Боевое развертывание пожарных. развертывания сил и средств на пожаре

Этапы

Боевое развертывание состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка к развертыванию;
  2. Предварительное развертывание;
  3. Полное развертывание.

Подготовка

Подготовка к развертыванию – проводится по прибытии на место пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации по команде руководителя тушения пожара (РТП).

Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну к подъезду здания, провести подготовку к оперативному развертыванию (указать с установкой или без установки на пожарный гидрант или водоисточник) – марш!».

Подготовка к развертыванию включает в себя:

  • Установку пожарного автомобиля (ПА) на пожарный гидрант или другой водоисточник с присоединением всасывающих пожарных рукавов и подачей воды в насос пожарного автомобиля;
  • Снятие с креплений необходимого пожарно-технического или аварийно-спасательного оборудования;
  • Проведение других подготовительных мероприятий (определение путей прокладки рукавных линий, необходимости развертывания аварийно-спасательного оборудования и т.п.).

Подготовка к развертыванию отделения на автоцистерне без установления ее на водоисточник предусматривает:

  • приведение пожарного насоса в рабочее состояние;
  • присоединение рабочей рукавной линии с пожарным стволом к напорному патрубку насоса.

Подготовка к боевому развертыванию отделения

а) на автоцистерне без установки на водоисточник; б) на автоцистерне с установкой на водоисточник; в) на автонасосе с установкой на водоисточник

Предварительное

Предварительное боевое развертывание подразделения, прибывших на место пожара, проводится в случае когда по внешним признакам пожара (пламя, дым) можно определить направление прокладки магистральной линии или это направление указанно лицом, назначенным РТП для встречи подразделения по команде руководителя тушения пожара. Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну на пожарный гидрант № 5, предварительное развертывание в направлении здания – Марш!».

Предварительное боевое развертывание отделения

а) на автоцистерне без установки на водоисточник; б) на автоцистерне с установкой на водоисточник; в) на автонасосы с установкой на водоисточник

Предварительное развертывание включает в себя:

  • Выполнение всех работ, которые предусмотрены при подготовке к развертыванию;
  • Прокладку магистральных рукавных линий;
  • Установку рукавных разветвлений, расположение около них напорных пожарных рукавов и стволов и ПТО, необходимого для тушения пожара.

Полное

На эту тему ▼
Прокладка рукавных линий вертикально снаружи здания

Полное развертывание – проводится сразу после прибытия на место пожара, если при оценке обстановки можно сразу определить решающее направление и позиции ствольщиков, а также после подготовки к развертыванию, предварительного развертывания или по распоряжению РТП.

По команде руководителя тушения пожара. Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну на пожарный гидрант № 5, один ствол «А» и один ствол «Б» на тушение здания – Марш!».

При полном развертывании сил и средств на пожаре ствольщики выходят на свои позиции, указанные РТП, начальниками оперативных участков короткими и наиболее безопасными путями.

Полное боевое развертывание отделения

а) на автоцистерне без установки на водоисточник с подачей одного ствола «А»; б) на автонасосы с установкой на водоисточник с подачей трех стволов «Б»; в) на автоцистерне с установкой на водоисточник с подачей двух стволов «Б».

Если на пути есть препятствия, то их устраняют путем вскрытия и разборки конструкций (применяют, например, ручной аварийно-спасательный инструмент) или обеспечивается выход на позиции с помощью ручных пожарных лестниц, автоподъемников, автолестниц и тому подобное.

Во время оперативного развертывания пожарные автомобили и оборудование должно быть размещено таким образом чтоб:

  • Не мешать расстановке сил и средств, прибывающих подразделений;
  • Обеспечить, при необходимости, быстрое сосредоточение необходимых сил и средств на оперативных участках;
  • Обеспечить сохранность и целостность рукавных линий, обеспечить исправное дорожное движение у места пожара;
  • Обеспечить место расположения резервной пожарной техники, желательно возле источников водоснабжения.

Таким образом, правильное и грамотное боевое развертывание пожарных подразделений даст возможность РТП в кротчайшие строки обеспечить ликвидацию пожара (чрезвычайной ситуации).

Особенности развития и тушения пожаров на железнодорожных станциях

На станциях с числом путей более трех, через каждые 150 м должны оборудоваться междушпальные лотки для прокладки двух рукавных линий под рельсы в каждом лотке. На станциях с числом путей 10 и более через каждые 150 м предусматривается устройство сухотрубов диаметром 77-89 мм. Время отключения контактной сети и снятие напряжения от момента сообщения о пожаре до подачи огнетушащего вещества не должно превышать 10 минут.

Дежурные по станции должны иметь прямую телефонную связь с ЦУКС гарнизона ГПС. В целях обеспечения ликвидации крупных пожаров и аварийных ситуаций, на отделениях железных дорог создаются опорные пункты запаса пенообразователя не менее 10 тонн и резерв пожарной техники в каждом. План ликвидации пожаров и аварийных ситуаций согласовывается с органами ГПС МЧС России.

Планом предусматривается:

  • порядок и схема оповещения,
  • расчет сил и средств;
  • обязанности должностных лиц станции и пожарных поездов;
  • рекомендации по тушению пожаров подвижного состава; вопросы безопасности.

Наибольшую пожарную опасность представляют сортировочные и грузовые станции, которые имеют развитую сеть железнодорожных путей. В крупных парках станций ежедневно перерабатывается до 20 тыс. единиц вагонов с грузами. Среди них наиболее опасными являются цистерны с ЛВЖ, ГЖ, сжиженными газами.

Пожары на железнодорожном транспорте имеют свои особенности и отличаются сложностью боевых действий подразделений пожарной охраны.

Сложность заключается в том, что при пожаре зачастую задерживается введение первичных огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и обесточивания электроконтактной сети над горящим подвижным составом.

Особенности тушения

Пожарная опасность железнодорожных станций и подвижного состава характеризуется:

  • наличием большого количества единиц подвижного состава (крытых грузовых вагонов, полувагонов, платформ, контейнеровозов, цистерн и др.) с различными горючими, легковоспламеняющимися пожаровзрывоопасными жидкостями, сжиженными газами, твердыми горючими материалами;
  • высокой плотностью застройки участковых, сортировочных и грузовых станций складскими помещениями и заполнения подвижным составом;
  • наличием на грузовых, сортировочных, участковых станциях большого количества различных типов параллельно стоящих на путях сформированных железнодорожных составов;
  • наличием узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;
  • развитой сетью железнодорожных путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пожарных автомобилей и прокладку линий к месту пожара;
  • недостаточной мощностью и слабо развитой сетью противопожарного водоснабжения.

Особенности развития пожаров

Наибольшую опасность для людей представляют пассажирские вагоны. Скорость распространения пламени в пассажирских вагонах по коридору — 5, по купе — 2,5 м/мин. В течение 15-20 мин огнем полностью охватывается весь вагон. Температура в вагоне повышается до 850°С, а температура пламени достигает более 1000°С. Необходимое время эвакуации пассажиров с учетом воздействия опасных факторов пожара составляет 1,5-2 мин до блокирования основных выходов. Плотность теплового потока на расстоянии 9-10 м достигает

10 кВт/м2, что приводит к загоранию подвижного состава и воспламенению твердых горючих материалов в полувагонах и на платформах, расположенных на соседних путях.

При горении в грузовом подвижном составе время распространения огня по всему грузовому вагону составляет не более 20 мин. Через 30-40 мин пол в вагоне прогорает на железнодорожные пути. Скорость распространения огня вдоль подвижного состава в среднем составляет 1,4, по подвижному составу на соседних путях 0,4 м/мин. Скорость роста площади пожара в первые 10 мин свободного горения подвижного состава достигает 3,1-4 м2/мин, а в последующие 10-50 мин 7-8 м2/мин.

Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасание пассажиров, эвакуацию подвижного состава и грузов до прибытия пожарной охраны возлагается:

  • на станциях — на начальника станции, его заместителей, а в их отсутствии – на дежурных по станции;
  • на перегонах (в пути следования) — на машинистов грузовых и дизель- электропоездов; машинистов головного поезда для соединенных поездов; начальников пассажирских поездов; начальников секции рефрижераторных поездов; лиц, сопровождающих почтово-багажные поезда и специальные вагоны;
  • на предприятиях по обслуживанию и ремонту подвижного состава — на руководителя предприятия или его заместителя, а в их отсутствии — на начальников смен.

Состав группы РП

Количественная группа разведчиков зависит от числа участвующих отделений, характеристики вспыхнувшего помещения, сложившейся ситуации. При наличии одной пожарной команды в состав входит руководитель тушения пожара, связной, если участие принимают два отделения, то в группу входят три человека (РТП, начальник подразделения и связной).  В случае неизбежности осуществления спасательных работ разведывательную группу усиливают. На всех участках разведкой руководит командир, на опасных — РТП. Если имеется информация о предполагаемых пострадавших, количество разведывательных частей увеличивают для проведения работ в различных направлениях.

Чтобы провести разведку участники обязаны иметь: предметы индивидуальной защиты; инструменты связи; освещающие приспособления; необходимые средства для разбора конструкций. Не отказывать в помощи пострадавшим, если им угрожает опасность. Иметь навыки медицинской подготовки для оказания помощи. Проводя разведывательные работы участвовать в тушении с соблюдением правил безопасности. Находить кратчайший путь для РП, своевременно сообщать информацию.

Выдвижение и следование к месту возгорания

Сбор личного состава караула и выезд к месту происходит строго в установленном порядке:

По сигналу «Тревога» весь личный состав пожарного караула занимает места в кабинах автомобилей

Важно! В момент посадки пожарных в автомобили всевозможные передвижения людей перед машинами запрещены

Выезжая из гаража и следуя к месту возгорания, водитель пожарной машины обязан включить не только специальную звуковую сигнализацию, но и световую

Важно! При возвращении пожарного расчета в гараж пользоваться звуковым сигналом запрещено

Пожарный автомобиль имеет приоритет на дороге, но воспользоваться им можно только в том случае, если другие участники дорожного движения уступают ему дорогу.

Результаты проверки по пожару

По завершении проверки дознавателем принимается процессуальное решение с вынесением соответствующего постановления: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности. Подробнее читайте здесь.

← ПредыдущаяСледующая →

Возврат к списку

В разделе:

Читай также
Больше популярных статей

Административная и уголовная ответственность виновных в возникновении пожара
В этой статье мы расскажем вам, какая административная и уголовная ответственность предусмотрена для лиц, виновных в возникновении пожара.

читать полностью

Расследование пожара: возбуждение или отказ в возбуждении уголовного дела, передача материалов по подследственности
В этой статье мы расскажем вам, в каких случаях в результате расследования пожаров будет возбуждено уголовное дело, в каких в его возбуждении будет отказано, а когда материалы расследования будут переданы по подследственности.

читать полностью

Расследование пожара: рекомендации потерпевшему при возмещении вреда
В этой статье мы дадим рекомендации потерпевшему при возмещении вреда, причинённого вследствие пожара.

читать полностью

Ответственные лица

Поскольку время не ждет, разведку пожара проводят очень оперативно. Опыт пожарных специалистов и знание своего дела позволяют получить нужные сведения быстро и принять соответствующие решения о тушении.

Определяет направления разведки пожара руководитель тушения:

  • он руководит всеми звеньями и группами специалистов, назначает их состав, ставит задачи, определяет противопожарные средства, которые будут применены и др.;
  • устанавливает все необходимые меры безопасности специалистов и порядок передачи разведанной информации;
  • на самых сложных участках проводит разведку лично, беря полную ответственность.

В зависимости от ситуации состав разведки пожара может изменяться руководителем. Однако по умолчанию если для тушения прибыл только один пожарный расчет, то это начальник данного наряда и связной. А если расчетов несколько, то в разведку идут начальник наряда, прибывший первым, и связной.

Специалисты, которые проводят разведку пожара, должны проводить работу в надлежащей экипировке: имея средства защиты и связи, освещения и тушения (включая инструментарий, необходимый для разборки завалов и вскрытия конструкций). В порядке, установленном руководителем, докладывают о результатах проверки и другую информацию, которую им удалось получить.

Разведчики неукоснительно следуют правилам техники безопасности, охраны труда и работы в средствах индивидуальной защиты (СИЗОД). Они используют в разведке информацию от лиц, знающих планировку и другие особенности зданий, в особенности, на объектах производства. А также осуществляют работу по эвакуации людей в безопасную зону и оказывают в случае надобности доврачебную медицинскую помощь.

Задачи

Разведка является важным этапом проведения работ по ликвидации последствий ЧС, обеспечения безопасности спасателей, пострадавших, населения.

Задачами разведки являются:

  • установление зоны и характера ЧС;
  • определение мест нахождения пострадавших и их состояния;
  • установление степени радиоактивного, химического, биологического заражения;
  • оценка состояния объектов в зоне ЧС (строений, инженерных коммуникаций, линий связи, источников воды);
  • выявление очагов пожаров;
  • определение подъездных путей к месту работы и путей эвакуации пострадавших и населения;
  • определение плана проведения поисково-спасательных работ.

Разведка пожара

Целью разведки пожара является выяснить: а) наличие угро­зы людям, б) свойства горючих веществ; в) пожарно-тактическую характеристику горящего объекта; г) условия, в которых происходит горение; д) условия по обеспечению тушения пожара;

е) силы и средства, необходимые для ликвидации возникшего по­жара. Разведка пожара должна происходить в быстром темпе с максимальной активностью ее участников.

В судовых условиях «Пожарным расписанием» регламентированы обязанности каж­дого члена экипажа по пожарной тревоге.

При необходимости для тушения полтара на судне вызывается береговая пожарная команда или пожарно-спасательные суда, или прочие самоходные суда.

С прибытием пожарной команды на судно все руководство по тушению пожара переходит от капитана судна к старшему начальнику пожарной охраны. По прибытии на место пожара руководитель по тушению пожара (РТП) совместно с членами команды судна обязан немедленно произвести разведку по­жара.

РТП должен в процессе разведки установить: вид и место пожара, наличие пассажиров и степень угрозы от пожара; характер грузов, находящихся на судне и в первую очередь в зо­лах горения и в зонах примыкающих к ним; состояние водоне­проницаемых и противопожарных перегородок и палуб; наличие средств пожаротушения на судне; принятые экипажем судна меры для ликвидации пожара и спасения людей и их эффектив­ность. Одновременно РТП выясняет положение судна, на кото­ром возник пожар, по отношению к ветру, берегу, смежным су­дам, береговым сооружениям.

В случае нахождения горящего судна у причала порта или пристани или же в караване буксируемых судов его необходимо немедленно вывести на безопасный участок. При постановке горящего судна на безопасный участок следует его поставить та­ким образом, чтобы место пожара находилось с подветренной стороны. Кроме того, с целью снижения интенсивности горения следует стремиться обеспечить плотное закрытие люков, иллюми­наторов, дверей и т. п., по возможности обеспечить удаление опасных грузов, находящихся вблизи зоны горения.

Специальными правилами предусмотрены мероприятия по предупреждению несчастных случаев при проведении разведки пожара.

При проведении разведки в задымленных и затемненных по­мещениях необходимо:

Продвигаться вдоль стен и окон, запоминая пройденный путь, ориентируясь по наиболее характерным предметам и кон­структивным элементам.

На случай необходимости спасания через окно или другие проемы требуется иметь при себе спасательную веревку.

При продвижении по задымленным помещениям поддерживать связь с постом безопасности голосом или при помощи спасательной веревки (шнура). Один конец веревки находится у возглавляющего группу разведки, а второй конец — в руках командира или бойца, оставшегося у входа.

Передвигаться в задымленном помещении обязательно на­гнувшись или ползком, так как нагретый дым и воздух стремятся подняться в верхнюю часть помещения. В случае горения в пере­крытии рекомендуется продвигаться во весь рост.

Во избежание ожогов при открытии дверей при входе в го­рящее помещение, следует использовать дверные полотнища, как средство защиты от пламени или нагретых продуктов горения.

При наличии в помещениях взрывоопасных концентраций следует при освещении использовать лишь безопасные электри­ческие фонари и совершенно не допускать применения факелов, фонарей типа «Летучая мышь» и других средств освещения от­крытым пламенем, так как открытый огонь может послужить причиной взрыва продуктов неполного горения.

Перед началом разведки в помещениях с электроустанов­ками высокого напряжения и опасных в отношении взрыва или отравления следует проконсультироваться с техническим персо­налом, по возможности с помощью технического персонала от­ключить установки и применять противогазы или защитные при­способления.

Полномочия и права РТП

Полномочия и права

По решению РТП при достаточности сил и средств на месте пожара разведка пожара, боевое развертывание сил и средств, ликвидация горения, проведение аварийно-спасательных работ и других специальных работ могут выполняться одновременно.

Указания РТП обязательны к исполнению всеми должностными лицами и гражданами на участке местности, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожаров.

Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Работа оперативного штаба на месте пожара осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

Количество и состав групп разведки пожара может изменяться по решению РТП.

Спасение имущества при пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности выполнения основной боевой задачи. Пути и способы спасения людей определяются РТП в зависимости от обстановки на пожаре и состояния спасаемых

Пути и способы спасения людей определяются РТП в зависимости от обстановки на пожаре и состояния спасаемых.

РТП имеет право приступить к тушению электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 0,4 кВ, а также электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 10 кВ, размещенного на объектах использования атомной энергии, в специальных фортификационных сооружениях, только после получения письменного допуска к тушению пожара, проведения инструктажа участников боевых действий по тушению пожаров представителями энергетического объекта, создания условий визуального контроля за электроустановками, заземления пожарных стволов и насоса пожарного автомобиля, с обязательным соблюдением правил охраны труда.

РТП имеет право:

  • отдавать в пределах компетенции указания, обязательные для исполнения всеми должностными лицами и гражданами в пределах границ территории, на которой проводятся боевые действия по тушению пожаров;
  • назначать оперативных должностных лиц при пожаре и освобождать их от выполнения обязанностей;
  • получать необходимую для организации боевых действий по тушению пожаров информацию от администрации организаций и служб жизнеобеспечения;
  • определять порядок убытия с места пожара подразделений пожарной охраны, а также привлеченных сил и средств;
  • приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зонах воздействия опасных факторов пожара (далее – ОФП), если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан;
  • временно прекращать проведение боевых действий по тушению пожаров на одном или нескольких БУ, СПР или во всей зоне пожара при отсутствии угрозы жизни и здоровью людей и при реальной угрозе жизни участникам боевых действий по тушению пожаров, отвести участников боевых действий по тушению пожаров на безопасное расстояние (за исключением тушения пожаров силами федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на критически важных производственных объектах, в особо важных и режимных организациях, в случае, если прекращение тушения пожара может повлечь крупные аварии, катастрофы и иные чрезвычайные ситуации, нарушение условий жизнедеятельности населения);
  • предусматривать использование естественных и искусственных укрытий для личного состава, находящегося на БУ (СПР);
  • назначать должностных лиц, осуществляющих контроль за изменением обстановки и поведением строительных конструкций в районе места проведения работ;
  • определять сигналы об опасности для личного состава;
  • предусматривать использование робототехнических средств для замены участников тушения пожара на опасных участках.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector