Санитарно-эпидемиологический контроль предпринимательской деятельности

Бухгалтерский учет штрафных санкций

Нарушения требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения зачастую ведут к привлечению виновных лиц к административной ответственности. В данном разделе статьи мы рассмотрим порядок отражения в учете учреждений здравоохранения начисления таких штрафов.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н, расходы учреждений здравоохранения на уплату административных штрафов следует относить на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Согласно п. 263 Инструкции N 157н <4> учет расчетов по уплате административных штрафов за нарушение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ведется на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

<4> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе бюджетов и зачисляемых видов платежей.

Учет операций по счету ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни: в журнале операций по оплате труда, журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками — в части начисленных сумм НДФЛ, в журнале операций с безналичными денежными средствами — в части оплаты расчетов по платежам в бюджеты.

Начисление и перечисление штрафов в учете учреждений здравоохранения следует отразить следующим образом:

Инструкция N 174н <*>
Инструкция N 183н <**>
Инструкция N 162н <***>
    Дебет   
   Кредит   
    Дебет   
   Кредит   
    Дебет   
   Кредит   
                     Начисление административного штрафа                     
2 401 20 290
2 303 05 730
2 401 20 290
2 303 05 000
1 401 20 290
1 303 05 730
                    Перечисление административного штрафа                    
2 303 05 830
2 201 11 610
2 303 05 000
2 201 11 000
1 303 05 830
1 304 05 290

<*> Инструкция по применению Плана счетов бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.<**> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.<***> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

А.Гусев

К. п. н.,

эксперт журнала

«Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Типовые нарушения, выявляемые в ходе осуществления надзора

К наиболее распространенным нарушениям, выявляемым в ходе проведения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, относятся:

  • несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, оборудованию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (отсутствие специальных мест для хранения моющих и дезинфекционных средств, отсутствие отдельных емкостей с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов). Указанные требования регулируются СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58;
  • несоблюдение технологии обработки белья в медицинских учреждениях, предусмотренной Методическими указаниями 3.5.736-99, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 16.03.1999. К таким нарушениям, в частности, можно отнести доставку чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную в неупакованном виде на тележках, а не в контейнерах либо мешках из плотной ткани (для грязного белья) и холщовых мешках (для чистого белья), несоблюдение требований к дезинфекции белья и т.д.;
  • несоблюдение процедуры производственного контроля, предусмотренной Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001;
  • несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к оборудованию и содержанию имущества организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Данные требования регулируются СанПиН 2.1.3.2630-10 (размещение под окнами палат помещений травматологических пунктов, приемно-смотровых боксов, входов в приемное отделение, а также тарных, загрузочных, экспедиционных и других помещений, к которым имеется подъезд автомашин для проведения погрузочно-разгрузочных работ, отсутствие раздельных туалетов для больных и персонала, наличие дефектов на поверхности стен, потолков и т.д.). Кроме того, отметим, что в соответствии с п. 2.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 территория государственного (муниципального) учреждения здравоохранения должна быть благоустроена с учетом необходимости обеспечения лечебно-охранительного режима, озеленена, ограждена и освещена. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 50% общей площади участка стационара. Помимо этого, согласно п. 2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10 на территории хозяйственной зоны учреждения на расстоянии не менее 25 м от окон должна быть размещена контейнерная площадка для отходов с твердым покрытием и въездом со стороны улицы;
  • несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Данные требования также регулируются СанПиН 2.1.3.2630-10 (несоответствие устройства и содержания помещений пищеблока, оборудования, инвентаря, посуды, условий транспортировки и хранения пищевых продуктов санитарным правилам и т.д.);
  • несоответствие пищевых продуктов, поступающих в пищеблок, гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, в частности СанПиН 2.3.2.1078-01 «2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001;
  • несоответствие условий и сроков хранения продуктов требованиям СанПиН 2.3.2.1324-03 «2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», утвержденных Главным государственным врачом РФ 21.05.2003, и Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Санитарно-эпидемиологическая станция

Санитарно-эпидемиологическая станция (аббр. СЭС) — это главное санитарно-профилактическое учреждение, назначением которого является:

  • проведение государственного санитарного надзора на прикрепленной территории, как за внешней средой, так и объектами народного хозяйства;
  • изучение состояния здоровья местного населения в зависимости от влияния окружающей среды;
  • разработка профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения.

Возглавляет санэпидемстанцию главный врач, являющийся также Главным государственным санитарным врачом местного региона.

Функции СЭС

Должностные лица санитарно-эпидемиологической станции выполняют 2 основные функции: организаторскую и контрольную, что позволяет установить нарушение или соответствие санитарных требований на объектах, разработать конкретные мероприятия для устранения любых нарушений.

СЭС осуществляет надзор за:

  • условиями воспитания и развития детей любого возраста в организованных коллективах, осуществляет контроль в детских учреждениях: садах, школах, лагерях на предмет санитарного состояния.
  • безопасностью питания, транспортировкой и реализацией любых пищевых продуктов с целью профилактики различных пищевых отравлений в соответствии с имеющимися санитарными требованиями;
  • соблюдением санитарных правил работающих с радиоактивными изотопами;
  • условиями труда работающих в сельском хозяйстве и промышленности с целью профилактики соответствующих профессиональных заболеваний, возможных отравлений, в том числе — снижения заболеваемости служащих и рабочих;
  • состоянием различных коммунальных объектов;
  • окружающей средой, с направленностью на предупреждение загрязнений почвы, воды, атмосферного воздуха, обеспечение безопасности водоснабжения для населения;

СЭС организует противоэпидемические мероприятия, которые направлены на предупреждение заноса карантинных инфекций, возникновения инфекционных болезней и их распространения, включая работу по дезинсекции и дератизации, проводит дезинфекцию помещений, пропагандирует здоровый образ жизни, сэс осуществляет дезинфекцию квартир и организаций, дезинфекцию домов.

Новое оборудование для дезинфекции

Права СЭС

Для осуществления государственного надзора специалистам дезстанции предоставлены следующие права:

  • проводить лабораторные исследования среды;
  • беспрепятственно обследовать различные объекты, предъявлять требования, обусловленные санитарными правилами и нормами.

Главный врач СЭС наделен правом:

  • передавать дела на должностное лицо в следственные органы для рассмотрения в случае допущения серьезных нарушений санитарного законодательства;
  • приостанавливать строительство объекта, если были выявлены нарушения санитарных правил и норм;
  • приостанавливать эксплуатацию части объекта или полностью, если его дальнейшая эксплуатация может повлечь ущерб здоровья населения;
  • налагать штраф на то должностное лицо, которое являлось ответственным за соблюдение санитарных требований и норм.

Основные методы и задачи

Основными методами работы санэпидемстанции являются:

  • Инструментальные (лабораторные) исследования разнообразных элементов внешней среды для дачи объективной оценки объекту проверки за санитарное состояние: анализ полученных материалов (используются статистические оценочные методы) и прогнозирования любого санитарно-оздоровительного мероприятия;
  • динамическое санитарное наблюдение, которое включает в себя все типы гигиенического контроля за действующими и строящимися объектами.

Одной из главных задач службы дезинфекции в Москве является постоянное изучение состояния здоровья городского населения с учетом воздействия факторов внешней среды. Сотрудники сэс собирают и подвергают анализу информацию о появлении и развитию инфекционной заболеваемости, профессиональной заболеваемости, с временной трудоспособной утратой, токсикоинфекций и распространении пищевых отравлений.

В дальнейшем, эти материалы являются основой для разработки противоэпидемических и гигиенических мероприятий. Также проводится анализ заболеваемости населения, демографических показателей в зависимости от воздействия окружающей среды.

Ведомственный надзор

Это один из видов государственного органа. Направление деятельности следующее: осуществлять контроль за соблюдением санитарных норм на объектах отдельных министерств и ведомств.

К таким объектам относятся:

  • Войска.
  • Объекты Министерства обороны РФ.
  • МВД РФ.
  • ФСБ.
  • Министерство путей сообщения.

В задачи таких ведомств входит:

  • Организация профилактических мероприятий, которые преследуют цель предупредить массовые отравления, инфекционные и неинфекционные заболевания в коллективах, их семьях, а также среди уволенных в запас, на пенсию, среди курсантов, служащих в системе Министерства внутренних дел России.
  • Предотвращение негативного воздействия опасных факторов окружающей среды.
  • Обучение и контроль за соблюдением гигиенических санитарных норм.
  • Проведение профилактических мероприятий, предупреждающих массовые отравления и распространения различного генеза заболеваний среди лиц, которые содержатся в специальных условиях.

Будущая профессия

Этот специалист должен обладать не только глубокими знаниями по профильным дисциплинам: от него требуется аналитическое мышление. Его работа предполагает изучение проблем, которые имеют общественное значение, взгляд в будущее – составление прогнозов относительно развития ситуации, а также разработка действенных мер. Он может выполнять разного рода экспертизы, чтобы получать всеохватывающее представление о санитарной и эпидемиологической обстановке. Также в его ведении вопросы просвещения. Еще профессионал компетентен в организации деятельности надзорных органов.

Степень: Врач по социальной гигиене и организации госсанэпидслужбе

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Необходимо иметь высшее оразование по специальностям на выбор: Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело. 

Состояние здоровья населения – это важнейший фактор, который предопределяет уровень развития государства в целом. Его изучением занимается специальность 32.08.11 «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы». Под прицелом у профессионалов такого направления находятся экономические и другие факторы, влияющие на общественное здоровье. Они разрабатывают эффективные меры, которые позволяют управлять здравоохранением и совершать надзор в этой сфере.

Началась работа в этом направлении с изучения профессиональных болезней. Между прочим, еще в 18 веке существовало такое понятие, как медицинская полиция. Она как раз помогала государству следить за уровнем общественного здоровья. В течение следующих веков происходило накопление информации по теме. В итоге развилась современная научная отрасль, которая не ограничивается надзорной функцией. Она предполагает выяснение связей между факторами и общественным здоровьем, работу в профилактическом русле. В настоящее время есть отдельная служба, которая возглавляет деятельность в этом направлении – Роспотребнадзор.

IV. Функция и структура органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Санитарно-эпидемиологическая станция
— основное санитарно-профилактическое
учреждение, осуществляющее государственный
санитарный надзор за внешней средой и
объектами народного хозяйства на
прикрепленной территории, изучающее
состояние здоровья населения в связи
с влиянием факторов окружающей среды
и разрабатывающее мероприятия,
направленные на профилактику заболеваемости
населения, укрепление его здоровья.

Возглавляет СЭС главный врач, который
является также Главным государственным
санитарным врачом соответствующего
региона.

СЭС осуществляет:

— cанитарно-эпидемический
надзор за окружающей средой, направленный
на предупреждение загрязнений атмосферного
воздуха, воды, почвы, обеспечение
безопасности водоснабжения населения;
за состоянием коммунальных объектов;

— за условиями труда работающих в
промышленности и сельском хозяйстве с
целью профилактики профессиональных
заболеваний, отравлений, а также снижения
заболеваемости рабочих и служащих;

— за соблюдением санитарных правил при
работе с радиоактивными изотопами; за
безопасностью питания,

— за производством, транспортировкой и
реализацией пищевых продуктов в
соответствии с санитарными требованиями
с целью профилактики пищевых отравлений;

— за условиями развития и воспитания
детей и подростков в организованных
коллективах, включающий контроль за
санитарным состоянием детских учреждений,
школ и средних учебных заведений.

СЭС организует и проводит
противоэпидемические мероприятия,
направленные на
предупреждение
возникновения и распространения
инфекционных болезней, заноса карантинных
инфекций, включая работу по дезинфекции,
дезинсекции и дератизации, осуществляет
пропаганду здорового образа жизни.

Структура СЭС, как правило, включает:

— санитарно-гигиенический отдел, в состав
которого в крупных СЭС входят
специализированные оперативные отделения
(гигиены питания, гигиены труда,
коммунальной гигиены, гигиены детей и
подростков, радиационной гигиены) и
санитарно-гигиеническая лаборатория;

— эпидемиологический отдел, состоящий
из оперативных отделений —
противоэпидемического, паразитологического
и дезинфекционного (в районной СЭС) и
бактериологической лаборатории (в
крупных СЭС имеется и вирусологическая
лаборатория);

— дезинфекционный отдел,

— функционирующий самостоятельно и
городских СЭС и включающий отделение
эвакуации инфекционных больных, отделения
очаговой и профилактической дезинфекции,
отделение дезинсекции и дератизации.

В структуре республиканских, краевых,
областных, городских СЭС
организуются
дополнительные подразделения:

— организационный отдел, осуществляющий
организационно-методическое руководство
деятельностью городских и районных СЭС
на соответствующей территории и анализ
состояния здоровья населения;

— отдел особо опасных инфекций,
обеспечивающий организационно-методическое
руководство работой по профилактике
заноса и распространения карантинных
инфекций;

— комплекс специализированных лабораторий
(физико-химических методов исследования,
токсикологической, по исследованию
ядохимикатов и другие).

Основными задачами СЭС является :

— изучение состояния здоровья населения
с учетом влияния факторов внешней среды:

— сбор и анализ информации об инфекционной
заболеваемости, заболеваемости с
временной утратой трудоспособности и
профессиональной заболеваемости,
распространении пищевых отравлений и
токсикоинфекций;

— анализ демографических показателей
и заболеваемости населения, связанной
главным образом с влиянием факторов
окружающей среды.

Эти материалы служат основой для
разработки гигиенических и
противоэпидемических мероприятий.

Санитарно-эпидемическая станция
выполняют две основные функции
— контрольную и организаторскую, что
позволяет не только установить
соответствие или нарушение санитарных
требований на подконтрольных объектах,
но и разработать конкретные мероприятия
по устранению нарушений.

Основными методами работы специалистов
СЭС
являются:

— динамическое санитарное наблюдение,
включающее все виды гигиенического
контроля за строящимися и действующими
объектами;

— лабораторные (инструментальные)
исследования различных элементов
внешней среды для объективной оценки
санитарного состояния объектов: анализ
полученных материалов с использованием
статистических методов для оценки
санитарно-эпидемической ситуации и
прогнозирования санитарно-оздоровительных
мероприятий.

Товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору

Что касается наименований продукции, для которых предусмотрен обязательный санитарно-эпидемиологический контроль и необходимость соответствия Единым требованиям, то все они изложены в Едином перечне товаров, подлежащих санэпиднадзору на территории и таможенной границе ТС. К таковым товарам относятся:

  • пищевые продукты;
  • детские товары;
  • парфюмерно-косметические средства;
  • оборудование, материалы и реагенты для водоподготовки и водоочистки;
  • электротехника, продукция приборо- и машиностроения;
  • бытовая химия, лакокрасочные материалы;
  • изделия полиграфической промышленности и др.

Санитарно-эпидемиологический надзор в России

Нормативными актами, регламентирующими осуществление санэпиднадзора за подконтрольной продукцией в Таможенном союзе и, в частности, Российской Федерации, является Положение о порядке его проведения (Решение КТС № 299 от 28.05.2010), Соглашение по санитарным мерам, а также Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, действующие СанПиН и некоторые другие документы.

До 1.07.2010 (начала действия Таможенного союза) для подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим нормативам выдавалось СЭЗ. После названной даты, в связи с вступлением в силу новых правил по оценке качества и санитарной безопасности продукции, выдача санитарно-эпидемиологических заключений была отменена. Те СЭЗ, которые были оформлены до отмены, разрешалось применять до 1.01.2012. Но согласно последним законодательным изменениям (Решение КТС № 888 от 9.12.2011) этот срок отложен до вступления в силу  соответствующих техрегламентов (если, конечно же, срок действия СЭЗ не истечет к тому времени). Вот только действуют санэпидзаключения, оформленные до образования ТС, исключительно на территории выдавшего их государства.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

В каких случаях требуется санитарно-эпидемиологическая экспертиза?

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции может проводится следующим субъектами:

  1. Лицами, которые в соответствии с возложенными на них государством функциональными обязанностями осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор;
  2. Субъектами хозяйственной деятельности, как юридическими, так и физическими лицами (индивидуальными предпринимателями), которые прошли аккредитацию в государственной системе и в соответствии с лицензией имеющие право проводить рассматриваемые исследования;
  3. Экспертами, которые прошли соответствующую аттестацию, предусмотренную нормативными актами исполнительной власти РФ.

Цели, для которых проводится СЭЭ:

  1. Выявление факторов загрязнения окружающей человека среды, профилактика и предупреждение, устранение их воздействия на население;
  2. Выявление причин, из-за которых возникают и распространяются вирусы и инфекции, а также неинфекционные патологии, например, отравления, установление их последствий;
  3. Выявление в деятельности субъектов хозяйственной деятельности нарушений требований действующего законодательства.

Совсем необязательно, чтобы экспертиза проводилась по инициативе СЭС. В исследовании могут быть заинтересованы:

  1. Другие правоохранительные органы, например, следствие, которые расследуют преступления, связанные с загрязнением окружающей среды, распространением и сбытом непригодных продуктов питания и т.п.;
  2. Частные лица, здоровье и имущество которых пострадало вследствие нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства другими лицами;
  3. Субъектами предпринимательской деятельности, которые ведут спор с поставщиками, другими контрагентами относительно испорченной продукции или каких-то нарушений в сфере несоблюдения санитарных требований.

Например, на складах логистического предприятия хранятся большие объемы фруктов и овощей крупной торговой сети. Надлежащее хранение проверяется контролерами этой сети. Они обнаруживают какой-то дымок, который, по их мнению, явный признак порчи продукции. На этом основании с торговой сети приходит претензия и требование отключить холодильные установки, возместить весь причиненный материальный ущерб.

Руководство логистического предприятия обращается в аккредитованной фирме для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции. Она устанавливает, что на момент отключения холодильные установок продукция не была испорчена, признаки гниения появились через некоторое время после выполнения требований сети. На этом основании спор между контрагентами был урегулирован в досудебном порядке, стороны пришли к взаимовыгодному решению, продолжили сотрудничество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector