Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили

«Программа подготовки личного состава подразделений гпс мчс россии»

Техника безопасности при работе со средствами связи и пожарной сиг­нали­зации

страница 10/11
Дата 24.06.2019
Размер 151 Kb.
Название файла 32_.8____.doc

                  10  

Техника безопасности при работе со средствами связи и пожарной сиг­нали­зации.

Организация работ по обеспечению ОТ, производственной санитарии и ППБ при эксплуатации средств связи должна осуществляться в соответст­вии с тре­бо­ваниями Правил по ОТ в подразделениях ГПС МЧС РФ, утвер­жденных прика­зом МЧС России от31.12.02г. № 630

По степени опасности поражения людей током, ПСЧ относятся к группе поме­щений без повышенной опасности. Диспетчеры и обслуживающий пер­сонал должны иметь квалификационную группу от второй до пятой. Личный состав, работающий на ПСЧ, связанный с эксплуатацией аппара­туры, не реже одного раза в шесть месяцев сдает экзамены квалификаци­онной комиссии УГПС (ОГПС) по правилам охраны труда.

В помещениях ПСЧ в легкодоступных местах необходимо размещать уг­леки­слотные огнетушители в количестве, определяемом размерами поме­щений.

Дежурный р/телефонист несет ответственность за соблюдения правил по ОТ и ТБ во время несения дежурства.

Он обязан знать и строго соблюдать следующие правила:

Следить за состоянием и исправностью проводов электропитания средств связи, вычислительной техники, штепсельных вилок, розеток, контрольно-измерительной аппаратуры и т.д.

Немедленно уведомлять начальника караула о всех замеченных де­фектах вилок и розеток электропитания, изоляции электропроводов, неприятных ощущениях при прикосновении к корпусам приборов, средств связи и т.д.

Отключать питание всех энергопотребителей в случае появления по­сто­рон­них запахов, дыма, повышения температуры элементов уст­ройств или кор­пусов электроприборов, средств связи и контрольно-измерительной аппара­туры.

Все электропотребители, рассчитанные на напряжение питания выше 42В, должны иметь на корпусе контакт заземления и через него должны быть надежно заземлены.

Запрещается оставлять без надзора находящуюся под напряжением кон­трольно-измерительную аппаратуру, средства связи, источники пи­тания и другие электропотребители

Запрещается использовать самодельные предохранители, а также бло­киро­вать цепи аварийного отключения электропотребителей.

Запрещается касаться токонесущих частей электрооборудования, нахо­дя­щихся под напряжением, а также определять наличие напряжения на ощупь.

Уметь оказывать первую ПМП при ожоге, порезе, электротравме и т.п.

Немедленно извещать начальника караула, дежурную смену СПТ о каж­дом несчастном случае.
Меры безопасности при организации связи на пожаре и развертывании специ­альной пожарной техники (АСО, АСА и т.п.)

При организации связи на пожаре необходимо избегать развертывания средств связи вблизи электротехнических установок большой мощности.

Не следует прокладывать линии проводной связи вблизи и параллельно ли­ниям электропередач и силовым кабелям, так как это может привести к появ­лению в линиях связи опасных наведенных напряжений и поражению элек­трическим током лиц, пользующихся аппаратурой проводной связи.

При использовании на пожаре специальной пожарной техники наряду со сред­ствами связи разворачиваются линии электропитания средств освеще­ния, элек­трифицированного инструмента и специального оборудования.

Питание энергосети осуществляется от трехфазных генераторов напряже­нием 230 В, мощностью 7,5 — 20 кВт. Работа по прокладке и эксплуатации линий элек­тропередачи и оборудования в сложных условиях требует от личного со­става строгого соблюдения следующих правил:

— перед боевым развертыванием автомобиль — источник электроэнергии дол­жен быть поставлен на ручной тормоз и надежно заземлен;

линии подачи электроэнергии должны быть снабжены защитно-отклю­чаю­щими устройствами;

— к работе с приборами освещения и электрифицированным инструментом до­пускаются лица, обученные правилам обращения с ними;

— при подключении энергоприемников необходимо следить за тем, чтобы на­грузки в фазах генератора отличались друг от друга не более чем на 25%;

необходимо осуществлять периодическую проверку исправности электро­инст­румента и приборов освещения;

— личный состав боевых расчетов специальных автомобилей должен про­хо­дить периодическую проверку знаний мер безопасности при работе с электро­обору­дованием;

— личный состав боевых расчетов специальных автомобилей должен быть обу­чен правилам оказания ПМП пострадавшим от поражения электриче­ским током.

7.
8.

Поделитесь с Вашими друзьями:

                  10  

Обязанности должностных лиц

Основные требования связи пожарной включают в себя назначение на каждый ответственный пост руководителя, который будет следить за выполнением поставленных боевых задач. Здесь стоит выделить обязанности таких лиц:

  • Начальник гарнизона. Занимается организационными и контролирующими делами, должен знать структуру подчиняющейся ему системы, состояние используемых средств, проверять готовность персонала приступить к решению задач;
  • Начальник службы связи. Устанавливает контакт между участвующими в противопожарных действиях штабами и подразделениями ГПС, должен знать состояние подконтрольной техники и оборудования, анализировать работу подразделений, вносить в нее коррективы, обеспечить соблюдение установленных законом правил и т. д.

Свои обязанности также имеют старший мастер ЦУС, руководитель гарнизона, радиотелефонист и другие лица.

Организация связи пожарной охраны

Основа пожарной радиосвязи – проводные и беспроводные сети передачи информации, а также рации и стационарные радиостанции.

Основные виды передачи информации на таких объектах: голосовая, телефонная, текстовая, факсимильная и аварийная/сигнализирующая.

Стационарные узлы пожарной радиосвязи:

  • Точка радиосвязи части
  • Точка радиосвязи подразделения
  • Передвижной связной пункт

В аппаратной объекта также монтируется специальное оборудование для записи всех разговоров, поступающих в службу пожарной охраны. Устройства многоканальные, и количество последних определяется исходя из числа рабочих мест. Запись включается автоматически при входящем вызове.

Мобильные средства

Отличительная особенность входящих в эту группу средств — возможность их применения без масштабной реконструкции зданий и сооружений.

Автолестницы и автоподъемники

Современные АЛ и АКП являются основными средствами спасательных работ на высоте.

Производители как в России так и за рубежом как правило, выпускают целую гамму таких автомобилей. Например, фирма «Magirus» (ФРГ) предлагает АЛ с максимальной рабочей высотой от 18-19 до 51-53 метров, фирма «BrontoSkylift» (Финляндия) — от 11-12 до 67-68 метров.

И это оправданно, потому что анализ пожаров в зданиях повышенной этажности подтверждает необходимость иметь целый параметрический ряд таких автомобилей и дифференцированно подходить к оснащению ими пожарной охраны. Так, если для зданий высотой в 16-17 этажей целесообразно иметь передвижные подъемно-спасательные устройства типа АЛ-50 или АКП-50, то для более высоких зданий традиционные средства становятся очень громоздкими, и возникает необходимость рассматривать применение альтернативных устройств.

АКП-32 и АЛ-50

Опыт эксплуатации и проектирования пожарных АЛ-50 и АКП-32 показывает, что рабочая высота с диапазоном от 30 до 50 метров является предельной с точки зрения оптимального сочетания прочности, устойчивости, а также и габаритов, ограниченных условиями эксплуатации в стесненных городских условиях.

Спасательные комплексы

Подъемно-спусковые устройство (ПСУ) являются комбинацией подвесной канатной дороги и пассажирского лифта. Комплексы представляет собой размещенную на шасси автомобиля маятниковую канатную дорогу, для монтажа которой необходима предварительная установка на зданиях специальных силовых консолей. Кабина может использоваться как для спасения людей, так и для тушения пожара.

Практика показывает, что высота объектов, обслуживаемых подобным комплексом, не превышает 150 м. Ограничена высота несущей способностью канатов. По прибытии спасательного автомобиля люлька через 300 секунд может достигнуть высоты 100 м.

Пожарные вертолеты

В зданиях повышенной этажности для экстренной эвакуации людей могут применяться вертолеты, дирижабли и т.д. Спасение людей с кровель высотных зданий в основном происходит с специально приспособленных посадочных площадок. При такой ситуации могут использоваться специально оборудованные вертолеты. Пожарные вертолеты укомплектованы спасательными кабинами, подъемно-спускными механизмами, средствами связи, мощными источниками освещения и другим специальным оборудованием. Спасательные кабины крепятся на внешней подвеске вертолетов. Наиболее часто все манипуляции кабинами осуществляются за счет перемещения самого вертолета, однако имеются конструкции, вертикальное движение которых осуществляется при помощи лебедки.

В связи с отсутствием передвижных (автотранспортных) средств спасения людей с высоты более 50-70 м за рубежом и в нашей стране проводились работы по спасению людей при помощи летательной техники. За рубежом вертолеты широко используются для спасения людей благодаря тому, что большинство кровель высотных зданий имеет приспособленные посадочные площадки. При такой ситуации могут использоваться как специально оборудованные машины, так и армейские, полицейские и иные вертолеты.

В России крыши практически всех высотных зданий не приспособлены для посадки вертолетов, поэтому и применяются они по другим схемам.

Существуют факторы, ограничивающие возможность использования вертолетов при проведении спасательных работ:

  • значительные потери времени с момента вызова вертолета до его прибытия к месту пожара, связанные с удаленностью аэродромов (вертолетных площадок);
  • наличие различного рода препятствий на трассе полета, особенно в центре города;- влияние погодных условий на эффективность работы;
  • воздействие на вертолет и его экипаж опасных факторов пожара;
  • необходимость специальной подготовки экипажа;
  • необходимость денежных затрат на строительство и поддержание в рабочем состоянии посадочных площадок на крышах зданий.

Например, пожарный вертолет Ка-32А1 для выполнения операций спасения людей оборудован специальными транспортно-спасательными кабинами (ТСК), спусковым устройством СУ-Р, лебедкой ЛПГ и специальными лямочными сиденьями. Кабина ТСК-1 рассчитана на 2 человек, крепится на лебедке грузоподъемностью 300 кг и предназначена для спасания людей с балконов и из оконных проемов.

Кабины ТСК-2 и ТСК-3 рассчитаны соответственно на 20 и 10 человек, крепятся на внешней грузовой подвеске и предназначены для спасания людей с крыш зданий и из других труднодоступных мест.

Дополнительная статья по теме: Требования к вертолетным площадкам

Тактико-технические характеристики АПП

Самыми распространенными автомобилями первой помощи считаются машины, разработанные на базе ГАЗ и IVECO.

ГАЗ-330273

Салон этого автомобиля рассчитан на БР из пяти человек, включая водителя. Он сделан единой конструкцией с возможностью размещения внутри двух рядов сидений и средств радиосвязи. Кабина оборудована установкой для поддержания температуры не ниже 15°С.

Кузов в этой модели панельно-каркасного типа, установлен на лонжеронах и не соединен с кабиной. С обеих сторон оборудован дверями, что обеспечивает свободный доступ к ПТВ. Для безопасности двери имеют самосрабатывающие запорные устройства от случайного опускания шторок во время работы на пожаре. Для герметичности и предупреждения попадания внутрь отсеков пыли и атмосферных осадков по периметру дверей проложен уплотнитель. Сами же отсеки имеют сливы для остатков воды и конденсата. Крыша используется в качестве рабочей площадки и имеет заградительный бортик по всему периметру.

Основные части кузова распределены по раме таким образом, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на ось и сохранить базовые технические показатели шасси. Нагрузка на основную ось при этом не превышает 25% от полной массы.

Цистерна для воды сделана из углеродистой стали и рассчитана на перевозку не менее 300 литров. Пенобак цилиндрической формы сделан из нержавеющей стали без применения каркасной технологии, его вместимость – 0.03 м3. В качестве базовой установки пожаротушения используется УПТВ-300.

ГАЗ-2705

Этот АПП используется для выезда на пожары в городской черте с целью проведения операций на начальных стадиях возгорания. Рассчитан на экипаж из шести человек, включая водителя. Особенностью конструкции считается расположение мотонасоса в кабине БР. Это предупреждает промерзание оборудования и позволяет запускать его во время движения автомобиля.

Кузов цельнометаллический  с распашными дверями (не менее 150°) для свободного доступа к ПТВ. В комплект входит насосная установка высокого давления со стационарным стволом-распылителем, набор гидравлического аварийно-спасательного инструмента, режущий инструмент, осветительное оборудование и средства спасения с высоты.

Современные АПП на ГАЗ2705 оборудованы цистерной для воды, рассчитанной на 500 литров, и пенобаком на 0.03 м3. Мотопомпа с базовым стволом-распылителем дает струю не менее 50 м. Номинальная мощность насоса – 1.5-2 л/с. В качестве базового оборудования используется насос МНПВ-90/300. Как правило, колесная формула таких машин – 4×2, хотя есть и полноприводные версии.

ГАЗЕЛЬ NEXT

На сегодняшний день это один из самых востребованных автомобилей типа АПП. Его плюс – неприхотливость в обслуживании и высокая маневренность в условиях ограниченного пространства.

В зависимости от комплектации кузов делают либо цельносварным, либо отдельно установленным на лонжероны. Кабина БР рассчитана на шесть человек вместе с водителем. Переоборудованием базового шасси занимается завод «Варгаши». Для пожарной службы такие автомобили выпускают с колесной формулой 4×2.

Вместимость цистерны для воды у них 1.5 м3, а пенобака – 50 литров, что значительно превосходит параметры других малогабаритных АПП. Производительность насоса составляет 0.5 л/с. Сама же насосная установка стандартная – УПТВ-300.

IVECO Daily

Среди АПП не последнее место занимает автомобиль на шасси IVECO. Он относится L-классу. Использование облегченных материалов позволило снизить общую нагрузку на шасси и сохранить его скоростные характеристики. Пожарная надстройка представляет собой алюминиевый каркас, закрытый алюминиевыми листами без сварки. Дверцы отсеков для ПТВ шторного типа. Цистерна для воды и бак для пенообразователя пластиковые. Их объем – 500 и 50 литров соответственно.

В качестве насосной установки поставлена мотопомпа JOHSTADT ZL1500, производительностью 25 л/с. Длина напорных рукавных линий – 160 метров. Она установлена на выдвижной полке. Кабина рассчитана на 3 человека.

Колесная формула этой модели – 4×2 без возможности перехода в полный привод. Максимальная скорость – 110 км/ч. Снаряженная масса – 4600 кг.

Классификация

Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.

Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:

Основные

Служат для транспортировки к месту чрезвычайной ситуации (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:

1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе  городов и населенных пунктов (пожарные автоцистерны, пожарные насосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили первой помощи);

ПА общего применения принято относить:

  • Пожарные автоцистерны (АЦ);
  • Автомобили насосно-рукавные (АНР)
  • Автомобили первой помощи (АПП)
  • Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
  • Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).

2. Автомобили целевого использования, приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых  необходимо производить специальными огнетушащими составами,  ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, порошкового, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).

ПА целевого использования принято относить:

  • Аэродромные автомобили (АА);
  • Автомобили порошкового тушения (АП);
  • Автомобили пенного тушения (АПТ);
  • Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
  • Автомобили газового тушения (АГТ);
  • Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
  • Автонасосные станции (ПНС);
  • Пожарные пеноподъемники (ППП).

Специальные

Служат для обеспечения специальных работ на пожаре (автолестницы и коленчатые подъемники, автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ);
  • Коленчатые автоподъемники (АПК);
  • Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
  • Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
  • Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
  • Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
  • Водозащитные автомобили (АВЗ);
  • Автомобили связи и освещения (АСО);
  • Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
  • Автомобили дымоудаления (АД);
  • Рукавные автомобили (АР);
  • Штабные автомобили (АШ);
  • Пожарные автолаборатории (АЛП);
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
  • Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
  • Автомобили технической службы (АПТС);
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС);
  • Пожарно-технические автомобили (АТ);
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).

Вспомогательные

Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)

Виды индивидуальных средств защиты органов дыхания при пожаре

Все средства индивидуальной защиты делятся на 2 группы – для защиты глаз и дыхательных путей, и для непосредственной работы с огнем.

По принципу защитного действия приспособления делятся на изолирующие и защитные. По способу изготовления – табельные (изготовленные в заводских условиях) и самодельные.

Наиболее эффективными средствами защиты органов дыхания при пожаре являются те, которые были изготовлены на промышленном производстве. Так как там соблюдают все требования к этим изделиям. К ним относятся противогазы и респираторы, обладающие высокой степенью защиты.

Самостоятельно изготовленные приспособления – это ватно-марлевые повязки, которые эффективны только в условиях низкой задымленности. Их степень защиты составляет всего 5-35%, поэтому при высокой концентрации ядовитых газов они практически неэффективны.

Респиратор

Респираторы

Довольно простой прибор, плотно прилегающий к лицу, относящийся к виду противодымных масок. При его производстве используются современные нетканые и сорбционные материалы, которые обеспечивают защиту органов дыхания от проникновения отравляющих газов и дыма до 65%.

На рынке довольно много разновидностей респираторов, которые несколько отличаются друг от друга конструкцией и внешним видом. Чтобы не приобрести не качественный товар, следует внимательно изучить инструкцию, находящуюся на упаковке. В ней должно быть указано, что приспособление способно защитить от угарного газа и всех видов аэрозолей.

Кроме того, обязательно нужно обратить внимание на дату изготовления и срок годности. Просроченный респиратор не способен достаточно хорошо защитить человека во время пожара

Противогаз фильтрующий

Противогазы

Противогазы – наиболее эффективный прибор для защиты от отравляющих веществ, который часто используют на предприятиях. Всего существует 2 вида – фильтрующий и изолирующий.

Фильтрующие противогазы наиболее простые по конструкции и специализации. Чаще всего используются для защиты гражданского населения. Выглядит он как устройство из резины с очками, гофрированным шлангом и фильтром, наполненным гранулами активированного угля.

Такой вид противогаза очищает воздух от дыма и угарных газов, что дает возможность выжить в опасных условиях довольно длительное время – от нескольких часов до нескольких суток. Единственным минусом этого изделия является то, что оно малоэффективно в условиях очень высокой концентрацией отравляющих веществ.

Изолирующие противогазы полностью защищают человека от окружающей атмосферы. Существует 2 подвида такого устройства:

  • Регенерационный. Здесь кроме традиционной маски и трубки есть специальные патроны, содержащие кислород. Подача воздуха активируется при контакте содержимого патрона с влагой и углекислым газом, выделяемыми при дыхании. Длительность защиты зависит от интенсивности дыхания. Минимально – 1 час, максимально – 5 часов.
  • Резервуарный. Кроме стандартного комплекта в этом противогазе находится баллон с воздухом, оборудованный редукционным вентилем, при помощи которого осуществляется подача воздуха. Срок эксплуатации этого прибора достаточно короткий, всего 2 часа.

Противогазы любого типа считаются лучшим средством защиты органов дыхания от поступления отравляющих газов в органы дыхания во время пожара.

Противогаз изолирующий

Самоспасатели

Существуют средства защиты, предназначенные для одноразового использования. Называются они самоспасатели. Устроены они таким образом, что воспользоваться ими может даже человек, который ни разу в жизни не проходил инструктаж по пожарной безопасности.

Специальная сумка-футляр оснащена застежкой, которая легко открывается, но при этом  защищена от случайного вскрытия.

Полный комплект фильтрующего самоспасателя представляет собой:

  • защитный капюшон;
  • прозрачное стекло;
  • внутреннюю и внешнюю эластичную саморегулирующуюся тесьму, располагающуюся вокруг головы;
  • направляющую вставку;
  • эластичный шейный и лицевой обтюраторы;
  • клапан выдоха с накладкой;
  • манжеты для крепления фильтров;
  • фильтрующие-сорбирующие элементы, оборудованные клапанов вдоха.

Правила эксплуатации самоспасателя:

  1. открыть сумку;
  2. вынуть прибор из вакуумной упаковки;
  3. разорвать ее;
  4. развернуть самоспасатель;
  5. вставить руки в воротник ладонями внутрь;
  6. растянуть прибор и надеть его на голову, натянув его при этом на шею;
  7. выровнять маску, чтобы она полностью закрывала лицо вместе с подбородком;
  8. заправить в капюшон волосы;
  9. затянуть тесьму.

Для повторного использования данное средство защиты не подойдет

При покупке самоспасателя следует обращать внимание на целостность упаковки и наличия на ней схемы приведения прибора в действие

Самоспасатель Бриз

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector