Основы конституционного строя российской федерации

Понятие конституционного строя РФ

Конституционный строй — это система общественных, экономических, политических правоотношений, которые устанавливаются и охраняются конституцией и всей системой правовых норм, прежде всего норм конституционного права.

Конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.

В России Конституция, будучи главным законом страны, определяет основу политического и общественного устройства государства, его конституционный строй.

Обратите внимание! Нормы российского конституционного права содержатся не только в Конституции РФ, но и в других юридических актах. Например, в конституциях субъектов РФ, федеральных законах, указах Президента и т. д

Этот вопрос подробно рассмотрен в нашей статье «Что такое конституционно-правовые нормы и их виды».

Основные принципы конституционного строя РФ закреплены в главе 1 Конституции РФ. Эта часть главного закона страны определяет не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а только самые главные, фундамент конституционного права в РФ. Такого рода нормы еще называют нормами-принципами.

Значение Конституции как основы правоотношений отразилось в особом порядке внесения изменений в Конституцию.

Остальные главы Конституции РФ дополняют основы конституционного строя России, расшифровывают их.

Важно! Никакие прочие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ (ч. 2 ст. 16 Конституции РФ)

Таким образом, положения главы 1 обладают наивысшей юридической силой.

Нормы, регламентирующие основы конституционного строя РФ, можно разделить на следующие большие группы:

  • гуманистические основы конституционного строя РФ;
  • политические основы конституционного строя РФ;
  • экономические основы конституционного строя РФ;
  • духовные основы конституционного строя РФ;
  • основы организации государственной власти.

Более подробно рассмотрим их далее.

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Демократизм конституционного строя

Демократизм государственного режима заключается в том, что в социальной практике и правительственной структуре, в качестве центральной представлена идея всевластия гражданского общества, когда исключительно народу принадлежит суверенная политическая воля, являющаяся основой любого вида власти.

Определение 2

Демократический характер общественных взаимоотношений — это абсолютная свобода политического, экономического (свободное применение труда и свобода частного предпринимательства) и национального комплексного развития (реальность самоопределения и независимо от других условий), свобода слова, мысли и действий для установления общественного мнения в политической практике.

Идеологическое многообразие и конституционный строй

Признание политического многообразия закреплено в законодательной системе. В этом аспекте, плюрализм означает вероятность свободного сосуществования в современном обществе разнообразных политических идеологий, взглядов, партий, школ и государственных организаций со своими конкретными программами и целями. Стоит отметить, ни одна идеология не может быть установлена в государстве в качестве основной или обязательной.

Замечание 2

Социальная значимость плюрализма заключается в том, что благодаря этому принципу возможно обеспечить способность каждому гражданину выражать свое личное мнение, а также предполагает определенное равенство возможностей и терпимость по отношению ко всем сообществам в обществе.

Под политическим плюрализмом, прежде всего, понимается некая многопартийность – концепция власти, которая базируется на грамотном взаимодействии и «противовесах» существующих партий и различных объединений. Этот вид проведения политических идеологий позволяет легальными методами бороться с огромным количеством проблем в общества в рамках Конституции всех официально оформленных политических сил.

Являясь одним из основных видов общественных организаций граждан, политические партии исполняют роль своеобразного государственного инструмента, с помощью которого может осуществляться объективная правовая деятельность граждан, а также их активное участие в общественной жизни государства. От других гражданских объединений, функционирующих на профессиональной политической арене, такие партии отличаются тем, что борются за места в парламенте абсолютно открыто, что предоставляет им возможность управлять не только страной, но и всем социумом.

Конституция любого государства категорически запрещает создание и деятельность партий и других общественных структур, задачи и цели которых направлены на незаконное, насильственное изменение установленных основ государственного строя, подрыв безопасности страны и нарушение целостности, формирование вооруженных группировок, разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной вражды.

Подытожив, можно сказать, что основы конституционного строя представляют собой центральные и обязательные начала, которые создают нормативную и идейную базу всей концепции государственного права. Такие режимы необходимы для формирования концентрированно выраженных и общепризнанных норм поведения граждан. Конституционный строй помогает решить наиболее важные вопросы: установления наиболее подходящей формы правления, государственного органа, политического режима, правовой регламентации взаимоотношении в ключевых подсистемах гражданского общества, обеспечивая их длительное сотрудничество.

Проводимые в последние годы политические, экономические и правовые реформы были направлены на модернизацию и совершенствование действующих институтов общественного строя. Систематическое развитие указанных, основополагающих общественных отношений, а также динамизм государственного регулирования требует своевременного и тщательного изучения.

Конституционный строй и развитие общества

Институт основ государственного строя закрепляет за собой основополагающие методы и принципы, которые определяют необходимое развитие социума в целом и обеспечивают оперативное осуществление обществом его суверенной воли, а также основных требований.

Это ключевой конституционный институт, имеющий своей задачей:

  • определить содержание философии, формирующей теоретические системы для понимания всех политико-правовых органов;
  • создать прочную нормативно-правовую концепцию развития полноценных общественных отношений на ближайшую и отдаленную перспективы;
  • зафиксировать на высшем уровне юридической базы приверженность общества установленным в государстве ценностям, приоритета свобод человека, общепризнанным нормам международного права;
  • озвучить гарантии необратимости поступательного развития идей в области конституционализма, демократии и законности.

Тщательный анализ действующего конституционного строя показывает, что в ходе экономических и политических реформ постепенно начинает формироваться принципиально новый характер гуманных, цивилизованных, демократических и правовых взаимоотношений.

Цивилизованный строй общественных отношений подразумевает выбор между плохим и хорошим.

Другими словами, нравственной основой конституционных органов признаются такие моральные общечеловеческие ценности, как непозволительность совершения противозаконных действий, уважение человеческого достоинства, признание любой собственности неприкосновенной, верность идеалам социальной объективности и отказ от насилия в качестве метода разрешения национальных, религиозных и социальных конфликтов.

Основы конституционного строя России

  • Высшая ценность Российской Федерации – свобода и соблюдение прав граждан своего государства. Конституция регламентирует отношения государства к индивиду. Создание правового государства базируется на данном принципе.
  • Население РФ во всём его многообразии представлено носителем главенствующей власти и суверенитета.
  • Основа государственности РФ строится на полноте суверенитета, куда относится главенство власти, единство представительных органов и целостность.
  • Конституцией РФ закреплено равноправие всех субъектов, занимающих статус граждан РФ.
  • Гражданство – взаимосвязь государства и индивида, где соблюдаются взаимные права.
  • Экономическая свобода – толчок, спровоцировавший развитие торгово-рыночных отношений. Собственность любого типа (частная, государственная, муниципальная) находится под защитой государства.
  • Во время становления демократического государства формируется основа разделения властей.
  • Главенство закона над всеми.
  • Россия позиционирует себя как социальное государство, которое имеет ответственность за удовлетворение социальных потребностей гражданами и формирование условий для свободы и развития человеческой деятельности.
  • В России действует светский режим, который не допускает установление главенствующей или национальной религии.
  • Приоритетность международного права перед государственным правом. 
  • Федеративное устройство — равноправие и самоопределение народов Российской Федерации
  • Республиканская форма правления — это выборность и сменяемость главы государства. 

Смотрите также:

  • Система российского права. Законотворческий процесс
  • Понятие и виды юридической ответственности
  • Законодательство Российской Федерации о выборах
  • Субъекты гражданского права

Экономические основы

Конституция РФ – это главный закон для всех субъектов государства. Все остальные нормативные акты подчиняются высшему закону. Конституция обладает юридической силой, прямым действием. Экономические основы также нашли свое отражение в статьях Конституции. Кратко экономические основы можно представить следующими положениями:

  • становление рыночных отношений;
  • частные хозяйственные структуры являются участниками государственной экономики;
  • между частными субъектами реализуется процесс конкуренции;
  • для развития монополий организован контроль со стороны государства.

Для ограничения монополий на рынке издан закон. Он регулирует с помощью правовых норм деятельность монополий, пресекает недобросовестную конкуренцию, создает условия для эффективного развития и продвижения рынков товара.

Конституция ст.8 гарантирует такие положения:

  • единство экономического пространства;
  • свободное перемещение товаров;
  • свободное перемещение услуг;
  • свободное перемещение финансовых средств;
  • поддержка здоровой конкуренции.

Экономическая деятельность в стране свободна, но подчиняется законам, регулируется Конституцией и соответствующими актами.

Что мы узнали?

Политические основы России отражают особенности конституционного строя, республиканской формы правления. Характеристики политических основ подтверждают демократичность, федеративность и признание ценности прав человека, соблюдение его свобод. Экономические основы создают многообразие форм собственности, свободу экономических отношений, но государство имеет возможность правового регулирования.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Структура Конституции РФ

А) Преамбула – ценности, обладающие демократическими и гуманистическими характеристиками.

Б) Первый раздел:

  • Конституционны строй;
  • Основные права и свобода гражданина;
  • Устройство федерации;
  • Президент РФ и его особый статус;
  • Принципы деятельности Федерального Собрания;
  • Разделение судебной власти;
  • Органы местного самоуправления;
  • Внесения поправок и пересмотр Конституции.

В) Второй раздел: период функционирования Главенствующего закона на территории РФ и прекращения действия предыдущей версии Конституции РФ. Функционирование основных законов и нормативно-правовых актов, вступающих в силу с момента признания действующей версии Конституции; основания функционирования правительственных и правоохранительных органов. 

Конституционный строй – тип государственного устройства, который прописан в Основном законе. РФ представлена политическим образованием гражданского общества, которое носит демократическую направленность и гуманность к гражданам своей страны, главной ценностью государства представлены права и свобода индивида, а их выполнение – главной целью правительственных органов. 

Политическая система рос общества как механизм народовластия: понятие и стуктура.

Всякое
классовое общество политически
обозначено, имеет механизм власти,
обеспечивающий его нормальное
функционирование в качестве единого
социального организма. Этот механизм
именуется политической системой.

Политическую
систему составляют многие подсистемы,
структуры и процессы, она взаимодействует
с другими подсистемами: социальной,
экономической, идеологической, культурной,
правовой. Пределы политической системы
определяются границами, в рамках которых
политические решения данной системы
обязательны и реально исполняются.Политическая
система — это
универсальная управляющая система
общества, компоненты которой связаны
политическими отношениями и которая в
конечном итоге регулирует взаимоотношения
между социальными группами, обеспечивая
стабильность общества и определенный
социальный порядок на основе использования
государственной власти.

Структура
и функции политической системы

обычно
выделяются 5 подсистем:

s
Институциональная — организации,
учреждения;

s
Нормативная — нормы правовые и моральные,
политические традиции;

s
Функциональная — формы и направления
политической деятельности, различные
политические процессы, способ и методы
осуществления власти;

s
Коммуникативная — объединяющие связи,
формы взаимодействия, например, между
партиями и государством, между политической
и экономической подсистемами;

s
Идеологическая — взгляды.

В
научной литературе, отечественной и
зарубежной, нередко вычленяются 4 главные
группы элементов ПС: политическая
организация; политические отношения;
политические и правовые нормы; политическое
сознание и политическая культура.

Главные
элементы ПСО и механизм их функционирования
отражаются в к! гос-ва законодательстве,
которые регулируют принципы формировали
деят-ть органов гос власти, права и
обяз-ти гос-х, партийных, хоз-х и
общественных организаций.

Наиболее
активной и динамичной частью ПСО является
его пол организация. Любой вид пол
деят-ти осуществляется в организованных
формах — через совместные действия,
подчиненные единой цели и регулирующиеся
определенными правилами, нормами,
принятыми данной общности.

В
тех случаях, когда народ той или иной
страны вступает в полит отношения, не
имея хоть в какой-то степени развитой
пол организации, ее функции берут на
себя другие силы: племенные структуры,
религиозные сообщества.

Процесс
воплощения идей в нормы, правила
поведения, а затем в принципы существования
политической организации называется
институциализацией. В ходе нее происходит
формирование политикой организации
общества. Отношение разрыва, антагонизма
идеи организации порождает обратный
процесс — деинституциализацию, разрушение
политической организации, нарастание
разрыва между поведением людей и
регулирующей его нормой. Очевидна
органическая связь политики и
институциализации, все многообразие
политической деятельности осуществляется
в организованных формах, а их распад
негативно влияет на политику.

Пол
организация общества — это совокупность
конкретных организаций и учреждений,
осуществляющих определенные функции.
В результате их взаимодействия и
осуществляется пол власть в данном
обществе.

Пол
организация включает: гос-во, партии,
массовые общественные организации и
движения, СМИ и церковь.

Гос-во
и партии являются собственно политическими
организациями, т.е. они прямо и
непосредственно осуществляют политическую
власть в полном объеме или стремятся к
ней. Осуществление власти или борьба
за власть — это главное в их деятельности.

Косвенные
политические организации связаны с
осуществлением политической власти,
но это лишь один из аспектов их
функционирования (профсоюзы, молодежные
политические организации).

Организации
неполитические почти не участвуют в
осуществлении политической власти
(добровольные спортивные общества,
различные движения и ассоциации). Процесс
их политизации происходит на определенных
этапах жизни страны (выдвижение депутатов
в Государственную Думу от общественных
организаций).

Основы строя

Политические основы конституционного строя Российской Федерации можно перечислить в виде точного списка признаков:

  • Демократичность. Государственная власть делится на 3 группы: законодательная, исполнительная, судебная. Каждая выполняет свой функционал, все виды власти самостоятельны и независимы друг от друга.
  • Правовая основа. Все законы и правовые акты требуют исполнения. Соблюдать их обязаны сами органы власти, создающие основополагающие документы и обычные граждане. Государство, в свою очередь, утверждает законы, которые применяются в международных отношениях. Граждане РФ имеют одинаковые права и свободы вне зависимости от места проживания и нахождения в определенный период жизни. Имеющий гражданство РФ не может быть лишен его или прав, которые оно дает.
  • Федеративность.

    Россия – целостное государство, состоящее из разных по статусу субъектов: республики, регионы, края, области, автономии и др. Система власти едина по всем составляющим частям страны, в то же время народы наделены равными правами, свободны в волеизъявлении и самоопределении.

  • Суверенность.

    Народ объединяет на своей территории различные национальности. Это является отличием страны от других. Количество наций в России – примерно 450. Такого объединения нет ни в одном государстве на планете.

  • Высшая ценность России – человек, его права и свободы. Люди, объединившись, проводят референдумы, выборы, чтобы высказать свое мнение. Именно решение большинства признается в стране законом. Ценность человека – в его признании со стороны всех уровней власти.
  • Форма правления – республиканская. Основные признаки – выборы и периодичность сменяемости главы государства (президента). Периоды утверждает Конституция. Строй ориентирован на разум человека и опыт государства. Другие признаки республики – сильная власть президента и парламент.

Политические основы РФ движутся в сторону президентской республики, но не теряют внешние признаки государства, в котором главная роль принадлежит парламенту.

Тема 15. Федерация, ее субъекты

В
области государственно‑территориального
устройства Россия является федеративным
государством.

Федеративное
государство, или федерация

(лат. foederatio – союз, объединение) –
это
форма государственного устройства,
представляющая объединение или союз
территориальных образований, обладающих
в определенных сферах государственной
самостоятельностью
.
Иными словами, при федеративном устройстве
в государстве осуществлен раздел
полномочий между общегосударственными
(федеральными) органами власти и органами
власти отдельных территорий – субъектов
федерации.

Российская
Федерация построена на сочетании
национально‑территориальных с
территориальными началами добровольного
объединения ее субъектов. Это объединение
было оформлено Федеративным
договором
,
подписанным 31
марта 1992 г.,

а позднее нашло отражение в Конституции
РФ.

Основы
конституционного строя включают принципы
федерализма, определяющие
государственно‑территориальное
устройство Российской Федерации.

Данные
принципы, обеспечивая целостность и
неделимость Российского государства,
верховенство федерального права,
предоставляют значительные права
субъектам РФ в области организации
власти, экономики, культуры и в социальной
сфере.

Разграничение
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти РФ и
органами государственной власти ее
субъектов – один из принципов федеративного
устройства России.

Под
предметом
ведения

подразумеваются те
сферы общественной жизни, отрасли
экономики и социалъно‑культурной
жизни, которые находятся в распоряжении
одной или другой власти – федеральной
или субъекта РФ.

В
России существует несколько видов
субъектов Федерации, что составляет ее
особенность.

20

Конституция
РФ допускает возможность принятия в
Российскую Федерацию и образования в
ее составе нового субъекта. Это делается
в порядке, установленном федеральным
конституционным законом.

Пути
изменения состава Российской Федерации

• Добровольное
вхождение в РФ иностранного государства.

• Образование
на территории РФ нового субъекта, которое
может быть осуществлено:

– путем
объединения двух или более субъектов
в один;

– путем
разделения одного субъекта с образованием
новых;

– путем
выделения нового из состава одного
субъекта или нескольких субъектов,
граничащих между собой;

– путем
вхождения одного субъекта в состав
другого, в результате чего один из них
утрачивает статус субъекта РФ.

В
соответствии с указом Президента РФ «О
полномочном представителе Президента
РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г.
созданы семь федеральных округов,
охватывающих группы субъектов Федерации:
Северо‑Западный,
Центральный, Приволжский, Уральский,
Южный, Сибирский, Дальневосточный.

В
каждый из этих федеральных округов
Президент РФ назначает своих полномочных
представителей
.

Демократический
характер Российского государства
проявляется в его государственно‑территориальном
устройстве, основывающемся на принципе
федерализма.

Образец
задания

B2.
Ниже
приведен перечень терминов. Все они, за
исключением одного, связаны с понятием
«субъект РФ».

Край;
область; федеральный округ; автономный
округ; город федерального значения.

Найдите
и укажите термин, не связанный с понятием
«субъект РФ».

Ответ:
Федеральный округ.

Принцип приоритета прав и свобод человека и граждан. Принцип политического и идеологического плюрализма.

В любом
государстве, претендующем на то, чтобы
его считали демократическим, данный
принцип тоже следует относить, как и
принцип законности, к числу универсальных.
Жизнь и здоровье, честь и достоинство,
права и свободы человека и гражданина
— ценности, которые подлежат первоочередной
защите во всех сферах государственной
и общественной жизни, в том числе,
разумеется, и при осуществлении
правосудия. Юридической базой для такого
подхода в наши дни является уже давно
пользующаяся широким признанием идея,
положенная в основу ст. 2 Конституции
РФ. «Человек, его права и свободы, —
говорится в этой статье, — являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и
гражданина — обязанность государства».

Эта
основополагающая идея развита и
конкретизирована во многих предписаниях
Конституции РФ и других законодательных
актов, включая те, которые имеют
непосредственное отношение к правосудию
и в целом ко всем направлениям
правоохранительной деятельности.
Особого внимания требуют конституционные
и иные законодательные положения,
которые призваны арантироватьнеприкосновенность
личности человека и гражданина их
частной жизни жилища.

Многолетний
отечественный и зарубежный опыт
подсказал

что человек, привлекаемый к
уголовной ответственности и представленный
перед судом в качестве подсудимого,
нуждается в дополнительных
средствах защиты его основных прав и
свобод. Таким
нюансам уделяется значительное внимание.
Они закрепляются как обычных законах,
так и на конституционном уровне. С
известной долей условностиих можно
объединить в три группы

Кпервой относятся
юридические средства, гарантирующие
прикосновенность
личности человека и гражданина.
Вполне естественно, среди средств данной
группы ведущее место занимают те, которые
предназначены для правовой защиты
наивысшей ценности — человеческой
жизни

Неприкосновенность
личности с конституционной точки зрения
означает также недопустимость
произвольного ареста, заключения под
стражу и содержание под стражей.
 

Вторую —
предназначены для защиты
неприкосновенности их частной жизни.
Основные из них тоже предусматриваются
в Конституции РФ (ст. 23). В принципе данная
сфера жизни любого — неприкосновенна.

Ктретьей группе
названных средств относятся установленные
Конституцией РФ и иными законами правовые
средства, обеспечивающие
неприкосновенность жилища. Жилье
— не вето, где посторонним, даже
должностным лицам весьма уважаемых и
авторитетных правоохранительных
органов, можно находится, против воли
проживающих в нем лиц совершать какие-либо
действия, в том числе — в связи с
выявлением и расследованием преступлений.
Таково общее правило, и оно четко и ясно
определено ст. 25 Конституции РФ.

Принципы
идеологического и политического
плюрализма
.
Идеологический плюрализм
означает
,
что в РФ признаётся идеологическое
многообразие
,
никакая идеология не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ
провозглашается светским государством
(ст.14 Конституции). Это означает, что
никакая религия не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной. Светский характер
государства проявляется так же и в том,
что религиозные объединения отделены
от государства и равны перед законом.

Политический
плюрализм предполагает наличие различных
социально-политических структур,
функционирующих в обществе, существование
политического многообразия, многопартийности
(ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность
всевозможных объединений граждан в
обществе оказывает влияние на политический
процесс (формирование органов
государственной власти, принятие
государственных решений и т.д. ).
Многопартийность предполагает легальность
политической оппозиции, способствует
вовлечению в политическую жизнь более
широких слоёв населения. Конституцией
запрещается лишь создание и деятельность
таких общественных объединений, цели
или действия которых направлены на
насильственное изменение основ
конституционного строя и нарушение
целостности РФ, подрыв безопасности
государства, создание вооружённых
формирований, разжигание социальной,
расовой, национальной и религиозной
розни.

Политический
плюрализм — это свобода политических
мнений и политических действий.
Его проявление – деятельность независимых
объединений граждан. Поэтому надёжная
конституционно-правовая защита
политического плюрализма есть необходимая
предпосылка не только реализации
принципа
народовластия, но и функционирования
правового государства.

Характеристика принципов конституционного строя

Полнота суверенитета Российской Федерации является основой нашей государственности.
Содержание данного принципа заключается в характеристике российской государственности — верховенство государственной власти, единство, а также независимость в отношениях с иными государствами. Несмотря на федеральное устройство России, оно является целостным государством. Нормы статьи 4 закрепляют этот принцип, составляют наряду с положениями главы 3 «Федеральная структура» основополагающими положениями данного принципа.

Равноправие субъектов Российской Федерации впервые закреплено в Конституции. В части 1 статьи 5 приводится исчерпывающий перечень видов субъектов Российской Федерации:

  • краев,
  • областей,
  • республик,
  • а также округов.

Определение 1

Гражданство-это особенная политическо-правовая связь личности и государства, характерно установление взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства. Полными правами и свободами на территории страны могут пользоваться только его граждане. В статье 6 Конституции провозглашается единое и равноправное гражданство независимо от того, каким образом оно было приобретено. Сначала установлен запрет на лишение гражданина российского гражданства, а также запрет на лишение его права менять российское гражданство на гражданство другой страны.

Государство признает и в равной степени защищает частную, государственную, муниципальную и другие формы собственности, в том числе земельные участки.

Действующая система разделения властей на три ветви позволяет говорить о России как о государстве, которое вступило в период становления демократического правового государства. Цель разделения полномочий на три ветви власти— это недопущение произвольной деятельности органов государственной власти, разделение полномочий между ними таким образом, чтобы их деятельность создала наиболее благоприятные условия для осуществления гражданами своих прав, свобод и обязанностей.

Важным принципом верховенства права является установление гарантий местного самоуправления. Конституция не ограничивает систему и типы органов местного самоуправления, поскольку они не входят в систему органов государственной власти, но в ней указывается (в статье 12) что органы местного самоуправления являются независимыми.

Принцип приоритета международного права. Российская Федерация состоит в различных международных организациях, таких как ООН и Совет Европы, Россия имеет обязательства, вытекающие из решений, принятых этими организациями.

Основы конституционного строя России способствуют обеспечению суверенитета наций, равноправия всего населения на территории страны. Каждый человек имеет право свободно излагать волю. Равноправие подразумевает то, что все нации равны в своих прав. Основы конституционного строя позволяют определить формы правления. Российская Федерация это республика, в которой сочетаются парламентские и президентские признаки.

Замечание 1

Российская Федерация является конституционным государством, которое находится на пути становления правового и социального государства. В этой связи изучение и анализ основ конституционного строя являются весьма актуальными.

II.Основы конституционного строя РФ.

Конституционное право РФ.

1. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы Конституционного строя  — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.

2. Основы конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).

— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).

— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).

— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).

— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).

— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).

— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).

— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).

— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).

— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).

— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).

3. Принцип разделения властей в РФ.

Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:

— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.

— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Исполнительная ветвь власти  в РФ представлена, прежде всего:

— Правительством РФ.

— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).

— Президент, правительство и министерства в республиках.

— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.

Судебная власть в РФ представлена:

— Конституционным Судом РФ.

— Верховным Судом РФ.

— Высшим Арбитражным Судом РФ.

— судами субъектов Федерации.

4. Понятие государственного суверенитета РФ.

Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.

5. Характеристики государственного суверенитета РФ.

Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:

— Верховенство РФ во внутриполитических делах.

— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.

— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.

— Самостоятельность во внешнеполитических делах.

6. Форма Российского государства.

Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.

Форма государства включает в себя следующие элементы:

— Форма правления.

— Политический режим.

— Форма государственного устройства.

6.1 Форма правление Российской Федерации.

Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).

— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

  • V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V. Виды прав и свобод человека и гражданина отраженные в Конституции РФ.
  • IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
  • III.Общее понятие о форме российского государства.

Следующие статьи:

I. Конституция РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector