Основы управления силами и средствами на пожаре

Состав оперативного штаба

Состав оперштаба утвержден премьер-министром Михаилом Мишустиным. В состав вошли главы и представители министерств РФ, а также крупных компаний, сфера деятельности которых касается лечения, распространения и борьбы с короновирусной инфекцией. Возглавляет оперштаб зампред Правительства Т.А. Голикова. Также в оперативный штаб входят:

  • глава Роспотребнадзора А.Ю. Попова;
  • зам.руководителя аппарата Правительства О.В. Кривонос;
  • зам. министра МВД А.В. Горовой;
  • глава Россельхознадзора С.А. Данкверт;
  • зам.министра МИД И.В. Моргулов;
  • глава Минтранса Е.И. Дитрих;
  • зам.директора СВР А.М. Моряков;
  • министр МЧС Е.Н. Зиничев;
  • глава Минздрава М.А. Мурашко;
  • гендиректор авиакомпании «Аэрофлот» В.Г. Савельев.

Полномочия и права РТП

Полномочия и права

По решению РТП при достаточности сил и средств на месте пожара разведка пожара, боевое развертывание сил и средств, ликвидация горения, проведение аварийно-спасательных работ и других специальных работ могут выполняться одновременно.

Указания РТП обязательны к исполнению всеми должностными лицами и гражданами на участке местности, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожаров.

Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Работа оперативного штаба на месте пожара осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

Количество и состав групп разведки пожара может изменяться по решению РТП.

Спасение имущества при пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности выполнения основной боевой задачи. Пути и способы спасения людей определяются РТП в зависимости от обстановки на пожаре и состояния спасаемых

Пути и способы спасения людей определяются РТП в зависимости от обстановки на пожаре и состояния спасаемых.

РТП имеет право приступить к тушению электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 0,4 кВ, а также электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 10 кВ, размещенного на объектах использования атомной энергии, в специальных фортификационных сооружениях, только после получения письменного допуска к тушению пожара, проведения инструктажа участников боевых действий по тушению пожаров представителями энергетического объекта, создания условий визуального контроля за электроустановками, заземления пожарных стволов и насоса пожарного автомобиля, с обязательным соблюдением правил охраны труда.

РТП имеет право:

  • отдавать в пределах компетенции указания, обязательные для исполнения всеми должностными лицами и гражданами в пределах границ территории, на которой проводятся боевые действия по тушению пожаров;
  • назначать оперативных должностных лиц при пожаре и освобождать их от выполнения обязанностей;
  • получать необходимую для организации боевых действий по тушению пожаров информацию от администрации организаций и служб жизнеобеспечения;
  • определять порядок убытия с места пожара подразделений пожарной охраны, а также привлеченных сил и средств;
  • приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зонах воздействия опасных факторов пожара (далее – ОФП), если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан;
  • временно прекращать проведение боевых действий по тушению пожаров на одном или нескольких БУ, СПР или во всей зоне пожара при отсутствии угрозы жизни и здоровью людей и при реальной угрозе жизни участникам боевых действий по тушению пожаров, отвести участников боевых действий по тушению пожаров на безопасное расстояние (за исключением тушения пожаров силами федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на критически важных производственных объектах, в особо важных и режимных организациях, в случае, если прекращение тушения пожара может повлечь крупные аварии, катастрофы и иные чрезвычайные ситуации, нарушение условий жизнедеятельности населения);
  • предусматривать использование естественных и искусственных укрытий для личного состава, находящегося на БУ (СПР);
  • назначать должностных лиц, осуществляющих контроль за изменением обстановки и поведением строительных конструкций в районе места проведения работ;
  • определять сигналы об опасности для личного состава;
  • предусматривать использование робототехнических средств для замены участников тушения пожара на опасных участках.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

О миротворцах

Рудской сообщил, что более 400 российских миротворцев, восемь вертолетов, более 50 единиц автомобильной и специальной техники переброшено за сутки в зону нагорнокарабахского конфликта. «За сутки совершено 27 самолето-вылетов. Перевезено 414 военнослужащих, 54 единицы автомобильной и специальной техники, восемь вертолетов, а также два комплекса беспилотных летательных аппаратов», — сказал он.

По его словам, Национальным центром управления обороной РФ «организовано взаимодействие с соответствующими министерствами и ведомствами, что позволило в кратчайшие сроки организовать переброску миротворческого контингента в зону конфликта».

Рудской заявил, что почти все направленные в зону нагорнокарабахского конфликта российские миротворцы имеют сирийский опыт. «Практически все военнослужащие имеют опыт выполнения задач по обеспечению и охране гуманитарных операций в Сирийской Арабской Республике», — подчеркнул он.

По его словам, личный состав «прошел специальную подготовку по изучению и соблюдению норм международного гуманитарного права в вооруженных конфликтах».

«Миротворческий контингент оснащен самым современным вооружением, военной и специальной техникой, в том числе бронетранспортерами БТР-82А, бронированными автомобилями «Тигр» и «Тайфун», а также обеспечен всеми необходимыми видами довольствия», — отметил Рудской.

Права и обязанности

на пожаре

Начальник боевого участка (сектора проведения работ) непосредственно подчиняется руководителю тушения пожара (РТП), несет персональную ответственность за выполнение поставленных на БУ (СПР) задач, постоянно находится на территории БУ (СПР), покидая ее только с разрешения РТП. Начальнику БУ подчинены участники боевых действий по тушению пожаров на указанном БУ. Начальнику СПР подчинены начальники БУ.

Начальник БУ (СПР):

  • проводит разведку пожара, сообщает о ее результатах РТП;
  • обеспечивает спасение людей и эвакуацию имущества на БУ (СПР) и выполнение решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории БУ (СПР);
  • проводит расстановку подчиненных сил и средств;
  • обеспечивает подачу огнетушащих веществ на боевые позиции;
  • организует связь;
  • запрашивает в случае ухудшения обстановки на БУ (СПР) дополнительные силы и средства подразделений пожарной охраны для выполнения поставленных задач;
  • организует на БУ (СПР) работу звеньев ГДЗС;
  • обеспечивает соблюдение правил охраны труда, доводит до участников боевых действий по тушению пожаров информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;
  • принимает меры к сохранению обнаруженных на БУ (СПР) возможных вещественных доказательств и имущества, имеющих отношение к пожару;
  • докладывает РТП информацию о выполнении поставленных задач, предполагаемой причине пожара и лицах, причастных к его возникновению.

Начальник БУ (СПР) имеет право:

  • отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам боевых действий по тушению пожаров на БУ (СПР);
  • отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников боевых действий по тушению пожаров (вероятное обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки при пожаре, требующие принятия безотлагательных решений);
  • получать необходимую для организации боевых действий по тушению пожаров информацию от РТП (руководителя ликвидации ЧС), оперативного штаба на месте пожара, администрации организаций и служб жизнеобеспечения;
  • определять порядок убытия с БУ (СПР) подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.

Начальник боевого участка № 2

при чрезвычайной ситуации

Начальник БУ (СПР) непосредственно подчиняется руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации (РЛЧС), несет персональную ответственность за выполнение поставленных на БУ (СПР) задач и постоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РЛЧС.

Начальнику БУ подчинены участники ликвидации ЧС на указанном БУ. Начальнику СПР подчинены начальники БУ.

Начальник БУ (СПР):

  • проводит разведку ЧС, сообщает о ее результатах РЛЧС;
  • обеспечивает спасение людей и эвакуацию имущества на БУ (СПР) и выполнение иных решений РЛЧС, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории БУ (СПР);
  • проводит расстановку подчиненных сил и средств;
  • организует связь;
  • запрашивает в случае ухудшения обстановки на БУ (СПР) дополнительные силы и средства для выполнения поставленных задач;
  • обеспечивает соблюдение правил охраны труда, доводит до участников ликвидации ЧС информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;
  • принимает меры к сохранению обнаруженных на БУ (СПР) возможных вещественных доказательств и имущества, имеющих отношение к расследованию причин возникновения ЧС;
  • докладывает РЛЧС информацию о выполнении поставленных задач.

Начальник БУ (СПР) имеет право:

  • отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам ликвидации ЧС на БУ (СПР);
  • отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников ликвидации ЧС (вероятное обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки в зоне ЧС, требующие принятия безотлагательных решений);
  • получать необходимую для организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) информацию от РЛЧС, оперативного штаба на месте ЧС, администрации организаций и служб жизнеобеспечения;
  • определять порядок убытия с БУ (СПР) подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.

 Подробнее о работе оперативного штаба на месте пожара 

Осмотр места пожара

Одним из наиболее важных этапов проверки по пожару является осмотр места происшествия (пожара), на котором необходимо остановиться более подробно. Осмотр является следственным действием и проводится до возбуждения уголовного дела дознавателем (следователем) в присутствии двух понятых, представителя администрации организации (при осмотре помещений организации). Также по решению дознавателя в осмотре могут участвовать иные лица: собственники объекта пожара и повреждённого (уничтоженного) имущества или их представители, специалисты, эксперты.

В ходе этого следственного действия составляется протокол осмотра места пожара, в котором должны быть указаны:

  • место и дата осмотра;

  • время начала и окончания (с точностью до минуты);

  • сведения о лице, составившем протокол, а также всех участвующих в осмотре лицах;

  • применяемые технические средства;

  • при какой погоде и каком освещении производился осмотр;

  • какие предметы изъяты и опечатаны и какой печатью, куда направлены после осмотра.

Как правило, при осмотре применяется фото- и видеосъёмка, различные технические средства и средства измерения.

Протокол осмотра является словесной фотографией места пожара Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства(ФЗ №69-ФЗ) . В нём подробно описываются термические повреждения, полученные предметами, материалами и конструкциями, признаки направленности распространения горения, предметы, которые могли послужить источником зажигания или средством поджога. К протоколу осмотра обычно прилагается схема, на которой обозначается расположение объекта, планировка помещений, места, в которых были обнаружены изъятые предметы, зоны распространения пожара и термических повреждений и другая информация.

Если при осмотре обнаруживаются предметы, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств, они изымаются и упаковываются. Это могут быть электрические провода или электрооборудование со следами аварийных режимов работы, средства поджога, объекты со следами признаков очага пожара Очаг пожара — место первоначального возникновения пожара(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики и т.п. В большинстве случаев протокол осмотра — это единственный источник объективной информации, которая позволит в дальнейшем установить причину и, как следствие, виновника пожара Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства(ФЗ №69-ФЗ) . Особая значимость этого документа заключается в том, что осмотр проводится, что называется, по горячим следам, то есть как можно быстрее после окончания тушения пожара Тушение пожара — процесс воздействия сил и средств, а также использование методов и приемов для ликвидации пожара(ГОСТ 12.1.033-81) , когда ещё можно зафиксировать все имеющиеся на месте пожара следы и предметы, пока сохраняется вещная обстановка. К примеру, используя пирометр, можно зафиксировать зоны максимальных температур ещё не остывших теплоёмких конструкций, что может являться объективным признаком очага пожара. Чем больше прошло времени с момента ликвидации пожара Ликвидация пожара — действия, направленные на прекращение горения, а также на исключение возможности его повторного возникновения(СП 13.13130.2009) Нажмите для перехода на ПожВики до начала осмотра, тем больше утрачивается полезной информации, которая может быть использована для определения очага Очаг пожара — место первоначального возникновения пожара(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) и причины пожара Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства(ФЗ №69-ФЗ) .

Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям

Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 (с изменениями от 2 августа 2006 г. № 832с, 8 августа 2008 г. N 1188, 10 ноября 2009 г. № 1267)

  1. Начальник территориального органа ФСБ России (руководитель штаба)
  2. Начальник территориального органа МВД России (заместитель руководителя штаба)
  3. Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
  4. Представитель Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию)
  5. Начальник территориального органа ФСКН России (включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188)
  6. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации
  7. Заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации

Состав оперативного штаба в Чеченской Республике по должностям, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 (в редакции Указа Президента РФ от 2 августа 2006 г. № 832с), утратил силу в связи с Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № 1267 с 1 октября 2009 г.

  1. Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации (руководитель штаба)
  2. Президент Чеченской Республики
  3. Начальник Управления ФСБ России по Чеченской Республике (первый заместитель руководителя штаба)
  4. Командующий Объединённой группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (заместитель руководителя штаба)
  5. Командующий войсками Северо-Кавказского военного округа
  6. Командующий войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 февраля 2008 г. № 284 — Командующий войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России
  7. Первый заместитель командующего Объединённой группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, назначаемый от МВД России
  8. Первый заместитель командующего Объединённой группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, назначаемый от Вооруженных Сил Российской Федерации
  9. Заместитель руководителя Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом — начальник Оперативно-координационного управления по Северному Кавказу ФСБ России
  10. Заместитель руководителя Департамента — начальник временной оперативной группы в Северо-Кавказском регионе Департамента военной контрразведки ФСБ России
  11. Начальник Северо-Кавказского пограничного управления ФСБ России
  12. Начальник Южного регионального центра МЧС России
  13. Начальник Управления специальной связи и информации ФСО России в Южном федеральном округе
  14. Начальник Федерального управления Минюста России по Южному федеральному округу
  15. Военный комендант Чеченской Республики
  16. Начальник Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике
  17. Начальник Главного управления МЧС России по Чеченской Республике
  18. Начальник Управления ФСКН России по Чеченской Республике (включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188)
  19. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в Чеченской Республике
  20. Начальник Управления ФСИН России по Чеченской Республике
  21. Министр внутренних дел Чеченской Республики
  22. Командир войсковой части 22536

Документация

Перечень документов, регламентирующих деятельность опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР местного пожарно-спасательного гарнизона

№ п/п

Наименование документа

1. Приказ о создании опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
2. Функциональные обязанности должностных лиц подразделения, на базе которого создан опорный пункт по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
3. Порядок ввода в расчет техники опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР, ее комплектования личным составом.
4. Описание зоны обслуживания опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
5. Карта зоны обслуживания опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР с отображением на ней населенных пунктов, маршрутов следования к ним (дорог), водоисточников и дислокацией подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.
6. Карта лесных массивов, входящих в зону обслуживания опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
7. Планы-схемы городов и населенных пунктов районов, входящих в зону обслуживания опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР, с указанием водоисточников и дорог, расположения.
8. Схема связи с подразделениями гарнизона в зоне обслуживания опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР, перечень позывных радиостанций, с указанием каналов радиостанций, номеров телефонов указанных подразделений, ЦУКС ГУ МЧС России и пунктов связи соседних опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
9. Выписка из Плана привлечения сил и средств в части, касающейся опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
10. Справочники телефонов АТС городов и населенных пунктов, входящих в зону обслуживания опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
11. Перечень организаций с наличием аварийно-химически опасных, взрывчатых и радиоактивных веществ, расположенных в зоне обслуживания опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР.
12. Рекомендации по использованию техники и имущества опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
13. Журнал учета действий опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14. Анализ участия опорного пункта по тушению крупных пожаров и проведению АСР в ликвидации чрезвычайных ситуаций, в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (один раз в полугодие).

 Образцы некоторых документов доступны по кнопке «Скачать» после статьи 

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Силы и средства РСЧС

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее – силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями. Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС России. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории РФ, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке МЧС России. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ осуществляют в установленном порядке главные управления МЧС России по субъектам РФ. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

  • в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
  • в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
  • по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории РФ осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров РФ. Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством РФ в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы. Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ. Силы и средства органов внутренних дел РФ, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Организованного бандитского подполья в России больше нет

— Расскажите о конкретных результатах своей работы.

— Десяток лет назад России приходилось противостоять организованному преступному сообществу, поддерживаемому из-за рубежа, совершающему жестокие убийства и страшные теракты: взрывы в московском метро и аэропорту «Домодедово», подрыв «Невского экспресса», теракты в Назрани, Кизляре, Владикавказе, Грозном, Махачкале и многие другие.

В основном, конечно, мы сталкивались с активным проявлением террористической активности на Северном Кавказе — там террористы сформировали целую армию бандитского подполья, третирующую население. Тогда и было принято решение о создании НАК, а через некоторое время указом президента России была утверждена концепция противодействия терроризму.

За годы с момента образования НАК в стране развернута целостная система противодействия терроризму, направленная, прежде всего, на предупреждение угроз и недопущение распространения идеологии терроризма. Удалось создать уникальный механизм, в работу которого вовлечены все элементы государства и общества.

В последнее десятилетие уровень террористических угроз был существенно снижен. Система руководства преступными сообществами, которые мы еще недавно называли «бандитским подпольем», практически парализована. Сейчас мы и слова-то такие не употребляем, потому что такового в России просто не существует.

Мы, конечно, сталкиваемся с отдельными попытками преступной самоорганизации, в частности в форме так называемых законспирированных ячеек. Но большинство из них выявляются на ранней стадии, когда они только намереваются совершить преступление.

— Создание такой общегосударственной системы — это что-то эксклюзивное, или за образец брался зарубежный опыт?

— Ни в одной стране такой стройной системы нет. Для многих иностранных коллег мы являемся примером не только оптимальной структуры, но и комплексного подхода, позволяющего вовлечь в антитеррористическую деятельность все сферы государства и общества. Когда наши коллеги из-за рубежа проявляют интерес к работе НАК, мы всегда с удовольствием делимся опытом.

Но мы не склонны почивать на лаврах, тем более что обстановка на поле противодействия терроризму остается достаточно сложной. Необходимо держать в тонусе все структуры государства, стоящие на страже интересов граждан. Это наша работа, и мы не прекращаем ее ни на минуту, даже в трудные дни борьбы с пандемией.

— Пандемия коронавируса никак не сказалась на противодействии терроризму?

— Никоим образом. Мы постоянно контролируем обстановку и проводим все необходимые мероприятия. Примеров немало. Могу упомянуть проведенную 30 апреля органами ФСБ России контртеррористическую операцию в пригороде Екатеринбурга, в результате которой была нейтрализована группа бандитов, готовивших теракт.

Коронавирус — не повод терять бдительность. Никакая эпидемия не может помешать нам противостоять угрозам.

— Есть ли в мире силы, поддерживающие те или иные крупные террористические группировки?

— Я всегда скептически относился к теме неких «центров управления миром». Мне кажется, это способ примитивно объяснить сложные процессы в мире. Таких явно выраженных центров управления, которые управляли бы террористической деятельностью в глобальном масштабе, думаю, нет. Но время от времени возникающие очаги терроризма наводят на мысль, что многие кажущиеся спонтанными события — это следствие реализации интересов конкретных стран или групп государств.

Достаточно вспомнить, что происходило в Ираке и Ливии, которые в XXI веке стали гнездом террористических сил, способствующим созданию целых террористических агломераций.

Этапы

Боевое развертывание состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка к развертыванию;
  2. Предварительное развертывание;
  3. Полное развертывание.

Подготовка

Подготовка к развертыванию – проводится по прибытии на место пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации по команде руководителя тушения пожара (РТП).

Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну к подъезду здания, провести подготовку к оперативному развертыванию (указать с установкой или без установки на пожарный гидрант или водоисточник) – марш!».

Подготовка к развертыванию включает в себя:

  • Установку пожарного автомобиля (ПА) на пожарный гидрант или другой водоисточник с присоединением всасывающих пожарных рукавов и подачей воды в насос пожарного автомобиля;
  • Снятие с креплений необходимого пожарно-технического или аварийно-спасательного оборудования;
  • Проведение других подготовительных мероприятий (определение путей прокладки рукавных линий, необходимости развертывания аварийно-спасательного оборудования и т.п.).

Подготовка к развертыванию отделения на автоцистерне без установления ее на водоисточник предусматривает:

  • приведение пожарного насоса в рабочее состояние;
  • присоединение рабочей рукавной линии с пожарным стволом к напорному патрубку насоса.

Подготовка к боевому развертыванию отделения

а) на автоцистерне без установки на водоисточник; б) на автоцистерне с установкой на водоисточник; в) на автонасосе с установкой на водоисточник

Предварительное

Предварительное боевое развертывание подразделения, прибывших на место пожара, проводится в случае когда по внешним признакам пожара (пламя, дым) можно определить направление прокладки магистральной линии или это направление указанно лицом, назначенным РТП для встречи подразделения по команде руководителя тушения пожара. Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну на пожарный гидрант № 5, предварительное развертывание в направлении здания – Марш!».

Предварительное боевое развертывание отделения

а) на автоцистерне без установки на водоисточник; б) на автоцистерне с установкой на водоисточник; в) на автонасосы с установкой на водоисточник

Предварительное развертывание включает в себя:

  • Выполнение всех работ, которые предусмотрены при подготовке к развертыванию;
  • Прокладку магистральных рукавных линий;
  • Установку рукавных разветвлений, расположение около них напорных пожарных рукавов и стволов и ПТО, необходимого для тушения пожара.

Полное

На эту тему ▼
Прокладка рукавных линий вертикально снаружи здания

Полное развертывание – проводится сразу после прибытия на место пожара, если при оценке обстановки можно сразу определить решающее направление и позиции ствольщиков, а также после подготовки к развертыванию, предварительного развертывания или по распоряжению РТП.

По команде руководителя тушения пожара. Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну на пожарный гидрант № 5, один ствол «А» и один ствол «Б» на тушение здания – Марш!».

При полном развертывании сил и средств на пожаре ствольщики выходят на свои позиции, указанные РТП, начальниками оперативных участков короткими и наиболее безопасными путями.

Полное боевое развертывание отделения

а) на автоцистерне без установки на водоисточник с подачей одного ствола «А»; б) на автонасосы с установкой на водоисточник с подачей трех стволов «Б»; в) на автоцистерне с установкой на водоисточник с подачей двух стволов «Б».

Если на пути есть препятствия, то их устраняют путем вскрытия и разборки конструкций (применяют, например, ручной аварийно-спасательный инструмент) или обеспечивается выход на позиции с помощью ручных пожарных лестниц, автоподъемников, автолестниц и тому подобное.

Во время оперативного развертывания пожарные автомобили и оборудование должно быть размещено таким образом чтоб:

  • Не мешать расстановке сил и средств, прибывающих подразделений;
  • Обеспечить, при необходимости, быстрое сосредоточение необходимых сил и средств на оперативных участках;
  • Обеспечить сохранность и целостность рукавных линий, обеспечить исправное дорожное движение у места пожара;
  • Обеспечить место расположения резервной пожарной техники, желательно возле источников водоснабжения.

Таким образом, правильное и грамотное боевое развертывание пожарных подразделений даст возможность РТП в кротчайшие строки обеспечить ликвидацию пожара (чрезвычайной ситуации).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector