План эвакуации людей при пожаре: требования гост, виды, образец

Пункты управления СОУЭ

3.1. Управление процессом оповещения и эвакуации, а также связь со всеми ответственными лицами и службами осуществляется из централизованного диспетчерского пункта, обеспечивающего контроль за пожарной обстановкой на объектах.
3.2. Специальные помещения для ПУ СОУЭ предусматриваются в СОУЭ III-V типов.
3.3. В помещениях ПУ СОУЭ III-V типов должны находиться приемные станции АПС, а в ПУ СОУЭ IV и V типов, кроме того — устройства управления системой противодымной защиты, отключения систем вентиляции и кондиционирования, управления лифтами и эскалаторами, системами пожаротушения с ручным пуском, дверями с электромагнитными замками.
3.4. В ПУ находятся в зависимости от типа СОУЭ:
диспетчерский пульт;
видеотерминальные устройства для отображения информации;
печатающее устройство для регистрации событий на контролируемых объектах;
аппаратура телефонной, громкоговорящей связи и промтелевидения.
3.5. На диспетчерском пульте устанавливаются:
аппаратура управления оповещением и эвакуацией;
панели отображения и регистрации команд системы;
табло времени;
счетчики команд;
электропроигрывающее устройство (ЭПУ) и магнитофоны;
микрофоны, телефонные аппараты.
3.6. Устройства телефонной и громкоговорящей связи используются для связи диспетчера с инженерными службами и администрацией объекта, пожарной охраной, милицией, а также с помещениями, в которых предусмотрено постоянное пребывание людей.
3.7. ПУ СОУЭ размешаются на первом или цокольном этажах здания, имеют самостоятельный выход наружу.
Ограждающие конструкции помещения ПУ должны иметь предел огнестойкости не менее 1 ч.
Непосредственное сообщение ПУ с другими помещениями не рекомендуется.

Построение СОУЭ

На рис. 5 изображен вариант централизованной СОУЭ с возможностью речевой, многозонной трансляции с автоматическим управлением, контролем линий и системой обратной связи.

Рис. 5 — Реализация технических средств СОУЭ

Командный сигнал от автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС) поступает на блок контроля и управления, который в свою очередь активирует источник речевых сообщений. Звуковой сигнал с блока речевых сообщений по высокому приоритету поступает в систему звукоусиления и далее через автоматически управляемую систему коммутации в соответствующую линию, нагруженную речевыми оповещателями, знаками эвакуации.

В нижней части рис.5 изображена система обратной связи, являющаяся дополнительным высокоэффективным и надежным средством (звуковым каналом) связывающим пожарную зону с постом-диспетчерской. Системы обратной связи строятся как дуплексные (двух канальные) системы, к которым применяются те же самые требования, что и к СОУЭ, например, требованию к автоматическому контролю соединительных линий.

Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.

Подключение речевых оповещателей к блокам коммутации осуществляется (контролируемыми) соединительными линиями:

Cоединительные линии: Проводные и непроводные линии связи, обеспечивающие соединение между средствами пожарной автоматики.

К соединительным линиям, а также любым другим соединительным кабелям и проводам предъявляются следующие требования:

Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

При необходимости в СОУЭ могут использоваться, дополнительные элементы управления – эвакуационные знаки пожарной безопасности.

Эвакуационные знаки пожарной безопасности: Знаки пожарной безопасности, в том числе световые пожарные оповещатели, предназначенные для регулирования поведения людей при пожаре в целях обеспечения их безопасной эвакуации.

Вопросы, посвященные выбору технических средств, построению систем оповещения, расчету времени резервирования СОУЭ, электроакустическому расчету, расчету потерь на проводах, будут рассмотрены в последующих главах.

Стоимость разработки плана эвакуации

На итоговую цену плана эвакуации людей при пожаре будет влиять выезд сотрудника компании, который осуществляет зарисовку зданий и помещений, сбор технических данных (размер, площадь и т.д.), доставка плана, удалённость от города, срочность и дополнительные корректировки.

Вид формата

Этажный/Секционный

Этажный/Секционный (копия)

Локальный

Локальный (копия)

Электронный

1100 рублей

1100 рублей

Бумажный, без люминесцентного покрытия фона

1300 рублей

210 рублей

1250 рублей

160 рублей

Бумажный, с люминесцентным покрытием фона

2300 рублей

1700 рублей

2100 рублей

1100 рублей

Фотолюминесцентный на пластике

2700 рублей

1900 рублей

2300 рублей

1300 рублей

Фотолюминесцентный на пластике и в рамке

3500 рублей

2100 рублей

2500 рублей

1400 рублей

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Ответственность за отсутствие эвакуационного плана

Все нежилые и рабочие объекты, в которых массово пребывают люди (образова-тельные учреждения, многоэтажные дома, школы и ДОУ), должны быть оснащены схематическими изображениями путей эвакуации.

Если при осмотре здания сотрудники МЧС устанавливают, что эвакуационные планы отсутствуют, или же их расположение или содержание не соответствуют стандарту, с арендаторов помещения взимается штраф.

Кто несет ответственность? В первый раз Повторно
Частное лицо 3 000 руб. 4 000 руб.
Должностное лицо 15 000 руб. 20 000 руб.
ИП 30 000 руб. 40 000 руб.
Юридическое лицо 150 000 руб. 200 000 руб.

План эвакуации на случай пожара – это путь к спасению жизней многих людей. Наличие строгих инструкций помогает персоналу и посетителям справиться с установленным порядком эвакуации и не потеряться в режиме ЧС.

Своевременная установка и правильное оформление эвакуационных планов не только обезопасит руководство предприятия от штрафов, но и поможет спасательным службам в случае возгорания.

Детальная информация видна на видео:

ОБЖ

5.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях

Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени является его оповещение. С этой целью в стране созданы системы оповещения, прежде всего система централизованного оповещения, включающая в себя федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни. Благодаря этой системе можно в кратчайшие сроки оповестить об опасности значительную часть населения страны в целом или отдельных ее территорий.

Своевременное оповещение позволяет принять меры по защите населения и тем самым снизить потери. К этому же направлению следует отнести создание на потенциально опасных объектах локальных систем оповещения, управляемых дежурным персоналом объекта или персоналом централизованной системы оповещения города. Задача локальной системы оповещения — своевременно оповестить об опасности людей, проживающих вблизи потенциально опасного объекта. На случай если дежурный персонал не сможет своевременно задействовать систему оповещения, создаются локальные или объединенные автоматизированные системы обнаружения опасных природных и техногенных факторов и оповещения о них. Так, на некоторых отечественных АЭС созданы автоматизированные системы контроля радиационной обстановки.

Система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статистика

В Российской Федерации действуют 1 федеральная, 6 региональных и 88 территориальных систем централизованного оповещения1.

Системы связи и оповещения обеспечивают доведение сигналов и информации до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также охватывают около 90% населения страны.

По данным МЧС России

В настоящее время ведутся работы по реконструкции систем оповещения и по модернизации федеральной и региональных систем. В 2004 г. завершена работа по созданию единых диспетчерских служб на базе телефона 01 (единый телефон пожарных и спасателей МЧС России). С созданием единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДЦС) количество поступивших на телефон 01 сообщений в 2004 г. по сравнению с 2003 г. возросло почти в три раза. При этом только половина из них — сообщения о пожарах. Анализ конкретных ситуаций показал, что эффективность реагирования на обращения граждан в территориях, где функционирует единая дежурно-диспетчерская служба, увеличилась на 40%.

В 2005—2009 гг. МЧС России совместно с рядом субъектов РФ провело определенную работу по совершенствованию использования современных технических средств и способов подготовки и информирования населения по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, в местах массового пребывания людей (в метро, на вокзалах, в крупных магазинах, на стадионах и т. п.). Реализация этого направления позволит решить проблему своевременного и качественного доведения до людей в этих местах необходимой информации о правилах безопасного поведения, особенно при пожарах, чрезвычайных ситуациях и террористических актах.

Вопросы

  1. С какой целью создаются системы оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций?
  2. Как организована централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях?
  3. Для каких целей создана единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01?
  4. На каких объектах создаются локальные и автоматизированные системы оповещения?
  5. Какие меры принимаются МЧС России по использованию современных технических средств для своевременной информации населения?

Задание

Узнайте и запишите в дневнике безопасности о существующем порядке оповещения о ЧС в районе вашего проживания в следующих ситуациях: 1) если вы находитесь в школе; 2) на улице; 3) в общественном месте; 4) дома.

1 Более подробно об организации оповещения о чрезвычайных ситуациях можно ознакомиться в вышедшем в издательстве «Просвещение» учебнике «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс», глава 6, раздел 6.1. «Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера».

Действия во время землетрясения

В районах с сейсмической опасностью необходимо в любой момент быть готовым к землетрясению. Действия населения при угрозе природного ЧС должны включать подготовку. Вот что в нее входит:

  1. Заранее продуманный план действий.
  2. Все члены семьи должны быть информированы и обучены правилам оказания первой помощи.
  3. Все нужные вещи, документы, деньги должны находиться в удобном и доступном месте.
  4. Заранее должна быть приготовлена сумка, в которой имеется фонарик, спички, запас питьевой воды.
  5. На шкафах и полках не должны стоять тяжелые предметы, чтобы на случай землетрясения не получить травму.
  6. Все опасные и легковоспламеняющиеся вещества надо хранить в изолированном месте.
  7. Все жильцы должны быть осведомлены о действиях населения при природном ЧС, чтобы знать на этот случай, где расположены электрические щитки, краны.

Если землетрясение случилось, то необходимо знать, как себя вести:

  1. Услышав и почувствовав первые сотрясения земли, не поддаваться панике.
  2. Необходимо взять нужные вещи и быстро покинуть свой дом или квартиру.
  3. Если дом многоэтажный, то спускаться рекомендуется не в лифте, а по лестнице.
  4. На улице лучше не занимать площадь под зданиями и сооружениями, а надо оставаться на открытом пространстве.
  5. Если не успели покинуть дом до появления сильных толчков, то надо встать у внутренней стены, в углу или проеме стены. Можно спрятаться под стол или кровать, чтобы падающие предметы не нанесли травму.
  6. От оконных проемов и мебели надо отойти подальше.
  7. Детей необходимо прикрыть своим телом.
  8. Нельзя пользоваться спичками или свечами, чтобы не спровоцировать пожар на случай утечки газа.
  9. На улице остерегайтесь оборванных линий электропередач.
  10. Если в момент начала толчков вы находились в машине, то не надо ее покидать.

Важны не только действия населения при ЧС природного характера, но и после него. По окончании подземных толчков:

  1. Будьте готовы оказать помощь пострадавшим.
  2. Постарайтесь освободить людей из-под небольших завалов своими силами.
  3. Позаботьтесь о безопасности детей и стариков.
  4. Включите радио и следуйте инструкциям спасателей.
  5. Перед тем как зайти в дом, проверьте исправность проводки.
  6. Перед включением проверить надо целостность трубопроводов.
  7. Нельзя входить в здания, имеющие большие повреждения.
  8. Будьте готовы, что толчки могут еще повториться.

Если попали в завал, то необходимо:

  1. Успокоиться и не поддаваться панике.
  2. Оценить обстановку.
  3. Постараться, если возможно, оказать себе медицинскую помощь при необходимости.
  4. Надо постараться, чтобы вас услышали, для этого надо кричать, стучать и использовать любые предметы для подачи звука.
  5. Не расходуйте зря силы, а без еды человек вполне способен прожить несколько дней.

Кроме техногенных и природных катаклизмов, приходится сталкиваться с военными ситуациями.

СОУЭ 1 типа

Любые типы таких систем неразрывно связаны с установками АПС, смонтированных в зданиях, из которых необходимо организовать эвакуацию в случае возникновения пожара. Автоматическая сигнализация – это первичная система, побуждающая к срабатыванию/включению приборов управления и контроля, различных устройств СОУЭ; точно так же как для запуска: насосных станций пожаротушения АУПТ с дренчерными оросителями/противопожарного водопровода зданий/сооружений, а также газовых, порошковых установок пожаротушения.

В несложных по схеме построения и составу установках АПС, что защищают одно/несколько помещений/строений элементы СОУЭ – это ее неотъемлемая/обязательная часть. Напротив, сложные, многофункциональные системы оповещения, а также управлением эвакуационными потокам, защищающие крупные объекты/комплексы зданий различного назначения, как правило, спроектированы/смонтированы отдельно, но всегда имеют связь/блокировку, интеграцию с АПС.

Пример СОУЭ 1-го типа на базе прибора Сигнал-10

СОУЭ первого типа – это только оповещение звуком: сигналами пожарной тревоги, различными по тональности сиренами, ревунами, звонками, сообщающими о срабатывании датчиков дыма, тепловых извещателей; необходимости срочно эвакуироваться из помещений, которые защищает установка АПС, а затем из здания или сооружения.

Все звуковые извещатели, входящие в состав СОУЭ этого типа не должны иметь регулировку громкости, подключаются к кабелям/проводам линий электропитания и управления оповещением пайкой или «под винт» для обеспечения надежного контакта.

Важно: при выборе видов/типов звуковых извещателей необходимо, чтобы по тону узнаваемо они отличались от других сигналов громкой связи, технологического, аварийного извещения. Особенно это относится к производственным цехам, зданиям промышленных предприятий, складских комплексов, спортивных, зрелищных сооружениям

Отличия преимущества и недостатки

В плюс от других типов СОУЭ такие установки отличаются своей простотой, незначительными затратами на приобретение звуковых извещателей/сирен, монтажные работы по их установке, подсоединению к приборам АПС, выдающих управляющий сигнал на их включение/работу.

К минусам СОУЭ первого типа относятся:

  • Низкая информативность о происходящем.
  • Отсутствие четкого понимания у находящихся в помещениях здания о том, что происходит на самом деле.
  • Нет световых или голосовых подсказок о необходимости тех или иных действий, направлении эвакуации, путях и выходах для успешной безопасной эвакуации.

Поэтому говорить о большой эффективности первого типа СОУЭ не приходится. По сути, это просто продублированный по помещениям, где находятся люди; а также по основным путям, у эвакуационных выходов сигнал пожарной тревоги, реализованный в составе установки АПС.

Управление оповещением в системе ГО

Управление системой – диспетчер

Для того чтобы обеспечить своевременное предупреждение о надвигающейся опасности всех необходимых должностных лиц, а также население страны были созданы системы централизованного оповещения (СЦО), которыми оснащены все управляющие отделы ГО.

Они могут управляться прямо дежурной службой из органов управления соответствующего уровня либо по решению непосредственно руководителя ГО и согласованию с местной администрацией через дежурную часть предприятия связи, которое функционирует в данной местности.

Для того чтобы передать информация на СЦО того или иного местного объекта используется радиосеть, телефонный узел, наружные сирены. Эта функция возложена на диспетчерские службы.

Что включает в себя система связи МЧС России

В последние годы в российскую систему связи активно внедряются и с успехом используются телекоммуникационные технологии соответствующие мировым стандартам качества.

Это технологии АТМ, сотовая радиосвязь и связь GSM, спутниковые, цифровые и пейджинговые системы, индивидуальные средства современной мобильной связи. Новшества коснулись и транспортных технологий. Раньше они функционировали на основе плезиохронной (PDH) цифровой иерархии передачи сигнала, а сейчас применяется синхронная (SDH).

Внедрение новых технологий обеспечило организации РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС РФ качественной, бесперебойной и быстрой связью, которая используется специалистами соответствующих ведомств, как при выполнении обыденных задач, так и при возникновении и ликвидации стихийных бедствий и крупных чрезвычайных ситуаций.

Концепция по усовершенствованию существующей системы связи МЧС РФ закреплена приказом № 609 от 09.12.2000 г. Благодаря ему стала активно реализовываться.

Активизация и функционирование

При возникновении внештатной ситуации для приведения систем в готовность дается всего пару минут. Это касается всей территории, которая подвергается угрозе.

Для недопущения паники среди жителей тех населенных пунктов, которые в зону риска не попадают, система должна иметь техническую возможность передавать сообщения локализовано.

Активизация может происходить вручную либо в автоматическом режиме. Это зависит не только от исправности средств оповещения, но и от его способности надежно осуществлять передачу в условиях чрезвычайной ситуации, включая природные явления (ливень, сильный снег, шквалистый ветер).

Система оповещения транслирует либо уже записанный предварительно текст, либо необходимая информация произносится дежурным диспетчером. Допускается задержка начала оповещения. Однако она не должна превышать время, которое рассчитывается исходя из времени возникновения критически опасных последствий возникшей ЧС.

При отсутствии тревожных новостей, установленные системы оповещения могут использоваться для транслирования музыки, объявлений или других общих сообщений.

Для оптимального функционирования систем оповещения и эффективного реагирования населения должны соблюдаться следующие требования:

  1. Запрещается самовольно, без веского основания, и разрешения вышестоящего начальства начинать транслировать сигналы тревоги.
  2. При их функционировании не должно оказывать негативного воздействия на другие системы, отвечающие за жизнеобеспечение на данном объекте
  3. Придерживаться максимального времени оповещения – 5 минут.
  4. Следует предусмотреть все возможные способы дублирования сообщений, включая мобильные средства.

Сначала для привлечения внимания людей включается электросирена

Ее звучание обозначает сигнал «Внимание всем!». Затем начинается передача текстового иили голосового сообщения по всем радио и телеканалам

Системы оповещения для проверки их функционирования подвергаются ежегодному профилактическому включению. В таких случаях, населения и персонал предприятия предварительно оповещается об этом.

Что собой представляет система связи

Для обеспечения информацией действующих на пожаре подразделений используют разные системы связи. Они подразделяются на стационарное оборудование или передвижные модули. К ним добавляется контролирующие качество приборы и прочее.

Центральное место занимает так называемый связующий компонент. Его задача — организация получения и передачи информации о случившихся катастрофах и пожарах. Информация может поступать от граждан посредству телефона или нажатия кнопки пожарной сигнализации. А также от приборов, установленных на объектах и отвечающих за противопожарную безопасность последнего (разного рода датчики).

Вся информация поступает на два пульта управления одновременно:

  • ЦУС – управляющий системой связи;
  • ПСЧ – пункт связи пожарной части (территориальной).

Схема организации связи на пожаре

Есть задачи, которые ставятся перед этими центральными пунктами:

  1. Объединяются функции передачи информации между подразделениями, управляющими органами и должностными лицами.
  2. Происходит объединение технических средств и сил, которые будут обеспечивать все подразделения требуемой информацией. В технические средства входят передатчики и линии связи.
  3. Организация обслуживания и ремонта связующих узлов, пунктов и линий.
  4. Организация технических и эксплуатационных мероприятий. Для этого существует специальная нормативная документация. Именно она ложиться в основу проверок работоспособности оборудования.
  5. Организация хранения полученной информации в течение определенного срока, установленного нормативами. Это общая база, в которой поступившая информация дополнительно обрабатывается.

При этом связь осуществляет дополнительные функции:

  • принимает и отправляет информацию о ситуациях на пожарах или катастрофах в вышестоящие инстанции;
  • если пришел запрос на отправку дополнительного оборудования, то порядок таков – запрос сразу отправляется в определенную специализированную инстанцию;
  • проводит контроль над подразделениями, которые задействованы в ликвидации пожара;
  • проводит обмен оперативной информацией между расчетами и подразделениями, которые относятся к категории вспомогательных;
  • доводит оперативную информацию до властей, должностных лиц, вышестоящих организаций.

Организация соединения ЦУС с другими объектами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector