Основная боевая задача при тушении пожаров

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5

Термины
и определения…………………………………………………………6

Условные
сокращения……………………………………………………….…12

1.
Примеры пожаров на транспорте……………………………………………13

1.1. Классификация
транспорта…………………………………………….13

1.2. Пожары на морских
и речных судах………………………………….14

1.3. Пожары на
железнодорожном транспорте……………………………51

1.4. Пожары на
автомобильном транспорте………………………………65

1.5. Пожары на
воздушном транспорте……………………………………72

2.
Противопожарная защита и тушение пожаров
на рельсовом транспорте.

Противопожарная
защита рельсового транспорта………………………..82

2.1. Руководство по
обеспечению пожарной безопасности на

специальном
подвижном транспорте……………………………………..82

2.2. Состояние
противопожарной защиты наземного
транспорта………88

2.3. Требования к
противопожарной защите метрополитена……………90

2.4. Особенности
построения систем пожарной сигнализации

транспортных
средств………………………………………………………92

2.5. Метрополитен
– объект повышенной пожарной
опасности………..94

2.6. Противопожарная
защита поездов Московского метрополитена….95

2.7. Комплексная
система охраны пожарной безопасности
Минского

метрополитена………………………………………………………………98

2.8. Система
обнаружения и тушения пожара с
использованием

порошковых модулей
и самосрабатывающих огнетушителей.

Тактика тушения
пожаров на рельсовом транспорте…………………..100

2.9. Оперативно-тактическая
характеристика железнодорожного

транспорта…………………………………………………………………121

2.10. Развитие пожаров
на железнодорожном транспорте……………..136

2.11. Тушение пожаров
на железнодорожном транспорте……………..147

2.12. Тушение пожаров
на метрополитене………………………………169

3.
Противопожарная защита и тушение пожаров
на автотранспорте.

Противопожарная
защита автотранспорта………………………………….198

3.1. Классификация
пожаров автотранспортных средств………………198

3.2. Пожарная
опасность и причины пожаров
автомобилей……………201

3.3. Противопожарная
защита автоцистерны……………………………206

3.4. Огнетушители
для автомобильного транспорта…………………….211

3.5. Автоматическая
система сигнализации и пожаротушения
для

транспортных
средств………………………………………………………215

3.6. Противопожарная
защита большегрузных автомобилей.
Тушение

пожаров на
автомобильном транспорте…………………………………..217

3.7. Возникновение
и развитие пожаров на автотранспорте…………….220

3.8. Организация и
тушение пожаров автоцистерн с ЛВЖ, ГЖ
и СУГ…227

4.
Противопожарная защита и тушение пожаров
на воздушном транспорте.

Противопожарная
защита воздушного транспорта……………………….230

4.1. Требования к
противопожарной защите аэродромов………………..230

4.2. Материалы,
применяемые в конструкции ВС и их
пожарная

опасность…………………………………………………………………….237

4.3. Пожарная
опасность силовых установок и
систем…………………..240

4.4. Пожарные
аэродромные автомобили. Тушение пожаров
на

воздушном
транспорте………………………………………………………253

4.5. Развитие пожаров
на воздушных судах……………………………….257

4.6. Тушение пожаров
на воздушном транспорте………………….……..260

4.7. Тушение пожаров
на воздушных судах в особых условиях…………282

4.8. Составление
оперативных планов тушения пожаров………………..295

5.
Противопожарная защита и тушение пожаров
на морских и речных

судах.
Противопожарная защита
судов……………………………………..302

5.1. Конструктивная
противопожарная защита судов……………………302

5.2. Противопожарное
оборудование и системы тушения пожаров

на судах. Тушение
пожаров на судах……………………………………..319

5.3. Действия команды
судна по тушению пожаров……………………..343

5.4. Тушение пожаров
на судах береговыми пожарными

подразделениями……………………………………………………………369

5.5. Тушение горящего
на воде жидкого топлива…………………………375

Заключение………………………………………………………………………379

Литература………………………………………………………………………381

Приложения……………………………………………………………………..384

Средства

Для тушения любых разновидностей пожаров используются средства, которые обладают охлаждающими и огнегасительными свойствами.

Ниже рассматриваются наиболее распространенные их разновидности:

  1. Вода, без сомнения, занимает лидирующую позицию в данном списке, которая обусловлена в первую очередь ее распространенностью и доступностью. Эффект достигается во время попадания на огонь или горячую поверхность после чего вещество быстро нагревается и подлежит процессу испарения, а вместе с собой оно забирает и значительное количество теплоты, что способствует затуханию возгорания. Обычно вода применяется для тушения различных твердых объектов или в местах, где причиной пожара является воспламенение тяжелых продуктов нефтяного происхождения. При этом тушение огня является не единственным способом применения данного средства, его еще используют для охлаждения предметов вокруг места возгорания и увеличения уровня их огнестойкости, а также для создания специальных завес, которые не дают распространяться огню. Если использовать тонкое распыление воды, то она будет эффективна и для тушения горящих жидкостных веществ, что лишний раз доказывает ее универсальность в данном деле.
  2. Пена является вторым по популярности средством для тушения пожаров. Существует химическая разновидность, в состав которой входят различные растворы, имеющие кислотное и щелочное происхождение, и воздушно-механический вид пены, состоящий из воздуха, воды и небольшого количества пенообразователя. Является универсальным средством, которым можно тушить любые объекты вне зависимости от их структуры, а также выполняет сразу ряд важных функций: снижает температуру горящих предметов, блокирует очаг пожара и в значительной степени ограничивает поступление к нему кислорода.
  3. Негорючие разновидности газов также доказали свою эффективность при тушении многих разновидностей воспламенений. Чаще всего для этих целей задействуется азот или водяной пар. Главным преимуществом такого средства является его абсолютная универсальность и высокая эффективность при гашении очагов пожаров. В частности, при помощи негорючих газов можно тушить даже горящие электроустановки, когда запрещено использование воды или любых разновидностей пены.
  4. Водные растворы солей, которые обладают хорошими способностями погашения открытого огня. Наиболее часто применяются растворы аммония или различных хлоридов кальция. Основной эффект достигается благодаря выпадению солевого остатка, который способствует возникновению непроницаемых пленок на поверхности. Это не только тушит пламя, но также не дает попадать кислороду в место возгорания и не позволяет пожару распространяться на более значительные площади.
  5. Специальные противопожарные порошки. При использовании автоматизированных пожарных систем с такими средствами необходимо знать, что они делятся на разные виды, которые различаются по составу, некоторые могут быть опасными для человека, другие нет. При этом большинство порошков вытесняют кислород из помещения, поэтому возникает риск удушья. Наиболее эффективны подобные средства при тушении ряда разновидностей металлов и других материалов, которые нельзя гасить иными способами, в том числе, с использованием воды или пены.
  6. Галоидоуглеводородные химические составы, которые состоят из ряда различных соединений. Наиболее часто используются при тушении пожаров в холодных условиях, поскольку обладают невосприимчивостью к низким температурным режимам. В стандартных условиях такие смеси часто применяют для тушения электроустановок и щитков, находящихся под высоким напряжением, так как большинство других средств в таких случаях применять нельзя. Эффективность применения галоидоуглеводородных составов обуславливается значительной плотностью их структуры.

Интенсивность подачи

Важным фактором успешного тушения является также интенсивность подачи огнетушащих средств, определяемая как их весовое количество, что подается в единицу времени по площади или объему очага пожара.

Неслучайно, этот фактор вместе с периодом развития пожара, линейной скоростью распространения процесса горения являются основными показателями процесса тушения пожара, нужными для проведения расчетов.

Определение интенсивности подачи огнегасящих средств включает также понятия нижнего и верхнего пределов, ограничивающих область тушения:

  • Так, под нижним пределом понимают такое минимальное значение подачи, когда если ее еще хоть немного снизить, то процесс горения не прекратится, как долго оно не подавалось в зону пожара, то есть до полного выгорания пожарной нагрузки.
  • Соответственно, верхний предел – это значение подачи огнегасящих материалов, при превышении которого период ликвидации пожара практически не изменится.

Если же использовать значения интенсивности подачи, что находятся между верхним/нижним пределом, то можно успешно ликвидировать его различным соотношением средств, сил.

Понятно, что повышая интенсивность подачи, следуют принимать во внимание неизбежность привлечения в разы большего количества техники, людей, а так же огнетушащих веществ, что не только чаще всего не целесообразно, но и не всегда на практике возможно. Узнать оптимальные значения интенсивности и рассчитать необходимое количество сил и средств, можно по данным, приведенным в таблицах справочников руководителей тушения пожара

Не следует думать, что они близки к критическим нижним значениям, напротив, как правило, они значительно превышают их, позволяя выполнить нужный для конкретной ситуации расчет

Узнать оптимальные значения интенсивности и рассчитать необходимое количество сил и средств, можно по данным, приведенным в таблицах справочников руководителей тушения пожара. Не следует думать, что они близки к критическим нижним значениям, напротив, как правило, они значительно превышают их, позволяя выполнить нужный для конкретной ситуации расчет.

В таких сводных справочных таблицах можно узнать интенсивность подачи:

  • Воды, в том числе тонкораспыленной, на тушение наиболее распространенных, типовых объектов, где также указано, что ликвидацию очагов возгораний на объектах с наличием в пожарной нагрузке зданий, открытых площадок хранения хлопка, торфа, других волокнистых материалов следует вести только водой со смачивающими добавками. А при тушении других объектов такими водными растворами интенсивность рекомендовано снижать вдвое.
  • Шестипроцентного водного раствора пенообразователя ПО-1 для подавления очагов пожаров пеной.
  • Огнетушащих порошков.
  • Некоторых галоидных углеводородов, составов на их основе.

А также средств газового тушения – для помещений объемом до 0,5 тыс. м3.

Огнетушащие вещества охлаждения

Порядок применения веществ огнетушащих веществ охлаждения. Таблица реакции воды с веществами и материалами. Концентрации смачивателей при тушении рекомендуемые

Огнетушащие вещества (средства): классификация и требования

Совместимость огнетушащих средств при тушении, вещества и материалы которые нельзя тушить водой. Классификация веществ по физическим характеристикам. Рекомендации по применению.

Огнетушащие порошки: виды, состав, преимущества, недостатки, утилизация, регенерация

Виды, состав, преимущества и недостатки. Утилизация и регенерация порошков для пожаротушения. Плюсы и минусы. Правило выбора для систем пожаротушения.

Пенообразователь и пожарная пена: характеристики и свойства

Влияние пенообразователя на свойства пены. Классификация пенообразователя по назначению, структуре химической природы, поверхностно-активного вещества, способу образования, направленности и назначению составов

Огнетушащие вещества разбавления

Что относится к онеташащим веществам и средствам разбавления, где они применяются при тушении пожаров и их свойства

Пенообразователи и поверхностно-активные вещества для тушения пожаров: классификация пенообразователей и пены

Представлено классификацию пенообразователя и других ПАВ которые используются для формирования пожарно-механической пены для тушения пожаров. Классификация и требования.

Огнетушащие вещества изоляции

Порошки и пена как огнетушащие средства изоляции. Изолирующие свойства пен и огнетушащих порошков. Факторы ликвидация горения пеной и порошковыми составами

Порошок для заправки огнетушителя: состав, типы, марки

Какой порошок используется в огнетушителе? Где применяется ? Вреден или опасен для человека? Свойства минеральной основы (смеси). Обслуживание слежавшегося порошка

Что такое тактические возможности

В соответствии с определением, тактические возможности подразделения пожарной охраны – объем работ (разведка, тушение, эвакуация, ликвидация последствий), который выполняет подразделение за конкретный промежуток времени. Другими словами, ТВПП – это способность справиться с поставленной задачей на практике.

Не секрет, что пожарные также работают по нормативам. На любом этапе боя с огнем им отводится определенное количество минут на каждое действие, например, на прокладку рукавных линий или занятие позиций на штурмовых лестницах.

При отклонении от заданных норм тактические возможности подразделений по тушению пожаров существенно снижаются. А значит, одна из основных задач спасателей заключается в четком следовании инструкциям при развертывании техники (оборудования), а также в прогнозировании обстоятельств с целью выиграть время.

Классификация факторов ТВПП приводится в таблице.

Организационные Технические Физические
Укомплектованность подразделения аварийно-спасательным оборудованием, автомобилями, техникой связи, дополнительным инвентарем Тип используемого оборудования в зависимости от таких показателей, как напор струи, объем пожарной цистерны, расход огнетушителей и т. д. Подготовленность личного состава (здоровье, физическая форма), боеспособность (скорость действий при высоких интенсивных нагрузках)
Численность сотрудников караула, их квалификация и опыт Специализация подразделения: способность справиться с задачей самостоятельно (наличие СИЗОД, специалистов по газодымозащите) Местность (рельеф, уклоны, свободное пространство для техники)
Стадия пожара (время приезда на вызов) Класс пожарных автомобилей (общего и специального назначения). Возможность их применения с учетом инженерных сооружений района Видимость (время суток, погодные факторы), концентрация кислорода и вредных газов. Время тратится на установку световых приборов, экипировку
Наличие водоисточников, запас огнетушащих составов Параметры пожарного инвентаря и экипировки (допустимая масса для страховки, класс защиты костюмов, огнестойкость полотна и т. д.) Высотность пожара (возможность подачи воды)

К переменным факторам ТВПП относят:

  • тепловое и ионизирующее излучение;
  • температура воздуха (мороз, жара);
  • посторонние шумы, обстановка;
  • присутствие «гражданских» на месте проведения работ;
  • психологическая готовность состава, например, при угрозах взрыва.

ТВПП в основном зависят от численности пожарных в карауле, а также технико-тактических характеристик (возможностей) пожарных машин и цистерн. ТВПП предполагают дифференцированный подход при использовании сил и средств. Т. е. при одинаковом тактическом потенциале ТВПП вариативны на практике. Не всегда удается превратить возможность в действительность.

Тактический потенциал

Тактический потенциал (первичный) – силы и средства, сосредоточенные на объекте пожарной охраны, т. е. совокупность численного состава, а также средств передвижения и оборудования, готовых к эксплуатации непосредственно перед выездом.

Составляющие потенциала:

  1. Количество бойцов в отряде (на одном автомобиле), карауле, гарнизоне.
  2. Пригодность (эффективность) состава для тушения, объем баков.
  3. Оснащение техники (лестницы, подъемники, рукава).
  4. Расположение гидранта вблизи места возгорания (водопропускная способность труб).

РТП на месте определяет время работы стволов, их последовательность (пена/ вода), схему подачи огнетушащего состава по магистрали и ответвлениям. Т. е. перед специалистом ставится задача рационального использования тактического потенциала.

Техническое обеспечение пожарных подразделений

Вид и тип использования техники наибольшим образом сказывается на работоспособности караулов ГПС.

В идеале пожарные части должны иметь:

  • основную технику (пожарные автомобили и цистерны, насосные станции, воздушные и водные ТС, ж/д составы);
  • спецтехнику (мобильные станции связи, автолестницы и подъемники, грузовые авто);
  • вспомогательную (автобусы для эвакуации, заправщики, передвижные авторемонтные мастерские).

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Способы разведки

Разведка может быть осуществлена:

  • Личным осмотром.
  • Опросом осведомленных лиц.
  • Изучением вспомогательной документации оперативного и технического характера.

В любом из случаев разведку необходимо осуществлять предельно внимательно, качественно и при этом быстро.

Личный осмотр

Личный осмотр считается основным способом сбора необходимой информации. Осмотр начинают с внимательного изучения различных внешних факторов возгорания. Спасатель ещё добираясь на место возгорания способен определить материалы, охваченные огнём и площадь возгорания. В этом ему помогает наличие дыма, его цвет или зарево.

Внешний личный осмотр позволяет выяснить:

  • Общую высоту объекта, количество этажей в нём и этажность находящихся рядом строений.
  • Уровень угрозы распространения огня на эти здания.
  • Количество входов.
  • Уровень угрозы здоровью и жизни людей.
  • Варианты спасения людей.
  • Возможность установки стационарных лестниц и их наличие на объекте.
  • Место и характер пожара.
  • Оптимальные пути подачи огнетушащих средств.

Внутренний личный осмотр поможет выяснить:

  • Уровень угрозы людям.
  • Наличие эвакуационных путей для спасения людей.
  • Уровень угрозы материальным ценностям.
  • Способы защиты от пламени материальных ценностей.
  • Путь распространения пламени, его характер, размеры и границы.
  • Подступы к пожару.
  • Степень и уровень задымления.
  • Способы удаления дыма.

Опрос осведомленных лиц

Опрос осведомлённых лиц позволяет собрать информацию о:

  • Общей обстановке на месте возгорания.
  • Числе людей, которые отрезаны от спасателей пламенем или дымом.
  • Эвакуационных путях для спасения.
  • Путях, по которым огонь может распространяться.
  • Условиях, который способствуют или препятствуют быстрому распространению пламени.

Если пожаром охвачены промышленные объекты, то сотрудники могут сообщить особенности рабочих процессов, которые выполняются на предприятии. Также сотрудники организации могут рассказать о вентиляционных системах, способах эвакуации, наличии и местонахождении огнетушащих веществ. При этом, от спасателей требуется, чтобы они проверяли достоверность получаемых данных.

Изучение вспомогательной документации

Изучение вспомогательной документации оперативного и технического характера позволяет определить или уточнить какие-то конкретные данные по охваченному огнём объекту. Для этого могут задействоваться различные схемы, чертежи, проекты и пояснительные записки.

Порядок привлечения СиС ПО

Силы и средства пожохраны участвуют в ликвидации огня при необходимости в расширенном составе, включая учебные заведения специалистов МЧС.

СИС ПО могут использоваться на территории любых федеральных округов. Порядок привлечения регламентируется ГУ пожарной службы и направляется на согласование полномочному представителю Президента. Утверждается МЧС.

Обычно СиС ПО используются на территории именно того округа, где они расположены.

Порядок привлечения определяется органами местного управления и объявляется распоряжением начальника отдела, уполномоченного для решения задач гражданской обороны.

Использование СИС ПО на зарубежных территориях регламентируется межгосударственными соглашениями.

Этапы

Боевое развертывание состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка к развертыванию;
  2. Предварительное развертывание;
  3. Полное развертывание.

Подготовка

Подготовка к развертыванию – проводится по прибытии на место пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации по команде руководителя тушения пожара (РТП).

Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну к подъезду здания, провести подготовку к оперативному развертыванию (указать с установкой или без установки на пожарный гидрант или водоисточник) – марш!».

Подготовка к развертыванию включает в себя:

  • Установку пожарного автомобиля (ПА) на пожарный гидрант или другой водоисточник с присоединением всасывающих пожарных рукавов и подачей воды в насос пожарного автомобиля;
  • Снятие с креплений необходимого пожарно-технического или аварийно-спасательного оборудования;
  • Проведение других подготовительных мероприятий (определение путей прокладки рукавных линий, необходимости развертывания аварийно-спасательного оборудования и т.п.).

Подготовка к развертыванию отделения на автоцистерне без установления ее на водоисточник предусматривает:

  • приведение пожарного насоса в рабочее состояние;
  • присоединение рабочей рукавной линии с пожарным стволом к напорному патрубку насоса.

Подготовка к боевому развертыванию отделения

а) на автоцистерне без установки на водоисточник; б) на автоцистерне с установкой на водоисточник; в) на автонасосе с установкой на водоисточник

Предварительное

Предварительное боевое развертывание подразделения, прибывших на место пожара, проводится в случае когда по внешним признакам пожара (пламя, дым) можно определить направление прокладки магистральной линии или это направление указанно лицом, назначенным РТП для встречи подразделения по команде руководителя тушения пожара. Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну на пожарный гидрант № 5, предварительное развертывание в направлении здания – Марш!».

Предварительное боевое развертывание отделения

а) на автоцистерне без установки на водоисточник; б) на автоцистерне с установкой на водоисточник; в) на автонасосы с установкой на водоисточник

Предварительное развертывание включает в себя:

  • Выполнение всех работ, которые предусмотрены при подготовке к развертыванию;
  • Прокладку магистральных рукавных линий;
  • Установку рукавных разветвлений, расположение около них напорных пожарных рукавов и стволов и ПТО, необходимого для тушения пожара.

Полное

На эту тему ▼
Прокладка рукавных линий вертикально снаружи здания

Полное развертывание – проводится сразу после прибытия на место пожара, если при оценке обстановки можно сразу определить решающее направление и позиции ствольщиков, а также после подготовки к развертыванию, предварительного развертывания или по распоряжению РТП.

По команде руководителя тушения пожара. Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну на пожарный гидрант № 5, один ствол «А» и один ствол «Б» на тушение здания – Марш!».

При полном развертывании сил и средств на пожаре ствольщики выходят на свои позиции, указанные РТП, начальниками оперативных участков короткими и наиболее безопасными путями.

Полное боевое развертывание отделения

а) на автоцистерне без установки на водоисточник с подачей одного ствола «А»; б) на автонасосы с установкой на водоисточник с подачей трех стволов «Б»; в) на автоцистерне с установкой на водоисточник с подачей двух стволов «Б».

Если на пути есть препятствия, то их устраняют путем вскрытия и разборки конструкций (применяют, например, ручной аварийно-спасательный инструмент) или обеспечивается выход на позиции с помощью ручных пожарных лестниц, автоподъемников, автолестниц и тому подобное.

Во время оперативного развертывания пожарные автомобили и оборудование должно быть размещено таким образом чтоб:

  • Не мешать расстановке сил и средств, прибывающих подразделений;
  • Обеспечить, при необходимости, быстрое сосредоточение необходимых сил и средств на оперативных участках;
  • Обеспечить сохранность и целостность рукавных линий, обеспечить исправное дорожное движение у места пожара;
  • Обеспечить место расположения резервной пожарной техники, желательно возле источников водоснабжения.

Таким образом, правильное и грамотное боевое развертывание пожарных подразделений даст возможность РТП в кротчайшие строки обеспечить ликвидацию пожара (чрезвычайной ситуации).

Особенности развития и тушения пожаров на железнодорожных станциях

На станциях с числом путей более трех, через каждые 150 м должны оборудоваться междушпальные лотки для прокладки двух рукавных линий под рельсы в каждом лотке. На станциях с числом путей 10 и более через каждые 150 м предусматривается устройство сухотрубов диаметром 77-89 мм. Время отключения контактной сети и снятие напряжения от момента сообщения о пожаре до подачи огнетушащего вещества не должно превышать 10 минут.

Дежурные по станции должны иметь прямую телефонную связь с ЦУКС гарнизона ГПС. В целях обеспечения ликвидации крупных пожаров и аварийных ситуаций, на отделениях железных дорог создаются опорные пункты запаса пенообразователя не менее 10 тонн и резерв пожарной техники в каждом. План ликвидации пожаров и аварийных ситуаций согласовывается с органами ГПС МЧС России.

Планом предусматривается:

  • порядок и схема оповещения,
  • расчет сил и средств;
  • обязанности должностных лиц станции и пожарных поездов;
  • рекомендации по тушению пожаров подвижного состава; вопросы безопасности.

Наибольшую пожарную опасность представляют сортировочные и грузовые станции, которые имеют развитую сеть железнодорожных путей. В крупных парках станций ежедневно перерабатывается до 20 тыс. единиц вагонов с грузами. Среди них наиболее опасными являются цистерны с ЛВЖ, ГЖ, сжиженными газами.

Пожары на железнодорожном транспорте имеют свои особенности и отличаются сложностью боевых действий подразделений пожарной охраны.

Сложность заключается в том, что при пожаре зачастую задерживается введение первичных огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и обесточивания электроконтактной сети над горящим подвижным составом.

Особенности тушения

Пожарная опасность железнодорожных станций и подвижного состава характеризуется:

  • наличием большого количества единиц подвижного состава (крытых грузовых вагонов, полувагонов, платформ, контейнеровозов, цистерн и др.) с различными горючими, легковоспламеняющимися пожаровзрывоопасными жидкостями, сжиженными газами, твердыми горючими материалами;
  • высокой плотностью застройки участковых, сортировочных и грузовых станций складскими помещениями и заполнения подвижным составом;
  • наличием на грузовых, сортировочных, участковых станциях большого количества различных типов параллельно стоящих на путях сформированных железнодорожных составов;
  • наличием узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;
  • развитой сетью железнодорожных путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пожарных автомобилей и прокладку линий к месту пожара;
  • недостаточной мощностью и слабо развитой сетью противопожарного водоснабжения.

Особенности развития пожаров

Наибольшую опасность для людей представляют пассажирские вагоны. Скорость распространения пламени в пассажирских вагонах по коридору — 5, по купе — 2,5 м/мин. В течение 15-20 мин огнем полностью охватывается весь вагон.

Температура в вагоне повышается до 850°С, а температура пламени достигает более 1000°С. Необходимое время эвакуации пассажиров с учетом воздействия опасных факторов пожара составляет 1,5-2 мин до блокирования основных выходов.

Плотность теплового потока на расстоянии 9-10 м достигает

10 кВт/м2, что приводит к загоранию подвижного состава и воспламенению твердых горючих материалов в полувагонах и на платформах, расположенных на соседних путях.

При горении в грузовом подвижном составе время распространения огня по всему грузовому вагону составляет не более 20 мин. Через 30-40 мин пол в вагоне прогорает на железнодорожные пути. Скорость распространения огня вдоль подвижного состава в среднем составляет 1,4, по подвижному составу на соседних путях 0,4 м/мин. Скорость роста площади пожара в первые 10 мин свободного горения подвижного состава достигает 3,1-4 м2/мин, а в последующие 10-50 мин 7-8 м2/мин.

Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасание пассажиров, эвакуацию подвижного состава и грузов до прибытия пожарной охраны возлагается:

  • на станциях — на начальника станции, его заместителей, а в их отсутствии – на дежурных по станции;
  • на перегонах (в пути следования) — на машинистов грузовых и дизель- электропоездов; машинистов головного поезда для соединенных поездов; начальников пассажирских поездов; начальников секции рефрижераторных поездов; лиц, сопровождающих почтово-багажные поезда и специальные вагоны;
  • на предприятиях по обслуживанию и ремонту подвижного состава — на руководителя предприятия или его заместителя, а в их отсутствии — на начальников смен.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector