Введение в курс основы организации тушения пожаров и проведения аварийно спасательных работ (пожарная тактика) тема 1

Система связи и ее элементы

Связующий компонент является специальным видом получения и передачи уведомлений о возникших бедствиях, пожарах, техногенных катастроф.

В основе ее лежит передача сообщений от граждан, и различных автоматических сигнальных средств, отвечающих за пожарную безопасность. Информация в короткие сроки поступает на основной центр, управляющий системой связи (ЦУС), а также на пункт связи территориальной пожарной части (ПСЧ).

Система связи представляет собой современный технически оснащенный организационный комплекс.

Включает следующие компоненты:

  • узел связи, который объединяет всё оборудование для эффективного обмена сообщениями с управляющими органами, противопожарными подразделениями и должностными лицами;
  • канал связи включает технические силы, которые обеспечивают обмен необходимой информацией. Это передатчик, устройства для приема сообщений и сама линия связи;
  • обслуживание за состоянием связующего оборудования. Этот компонент включает проведение проверок работоспособности всех средств, подготовка их к транспортировке, обеспечение хранения;
  • эксплуатационно-технические мероприятия согласно документации;
  • средства – это общая база, которая собирает, обрабатывает и распределяет поступившие сообщения. В них также хранится вся полученная информация в течение установленного срока;

Ресурсы направлены на соблюдение точности передаваемой информации. Все технические средства обладают определенным уровнем износа, т.е. временем наработки до списания.

Связь в пожарной системе осуществляет ряд функций:

  1. эффективно принимает и отправляет в необходимые инстанции уведомления о ситуациях чрезвычайного характера;
  2. производит по запросу отправку дополнительного оборудования для недопущения или устранения пожароопасной обстановки;
  3. проводит наблюдение за подразделениями, которые участвуют в ликвидации возгораний;
  4. осуществляет своевременный обмен оперативными данными между пожарными расчетами и вспомогательными подразделениями, с которым ведется сотрудничество в ситуации ликвидации пожара;
  5. оповещает государственные органы и вышестоящие инстанции обо всех изменениях в ходе противопожарной деятельности.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Подготовка газодымозащитников

Расчет общего времени работы звена ГДЗС в непригодной для дыхания среде (Тобщ.)

Для расчета Тобщ. необходимо перед входом в непригодную для дыхания среду определить в составе звена ГДЗС наименьшее значение давления воздуха в баллоне и вычесть из него значение давления воздуха, необходимого для устойчивой работы редуктора. Полученный результат умножить на вместимость баллона (л) и разделить на средний расход воздуха при работе в дыхательных аппаратах (40 л/мин) и коэффициент сжимаемости воздуха Ксж.=1,1

Тобщ.= (270 – 10) х 7 л / 40 л/мин х 1,1

270 кгс/см 2 – наименьшее давление воздуха в баллонах при включении в дыхательные аппараты;

10 кгс/см 2 – давление воздуха, необходимое для устойчивой работы редуктора;

7 л – вместимость баллона;

40 л/мин – средний расход воздуха при работе в дыхательном аппарате;

1,1 – коэффициент сжимаемости воздуха при давлении 300 кгс/см 2 .

Зная значение Тобщ. и время включения в дыхательный аппарат, можно определить ожидаемое время возвращения звена ГДЗС (Твозв.) из задымленной зоны, которое будет составлять:

Твозв. = 12ч.15мин + 41 мин = 12ч.56мин.

Расчет контрольного давления воздуха в дыхательном аппарате (Рк.вых.), при котором необходимо выходить на свежий воздух.

Для определения Рк.вых. при работе в дыхательном аппарате необходимо, во-первых, определить значение максимального падения давления воздуха (кгс/см 2 ) при движении звена ГДЗС от поста безопасности до конечного места работы (определяется командиром звена ГДЗС), затем прибавить к нему половину этого значения (кгс/см 2 ) на непредвиденные обстоятельства и значение остаточного давления воздуха в баллоне (10 кгс/см 2 ), необходимого для устойчивой работы редуктора.

Рк.вых.= 25 + 12,5 + 10 = 47,5 кгс/см 2

Расчет времени работы в дыхательных аппаратах у очага пожара (Траб.)

Tраб.= (250 – 47,5) х 7л / (40 л/мин) х 1,1 =

250 кгс/см 2 – наименьшее давление воздуха в баллонах по прибытию к очагу пожара;

25 кгс/см 2 – Рк.вых.;

7 л – вместимость баллона;

40 л/мин – средний расход воздуха при работе в дыхательном аппарате;

1,1 – коэффициент сжимаемости воздуха при давлении 300 кгс/см 2 .

Твых=Ту оч+Траб= 12ч.15мин+0ч32 мин=

Расчет контрольного давления воздуха в дыхательном аппарате (Рк.вых.), при котором необходимо выходить на свежий воздух при эвакуации пострадавшего:

Рк.вых.= (25 + 12,5) х 2 + 10 = 85 кгс/см 2

Вывод по вопросу: умение проводить расчёты необходимо для определения запаса воздуха и времени пребывания звена ГДЗС в СИЗОД в НДС при обнаружении очага пожара, пострадавшего.

Расчет давления (Рmax.пад.), которое газодымозащитники звена могут максимально израсходовать при следовании к очагу пожара (месту работы), в случае если очаг пожара (место работы) не будет ими найден.

Рmax.пад.= Рmin.вкл.-10 / 3 (2,5)

3 (2,5) – коэффициент, учитывающий необходимый запас воздуха на обратный путь с учётом непредвиденных обстоятельств, для проведения спасания людей, необходимости дегазации, дезактивации СЗО ИТ (СЗО ПТВ) при их применении в сложных условиях (при нормальных условиях работы).

Расчет давления (Рвых.), при котором звену ГДЗС необходимо выходить из НДС, если очаг пожара (место работы) не будет найден:

Рвых= Рmin.вкл – Рmax.пад

Расчёт промежутка времени Т с момента включения в СИЗОД до подачи команды постовым поста безопасности ГДЗС на возвращение звена ГДЗС из НДС, если очаг пожара (место работы) не будет найден.

ΔT= Рmax.пад х Vб / 40 х Ксж

Ксж=1,1 при Рmin.вкл > 200кгс/см 2 ,

Ксж=1,0 при Рmin.вкл ≤ 200кгс/см 2

Расчёт времени подачи команды постовым на возвращение звена ГДЗС из НДС (Твых), если очаг пожара (место работы) не будет найден.

Твых=Твкл+ΔТ

Вывод по вопросу: при условии, если очаг пожара (место работы) не будет найден необходимо рассчитать давление, при котором звену ГДЗС необходимо выходить из НДС и временя подачи команды постовым на возвращение звена ГДЗС из НДС.

Общий вывод по пройденной теме: знание методики проведения расчётов параметров работы в СИЗОД необходимо для определения запаса воздуха и времени пребывания звена ГДЗС в СИЗОД в НДС.

Методика проведения расчетов параметров работы в СИЗОД (средствах индивидуальной защиты органов дыхания) — это установленный алгоритм вычислений, позволяющий сотрудникам подсчитать необходимое количество кислорода при выполнении работ в непригодной для дыхания среде. Чтобы просчитать параметры правильно, необходимо знать формулы.

  • Изменение и прекращение обязательств
  • Обстоятельства непреодолимой силы
  • Приостановление взыскания налоговой задолженности
  • Действие разрешительных документов

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Типы

От величины допустимой полной массы:

  • легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
  • средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
  • тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

В зависимости от проходимости:

  • категория 1 — неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 — полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 — вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

По посадочной формуле:

Пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме:

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина).
Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.. По климатическому исполнению:

По климатическому исполнению:

Делятся на три группы:

  • Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
  • Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
  • Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).

Аварийно-спасательные работы

Это мероприятия, которые проводятся на основании 156 Приказа МЧС, Методических указаний № 2-4-87-1-18 и Свидетельства 4366, определяющем право на проведение АСР при пожаре.

Работы по АСР во время аварии охватывают ряд направлений.

Спасение людей и животных

Вывод из охваченного огнем здания осуществляется параллельно с тушением пожара. Если ресурсы подразделения ограничены, то сначала организуется эвакуация людей из очага возгорания (дом, предприятие, больницы, детские учреждения, школы, метрополитен). При этом мероприятия по ликвидации пожара приостанавливаются.

Спасение населения всегда происходит в первоочередном порядке. Перемещение пострадавших производится в случае, если им угрожает опасность, вместе с тем2ц они не имеют возможности покинуть зону возгорания самостоятельно.

Способы, с помощью которых производится эвакуация:

  • перемещение людей из дома в безопасное место, возможно использование технических приспособлений;
  • защита людей от воздействия огня, тепловых потоков, дыма, с применением вспомогательного оборудования;
  • самостоятельный выход пострадавших из зоны возгорания.

При возможной угрозе здоровью людей организуются посты первой помощи.

Спасение материальных ценностей

Опасные факторы возгорания угрожают уничтожением или порчей имущества. Во время ликвидации огня необходимо защитить материальные ценности либо вынести их из опасной зоны.

Разрешается использование воды, пены в том случае, если эти огнетушащие вещества не способны повредить имущество, в остальных ситуациях его можно накрыть защитной пленкой.

Эвакуация материальных ценностей из помещения проводится, если:

  • присутствует угроза уничтожения их, необратимой порчи, и отсутствует возможность защиты;
  • имущество затрудняет доступ к опасной зоне, мешает мероприятиям по тушению огня;
  • материалы взрывоопасны или горючи;
  • присутствуют вещества или субстанции, которые могут стать токсичными под действием высоких температур;
  • имущество создает дополнительную нагрузку на перекрытия конструкций, что может привести к обвалу здания.

В учреждениях, которые хранят значимые для страны материальные ценности (музеи, библиотеки, архивы) порядок эвакуации определяется заранее.

Мероприятия по спасению важных предметов проводятся не только спасательными бригадами, но и сотрудниками учреждения, военными, населением.

Обесточивание

Если горит установка, которая находится под напряжением, возникает опасность электрического поражения людей, это мешает работе специалистов. Посему во время катастрофы рекомендуется отключить электроснабжение, проследив, чтобы противопожарное оборудование продолжило получать питание.

Обесточивание производится при помощи рубильников. В случае если доступ к ним невозможен, кабели перекусываются специальными приспособлениями.

В промышленности предприятиям рекомендуется отключать оборудование после завершения или остановки процесса. По окончании работы обесточиваются компьютеры, телевизоры и остальные приборы. Это уменьшает риск возникновения пожара.

В учреждениях порядок отключения электросетей регламентируется приказом руководителя. Планирование работ выполняется заранее.

Разборка строительных конструкций и оборудования

Такие мероприятия проводятся под руководством и наблюдением уполномоченных лиц, назначенными начальником тушения пожара. Перед началом работ указывается место складирования деталей конструкций, производится отключение электрических сетей, газовых коммуникаций, изучаются планы строения. Также заранее готовятся огнетушащие средства, которые будут использоваться при обнаружении скрытых очагов огня.

Гигиена труда при тушении пожаров и проведении АСР предусматривает ряд предосторожностей:

  • требуется отслеживание состояния конструкций с целью недопущения их внезапного обрушения;
  • при необходимости сброса фрагментов деталей с верхних этажей или крыши оповещаются все сотрудники, работающие снаружи;
  • определяется траектория движения конструкций, производится ее расчет так, чтобы летящие предметы не повреждали провода;
  • на месте предполагаемого падения выставляется постовой, в темное время суток обязательно освещение;
  • демонтированные части складываются в отведенной зоне острыми краями внутрь;
  • сотрудники, производящие работы на высоте, обеспечиваются индивидуальными средствами спасения;
  • скопления пожарных в одном месте (свыше трех человек) при проведении мероприятий на кровле не допускается;
  • запрещается нарушать крепления вертикальных сооружений при разборке (антенные вышки, трубы).

Пожарная тактика – теория и практика подготовки и ведения боевых действий подразделений по тушению пожаров.

Тушение пожаров – боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Пожарная тактика на современном этапе призвана исследовать, выявлять закономерности, присущие процессам подготовки и ведения боевых действий подразделений пожарной охраны и, прежде всего, основного их вида – тушения пожаров. Поэтому она представляет собой теоретическую основу боевых действий подразделений пожарной охраны, познающую их закономерности и разрабатывающую наиболее эффективные формы и приемы тушения пожаров в минимальные сроки. Исходя из этого, пожарная тактика решает две основные задачи, тесно связанные между собой:

-познание закономерностей и разработка способов, приемов спасания людей на пожаре;

-познание закономерностей и разработка форм, способов и приемов ведения боевых действий подразделений по тушению пожара.

Для совершенствования существующих и разработки новых способов и приемов действий подразделений пожарной охраны необходимо знать их тактические возможности, изучение которых также является задачей пожарной тактики.

Подготовка к тушению и успешное тушение пожаров невозможны без правильной организации тактической подготовки гарнизонов пожарной охраны. Тактическая подготовка тесно связана с психологической подготовкой, т. е. с готовностью л/с пожарной охраны к ведению боевых действий в любых условиях обстановки на пожарах, в том числе и в стрессовых, экстремальных условиях. Эти вопросы так же относятся к задачам пожарной тактики, изучающей и исследующей проблемы подготовки к тушению и ведению боевых действий по тушению пожаров на различных объектах.

Все задачи пожарной тактики можно объединить в четыре группы:

-изучение закономерностей элементов обстановки на пожаре;

-познание сущности боевых действий подразделений пожарной охраны и разработка эффективных способов и приемов спасания людей на пожарах;

-выявление и обоснование наиболее целесообразных форм и методов организации тушения пожаров;

-изыскание форм и методов по дальнейшему совершенствованию тактической и психологической подготовки личного состава подразделений и начальствующего состава пожарной охраны.

Из задач пожарной тактики видно, что она охватывает многообразные вопросы подготовки и обеспечения боевых действий подразделений пожарной охраны по спасанию людей на пожарах и тушению пожаров. Это многообразие требует расчленения содержания пожарной тактики на ее составные части, каждая из которых исследовала бы лишь определенные области деятельности личного состава подразделений и РТП.

В пожарной тактике можно выделить, прежде всего, общую теоретическую основу, которая в равной степени относится к любому процессу тушения пожара, независимо от того, где и какими силами и средствами он может быть потушен. Это основы пожарной тактики.

При тушении пожаров на различных объектах РТП и подразделения вынуждены действовать не только на основе общих, но и частных закономерностей, присущих боевым действиям на конкретных пожарах. Это вызывает необходимость в выделении второго раздела пожарной тактики – особенности тушения пожаров на различных объектах.

Во втором разделе пожарной тактики рассматриваются частные особенности, присущие тушению пожаров на открытых пространствах, в ограждениях (зданиях) и на других объектах.

Содержание пожарной тактики призвано, в первую очередь, раскрыть сущность принципов, правил и норм, всех требований БУПО, определяющих особенности боевых действий подразделений пожарной охраны применительно к различной обстановке, складывающейся на пожарах.

Пожарная тактика принадлежит к тем областям знаний, которые в наибольшей степени носят практический характер, и поэтому ее исследования ведутся, в основном, методами анализа и обобщения боевых действий подразделений и РТП по тушению реальных пожаров.

В то же время в отдельных случаях при исследовании тушения пожаров, которые могут возникать и развиваться на новых объектах, проблемы пожарной тактики могут решаться и путем проведения экспериментальных исследований на натурных объектах или их фрагментах, а так же методами математико-статистического, имитационного моделирования.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Силы и средства РСЧС

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее – силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями. Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС России. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории РФ, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке МЧС России. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ осуществляют в установленном порядке главные управления МЧС России по субъектам РФ. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

  • в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
  • в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
  • по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории РФ осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров РФ. Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством РФ в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы. Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ. Силы и средства органов внутренних дел РФ, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector