Урок о правилах пожарной безопасности

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о безопасности. Окружающий нас мир полон неожиданностей и опасностей. Опасности могут подстерегать нас везде, даже дома. Скажите, какие предметы в доме можно считать опасными и почему? (Ответы детей) Ребята,вы уже знаете: для того чтобы с вами не произошел несчастный случай, вы должны быть внимательными, без разрешения родителей не брать те предметы, которые могут привести к травме.

А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам про огонь. Огонь – одно из самых больших чудес природы. Огонь дарит человеку тепло, используется для приготовления пищи. Но если огонь выйдет из – под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет разрушение, горе, боль. Пламя пожара не жалеет никого и ничего. В пламени пожара скручиваются даже стальные балки, рушатся стены домов, гибнут люди. Как вы думаете, отчего возникает пожар? (Дети играют со спичками, зажигалками, забыли выключить утюг, телевизор, неправильно пользовались газом.) Поэтому, чтобы в вашем доме не произошло несчастья, вы должны запомнить главные правила…

Посмотрите у меня в руке небольшой шар. Я взяла его не случайно. Раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх воздушный шар. Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар».

Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

1. Что за тесный, тесный дом?

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестричек

Может вспыхнуть, как костер.

Не шути с сестричками,

Тоненькими… (спичками).

2. Висит — молчит,

а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель).

3. Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы сделать детки?

Вынуть вилку из… (розетки).

4. Если младшие сестренки

Зажигают дома спички

Что должны вы предпринять

Сразу спички (отобрать).

5. Если хочешь ты гулять

Вскачь не надо убегать

Закрывая в доме дверь

Все ли выключил? (проверь).

6. Упал на пол уголек-

Деревянный пол зажег

Не смотри, не жди, не стой

А залей его (водой).

7. Победит огонь коварный

Тот, кого зовут… (пожарный).

8. Если вдруг пожар возник

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить

О пожаре… (сообщить).

Правильно, нужно срочно вызвать пожарных. Какой нужно набрать номер? (01). Обязательно нужно указать адрес, чтобы пожарные знали куда ехать.

Воспитатель предлагает одному из детей набрать номер и вызвать пожарных: «Приезжайте, у нас пожар. Улица 6ой микрорайон дом29а, детский сад «153»».

На экране появляется картинка пожарного.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

С огнём бороться мы должны,

Мы смелые работники.

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (Пожарные)

Воспитатель: Молодцы угадали, кто это. Сейчас вы узнаете много нового и полезного для себя. У пожарных есть специальная одежда, которая защищает их во время пожара. Она сделана из специальной ткани, которая почти не горит. На голове у них стальная каска, на ногах — прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!

У пожарных есть специальная машина. Кто догадался, как она называется? (пожарная машина). От слова “пожар” её называют пожарной машиной, а люди, которые тушат пожар – пожарные. “Пожарная машина – эта машина специального назначения. Она всегда красным цветом, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – цвет огня. Едет пожарная машина быстро, чтобы успеть потушить огонь и спасти людей”.

Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу.

В пожарной машине находится (воспитатель показывает предметы и предлагает детям повторить) огнетушитель, в котором находится особая пена. Ещё у них есть специальные шланги, которые называют “рукавами”. Воду в шланги накачивает насос. Если пожар на высоком этаже, то проникнуть внутрь горящего дома и спасти людей, помогает складная лестница. Имеется лопата. А вы знаете, что пожар легче предупредить, чем потушить? Но для этого надо соблюдать правила пожарной безопасности…

Воспитатель: Ребята, а вы знаете правила пожарной безопасности (ответы детей)

Молодцы ребята, и за то, что вы знаете все правила я вручаю вам медали, вы усвоили все на “отлично”.

Звучит “Марш пожарных” вручают медали.

Требования к электроустановкам

Любое электрооборудование и все электрические сети следует привести в соответствие с Правилами устройства электроустановок. Своевременно должны проводиться профилактические осмотры и планово-предупредительный ремонт.


Пожарная проверка в школе

При устройстве электросетей все соединения между проводами и кабелями следует выполнять с помощью опрессовки, спайки или применять специальные зажимы. Устраивать временную электросеть в помещениях школы запрещено, даже при проведении временных работ по ремонту.

Приборы освещения в технологических помещениях и складах, где хранятся легковоспламеняющиеся материалы или изделия, упакованные в сгораемую упаковку, необходимо оборудовать стеклянными колпаками. Если в таких помещениях применяются переносные светильники, то они также должны быть защищены стеклянным колпаком и металлической сеткой.

Все электродвигатели необходимо постоянно очищать от пыли. Их нельзя накрывать горючими материалами, а также складировать на них материалы, которые способны к быстрому воспламенению.

При выявлении короткого замыкания в электросети, нагрева изоляции проводов и кабелей необходимо немедленно приступить к устранению нарушений, оградив место производства работ от доступа посторонних лиц. При этом электросеть должна быть обесточена.

В процессе использования электросети запрещено:

  1. Применять провода, у которых повреждена изоляция, а также телефонные и радиопровода для прокладывания электросети.
  2. Эксплуатировать розетки и рубильники, которые оплавлены и неисправны.
  3. Делать скрутку электропроводов, а также подвешивать что-либо на них.
  4. Демонтировать стеклянные защитные устройства на приборах освещения.

Подключение токоприемников следует производить только после того, как будут произведены расчеты, дающие допуск на данное мероприятие. По окончании занятий в кабинетах должны быть обесточены все приборы, в т.ч. компьютеры и другие интерактивные устройства.

На случай аварийного отключения подачи электроэнергии следует предусмотреть наличие электрических фонарей в здании школы.

Действия учащихся в случае возникновения пожара

При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику учреждения.

При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения.

Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по учреждению и действовать согласно указаниям работников учебного заведения.

По команде учителя (преподавателя) учреждения эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам.

При выходе из здания находиться в месте, указанном учителем (преподавателем).

Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников учреждения учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества. Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить работникам образовательного учреждения

Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить работникам образовательного учреждения.

Как проводят обучение учеников

Технике пожарной безопасности в школе начинают учить еще в младших классах. Здесь детям дают простые понятия о том, что собой представляет огонь, а соответственно и пожар. Почему он является опасным, но для каких целей его применяют. То есть рассказывают о всех плюсах и минусах. Но при этом закладывают знания о том, как надо правильно обращаться с огнем, и что нужно делать, если в здании вдруг начался пожар.

Ученики младших классов не могут усвоить большой объем информации, особенно технической. Поэтому знания даются в виде игры, где используются наглядные пособия в виде игрушек или картинок. Сегодня большой популярностью пользуются мультфильмы. Нередко для малышей организуют экскурсии в пожарные части, где наглядно показывают пожарные машины, самих сотрудников в полном обмундировании. Это самая действенная мера.

На этом этапе обучения малышей учат, как правильно тушить костры, как можно спастись от огня и дыма, как правильно пользоваться бытовыми электрическими приборами. Обязательно заучивают номера телефонов МЧС.

По сути, ученикам младших классов прививают небольшое количество простейших правил. Вот они:

баловаться со спичками нельзя;
нельзя играть возле костров или предметов, нагретых докрасна;
нельзя сушить вещи над бытовыми электрическими приборами и кострами;
нельзя оставлять электроприборы без присмотра;
нельзя разводить костры без участия взрослых;
если был обнаружен пожар, то надо приложить все усилия, чтобы привлечь внимание взрослых: кричать, шуметь, звонить и прочее.

Правила пожарной безопасности для учеников младших классов

Техника безопасности при пожаре в школе для учеников средних классов – это более серьезный подход. Вот элементы получения знаний:

  • прививаются знания, как надо правильно пользоваться электрической техникой;
  • дается информация о легковоспламеняющихся материалах: почему они так называются, как контактируют с огнем, и каковы последствия этого контакта;
  • правила использования огнетушителей и других приспособлений и инструментов;
  • правила спасения себя и других детей.

Последний пункт особенно важен. Поэтому проводятся учения, в которых отрабатываются правила эвакуации из школы. Работа над всеми пунктами проводится в виде викторин, конкурсов

Особое внимание уделяется практическим занятиям

Ученики средних классов изучают, что собой представляет огнетушитель

Правила противопожарной безопасности в школе у учеников старших классов – это в основном практические занятия. На них старшеклассников обучают, как и какими средствами можно бороться с очагом возгорания, как грамотно провести спасение людей. То есть, оканчивая школу, учащийся старших классов должен уметь следующее:

быстро отыскать выход из горящего здания, используя знаки и таблички;
быстро найти огнетушитель и при необходимости использовать его для тушения огня;
опознать причину, по которой может произойти возгорание;
уметь предотвратить эту причину;
оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
останавливать игры малышей с огнем, предотвращая тем самым возникающую опасность;
распознавать материалы, которые при нагреве могут воспламеняться, особе внимание незнакомым предметам и изделиям;
обесточивать бытовые электроприборы, когда дома или квартира остаются пустыми;
не использовать легковоспламеняющиеся жидкости для разведения костра, розжига печей и каминов;
нельзя тушить водой бытовые приборы, подключенные к сети переменного тока;
костры заливаются водой до полного тушения, то есть пока дым не перестанет идти;
нельзя бросать зажженные спички в урны, в сухую траву или в кучу тополиного пуха;
сразу оповестить пожарную охрану о случившемся пожаре.

По сути, старшеклассник должен обладать всеми первоначальными навыками пожарного.

Старшеклассников обучают более серьезным навыкам

План эвакуации

Все организационные моменты, связанные с выводом из зоны горения, закладываются в план эвакуации. Он включается в себя правила эвакуации при пожаре и порядок действий. Чаще всего создают не один план, а сразу несколько с учетом вероятных мест очагов возгорания, количества выводимых людей, времени суток и прочих факторов.

В основе плана лежат инструкции для сотрудников пожарной охраны и лиц, отвечающих на объекте за противопожарные мероприятия. Кроме этого, как неотъемлемая часть, к плану прилагаются графические схемы путей перемещения, выходов и мест расположения средств оповещения и противопожарного оборудования. Схемы должны все время находится на хорошо видимых местах и размещаться по всему зданию во всех помещениях.

Схемы эвакуации делятся на четыре группы:

  • локальные, предназначенные для одного большого помещения;
  • секционные – используются для части большого помещения со сложной планировкой;
  • этажные;
  • сводные.

Обязанности сотрудника пожарной охраны объекта

Что должен делать сотрудник пожарной охраны объекта:

  1. Позвонить по номеру – 01, сообщить о начинающемся возгорании, точный адрес и дать краткую характеристику объекта, к примеру, присутствуют ли взрывоопасные или горючие вещества.
  2. Включить на объекте оповещение о пожаре.
  3. Отключить вентиляцию, освещение и работающее оборудование.
  4. Открыть все эвакуационные выходы.
  5. Приступить к тушению огня собственными силами.
  6. Помогать людям покинуть горящее здание.

Если объект имеет офисное или производственное назначение, то к выше обозначенным пунктам добавляются:

  • сбор всех сотрудников в зоне, удаленной от пожара;
  • перекличка на предмет наличия всех работников;
  • передача данных о людях, которых на площадке не обнаружено, но на работе они присутствовали.

Действия при пожаре в школе

В основном в школе вся обязанность по эвакуации детей ложится на учителей. Их действия при обнаружении воспламенения:

  1. Звонок по номеру 01.
  2. Закрываются двери, которые блокируют помещение, где произошел пожар. Нельзя допустить, чтобы в него поступал воздух.
  3. Вывести детей из школы, построив их по двое. Учитель с журналом идет за школьниками, закрывая за собой дверь класса.
  4. Сбор всех учеников – площадка около школы. Никого никуда отпускать нельзя.
  5. Перекличка учащихся по журналу.
  6. Доклад директору о наличии или отсутствии детей.

Правила эвакуации при пожаре в здании

В многих многоквартирных домах старого типа отсутствуют пожарные лестницы. Поэтому эвакуация здесь ведется по лестничным клеткам. Какие действия необходимо предпринять, выходя из зоны огня.

  1. Позвонить по 01.
  2. Закрыть на кухне газовый кран.
  3. Закрыть все окна, нельзя допускать сквозняков.
  4. Взять с собой документы, деньги и ценные вещи, которые можно унести в руках.
  5. Отключить подачу в квартире электроэнергии путем выключения входного автомата, расположенного в распределительном щитке на лестничной клетке.
  6. Аккуратно спускаться вниз на улицу. Дети на руках, старикам помогать.
  7. Если в подъезде сильная задымленность, то на лицо надо накинуть смоченный в воде платок, полотенце или любую тряпку. Лучше передвигаться в такой ситуации на четвереньках, внизу у пола меньше дыма.

Что делать при невозможности эвакуации

В первую очередь надо сохранять спокойствие. Необходимо переместиться в самую дальнюю комнату от очага пожара и закрыть за собой плотно дверь. Лучше закрыть любыми средствами все щели в дверном проеме, чтобы через них в помещение не проник дым.

Открыть окно и постараться привлечь к себе внимание: кричать, выбрасывать из окна вещи или предметы мебели. При задымленности смочить тряпку и сделать из нее повязку

Эвакуация людей при пожаре из помещений, охваченных огнем и дымом, производится по лестнице или выпрыгиванием на батут. Оба варианты связаны со сложностями самой ситуации, где стресс, потеря ориентации могут привести к получению травм

Поэтому очень важно взять себя в руки и сосредоточится

Виды памяток

Правила пожарной безопасности (ППБ) распространяются на все объекты в независимости от назначения. Поэтому памятки противопожарной безопасности изготавливаются с учетом типа объекта. К примеру, на производстве основными пунктами плаката или листовки будут:

  • курить можно только в специально отведенном месте;
  • масляную ветошь убирать после окончания рабочего дня в специальный металлический ящик с крышкой;
  • ежедневная уборка рабочего места;
  • огневые работы проводить под строгим контролем ответственного за ПБ;
  • и так далее.

То есть все будет касаться безопасной деятельности сотрудников внутри завода.

Памятка пожарной безопасности для детей – это правила, касающиеся поведения ребенка. То есть в листовке будут простые пункты, понятные детям. Например, не играть со спичками. Это касается школы, дома, природы и прочих мест. При этом напоминалки могут быть распределены по возрастному цензу. К примеру, старшеклассники должны уметь применять на практике основные действия по пожаротушению и эвакуации. Школьники младших классов должны правильно ориентироваться при пожаре, уметь призывать на помощь, выбираться из горящего здания. Поэтому на каждый возраст изготавливается своя памятка для детей по пожарной безопасности.

Памятка для детей

Есть еще одна разновидность, которая касается правил пожарной безопасности для населения. Это, наверное, самая расширенная разновидность, потому что в жизни людей встречается большое разнообразие ситуаций, которые могут привести к пожарам. Поэтому в таких памятках по пожарной безопасности для населения расписываются практически все нюансы и ситуации.

К примеру:

  • как надо пользоваться правильно электронагревательными приборами;
  • обязательно указывается пункт, что применять неисправные или самодельные электрические приборы нельзя;
  • даются предупреждения, что курить на диване или кровати опасно;
  • перед выходом на улицу убедитесь, что выключены все электрические приборы, свет, газ и вода;
  • спички и зажигалки надо убирать подальше от детей;
  • если в доме или квартире случился пожар, то на начальной стадии его надо потушить;
  • если пожар разрастается, то не стоит проявлять героизм, берите в охапку детей, документы и ценности и покиньте дом.

То есть в памятке о пожарной безопасности расписываются практически все ситуации. Их знание, как показывает практика, спасает жизнь и имущество большого количества людей. Поэтому не зря власти местного самоуправления и пожарные организации раздают листовки, буклеты и плакаты бесплатно. Небольшие вложения окупаются сторицей. Особенно это касается детей. На слуху примеры, когда дети сообщали о начинающемся пожаре или вытаскивали из задымленных домов своих сверстников.

Образец памятки для населения

Все вышеописанные памятки на виду. Их наклеивают в подъездах, вывешивают в школах, в интернатах, точках общественного питания. То есть там, где большая проходимость людей. Но как донести до отдыхающих и туристов, как надо себя вести на природе, в сельской местности.

Памятка противопожарной безопасности такого типа тоже есть. Но редко ее увидишь на виду. Если только в лесничестве или в домиках охотника. Поэтому весной инспекторы Госпожнадзора посещают учебные заведения и проводят инструктажи именно с детьми. Потому что, как показывает статистика, именно они в основном становятся причинами непреднамеренных поджогов травы, кустов и деревьев. Поэтому памятка для детей по пожарной безопасности на природе появляется именно к лету. Хотя необходимо отметить, что большинство взрослых также нарушают часто правила нахождения на природе. Костры, брошенные окурки, разлитые горюче-смазочные материалы и другие неприятности, которые могут стать причинами пожаров.

Инструктажи

Все без исключения — как школьники, так и работники — должны проходить устные инструктажи по пожарной безопасности в школе. Фактически это набор простых правил поведения.

На территории учебного заведения нельзя курить, зажигать огонь, проносить петарды и газовые баллончики, при обнаружении пожара следует немедленно сообщить учителю/дежурному/руководителю.

Для разных категорий школьного контингента различаются в основном действия, которые нужно предпринимать при пожаре в школе. Учащимся, к примеру, категорически не разрешается участвовать в тушении пожара и в спасении материальных ценностей. Это требование отражается в инструкциях.

О факте проведения инструктажа вносится запись в специальный журнал пожарной безопасности школы. Запись визируется подписью каждого работника.

Кроме того, руководители и ответственные за противопожарную безопасность в школах и дошкольных образовательных учреждениях (детских садах и яслях) в обязательном порядке должны проходить соответственный «курс безопасности» — .

Правила поведения при пожаре в квартире

От возгорания квартиры не застрахован никто из нас: оно может произойти как по вине одного из жильцов, так и по независимым от человека причинам.

При пожаре в доме необходимо:

1. сразу же сообщить о происшествии пожарным по телефонам 112 или 01, после этого предупредить соседей;

2. если огонь локальный, следует попытаться сбить его самостоятельно:

  • для тушения открытого огня можно использовать как воду или огнетушитель, так и иные первичные средства пожаротушения: тяжелые одеяла и плотные ткани (гардины, ковры и т.д.), мокрые тряпки, песок;
  • если загорелся жир, для тушения подойдут земля или любые порошки;
  • если загорелись электроприборы, необходимо сразу же отключить их от питания,
  • выключить электричество и газ в квартире;

3. при сильном пламени следует отказаться от попыток его затушить и немедленно приступать к эвакуации:

  • организовано покиньте квартиру, плотно закрыв за собой дверь — это поможет остановить распространение пламени;
  • выходить из здания нужно по лестнице, использовать лифт категорически запрещено;
  • в случае невозможности эвакуации по основной лестнице необходимо использовать пожарный выход (по наружной лестнице);
  • если покинуть квартиру невозможно, жильцам следует выйти на лоджию и плотно закрыть балконную дверь.

Важно трезво оценивать ситуацию: недопустимо как поддаваться панике, так и не приуменьшать опасность неконтролируемого огня. В случае обнаружения возгорания в жилом доме недопустимо:

В случае обнаружения возгорания в жилом доме недопустимо:

  • приступать к самостоятельно тушению, не сообщив о беде пожарным;
  • пытаться покинуть здание по сильно задымленному коридору или подъезду: дым может спровоцировать обморок, а раскаленный воздух представляет серьезную опасность для легких;
  • эвакуироваться по водосточным трубам, самодельным канатам из простыней и т.д.;
  • категорически запрещено выпрыгивать из окна — это опасно для жизни.

Во время эвакуации при пожаре необходимо помнить, что огонь всегда распространяется снизу вверх: при пожаре в многоэтажном здании в наибольшей опасности оказываются проживающие на верхних этажах.

Правила поведения при пожаре в поезде

При первых признаках пожара в поезде (запах горения, дым и т.д.) необходимо действовать согласно следующему алгоритму:

проинформируйте проводника и других пассажиров, при этом важно сохранять спокойствие и не поднимать панику;
осмотрите вагон, проверьте закрытые купе и туалетные кабины, разбудите спящих, возьмите на руки маленьких детей;
эвакуируйтесь в начало поезда — первые вагоны являются самыми безопасными, при невозможности прохода к ним следует направляться в конец поезда, тщательно закрывая за собой двери;
перемещаясь в сторону выхода, закрывайте окна: приток воздуха способствует усилению пламени;
при обнаружении очага огня в вагоне, попытайтесь затушить при помощи проводника и других пассажиров: используйте огнетушитель, воду, одеяла и пледы;
если пламя блокировало выходы из вагона, баррикадируйтесь в ближайшем купе или туалете: плотно закройте дверь, заткните щели влажными тряпками, откройте окно для притока свежего воздуха;
дождитесь, когда проводник или машинист остановят поезд и выходите из вагона, через дверь или разбитое тяжелой вещью окно;
после выхода из поезда помогите проводнику расцепить вагоны: так вы сможете остановить распространение огня;
помогайте пожилым и детям, по возможности окажите первую помощь пострадавшим.

Категорически недопустимо выпрыгивать из окон движущегося состава или пытаться выбраться на крышу. В самом крайнем случае, если огонь уже проник в купе, необходимо дождаться замедления движения состава и выпрыгивать в обнимку с матрасом, надев на себя имеющуюся одежду.

Ответственные за пожарную безопасность в школе

В первую очередь за соблюдение мер пожарной безопасности во всей школе отвечает директор. При этом, разумеется, любая система работает более слаженно, если ею руководит не один человек, а целая команда. Директор может назначить ответственного за пожарную безопасность из числа сотрудников

Важно доверить эту должность человеку, который работает в отрасли как минимум три года, дополнительным плюсом будет наличие технического образования. Ответственному необходимо пройти соответствующее обучение, чтобы разбираться во всех требованиях как к помещениям школы, так и к сотрудникам учреждения

Пройти обучение по пожарно-техническому минимуму (ПТМ) можно и после назначения на должность, но перед переходом к основным обязанностям. Обучение необходимо пройти в специальном учреждении, имеющем лицензию. Каждые пять лет ответственный за пожарную безопасность школы должен проходить переквалификацию с постоянным повышением уровня.

После прохождения обучения ответственный за пожарную безопасность приступает к своим обязанностям: он следит за соблюдением соответствующих мер во всей школе. О правильном оснащении школьных кабинетов самым необходимым ответственному за ПБ должны сообщать классные руководители, за которыми закреплены определенные школьные кабинеты.

Еще одна важная часть работы ответственного за ПБ – ведение документации. Этот сотрудник должен следить за тем, чтобы все необходимые документы были в наличии. Например, отчеты о проведении плановых инструктажей или документы, подтверждающие наличие и исправность противопожарных объектов. После каждого проведенного мероприятия, связанного с пожарной безопасностью, ответственный за ПБ составляет отчет, к концу учебного года должны быть представлены отчеты о всех проведенных мероприятиях. Полный перечень документов, которые должны быть в образовательном учреждении, можно найти в федеральном законе о пожарной безопасности.

Важно, что потребовать доступ к этим документам могут не только члены пожарной комиссии, но и, например, представители родительского комитета. Ведь родителям очень важно знать, что школа, в которой их дети проводят так много времени, максимально безопасна

Что делать, если выходы из школы перекрыты

Во время распространения огня возможны ситуации, когда дым и огонь отрезают пути выхода из здания.

Что делать в этом случае:

  1. Завести детей в незадымленные классы или другие помещения.
  2. Закрыть двери, щели прикрыть смоченной водой тканью. Если в помещении есть вентиляционные отверстия, завесить их тканью.
  3. Окна не открывать, это способно усилить тягу и скорость задымления комнаты.
  4. Если дым попал в комнату, лечь на пол, у самого пола остается пространство с чистым воздухом. Дышать через мокрую ткань или через одежду.
  5. Не паниковать. Пожарные обязательно приедут, найдут отрезанных огнем людей и начнут спасательную операцию.
  6. Если увидели, что подъехали пожарные, откройте окно, позовите на помощь.

Мероприятия по пожарной безопасности в школе

В вопросе безопасности детей нет второстепенных тем. И в школе и дома детям постоянно надо напоминать о том, как опасен огонь. Правила пожарной безопасности в школе должны быть тщательно разработаны и неукоснительно исполняться всеми. К основным правилам следует отнести запрет на курение и преподавателям школы, и, конечно же, ученикам на территории школы; запрет на внос петард или других взрывчатых предметов в школу; не должны приносится в здание школы и на ее территорию легковоспламеняющиеся вещества, спички и зажигалки.

Пожарная безопасность в школе как правила поведения в подобных ситуациях учениками будут лучше и легче усваиваться, если информация будет включена в разные учебные занятия и внешкольные мероприятия. Формы и методы подачи информации должны быть разноплановыми, с творческим подходом и с задействованием самих детей, их инициативы и творчества. Конкурсы, эстафеты, сценки могут быть посвящены теме «Пожарная безопасность». Мероприятие в школе можно провести с привлечением работников МЧС или с экскурсией в пожарную часть.

Могут быть организованы выставки плакатов и рисунков на данную тематику. В начальной школе пожарная тема может быть использована как дидактический материал на уроке русского языка. Кроме того, можно создать соответствующую теме презентацию с любимыми мультяшными героями. Сами маленькие ученики могут инсценировать детские стихотворения Маршака и Чуковского. Еще больше будет энтузиазма, если будет возможность переодеться в костюмы.

Учеников средней и старшей школы можно смело привлекать к созданию плакатов, макетов, демонстрирующих меры пожарной безопасности в школе или процесс эвакуации из здания людей. Ребята с удовольствием примерят на себя комплект одежды, развернут пожарный рукав, используют огнетушитель.

Пожарная безопасность в школе будет обеспечена, если меры по проведению будут планомерными и регулярными. Если подход будет выбран не традиционный, а игровой — с вовлечением учеников в общественно-полезную деятельность.

Действия при пожаре

Руководство образовательной организации заранее разрабатывает и утверждает алгоритм действий при пожаре в школе, чтобы не оказаться неподготовленными, встретившись лицом к лицу с проблемой

Самое важное в такой ситуации — не паниковать. Соберитесь, успокойтесь

Действуйте быстро, будьте внимательны ко всем деталям.

Вызвать пожарных

Пожарную службу вызывают по стационарному телефону или с мобильного.

Телефоны вызова:

  • 01 — телефон единой службы спасения;
  • 101 — вызов со стационарного городского телефона;
  • 112 — вызов с мобильного телефона (единая служба спасения);
  • дополнительно доступны такие мобильные номера вызова пожарной охраны — 001 (для абонентов Билайн), 010 (для абонентов МТС и МегаФон), 01 (для абонентов TELE2).

Что важно сообщить:

  • адрес возгорания, номер школы;
  • рассказать, где горит (в каком помещении, на каком этаже);
  • рассказать, что горит, как это происходит;
  • дать другие сведения, которые помогут в тушении (с какой стороны удобнее заезжать, где подъезд к школе свободен, где возможности проехать нет);
  • назвать свои фамилию, имя, отчество, номер телефона;
  • не заканчивайте разговор первым, возможно, от вас потребуются дополнительные данные и информация.

Сообщить о пожаре

О пожаре сообщают учителям, службе охраны, другим взрослым в школе. Не допускаются фразы и крики «Горим», «Пожар», чтобы не провоцировать панику.

Если есть автоматизированная система извещения, об эвакуации объявляют по ней. Порядок действий сотрудников образовательной организации и правила поведения при пожаре в школе предусматривают:

  • включение пожарной сигнализации, если она не сработала;
  • сообщение о путях эвакуации;
  • извещение директора школы или исполняющего обязанности;
  • повторное сообщение в пожарную охрану и сообщение о пожаре начальнику управления образования.

Одновременно с этим начинают эвакуацию из здания.

Вывести детей и взрослых из здания

Главная задача после сообщения о возгорании — срочно вывести детей и взрослых из здания. После сигнала о пожаре вахтер или охранник объявляет пожарную тревогу, открывает двери аварийных и запасных выходов, распашные решетки. Он следит за эвакуацией, чтобы не пересекались потоки людей, не создавалась давка.

Обязанность организовать детей и вывести их из школы лежит на учителе, который ведет уроки в классе. Самые первые действия учителя при пожаре в школе: прекратить уроки, занятия, объявить порядок эвакуации. Взять с собой аптечку первой помощи, классный журнал, мобильный телефон. Остальные вещи оставляют в кабинете. Учитель выбирает по плану эвакуации самый короткий путь и оперативно, без паники, организованным строем выводит детей из кабинета.

Учитель проверяет, что в классе никого не осталось, отключает электроприборы, гасит свет, закрывает окна, форточки, двери, чтобы помешать распространению огня.

Эвакуируемых детей выводят в место, заранее определенное эвакуационным планом. Детей строят по классам. Учитель по классному журналу проверяет, все ли покинули здание. Если среди выведенных детей кто-то отсутствует, об этом сообщают пожарным и организуют поиск пропавшего.

При проведении противопожарного инструктажа в классе и на учениях детей заранее знакомят с тем, какие действия при пожаре в школе для учеников правильны во время эвакуации:

  • когда учитель объявил эвакуацию, первым кабинет покидает ряд, ближний к двери, за ним — средний ряд, и за средним идет ряд, что у окна;
  • учащиеся кладут руку на плечо идущего впереди школьника, двигаются цепочкой по двое, не обгоняя и не толкая друг друга;
  • запрещено собирать портфели, забегать в раздевалку, брать личные вещи, переобуваться или переодеваться, с собой берут только мобильный телефон;
  • старшеклассники пропускают вперед младших и помогают им.

Тушение огня своими силами

Если возгорание не представляет угрозы для жизни и здоровья человека, его пробуют потушить водой от пожарного крана или доступными средствами первичного пожаротушения. Это делают, только когда очаг возгорания хорошо просматривается и к нему есть безопасный доступ на длину струи гидранта.

Если потушить огонь своими силами нет возможности, важно закрыть все окна и двери, чтобы изолировать горящее помещение от поступления в него свежего воздуха (от этого огонь разгорается сильнее). После этого отключают электроэнергию и немедленно покидают помещение

Если помещение задымлено, не пытайтесь потушить огонь, уходите. В дыме содержится угарный газ, который приводит к потере сознания и смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector