Социальный конфликт и пути его разрешения: причины возникновения, стадии соцконфликтов, мероприятия по устранению, особенности урегулирования и поиск компромисса

Содержание:

Этапы прохождения

В конфликтологии принято выделять четыре основных этапа прохождения конфликта:

  • предконфликт;
  • конфликтное взаимодействие;
  • разрешение;
  • постконфликт.

Предконфликт

Предконфликт — ситуация накануне конфликта, чаще всего воспринимаемая участниками как наличие угрозы для собственных интересов.

При этом предконфликтная ситуация может казаться обеим сторонам благополучной — в таком случае конфликт наступает неожиданно. На этой стадии обычно уже существуют предпосылки для дальнейшего развития стычки в виде потенциальной угрозы для одного из участников или сильной напряженности во взаимоотношениях, которая остается скрытой. Такое состояние называется латентным или потенциальным конфликтом.

В нем можно выделить несколько фаз:

  1. Возникновение спорной ситуации, проявляющееся в каком-то противоречии, но неосознанной участниками.
  2. Осознание конфликтной ситуации, которая приводит к обсуждению предмета разногласий и попытке уладить наболевшую проблему коммуникативными способами.
  3. Возникновение предконфликтной ситуации, когда попытки мирного улаживания спорного вопроса не привели к успеху — оппоненты начинают понимать, что столкновение неизбежно.

Конфликтное взаимодействие

Конфликтное взаимодействие — это непосредственно сам открытый конфликт или инцидент, то есть первая стычка, с которой начинается противодействие сторон.

После того, как энергия раздражения, которая накапливалась хотя бы у одного из участников на стадии предконфликта, прорывает барьер, любой незначительный повод может стать последней каплей и привести к инциденту.

Как правило, к применению активных методов воздействия приводит осознание угрозы своим интересам. При этом стороны еще слабо осознают свои ресурсы и средства, которые позволят одержать вверх.

Конфликт, который начался с инцидента, может на нем и завершиться. Это происходит когда участники инцидента расстаются и и не планируют встречаться в будущем. К примеру, небольшая стычка между незнакомцами на автобусной остановке или в метро. Также конфликт может разрешиться, едва начавшись, если каждой стороне инцидента удается решить свои разногласия.

В крайнем случае, он может перерасти в острую стадию. Когда конфликт достигает верхней точки эскалации, наступает кульминация. Обычно она заключается в определенном взрывном эпизоде, при котором конфликт достигает своего предела, и обе стороны понимают, что его больше не стоит продолжать. После этого они начинают искать выход из сложившейся ситуации и пытаются уладить разногласие.

Разрешение

Разрешение конфликта требует специальных усилий для урегулирования, так как саморазрешение ситуации практически невозможно. Интенсивность и продолжительность конфликта обусловлена многочисленными условиями и факторами. Его разрешение достигается, когда конфликтующие стороны устают и адаптируются к совместному существованию. В результате они переходят в активное взаимодействие и пытаются уладить вопрос мирным путем.

К завершению конфликта могут привести следующие факторы:

  1. Изменение ценностной системы оппонентов.
  2. Ослабление одной из конфликтующих сторон.
  3. Очевидная бесполезность дальнейшего развития конфликта.
  4. Явные преимущества на стороне одного из участников.
  5. Появление в конфликте третьей стороны, способной снизить накал.

При этом разрешение конфликта не гарантирует невозможности его дальнейшего обострения или перехода на другой уровень борьбы.

Постконфликт

Постконфликт — последствия, которые остались после разрешения конфликтного инцидента.

Завершение конфронтации не всегда означает полное разрешение противоборства. Влияние прошедшего конфликта на возникшую после него ситуацию называется противодействием конфликта. Оно может быть позитивным и конструктивным, так и негативным.

В зависимости от того, к каким результатам пришли оппоненты и какого рода последствия преобладают, конфликт может быть конструктивным или деструктивным.

При частичном разрешении противодействия, постконфликтное состояние характеризуется неудовлетворенностью участников стычки, сохранением эмоциональной напряженности. Это может привести к очередному разногласию. О полном разрешении можно говорить, когда все негативные установки устранены и отношения восстановлены.

Какие стадии конфликта существуют

Пришло время обсудить стадии конфликта, которые мы разделим на соответствующие этапы. В более узком смысле конфликт является непосредственным противостоянием конфликтующих людей или их групп. В широком смысле слова, это процесс, который происходит в несколько этапов, противостояние, исходя из этого, является лишь одним из них. Более подробно обсудим стадии конфликта.

Первый этап

Возникает непосредственно конфликтная ситуация, то есть такое происшествие, при котором интересы обеих сторон расходятся, но реального противостояния нет. Элементы или же составляющие конфликтной ситуации:

  • участники (субъект, группа, человек, организация, государство, участвующее во всех этапах переговоров, конфликт, конфликтная ситуация);
  • противники (участники конфликта, у которых есть мнения, убеждения, аргументы, видения, диаметрально противоположные тем, которые обсуждаются или анализируются);
  • объект конфликта.

Внешними проявлениями конфликтной ситуации принято считать: дискомфорт, напряжённость, возникновение недоразумений и т. д. По истечении времени конфликтная ситуация способна видоизменяться и приобретать следующий характер:

  • исчезнуть (в случае, когда объект конфликта отступил и ушёл от конфликта);
  • поддерживаться в прежнем состоянии;
  • превратиться в иную (сложной или лёгкой формы) ситуацию;
  • усугубить под действием инцидента.

Конфликт — второй этап

На этом этапе конфликта представлен сам инцидент — действие или система действий, которая вызывает ужесточение противоречий и ставит начало борьбы между членами общества. Это может появиться чисто случайно или существовать только в воображении личности.

Из-за субъективного или объективного характера конфликтной ситуации или же инцидента целесообразно принимать во внимание разрешение конфликта. Об этом поговорим в конце статьи и расскажем как себя вести

Следует знать, что конфликтная ситуация может закончиться сама по себе (что бывает редко) или же путём информирования оппонентов скандала в результате их переориентации.

Однако инцидент с объективным характером должен закончиться удалением объекта (персонажа) конфликта. В то же время необходимо учитывать, что объективные условия формируют только потенциальную возможность для созревания конфликта, но его появление во многом зависит от разных обстоятельств, в том числе от характера человека (об этом можно прочесть статью на сайте).

Третий этап

Кризис и полный разрыв отношений между противниками. Этот этап включает в себя два этапа и более редкий – это конструктивный, а частый – это разрушительный.

Конфликт — четвёртый этап

Это сокращение и полное исчезновение конфликта в результате использования одного из процессов разрешения.

Прежде чем говорить о методах разрешения конфликтов, давайте проанализируем конфликтные отношения в обычном коллективе. В любой социальной группе, независимо от организации, к которой она принадлежит, и специалистов, из которых она состоит, может возникнуть и даже ярко разгореться конфликт.

В качестве причины могут служить различные ситуации. Внутри группы конфликт случается между её членами или между лидером и подчинённым. Такие ситуации встречаются частенько, и лояльные приёмы решения конфликта необходимо использовать, и они очень эффективны. Необходимо следить за эволюцией традиционных этапов любого конфликта:

  • узнать причину конфликта;
  • следить за признаками созревающей ситуации;
  • инцидент конфликта;
  • какая форма конфликта;
  • оценка;
  • анализ деталей;
  • реакция;
  • решение конфликта.

Конфликты и пути их разрешения

Министерство образования и науки
Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный горный
университет»

Кафедра «Управление персоналом»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социология и
психология управления»

на тему: «Конфликты и пути их
разрешения»

Исполнитель:

Лысаченко Татьяна Сергеевна

Екатеринбург 2013

Оглавление

Введение

. Определение конфликта

. Типы конфликтов

. Причины возникновения конфликтов

. Управление конфликтами

. Способы разрешения конфликтных ситуаций

.1 Стиль поведения при конфликте

.2 Переговоры — основа разрешения не согласий и конфликтов

Заключение

Список литературы

Введение

Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными
ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов,
социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом
нет. Как образно заметил американский психолог Б. ВУП, «жизнь — процесс решения
бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может
решить участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому
руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы
элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их
возникновении, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить
достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда
связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут
привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью
участников конфликта.

В своей работе я постараюсь разобраться, что же такое конфликт, какие
бывают конфликты, как они могут развиваться, а также какие пути разрешения
конфликтов наиболее эффективны. Люди различны, они по-разному воспринимают
реальную ситуацию, что часто приводит к тому, что мы по определенному поводу не
соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров,
но и в любых деловых и личных контактах. Как известно, конфликт имеет
субъективную природу, и поэтому необходим анализ всей совокупности факторов,
предопределяющих его возникновение. Даже внутри фирмы, по мере того как она
становится более специализированной и растет число ее подразделений, почва для
противоречий только расширяется.

Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.
Исследования показали, что руководители тратят около 20% своего рабочего
времени на разрешение различного рода инцидентов. Но при всем при этом,
конфликт способен иметь как разрушительные, так и конструктивные последствия.

1. Определение конфликта

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают
наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии
людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит
отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между
двумя или более сторонами — лицами или группами. Одна стороны пытается навязать
свои взгляды и воспрепятствовать другой стороне сделать то же самое. Каждая
сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, отличная от точки
зрения и целей другой стороны.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов,
идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно не всегда выражается в форме
явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие
противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей,
препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают
вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое
конфликтное взаимодействие.

Зарождение и развитие конфликта можно охарактеризовать следующей схемой
:

Присутствие серьезных причин вовсе не означает, что конфликт произойдет.
Обычно он не происходит, если стороны считают, что выгоды от конфликта меньше
возможных затрат и потрясений. Но когда конфликт происходит, приходится
применять разные методы для его разрешения, что обычно зависит от причины
возникновения конфликта.

Рис. 1.

конфликт управление инцидент руководитель

Методы разрешения

С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:

Структурные

Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:

  1. Разъяснение требований. Участники конфронтации получают четкие указания, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос. Возможность возникновения конфликта исключается ввиду отсутствия общих интересов, между которыми может произойти столкновение.
  2. Использование специальных механизмов управления. Разрабатывается и применяется на практике четкая система действий при возникновении негативной ситуации, которая может перейти в конфликт. Система позволяет на ранних стадиях определить зарождающийся спор и устранить его до перехода на следующий этап.
  3. Установление целей. Объединение сторон для достижения общей цели потребует полного примирения и устранения любых разногласий. Стремление к подобному объединению ради общей цели наблюдается только при высоком уровне мотивации.

    То есть цель должна иметь высокую значимость для всех участников конфликта.

  4. Применение вознаграждений. Отсутствие конфликтов, умение находить общий язык и достигать компромиссов может поощряться специально разработанной системой поощрений.

Конструктивные

Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в межличностном общении.

Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации, расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.

К конструктивным стилям относятся:

  1. Освобождение от отрицательных эмоций. Освободиться от негативного настроя можно при помощи применения различных техник релаксации, кратковременного выхода из помещения, открытого высказывания своих переживаний, спокойного выслушивания мнения третьих лиц и т.д.
  2. Построение диалога. Успокоившиеся собеседники делятся своими переживаниями. Каждый выслушивает спокойно позицию оппонента и после этого своими словами пересказывает то, что он услышал. Так человек пытается объективно оценить позицию второй стороны и взглянуть на ситуацию под другим углом.
  3. Демонстрация позитивного отношения. Необходимо показать второй стороне, что, несмотря на возникшую ситуацию, имеет место уважение к мнению другого человека и принятие его точки зрения.
  4. Анализ своего поведения. Следует откровенно оценить мотивы собственного поведения, и адекватно определить степень значимости собственной позиции для себя.

    Нередко подобный анализ приводит человека к мысли, что суть конфликта не так уж значима для него, и он может без труда отказаться от начавшегося спора, не понеся при этом никаких потерь.

  5. Совместное разрешение ситуации. Стороны вместе принимают решение об окончании спора (приходят к компромиссу, находят пути решения проблемы и т.д.).

Интегральный

Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем. Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.

Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Компромисс

Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.

Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.

Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо, но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.

Понятие социального конфликта. Революции 1917 года как пример социального конфликта

Определение 1

Социальные конфликты – это противоборство, возникающее в результате совокупности социально-экономических, политических, национальных и иных противоречий, складывающихся между различными социальными субъектами в разные периоды истории.

При характеристике социальных конфликтов, происходивших в нашей стране в различные исторические периоды, наибольший интерес представляют события 1917 г., поскольку, во-первых, они привели к значительным преобразования во всех сферах общественной жизни, а во-вторых, с учетом относительной недавности соответствующих событий и сохранения множества письменных документов и исторических справок, они поддаются глубокому конфликтологическому анализу.

Так, в основе рассматриваемых социальных конфликтов, воплотившихся соответственно в Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года лежали определенные противоречия, складывающиеся между социальными группами, которые могут быть оценены как объект рассматриваемого социального конфликта. Так, например, в числе таких вопросов выступали:

  • Вопросы формирования новой идеологии, которой были присущи новые социальные идеалы, индивидуальные и коллективные ценности, а также весьма специфические способы их достижения. При этом необходимо отметить, что характер протекания анализируемых социальных конфликтов во многом был обусловлен именно стремлением части народа к формированию новой идеологии, в то время как именно появление новой идеологии является ключевым катализатором социальных революций и потрясений;
  • Политические проблемы и противоречия, приведшие к появлению в обществе настроя на насильственный захват власти и выдвижение на руководящие посты новой политической элиты;
  • В экономической сфере – противоречий относительно стремления части населения к ликвидации прежних форм собственности и формированию новых, что, закономерно сопровождается полным переустройством системы общественных отношений в социально-экономической сфере;
  • Различная оценка среди разных социальных групп коренного изменения образа жизни людей, неизбежно сопровождающего любые глобальные социальные потрясения.

Основными субъектами социального конфликта стали дворяне и буржуазия, как исторически господствующий класс, причем как в экономической, так и идеологической и политической сферах, и выступающий за сохранение монархического устройства и проведение определенных реформ – с одной стороны. С другой стороны, им противостояли пролетарии и рабочие, настаивавшие на необходимости коренного переустройства общества, превращение России из капиталистической страны с монархической формой правления в страну социалистическую. В результате, непримиримые противоречия между названными социальными группами вылились в открытое противостояние и привели к формированию Советского Союза, как результату обозначенного социального конфликта.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Ролевой конфликт это

Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

Разновидности ролей:

• — психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

• — социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.

• — активные или актуальные – исполняемые в данный момент;

• — латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент

• — конвенциональные (официальные);

• — стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

27.Понятие, структура и процесс социализации.

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

При более широком истолковании (Ильясов Ф. Н.) под социализацией понимается процесс включения индивида в систему общественных отношений. В этом случае социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов:

1. интернализации социальных норм;

2. усвоения социальных функций;

3. вхождения в социальную группу (социальной мобильности).

28.Теория «зеркального Я» Ч. Кули и «социального Я» Дж. Мида.

Главная концепция Кули называется теорией «зеркального Я». Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о «социальном Я» У.Джемса и воззрением Дж.Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж.Мида. Согласно У.Джемсу, человек имеет столько «социальных Я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.

Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они — зеркало для нас. Наше представление о самих себе поступают: 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя — процесс, а не фиксированное состояние, она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим.

Он подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. «Человеческая жизнь» — это целостность индивидуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории «зеркального Я». Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.

Социальные конфликты в современной Российской Федерации

Исходя из того, что описанные выше процессы и явления, которыми сопровождался распад Советского Союза, с учетом глубины и системности обозначенных кризисных явлений, проводя характеристику социальных конфликтов в современном Российской Федерации нельзя не отметить, что многие из них сохранили на себе определенный отпечаток тех событий.

Основными целями и интересами, разделяемыми различными социальными группами, по поводу которых главным образом складываются социальные противоречия в современной России выступают:

  • Необходимость определения в общегосударственном масштабе национальной идеологии и направление развития страны в долгосрочной перспективе;
  • С учетом перехода в начале 90-х гг. XX в. к рыночной модели хозяйствования, в настоящее время складывается социальная напряженность, обусловленная недостаточной эффективностью соответствующей модели и необходимостью реформирования ее отдельных частей;
  • Низкий уровень качества жизни колоссальных по численности слоев населения – в настоящее время миллионы людей в России находятся за чертой бедности, что закономерно порождает рост социальной напряженности и перспективы ее трансформации в открытые социальные конфликты;
  • Неудовлетворенность проводимой политикой и степень политической свободы в стране, что уже сейчас требует внимания со стороны руководства страны, поскольку в последнее время участились случае массового выражения недовольства гражданами.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Социальная сфера. 4.6. Социальный конфликт и пути его решения

ПЛАН.

  • Социальный конфликт. Понятие.
  • Структура социального конфликта.
  • Участники социального конфликта.
  • Стадии общественного конфликта.
  • Причины социальных конфликтов.
  • Виды социальных конфликтов.
  • Классификации социальных конфликтов.
  • Роль социального конфликта (позитивная и негативная).
  • Разрешение социальных конфликтов.
  • Способы разрешения социальных конфликтов.

Социальный конфликт.

Социальный конфликт – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Структура социального конфликта.

  • Субъекты конфликта – участники
  • Объект конфликта — из-за чего возник конфликт
  • Условия протекания
  • Стратегия и тактика сторон
  • Масштаб протекания
  • Последствия, результаты.

Стадии общественного конфликта.

  • Предконфликтная – складывание конфликтной ситуации. Осознание противоположными сторонами эмоционального напряжения, стремление преодолеть его, понимание причин конфликта, оценка своих возможностей, выбор способа нападения на противника.
  • Активная (непосредственно конфликтная) – недоверие и отсутствие уважения к противнику. Невозможность достичь согласия, наличие открытых и скрытых действий, направленных на изменение поведения соперников.
  • Разрешение конфликта. Прекращение действий, направленных на изменение поведения соперников, устранение причин конфликта, изменение установок соперников относительно друг друга.

Причины социальных конфликтов.

  • Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций.
  • Различия в уровнях дохода, власти, культуры, доступе к образованию, информации.
  • Различия в целях, представлениях и ценностях.
  • Религиозные различия.
  • Поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.)
  • Неумение общаться и договариваться.

ПОВОД – любое событие, поведение соперника, переполнившее чашу терпения.

Виды социальных конфликтов.

  • Внутриличностный – происходит на уровне индивидуального недовольства собой, своим образом жизни, неумением реализовать себя.
  • Межличностный – происходит между двумя или несколькими лицами.
  • Межгрупповой – конфликт между группами – между классами, представителями разных религий, национальностей, конфликт поколений отцов и детей.
  • Конфликт с внешней средой – давление на человека извне со стороны культурных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания.
  • Конфликты по отдельным сферам жизни – экономических (производственный), политический, этнический и др.
  • Конфликт в обществе в целом – социальная революция, то есть быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому, война.

Классификация конфликтов.

По длительности:

  • краткосрочный
  • среднесрочный
  • долгосрочный

По форме проявления:

По используемым средствам:

  • насильственный
  • ненасильственный

По характеру развития:

  • преднамеренный (подготовленный)
  • спонтанный (стихийный)

По масштабам распространения:

  • глобальный (мировой)
  • общенациональный
  • региональный
  • локальный
  • групповой
  • личный

По результатам:

  • конструктивный – приводит к позитивным последствиям;
  • деконструктивный – препятствует дальнейшему позитивному развитию.

Роль социального конфликта.

Позитивная.

  • Происходит выявление проблем, требующих решения
  • Стимулирование дальнейшего развития
  • Снятие психологической напряжённости участников конфликта
  • Осознание интересов друг друга, переход к сотрудничеству.

Негативная.

  • Создание стрессовых ситуаций
  • Нарушение порядка общественной жизни
  • Нарушение устойчивости, стабильности.

Разрешение социальных конфликтов.

  • Анализ конфликтной ситуации
  • Выявление возможностей разрешения конфликта (осознание противоречий, интересов, целей)
  • Выбор способа разрешения конфликта.

 Способыразрешения социальных конфликтов.

  • Компромисс – соглашение путём взаимных уступок без ущерба коренным интересам сторон.
  • Переговоры – мирное обсуждение сторонами решения проблем.
  • Арбитраж (третейский суд) – обращение к наделённому специальными полномочиями государственному органу власти за помощью в решении проблемы.
  • Применение силы (власти) – одностороннее использование силы (власти) той из сторон, которая считает себя сильнее.

Умение предотвратить конфликт или правильно выйти из него — важнейшая задача как отдельного человека, так и общества в целом.

 Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

↑ «Социальные общности и группы».

а)   номинальные общности;
б)   массовые общности;
в)   аудитория;
г)   социальные круги.
3. Признаки социальных групп:
а)   устойчивость состава;
б)   продолжительность существования;
в)   определённость состава и границ;
г)   общая система ценностей и норм;
д)   осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом.
4. Классификация групп:
а)   по характеру связей (формальные и неформальные);
б)   по уровню взаимодействия внутри группы (первичные и вторичные);
в)   по объёму (большие и малые);
г)   в зависимости от пола и возраста (демографические) и т. д.
5. Групповая сплочённость и дифференциация.
6. Специфика формирования и взаимодействия социальных групп в современной России.

Сущность понятия «социальный конфликт»

Определение 1

Социальный конфликт – это предполагающее вовлечение как минимум двух противоборствующих сторон, взаимное, открытое столкновение социальных субъектов, в числе наиболее распространенных причин которого выступают несовпадение интересов и ценностей соответствующих субъектов, либо противоречия по вопросу о распределении тех или иных ценностей и благ.

Иными словами, в числе системообразующих признаков социального конфликта обычно выделяются:

  • Открытый характер социального конфликта: так, существование того или иного противоречия самого по себе не может признаваться социальным конфликтом до тех пор, пока действия конфликтующих субъектов объективно не выражены вовне в форме совершения определенных действий, высказывания претензий, совершаемых публично;
  • Взаимный характер социального конфликта: действия, составляющие объективную сторону социального конфликта для признания конфликтного характера того или иного противоречия должны совершаться обоими субъектами. В этой связи, не признаются социальными конфликтами негативные действия только одного социального субъекта, при отсутствии какой-либо реакции со стороны другого;
  • Наличие несовпадающих интересов, как признак социального конфликта означает, что как минимум у двух участников общества имеются сходные интересы относительно одного и того же социального блага или ценности. Соответствующее благо (интерес) признаются при этом объектом социального конфликта. В свою очередь предметом социального конфликта принято признавать конкретную сторону или свойство обозначенного объекта, непосредственно из-за которого происходит открытое столкновение противоборствующих субъектов.

Так, анализ специальной литературы, посвященной обобщению знаний о социальных конфликтах, позволяет сделать вывод, что наиболее распространенными разновидностями благ, выступающих предметом социальных конфликтов выступают: ограниченные (дефицитные) ресурсы, подлежащие потреблению, в том числе драгоценные металлы, полезные ископаемые, денежные средства, ценные бумаги, средства производства, и т.д., либо нематериальные блага – статус, как набор определенных прав и обязанностей, определяющих место человека или социальной группы в общества, либо духовные ценности: моральные установки, религиозные воззрения, и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector