перитонеальную, или брюшную, которая лежит каудальнее диафрагмы и заключает в себе многие внутренние органы, 4. полости вокруг яичка (мужские половые железы).

Слайд 21

Текст слайда:

ортоградное положение

Слайд 22

Текст слайда:

Плоскости тела:

Слайд 23

Текст слайда:

Проекционные линии

На груди:1 — верхняя граница грудной области; 2 — нижняя граница грудной области; 3 — грудинные линии; 4 — средние ключичные линии; 5 — передняя подмышечная 

Слайд 24

Текст слайда:

5 — передняя подмышечная; 6 — средняя подмышечная; 7 — задняя подмышечная;

Слайд 25

Текст слайда:

На спине

8 – лопаточная;9 – позвоночная; 10 — задняя срединная.

Слайд 26

Текст слайда:

живот

а — надчревье; б — чревье; в — подчревье; I – собственно эпигастральная область; II и III — правая и левая подреберные области; V — пупочная область; IV и VI — правая и левая боковая области; VIII — надлобковая область; VII и IX — подвздошнопаховые области

Слайд 27

Слайд 28

Текст слайда:

Спасибо за внимание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector