Спуск по веревке: устройства и их особенности

Содержание:

Применение

Если говорить про спуск, то есть несколько способов заправить веревку в восьмерку.

Первый способ – через шейку восьмерки, без вщелкивания веревки в карабин. При этом способе, трение веревки выше, а значит и скорость спуска ниже. Кроме того, легче держать свободный конец веревки. Минус в том, что для такой заправки веревки нужно отщелкнуть восьмерку от карабина.

Второй способ — через карабин и большее отверстие восьмерки, при этом способе достигается наибольшая скорость спуска и наименьший перекрут веревки.


Способы заправки веревки в восьмерку

Есть еще один способ, но применять его не стоит никогда. Смотрите на фото ниже. Еще раз повторю, не применяйте этот способ, я говорю о нем только для того, чтоб вы знали, что он есть и что применять его нельзя. Это опасно для жизни, вы можете просто потерять веревку и продолжить почти свободный полет.


Опасный способ запрвки веревки

Другие способы требуют нестандартных конфигураций восьмерки, да и не нужны они особо.

Лучший способ спуска, это второй, он самый быстрый, нет риска потерять восьмерку и перекрут веревки минимален.

Мобильные средства

Отличительная особенность входящих в эту группу средств — возможность их применения без масштабной реконструкции зданий и сооружений.

Автолестницы и автоподъемники

Современные АЛ и АКП являются основными средствами спасательных работ на высоте.

Производители как в России так и за рубежом как правило, выпускают целую гамму таких автомобилей. Например, фирма «Magirus» (ФРГ) предлагает АЛ с максимальной рабочей высотой от 18-19 до 51-53 метров, фирма «BrontoSkylift» (Финляндия) — от 11-12 до 67-68 метров.

И это оправданно, потому что анализ пожаров в зданиях повышенной этажности подтверждает необходимость иметь целый параметрический ряд таких автомобилей и дифференцированно подходить к оснащению ими пожарной охраны. Так, если для зданий высотой в 16-17 этажей целесообразно иметь передвижные подъемно-спасательные устройства типа АЛ-50 или АКП-50, то для более высоких зданий традиционные средства становятся очень громоздкими, и возникает необходимость рассматривать применение альтернативных устройств.

АКП-32 и АЛ-50

Опыт эксплуатации и проектирования пожарных АЛ-50 и АКП-32 показывает, что рабочая высота с диапазоном от 30 до 50 метров является предельной с точки зрения оптимального сочетания прочности, устойчивости, а также и габаритов, ограниченных условиями эксплуатации в стесненных городских условиях.

Спасательные комплексы

Подъемно-спусковые устройство (ПСУ) являются комбинацией подвесной канатной дороги и пассажирского лифта. Комплексы представляет собой размещенную на шасси автомобиля маятниковую канатную дорогу, для монтажа которой необходима предварительная установка на зданиях специальных силовых консолей. Кабина может использоваться как для спасения людей, так и для тушения пожара.

Практика показывает, что высота объектов, обслуживаемых подобным комплексом, не превышает 150 м. Ограничена высота несущей способностью канатов. По прибытии спасательного автомобиля люлька через 300 секунд может достигнуть высоты 100 м.

Пожарные вертолеты

В зданиях повышенной этажности для экстренной эвакуации людей могут применяться вертолеты, дирижабли и т.д. Спасение людей с кровель высотных зданий в основном происходит с специально приспособленных посадочных площадок. При такой ситуации могут использоваться специально оборудованные вертолеты. Пожарные вертолеты укомплектованы спасательными кабинами, подъемно-спускными механизмами, средствами связи, мощными источниками освещения и другим специальным оборудованием. Спасательные кабины крепятся на внешней подвеске вертолетов. Наиболее часто все манипуляции кабинами осуществляются за счет перемещения самого вертолета, однако имеются конструкции, вертикальное движение которых осуществляется при помощи лебедки.

В связи с отсутствием передвижных (автотранспортных) средств спасения людей с высоты более 50-70 м за рубежом и в нашей стране проводились работы по спасению людей при помощи летательной техники. За рубежом вертолеты широко используются для спасения людей благодаря тому, что большинство кровель высотных зданий имеет приспособленные посадочные площадки. При такой ситуации могут использоваться как специально оборудованные машины, так и армейские, полицейские и иные вертолеты.

В России крыши практически всех высотных зданий не приспособлены для посадки вертолетов, поэтому и применяются они по другим схемам.

Существуют факторы, ограничивающие возможность использования вертолетов при проведении спасательных работ:

  • значительные потери времени с момента вызова вертолета до его прибытия к месту пожара, связанные с удаленностью аэродромов (вертолетных площадок);
  • наличие различного рода препятствий на трассе полета, особенно в центре города;- влияние погодных условий на эффективность работы;
  • воздействие на вертолет и его экипаж опасных факторов пожара;
  • необходимость специальной подготовки экипажа;
  • необходимость денежных затрат на строительство и поддержание в рабочем состоянии посадочных площадок на крышах зданий.

Например, пожарный вертолет Ка-32А1 для выполнения операций спасения людей оборудован специальными транспортно-спасательными кабинами (ТСК), спусковым устройством СУ-Р, лебедкой ЛПГ и специальными лямочными сиденьями. Кабина ТСК-1 рассчитана на 2 человек, крепится на лебедке грузоподъемностью 300 кг и предназначена для спасания людей с балконов и из оконных проемов.

Кабины ТСК-2 и ТСК-3 рассчитаны соответственно на 20 и 10 человек, крепятся на внешней грузовой подвеске и предназначены для спасания людей с крыш зданий и из других труднодоступных мест.

Дополнительная статья по теме: Требования к вертолетным площадкам

Приёмы только с одной веревкой

Перила для спуска

Предположим мы подошли к склону вниз. Крепим веревку вокруг дерева/камня штыком или булинем и кидаем вниз. Перила готовы. Спускаемся «спортивным способом»

Если склон еще круче, то спортивным способом спускаться будет опасно. Тогда можно применить классический дюльфер.

Только в нашем случае у нас нету репшнура для схватывающего узла как в видео. Но что мешает его сделать хоть из шнурков? Всё лучше чем ничего. Про ремни для страховки речь пойдет ниже.

Этот способ не приятный. Альпинистов начала 20го века можно было узнать по натёртостям от веревки в районе шеи. Автор видео рекомендует подкладывать под веревку сидушку или одежду, от себя добавлю, что под ногу можно положить скальный молоток.

В случае спуска по одинарной веревке, последнему участнику придется развязать её и спуститься ногами  (лазаньем) без страховки

Поэтому, если длина веревки позволяет, лучше, перекинуть её через дерево, связать концы (это важно), бросить концы вниз и поправить веревку так, чтобы её середина пришлось на вашу опору (дерево)

Спуск происходит точно так же, по одинарной, только человек обхватывает не одну веревку, а сразу две её ветки.

Когда вся группа спуститься, узел развязывают и тянут за одну из ветвей веревки, чтобы её сдернуть и забрать с собой.

Подъем по веревке

Тут все просто. Если ничего кроме веревки нет, то сложно придумать что-то хитрое.

Страховка через дерево/скальный выступ или через поясницу

Иногда участнику проще лезть держась всеми руками за рельеф, а не за веревку. Веревкой мы лишь страхуем его (организовываем верхнюю страховку). Для начала надо прикрепить человека к этой веревке.

Для этого вяжем булинь вокруг груди и оставляем хвост подлинее.

Продеваем кончик под веревкой, что идет вокруг тела.

Продеваем руку, сдвигаем. Вот что получится сзади.

Спереди хвост «подтяжек» закрепляем абы каким узлом — нагрузки на нем не будет. Перекрестие с соседней веткой подтяжек надо сделать,чтобы узел не подвинулся по горизонтали, и подтяжки не слетели с плеча.

Это техника XIX- первой половины XX века, повисите немного в такой системе и вы станете поклонником технического прогресса и побежите покупать нормальную беседку. Я здесь демонстрирую это как аварийный вариант. Срываться в такой обвязке и даже висеть не рекомендуется — веревка сильно врезается в тело. В настоящее время использование только верхней обвязки вообще запрещено, так как если повисеть на такой штуке без опоры под ногами, можно задохнутся.

Веревку к страхуемому прикрепили. Теперь накидываем веревку на скальный выступ или заводим за дерево. Сила трения обычно даже больше, чем в страховочном устройстве, чтобы удержать напарника достаточно малейшего усилия руки.

Кому показалось мало, вот длинное видео на канале Спормарафона, а вот подробная статья на сайте ФАР о этом способе страховки.

Натягиваем переправу одной веревкой без карабинов

Видео достаточно адекватное, только в том месте, где автор использует узел восьмерка-проводник, я советую использовать австрийский проводник. Так узел будет проще развязать после пришедшихся на него сильных нагрузок.

Чтобы все элементы уместились в одно фото, покажу это на ножках стола.

Про снаряжение

Даже отправляясь в поход с полноценным комплектом горного снаряжения, указанные выше приёмы полезно знать каждому как аварийные. Мало ли кто что потеряет/забудет и т.д.

Если вы планируете применять указанные выше приёмы на конкретном маршруте как основные и уверены, что более сложных, крутых участков не встретится, то следующие мысли о подборе экипировки будут вам полезны.

Про веревку:

Для экономии веса рассмотрите возможность уменьшения диаметра и длины верёвки.

Если у вас не планируется камнеопасных осыпных склонов, где веревка может быть перебита камнем (надеюсь для прохождения такого препятствия вы возьмете не только толстую веревку, но и каски, обвязки и т.д.) можно взять 6 или 7 мм репшнур. Если вы планируете натягивать переправу, то помните, что репшнур скорее-всего будет растягиваться легче, чем верёвка-статика.

Протяженность препятствий в простом походе тоже будет маленькой. Ключевые участки на перевалах 1А, где если и надо что-то вешать, то только слабому участнику-новичку, составляют десяток метров максимум. Потому можно взять верёвку короче стандартной, обычно я хожу с 30 метрами.

Про карабин:

Немуфтующиеся карабины легче муфтующихся. Но сильно сэкономить на этом не выйдет. Особенно если он у вас групповое снаряжение. Тогда почему бы не взять карабин с муфтой для надёжности?

Обратите внимание на карабин Edelrid Pure Slider Slate. 42 грамма и при этом муфта блокируется

42 грамма и при этом муфта блокируется

Страховочный ремень

Использование страховочных ремней в альпинизме и горном туризме запрещено. Там где есть вероятность зависнуть, болтая ножками в воздухе, надо взять приличную обвязку с нормальными ножными обхватами. В нашем случае таких случаев не предполагается совсем, потому можно сэкономить вес и время, используя то, что обычно служит для поддержки штанов.

В основном такие ремни используют кого не жалко военные.

Самая крутая тут штука, как это часто бывает, от Arcteryx.

E220 Rigger’s Harness. Оно не просто ремень. К нему можно прицепить «ноги» — до полноценной беседки не будет хватать только петель для развески снаряжения. Видео от производителя тут.

А вот ремень ниже кто только не делает, но по запросу «Rigger’s Belt» в гугле найдёте его. Крепление ремня происходит прямоугольной пряжкой, а к треугольнику крепится при желании карабин.

Ремень американских морпехов. Удобно же стрелять по узкоглазым коммунистам из открытого вертолёта, пристраховавшись с помощью вот такого ремня.

Ремень Trainer Belt от компании 5:11.

Показанные выше ремни придуманы для военных, основная их задача — крепление подсумков со снаряжением. Туристам это не нужно, а вещь полегче почему бы и не взять.

Схватывающий узел

Такое спусковое устройство еще называют прусиком. Элемент представляет собой короткий отрезок веревки, соединяемый с кольцом посредством парного морского узла. Диаметр детали должен быть именно пять миллиметров, что позволяет зафиксировать его максимально плотно. Узел крепится на рамку при помощи нескольких способов фиксаций.

Ниже приведены два самых популярных узла:

  1. Первый вариант представляет собой узел с одним привязанным концом и вторым вновь повторяющимся элементом. Такой способ применяется для временного удержания стропы (при переправе или оборудовании системы дополнительными страховками).
  2. Тройной репшнур. Он может быть опасен при неправильном применении. Правила организации такого крепления следующие: основа должна быть тоньше добавочной веревки, при рывке он может сильно затянуться. Кроме того, возможно не схватывание прусика после первого рывка, что чревато его полной недееспособностью.

Вспомогательные узлы

Сюда входит ряд узлов, которые необходимы при натягивании переправы и перил, при подъеме груза или человека.

Узел (петля) Гарда

Узел (петля) Гарда применим на веревке любого состояния. Очень прост в технике завязывания.

Используется:

  • при транспортировке пострадавшего;
  • для страховки.

Схватывающий узел

Схватывающий узел сдал свои позиции в разряде основных применяемых для страховки.

Вызвано это тем, что на практике и во время испытаний в экстремальных условиях очень часто случалось оплавление, а то и того хуже – обрыв узла. Однако он прекрасно справляется, когда отсутствует сильное трение при очень быстром перемещении по веревке.

Вяжется из вспомогательной веревки на основной. Есть два способа его вязки:

  • петлей;
  • одним концом репшнура.

Совет: для повышения надежности можно вязать три витка.

Узел Бахмана и карабинный узел

Узел Бахмана (рис. а — в) можно легко протянуть по веревке при отсутствии нагрузки. Его надежность проявляется в любом виде работ по транспортировке пострадавших.

Можно вязать и на одинарной, и на двойной веревке.

Пошаговая инструкция вязания узла Бахмана

Карабинный узел (рис. г, д) имеет такие же характеристики и применение, как и узел Бахмана.

Стремя

Стремя можно назвать универсальным узлом, который очень просто завязать хоть на конце веревки, хоть в середине.

Его преимущества заключаются в том, что испытывая значительную нагрузку, он не затягивается, при этом легко распускается после снятия нагрузки.

Одно из применений — при вязке носилок.

Пошаговая инструкция вязания узла стремя

Узел УИАА (UIAA)

Узел УИАА имеет чисто альпинистское происхождение.

Международный союз альпинистских ассоциаций (UIAA — французское Union Internationale des Associations d’Alpinisme) рекомендует применение его только на эластичной и мягкой веревке для динамической страховки.

Главное правило вязки узла – учитывая направление предполагаемого рывка, правильно заложить витки узла в карабин.

Незаменим в спасательных работах, когда спускают пострадавшего, то для торможения веревки применяют этот узел при динамических способах страховки.

Пошаговая инструкция вязания узла УИАА

Узел рифовый (штыковой)

Узел рифовый считается одним из вариантов прямого узла.

Вяжется элементарно, держит надежно, развязывается легко даже при наличии нагрузки.

С его помощью закрепляют веревку в карабине под нагрузкой.

В альпинизме просто жизненно необходимо владеть искусством вязки узлов. Это умение может сохранить жизнь (а бывает и не одну!).

Однако это очень увлекательное занятие само по себе. Как знать, может начав учиться вязать узлы, вы почувствуете непреодолимое желание посетить райские уголки мира для скалолазов или хотя бы скалодром.

Лучшие производители снаряжения для альпинистов и их изделия

На сегодняшний день существует множество производителей, которые занимаются изготовлением альпинистской продукции. Но все же опытные альпинисты доверяют только проверенным на практике брендам. Свою эффективность, надежность и безопасность доказали следующие подъемные устройства:

Механический подъемник Wild Country Ropeman (Британия)

Представляет собой стандартный блок с встроенным камалотом и карабином. Используется для одинарной веревки. Компактное и надежное устройство удобно брать с собой. Минус – нельзя использовать с двойной веревкой. Ассортимент продукции Wild Country включает всю линейку необходимую для любого вида альпинизма или скалолазания.


Wild Country Ropeman

Максимальная нагрузка 200 кг. Диаметр веревки – 8-10 мм. Вес устройства 92 гр.

Жумар Petzl Handled Ascender (Франция)

Удобное спусковое средство для подъема или спуска по веревке. Приспособление оснащено эргономичной рукояткой, специальным замком с защелкой и блокиратором. При этом управлять им можно при помощи всего одной руки. В конструкции жумара предусмотрено специальное отверстие для фиксации карабина. Также есть дополнительные гнезда для добавочных педалей и фиксаторов. Используется как при скалолазании, так и при спуске в пещеры.

Максимальная нагрузка – 200 кг. Диаметр веревки – 8-13 мм. Вес устройства – 165 гр.

Облегченный жумар Petzl Croll (Франция)

Представляет собой облегченную версию Petzl Handled Ascender грудного зажима с наклонными зубцами и самоочищающимися канавками для удаления льда или грязи. Позволяет свободно подниматься по вертикально закрепленной веревке. Жумар крепится непосредственно к страховочной петле, но держится при помощи другой петли, которая находится вокруг шеи. Минус — неудобен при преодолении разных препятствий на веревке, таких как узлы и наличие оборудования.

Максимальная нагрузка – 200 кг. Диаметр веревки – 8-12 мм. Вес устройства – 130 гр.

Зажимное устройство First Ascent Ropewalker (Украина)

Представляет собой усовершенствованный зажим кулачкового типа с удобной обрезиненной рукоятью, применяемое для подъема или спуска по тросу или веревке диаметром 8-13 мм. Приспособление надежно фиксирует положение при усилении вниз благодаря эксцентриковому принципу работы. Зажим изготовлен из алюминиевых сплавов, зубчатый кулачок из стали, что обеспечивает низкое истирание и стабильность фиксации.

Максимальная нагрузка до 400 кг. Диаметр веревки – 8-13 мм. Вес устройства – 199 гр.

Спусковое устройство Petzl Rig (Франция)

Можно использовать и для подъема. Обладает функцией удобной автоматической блокировки благодаря системе Auto-Lock, которая автоматически (мгновенно) переводит устройство в стопорное положение при отпускании рукоятки без использования узлов. Наличие продуманной системы автоматического возврата рукоятки значительно уменьшает риск падения в случае ошибочных действий пользователя. А защелка-предохранитель, размещенная на подвижной боковой пластине, успешно предотвращает случайное отстегивание устройства. Очень компактное приспособление, удобное для транспортировки и хранения в рюкзаке.

Максимальная нагрузка – 200 кг. Диаметр веревки – 10-11,5 мм. Вес устройства – 400 гр.

Аварийный зажим Petzl Tibloc (Франция)

Применяется в аварийных ситуациях. Используется только на одинарных канатах. Эргономичная накладка из прочного пластика способствует удобному и прочному захвату. Корпус изготовлен из упрочненной нержавеющей стали с рядом наклонных зубьев. Конструкция обеспечивает максимальное сцепление с веревкой. Изделие очень легкое и компактное, поэтому легко помещается в комплекте с основными принадлежностями. Используется в скалолазании и спелеологии. Работает в паре с карабином.

Максимальная нагрузка – 200 кг. Диаметр веревки – 8-11 мм. Вес устройства – 35 гр.

Для одной или двух веревок

Наиболее типичные представители этих устройств — различные «восьмерки» (Figure8 по-буржуйски).

Они могут быть как простыми классическими (в виде цифры «8»), так и более современными. Например, в Росии наиболее распространен «Инвар» — восьмерка с большим рабочим кольцом, маленькой перемычкой и крупными «рогами«(или «усами»), позволяющими регулировать трение или закрепить веревку. Есть и буржуйские «рогатые» варианты, например Petzl Pirana. Существуют также варианты с немного отогнутым в сторону рабочим кольцом (как у Lucky Face) или кольцом квадратной формы, что уменьшает «кручение» веревки в восьмерке. Веревку в той или иной мере «крутят», могут применяться в качестве страховочных устройств (но нежелательно).

Классическая восьмерка
Инвар
Lucky Face
Petzl Pirana

Помимо «семейства восьмерочных» есть и другие спусковухи.

Это, к примеру, очень популярная у спелеологов «решетка«. Простая и надежная конструкция, веревку не крутит, множество вариаций пропускания веревки (что позволяет гибко регулировать трение веревки в устройстве) и низкая чувствительность к загрязнению. У «решетки» есть еще одна интересная особенность — она работает в обе стороны и, если при спуске веревка обрывается выше устройства (но при этом нижний конец закреплен), решетка вас удержит.

Любопытную железку придумал Kong — спусковое устройство DeJump для каньонинга. Это устройство, может работать с одинарной или двойной веревкой и примечательно тем, что имеет систему выстегивания под нагрузкой. При этом, в зависимости от задачи, веревку в него можно заправить и без возможности выстегивания.

Из отечественных устройств стоит отметить «краб» и «рыбку» (есть еще «букашка») — спусковухи для промальпа, выполненые из стали (хотя есть и алюминиевые варианты). Работать с ними можно как на одной, так и на двух веревках, веревки встегиваются в устройство и закрепляются на «рогах» независимо друг от друга, что может быть полезным для позиционирования.

Решетка Petzl
Kong DeJump
«Краб«
«Рыбка«

Стремя (выбленочный)


Стремя

Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.

Применяется в качестве опоры для ног, в том числе и в середине верёвки. Им очень удобно крепить верёвку к гладким поверхностям, таким, как мачта, бревно, ветка и т.д. Стремя никогда не затянется намертво и его даже не нужно развязывать, достаточно просто снять верёвку и узел сам распадется. Если в качестве коренного (нагруженного) конца используется один конец верёвки, то нужна «контролька» завязанная ходовом (свободным) концом.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках.

Стремя может быть завязано двумя способами – с использованием петель и одним концом. При создании опоры для ноги, а также креплении на открытом бревне, удобно вязать узел с использованием петель. Для этого нужно взять верёвку двумя руками и одновременно скрутить её, чтоб образовались две петли как на фото снизу и дальше наложить одну на другую.


Завязывание стремени при помощи петель

Когда-же опора не имеет свободного конца стремя нужно завязывать вторым способом — одним концом.


Завязывание стремени одним концом

Узел на опоре будет иметь следующий вид:


Стремя в затянутом виде

Можно одним из концов верёвки сделать ещё один оборот вокруг опоры, тогда узел будет крепче держать.

Веревка+карабин+кордалет

Обвязка из кордалета или куска верёвки

Кордалет — репшнур 5-7 метров, диаметром 6-7 мм.

В видео всё доходчиво показано. (В конце показан тот же способ привязывания к концу основной верёвки, что я показал выше на фотографиях)

Главное теперь у нас есть личная обвязка. Хоть она и не удобная, в ней не повесишь, но зато у каждого своя — скорость действий группы возрастает.

Вставив туда карабин можно делать кучу штук:

Страховка схватывающим узлом

Воспользуемся репшнуром традиционно — свяжем схватывающий узел. Создать дополнительную страховку им можно при спортивном дюльфере или классическом дюльфере.

картинка из книжки про технику альпинизма полувековой давности говорит нам, что новое — это забытое старое

Если вам надо приспуститься немного ногами, а потом подняться или совершать другую работу на пологом склоне (вспоминаем передвижение по косым перилам), то тоже пользуемся кордалетом. Его можно встегнуть в надежный ремень. Тогда можно спокойно отпустить руки, не боясь подскользнуться.

Собрав карабины с участников вашей группы, можно соорудить более эффективный вариант переправы, чем просто из одной веревки. Станцию делаете из кордалета.

Прусик


Прусик

Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения. Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста. Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.

Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.

Ascender

Это спусковое устройство можно сравнить с элитными автомобилями по аналогии. Агрегат отличается быстротой, удобством использования, безопасностью и неприлично высокой ценой. Для подъема агрегат подойдет оптимально. Приспособление оснащено эргономичной рукояткой, продуманным замком с защелкой и блокиратором. Управлять им можно свободно при помощи одной руки. В конструкции предусмотрено специальное отверстие для установки фиксирующего карабина. Имеются дополнительные гнезда для добавочных педалей и фиксаторов.

Преимущества модели: максимально продуманная конструкция и удобство в эксплуатации, абсолютное удобство в использовании. Среди минусов можно отметить большой вес и высокую стоимость.

5.6 Оснастка спускового устройства

5.6.1 Грузовые траверсы, цепи, соединительные скобы и другие устройства могут быть использованы для присоединения лопарей к спасательной шлюпке.

5.6.2 В качестве лопарей следует использовать нераскручивающиеся и коррозионно-стойкие стальные тросы. Лопари должны быть достаточно длинными, чтобы на барабане лебедки оставалось по меньшей мере три витка после спуска спасательной шлюпки на воду из положения установки по-походному при наименьшей эксплуатационной осадке судна и неблагоприятных условиях дифферента 2° и крена 5°.

5.6.3 Диаметр по дну желоба шкива должен быть равен по меньшей мере 12 диаметрам лопаря, а глубина желоба шкива должна быть по меньшей мере в 1,5 раза больше диаметра лопаря. Должны быть предусмотрены защитные приспособления для удерживания тросов в шкивах.

Прямой


Прямой

В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линём к коренному концу.»

Этот узел применяется для соединения двух верёвок одинакового диаметра. Он легко вяжется и может быть относительно легко развязан, для этого нужно сильно и резко дернуть за ходовой или коренной конец одного из канатов. Использование без контрольных узлов не допустимо.

Недостатки: сильно затягивается, самопроизвольно развязывается
(особенно на скользких, мокрых и обледенелых верёвках), требует
контрольных узлов.

Рекомендую при помощи прямого узла делать неответственные соединения верёвок одного диаметра, при этом не забывая о «контрольках».

Типы спусковых механизмов

Пока самым распространённым как у винтовок, так и у ручного оружия является одноступенчатый спусковой механизм, когда стрелок нажимает на спуск, пока не преодолеет его сопротивление. Иногда такой спуск называют «прямым», по движению пальца во время нажатия на спуск, это стандартный спусковой механизм большинства моделей огнестрельного оружия, предпочтительный в ситуациях, когда необходимо сделать несколько быстрых выстрелов, например, при самообороне или на охоте. Движение, необходимое для выполнения выстрела называется «ходом», слишком длинный ход может повредить точности стрельбы, это исправляется либо старательной отработкой навыка, либо механической модификацией механизма.

У некоторых стрелков возникают проблемы в понимании того, какое усилие необходимо прилагать к одноступенчатым спусковым механизмам, особенно к имеющим небольшое усилие на спуске

В подобных случаях особенно важно ВСЕГДА держать оружие направленным в безопасную сторону, и при любых сомнениях в работе спускового крючка оружие должен осмотреть профессиональный оружейник. Однако, при достаточно отработанном навыке, практически любой стрелок может привыкнуть к конкретному спусковому механизму и определённому усилию

В точных винтовках часто используется двухступенчатый спусковой механизм. В нём перед второй фазой необходимо предварительно выжать спуск на определённую длину хода. При преодолении сопротивления второй фазы происходит выстрел. Вот характеристики, общие для всех двухступенчатых спусковых механизмов: первая фаза не должна быть слишком длинной. Она должна быть короткой и требовать минимального изменения положение пальца во время нажатия. На всём ходе усилие должно быть постоянным, перед второй фазой не должно быть заеданий или остановок.

У лучших спусковых механизмов во второй фазе абсолютно отсутствует свободный ход. Стрелки называют такой спуск «чётким». Даже небольшой свободный ход (промежуточное перемещение спускового крючка перед выстрелом) особенно досаждает стрелкам на точность, становясь причиной промахов, неправильных регулировок и механического износа их тонко настроенного оружия. Поэтому спортсменам и другим любителям стрельбы на точность необходимо регулировать, а иногда и заменять спусковой механизм для достижения максимальной точности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector