Об утверждении правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска

Содержание:

Обзор документа

Скорректировано Положение о федеральном госпожнадзоре.

Надзор в отношении территорий садоводческих и огороднических товариществ, земельных участков осуществляется в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований. Указано, что они проводятся не чаще одного раза в 3 года.

Закреплено, что в отношении многоквартирных жилых домов высотой до 28 метров также предусматриваются плановые рейдовые осмотры, обследования не чаще одного раза в 3 года.

Установлены правила и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска. Они касаются зданий, сооружений и помещений, являющихся пожарными отсеками, а также наружных установок.

Поправки вступают в силу с 1 января 2021 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Независимая оценка пожарного риска: аудит пожарной безопасности

Правилами обозначаются действия, которые производит аудиторская организация с целью оценки характеристик объектов в соответствии с требованиями Техрегламента и иных нормативов противопожарной безопасности. В соответствии с п. 4 Правил независимый аудит включает в себя:

  • анализ документации, представляющей информацию о степени пожарной опасности соответствующего объекта;
  • непосредственное обследование объектов;
  • установление возможностей для возникновения пожарных и пожароопасных ситуаций;
  • определение степени воздействия предположительных пожарных и пожароопасных ситуаций на людей и имущество;
  • произведение испытаний, научных исследований и т. д. в соответствии с требованиями Техрегламента и иной нормативной документации;
  • вывод о соответствии тех или иных объектов требованиям пожарной безопасности либо об обратном;
  • если характеристики объектов не соответствуют Техрегламенту, разработка мер по приведению их в соответствие с требованиями Технического регламента. 

В случаях, когда производится аудит продукции, в соответствии со ст. 147 Техрегламента экспертная организация осуществляется следующие действия:

  • отбирает образцы продукции для проведения контрольной проверки;
  • идентифицирует продукцию;
  • проводит испытания в лабораторных условиях аккредитованных лабораторий;
  • оценивает стабильное состояние условий производства;
  • анализирует представленную заявителями документацию. 

Порядок проведения независимой оценки рисков пожарной безопасности

Независимая оценка рисков пожарной безопасности представлена мероприятиями, которые проводятся в несколько этапов:

Этапы проведения Что включает в себя этап
1 этап: Проверка документации Проверке подлежат все документы, которые касаются вопросов пожарной безопасности. В компании должен быть довольно внушительный перечень таких документов, однако, как правило, многие из них отсутствуют. А те документы, которые есть в наличии зачастую находятся в плачевном состоянии. Про проведении проверки специалисты выявят недостающие документы и помогут внести необходимые исправления.
2 этап: Обследование объекта Аудитором происходит сбор информации о состоянии всех подразделений компании на соответствие их требованиям пожарной безопасности. После этого производится расчет рисков. Если в этом есть необходимость, то проводятся необходимые испытания и дополнительные исследования. На данном этапе проверке подлежит работоспособность систем, а также средств пожаротушения.
3 этап: Составление отчета Отчет специалисты составляют в 4 экземплярах. Один из них подписывается всеми членами комиссии и руководителем компании и направляется в Господжарнадзор в регионе.
4 этап: Разработка плана по устранению недостатков и нарушений Если в ходе оценки были выявлены нарушения или какие либо недостатки, то они включаются в план по ликвидации, которому устанавливаются определенные сроки. В план включаются такие мероприятия, которые не навредят финансовому положению компании.

Часто проведенный аудит с оценкой рисков пожарной безопасности проходит в разрез теми рекомендациями, которые даются Госпожарнадзором. Эксперты своими расчетами подтверждают то, что определенные требования органов на самом деле не соответствуют фактическому положению вещей.Например, согласно требованиям ГПН на мелких складах необходимо устанавливать автоматические средства пожаротушения. Однако, это довольно дорого и для компании значительно «бьет» по бюджету. Оценщиками, как правило, доказывается, что некоторые склады не нуждаются в таком количестве средств пожаротушения, в связи с тем, что сотрудников на складе небольшое количество, все эвакуационные пути организованы должным образом и скорость эвакуации максимально возможная.

Что входит в независимую оценку пожарного риска — 4 основные услуги

Технология пожарного аудита предусматривает целый ряд необходимых процедур.

Рассмотрим основные из них.

Услуга 1. Анализ документов

В период прохождения проверок Госпожнадзором запрашивается комплект документов по пожарной безопасности проверяемой недвижимости. Аналогичный перечень предоставляется и для анализа независимому эксперту.

Вы можете ознакомиться с полным перечнем документов по противопожарной безопасности.

Как видим, документов много, да и правильно их оформить под силу не каждому! А ведь именно документы вызывают наибольшее количество замечаний во время проверки. И то, что для собственника — китайская грамота, для профессионала — ясно как день.

В процессе анализа эксперт не только выявит все ошибки и недочеты представленной документации, но и поможет их устранить.

Услуга 2. Обследование объекта

Обследуя объект, эксперт собирает исходные данные необходимые для расчета величины риска пожара и если нужно, то проводит испытания и дополнительные исследования.

Ранее в одной из наших публикаций бы уже говорили об обследовании зданий и сооружений.

В процессе проводимого обследования эксперт проверит и работоспособность всего оборудования, отвечающего за пожаробезопасность объекта.

Если величина риска соответствует допустимым значениям, у собственника появляется возможность обосновать существующие на объекте отступления от требований нормативных документов по пожаробезопасности.

Услуга 3. Составление отчета о состоянии пожарной безопасности

В отчете содержатся сведения о соответствии/несоответствии проверенного объекта нормам пожарной безопасности.

Заключение составляется в 4х экз., после чего подписывается руководителем оценочной компании и специалистами комиссии, проводившей оценку. Отчет заверяется печатью организации-исполнителя.

Копию утвержденного заключения аудитор переправляет в подразделение МЧС , к которому территориально относится проверенный объект.

Услуга 4. Разработка плана мероприятий пожарной безопасности

Если в процессе пожарного аудита выявлено несоответствия аудируемого объекта действующим нормам пожарной безопасности, то экспертами разрабатываются процедуры, позволяющие их устранить.

Немаловажно, что эти мероприятия разрабатываются с учетом эффективности и экономической выгоды заказчика

Порядок проведения оценки пожарного риска

Аудит проводится на основании нормативных положений и методик расчета, которые берутся из приказов министерств и ведомств в соответствии с направлением работы учреждения.

Ознакомиться с этим порядком.

Общие положения


Для проведения НОР ПБ приглашается аккредитованная в МЧС организация. С ней заключается договор, в котором обязательно должна быть программа проведения оценки рисков, описан состав экспертов и их квалификация, срок исполнения обязательств.

После выполнения мероприятий на объекте производится расчет параметров, оформляется итоговый документ, и выдается официальное заключение.

Этапы аудита

Процедуру экспертизы можно разделить на ряд отдельных шагов:

  • изучение и анализ необходимых документов по ПБ предприятия;
  • физическое обследование территории учреждения, проверка эвакуационных путей, противопожарных систем безопасности, наличия и достаточности запасных выходов;
  • отслеживание пожароопасных мест;
  • осуществление расчетов в случаях, предусмотренных приказами и распоряжениями МЧС, проведение испытаний;
  • подготовка отчета по НОР ПБ, включающего в себя рекомендации по улучшению ситуации с ПБ на объекте.

Требования к компетентности аудитора

К проведению независимой оценки рисков допускаются специалисты, аккредито-ванные в МЧС и получившие соответствующие сертификаты и лицензию.

Оформление результатов

Итоговый документ формируется в виде прошитого и пронумерованного журнала, заверенного печатью аудиторской организации, подписями экспертов и руково-дителя.

На титульном листе обязательно указание реквизитов проверяемого объекта и компании, производившей работы.

Содержание документа включает в себя:

  • метод оценки, который был использован в данном случае, и обоснование его применения;
  • текстовое описание, схемы и чертежи объекта проверки;
  • система построения модели, выбор сценария пожара для проведения вычислений;
  • список выполненных работ с результатами;
  • расчет рисков, варианты развития возгорания, пути распространения;
  • определение времени, необходимого на эвакуацию людей из помещений в момент пиковой нагрузки здания;
  • перечень экспертов, производивших работы, их квалификация;
  • выводы и рекомендации по улучшению системы ПБ объекта;
  • список используемых в работе параграфов и статей нормативных актов, методик, законов.

Какие нарушения можно компенсировать при НОР

После выявления нарушений и получения акта проверки у владельца сооружения появляется возможность исправить их. Полученные от оценщиков данные будут служить ориентиром для дальнейшей деятельности.

Независимая проверка пожарного риска позволяет избежать штрафов при проверке Пожарного надзора. Кроме того, проведение расчетов экспертами может предусматривать оспаривание выводов государственной комиссии. Например, сотрудники МЧС требуют установления определенной системы пожаротушения на складе, но это дорогостоящее мероприятие. Эксперты независимой оценки могут доказать с помощью проведения расчетов, что размер помещения не предусматривает установки именно такой системы. Это позволит сэкономить владельцам.

Составление актов

Как проходит и что включает НОР

НОР заключается в определении расчетных показателей рисков для людей, находящихся в здании. Итоговое значение, которое будет сравниваться с нормативом, определяет возможную частоту воздействия пожароопасных факторов.

Получение вводных данных

Чтобы получить вводную информацию для применения методик и изучения возможных сценариев пожара, проводится анализ:

  • показателей технологических и производственных процессов;
  • потенциальной опасности технологической среды, в которой будут работать и находится люди;
  • списка причин, при которых может возникать опасная ситуация;
  • характеристик систем противопожарной защиты, технических средств по обеспечению безопасности.

Перечисленные показатели зависят от планировочных и объемных решений, видов деятельности организации, характеристик материалов и конструкций, множества других параметров. Все они будут изучаться экспертами в процессе пожаудита.

Определение частоты реализации пожароопасных ситуаций

На данном этапе нужно определить, насколько часто могут возникать пожароопасные ситуации для конкретного объекта. Для этого изучаются следующие данные:

  • географические особенности территории, гидрометеорологическая обстановка;
  • данные об отказах техники, механизмов и оборудования на предприятии;
  • показатели надежности техники и механизмов;
  • материалы внутренних проверок, подтверждающих ошибочность действий персонала;
  • другие параметры, которые могут повлиять на частоту возникновения пожаров.

Для новых объектов указанные данные могут браться их методических материалов МЧС.

Если эксперты сделают вывод о несоответствии пожарных рисков и нормативных значений, необходимо разрабатывать дополнительные меры защиты.

Расчет сценариев развития пожаров, построение полей опасных факторов

Чтобы точно рассчитать риски, эксперты изучают все возможные сценарии развития пожара и других опасных факторов. Для построения сценариев используется множество данных:

  • показатели теплового и избыточного давления в разных помещениях и зонах;
  • концентрация токсичных веществ и продуктов сгорания;
  • особенности задымления в разных частях здания, помещений, отдельных зон;
  • свойства веществ и материалов, которые могут способствовать распространению огня;
  • другие показатели, влияющие на условия и скорость распространения огня.

Чтобы точно определить все возможные сценарии, используется метод логических деревьев событий. По этому методу эксперты прослеживают все последовательные события, возникающие от начала возгорания и до ликвидации пожара, его последствий. Количество сценариев зависит от особенностей планировки, количества помещений, характеристик конструкций и отделочных материалов, других факторов.

Оценка последствий опасных факторов

На данном этапе определяется количество людей, на которых будут воздействовать опасные факторы на всей последовательности сценария. К опасным факторам относится не только огонь, но и высокая температура, токсичные испарения, дым, разлет искр и осколков. Зоны воздействия опасных факторов могут располагаться далеко за пределами здания. Например, если на объекте храниться взрывоопасное вещество, разлет осколков и искр может достигать десятков и сотен метров. Прока люди не будут эвакуированы из этих зон, для них сохраняется опасность поражения.

На возможные последствия на прямую влияют меры и технические средства защиты, предусмотренные для объекта. Наличие в здании пожарной автоматики (сигнализация, оповещение, тушение) может предотвратить многие сценарии распространения огня, ускорить процесс вывода людей в безопасные зоны, устранить опасные факторы. Также будут изучаться организационные мероприятия, направленные на защиту объекта.

Расчеты пожарных рисков

На основании исходных данных и анализа пожарной опасности объекта, эксперты приступят к расчету индивидуального и социального риска. Методики и формулы для этого берутся из приказов МЧС. Для производственных объектов риски рассчитываются отдельно для людей в здании и населения на прилегающих территориях.

Оформление заключения пожаудита

По итогам пожаудита и оценки рисков оформляется экспертное заключение. В нем будут отражены выводы о соответствии или несоответствии пожарным нормам, указаны результаты расчетов рисков. После проведения НОР заключение направляется в МЧС. Если документ подтверждает соответствие, организацию могут исключить их графика плановых проверок на срок до 3-х лет.

На основании расчетов рисков проектируются и устанавливаются системы защиты, в том числе пожарная автоматика.

Виды пожарных рисков

В ст. 2 Закона № 123-ФЗ есть определение основных видов пожарных рисков:

  • индивидуальный пожарный риск – степень опасности, которая может привести к смерти человека в результате пожара и сопутствующих факторов;
  • социальный пожарный риск – степень опасности, которая может повлечь гибель группы людей;
  • допустимый пожарный риск – показатель опасности, который допустим и обоснован исходя из экономическо-социальных условий.

В содержании Закона № 123-ФЗ есть и дополнительная классификация, которую нужно учитывать при независимом пожарном аудите. Например, показатель R1 подразумевает возможность человека столкнуться с пожаром при проживании или пользовании объектом и инфраструктурой, R2 – человек может пострадать при пожаре и сопутствующих обстоятельствах, R3 – есть опасность погибнуть при возгорании. Такая же градация применяется для оценки рисков имущественного ущерба.

Особенности методики определения величин пожарных рисков для разных объектов

Для большинства видов зданий и сооружений расчеты рисков нужны для обязательного заполнения деклараций ПБ. В частности, это требуется на объекты, чья проектная документация должна проходить экспертизу. Так как для производств введены специальные нормативы по пожарным рискам, методики их определения утверждены отдельным Приказом МЧС № 404.

Поскольку каждый объект уникален, пожарные риски рассчитываются индивидуально, учитывают следующие особенности:

  • вид и назначение объекта;
  • показатели категорий и классов пожароопасности;
  • виды технологических и производственных процессов;
  • показатели численности работников, посетителей, жильцов;
  • технические параметры, объемно-планировочные решения;
  • свойства и виды материалов, которые применяются или размещены на объекте;
  • наличие и свойства систем защиты, установленных на объекте.

Эти вводные данные эксперты получаются из документов и сведений заказчика, в ходе предварительного обследования здания и его помещений, изучения процессов и видов деятельности.

В отчете экспертов указываются точные цифры пожарных рисков, которые нужно сверить с нормативными значениями.

Что такое аудит пожарной безопасности

Согласно Федеральному закону № 123-ФЗ, пожарный риск – это мера возможности реализации пожарной опасности на объекте, ее последствий для людей и имущества. Простыми словами, расчеты и оценка пожарного риска позволяет сделать вывод о потенциальной опасности объекта, его надлежащей защиты в сфере противопожарной безопасности. Плановые и внеплановые проверки объектов и предприятия по нормам ПБ могут проводить должностные лица МЧС.

Альтернативным и законным способом оценки пожарных рисков является независимый аудит:

  • проводить аудит могут только экспертные организации, прошедшие аккредитацию в МЧС;
  • аудит проводится независимыми специалистами, не зависящими от проектировщика или собственника объекта;
  • заключение по итогам аудита направляется в МЧС, поэтому заказчик не попадет в реестр плановых проверок (обычно на срок до трех лет).

Если МЧС назначит внеплановую проверку пожарной безопасности, заключение аудита также применяется как доказательство. На выводы экспертов можно ссылаться при проведении работ, при эксплуатации объектов, получении разрешений и согласований.

Нормативные акты

Основные нормы безопасности для зданий и сооружений, оборудования и систем защиты содержатся в Федеральном законе № 123-ФЗ. Этим нормативным актом предусмотрено несколько форм для подтверждения пожарной безопасности – экспертизы, сертификация, аудит, другие проверки. Для проведения аудита пожарной безопасности также применяется:

  • Федеральный закон № 123-ФЗ (скачать);
  • Федеральный закон № 384-ФЗ (скачать);
  • Постановление Правительства РФ № 304 (скачать);
  • НПБ 110-03 нормы пожарной безопасности для проектирования автоматических систем пожаротушения (скачать);
  • СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность (скачать).

На проектирование, строительство и эксплуатацию разных типов зданий есть отдельные СП, ГОСТ и СНиП. Их также будет учитывать экспертная организация, проводящая аудит пожарных рисков.

Простым языком

Целью независимого аудита является подтверждение, что объект или предприятие выполнили все предписания и нормы в сфере пожарной безопасности. Это не означает, что угроза возникновения пожара будет полностью отсутствовать. Однако собственник должен свести ее к минимуму за счет следующих мероприятий:

  • надлежащее проектирование и эксплуатацию систем защиты, эвакуационных выходов и путей, пожарных лестниц;
  • разработка внутренней документации для предупреждения пожарных рисков, устранения их последствий, минимизации угрозы для людей и имущества;
  • монтаж систем оповещения, дымоулавливания, аварийного пожаротушения, вентиляции и другого оборудования;
  • обеспечение объекта и предприятия средствами индивидуальной защиты и первичного пожаротушения;
  • проведение регулярного обучения по нормам ПБ, вводных и регулярных инструктажей.

Для каждого типа здания и предприятия предусматриваются свои нормы безопасности, категории пожарных рисков и опасностей. От этого зависит перечень проверок при назначении независимого аудита пожарной безопасности.

Чем сложнее и опаснее объект, тем больше у него будет средств пожарной защиты

Зачем нужно проводить анализ

Только чёткое понимание степени опасности (СО) и её вероятных источников, позволяет составить грамотный план минимизации человеческих и материальных потерь. Подтверждённый цифрами прогноз помогает сделать правильный выбор эффективных средств и мер защиты. Юрлицам удаётся организовывать защиту от ЧС, затрачивая минимальное количество финансовых ресурсов и физических усилий. Деньги не расходуются на бесполезные мероприятия и средства пожаротушения. Исследования проводят для двух видов недвижимости:

  • общественных зданий (ФЗ №123, ст. 79);
  • производственных помещений (ФЗ №123, ст. 93).

На основе полученных результатов:

  1. определяют зоны установки средств тушения открытого огня и сооружения противопожарных преград;
  2. разрабатывают схему эвакуации при возникновении экстренной ситуации;

Существующие методики учитывают многочисленные факторы, оказывающие влияние на СО. В их числе: планировка, ширина проходов, наличие устройства автоматического оповещения и тушения огня.

Принятый в 2017 году ФЗ №69 обязал руководителей предприятий и организаций проводить аудит ПБ. За нарушение установленного законом порядка для них предусмотрена административная ответственность. Часто между топ менеджерами компаний и надзирающими органами возникают разногласия по поводу достаточности и необходимости принятых ими мер ПБ.

В большинстве случаев, споры заканчиваются наложением сотрудниками ГПН штрафов на руководителей компаний и учреждений. Для защиты своих интересов от излишних претензий проверяющих органов, юридическими лицами проводится независимая оценкаСО. Делать её могут организации, имеющих соответствующую аккредитацию.

Что такое НОР

Официальными проверками в области пожбезопасности являются инспекции МЧС. Они проводятся от имени государства, могут повлечь вынесение предписаний, штрафы или другие виды ответственности для виновных лиц, приостановление деятельности или закрытие объекта. Также Закон № 123-ФЗ допускает проведение независимых проверок, в перечень которых входит пожарный аудит.

Провести аудит можно со следующими целями:

  • оценка и проверка фактического состояния документации, пожарной защиты здания или предприятия – по результатам проверки может подтверждаться соответствие, выявляться замечания и недостатки, даваться рекомендации по устранению;
  • подготовка в предстоящей инспекции госпожнадзора – можно провести срочный пожаудит, если решение о проведении проверки МЧС уже вынесено, либо планово готовиться к визиту инспекторов;
  • независимая оценка, расчет рисков – по ее итогам оформляется заключение, которое позволит отложить плановый визит МЧС на период до 3-х лет.

Расчеты требуются для обоснования мер и средств по пожзащите, для подготовки деклараций ПБ и подачи их в МЧС.

По Закону № 123-ФЗ для недвижимости определяются индивидуальные, социальные и допустимые риски. Индивидуальный показатель определяет вероятность гибели гражданина из-за пожара, сопутствующих факторов. Соответственно, социальный риск определяет такую же вероятность в отношении группы граждан. Допустимый риск определяет вероятность наступления указанных выше последствий с учетом экономическо-социальных условий.

Объективные и точные расчетов жизненно важны для обеспечения должного уровня защиты, так как учитывают особенности здания и его эксплуатации, разработанные и внедренные меры пожзащиты, виды технологических процессов, количество штатных работников, посетителей.

Независимая оценка пожарных рисков является одной из законных форм оценки соответствия. Эксперту могут выполнить расчеты пожарных рисков в ходе аудита.

Когда проводится оценка и расчет пожарных рисков

Пожарный риск — это конкретная цифра, которая будет определена после изучения особенностей объекта и процессов, моделирования всех пожароопасных ситуаций, анализа полей опасных факторов. Она будет сравниваться с нормативным показателем по 123-ФЗ. Делать расчеты показателей необходимо:

  • если при разработке проекта, строительстве и эксплуатации невозможно полностью выполнить требования пожбезопасности;
  • если осуществляется выбор и обоснование техсредств, систем и оборудования для защиты от пожароопасных ситуаций и факторов, минимизации последствий;
  • если необходимо подать в МЧС декларацию по пож. безопасности;
  • если оформляются СТУ для проектирования, когда на будущей объект нет норм ПБ, либо требуется отступить от них.

Системы пожзащиты нужно спроектировать и установить практически на всех типы объектов, где возникает опасность гибели людей или ущерба имущества. Поэтому и расчеты рисков тоже желаются практически для любых видов зданий, сооружений, имущественных комплексов.

Решение о проведении НОР в рамках пожаудита принимает правообладатель объекта, директор предприятия. Законодательство не обязывает проводить такие проверки. Однако своими силами рассчитать риски и правильно использовать методические рекомендации МЧС для анализа вводных данных практически невозможно.

Для больших и сложных зданий количество сценариев пожаров может исчисляться сотнями. Нужно учитывать и негативные последствия, которые могут возникать для людей на прилегающих территориях. Поэтому НОР и определение расчетных показателей позволит избежать ошибок, выбрать меры пожзащиты, снизит вероятность пожаров.

Формы оценки соответствия по пожарной безопасности Описание
Проверка МЧС (федеральный пожарный надзор) Проводится в отношении объектов, предприятий. оборудования, продукции. Проводится в соответствии с планом-графиком не чаще 1 раза в 3 года. Для объектов повышенного риска периодичность может быть 1 раз в два года.
Сертификация Проводится в отношении продукции, включенной в Постановление № 241. Предусматривает анализ документов, испытания по образцам товаров в лабораторных условия. Сертификацию могут проводить только органы и центры, аккредитованные МЧС.
Пожарная экспертиза Исследование по вопросам, требующим специальных (экспертных) познаний в сфере пожарной безопасности. Проводится независимыми организациями, состоящими в СРО.
Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые независимым экспертом в области оценки пожарного риска

Что можно сделать для снижения категории пожарного риска

Постановлением № 290 определены основания, при которых можно снизить категорию риска для здания или организации. Это возможно:

  • если на предприятии создана своя пожарная охрана, действующая на постоянной основе;
  • если на предприятии есть подразделения с сотрудниками, имеющими опыт от 5 лет в сфере пожнадзора или тушения, пожарно-техническое образование;
  • если в ходе последней плановой проверке пожнадзора не было выявлено нарушений;
  • если заключение независимого пожаудита подтвердило полное соответствие нормам безопасности;
  • если на объект подана и зарегистрирована в МЧС добровольная декларация по пож. безопасности.
  • если на объекте за последние 5 лет не было пожаров.

Снижение допускается только на одну категорию, т.е. до бесконечности это делать нельзя. Например, объект со значительным риском можно понизить только до категории среднего риска, но не ниже.


Watch this video on YouTube

Основание для проведения независимой оценки пожарного риска

Нормативными документами, по которым проводится аудит пожарной безопасности, служат «Методики» утвержденные Приказом №382 от 30 июня 2009 г и Приказом МЧС №404 от 10 июля 2009 г. Выбор методики зависит от особенностей здания, но оба метода соответствуют требованиям Постановления Правительства №87 от 16 февраля 2008 г и согласованы с Законом №123-Ф3.

Основанием для проведения оценки рисков служат следующие случаи:

  • Проектирование новых зданий и сооружений.
  • Модернизация существующей системы ПБ с внесением изменений в оборудование.
  • Перепланировка здания (добавление комнат, складов, хранение новых материалов с другим классом горючести).
  • Разработка пожарной декларации.
  • Возникновение трудно устранимых нарушений, предписанных контролирующим органом (например, построить второй запасной выход на верхнем этаже здания).
  • Разработка специфических технических условий для производства.
  • Личная заинтересованность владельца здания в удостоверении, что все находится на должном уровне в плане пожарной безопасности, особенно если в сооружении хранятся большие материальные ценности.

Пожарному аудиту подлежат все типы зданий, в которых люди находятся постоянно или временно. Сюда включаются: театры, банки, офисы компаний и госучреждений, образовательные центры, медицинские заведения, гостиничные комплекты, торговые центры, склады и производственные объекты.

Проблемы и сложности при расчете пожарных рисков

От правильности и точности расчета пожарных рисков напрямую зависит безопасность людей и имущества. В процессе разработки расчетов могут возникать следующие проблемы:

  • сложная архитектура и планировка объекта, что увеличивает количество опасных факторов, возможных сценариев развития пожара;
  • подготовка расчетов на здания с большим количеством людей;
  • необходимость выбирать стройматериалы с соответствующими классами горючести, сертификатами пожарной безопасности для отделки путей эвакуации, помещений общего пользования;
  • большое количество опасных и сопутствующих факторов, что увеличивает время эвакуации, территорию полей пожара.

Также проблемы могут возникать по причине отсутствия действующих стандартов и сводов правил для проектируемого здания. В этом случае расчет пожарных рисков нужно разрабатывать одновременно с оформлением специальных технических условий. Специалисты компании Смарт Вэй устранят любые сложности, помогут пройти согласования с первого раза и в максимально сжатые сроки.

Стоимость экспертизы


Цена проведения мероприятий по аудиту пожарных рисков зависит от нескольких параметров:

  • площади проверяемого объекта;
  • количества и пожароопасности оборудования, материалов, используемых в процессе производства или хранящихся на нем;
  • качества систем дымо- и газоудаления, оповещения, пожаротушения;
  • конструктивных особенностей строения.

Также, изучая величину оплаты, оценивайте опыт работы аудиторской компании, квалификацию экспертов, количество взысканий, наложенных на организацию из-за ошибок в заключениях, и многие другие параметры.

Часто присутствует соблазн выбрать компанию с невысокой стоимостью услуг. При этом надо понимать, что при обнаружении ошибок в оформлении отчета или в вычислениях все работы придется переделывать. К тому же неопытный специалист может упустить из виду некоторые моменты организации ПБ, что приведет к увеличению убытков в случае возникновения нештатной ситуации, гибели людей.

Детальная информация видна на видео:

Независимая экспертная организация

В соответствии с п. 2 Правил аудиторская организация должна пройти аккредитацию. Порядок аккредитации устанавливается приказом МЧС РФ от 25.11.2009 № 660 (далее — Порядок аккредитации).

В соответствии с п. 5 Порядка аккредитации претенденты на аккредитацию должны соответствовать нижеследующим требованиям:

  • иметь необходимую материально-техническую базу;
  • обладать фондом справочной информации, нормативной документации;
  • не быть аффилированными лицами в отношении субъектов, чья собственность выступает в качестве объекта аудита;
  • иметь в качестве штатных сотрудников не меньше 5 лиц, которые имеют среднее специальное образование, опыт работы в сфере обеспечения противопожарной безопасности не меньше 5 лет. 

Важно! С 30.12.2018 вводится правило, по которому аудит проводится экспертом в области оценки пожарного риска, являющимся штатным сотрудником экспертной организации (см. постановление Правительства РФ от 29.06.2018 № 753)

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В п. 3 Правил устанавливаются случаи, при которых даже аккредитованная организация не вправе осуществлять пожарный аудит:

  • если она производила работы на объекте аудита, оказывала его собственнику услуги в области противопожарной безопасности;
  • при аудите объектов, в отношении чего данные организации выступают собственниками либо владельцами. 

Деятельность рассматриваемых организаций поднадзорна. В соответствии с п. 38 Порядка аккредитации подразделения МЧС уполномочены в сфере надзора за их деятельностью. Проверки возможны в случаях, когда поступает обращение о нарушениях от третьих лиц. 

Учет итогов независимой оценки пожарного риска

Следующая информация о полученных копиях заключений вносится в единую базу данных:

  • дата приема копии заключения и его регистрационный номер;
  • срок действия заключения;
  • реквизиты экспертной организации;
  • реквизиты соглашения;
  • описание объекта аудита;
  • реквизиты собственника либо иного законного владельца объекта;
  • вывод экспертной организации, а также рекомендации по устранению несоответствий (п. 35 Регламента). 

Внесенные в базу данных сведения из копий заключений по результатам независимого аудита учитываются при планировании проверок объектов, если те согласно заключению соответствуют нормативам пожарной безопасности (п. 40 Регламента), т. к. успешное прохождение пожарного аудита снижает критерий риска, согласно которому определяется периодичность плановых проверок (подп. 5 п. 42 Административного регламента, утв. приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644, подп. «а» п. 3 приложения к положению «О федеральном государственном пожарном надзоре», утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290).

Кроме того, проверка объекта, прошедшего независимую оценку аудиторами, осуществляется в сокращенном виде (п. 63 Адм. регламента, утв. приказом № 644).

Если заключение выполнено с нарушением Правил, то оно все равно регистрируется, однако делается отметка о несоответствии заключения Правилам (подп. «ж» п. 39 Регламента)

Соответственно, такое заключение не принимается во внимание, когда идет планирование проверок органами МЧС на пожароопасность. . *** 

*** 

Таким образом, собственники объектов пожарной защиты могут осуществлять добровольную оценку соответствия путем проведения пожарного аудита и независимой оценки риска. Данный факт будет учтен уполномоченными органами, что приведет к исключению проверок со стороны органов пожарного надзора.

***

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector