Как хранить нефть и нефтепродукты?

Содержание:

Аварийные ситуации

  1. Пожар, загорание

Неисправность электрооборудования

Утечки/разливы нефтепродуктов

Разливы ГСМ

Основными методами недопущения разливов является соответствующий контроль,

Условно, разливы можно разделить на 2 типа

  • Незначительный – не превышает 100 литров и создает незначительное воздействие на окружающую среду.

Значительный – более 100 литров. Если ко всему прочему, дополнительно создается опасность для работников или разлив невозможно локализовать или разлив попал в водоемы и т.п.

Порядок действий в случае разливов

Устраняем источник разлива (если это возможно) и ограждаем (изолируем) зону разлива. При работе необходимо использовать комплекты для локализации и ликвидации разливов, которые должны находиться на складе.

Сообщить об данном происшествии непосредственному руководителю.

Если разлив не представляет опасности для окружающей среды и работникам, то необходимо приступить к его очистке и рекультивации.

Требования

Противопожарные меры в отношении складских объектов хранения нефти, жидких нефтепродуктов можно разбить на несколько групп:

  • Выбор оптимальной площадки для размещения нефтебазы вне населенного пункта, а для расходных складов ГСМ предприятий в городской черте с учетом противопожарных разрывов до жилых, общественных зданий.
  • Правильная расстановка резервуаров хранения жидких углеводородов, сливоналивных эстакад для работы с железнодорожным, автотранспортом; наружных технологических установок, цехов по фасовке ГСМ в мелкую тару на территории складской площадки, с учетом соблюдения противопожарных разрывов, обеспечения беспрепятственного подъезда пожарной техники.
  • Обеспечение территории складов нефтепродуктов наружным противопожарным водоснабжением с необходимым расходом воды.
  • Проектирование, монтаж стационарных систем автоматического подавления очагов возгораний – пенных установок пожаротушения, в том числе с использованием самостоятельно вспенивающейся газово-аэрозольной смеси, комбинированных систем пожаротушения с применением инертных газов и огнегасящих порошков, газовых установок углекислотного пожаротушения; систем водяного охлаждения наземных резервуаров.
  • Организация постоянного наблюдения за текущей ситуацией на объекте хранения нефтепродуктов из помещения пожарного поста, диспетчерской предприятия с использованием приемно-контрольной пожарной аппаратуры, систем видеонаблюдения.

2.2. Линейные отводы от магистральных нефтепродуктопроводов

2.2.1. Прием (отпуск) нефтепродуктов по отводящим распределительным трубопроводам (отводам) магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) должен осуществляться с соблюдением требований, установленных нормативными документами к организации и порядку сдачи нефтепродуктов по отводам магистральных нефтепродуктопроводов.

2.2.4. Узел подключения концевых задвижек отводов к технологическим трубопроводам потребителя обустраивается:

— двумя стальными отсекающими задвижками на отводе;

— камерой отбора проб с пробоотборником;

— манометрами, приборами контроля сортности нефтепродуктов;

— системой электроснабжения для питания электроприводов задвижек и освещения;

— соответствующим ограждением.

2.2.5. Оснащенность контрольно-измерительными приборами (далее — КИП), средствами (приборами) учета, уровень автоматизации отводов определяются действующими нормативными документами по проектированию, автоматизации, телемеханизации разветвленных нефтепродуктопроводов.

2.2.6. Технологические линии от концевых задвижек отвода до приемных резервуаров потребителя должны быть автономными и не иметь тупиковых ответвлений, лишних врезок, перемычек, проходить через узлы задвижек на манифольдах, эстакадах, насосных.

2.2.7. Отпуск нефтепродуктов потребителю по отводу производится только при условии работы МНПП в рабочем режиме.

2.2.8. Во избежание аварийных ситуаций (гидроударов) задвижки на отводе необходимо открывать в следующей последовательности: сначала открываются концевые задвижки отвода, после получения информации об открытии концевых задвижек открываются задвижки на нулевом километре отвода.

2.2.9. После каждой закачки продукта потребителю необходимо произвести обход трассы.

2.2.10. Действия персонала в аварийных ситуациях должны соответствовать разработанным и утвержденным в установленном порядке планам локализации аварийных ситуаций и планам по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

2.1. Общие требования

2.1.1. На нефтебазах и складах нефтепродуктов должны разрабатываться и внедряться мероприятия по предупреждению и исключению опасных факторов, влияющих на промышленную безопасность.

2.1.2. Разрабатываемые мероприятия нормативного, организационного и технического характера должны иметь четкую направленность и практическую реализацию в части:

— обеспечения промышленной безопасности;

— предотвращения аварий;

— предотвращения образования взрывоопасной среды;

— предотвращения образования во взрывоопасной среде источников зажигания.

2.1.3. Промышленная безопасность должна обеспечиваться:

— техническими решениями, принятыми при проектировании;

— соблюдением требований правил безопасности и норм технологического режима процессов;

— безопасной эксплуатацией технических устройств, отвечающих требованиям нормативно-технической документации при эксплуатации, обслуживании и ремонте;

— системой подготовки квалифицированных кадров.

2.1.4. Предотвращение аварий должно достигаться:

— регламентированным обслуживанием и ремонтом оборудования с применением диагностики неразрушающими методами контроля;

— системой мониторинга опасных факторов, влияющих на промышленную безопасность;

— принятием предупреждающих мер по возникновению аварий.

2.1.5. Предотвращение образования взрывопожароопасной среды должно обеспечиваться:

— автоматизацией технологических процессов, связанных с обращением легковоспламеняющихся жидкостей (далее — ЛВЖ) и горючих жидкостей (далее — ГЖ);

— применением технических мер и средств защиты оборудования от повреждений и преждевременного износа;

— регламентированным контролем герметичности участков, узлов, соединений, которые по условиям эксплуатации могут стать источниками выделений (пропуска) горючих газов;

— контролем среды, блокировкой средств управления, позволяющей прекратить образование взрывоопасной среды на ранней стадии;

— улавливанием паров взрывоопасной смеси и отводом их в емкость (конденсатор);

— применением технических средств и приемов, позволяющих максимально сократить вынужденный выброс (испарение) горючих веществ;

— применением замкнутой системы сбора взрывоопасной смеси по типу сообщающихся сосудов.

2.1.6. Предотвращение образования во взрывоопасной среде источников зажигания должно достигаться:

— применением электрооборудования, соответствующего пожароопасной и взрывоопасной зонам, группе и категории взрывоопасной смеси;

— применением приемов и режимов технологического процесса, оборудования, удовлетворяющих требованиям электростатической безопасности;

— устройством и регулярной проверкой молниезащиты зданий, сооружений и оборудования;

— применением в конструкции быстродействующих средств защитного отключения возможных источников зажигания;

— применением искрогасителей и искроулавливателей;

— использованием неискрящего инструмента при работе с оборудованием, содержащим ЛВЖ и ГЖ;

— контролем температуры нагрева машин, механизмов, подшипников, устройств, которые могут войти в контакт с горючей средой;

— устранением контакта с воздухом пирофорных веществ;

— выполнением требований нормативной технической документации, правил промышленной безопасности.

2.1.7. Система производственного контроля за промышленной безопасностью должна обеспечивать:

— контроль за соблюдением требований правил промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

— анализ состояния промышленной безопасности и контроль за реализацией мероприятий, направленных на ее повышение;

— координацию работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, и обеспечение готовности организации к локализации аварий и ликвидации их последствий.

Применение норм естественной убыли при количественном учете нефти и продуктов её переработки

Любое предприятие, где происходит хранение, приемка и отпуск нефтепродуктов (например, нефтебаза) имеет конкретное местоположение и, как правило, оборудуется резервуарным парком с однотипными емкостями, которые разделены на сектора для хранения отдельных групп нефтепродуктов.

В основном учет сейчас автоматизирован, поэтому нормирующие значения легко найти в справочнике по группам нефтепродуктов. В нем хранится вся необходимая информация, сформированная по принципу «группа НП – норма». Сами же значения нормативов разделяются в зависимости от вида технологической операции (хранение, перевалка и так далее).

В автоматизированных учетных системах каждому конкретному нефтепродукту присваивается группа, и по справочным значениям ведется списание естественных потерь.  Далее мы приведем конкретный пример типовых значений нормативов убыли для двух наиболее распространенных нефтепродуктовых групп – первой и пятой.

В таком случае нормы технологических потерь нефтепродуктов будут следующими:

Приемка железнодорожным транспортом:

первая группа НП:

  1. теплый период (далее – лето) – 0,4 кг/тонна;
  2. холодный период (далее – зима) – 0,23 кг/т.
  • пятая группа НП:
  • лето – 0,03;
  • зима – 0,03.

Автомобильная отгрузка:

первая группа:

  1. лето – 0,19 кг/тонна;
  2. зима – 0,08 кг/т.
  • пятая группа:
  • лето – 0,02;
  • зима – 0,01.

Продукты на хранении (первый месяц):

первая группа:

  1. лето – 0,88 кг/тонна;
  2. зима – 0,28 кг/т.
  • пятая группа:
  • лето – 0,10;
  • зима – 0,04.

Продукты на хранении (следующий месяц):

первая:

  1. лето – 0,57 кг/тонна;
  2. зима – 0,09 кг/т.
  • пятая:
  • лето – 0,08;
  • зима – 0,02.

Другими словами, если на нефтебазы производят технологическую операцию слива/налива в типичные железнодорожные цистерны (60 тонн), например, бензина, то его естественная убыль составит 24 килограмма. Другой пример; зимняя отгрузка дизельного топлива в автомобильную цистерну грузоподъемностью 4,5 тонны приведет к естественным потерям в размере 45-ти грамм (0,045 кг).

Однако, точность учета зависит и от емкости используемых резервуаров, от которой зависит  возможность измерения объемов и веса хранимых нефтепродуктов. Например, на крупных нефтехранилищах один миллиметр уровня продукта, находящегося   в резервуаре, весит больше тонны. В таких емкостях учет могут вести даже с точностью до одной целой тонны.

Исходя из конкретных условий каждого предприятия, любые операции, которые учитывают  движение нефтепродуктов, проводятся с точностью, не превышающей одни килограмм, и автоматизированные учетные системы также проектируются под эту точность.   Из-за этого отражение естественных потерь, значение которых меньше, чем один килограмм, как правило,   невозможно, поскольку смысла повышать точность до грамма  даже при автоматизации учетного процесса особого смысла не имеет.

Прием нефтепродуктов и их отпуск

Технология слива и налива сырья на нефтебазах определяется в зависимости от ряда факторов:

  • тип транспортировки;
  • климат;
  • интенсивность и регулярность выполнения работ по сливу и наливу;
  • состав и свойства конкретного нефтепродукта.

Перевозка жидкого топлива может быть осуществлена следующим видом транспорта:

  • трубопроводным;
  • автомобильным;
  • железнодорожным:
  • речным;
  • морским.

Прием и отпуск сырья на нефтебазах выполняется с привлечением специального оборудования:

  • налив сырья в цистерны при перевозке по железной дороге осуществляется на специальных помостах через сливоналивные установки;
  • в суда при транспортировке по морю или реке – через причальные сооружения;
  • в автоцистерны – через специальные станции налива, автомобильные эстакады;
  • в баки и бидоны – через разливочные установки.

Также допустим налив сырья по отводам от магистральных нефтепроводов.

При нарушении правил сливоналивных работ возможна порча или утрата топлива. Все операции по приему и отпуску нефтепродуктов подлежат строгому контролю.

01.11.2019

Общие требования

Площадки и склады ГСМ – минимум 40 метров от остальных зданий и сооружений предприятия

Для обеспечения требований безопасности за хранение и использование топлива, приказом по предприятию назначается ответственное лицо.

В темное время суток, склады с ГСМ должны быть освещены.

Отпуск горюче-смазочных материалов, необходимо осуществлять только с разрешения ответственного лица и с заполнение соответствующего журнала.
При хранении ГСМ, необходимо предусмотреть обвалование, не менее 0,5 метров. Обвалование должно быть спроектировано, таком образом, чтобы вмещать 25% от общего объема горюче смазочных материалов. На многих предприятиях, дополнительно территорию склада (открытого) ограждают забором.

2.6. Резервуарные парки

2.6.1. Виды и способы хранения нефти и нефтепродуктов должны соответствовать установленным требованиям к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению. Для вновь строящихся и реконструируемых нефтебаз запрещается хранение нефти и нефтепродуктов в заглубленных и подземных резервуарах.

2.6.2. Склады нефти и нефтепродуктов в зависимости от вместимости резервуарных парков и вместимости отдельных резервуаров категорируются в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил.

2.6.3. Конструкция вертикальных стальных резервуаров должна соответствовать установленным требованиям к устройству вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов.

Для хранения ПВКЖ предусматриваются горизонтальные резервуары и бочки, изготовленные из стали (предпочтительно нержавеющей), без внутреннего оцинкованного или лакокрасочного покрытия.

Не допускается хранение ПВКЖ в емкостях, изготовленных из алюминия и его сплавов.

2.6.4. Допускается в обоснованных случаях применять стальные резервуары с защитной стенкой (типа «стакан в стакане»). При этом должен быть обеспечен контроль наличия утечек продукта в межстенное пространство. Такой контроль может осуществляться по прямому (утечкам) или косвенному параметрам (загазованности). При обнаружении нарушения герметичности основного резервуара необходимо вывести его из эксплуатации.

2.6.5. Для проведения операций по приему, хранению и отпуску нефти и нефтепродуктов стальные вертикальные резервуары, в зависимости от свойств хранимого продукта, должны быть оснащены техническими устройствами, основными из которых являются:

— приемо-раздаточные патрубки с запорной арматурой;

— дыхательная и предохранительная арматура;

— устройства для отбора пробы и подтоварной воды;

— приборы контроля, сигнализации и защиты;

— устройства подогрева;

— противопожарное оборудование;

— вентиляционные патрубки с огнепреградителями.

Полный комплект устанавливаемых на резервуаре устройств и оборудования и схема их расположения определяются в проектной документации.

2.6.6. Расходные резервуары для авиатоплива должны быть оборудованы плавающими устройствами (ПУВ) для верхнего забора топлива.

Не допускается хранить авиационные бензины в резервуарах с плавающей крышей.

2.6.7. Конструкция резервуара и устанавливаемое на нем оборудование, арматура и приборы должны обеспечивать безопасную эксплуатацию резервуаров при:

— наполнении, хранении и опорожнении;

— зачистке и ремонте;

— отстое и удалении подтоварной воды;

— отборе проб;

— замере уровня, температуры, давления.

2.6.8. Каждый резервуар изготавливается в соответствии с проектом. На каждый резервуар составляется паспорт. На корпус резервуара наносится номер, обозначенный в его паспорте.

2.6.9. Скорость наполнения (опорожнения) резервуаров не должна превышать суммарной пропускной способности установленных на резервуаре дыхательных устройств.

2.6.10. Максимальная производительность наполнения (опорожнения) для резервуаров с плавающей крышей или понтоном ограничивается допустимой скоростью движения понтона (плавающей крыши), которая не должна превышать для резервуаров емкостью до 700 м3 — 3,3 м/ч, для резервуаров емкостью свыше 700 м3 — 6 м/ч. При этом скорость понтона при сдвиге не должна превышать 2,5 м/ч.

2.6.11. Поддержание давления в резервуарах должно осуществляться при помощи дыхательной и предохранительной арматуры. Дыхательная арматура должна выбираться в зависимости от типа резервуара и хранимого продукта.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗООСАНИТАРНОГО СТАТУСА СВИНОВОДЧЕСКИХ ХОЗЯЙСТВ, А ТАКЖЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УБОЙ СВИНЕЙ, ПЕРЕРАБОТКУ И ХРАНЕНИЕ ПРОДУКЦИИ СВИНОВОДСТВА, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ ОТ 23 ИЮЛЯ 2010 Г. N 258

В целях предотвращения распространения заразных болезней животных на территории Российской Федерации приказываю:

Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденные приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. N 258 (зарегистрирован Минюстом России 12 ноября 2010 г., регистрационный N 18944), с изменениями, внесенными приказами Минсельхоза России от 17 июля 2013 г. N 282 (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2013 г., регистрационный N 29378) и от 15 октября 2013 г. N 378 (зарегистрирован Минюстом России 7 ноября 2013 г., регистрационный номер N 30324).

Министр А.Н. ТКАЧЕВ

Приложение к приказу Минсельхоза России от 19 октября 2016 г. N 461

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Основные условия хранения нефтепродуктов

Для каждого резервуара требуется оформление технологического паспорта. В нем должно быть указано:

  • индивидуальный номер емкости;
  • объем (в м3);
  • допустимый уровень нефти в таре (в см);
  • максимальная температура подогрева топлива (в градусах);
  • количество клапанов;
  • срок хранения.

Каждая цистерна, используемая для хранения нефтепродукта, должна проходить регулярную очистку и обновление защитного покрытия.

Требования к устройству хранилищ

Для сохранения надлежащего качества нефтяных энергоресурсов необходимо обеспечить соответствующие условия размещения сырья на период его размещения.

Существует ряд требований к обустройству нефтебаз и проведению манипуляций с тарой.

Основные технические условия, которым должен соответствовать склад:

  • помещения должны содержаться в чистоте;
  • недопустимо превышение уровня влажности;
  • необходима систематизация расположения стеллажей;
  • требуется обеспечить свободный доступ транспортной технике к таре;
  • погрузо-разгрузочные работы должны осуществляться с привлечением специальной техники.

Нефтепродукты хранятся в специальных баках и бидонах. Тару ставят на поддоны или стеллажи. Строгих требований к месту размещения емкостей нет. Их можно расположить как в крытых складских помещениях, так и под навесом или на специально оснащенной площадке под открытым небом. В этом случае тару нужно закрыть брезентом, чтобы исключить прямое попадание солнечных лучей и осадков.

Отдельное внимание необходимо уделить исправности конструкции емкостей. Обязательно наличие крышек без каких-либо повреждений

Принимать на хранение тару с неисправными заслонками категорически запрещено.

На складах длительного хранения должны быть соблюдены следующие требования к оснащению помещения:

  • Окна необходимо укрепить металлическими решетками. Стекло следует покрыть белой краской в случае угрозы попадания лучей солнца на емкости.
  • Пол требуется обработать специальным негорючим составом. Конфигурация напольного покрытия должна предусматривать наличие специальных уклонов для стока в случае разлива сырья.
  • В каждом помещении должна быть установлена система вентиляции.

Нефтепродукты обладают высокой чувствительностью к попаданию примесей и посторонних веществ. При нарушении правил хранения возрастает вероятность порчи топлива и снижения его качественных характеристик.

Пожарная безопасность

Нефтепродукты относятся к сырью с высоким уровнем пожаро-  и взрывоопасности.

Для предотвращения чрезвычайных ситуаций необходимо:

  • создать условия, минимизирующие возможность возгорания;
  • исключить риск появления открытого огня;
  • не допускать образование электрических разрядов вблизи хранения нефтепродуктов;
  • использовать максимальное количество защитных систем и механизмов.

Обеспечение безопасности является одним из приоритетных направлений при организации хранения нефтяных продуктов.

Требования пожарной безопасности к складам нефти и нефтепродуктов

Складские строения, предназначенные для хранения нефти, нефтепродуктов, в связи с их взрыво- и пожароопасностью должны быть оборудованы соответствующим образом для минимизации риска возгорания.

Требования и нормы собраны в единый Свод Правил (СП) № 155.13130.2014, являющийся официальным документом и оформленный согласно закону о техническом регламенте требований пожарной безопасности (№ 123-Ф3).

Классификация складов нефти

  • Складские помещения, где хранится нефть или ее продукты, могут иметь различную вместимость и объем. Соответственно данным параметрам складам присваивают одну из категорий:
  • По способу хранения склады делятся на:
  • К первому типу относят такое хранилище, которое заглублено в грунт (или обсыпано им) так, чтобы уровень хранящейся там жидкости был ниже отметки прилегающего участка более чем на 20 см (на расстоянии 3 м от склада).

I – строения, общей вместимостью больше 100 тыс. м куб.;
II – вместимость составляет 20 – 100 тыс. м куб.;
III – вместимость до 20 тыс. м куб:
а. общая вместимость 10 – 20 тыс. м куб., объем 1-го резервуара не больше 5 тыс. м куб.;
б. 2 – 10 тыс. м куб., объем не больше 2 тыс. м куб.;
в. до 2 тыс. м куб., объем не превышает 700 тыс. м куб.

По степени огнеустойчивости конструкций складские помещения должны быть I, II, III либо IV класса. В зависимости от этой характеристики для каждого помещения устанавливают меры ПБ. В частности, это касается нормирования противопожарных дистанций между складской территорией и соседними зданиями.

Вся территория склада ограждается высоким (не меньше 2 м) забором.

Отдельные резервуары окружают земляными валами, не забывая оборудовать переезды через них. Устанавливают резервуары на опоры из негорючих материалов с обязательным заземлением.

Запрещено в местах хранения нефти:

  • эксплуатация неисправного оборудования, устройств и приборов; использование запорной арматуры, резервуаров и т. д. с дефектами, трещинами и пр.;
  • сажать растительность на ограждающих насыпях;
  • переполнять нефтью резервуары;
  • отбор проб из цистерн в ходе процесса слива / налива нефти;
  • слив/налив нефтепродуктов во время грозовых явлений.

Все оборудование, цистерны, резервуары на складах нефти должны содержаться в исправном состоянии и соответствовать установленным требованиям. Проверки осуществляют 1 раз в месяц и чаще, особенно если температура воздуха ниже 0 С.

Обязательно наличие достаточного запаса огнетушащих веществ и устройств их подачи.

Магистральный трубопровод – определение, состав

К магистральным трубопроводам относят различные объекты, имеющие отношение к собственно трубопроводу со всеми его ответвлениями, запорной арматурой, узлами и другими устройствами, а именно:

  • электрохимическую защиту трубопровода от коррозии;
  • установки технологической связи;
  • линии электропередач, обслуживающие трубопровод;
  • строения по эксплуатации трубопровода;
  • дороги, авиационные площадки и т. д.

Требования пожарной безопасности к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам Требования по ПБ к магистральным нефтепроводам, а также нефтепродуктоводам содержит Свод Правил № 4.13130.2013. Одним из основных требований ПБ является обеспечение необходимого, безопасного расстояния от трубопровода до других объектов. Зависит дистанция от:

  • диаметра труб;
  • класса трубопровода;
  • степени ответственности соседних объектов и их пожаробезопасности.

В том случае, если трубопровод (продуктовод) находится рядом (меньше чем в 500 м при диаметре 700 мм или меньше чем в 1000 м при больших значениях диаметра труб) с населенным пунктом либо промышленным предприятием снизу предусматривается канава, функция которой – отводить разлившуюся горючую массу при пожаре. Отвод, естественно, осуществляется в безопасное место. Запорная арматура устанавливается в специально предназначенных для этого конструкциях (колодцы, киоски, ограды), проектируемых из негорючих материалов. При наличии на пути следования трубопровода железнодорожных путей, автомобильных трасс, его оборачивают в стальной защитный футляр или тоннель. Прокладка нефетпродуктоводов на селитебных (городских) территориях требует соблюдения правил пожарной безопасности:

  • высокая надежность и безопасность конструкции продуктовода с целью недопущения аварий;
  • запрещена транзитная прокладка продуктоводов через города;
  • допускается установка продуктовода на городской территории, если его рабочее давление не больше 1,2 Мпа и он имеет защитный кожух;
  • прокладывают продуктовод под землей, стараясь минимальное количество раз пересекать дороги, коммуникации и другие подобные объекты;
  • расстояния до соседних объектов, а также некоторые иные требования нормируются в СП.

Транспортировка нефтепродуктов водным транспортом

Транспортировка нефти и нефтепродуктов таким путем является весьма экономичной.

Водный транспорт бывает морским и речным и работает как внутри страны, так и на экспорт. Его доля в общем объеме  нефтеперевозок составляет примерно 13 процентов.

Если сравнивать с железной дорогой, то при такой транспортировке расходуется гораздо меньше топлива на единицу перевозимого груза, задействовано меньшее количество персонала и меньше затраты металла на единицу грузоподъемности.  Кроме того, этот вид доставки характеризуется  небольшой собственной массой транспортного средства по отношению к весу  транспортируемого груза. В связи с этими преимуществами и получается приемлемая цена доставки.

Внутри нашей страны морской транспорт нефтепродуктов используется  в Черном,  Каспийском, Азовском, Охотском,  Японском и Балтийском морях.

Основное преимущество  морского транспорта  – это низкая себестоимость доставки, которая обеспечивается использованием большегрузных судов при транспортировке на большие расстояния.

Железнодорожные перевозки нефтепродуктов

Речной транспорт используется для доставки нефтепродуктов на те нефтебазы, у которых есть выход к реке. Общая длина российских судоходных рек 0 примерно  150 тысяч километров.

Достоинством  речного транспорта является  высокая пропускная способность водного пути, а также  возможность передислокации флота с одного речного бассейна на другой. В некоторых регионах нашей страны (Якутия, Тюменская,  Новосибирская и Омская области) речной транспорт – основной способ нефтеперевозок.

Главный недостаток речного транспорта заключается в том, что его нельзя использовать в зимний период. Это вызывает необходимость создавать межнавигационные нефтяные запасы, для которых нужны большие резервуары. Еще одним недостатком такого транспорта является несовпадение географического положения речной сети с основными нефтяными грузопотоками, в результате чего увеличивается  расстояние доставки. Кроме того, скорость речной транспортировки довольно мала, если сравнивать её с прочими видами перевозок.

Нефтеналивные суда делятся на:

  • морские;
  • речные;
  • озерные;
  • суда смешанного плавания.

Прием и слив жидких углеводородов в нефтеналивных судах обеспечивает  система трубопроводов, которые соединены с насосами, расположенными в машинном отделении

В момент приёма важно полностью залить емкости (танки) судна. Это позволяет  избежать  самопроизвольного смещения нефтепродуктов в процессе  перекачки танкера, а такие перемещения могут вызывать сильные  гидравлические удары, которые могут нарушить прочность и целостность  стенок

Озерные и речные суда по сравнению с морскими обладают гораздо меньшей осадкой, поскольку глубины этих водных артерий довольно малы. Вследствие этого их грузоподъемность гораздо меньше (обычно – от 10-ти до 12-ти тысяч тонн).

Большие  танкеры лишены возможности причалить к берегу, поэтому обычно стоят на рейде. Нефтепродукты с них перегружаются на специальные  лихтеры грузоподъемностью до 100 тонн. Лихтеры также делятся на самоходные и буксируемые.

Вязкие нефтепродукты перевозят  баржами с паровыми подогревателями,  пар для которых  подается либо с буксира, либо  специальными плавучими насосными станциями.

На сегодняшний момент все чаще применяют смешанную транспортировку. Её осуществляют при помощи специальных судов смешанного плавания –  нефтерудовозов. Такие суда могут перевозить как нефть и продукты её переработки, так и рудные грузы.  Основным достоинством таких судов является отсутствие  «холостых» пробегов, которые неизбежны при использовании рудовозов или  танкеров. Например, доставив нефть в Швецию , обратно такое судно привезет руду.

Этот транспорт регулируют «Правила перевозки нефтепродуктов», устанавливаемыми Министерством морского и речного флота РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector