Возможная опасность

Культура безопасности жизнедеятельности

Замечание 3

Современная цивилизация находится в условиях глобального кризиса, а это значит, что вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, становятся всё более актуальными. Недопущение общепланетарного кризиса невозможно ограничить только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Потребностью каждого человека и общества в целом должно стать обеспечение безопасности окружающей среды. Задача достаточно сложная и может быть решена путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Замечание 4

Культура безопасности человека есть не что иное, как уровень его потребности в получении и применении знаний с целью обеспечения безопасности.

Культура безопасности предполагает:

  1. Наличие знаний, способов и средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  2. Сформированное мировоззрение;
  3. Навыки и умения безопасного поведения;
  4. Экологические и природоохранные представления человека, лежащие в основе снижения рисков жизнедеятельности.

Содержание культуры безопасности жизнедеятельности по параметру «компоненты деятельности» включает:

  1. Мотивацию;
  2. Знания, представления, образы;
  3. Умения, навыки, практический опыт;
  4. Творчество;
  5. Самоконтроль.

Мотивация в данном случае является стремлением не только предвидеть, но и предупредить вредные и опасные факторы, сократить их отрицательные последствия. Желание совершенствовать свой практический опыт, личностные качества, готовность к самоконтролю в опасных ситуациях.

В структуре культуры безопасности знания, представления, образы, являются системой достоверных научных знаний о вредных и опасных факторах жизнедеятельности. Достоверные знания о причинах их возникновения, характере влияния на человека, об ошибках людей при столкновении с этими вредными факторами. Важными будут житейские знания и представления о безопасности из собственного и чужого практического опыта. Художественные образы, чувства, представления успешного и неудачного поведения людей в опасных ситуациях.

В структуре культуры безопасности умения, навыки, практический опыт включает:

  1. Готовность к безопасной жизнедеятельности;
  2. Умение и желание получать новые знания об опасности и безопасности;
  3. Умение оказывать помощь другим в опасных ситуациях;
  4. Учиться на опыте других;
  5. Желание делиться своим опытом безопасного поведения;
  6. Умение использовать средства с учетом характера опасности;
  7. Умение правильно действовать в опасных и экстремальных ситуациях.

Для разработки новых подходов, стратегий и средств безопасного поведения важно творчество, а самоконтроль, как важная составляющая в системе безопасности, предполагает адекватный пошаговый, прогностический самоконтроль при профилактике и преодолению опасных и вредных факторов

Как дать оценку

Прежде всего, риски оценивают по характеру опасности:

  • Техногенные. В основе лежит деятельность человека.
  • Природные. Не зависит от человеческого фактора.
  • Смешанные. Природного характера, но связаны с деятельностью человека.

Очень важно оценить риск в зависимости от источника его происхождения:

  • Систематический. Не имеет значения, какой деятельностью занимается предприятие. Это могут быть валютные скачки, инфляция.
  • Специфический. Зависит от методов работы производства или предприятия. Неэффективное управление, недооценка партнеров, неправильный расчет рисков.

В зависимости от того, в какой сфере просчитываются риски, они бывают:

  • Социальные. Влияние оказывают социальные кризисы.
  • Политические. Политическая ситуация влияет на недополучение прибыли или убытки.
  • Коммерческие. Связаны с производством и финансами. Финансовые, производственные, экономические потери.
  • Экологические. Связаны с нанесением ущерба окружающей природе.

Профессиональные. Связаны с выполнением профессиональной деятельности.

Также риски бывают:

  • Прогнозируемые. Которые можно просчитать и предсказать, опираясь на конкуренцию, конъюнктуры рынка, экономику.
  • Непрогнозируемые. Непредсказуемые форс-мажорные и налоговые риски.

Понятие опасности неразрывно связано с оценкой рисков, а также с безопасностью.

Безопасность

Когда человек работает на пределе своих физических и психологических возможностей, то возникает экстремальная ситуация. Это разрушительно влияет на организм человека. Понятие опасность и безопасность всегда рядом. Человечество разработало приемы обеспечения безопасности на производстве и взаимодействия со средой обитания.

Любой элемент из окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. Это может быть: государство, люди, общество, техносфера. Уровень негативного влияния, если снижен до предельных величин, достигает состояния безопасности, при котором воздействие на объект энергий, информации, веществ не превышает максимально допустимых значений.

Чтобы оценить качество источника опасности, используется термин безопасность. Он имеет множество определений:

  • Это условия, при которых защищены права граждан, объектов, окружающей среды и материальных ценностей от несчастных случаев, катастроф, аварий.
  • Это когда защищены интересы общества, государства, личности от существующих, потенциальных угроз, реальных или отсутствие таковых.
  • Для человека безопасностью является состояние, при котором ни внешние, ни внутренние факторы не причиняют вред здоровью, не приводят к смерти, не являются преградой для достижения целей.

Главное понятие безопасности изложено в законе РФ. Это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Понятия опасность, безопасность, риск всегда будут стоять рядом. Ведь любое дело потенциально опасно, поэтому мы задумываемся о своей безопасности, не желая чем-то рисковать.

Вопрос №20

Одним из традиционных символов России является берёза. Исходя из роли этого дерева в развитии экосистем укажите, чем вызвана распространённость берёзы в средней полосе Европейской России.
Выберите один вариант ответа:

большая распространённость березняков – свидетельство высокой сохранности естественных природных комплексов
распространённость берёзовых лесов обусловлена старинной культурной традицией поклонения этим деревьям и усиленной охраной березняков
берёза имеет важное хозяйственное значение как строевая древесина и топливо, специально высаживалась вместо малоценных пород
леса из берёзы и прочих мелколиственных пород формируются на промежуточных стадиях смены растительных сообществ, как правило, после исчезновения основной лесообразующей породы; их обилие свидетельствует о высоком уровне антропогенного воздействия на окружающую среду

Правильный ответ: леса из берёзы и прочих мелколиственных пород формируются на промежуточных стадиях смены растительных сообществ, как правило, после исчезновения основной лесообразующей породы; их обилие свидетельствует о высоком уровне антропогенного воздействия на окружающую среду (обсуждение ответа)

Классификация опасностей

Существующие классификации опасностей, а их несколько, носят исследовательский характер, поэтому имеют свои недостатки, а вся их совокупность структурируется по группам.

Группы классификации:

  1. По происхождению – опасности могут быть естественные, техногенные, антропогенные, экологические, военные, политические, комбинированные;
  2. По времени их проявления – постоянные, периодические, эпизодические, мгновенные;
  3. По своей локализации опасности могут быть связаны с атмосферой, гидросферой, литосферой, космосом;
  4. Различаются они и по последствиям – травмы, заболевания, аварии, пожары, летальные исходы;
  5. По проявлениям – это бытовые, дорожно-транспортные, производственные, военные, спортивные;
  6. По своей структуре могут быть простые опасности и сложные;
  7. Пассивные и активные по характеру воздействия;
  8. По видам потоков в жизненном пространстве выделяют энергетические, массовые, информационные опасности;
  9. По величине потоков – это допустимые опасности, предельно допустимые, опасные, чрезвычайно опасные;
  10. По времени возникновения опасности могут прогнозироваться или возникать спонтанно;
  11. По длительности воздействия – постоянные, переменные, кратковременные;
  12. Негативное воздействие по объектам – воздействие на человека, воздействие на природную среду, воздействие на материальные ресурсы, опасности комплексного воздействия;
  13. По количеству людей, подверженных опасному воздействию – индивидуальные опасности, коллективные, массовые;
  14. По площади зоны воздействия – локальные, региональные, межрегиональные, глобальные;
  15. Вид зоны воздействия – помещение, какая-либо территория;
  16. Способность людей идентифицировать опасность – ощущаемые, неощущаемые;
  17. Вид негативного воздействия опасности – вредные, травмоопасные;
  18. Вероятность воздействия – потенциальные, реальные, реализованные.

Все имеющиеся классификации опасностей характеризуются разной степенью разработанности. Они, как правило, охватывают отдельные группы опасностей и строятся с учетом определенных признаков – среда развития, генезис, механизм развития опасных процессов, масштабы проявления опасностей, характер их воздействия и др. Единообразие в перечне опасностей отсутствует. Авторы в основном предлагают системы соподчиненных понятий – классы, типы, группы, виды, которые выделяются на основе общих признаков объектов и их связей, а не классификации опасностей.

Классификация опасностей и их описание требуют довольно широкого подхода, потому что от выбора правильного решения и эффективных мер зависит обеспечение безопасности. Институт геоэкологии РАН, учитывая эти требования, разработал общую классификацию техногенно-природных и природных процессов и явлений. Часть этой классификации, которая касается только природных процессов, приводится в монографии под общей редакцией В.А. Владимирова «Природные опасности и общество». Все опасные явления в ней группируются по классам, группам и типам. Среда, в которой происходит формирование и развитие опасных процессов и явлений, является ведущим признаком выделения классов.

Замечание 2

Например, для природных процессов и явлений выделяется $3$ класса процессов – атмосферные, литосферные, гидросферные, которые можно в дальнейшем дополнить другими классами процессов – планетарными, космическими и др. По характеру причин и условиям развития в этих классах выделяют $3$ группы процессов – естественные, антропогенные, комбинационные. Точно также гидросферные процессы подразделяют на $2$ подгруппы – морские и континентальные. Континентальные процессы, в свою очередь, делятся на типы – процессы и явления шельфа, склонов морей и океанов, морских вод и течений, поверхностных вод.

Современная цивилизация научилась предсказывать некоторые катастрофы и даже успешно им противостоять. Чтобы действовать против природных процессов необходимо хорошо их знать – как они возникают, каков механизм их действия, условия распространения. Загадкой остаются ещё многие явления и процессы, происходящие в среде обитания человека, а образовательная область безопасности жизнедеятельности способствует получению знаний о природе возникновения и развития опасных природных процессов, аварий, катастроф, в какой бы сфере они не происходили.

Противоположности притягиваются?

Семьи, построенные людьми с разными темпераментами, характерами, считаются более крепкими. Классический пример такого союза — герои Веры Алентовой и Алексея Баталова в фильме «Москва слезам не верит», Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе Толстого «Война и мир». Но не в киношной или книжной, а в реальной паре, созданной перфекционистом и его антиподом, по мнению психиатра Михаила Гордеева, возникнут серьезные проблемы. 

«Маловероятно, чтобы они сошлись. И даже большая любовь быстро погаснет, потому что они разные в восприятии мира. Ведь в паре человек часто ставит критерии в отношении партнера. И перфекционист может ставить критерии в продуктивности, пунктуальности, красоте. У него может быть идеал красоты, и ему, скажем, понравится красивая женщина, но утром она все равно проснется с помятым лицом, а это уже нарушение идеала». 

Какова сумма ущерба?

Вред, причиненный имуществу или юридическому лицу, подлежит компенсации в полном размере. Сумма ее сводится к переводу в денежный эквивалент полученного ущерба. Если вопрос не удается решить мирным путем или возникли какие-либо недоразумения, то к его решению привлекают специального эксперта, который имеет право на проведение подобного рода оценки. В этом случае в выводах экспертов озвучивается сумма, которая и будет являться размером компенсации.

Если человек работает в сфере, где опасность значительно повышена и ему был нанесен ущерб, то компенсации принадлежат:

  • расходы, которые пошли на его лечение и реабилитацию;
  • утраченная зарплата, деньги, которые человек смог бы заработать, если бы не получил травму.

Если из-за полученных травм человек умер, то на компенсацию могут рассчитывать лица, являющиеся членами его семьи, например мать, жена, дети. Эти лица получат компенсационные выплаты, которые равны части его заработка, пошедшего на содержание семьи при жизни.

Также можно рассчитывать на возмещение морального ущерба, но в законодательстве нет четкого определения размера компенсации

В этом случае необходимо принять во внимание особенности личности потерпевшего, его реакции на произошедшее, характер нанесенного ущерба и другие фактические обстоятельства по делу. А вот судам необходимо во время принятия решения руководствоваться принципами справедливости и разумности

Источники и деятельность, непосредственно связанная с ними, несут дополнительную угрозу для окружающих. Именно поэтому на их владельцев возлагается дополнительная ответственность за вред источника повышенной опасности, в том числе и обязательства по возмещению ущерба, даже если вина не была доказана. Условий для освобождения от ответственности очень мало, и обо всех можно узнать из статей в законодательстве РФ. Так что в большей степени владельцам источников опасности приходится в полном объеме возмещать причиненный вред пострадавшему или членам его семьи.

Для того чтобы этого избежать, важно соблюдать правила техники безопасности на предприятиях, инструкции по эксплуатации станков и сложных механизмов, а также требования к перевозкам и обращению с опасными веществами

Как становятся перфекционистами?

Врач-психиатр Научного центра персонализированной медицины Надежда Соловьева считает, что перфекционизм бывает врожденным и приобретенным. 

«У человека есть эндопсихика — то, что передается по наследству, то, что невозможно исправить, и экзопсихика — то, что человек приобретает в течение жизни и с чем можно работать. У перфекционистов и тех, кто ни за что особо не переживает, есть и та, и та составляющая. Если в генотипе заложена тревожность, если это эндопсихическая составляющая, то человек имеет больше шансов стать перфекционистом. А дальше окружение и воспитание формируют его. Если близкие люди ребенка тревожатся, он будет стараться подражать взрослым. Если окружение расслабленное, флегматичное, ребенок будет подстраиваться под него. Но в подростковом возрасте он уже сам начнет выбирать».

Психиатр Михаил Гордеев считает, что влияние родителей на формирование перфекцониста более сильно, чем наследственность. 

«Бывает, перфекционисты-родители воспитывают перфекционистов. А иногда родители чего-то сами не смогли добиться в жизни, но считают это очень важным и реализуют свое стремление через ребенка. Этого, по их мнению, должен достичь их ребенок, он должен быть лучшим, несмотря на то, что сам родитель сделать этого не смог».

Михаил Гордеев отмечает, что перфекционисты в детстве подвергались моральным наказаниям за неудачи, например, мама могла несколько дней не разговаривать с ребенком за плохое поведение, двойку или тройку, не выучил урок. 

«Перфекционизм — это состояние, которое воспитывается боязнью наказания, притом речь не только о физических наказаниях. Моральное отвержение может быть гораздо страшнее для ребенка, чем лишение сладостей, запрет на прогулку и мультики, даже физические наказания. И когда перфекционист вырастает, он боится отвержения уже не мамы, а друзей, коллег, возлюбленного, для него наказание — неуважение и неприятие окружающих». 

Перфекционисты боятся не только неуважения, они боятся быть опозоренными. И эти установки тоже закладываются близкими взрослыми. 

Определяем опасные источники

К ним можно отнести процессы, которые могут оказать негативное влияние на человека, природу, объекты.

Источники можно разделить на:

  1. Естественные.
  2. Действия людей.
  3. Комбинированные.

К первой категории основного понятия опасности относятся:

Наводнения.

  • Землетрясения.
  • Глобальное потепление.
  • Космические тела.
  • Солнечная активность.

Ко второй категории относятся:

  • Военные конфликты.
  • Экологические катастрофы.
  • Техногенные опасности.
  • Радиоактивное излучение.

К техногенным источникам можно отнести:

  • Транспортные средства.
  • Оборудование.
  • Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости и вещества.
  • Химические вещества и работа с ними.
  • Работа с электричеством.

Также можно выделить социальные и политические источники.

К социальным относятся:

  • Неблагоприятные условия существования.
  • Преступность.
  • Бродяжничество.
  • Употребление спиртных напитков.
  • Проституция.
  • Стычки на межнациональном уровне.
  • Забастовки, акции протеста.

К политическим относятся:

  • Международные конфликты.
  • Терроризм.
  • Вооруженные конфликты, войны.
  • Идеологические конфликты.

К комбинированным источникам относятся:

  • Естественные опасности, вызываемые деятельностью человека и природные катаклизмы.
  • Социальные. Эпидемии заболеваний, инфекций. Наркомания. Онкологические заболевания.
  • Техногенные. Профзаболевания. Массовые психические отклонения. Воздействие на подсознание массовых средств информации и специальных технических средств.

Далее более подробно рассмотрим понятие опасности.

Постоянные источники опасностей

Носителями опасностей, т.е. их источниками являются:

  1. Естественные процессы и явления, которые возникают в результате взаимодействия человека с окружающей средой;
  2. Некоторые элементы техногенной среды;
  3. Действия самого человека, его труд, средства труда.

Все эти источники могут таить в себе угрозу опасности. Опасности имеют свои признаки.

К ним относятся:

  1. Угроза для жизни человека;
  2. Нанесение ущерба здоровью;
  3. Нарушение нормального функционирования экологических систем.

Замечание 1

Опасность не появляется на пустом месте и не возникает ниоткуда. Она зарождается для данного объекта накоплением и действием негативных факторов. Прежде чем оценить содержание опасности или угрозы, надо определить и проанализировать вызывающие их факторы. Например, чтобы оценить группу учащихся на опасность её криминализации, надо определить неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на данную группу.

К таким факторам могут быть отнесены:

  1. Бесконтрольность со стороны взрослых;
  2. Безволие участников группы, их безответственность, незанятость;
  3. Дурной пример;
  4. Подстрекательство и др.

Воздействие неблагоприятных, т.е. опасных факторов может угрожать жизни и здоровью людей, той среде, в которой они обитают, угрожать имуществу, правам и интересам.

Фактор опасности может быть внешний и внутренний, скрытый и явный, он может увеличиваться и уменьшаться, его можно предотвратить, устранить, блокировать. Если внешние и внутренние опасные факторы начинают накапливаться, то степень опасности повышается и может дойти до чрезвычайной ситуации. В жизни человека опасные факторы существуют везде и всегда, но далеко не все из них реально могут действовать, например, висящее на стене ружьё не обязательно должно выстрелить и совсем не факт, что змея обязательно укусит. Объект, находящийся под воздействием опасных факторов, приобретает нежелательные для себя качества и динамику развития – ухудшаются свойства и результаты функционирования.

За всё время существования человечества постоянными источниками опасностей, которые угрожали отдельным личностям или обществу в целом относят такие как:

  • Альтернативная природа человека. Речь идет о способности человека быть гуманным и антигуманным, быть созидателем и разрушителем. Создать одноальтернативных людей гуманно-созидательного типа невозможно. Историческая практика доказывает это, нигде в мире ещё не удалось «убить в человеке зверя», искоренить преступное поведение людей, уничтожить пьянство, наркоманию и др. А вот масштабы этих негативных человеческих черт носят исторический характер и, действительно, будут зависеть от воспитания и условий жизни.

  • Другим источником опасностей выступает альтернативная природа общественно-политических институтов. Имеющиеся на сегодняшний день политические партии, группы, течения, организации и, даже, государства, могут выбрать для себя ту или иную линию поведения – она может быть прогрессивной, реакционной, гуманной, антигуманной. В развитии цивилизации доминирует насилие и $XXI$ век не является исключением, применяя военно-силовую политику. Парадоксом является то, что военная сила, которая сегодня используется, проходит под лозунгами борьбы за мир и безопасность народов.

  • Ошибки деятельности являются ещё одним постоянным источником опасности. Как известно, ряд высокопоставленных отдельных людей, да и целые общественно-политические институты игнорируют негативные последствия своей деятельности для будущих поколений. Подобное невежество и историческая безответственность должны быть навсегда изжиты. Многие экономические, демографические, экологические проблемы являются их следствием. Постоянный мониторинг опасностей поможет сократить число безответственных и неверных решений, принимаемых во всех сферах жизни общества.

  • Постоянным источником опасности является нестабильность природных процессов. Благоприятные условия для жизни людей могут стать разрушительными и неблагоприятными. Обойти или смягчить многие опасности этой природной нестабильности возможно при научно-техническом прогрессе и активном международном сотрудничестве.

  • С общественным развитием возрастает роль такого постоянного источника опасности как техносфера. Это искусственная сфера или «вторая природа». Этот источник опасности сегодня выходит на первое место, угрожая цивилизации гибелью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector