На какие виды подразделяется пожарная охрана

История возникновения и развития

В послевоенное время встал вопрос о разработке атомного оружия. Идея создания ядерного проекта вынашивалась долго. Однако когда созданный проект стал приобретать более реальные очертания и идеи на бумаге стали реализовываться на практике, перед правительством того времени встал еще один вопрос: «Кто будет осуществлять необходимую защиту ядерных исследований от возможных чрезвычайных ситуаций, включая возгорания?».

Разработка и создание оружия массового поражения относится к засекреченным проектам, доступ к которым имеют далеко не все государственные органы. В связи с этим было принято решение специальным приказом создать в системе противопожарной защиты особый отдел по обеспечении охраны атомных объектов, которые имели гриф «совершенно секретно». С этого времени, а именно октябрь 9 число 1947 года и началась деятельность специальных подразделений пожарной охраны. С тех пор день специальной пожарной охраны России отмечается в октябре каждого года.

Приказ определял создание специального отдела для организации и руководства подразделений по охране особо важных и режимных объектов. Изначально отдел был малочисленным, но с жестким режимом. Основная трудность заключалась в отсутствии необходимых технических средств и разработанной нормативной базы.

К объектам, которые попали под юрисдикцию специального отдела пожарной охраны, относились:

  • Научно-исследовательские институты.
  • Поселения «закрытого» типа.
  • Химические комбинаты и опытно-экспериментальные заводы.
  • Полигоны для испытаний ядерных вооружений.
  • Производства стратегического назначения.

Смуров Анатолий Николаевич

У истоков развития стояли А.Н. Смуров, М.И. Земский. Они стали первопроходцами как в области борьбы с возгораниями на стратегически важных военных объектах, так и в области осуществления профилактических мер по их предотвращению. Все сотрудники данного спецотдела и его подразделений на местах показывали отличные показатели по службе, несмотря на то, что личный состав нес службу прямо на территории охраняемых объектов, пожарная техника стояла под навесами, а сотрудники несли дежурство в зданиях производственного назначения. Главной задачей в первый период после создания отдела была организация службы, а так же внедрение новых принципов и подходов к тушению пожаров, учитывая особенности охраняемых объектов с разными технологическими процессами. Велась работа не только с сотрудниками пожарной охраны, но так же и с персоналом объектов. Решение о создании такого отдела оправдало себя на практике, и вскоре возникла необходимость в его расширении.

В 60-е годы в связи с перевооружением военных сил страны началось крупномасштабное строительство дополнительных предприятий по атомному судостроению, а также активно стала развиваться авиационная и ракетно – космическая промышленность.

Обеспечивать противопожарный контроль на этапе строительства новых объектов, а также после их ввода в эксплуатацию было поручено отделу специальной пожарной охраны, который был преобразован в Управление специальной пожарной охраны в апреле 1966 года.

В начале 1977 года в системе специальной пожарной охраны появляется новое направление, которое получает название – войсковые подразделения, службу в них проходят офицеры и прапорщики по контракту. Задача данных подразделений была в обеспечении пожарной безопасности специальных объектов высших органов власти. Основная цель, поставленная руководством страны на том момент, это не допускать пожаров и других ЧС на особо важных охраняемых объектах, чтобы не срывать сроки новых производств, направленных в первую очередь на оборону страны. Спецподразделения, в основном отделы пожарной охраны, располагались на всех ключевых объектах оборонного комплекса Советского Союза. Суммарная численность личного состава превышала 25000 человек.

Руководители Специальной пожарной охраной в разные годы

другие новости


18.11.2020  |  12:50

С 1 июля 2020 г. начнет действовать новая система пожарного надзора


12.11.2020  |  13:38

В Самаре проверили эффективность мероприятий по безопасности


28.10.2020  |  17:43

Учения по пожарной безопасности прошли в метротраме Волгограда


26.10.2020  |  15:20

Причины пожара и взрыва на танкере в Азовском море выяснит следствие


22.10.2020  |  13:09

Эксперты обсудили нормативное регулирование пожарной безопасности


21.10.2020  |  15:19

В Гудермесе прошли пожарно-тактические учения


16.10.2020  |  18:08

Правительство внесло изменения в положение о пожарном надзоре


15.10.2020  |  17:59

В аэропорту Стригино проверили пожарную безопасность


14.10.2020  |  18:36

В Российской Федерации утверждены правила противопожарного режима


12.10.2020  |  14:21

Портал securitymedia.ru зарегистрирован Роскомнадзором в качестве СМИ


09.10.2020  |  10:30

Россия готовит программу обновления техники МЧС до 2030 года


07.10.2020  |  15:46

В Брянске обсудили защиту населения и территорий от ЧС

Водитель пожарной службы

В первую очередь данный сотрудник пожарный службы должен превосходно знать правила дорожного движения и ориентироваться в географии города, в котором располагается подразделение. Водитель отвечает за подкрепленный транспорт, поэтому сотрудник обязан вести четкий контроль по эксплуатации техники, а также подготавливать машину к срочному выезду.

На месте тушения пожара водитель обязан сидеть в машине и ждать команду или указания начальника гарнизона, чтобы всегда быть в состоянии боевой готовности. Кроме этого, сотруднику также следуют знать о ближайших водных объектах и рабочих гидрантов, которые могут быть необходимым при тушении.

Во время ожидания в пожарной машине водитель поддерживает связь с диспетчером и докладывает о ходе процесса тушения.

После возвращения с вызова водитель гарнизона обязан провести анализ состояния служебной машины, проверить наличие полного бака бензина и подготовить транспортное средство к следующему непредвиденному вызову. В конце дежурства, сотрудник отчитывается перед начальником караула о готовности техники к последующему использованию.

Гарнизон пожарной охраны: цель создания и их виды

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Гарнизон пожарной охраны – это совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, иных, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Внимание!!! С 2015 года используется термин: Пожарно-спасательный гарнизон

Построение местного гарнизона пожарной охраны г. Омска

Цель создания

Гарнизоны пожарной охраны создаются с целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Виды

Гарнизон пожарной охраны образуется на территории субъекта Российской Федерации (территориальный), города и сельского района (местный).

Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих гарнизонов пожарной охраны субъектов Российской Федерации. Границы местного гарнизона определяются приказом начальника соответствующего территориального органа управления ГПС (см.

Государственная противопожарная служба МЧС России) субъекта Российской Федерации.

Начальники (руководство) и их обязанности

Начальником гарнизона является старший по должности начальник пожарной охраны. Он является старшим руководителем тушения пожара в гарнизоне и несет персональную ответственность за четкость организации гарнизонной службы.

Общее руководство территориальным гарнизоном пожарной охраны осуществляется начальником Главного управления.

Начальниками гарнизонов пожарной охраны являются:

  • территориального – старшее должностное лицо Главного управления, из числа начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее – ФПС), допущенное в установленном порядке к руководству тушением пожаров;
  • местного – начальник подразделения ФПС по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования или сотрудник ФПС, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожара; при отсутствии на территории муниципального образования ФПС – должностное лицо подразделения иных видов пожарной охраны, определяемое начальником Главного управления по согласованию с органом местного самоуправления и имеющее обязательный допуск для выезда на пожары в качестве руководителя тушения пожара.

Начальники территориального и местного гарнизонов пожарной охраны, являющиеся сотрудниками ФПС, назначаются приказом начальника Главного управления по согласованию с начальником соответствующего регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Начальник местного гарнизона пожарной охраны, не являющийся сотрудником ФПС, назначается приказом руководителя органа местного самоуправления и согласовывается с начальником соответствующего Главного управления.

Начальник гарнизона управляет силами и средствами пожарной охраны гарнизона через оперативного дежурного по гарнизону и старшего диспетчера (радиотелефониста) Центрального пункта пожарной связи (ЦППС).

Основные обязанности начальника гарнизона пожарной охраны:

  • организация и контроль гарнизонной службы;
  • определение должностных лиц гарнизона пожарной охраны и разработка их должностных обязанностей;
  • определение порядка руководства тушением пожаров;
  • определение порядка выезда оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны на пожары и проведение аварийно-спасательных работ, а также их компетенции;
  • организация в установленном порядке получения допусков на право руководства тушением пожаров оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны;
  • руководство нештатными службами гарнизона пожарной охраны;
  • организация пожарно-тактической подготовки в гарнизоне пожарной охраны;
  • обобщение передового опыта несения службы пожарной охраны;
  • организация и руководство работой опорных пунктов по тушению крупных пожаров (далее – ОПТКП);
  • организация нештатных оперативных штабов пожаротушения, определение порядка их привлечения к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
  • контроль за выполнением правил охраны труда при несении гарнизонной службы.

Кимстач И.Ф. —М., 1977; приказ МЧС России № 240 от 05.05.

2008 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

Пригласить на тендер

Если у Вас идет тендер и нужны еще участники:

Выберите из списка инересующий вас вид работАудит промышленной безопасностиИдентификация и классификация ОПО, получение лицензии на эксплуатацию ОПОРазработка ПЛА, планов мероприятий, документации, связанной с готовностью предприятий к ГОЧС и пожарной безопасностиОбследование и экспертиза промышленной безопасности зданий и сооруженийРаботы на подъемных сооруженияхРаботы на объектах котлонадзора и энергетического оборудованияРаботы на объектах газового надзораРаботы на объектах химии и нефтехимииРаботы на объектах, связанных с транспортированием опасных веществРаботы на производствах по хранению и переработке растительного сырьяРаботы на металлургических литейных производствахРаботы на горнорудных производствахОценка соответствия лифтов, техническое освидетельствование лифтовРазработка обоснования безопасности опасного производственного объектаРазработка документации системы управления промышленной безопасностьюРазработка деклараций промышленной безопасностиРаботы на объектах Минобороны (ОПО воинских частей) и объектах ФСИН России (ОПО исправительных учреждений)ПроектированиеРемонтно-монтажные работыЭлектроремонтные и электроизмерительные работыРазработка и производство приборов безопасности для промышленных объектовРазработка и изготовление нестандартных металлоизделий и оборудованияНегосударственная экспертиза проектной документации (инженерных изысканий)Предаттестационная подготовка по правилам и нормам безопасностиПрофессиональное обучение (рабочие профессии)Обучение по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, теплоэнергетикеСпециальная оценка условий труда (СОУТ) (до 2014г. аттестация рабочих мест)Аккредитация и аттестация в системе экспертизы промышленной безопасностиСертификация оборудования, декларирование соответствияЭнергоаудитРазработка схем теплоснабжения и водоснабженияДругие работыПовышение квалификации, профессиональная переподготовкаОсвидетельствование стеллажейСкопируйте в это поле ссылку на Ваш тендер, для этого перейдите в браузер, откройте Вашу площадку, выделите и скопируйте строку адреса, затем вставьте в это поле. Если не получится напишите просто номер тендера и название площадки.персональных данных

Начальник дозора

Кроме командира всего гарнизона в должностной состав входит и начальник караула, который является ответственным за пожарную службу дежурной смены. Данный работник обязан руководить процессом тушения пожара, ведь именно от его приказов зависит ход спасательной операции. Помимо основной задачи, начальник караула выполняет следующие обязанности:

  • обеспечение своевременного выезда для тушения пожара или проведения спасательных мероприятий;
  • проверка и контроль подчиненных, а также организация караула;
  • планирование работ, которые помогают поддерживать технику и заявленные вещества для тушения очагов возгорания в боевой готовности;
  • контроль и соблюдение строгой дисциплины в течение дежурства;
  • реализация собственных обязанностей.

Стоит отметить, что старший пожарный вправе заменять начальника дозора при его отсутствии.

Реформа службы

История не стоит на месте, и в 1991 году сверхдержава СССР прекращает свое существование. Не было в стране отрасли, которой не коснулись бы проблемы, связанные с этим событием. Не стали исключением и подразделения специальной пожарной охраны. Это было связано как с начавшимся кризисом большинства охраняемых объектов, так и с особенностью организационно штатной структуры. На территориях союзных республик находилась значительная часть отделов, отделений и инспекций, осуществляющих противопожарную защиту объектов оборонного комплекса СССР. Эти подразделения предстояло передать в ведение МВД вновь образующихся государств. В дальнейшем большинство из них были расформированы. В течение долгих лет в них трудились наши коллеги, создавая, развивая и совершенствуя специальную пожарную охрану на своих участках. На их счету-ликвидация множества аварий и пожаров, в том числе Чернобыльской катастрофы.

Нелегким был процесс реорганизации системы, перевода ее на новые рельсы, но благодаря опыту и настойчивости В.М. Соколова, возглавлявшего в тот период Первое управление, а также его заместителя В.Т. Кишкурно, в 1992 году принявшего эстафету руководства, системе удалось сохранить свою целостность.

Шло становление новой России, а значит и всех государственных структур. В условиях недостаточного финансирования охраняемые объекты испытывали кризис, что, в свою очередь, негативно сказывалось на состоянии пожарной безопасности и требовало усиленного внимания и работы со стороны подразделений пожарной охраны, но и они претерпевали сокращение.

В.Т. Кишкурно удалось остановить этот процесс, кроме того, решить множество вопросов по материально-техническому обеспечению специальных подразделений, улучшению социально-бытовых условий сотрудников и их семей. К решению вопросов пожарной безопасности оборонных отраслей промышленности руководство управления привлекало самые высокие правительственные инстанции. В результате проводимой работы Правительством Российской Федерации был принят ряд документов, реализация которых позволила решить остро стоящие перед специальной пожарной охраной проблемы.

В 2004 году началась реформа Государственной противопожарной службы. В Федеральный закон «О пожарной безопасности» вносятся значительные изменения. Появляется понятие «федеральная противопожарная служба», к которой отнесены и специальные подразделения. Законом устанавливается, что финансовое обеспечение федеральной противопожарной службы является расходным обязательством Российской Федерации. Это означало, что вся численность специальной пожарной охраны будет содержаться за счет средств федерального бюджета, что значительно повышало социальный статус сотрудников.

Переходный период длился с августа 2004 г. по март 2006 года. За это время МЧС России были разработаны типовые штаты специальных подразделений, выделена федеральная численность, и с 1 апреля 2006 года специальная пожарная охрана обрела новый облик. Управления (отделы) Государственной противопожарной службы переименованы в специальные управления (отделы) федеральной противопожарной службы, пожарные части – в специальные пожарные части, созданы надежные тыловые службы. Улучшилось обеспечение подразделений пожарной техникой. На вооружении появились робототехнические комплексы, беспилотные летательные аппараты и пожарные катера. В 2007 году Правительством РФ принимается Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность на период до 2012 года», благодаря чему было построено 15 пожарных депо и 63 реконструировано.

В 2008 г. служащие специальных подразделений вошли в состав Департамента пожарно-спасательных сил, возглавляемым М.В. Владимировым.В апреле 2014 года была реорганизация Департамента пожарно-спасательных сил МЧС России и формируется Управление специальной пожарной охраны Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 10 апреля на пост руководителя назначается Розанов Владимир Витальевич. На сегодняшний день специальная противопожарная служба насчитывает около полусотни управлений по всей России.

Главные задачи МЧС

К основополагающим моментами работы спасателем МЧС России относятся следующие задачи:

  • Планирование и осуществление стратегии по обеспечению защиты мирного населения и на конкретной местности от непредвиденных ситуаций.
  • Реализация функций пожарно-спасательного гарнизона для обеспечения защиты населения.
  • Обеспечение безопасности населения на различных водных объектах в рамках функций МЧС.
  • Подготовка проектов, относящихся к защите населения и местности на различных объектах.
  • Управление подразделением для оказания своевременное помощи людям при чрезвычайных обстоятельствах.
  • Планирование прогнозов для смягчения возможного ущерба после непредвиденных обстоятельств;

Все должностные лица гарнизонов различных подразделений усердно работают для обеспечением круглосуточной безопасности российских граждан. Определенные представители МЧС регулируют перечисленные процессы и выполняют конкретные обязанности. Далее в статье вы узнаете об организации гарнизонной службы.

Перспективы и оплата труда

Движение по карьерной лестнице зависит от диплома, личных качеств и умения выполнять поставленные задачи.

Наличие документа об окончании колледжа позволяет занять должность начальника оперативного расчета, стать инспектором пожарной охраны.

Высшее образование предполагает неограниченное продвижение вверх.

Официальный оклад в подразделениях МЧС не превышает уровня средней заработной платы по стране. Но благодаря надбавкам (от 40 до 60%), ежегодной дополнительной материальной помощи, проездным льготам уровень дохода специалистов пожарного дела достаточно высок. Даже новичок в профессии может рассчитывать на получение 30–40 тысяч в месяц.

Должностные лица современного гарнизона пожарной охраны

Служба несения караула представляет собой вид современной охраны в пожарных подразделениях. Она обеспечивает полную боевую готовность пожарных расчётов и различных средств, применяемых для борьбы с огнём. Несением караульной службы занимается личный пожарный состав и заступающие на дежурство смены с помощью посменного графика. Время боевого дежурства определяется начальником части в точном соответствии с различными нормативными актами.

Для эффективной организации работы современной части обязательно назначаются должностные лица караула:

  • начальник пожарной части;
  • начальник караула;
  • командир отделения;
  • водитель;
  • диспетчер службы;
  • пожарный и старший пожарный.

На должностные лица возлагается ответственность за точное выполнение различных обязанностей, а также исполнение предоставленных им прав. Все обязанности в соответствии с некоторыми особенностями могут быть изменены или дополнены начальником пожарного подразделения.

Обязанности старшего пожарного

Сотрудник пожарной части, назначенный старшим, находится в непосредственном подчинении у командира отделения и занимается на своём дежурстве принятием вооружения и рабочего оборудования, а также обеспечивает точное выполнение должностных обязанностей пожарными, которые несут службу на постах, в выставленных дозорах и во внутреннем наряде.

Старший пожарный может быть ознакомлен с обстановкой именно в том месте, куда должно выехать подразделение. Он может вносить различные предложения руководству по улучшению фактических условий несения службы.

При ликвидации очага возгорания спасатель обязан знать поставленную непосредственным руководителем перед ним задачу, а также задачу, которую должно выполнить отделение. Он обязан беспрекословно и оперативно подчиняться приказам и командам вышестоящего руководства.

Пожарный предупреждает людей о появляющейся угрозе жизни, а также занимается их эвакуацией и спасением, о чём предварительно докладывает своему непосредственному руководителю.

Пожарным тщательно отслеживается исправность пожарно-технического вооружения и обеспечивается бережное обращение с ним. Также он несёт ответственность за точное соблюдение техники безопасности и проверяет наличие вооружения при завершении работ, докладывая о полученных результатах непосредственно командиру отделения.

Диспетчер экстренной службы

Диспетчер пожарной службы является важнейшим звеном в современной части. Он первым принимает поступивший звонок с сигналом бедствия, фиксирует точное место возгорания и количество людей в горящем объекте.

После объявления сигнала тревоги радиотелефонистом по карте определяется точное месторасположение ближайшего гидранта. К нему вычисляется самая короткая дорога.

Работа диспетчера является достаточно сложной, так как он быстро принимает поступившую заявку о пожаре и оперативно занимается разведкой сложившейся ситуации. После сопоставления всей полученной информации диспетчер принимает решение о выезде направляемых на тушение расчётов.

Для принятия решения пожарный диспетчер обязан ориентироваться в сложившейся обстановке того места, куда должен выехать пожарный расчёт, располагать необходимыми сведениями о нахождении рядом с пожаром взрывоопасных объектов. Он обязательно учитывает рабочие характеристики пожарной техники, направляемой для тушения конкретного возгорания.

После выезда спасательной бригады на место пожара диспетчер дальше работает с заявкой. Он сообщает пожарному расчёту о характере произошедшего возгорания, основных особенностях объекта, окружающем уровне загазованности и радиационной обстановке, а также о возможном ближайшем изменении погодных условий. Диспетчер поддерживает связь с помощью рации и при необходимости принимает решение о выезде подкрепления.

Главной обязанностью этого сотрудника части является оперативное оформление путёвки для выезда техники к месту возгорания. Если из пожарной части на тушение отправлены все расчёты, диспетчером в расположение вызывается дополнительный состав.

Эти лица заступают в караул в современной пожарной части. Ночью отдых караула осуществляется по установленному порядку. Заступать в караул могут сотрудники, которые получили специальное образование и сдали зачёт по знанию правил пожарной безопасности.

Численность людей в карауле определяет штат подразделения. Дежурящий личный состав при появлении критической ситуации увеличивается за счёт привлечения другого караула или личного состава другого гарнизонного подразделения, а также привлечения добровольных пожарных.

оценок: 2, 5,00 Загрузка…

Диспетчер гарнизона

Диспетчер выполняет одну из самых сложных работ пожарной части, он также ответственный за входящие звонки с просьбами о помощи. Сотрудник обязан принять от абонента сведения о точном месте пожара и о количестве потенциальных жертв. После этого диспетчеру необходимо выяснить какой ближайший пожарный гидрант находиться рядом с местом возгорания, и именно к нему данный сотрудник направляет спасательную бригаду.

Сложность профессии заключается в быстром принятии решений и анализе сложившийся ситуации. Именно за диспетчером закрепляется обязанность принятия решений о выездах, которые направленны на спасение жизни людей.

Для решения возникающих проблем, диспетчеру следует обладать огромным количеством сведений о городской планировке взрывоопасных объектов, а также свободно ориентироваться в заявленной местности, чтобы каждый раз правильно направлять спасательную группу. Именно поэтому диспетчер является одним из главных кадров в пожарной охране.

После того как спасательная группа выехала на место возгорания, диспетчер обязан узнать о возможных погодных изменениях и сообщить о них начальнику гарнизона, а также собрать и зафиксировать сведения о масштабе пожара, об очагах возгорания и о количестве возможных жертв. В конце караула диспетчер подготавливает отчет по дежурству с записью обо всех поступивших заявках и другой дополнительной информации.

Новости партнеров

16.11.2020  |  12:26

Системами безопасности оборудуют детские сады Екатеринбурга

В рамках социального проекта «Младший брат» 10 дошкольных учреждений получат системы безопасности на базе оборудования Hikvision.

12.11.2020  |  09:08

Системы контроля доступа от Hikvision прошли сертификацию по ПП РФ №969

В портфеле компании уже более 500 сертифицированных моделей оборудования.

11.11.2020  |  15:15

Выставка КУБ ЭКСПО «Кадры. Управление. Безопасность» состоится 22-23 апреля 2021 года

В рамках Санкт-Петербургского международного форума труда.

09.11.2020  |  11:42

На прошедшем в Москве семинаре говорили о немецких системах видеонаблюдения MOBOTIX

5 ноября фирма «МАТЕК» и компания «АВИДЭЛ» провели семинар, посвященный системам видеонаблюдения MOBOTIX AG.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector