Реферат «теория военного искусства»

Вооружение имперской армии

Художник Darko Pavlovic

В части вооружения имперская армия, в описании Монтекукколи, достаточно консервативна. В первую очередь это касается доспехов. Защита пехоты состоит из кирас или полукирас, наплечников и набедренников, наручей, открытых шлемов морионов, а так же щитов рондашей (небольшие круглые) и тарчей (восточно-европейские трапециевидной формы). Кавалерия уже отказалась от доспехов в три\четверти по причине низкого качества как конского состава, так и всадников, а использует переднюю и заднюю полукирасы. Причем передняя полукираса должна выдерживать попадание мушкетной пули. Правда, не указана дистанция выстрела. На руках наручи до локтя. Шлемы в кавалерии используются бургиньоты с железными пластинами на затылке и на ушах. Нужно отметить, что как в ходе Тридцатилетней, так и Английской Гражданской войн солдаты часто отказывались от доспехов или заменяли их кожаными колетами.

Художник Darko Pavlovic

В качестве огнестрельного оружия используются мушкеты, карабины (нарезные), мушкетоны (с раструбом ствола) и пистолеты. Дистанция стрельбы мушкета обозначена в 600 футов (300 шагов). Насколько эффективна стрельба на такой дистанции – не отмечается. Монтекукколи ввел в армии мушкеты, которые имели одновременно кремневый и фитильный замок. Первый можно использовать для скрытности, что бы тлеющий фитиль не выдавал стрелка огнем и запахом, второй – когда сложный механизм первого курка выйдет из строя. Интересно, что когда многие страны уже отказались от сошки, имперцы продолжают ее использовать для лучшей точности стрельбы. Сошка должна быть заостренной в верхней части, что бы можно было использовать в качестве рогатины против кавалерии.

Полевая артиллерия стреляет ядрами, картечью в картузах, гранатами и камнями (!). После Тридцатилетней войны гранаты появились и на вооружении пехоты.

Художник Darko Pavlovic

Пики пехоте надлежит иметь до 18 футов, причем 3 фута приходится на захват рук. Пики шестой шеренги должны доставать до первой шеренги.  Пику держат по разному против конницы и пехоты. Против конницы держат правой рукой, подток упирают в землю под ступню правой ноги, а в левой руке держат шпагу. Против пехоты правая рука держит пику у пояса, левый локоть упирается в согнутое бедро левой ноги.

Кавалерия в качестве холодного оружия использует палаши и шпаги, дополняя их пистолетами и мушкетонами в первых шеренгах. На вооружении легкой восточной конницы Монтекукколи специально не останавливается, но там кроме тарча могла оставаться на вооружении легкая пика, а иногда еще и лук.

Драгуны – пехота на лошадях с облегченными мушкетами, полупиками и шпагами. Должны быстро овладеть позицией и упредить врага на подходе. Снабжаются мотыгами и лопатами. Могут стоять на конях в промежутках между батальонами или за батальонами, стреляя поверх голов, но чаще сражаются пешими.

Книга Монтекукколи “Общие принципы военного искусства” содержит рекомендации по организации снабжения армии, устройстве лагерей, стратегемы, описываются войны с турками, но в силу размеров статьи ограничимся тем, что есть.

Военная история – история родов войск

Самая первая книга, которую я прочел по истории родов войск еще в школе, была книга Ф. Энгельса. Я был удивлен, так как меня, как и любого школьника, заставить читать классиков марксизма было невозможно. Но статьи Энгельса, посвященные отдельно армии, пехоте, кавалерии, артиллерии и фортификации меня очень заинтересовали.

В середине и второй половине 19 в. появляется много книг по военному делу, ставших классикой. Всеми критикуемый сейчас Рюстов пишет интересную книгу «История пехоты». Достаточно подробная аналитика истории военного дела пехоты начиная с античности. Интересная история приключилась примерно в это же время с историей конницы. С подачи великого князя Николая Николаевича Главный штаб российской армии провел конкурс на лучшую книгу по всемирной истории конницы. Были обещаны серьезные награды. На конкурс были поданы всего две книги. Причем, книга, занявшая первое место «История конницы» принадлежала канадскому офицеру Дж. Денисону. Но, поскольку о русской коннице там практически не было сказано, денежную премию тихонько зажали и конкурс аннулировали. Вторая книга «История конницы» была написана русским офицером, полковником М. Марковым, который издал ее за свой счет, опередив Денисона. Обе книжки достаточно интересны. «Конница на войне» Тараторина, кстати, во многом использует труд Денисона. Из современных книг лучше выбрать «Всадники войны. Кавалерия Европы» коллектива авторов. Там тоже не обошлось без влияния других исследователей, например А.Н. Кирпичникова в разделах о русской коннице или книг серии Варгейм Ресёч Групп и Оспреев. Но составлена книга, на мой взгляд, хорошо, много красивых иллюстраций, подробная информация.

Армия Габсбургов после Тридцатилетней войны

Монтекукколи подробно расписывает структуру и тактику имперской армии по окончании Тридцатилетней войны. Условная армия имеет 40 000 человек, без учета артиллерии. По фронту разделяется на три баталии, правое (авангард) и левое (арьергард) крылья и центр (кордебаталия). Баталии состоят из бригад, в которые входят батальоны и эскадроны.

Пехота состоит из 16 полков по 1500 человек. Это 16 батальонов + 32 взвода мушкетеров, приданных к коннице. 16 батальонов на поле располагаются в две линии. По 6 батальонов в каждой линии. По два батальона составляют резерв каждой линии и находятся на флангах позади линии с целью укрепления ее углов. Итого 24 000 пехотинцев.

Кавалерия из 12 000 всадников имеет 16 полков кирасиров. В каждом полку из 750 человек 5 эскадронов. Эскадроны строятся на флангах пехоты в две линии и имеют тактические резервы в каждой линии. Несколько эскадронов стоят в центре строя. Помимо этого 2000 драгун – два полка и 4 эскадрона.  На каждом фланге по 800 и позади каждой линии по 200 и 2000 легкой кавалерии – два полка. По 2 эскадрона на флангах и два в центре каждой линии.

100 пушек различного калибра по всей длине фронта в промежутках, преимущественно между пехотой для лучшей их защиты. Малые орудия расставляют между эскадронами.

Расстояние между линиями в 150-200 шагов позволяет оптимально взаимодействовать линиям, не расстраивая друг друга. 300 шагов между линиями нужны, если позади первой линии располагаются частные резервы. В линиях должны быть интервалы, равные фронту эскадронов и батальонов, которые стоят в шахматном порядке.

Полки – административные единицы в 1500 воинов – состоят из десяти рот, которые делятся на отделения по 40 человек, а те на декурии по 8-10 человек. В полках две трети мушкетеры, треть пикинеры. В роте 144 солдата и шесть офицеров. Капитан, лейтенант, фенрих, сержант, капрал, фурьер. Из 144 солдат 88 мушкетеров, 48 пикинеров, 8 рондаширов. (Все еще существуют рондаширы!)

Цифры при пересчетах не всегда совпадают, потому что тактически полк строится в батальон в шесть шеренг в глубину и начальной единицей там служит звено в 6 человек. В отделении 4 звена, в их составе капрал и 3 звеньевых, которые относятся к рядовому составу.

Батальон строится следующим образом. В центре 480 пикинеров (80 рядов, 6 шеренг), перед ними 80 мушкетеров, стоящих в полный рост или на одном колене. Перед ними 80 рондаширов. По 240 мушкетеров на крыльях по 6 шеренг глубиной, 160 мушкетеров в задних шеренгах на лошадях или телегах стреляют поверх голов или служат резервом рукавам. И 160 мушкетеров полка не входит в состав батальона, а придаются кавалерии.

Эскадрон кавалерии в 150 человек разворачивается в три шеренги, 50 по фронту. Интервалы между эскадронами 18 шагов, что бы помещалось отделение мушкетеров 8 по фронту и 5 (!) в глубину. Эскадроны могут делиться на корнеты.

Открытые интервалы между солдатами в строю – для пехоты и всадников 4-5 футов между рядами и между шеренгами. Через такие интервалы мушкетеры способны проходить сквозь пикинеров. Плотные интервалы 3 фута по фронту и в глубину для пехоты, 4 фута по фронту и 8 в глубину для всадников. Расстояние между пикинерами и рукавами мушкетеров 6 шагов. Между эскадронами и пехотой тоже не больше 6 шагов.

Сомкнутые пикинеры сдерживают кавалерию, отталкивают непрерывным огнем мушкетеры, которые могут стоять на одном колене под пиками, из задних шеренг делают вылазки рондаширы. Мушкетеры рукавов стреляют шеренгами и встают на колено перезаряжаться или отходят в заднюю шеренгу или за пики при необходимости. Монтекукколи не упоминает одновременный залп всеми шеренгами. Для шестишереножного строя при атаке батальона противником с фронта и тыла по три шеренги смотрят в разные стороны.

Для облегчения передвижения в атаке батальон может быть разделен на две (и даже три) равные части, двигающиеся параллельно друг другу. Тогда батальоны могут быть и по 500 человек. Вторая линия может разделиться и выйти на крылья первой линии для охвата противника, как сделал Сципион при Заме или шведский генерал Банер в 1639 окружил имперцев под Мельником.

Из легкой конницы и драгун можно устраивать завесу перед армией, изматывать противника, своим войскам давая передышку. Но первая линия должна быть предупреждена, что завеса из легкой конницы будет вынуждена отступать и уклоняться от боя, что бы не возникла паника у позади стоящих.

Конспект

Вершиной полководческого искусства Потемкина была вторая турецкая война. А самым блестящим проявлением его таланта — осада Очакова. Обычно ее приводят как пример бездарности главнокомандующего, но это не так. Очаков был единственным опорным пунктом, который турки удержали после поражения в первой турецкой войне. Потемкин весной 1788 года направляет туда нашу армию. Турки присылают свой флот в Днепровский лиман. У турок — линейные корабли, мощь и гордость султанского флота. У нас — гребные галеры и плавучие батареи. Но во главе стоят неустрашимый капитан Алексиано (грек, перешедший на русскую службу в первую турецкую войну), принц Нассау-Зиген польского подданства и франко-немецкого происхождения, прославивший свое имя в рядах русского флота, и знаменитый американец Поль Джонс, считающийся отцом флота Североамериканских Соединенных Штатов.

За месяц — не имея, казалось бы, никаких шансов на победу — они сожгли флот султана. В эту победу внес свою лепту и Суворов. Когда турецкий флот бежал мимо Кинбурна, он был добит неожиданным огнем замаскированных батарей. Наша армия подошла к Очакову. Казалось бы, надо брать! Но в это время на политическом горизонте России сгустились тучи. Англия и Пруссия не могли принять стремительного усиления России и подталкивали Швецию объявить нам войну. Король шведский Густав III, зная, что лучшие силы русских далеко на юге, решил отбить назад и Ригу, и Ревель, и Выборг — и угрожать самому Петербургу! Екатерина Великая обратилась к населению столицы и крестьянам пригородных деревень с просьбой добровольно вступить в гребной Балтийский флот. Но и этого бы не хватило, если бы во главе Балтийского флота не стоял герой Чесмы адмирал Дрейк. Когда шведы объявили нам войну, Дрейк встретил их у Гогланда и разгромил.

Развернувшаяся на севере война, вооружающаяся Пруссия, интригующая Англия — все это привело Потемкина к парадоксальной мысли: если быстро взять Очаков, на наших рубежах появятся пруссаки с англичанами. А пока под Очаковом мы будем демонстрировать неспособность, они не двинутся, решив, что мы и так проиграем. Он начал тянуть время. Никто в штабе не мог понять почему. Пылкий Суворов попытался взять крепость без приказа. Атака провалилась: Суворов был ранен в шею, потерял 200 человек. Войска ропщут. Потемкин не обращает внимания на многочисленные обвинения. В конце ноября лед сковал Балтику. Побережье Черного моря тоже покрылось льдом. Теперь английский флот нам не страшен. И прусская армия по такому морозу не пойдет. В день Николая Угодника Потемкин посылает войска на приступ Очакова. Штурм длился 45 минут. Крепость пала. Противник лишен единственного стратегического опорного пункта. За Очаков Потемкин получил орден Святого Георгия I степени.

Следующий год был уже годом славы Суворова. Его корпус осуществлял связь между русскими и австрийскими войсками в Молдавии. Великий визирь Ахмед-паша решил зажать армию Потемкина в клещи. С юга Молдавии от Измаила на север отправились 30 тысяч турок. Но основную массу в 100 тысяч визирь решил послать в обход. Потемкин поверил и основную часть наших войск направил к измаильской стороне. Визирь переходит Дунай. У него на пути Суворов с семью тысячами, но за сутки он подошел к принцу Кобургскому, командовавшему австрийцами. Теперь союзников 25 тысяч. В четыре раза меньше, чем турок, но во главе с Суворовым. Утром 11 сентября он форсировал овраг на Рымникском поле и штурмом взял первый турецкий лагерь. Потом второй. И наконец, перед ним открылся третий — лагерь самого великого визиря. Русская пехота отстала, а по уставу только пехота вместе с кавалерией может атаковать полевые укрепления. Но Суворов понимал: на поле боя каждая минута дорога. Он приказал немедленно атаковать. Наши кавалеристы ворвались и изрубили турецкую артиллерийскую прислугу, а за ними уже бежала пехота со штыками наперевес. Напрасно великий визирь вышел из шатра и с Кораном в руках умолял остановиться: турки бежали, не обращая внимания ни на него, ни на священную книгу. Он сел в карету и поспешил обогнать свою армию, первым проехал по понтонному мосту через реку Рымник. Следом грянула армия. Веревки моста лопнули. Турки гибли в бурных водах реки. Подоспели венгерские гусары и вместе с казаками рубили их на берегу Рымника. Армия султана перестала существовать. Визирь, пораженный катастрофой, скончался через неделю от сердечного приступа.

Слава Суворова загремела по всей Европе. Император германской Священной Римской империи даровал ему титул имперского графа, Екатерина Великая — титул графа Рымникского и Георгиевский крест I степени. С той поры Суворов в истории нашей страны — граф Рымникский. Величайший из наших полководцев. 

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Автор

Разин Евгений Андреевич История военного искусства (Том 1)

Евгений Андреевич Разин

Разин Евгений Андреевич

История военного искусства.

XXXI в. до н. э. — VI в. н. э. (т. 1)

{1}Так помечены ссылки на примечания. Примечания в конце текста

Из предисловия: В настоящем, первом, томе, который печатается по изданию: Е. А. Разин. «История военного искусства», т. 1, Воениздат 1955 г., показано военное искусство примитивных рабовладельческих государств (Египет, Ассирия, Персия) и классических рабовладельческих государств (Греция и Рим). Здесь только опускается введение к курсу «Истории военного искусства», в котором изложены основы марксистско-ленинского учения о войне и армии, задачи и содержание истории военного искусства.

С о д е р ж а н и е

Профессор генерал-майор Разин и его «История военного искусства»

Глава первая. Военное искусство древнейших народов

Глава вторая. Военное искусство рабовладельческой Греции

Глава третья. Военное искусство древней Македонии и эллинистических государств

Глава четвертая. Развитие военного искусства в пунических и македонских войнах в III-II веках до н. э.

Глава пятая. Развитие военного искусства в войнах народов, боровшихся с рабовладельческим Римом в I веке до н. э.

Глава шестая. Развитие военного искусства в войнах народов, боровшихся с Римской рабовладельческой империей в I-IV веках н.

. э.

Глава седьмая. Развитие военного искусства в войнах народов, боровшихся с Восточной Римской империей в V-VI веках

Заключение

Библиография

Хронологическая таблица

Указатели{353}

Примечания

Профессор генерал-майор Разин и его «История военного искусства»

В 1939 году доцент Военной академии имени М. В Фрунзе полковник Евгений Андреевич Разин принес в Военное издательство свой четырехтомный труд «История военного искусства с древнейших времен до первой империалистической войны 1914-1918 гг». Это исследование, которому автор посвятил несколько лет упорной работы, явилось в нашей стране после 1917 года первой попыткой разработки богатого опыта истории войн и развития военного искусства. Значение и необходимость такого труда в то время были огромны. Наши военные академии не имели еще тогда удовлетворительного учебника по истории военного искусства. Потребность в такой работе остро ощущалась и среди начальствующего состава РККА. Поэтому работе полковника Е. А. Разина в Воениздате была дана «зеленая улица» и в том же 1939 году первых два тома его труда вышли в свет.

В армии и на флоте они были встречены с большим интересом. В военно-научных кругах труд Е. А. Разина признавался лучшим исследованием в области военного искусства до мировой войны. Пристальному вниманию подверглись изданные тома со стороны политического руководства вооруженных сил. Весной 1940 года Политическое управление РККА направило свою комиссию в Военную академию имени М. В. Фрунзе, которая изучила состояние научно-исследовательской работы по военной истории. После ее работы состоялось совещание преподавателей военной истории академий и училищ Московского гарнизона, на котором был зачитан доклад комиссии. В нем отмечалось, что, несмотря на то, что труд Е. А. Разина является значительным успехом в разработке военной истории, исследование вопросов марксистско-ленинского учения о войне и армии все же недостаточно разработано …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector