Пожарные мотопомпы: особенности и характеристики, какую выбрать

Содержание:

Насосы на мотопомпах

Принцип действия нагнетателя – создания перепада атмосферного давления (разрежения) за счет чего вода всасывается, а точнее, вдавливается (втягивается) в заборный шланг. В МП используют 2 вида насосов:

Характеристика

Центробежный

Мембранный (диафрагменный)

Принцип

Крыльчатка (круг с лопастями) в камере.

Движения мембран проталкивают жидкость. Принцип как у пневматического компрессора.

Требования к ОТВ

Чувствительный к крупным частичкам, грязи.

Используется для грязного ОТВ с большими включениями, значительным загрязнением.

Особенности

Более мощный, производительный.

  • компактные, низкий шум;
  • не нуждается в смазке;
  • нет вращающихся деталей;
  • маломощный, мембрана часто выходит из строя.

Насосы оборудуются вакуумным роторно-лопастным узлом (Tohatsu VC72AS) или другим, позволяющим не накачивать ОТВ вручную в камеру нагнетателя при его запуске. Некоторые модели имеют автоматический забор (МП 10-60 Водолей).

Это интересно: Ручной водяной насос для скважины: излагаем главное

Тушение пожаров при неблагоприятных климатических условиях

При тушении пожаров в условиях низких температур (-10С и ниже) необходимо:

  • применять на открытых пожарах и при достаточном количестве воды пожарные стволы с большим расходом, ограничивать использование перекрывных стволов и стволов-распылителей;
  • принимать меры к предотвращению образования наледей на путях эвакуации людей и движения личного состава;
  • прокладывать линии из прорезиненных и латексных рукавов больших диаметров, рукавные разветвления по возможности устанавливать внутри зданий, а при наружной установке утеплять их;
  • защищать соединительную арматуру рукавных линий подручными средствами, в том числе снегом;
  • при подаче воды из водоемов или пожарных гидрантов сначала подавать воду из насоса в свободный патрубок и только при устойчивой работе насоса подавать воду в рукавную линию;
  • создавать резерв сухих напорных рукавов;
  • в случае уменьшения расхода воды подогревать её в насосе, увеличивая число оборотов двигателя;
  • избегать перекрытия пожарных стволов и рукавных разветвлений, не допускать выключения насосов;
  • при замене и уборке пожарных рукавов, наращивании линий подачу воды не прекращать, а указанные работы проводить со стороны ствола, уменьшив напор;
  • определять места заправки подогретой водой и, при необходимости, заправить ею цистерны;
  • замерзшую соединительную арматуру пожарных рукавов, рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами (замерзшую соединительную арматуру, разветвления и стволы допускается отогревать паяльными лампами и факелами);
  • подготавливать места для обогрева участников тушения и спасаемых и сосредоточивать в этих местах резерв защитной одежды для личного состава;
  • избегать крепления на пожарных лестницах и вблизи них рукавных линий, не допускать обливания лестниц водой;
  • не допускать излишнего пролива воды по лестничным клеткам;
  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

 При тушении пожара в условиях сильного ветра необходимо:

  • производить тушение мощными струями;
  • создавать резерв сил и средств для тушения новых очагов пожара;
  • организовывать наблюдение за состоянием и защиту объектов, расположенных с подветренной стороны, путем выставления постов и направления дозоров, обеспеченных необходимыми средствами;
  • в особо угрожающих случаях создавать на пути распространения огня противопожарные разрывы, вплоть до разборки отдельных сгораемых строений и сооружений;
  • предусматривать возможность передислокации сил и средств в случае внезапного изменения обстановки, в том числе направления ветра;
  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

При тушении пожаров ствольщику приходится, применяясь к обстановке, работать со стволом в различных положениях: стоя, с колена, лёжа, сидя на подоконнике, со стационарных и переносных пожарных лестниц и т.д.

Для того чтобы возможно дольше сохранить силы, а также с наибольшим успехом и прицельно маневрировать струёй, очень важно при работе со стволом принимать правильное положение. В ходе тушения пожара у ствольщика обычно возникает необходимость передвижения по заданной позиции, направляя струю влево, вправо, вверх, вниз, он вынужден постоянно передвигаться вперёд, наступать на огонь

Эти действия ствольщика называются маневрированием стволом.

Классификация мотопомп для пожаротушения

Варианты МП:

  1. виды включают: варианты силовой установки, мощности нагнетателя (мотопомпы высокого давления, обычные);
  2. типы: по габаритам, мобильности (передвижные на колесах, переносные).

Типы пожарных помп

Основной задачей при проектировании МП являлось обеспечение мобильности. Мотопомпы подразделяются по виду транспортировки на несколько вариантов.

Мотопомпы переносные

Компактные МП можно передвигать вручную. На корпусе есть ручки, рама, колесики. Варианты:

Тип

Описание

Переносные

  • с рамой (Honda WT-30 X);
  • с ручками, салазками;
  • переносятся одним-четырьмя пользователями;
  • перевозятся с погрузкой/выгрузкой;
  • удобные для небольших пространств.

Передвижные

  • на раме с одноосной колесной тележкой (МП 20-100 Гейзер);
  • возможности:
    • перенос вручную на небольшие расстояния;
    • буксирование.

Рукоятки, элементы рам переносных МП обязательно оснащаются толстой теплоизоляцией. Помимо указанных моделей, есть плавающие мотопомпы на пластиковой подкладке, заполненной воздухом.

Мотопомпы прицепные

Особенности МП на прицепе:

  1. часто с системой для пенообразователя;
  2. большая мощность, промышленное назначение;
  3. являют собой узел перекачки как у пожарных машин.

Прицепные помпы (МП 20-80 Водолей) выпускаются на полноценном прицепе. Шасси с одной (МП-1600), двумя осями.

Виды пожарных помп

Варианты в зависимости от топлива и мотора:

  1. с ДВС:
    • бензиновые (Tohatsu VC52AS);
    • дизельные (МП-500 Вепрь);
    • газовые (Lifan 50ZB60-4.8QT);
  2. электрические;
  3. ручные.

Требования для ДВС:

  1. ограничитель оборотов;
  2. плавный регулятор мощности;
  3. защита от влаги, замыканий;
  4. охлаждение;
  5. глушитель;
  6. для дизельных ДВС – искрогаситель;
  7. бак, исключающий протечку во время наклона;
  8. кран топлива, отстойник (фильтр);
  9. смазочные узлы, залива масла.

Помпы бензиновые

Стандартное устройство силовой части бензиновой помпы облегченной конструкции (переносной):

  1. двигатель:
    • карбюраторно-инжекторный;
    • одно (600 л/мин.), двух (800 л/мин.), четырехцилиндровый (1600 л/мин.);
    • одно, двух, четырехтактный;
  2. система запуска: рычаг с зубчатым сегментом или электростартер;
  3. система зажигания батарейная или с запальной свечей, магнето;
  4. выхлопные окна.

Мотопомпа на бензине издает меньше шума, дешевле дизельных, но само топливо дороже. Есть мощные МП с 4-тактными моторами от ВАЗ. Часто для двухтактных двигателей как топливо используют смесь бензина с маслами 20:1.

Мотопомпы дизельные

Насосы на дизеле (МПДВ-80) оснащаются подобными моторами как у бензиновых. Дизельные МП обладают большим ресурсом (от 6 тыс. ч.), топливо дешевле, но само насосное устройство дороже и шумное.

Помпы электрические

Плюсы электронасоса:

  1. для помещений:
    • безвоздушных;
    • с особыми условиями (высокие температуры);
    • закрытых, где не допускается наличие выхлопных газов;
  2. работа без перерыва на заправку;
  3. быстрота эксплуатации, большая мощность.

Помпы ручные

Ручной насос – механический блок с клапанами и поршнями на раме (салазках) соединенный с рычагом с двумя или одной ручкой, как у железнодорожной тележки, поднимая и, опуская которые создают пневматическую силу. Напор и длина выпуска струи у ручных помп слабые. Стандартный образец – ПН-100.

Мотопомпы высоконапорные

По ГОСТУ Р 53332-2009 мотопомпы высокого давления создают силу от 2 мПа. На выходе максимально до 5 мПа. Формируется больший номинальный напор, под которым подразумевается высота поднятия (перекачки) столба воды. Не надо путать описываемый показатель с длиной струи, а особенно, с глубиной всасывания с водоисточника.

Есть бытовые высоконапорные помпы (Honda WH-20) и для пожарных расчетов (МП 16-80 Водолей). Помпы высокого напора способны подать ОТВ на высоту 160 – 200 м и больше.

Для забора грязной воды

По нормативам обычные помпы (Tohatsu V20D2S) рассчитаны на воду с твердыми частичками до 0,5%, размером до 3 мм.

Есть МП для включений до 8 мм (Koshin SERH-50B) с легкой разборкой для очистки (Koshin STR-50 EX). Если загрязнение значительнее (от 25 мм), то применяют помпу без фильтра с мембранным насосом.

По диаметру напорного и всасывающего патрубков

На выходе патрубок, как правило, шире. Пример: всасывающий – 76,2 мм, напорный – 101 мм. Подключать можно два и больше рукавов (МП Спрут-3).

Диаметр всасывающей линии влияет на глубину забора воды, которая стандартно – 8 м (Tohatsu V20D2). Для увеличения параметра берут узкий заборный шланг. Скорость и длина струи повышаются, но уменьшается пропускная способность.

Варианты диаметров подключения (1 дюйм=25,4 мм):

  1. однодюймовые – 25,4 мм;
  2. двухдюймовые – 50,8 мм;
  3. трехдюймовые – 76,2 мм;
  4. четырехдюймовые – 101,6 мм
  5. по спецификации изготовителя.

Устройство и принцип работы пожарной мотопомпы

Мотопомпы демонстрируют пример довольно простого, но в то же время производительного оборудования. Основу агрегата составляет связка двигатель — насос, которая заключена в специальный корпус или защищена рамной конструкцией. При этом насос может состоять из колес и лопастей. В момент запуска оборудования под действием центробежной силы начинается вращение лопастей. Это приводит к движению обслуживаемой жидкости по шлангам – обычно предусматривается входной и выходной «рукава». Также стоит отметить функцию обратного клапана, которым снабжается мотопомпа пожарная. Инструкция к насосам такого типа подчеркивает риски их работы «на сухую». Именно для предотвращения такого режима эксплуатации предусмотрен клапан, задерживающий жидкость внутри оборудования. Работа останавливается, когда перекачка воды завершается.

МП-16/80 «Водолей»

Такое устройство имеет повышенную мощность. Помпа способна за 1 секунду прокачать 20 литров воды. Номинальный напор равняется 80 метров (8 кгс/см²), при максимальной нагрузке на двигатель он увеличивается в 2 раза. Всасывание жидкости возможно с глубины 8 метров. В качестве привода используется мотор от двигателя ВАЗ 2103 общей мощностью 71,4 л. с.

Если судить по характеристикам, то мало найдется хотя бы близких аналогов. «Водолей» выпускается с 2004 года. Мотопомпы этой модели подразделяются по виду транспортирования на переносной (оснащенный салазками) и перевозной (с тележкой) типы.

Допускается подключение напорных рукавов формата 0,2х7 см.

Всасывающий ствол имеет размер 0,1х10 см. Если дополнить мотопомпу переходниками, удается работать сразу шестью стволами, расположенными в пределах 2 км от источника воды. Устройство оснащено одноступенчатым насосом, который содержит рабочее колесо диаметром 25 см.

Рекомендуется применение «Водолея МП-16/80» на следующих объектах:

  • на территории загородных домов отдыха;

  • в дачных поселках;

  • на лесозаготовках;

  • в других удаленных и труднодоступных для пожарной охраны местах.

Подготовка пожарного автомобиля к работе

Боевое развертывание пожарных

Пожарные автомобили содержатся в гаражах пожарно-спасательных частей в полной боевой готовности:

  • заправлены ГСМ;
  • цистерна заполнена водой, а пенобак – пенообразователем;
  • укомплектованы пожарным оборудованием и вооружением.

При подготовке ПА по прибытию на место работы необходимо:

  1. Установить ПА по возможности в безопасном, удобном для работы и ровном месте, не загромождая проезд.
  2. Установить ПА на ручной тормоз.
  3. Установить под колеса противооткатные упоры.
  4. Присоединить необходимые рукавные линии.
  5. Установить рычаг коробки перемены передач в нейтральное положение.
  6. Включить зажигание поворотом ключа вправо до щелчка.
  7. Включить стартер и запустить двигатель.
  8. Нажать педаль сцепления и включить КОМ (для чего переведите рычаг включения коробки на себя и плавно отпустите педаль сцепления) на насос.
  9. Убавить газ, так как работа насоса без воды на больших оборотах приводит к порче сальников.
  10. Выжать сцепление дублирующим рычагом из насосного отделения на период проверки и подготовки рукавов и насоса.

Дальнейшие действия водителя зависят от вида работы.

Дополнительные сведения и пояснения:

  1. Поскольку изложенные выше вопросы общей подготовки автомобиля остаются неизменными, при описании приемов работы они повторяться не будут, но должны выполняться обязательно.
  2. При начальном обучении подготовительные работы по проверке насоса и всасывающей линии занимают много времени, поэтому для уменьшения износа выжимного подшипника сцепления КОМ включается после проведения этих работ.

Виды и описание

Виды мотопомп

Все такие мобильные устройства для тушения пожаров можно разделить на виды по способу размещения, перемещения/транспортировки, типу двигателя привода насоса; чистоте воды, с которой они могут работать:

  • Бензиновые – с приводом от карбюраторного/инжекторного двигателя, использующего в качестве топлива различные марки бензина.
  • Дизельные – с приводом от дизельного двигательного агрегата, имеющими более высокий моторесурс, но работающими громче бензиновых моделей устройств.

На российском рынке известны пожарные мотопомпы Tohatsu с бензиновыми двигателями, дизельные устройства высокого давления «Вепрь» отечественного производства, мотопомпы Koshin с двигательными агрегатами, работающими на бензине, изготовленными компанией Хонда.

Переносные, передвижные. Первые смонтированы на несущей раме, которая обеспечивает возможность: переноски вдвоем вручную, для транспортировки автотранспортом в кузове, багажнике, автомобильном прицепе; погрузки/выгрузке, установки на твердую поверхность – плотный грунт в противопожарном разрыве возле водоема, асфальтированную, бетонированную поверхность дороги, пожарного проезда.

Вторые установлены на раме одноосной тележки с колесами, что позволяет передвигать ее по ровной твердой поверхности одному человеку, но не исключает возможность переноски ее двоим и более членам ДПД, работникам из состава дежурного персонала предприятий, организаций.

Рукоятки на раме переносных, передвижных устройств обязательно защищаются теплоизоляционным материалом.

  • Прицепные. Такой вид пожарных мотопомп устанавливается на раме автомобильных прицепов, сообразно их грузоподъемности, норм/правил оборудования, транспортировки грузов. Именно прицепные мотопомпы часто дополнительно оборудуются устройствами для дозированной подачи раствора пенообразователя, что позволяет использовать стволы, генераторы для тушения очага пожара пеной. Рекомендуется при необходимости использовать все имеющиеся в наличии прицепные и переносные модели устройств, т.к. это дает больше возможностей для обеспечения доступа к очагу пожара.
  • Высоконапорные (высокого давления). Согласно ГОСТ 53332-2009 мотопомпы, используемые для тушения пожаров, в зависимости от конструкции, основных технических параметров подразделяются устройства нормального давления – до 2 МПа, и высокого давления – выше 2 МПа.

Если для тушения, согласно нормативных требований, включение твердых частиц в воде не должно быть больше 0,5 %, а их размер быть до 3 мм, то пожарная мотопомпа для грязной воды, приобретаемая для использования коммунальными, инженерными службами предприятий, строительными подрядными организациями для откачки, осушения подвальных этажей, колодцев, котлованов траншей, позволяет за счет выбора мембранного типа насоса устройства вести забор, перекачку воды с крупными включениями – до 25 мм и более у некоторых моделей изделий.

Классификация ПН

Современные пожарные насосы, назначение и виды предполагают несколько модификаций. На практике преимущественно применяют объемные, струйные, центробежные модификации:

Струйный насос

Этот вид помп классифицируется по двум типам:

  • Водоструйные. Этими установками комплектуется каждая спецмашина. Они разрешают брать воду из водоемов даже с берегами, поросшими водной растительностью, ими же удаляют воду после пожара из помещений. Это оборудование эжекторного типа, в котором потенциал трансформируется в кинетическую энергию.
  • Газоструйные. Агрегаты используются для наполнения центробежных агрегатов и трасс всасывания. Использует отработанные среды ДВС. Проходя по корпусу, рабочая среда создает разряженную зону, которая и осуществляет функционал.

Объемный насос

Передвижение среды в таком агрегате осуществляется посредством изменения объема внутреннего отсека. Объемные устройства классифицируются на несколько групп:

  • Поршневые. В таких модификациях трансформация объема выполняется посредством движений поршневого элемента. Их достоинства — в высоком КПД, отличной всасываемости, а недостаток в том, что подача слаба и ее нельзя регулировать.
  • Пластинчатые. Здесь работает лопатка ротора, вращаясь, она прижимается к гильзе, и формирует полости, изменяющие объем рабочей камеры. Полости движутся в направлении выхода, проталкивая к нему жидкость.
  • Шестеренные. В таких насосах работа выполняется посредством двух колес, одно из которых двигается принудительно, второе — в  сцепке с ним свободно.
  • Водокольцевые. Изменения пространства камеры выполняет ротор, ее объем трансформируется до 2 раз. Этот вид характеризует низкий коэффициент полезного действия, а перед началом работы, в насос следует завивать жидкость.

Центробежный насос

Насосы центробежного действия устанавливают на различные виды пожарной техники. Максимально востребованы установки консольного типа с правым вращением. Центробежные агрегаты различаются по показателям давления:

  • до 2,0 МПа;
  • до 5,0 МПа;
  • агрегаты способные создавать и то и другое давление.

Этот тип насосов принято классифицировать по нескольким параметрам:

  • По количеству колес. Насосы бывают 1-ступенчатые, 2-ступенчатые и с большим числом колес.
  • Расположение вала. Элемент может быть расположен под наклоном, вертикально или горизонтально.
  • Максимальный напор. Эта характеристика может быть нормальной – до 100 метров, высокой – до 300 метров, комбинированной – установки способные создавать и нормальный и высокий напор.
  • Размещение в спецмашине. Агрегат может размещаться в автомобиле спереди, посредине и сзади.

Внутри корпуса центробежного насоса есть колесо, которое при вращении передает жидкости энергию, при увеличении скорости повышается давление. «Зуб» направляет воду в диффузор. Так на входе формируется разряженная зона, а на выходе  — с избыточным давлением. Закручивание жидкости купируют разделители.

Центробежная модификация

Требования безопасности при эксплуатации пожарного автомобиля общего применения

Техническое состояние пожарных автомобилей должно отвечать требованиям инструкций заводов-изготовителей. Безаварийная и безопасная работа обеспечивается своевременным и квалифицированным их обслуживанием водителями и мотористами, которые несут ответственность за исправное состояние закрепленных за ними автомобилей, спецузлов и агрегатов.

Двери кабины водителя и боевого расчета, а также дверцы отсеков кузова пожарных автомобилей должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.

Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным в отсеках и на платформах пожарных автомобилей, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких автомобилей должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.

С целью постоянного содержания автолестниц (автоподъемников) в исправном состоянии приказом начальника подразделения ГПС назначается ответственный для осуществления контроля за безопасной эксплуатацией автомобиля.

Осмотр пожарных автомобилей производится закрепленными за ними водителями при заступлении на боевое дежурство.

На автолестницах с лифтами не реже 1 раза в месяц проверяется работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр грузозахватных приспособлений должен производиться лицом, ответственным за их исправное состояние в соответствии с временным регламентом по обслуживанию данных узлов. Результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются в установленном порядке.

Результаты технического освидетельствования автолестниц (автоподъемников) записываются в формуляр пожарного автомобиля лицом, произведшим освидетельствование.

При первичном освидетельствовании этой записью подтверждается, что автолестница (автоподъемник) находится в исправном состоянии и произведено техническое обслуживание.

К управлению пожарными автомобилями и работе со спецагрегатами допускаются водители, прошедшие специальную подготовку, обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьего и получившие свидетельство установленного образца, выданное квалификационной комиссией территориального органа управления ГПС. К работе на пожарных автомобилях с электроэнергетическими агрегатами допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьего.

К работе на мотопомпах допускаются лица, прошедшие подготовку мотористов пожарных мотопомп и получившие свидетельство установленного образца.

Электронная защита электросиловой установки пожарного автомобиля газодымозащитной службы должна обеспечивать мгновенное отключение (не более 0,05 с) силового питания в случаях пробоя изоляции электроинструмента или понижения ее сопротивления.

В случае неисправности генератора электросиловой установки или появления признаков, указывающих на выход его из строя, подключается распределительный щит автомобиля к внешней электросети. Расстояние от места подключения до автомобиля не должно превышать 50 м. Параметры токоприемников должны соответствовать параметрам электросети: напряжение – 220 – 230 В, частота тока – 50 Гц.

Основные разновидности

В зависимости от целого ряда параметров мотопомпы делятся на различные типы, каждый из которых отличается своими техническими и эксплуатационными характеристиками и, соответственно, сферами применения. Одним из таких параметров является тип двигателя, при помощи которого приводится в действие насос мотопомпы. Так, по данному признаку мотопомпы делят на:

  • бензиновые;
  • дизельные;
  • газовые;

Приводные двигатели мотопомп бензинового и газового типов очень похожи по конструкции. Достаточно часто двигатели бензинового оборудования просто адаптируются для работы на газе, что делается при помощи оснащения их специальным редукторным устройством.


Специальный газовый модуль для мотопомпы представляет собой комбинированное устройство, позволяющее использовать два типа топлива

Еще одним параметром, в зависимости от которого мотопомпы делятся на различные типы, является степень загрязненности воды, для перекачивания которой предназначено такое оборудование. По данному параметру выделяют следующие типы мотопомп:

  • предназначенные для перекачивания чистой и слабозагрязненной воды;
  • способные работать как со слабозагрязненной водой, так и с жидкой средой, характеризующейся средней степенью загрязнения;
  • предназначенные для перекачивания густых и сильнозагрязненных жидких сред.

Мотопомпы для перекачивания чистой и слабозагрязненной воды

Мотопомпа для чистой воды и перекачивания слабозагрязненных жидких сред – это устройство, оснащаемое, как правило, двигателем двухтактного типа. Производительность мотопомп данного типа не слишком высока и составляет порядка 6–8 м3 в час. Без ущерба для своего технического состояния данное оборудование способно перекачивать жидкие среды, содержащие в своем составе твердые включения, размер частиц которых не превышает 0,5–0,8 мм.


Мотопомпа для чистой воды от популярного производителя CHAMPION GP80

Большой популярностью мотопомпы данного типа, отличающиеся компактными габаритами и небольшой массой, пользуются у владельцев небольших дач и загородных домов без подключения к централизованной сети электроснабжения.

Мотопомпы для перекачивания слабо- и среднезагрязненных жидких сред

Мотопомпа для слабозагрязненной воды, а также для перекачивания жидкой среды со средней степенью загрязнения относится к категории высоконапорного или пожарного насосного оборудования. Оснащение такого устройства четырехтактным приводным двигателем позволяет получать с его помощью поток жидкой среды, характеризующийся мощным напором, значение которого доходит до 60 метров водяного столба. Производительность мотопомп данного типа также находится на достойном уровне и в зависимости от модели может доходить до значения 400–600 литров в минуту. Используя такие устройства, допускается перекачивать жидкие среды, содержащие в своем составе твердые включения, размер которых доходит до 1,5 см.


Мотопомпы для среднезагрязненной воды (полугрязевые) перекачивают воду с примесями до 15 мм

При помощи высоконапорной мотопомпы можно полить участок большой площади, расположенный даже на значительном отдалении от источника воды, быстро откачать воду из естественного или искусственного водоема, а также эффективно решить множество других хозяйственных и бытовых задач. При столь впечатляющих технических и эксплуатационных характеристиках мотопомпы данного типа по своим габаритам и массе ненамного превосходят оборудование, предназначенное для перекачивания чистой воды.

Мотопомпы для перекачивания сильнозагрязненной воды

Мотопомпа для воды, характеризующейся сильной степенью загрязнения, способна с высокой производительностью перекачивать жидкие среды, которые содержат в своем составе твердые включения с размером частиц до 2,5 см. Четырехтактные приводные двигатели, которыми оснащается насосное оборудование данного типа, позволяет ему работать с производительностью до 2000 литров в минуту. При этом напор, который способно создавать такое устройство, составляет 35 метров водяного столба.


При выборе мотопомпы для работы с грязной водой рекомендуется отдавать предпочтение проверенным профессиональным моделям, отличающимся прежде всего качеством изготовления

Конструкция многих моделей мотопомп для сильнозагрязненной воды предусматривает простой доступ к рабочей камере насоса, что дает возможность оперативно извлекать из нее щебень и камни, размер которых превышает допустимые значения. Размеры входного и выходного патрубков позволяют подключать к ним рукав всасывающий и напорный шланг для мотопомпы с внутренними диаметрами от 50 до 100 мм.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Основные технические характеристики

Мотопомпы, предназначенные для откачки воды, характеризуются целым рядом параметров, к наиболее важным из которых относятся:

  • производительность, по которой можно определить, какое количество жидкости оборудование способно перекачать за единицу времени;
  • напор, характеризующий высоту водяного столба, который способно сформировать устройство.

Решая вопрос о том, как выбрать мотопомпу, следует также учитывать такие параметры, как мощность приводного двигателя, диаметры всасывающего и напорного патрубков.

На производительность мотопомпы оказывает влияние способ установки шлангов и даже материал их изготовления

По величине напора, который способна создавать дизельная или бензиновая мотопомпа, определяют не только высоту подъема жидкости, но и максимальную длину горизонтального участка трубопровода, по которому жидкая среда может транспортироваться при помощи такого оборудования. Чтобы рассчитать оба этих параметра, используют простое соотношение, согласно которому 1 метр высоты водяного столба соответствует 10 метрам перемещения жидкости в горизонтальном направлении. Таким образом, прежде чем выбирать мотопомпу по определенному значению создаваемого напора, следует измерить глубину источника, из которого будет откачиваться вода, а также определить расстояние, на которое воду надо транспортировать в горизонтальном направлении.

Что такое помпа пожарная

Под пожарной мотопомпой подразумевают мотор-насосные мобильные комплексы для перекачки (подачи) посредством рукавов ОТВ (огнетушащего вещества) к очагу или противопожарному оборудованию.

Забор воды осуществляется с открытых источников, резервуаров, от гидрантов, водопроводов. Работу МП обеспечивает приводная силовая установка (ДВС, электродвигатель) или механическая конструкция.

Обозначение мотопомпы на схеме пожара:

  1. переносная:

  2. передвижная:

Пожарные насосы используют:

  1. при ограниченных технических возможностях тушения, отсутствии водопроводов, установок пожаротушения (отдаленные местности);
  2. для быстрой организации пожаротушения большими мощностями (на производстве);
  3. для подкачки;
  4. как вспомогательное устройство:
    • до подъезда техники;
    • во время тушения;
  5. на пожарных ЖД составах;
  6. для иных целей:
    • заполнение емкостей, автоцистерн, авиатехники;
    • откачка из резервуаров, подвалов, водоемов, траншей, трюмов при авариях;
    • бытовые (полив), археологические, ирригационные, поисковые работы.

Помпа осуществляет быстрый забор воды и подачу ее с возможным использованием пенообразователей для тушения очагов возгораний. Для организаций, товариществ МП обойдется дешевле автотехники.

На предприятиях по классификатору основных фондов (ОКОФ) МП относят к разделу: Мотопомпы пожарные.

Код 14 2944190, ОК 013-94

Чем отличается пожарная помпа от обычной

Фактически, по ТТХ МП – это те же бытовые помпы, но с увеличенными возможностями и обязательными рамками по НПБ. Есть также образцы сугубо под цели пожаротушения. Отличия:

Параметры

Помпа

Пожарная

Бытовая (обычная)

Давление

От 1 – 2 мПа и выше

до 1 мПа

Интенсивность подачи

200 – 2400 л/мин., стандартно около 500 л/мин. (Honda WH-20)

130 – 200 л/мин.

Длина струи

30 – 80 м

8 – 15 м

Особенности

  • разъем под брандспойты;
  • возможность подключения пеногенераторов.

В комплекте нет пожарных рукавов.

Глубина всасывания

1,5 – 12 м

1,5 – 5 м

Требования к мотопомпам

Обязательные параметры МП (ГОСТ Р 53332-2009):

  1. непрерывная работа – от 2 ч.;
  2. функциональность при -40 до +40°C;
  3. запуск – до 2 мин.;
  4. уровень шума – 90 дБА;
  5. безотказная наработка – от 200 ч.;
  6. циклы включения вакуумных узлов – от 300 ч.;
  7. до первого капремонта – от 1500 ч.;
  8. срок до списания – 10 лет.

Элементы МП:

  1. насос:
    • центробежный;
    • мембранный (реже);
  2. приводной двигатель с системами пуска, охлаждения:
    • ДВС на бензине, газе, дизеле;
    • на электричестве;
  3. линии: всасывающая, напорная;
  4. рукавное оборудование (рукав, ствол, головки);
  5. корпус (рама);
  6. дополнительно: узлы пенотушения.

Что должна иметь пожарная мотопомпа:

  1. кожух;
  2. устройства контроля:
    • манометр, мановакуумметр (в напорной линии обязательный);
    • тахометр;
    • счетчик часов работы;
    • индикаторы охлаждения, давления в смазочной системе, аккумулятора, зажигания;
  3. возможность сборки/разборки;
  4. слив;
  5. фильтр;
  6. арматура запорного типа и регулирующая на всосе, исключающая обратный ток;
  7. вакуумный или другой узел заполнения;
  8. ручное (МПБВ-80) или автоуправление с 3-кратным заполнением нагнетателя;
  9. устойчивое лакокрасочное спецпокрытие.

Как выбрать?

Насос для помпы подбирают с учетом особенностей местности и состава воды. В центробежный насос заливают только чистую воду, а в мембранный – грязную и вязкую жидкость. Напорные помпы можно «заправлять» бензином, газом и дизелем. Бензиновые –универсальные, так как их можно переоборудовать с помощью редукторного модуля под газ.

Двигатель у агрегатов имеет одинаковую конструкцию. Бензиновый двигатель стоит дешевле, чем другие виды. Он работает бесшумно. Однако, такие мотопомпы расходуют большое количество топлива, а их ресурс оставляет желать лучшего.

Есть огромные преимущества у 4-х тактного мотора, который увеличивает производительность агрегата. Мотопомпа на газу работает от баллона с пропан-бутаном или от газопровода. Топливо расходуется в 2 раза меньше, чем в бензиновых помпах.

Использование мотопомпы при тушении пожара

Запуск (МП-800):

  1. Заполняют насос нажатием и удерживанием ручки вакуум-узла от себя.
  2. Манометр покажет наличие давления.
  3. Открывают задвижку выпускающего шланга. После поступления в него воды выключают вакуумный нагнетатель (ручка до глушителя).
  4. Правой ногой жмут на пуск, зацепляя зубчатый сектор.
  5. Медленным нажимом вводят поршень для старта, и быстрым движением педалью вниз осуществляют запуск.
  6. Снимают ногу, карбюраторными ручками регулируют работу.

В новых моделях пуск может происходить проще, кнопкой стартера.

Применение мотопомп на пожаре:

  1. всасывающий шланг помещают в источник водоснабжения минимум на 200 мм;
  2. краники, сливы закрывают;
  3. в напорном шланге отодвинута задвижка;
  4. мПа поднимают постепенно;
  5. в процессе использования правила стандартные: пожаротушение идет с переднего края вглубь, сверху вниз (проемы наоборот), до очага – минимум 2 м.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector