Вертолеты для тушения пожаров

Тактика и возможности

Вертолет опускает ведро в реку, чтобы сбросить воду на лесной пожар в Калифорнии

Вертолеты могут парить над огнем и сбрасывать воду или замедлитель. На танке S-64 Helitanker установлены дверцы с микропроцессорным управлением . Двери контролируются в зависимости от покрываемой площади и ветровых условий. Самолет с неподвижным крылом должен пройти и сбросить воду или замедлиться, как бомбардировщик. Самолет-корректировщик (диспетчер тактической группы) часто движется по орбите вокруг огня на большей высоте, чтобы координировать усилия дымосборника, вертолета, средств массовой информации и летательного аппарата замедленного сброса; в то время как головные самолеты летят на малой высоте впереди аэротанкеров, чтобы обозначить траекторию падения и обеспечить общую безопасность как наземных, так и воздушных пожарных.

Фильм, показывающий, как водные бомбардировщики воздушной национальной гвардии Калифорнии сбрасывают вещества, используемые для тушения пожаров.

Воду обычно капают прямо в огонь, потому что ее эффект недолговечен. Антипирены обычно не используются для тушения пожара, а вместо этого используются для сдерживания пожара или его замедления, чтобы наземные бригады могли сдержать его. Из-за этого замедлители обычно сбрасываются перед движущимся огнем или вокруг него, а не непосредственно на него, создавая противопожарную преграду .

Воздушное пожаротушение наиболее эффективно используется в сочетании с наземными усилиями, поскольку авиация — только одно оружие в арсенале пожаротушения. Однако были случаи, когда самолеты тушили пожары задолго до того, как наземные бригады смогли добраться до них.

Некоторые пожарные самолеты могут заправлять свои баки в полете, летя вниз, чтобы скользить по поверхности больших водоемов. Одним из примеров является Bombardier CL-415 . Это особенно полезно в сельской местности, где возвращение на авиабазу для заправки может занять слишком много времени. В 2002 году бригада CL-415 из Онтарио смогла пополнить запасы воды 100 раз за 4-часовую миссию, доставив 162 000 галлонов США (613 240 л) или 1 350 000 фунтов (612 т) воды при пожаре возле Драйдена, Онтарио (1 июня 2002 г. Драйден пожар № 10 Танкер № 271 (гражданский C-GOGE).

На земле

«Дань, ты живой? Откликнись!» — кричит мужчина на берегу озера. Ответа нет, и он вызывает спасателей. Это друг рыбака, который заметил, что тот находится без сознания.

Первым на место прибывает дежурный отряд службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения МАЦ на специальном красно-белом автомобиле. Двое спасателей несут щит для транспортировки пострадавшего, еще двое, одетые в гидрокостюмы, — лодку. Рыбака за считаные минуты вытягивают на берег. «Мужчина, 45–50 лет, предварительно — переохлаждение, нужен санитарный вертолет», — раздается по рации.

Пока пострадавшего фиксируют на щите, к берегу подлетает вертолет модели ВК117С-2 с медицинской бригадой на борту. Один из спасателей зажигает красный фальшфейер: так обозначают не только место для посадки, но и указывают направление ветра. Сажать железную птицу нужно строго против ветра.

Когда до земли остается совсем немного, из вертолета выпрыгивает второй пилот. Он подсказывает, где лучше сесть. По словам специалистов, с борта неровности видны хуже, мешает остекление. «Нельзя сказать, что это простая площадка для посадки, она не подготовлена. Видны какие-то неровности, бугры, лужи. Но для пилотов МАЦ это не сложность: нам ежедневно приходится приземляться на дорогах, в скверах, где нужно забрать пострадавших», — поясняет пилот Александр Макаревич.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Система Игла-В

Третий вариант – совместная разработка с российской фирмой «Темперо» установки горизонтального пожаротушения «Игла-В». Это вододисперсионная система, основанная на газодинамической технологии, при которой осуществляется разгон частиц или капель огнегасящего компонента сжатым воздухом. Распыленная до дисперсного состояния вода под большим давлением выстреливается короткими импульсами. Объем воды в баках под полом вертолета составлял 740 л. С внешней стороны фюзеляжа по левому борту крепилась батарея баллонов со сжатым воздухом. Заявляемая разработчиком дальность «выстрела» – около 50 м. Длина струи позволяет вертолету держаться на безопасном расстоянии от стены здания, а её высокая скорость и, как следствие, отсутствие сильного искривления траектории струи облегчает прицеливание и позволяет направить струю далеко вглубь горящего помещения. Кроме того предлагаемая система обеспечивает значительно более эффективное тушение, чем традиционные пожарные средства. Размер капель в струе составляет около 100 мкм.

При попадании в зону горения происходит их интенсивное испарение, образующийся при этом пар вытесняет воздух, а благодаря высокой скорости происходит срыв пламени. Воздействие одновременно трех факторов тушения позволяет ликвидировать пожары намного меньшим количеством воды, чем при использовании традиционных средств. При этом зданию практически не наносится дополнительного ущерба, связанного с попаданием воды на расположенные ниже этажи.

Кроме бытовых пожаров с помощью системы может производиться тушение нефтепродуктов. Вертолет, оснащенный системой также может использоваться при тушении пожаров на промышленных предприятиях, автозаправочных станциях, лесных пожаров, а также пожаров в труднодоступных местах (например в горах). Кроме того на вертолете может монтироваться другое спасательное оборудование, что позволяет использовать его как средство спасения при различных чрезвычайных ситуациях.

Пожарный вертолет Ка-32А1 с установкой «Игла-В»

В настоящее время система «Игла-В» предназначена для вертолета Ка-32А фирмы «Камов», но может быть установлена на любой другой. Соответственно его грузоподъемностью будет определяться длительность работы установки. На 49-м Всемирном салоне «БРЮССЕЛЬ-ЭВРИКА – 2000» «Игла-В» получила золотую медаль.

Технические характеристики

Огнетушащее вещество Вода, вода с пенообразующими добавками
Расход ОТВ, кг/с 10
Дальность, м 50*
Размер капель, мкм 100
Скорость капель, м/с 110
Запас ОТВ, л 700

*Дальность при размещении на базе вертолета Ка-32. При размещении на наземных средствах доставки дальность системы может достигать 80 м и более.

Проблемы тушения вертолетов

Пожар на вертолете – явление значительно более вероятное, чем на самолете. Связано это с тем, что в большинстве случаев топливные баки находятся под кабиной, недалеко от двигателя.

Причинами пожара могут быть:

  • аварийная посадка;
  • нарушение техники безопасности при заправке вертолета;
  • неисправность оборудования.

Горение развивается стремительно, поскольку в конструкции вертолетов широко применяются пластики и композитные материалы.

Технические средства для тушения вертолета следующие:

  • огнетушители;
  • стационарная система пожаротушения (для часто используемых вертодромов). Тушим, конечно, пеной. Как выбирать огнетушащее вещество писали ранее;
  • пламягасящие покрытия (в идеале).

Показательным будет пожар вертолета МЧС России в Хабаровске в 2014 году.  Тогда при заправке произошла вспышка паров топлива и возгорание. Всего через минуту вертолет был полностью охвачен пламенем. Еще через минуту корпус настолько разрушился, что вертолет завалился на бок.

Наземные подвижные средства пожаротушения

Пожарный автомобиль аэродромный

Автомобили личного состава пожарной службы разделяются на основные виды и специального назначения. По виду их легко узнать. Кузов имеет яркий красный цвет, сбоку указана информация о типе автомобиля, а также указан номер пожарной части.

Они используются для оперативной доставки огнеборцев, специального пожарного оборудования и огнетушащих средств к месту пожара. Кроме того в комплект автомобиля могут входить индивидуальные средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, фильтрующие самоспасатели), средства для самоспасения, инструмент (ломы, крюки, штыковые лопаты).

К основным видам относятся: автоцистерны и насосы, автомобили с пенными, водопенными и порошковыми видами пожаротушения, а также транспорт с рукавными насосами.

Автоподъемники, аэродромные машины, автолестницы, автонасосные станции, автомобили аварийно-спасательного назначения относят к пожарным автомобилям специального назначения. Кроме того, в эту классификацию мобильных средств пожаротушения входят машины по дымоудалению, технические автолаборатории, автомобили для проведения ремонта и диагностики оборудования.

В труднодоступных местах, например горной местности часто используется пожарный трактор. Он имеет хорошую проходимость. Незаменим при работе в лесных угодьях. Его используют для создания канав вокруг возгорания, что способствует уменьшению скорости распространения огня. Как правило, под пожарный трактор переоснащают уже существующие модели гусеничной техники. Их оборудуют специальными баками и насосами, а также устанавливают цистерны с тушащим веществом.

Еще одним видом наземного мобильного пожарного средства является поезд. Его корпус окрашен в красный и белый цвета. Используются для доставки пожарного оборудования для возгораний, возникших на железнодорожных путях или близ лежащей территории (станции).

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Преимущества малых пожарных самолетов

Меньшие размеры, масса и скорость полета малых пожарных самолетов по сравнению с «водяными бомбардировщиками» способствуют более точному сбрасыванию огнегасящей жидкости. Меньшая скорость и высота полета (160 км/ч на высоте 10 м у Ан-2 против 280 км/ч на высоте 80 м у Ил-76ТД и примерно 250 км/ч на той же высоте — у Бе-200ЧС) влечет за собой увеличение концентрации жидкости в зоне сброса.

Например, Ил-76 создает смоченную область 800 х 10 м интенсивностью 1 л/м2 при сбросе с высоты 100 м на скорости 280 км/ч. Смоченная область интенсивностью 0,1 л/м2 создается с параметрами 840 х 20 м.

Ан-2П способен создавать смоченную полосу 75 x 4 м при сбросе воды с высоты 10 м на скорости 160 км/ч. Средняя интенсивность орошения зоны пожара у Ан-2 составляет ∼ 4 л/м2: 1,2 л / (75 х 4 м) = 4 л/м2. А у Ил-76 указанный параметр при грубом расчете примерно равен 2,6 л/м2: 42000 л/(800 х 20 м) ≈ 2,6 л/м2. При этом следует учитывать, что потери жидкости, связанные с распылением, при ее сбросе с Ан-2 (V = 160 км/, H = 10 м) будут значительно меньше, чем при сбросе с Ил-76 (V = 280 км/, H = 100 м).

Таким образом, для достижения аналогичного пламегасящего эффекта более легкому самолету надо доставлять в очаг пожара меньше воды.

Результаты применения малого пожарного самолета на высокоактивных и катастрофических пожарах во многих случаях оказываются заметно выше, чем у его конкурентов (даже если эти конкуренты более тяжелой «весовой категории»).

Ан-32П

Самолет создан на базе серийного транспортного самолета Ан-32 и обеспечивает выполнение следующих операций по охране и защите леса:

  • тушение лесных пожаров огнетушащими веществами;
  • десантирование парашютистов-пожарных, специального оборудования, снаряжения и грузов к местам лесных пожаров.

В течение более чем 10 лет эксплуатации были подтверждены расчетные летно-технические характеристики самолета. При сбросе 8 т огнегасящей жидкости из двух групп баков с высоты 40-50 м, при скорости самолета 240-260 км/ч на поверхности земли создается водяное пятно с концентрацией жидкости более 1 л/м2 длиной 120-160 м и шириной 10-35 м. Слив огнегасящей жидкости может происходить одновременно (залпом) или последовательно из двух баков одного борта, а затем другого с автоматической задержкой или с ручным управлением.

Два самолета использовались при тушении горно-лесного пожара в окрестностях Ялты, (Украина). Опыт их применения (около 100 полетов над горной местностью) показал высокую эффективность этих самолетов. Три самолета были направлены на опытную эксплуатацию в Португалию. Работая очень напряженно (в день на каждом самолете совершалось до 10-12 вылетов), группа выполнила 545 вылетов на тушение пожаров. Летные качества и эффективность самолета как средства тушения пожаров были высоко оценены участвующими в опытной эксплуатации специалистами.

Ан-32П (общий вид)

В период отсутствия пожаров предусмотрено переоборудование самолета в аэродромных условиях в стандартный транспортный вариант для перевозки грузов.

Для выполнения транспортных операций на самолете имеются:

  • большой грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, закрывающийся рампой, которая может опускаться на землю и служить трапом или сдвигаться под фюзеляж, что обеспечивает быструю загрузку грузов в самолет с борта автомобиля и удобство при парашютном сбросе грузов и людей;
  • погрузочное устройство грузоподъемностью 3 т.

Размеры грузовой кабины (длина 12,48 м, ширина 2,78 м и высота 1,84 м) и люка обеспечивают перевозку различных грузов, самоходной и несамоходной колесной техники. Грузовая кабина герметична и оборудована системой кондиционирования воздуха.

Самолет обладает следующими основными особенностями:

  • высокой степенью надежности конструкции и систем, безопасностью эксплуатации, проверенными в процессе длительного срока службы базового самолета Ан-32;
  • возможностью эксплуатации на грунтовых аэродромах благодаря конструкции шасси с пневматиками низкого давления и высокому расположению двигателей, исключающему попадание посторонних предметов в воздухозаборник
  • высокой энерговооруженностью, позволяющей выполнять полеты с крутыми траекториями при работе в горных условиях;
  • автономностью эксплуатации с возможностью запуска двигателей от ВСУ;
  • способностью выполнять полеты в сложных метеоусловиях.

Авиарегистр Межгосударственного Авиационного Комитета и Укравиатранс в 1995 году выдали Сертификаты типа специальной категории на самолет Ан-32П.

Серийное производство самолета выполняется на «Серийном заводе «Антонов».

Технические характеристики Ан-32П

Наименование показателя Значение
 Экипаж, чел  3
 Размах крыла, м  29,20
 Длина самолета, м  23,78
 Высота самолета, м  8,75
 Площадь крыла, м2  74,98
 Масса, кг
 – пустого самолета  16800
 – максимальная взлетная  27000
 – топлива  5445
 Тип двигателя  2 ТВД Прогресс АИ-20Д сер. 5
 Мощность, э.л.с.  2 х 5180
 Максимальная скорость, км/ч  530
 Крейсерская скорость, км/ч  500
 Макс. скорость при пожаротушении, км/ч  220-230
 Перегоночная дальность, км  1700
 Дальность действия, км  330
 Практический потолок, м  9400
 Полезная нагрузка:  27-30 пожарных-десантников со спец. снаряжением, 8 т огнетушащего вещества

Воздушные спасатели

В феврале в Московском авиационном центре сформировали службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения для экстренного реагирования и оперативного оказания помощи пострадавшим.

Спасатели дежурят по четыре человека. В зависимости от случая бригады отправляются на место либо на специальном автомобиле, либо на вертолете. Кроме того, это подразделение может вызвать санитарный вертолет, если пострадавшим нужна экстренная медицинская помощь.

«Спасателем работаю семь лет, с 2012 года. Мне с детства нравилась эта профессия. До этого работал в федеральных отрядах МЧС, в Пожарно-спасательном центре Москвы», — говорит Евгений Мальцев, спасатель второго класса службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения МАЦ.

На страже без перерыва: медицинские вертолеты теперь летают круглосуточно Больше тысячи спасенных жизней в год: как работает воздушная скорая помощь

Сейчас в распоряжении Московского авиационного центра имеются пожарные вертолеты Ка-32А и санитарные ВК117С-2. Медицинские воздушные судна ожидают вызова на территории больницы № 15 имени О.М. Филатова (улица Вешняковская, дом 23), детской больницы имени З.А. Башляевой (улица Героев Панфиловцев, дом 28), а также больницы № 79 имени С.С. Юдина (Коломенский проезд, дом 4). При этом на территории ГКБ имени С.С. Юдина вертолеты дежурят круглосуточно.

Всего санитарная авиация может воспользоваться 32 вертолетными площадками. Одна из них расположена на 35-м километре МКАД, 21 — в ТиНАО (в поселке Щапово, селе Вороново, рабочем поселке Киевском, деревне Васюнино и других населенных пунктах). Десять площадок работают на базе медицинских центров.

Долететь до любого места в пределах МКАД на медицинском вертолете можно примерно за семь минут, а добраться из центра города в ТиНАО — за 10–15 минут. Экипажи санитарных вертолетов выполняют от пяти до семи вылетов ежедневно.

Ка-32А

Вертолет Ка-32А многоцелевого назначения создан на базе транспортного вертолета Ка-32Т и предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов массой до 5000 кгна внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, строительно-монтажных операций, обучения и тренировки летчиков и других целей. Кроме того, вертолет Ка-32А предназначен для тушения пожара на верхних этажах здания и установки защитных пенных полос. Вертолет укомплектован специальным оборудованием для проведения аварийно-спасательных работ.

Хронология создания

  • начало разработки — 1990 год;
  • изменение конструкции планера и его систем в соответствии с требованиями сертификата, проведение сертификационных испытаний — 1990-1993 годы;
  • получение сертификата типа 36-32А на вертолет и сертификата типа 34-Д на двигатель ТВ3-117ВМА — 1993 год;
  • начало серийного производства на фирме Камов — 1994 год; завершение сертификации опытного завода фирмы Камов — 1995 год.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А с системой горизонтального и вертикального пожаротушения Fire Attack американской фирмы Simplex

У вертолера Ка-32А — планер, несущая система и силовая установка, системы планера и комплекс бортового оборудования такие же, как у вертолета Ка-32Т. В транспортной кабине на откидных сиденьях можно перевозить 13 человек. Для защиты органов дыхания и зрения членов экипажа от дыма и вредных газов в их кабине установлена защитная дыхательная аппаратура, включающая кислородные баллоны и дымозащитные кислородные маски. Вертолет может быть оснащен аварийными посадочными баллонетами по типу баллонетов на Ка-32С.

Пилотажное оборудование Ка-32А по своему функциональному назначению аналогично Ка-32Т, но более современного типа, оно включает два высотомера ВД-10, высотомер ВЭМ-72П, указатели скорости УСВИ-400 и УС-350К, два вариометра ВАР-30М, два авиагоризонта АГР-74В-10, прибор ПНП-72-15, гировертикаль МГВ-1 СУ8, часы АЧС-1М.

Кабина пожарно-спасательного вертолета Ка-32А

Вертолет оборудован системой ограничительных сигналов СОС-В1-32, предназначенной для вычисления текущих значений максимально допустимой скорости, выдачи этих значений в бортовые системы информации, а также для предупредительной сигнализации о достижении максимально допустимой скорости. Указатель скорости УСВИ-400 из комплекта данной системы, расположенный на приборной доске, индицирует текущие значения приборных скоростей и максимально допустимой скорости полета.

Вертолет Ка-32А может быть дополнительно оборудован радиолокационной станцией «Осьминог-ПС-32», радиотехнической системой ближней навигации и посадки А-340-СВ-БОРТ и навигационной аппаратурой для полетов над безориентирной местностью.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А. Вид спереди

Высокий уровень созданных норм летной годности НЛГ32.29, НЛГ32.02, НЛГ32.33 для вертолета Ка-32А, двигателя ТВЗ-117ВМА и эксплуатационной документации, соответствующий требованиям как отечественных, так и американских норм летной годности, был подтвержден специалистами России, Швейцарии, Канады и Америки. Индекс «А» обозначает, что конструкция вертолета Ка-32А соответствует типовому проекту, который полностью отвечает требованиям сертификационного базиса.

Салон пожарно-спасательного вертолета Ка-32А

Вертолёт отличает усиленная противопожарная защита основных и вспомогательного двигателей, усовершенствованная конструкция колонки несущих винтов.

Летно технические характеристики Ка-32А

Диаметр главного винта 15.90 м
Длина 12.25 м
Высота 5.40 м
Ширина 3.80 м
Масса пустого вертолета 6000 кг
Нормальная взлетная масса 12700 кг
Тип двигателя 2 х ГТД ТВ3-117ВМА
Мощность 2 х 2200 л.с.
Максимальная скорость 260 км/ч
Крейсерская скорость 230 км/ч
Практическая дальность 800 км
Скороподъемность До 15 м/сек
Практический потолок 6000 м
Статический потолок 3500 м
Дальность полета 900 км
Продолжительность полета до 6 час
Экипаж 1-3 чел.
Полезная нагрузка 13 пассажиров или 3700 кг груза или 5000 кг на подвеске

Эвакуационно-десантное оборудование состоит из спасательной электролебедки с поворотной стрелой, грузоподъемностью 300 кг и десантного спускового устройства «СУР». Забор и сброс 3200 лводы в режиме висения — 1,5 мин. При новом заборе воды может добавляться пенообразователь, что позволяет получить 200 тыс. л пены. Водопенные пушки с дальностью струи 45 м и производительностью 40 л/сек.

Тысячи часов в воздухе

Алексей Паршиков работает в Московском авиационном центре с 2017 года, однако за штурвалом вертолета он провел уже 28 лет — с тех пор как поступил в Сызранское высшее военно-авиационное училище. После выпуска он продолжил учебу в Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова и служил летчиком на Балтике.

В авиацию он пошел по стопам отца, который тоже был пилотом вертолета. Теперь у Алексея четверо детей, и его старший сын поступил в авиационное училище.

За время летной работы Алексей провел в воздухе около двух тысяч часов и освоил пять типов воздушных судов: Ми-8, Ми-24, Ми-26, Ка-27, Ка-32А.

В ближайшее время пилоту предстоит познакомиться с еще одной машиной. У вертолета Ка-32А 1989 года выпуска, который в авиационном центре называют ветераном, закончился нормативный срок службы. Его заменит более новая модификация — Ка-32А11ВС. По словам директора МАЦ Кирилла Святенко, вертолет уже готов, и сейчас на заводе-изготовителе его проверяет комиссия Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, а также инженеры авиационного центра.

Совершить первый полет на новичке и перегнать его с завода на аэродром Остафьево, где базируется МАЦ, доверили Алексею Паршикову как лучшему пилоту Москвы. Переучиваться ему для этого не придется: класс вертолета пилоту уже знаком. «Это как пересесть с одной машины на другую: принцип работы тот же, просто поменялось положение кнопок, рычагов, дисплеев», — комментирует Кирилл Святенко.

Новый вертолет будет мощнее предшественника. При тех же габаритах его максимальная взлетная масса — 12,7 тонны. Это на 1,7 тонны больше, чем у Ка-32А. Максимальная дальность его полета — 670 километров, что почти в два раза больше, чем у старой модели. Кроме того, Ка-32А11ВС отличается обновленной рулевой системой, в которую добавили гидроусилители, электронным оборудованием и увеличенным сроком эксплуатации: вертолет рассчитан на 32 тысячи летных часов.

Волшебники на вертолетах: как работает Московский авиационный центр «Без мечты в авиацию не приходят». Алексей Диденко — о своем летном пути

Московский авиационный центр был создан в 2003 году. Сейчас в его распоряжении 10 воздушных судов: тяжеловес Ми-26Т, три вертолета среднего класса Ка-32А, пять многоцелевых ВК117 С-2 и легкий вертолет Bell-429. Вертолеты Ка-32А и Ми-26Т в основном применяют для тушения пожаров с воздуха. Вертолеты ВК117 С-2 оснащены современным медицинским оборудованием и чаще всего используются для санитарных перевозок. Bell-429 используют для мониторинга, воздушной разведки и обеспечения работ комиссии по чрезвычайным ситуациям Москвы.

Водяная пушка IFEX 3000

Водяная пушка IFEX 3000

Голландская компания IFEX разработала собственную вододисперсионную установку, которая размещается на различных типах вертолетов, в частности, на EUROCOPTER Ecureuil AS-350 B2/B3, с установкой внешнего топливного бака воды на 300 л и двойной пушки 2х18 л, и на Kaman K-MAX, со встроенным резервуаром для воды до 2000 л и двойной пушки 2х25 л.

Производитель утверждает, что 100 л выпущенных из их водяных IFEX пушек по эффективности приравниваются к 1000 л сброшенным с вертолета обычным способом. Эффективная «стрельба» ведется импульсами водяной пыли на расстояние от 10 до 100 м. К воде могут добавляться присадки. Система может пополняться из окрестных водоемов в режиме висения.

Недостатком данного устройства является малый запас воды и время «перезарядки», составляющее 2-3 с. А поскольку при ликвидации масштабных очагов горения важен разовый массовый выброс тушащего вещества, то ее использование достаточно ограничено. На вертолете S-64F Helitanker также может устанавливаться горизонтальная водяная пушка, управляемая в вертикальной плоскости. Ее использование ограничено дальностью стрельбы, стоимостью и громоздкостью самого носителя.

Пожарно-спасательные вертолеты МЧС России

Пожарные вертолеты используются для тушения возгораний в местах, до которых добраться наземным путем невозможно. Для того чтобы обычный вертолет перешел в разряд спасательных, его оснащают подвесными устройствами для подъема воды или добавляют в конструкцию дополнительные баки (в сети много фото и видео о таких летательных аппаратах).

Предназначение

Вертолеты используются в разных областях, но их спасательная функция при пожаре несет особенно большое значение.

Задачами пожарно-спасательной авиации являются:

  1. Транспортировка пассажиров.
  2. Доставка продовольствия и медикаментов в отдаленные местности.
  3. Поиск пострадавших.
  4. Локализация и определение масштаба и типа возгорания.
  5. Тушение пожара.
  6. Помощь в устранении последствий ЧС.

История применения

Пожарный вертолет впервые был задействован в СССР в 1956 году. Вертолеты для тушения лесных пожаров использовали в разведывательных целях и для перевозки людей и припасов. Это были легкие представители серии Ми.

Уже тогда первый грузоподъемный вертолет Ми-4 вмещал в себя мотопомпу и баки в одну тонну, которые могли сбросить воду на расстояние до 30 метров. Однако способ был неэффективным, и пламя просто раздувало в стороны.

Спасательно-пожарные вертолеты XX века использовались для того, чтобы набирать воду, подымать ее на внешней подвеске и нести в очаг возгорания. Самыми известными сериями таких вертолетов являлись КА-32А и МИ-8.

В 1967 году емкость баков в вертолетах повысилась и стала составлять уже 12000 литров. Ми-6ПЖ был оснащен дополнительной емкостью с противопожарными пенообразующими добавками. Вертолет работал с помощью насосов, которые спускались к водоему во время наполнения баков.

У следующей модели Ми-6ПЖ2 уже появилась водяная пушка, с помощью которой получалось скорее потушить возгорание.


Современные пожарно-спасательные самолеты оснащены по последним технологиям авиационного строения и сочетают в себе только лучшие устройства для тушения возгораний.

Сколько воды берет пожарный вертолет? Например, Ми-8 ЛТ обладает баками с емкостью в 4 тонны, а также предельно точно сбрасывает воду на очаг возгорания с помощью водосливных средств.

Пожары, завалы, аварии

В 2019 году вертолеты МАЦ приняли участие в тушении более 12 крупных пожаров в Москве и области.

В распоряжении МАЦ четыре пожарных вертолета — 28-тонный гигант Ми-26Т и три Ка-32А. Последние, более маневренные, применяют не только для тушения пожаров, но и для разбора завалов, транспортировки грузов и эвакуации людей. Для этих целей к вертолету цепляют водосливные устройства, гидравлические захваты или спасательные лебедки. Кроме того, специально для Ка-32А разработали уникальную систему горизонтального, бокового и вертикального пожаротушения, которая успешно показала себя в 2012 году во время тушения пожара в башне «Федерация» в «Москва-Сити». Вертолет способен провести в воздухе более трех часов, взять на борт до 13 человек и поднять груз весом до пяти тонн.

На вертолетном шоу в селе Песье Алексей Паршкиков продемонстрировал, как работает водосливное устройство (ВСУ) на внешней подвеске. Мягкое «ведерко» состоит из технической полиамидной ткани, каркаса из двух металлических колец и сливного клапана. Модификация ВСУ-5А вмещает в себя до пяти кубометров жидкости. Набирать воду можно из любого водоема глубиной около двух метров. Верхнее кольцо каркаса частично наполнено свинцовой дробью — она быстро топит ВСУ, поэтому для забора пяти тонн воды достаточно нескольких секунд. На шоу вертолет Алексея зависал над озером, погружая емкость, после чего делал круг над лесом и сбрасывал вниз мощный поток воды.

После показательного «тушения пожара» Алексей увел машину на вертолетную площадку в поселение Щапово. Там он продемонстрировал, как работает гидравлический захват ГРАПЛ, который применяют для растаскивания завалов, расчистки мест ДТП и других задач, когда нужно быстро и точно поднять в воздух груз.

ГРАПЛ похож на огромную металлическую клешню: два зазубренных «клыка», соединенных мощной втулкой, висят на 30-метровом тросе. Они способны раскрываться на 2,2 метра, сжиматься за восемь секунд и удерживать в захвате груз весом до пяти тонн. В гражданской авиации использование гидравлических захватов считается высшим пилотажем, поскольку пилоту необходимо почти неподвижно зафиксировать вертолет над грузом, который нужно поднять, а оператор должен дистанционно захватить предмет.

В рамках шоу пилот поднял ГРАПЛом в воздух старый автомобиль, сделал несколько кругов над поселением и бережно опустил его обратно. После этого Алексей посадил вертолет на площадку. Через мгновение под фюзеляж, в пространство между шасси, нырнул техник МАЦ и за минуту отсоединил крепление подвески и гидравлику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector