Понятие международного гуманитарного права

Основные положения и принципы, применимые к гражданским лицам

Четвертая Женевская конвенция ориентирована на гражданское население. Два дополнительных протокола, принятых в 1977 году, расширяют и усиливают защиту гражданского населения в международных (AP I) и немеждународных (AP II) вооруженных конфликтах: например, путем введения запрета на прямые нападения на гражданских лиц. «Гражданское лицо» определяется как «любое лицо, не принадлежащее к вооруженным силам», включая неграждан и беженцев. Однако считается, что операции могут привести к жертвам среди гражданского населения. Луис Морено Окампо, главный прокурор Международного уголовного суда, писал в 2006 году: «Международное гуманитарное право и Римский статут позволяют воюющим сторонам соразмерно наносить удары по военным объектам, даже если известно, что некоторые гражданские лица погибнут или будут ранены. преступление происходит, если имеет место преднамеренное нападение, направленное против гражданских лиц (принцип различения) … или если нападение совершается на военный объект, зная, что случайные ранения гражданского населения будут явно чрезмерными по сравнению с ожидаемым военным преимуществом (принцип пропорциональность) «.

Положениями и принципами МГП, направленными на защиту гражданских лиц, являются:

Принцип различия

Принцип различия защищает гражданское население и гражданские объекты от последствий военных действий. Он требует, чтобы стороны в вооруженном конфликте всегда и при любых обстоятельствах проводили различие между комбатантами и военными объектами, с одной стороны, и гражданскими лицами и гражданскими объектами, с другой; и нацеливаться только на первое. Он также предусматривает, что гражданские лица теряют такую ​​защиту, если они принимают непосредственное участие в боевых действиях. МККК также обнаружил, что принцип различия нашел отражение в государственной практике; таким образом, это установленная норма обычного международного права как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах.

Необходимость и соразмерность

Необходимость и соразмерность — установленные принципы гуманитарного права. Согласно МГП, воюющая сторона может применять только количество и вид силы, необходимые для победы над противником. Кроме того, нападения на военные объекты не должны приводить к гибели гражданского населения, считающейся чрезмерной по сравнению с ожидаемым прямым военным преимуществом

Командиры должны принять все возможные меры предосторожности, чтобы избежать жертв среди гражданского населения. МККК также установил, что принцип соразмерности является частью обычного международного права в международных и немеждународных вооруженных конфликтах.

Принцип гуманного обращения

Принцип гуманного обращения требует, чтобы с гражданскими лицами всегда обращались гуманно. Общая статья 3 Общих правил запрещает насилие над жизнью и личностью (включая жестокое обращение и пытки), захват заложников, унижающее и унижающее достоинство обращение и казни без регулярного судебного разбирательства против некомбатантов, включая лиц, вышедших из строя (раненые, больные и кораблекрушение). Гражданские лица имеют право на уважение их физической и психической неприкосновенности, их чести, семейных прав, религиозных убеждений и обычаев, а также их манер и обычаев. Этот принцип гуманного обращения был подтвержден МККК как норма обычного международного права, применимая как к международным, так и к немеждународным вооруженным конфликтам.

Принцип недискриминации

Принцип недискриминации — ключевой принцип МГП. Нежелательное различие по признаку расы, пола, национальности, религиозных убеждений или политических убеждений запрещено при обращении с военнопленными, гражданскими лицами и лицами, вышедшими из строя . Стороны в конфликте должны относиться ко всем защищаемым лицам с одинаковым уважением, без различия по признаку расы, религии, пола или политических убеждений. Каждый человек, пострадавший в результате вооруженного конфликта, имеет право на свои основные права и гарантии без какой-либо дискриминации. МККК также считает, что запрет на проведение различий между людьми является частью обычного международного права в международных и немеждународных вооруженных конфликтах.

Женщины и дети

Женщинам и детям предоставляются льготное обращение, уважение и защита. Женщины должны быть защищены от изнасилований и любых форм непристойного нападения. Детям младше восемнадцати лет запрещается принимать участие в боевых действиях.

Суверенное равенство государств

Принцип суверенного равенства государств сложился и получил закрепление в названных выше документах как синтез традиционных правовых постулатов — уважения государственного суверенитета и равноправия государств. Соответственно его характеризуют как комплексный, двуединый принцип. Само соединение двух указанных элементов порождает новый международно-правовой феномен — суверенное равенство государств.

В таком качестве он был закреплен в Уставе ООН: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов» (п. 1 ст. 2).

Согласно Декларации 1970 г. и Заключительному акту 1975 г. государства имеют одинаковые (равные) права и обязанности, т. е. они юридически равны. При этом по Декларации все государства «являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера».

Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету, и вместе с тем обязано уважать правосубъектность других государств и их соответствующие права, включая право определять и осуществлять по своему усмотрению взаимные отношения на основе международного права. Специфической для Заключительного акта является формулировка относительно права государств «принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров…».

«Равносуверенность» государств характеризуется тем, что „каждое государство суверенно в пределах системы государств, международного сообщества, т. е. в условиях взаимодействия и взаимозависимости государств. Суверенитет одного государства сопряжён с суверенитетом другого государства и вследствие этого должен быть с ним скоординирован в рамках действующего международного права (в литературе встречается словосочетание «согласованный суверенитет»). В функции международного права входит нормативное обеспечение такой координации, своего рода упорядочение осуществления основанной на государственном суверенитете международной правосубъектности.

Заключаемые государствами международные договоры, будучи воплощением согласования государственных воль, отражают принцип суверенного равенства и нередко содержат Прямые ссылки на него (например, преамбула Венской конвенции о праве международных договоров, ст. 1 Устава Содружества Независимых Государств, ст. 1 Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Чешской Республикой от 26 августа 1993 г.).

Конкретное проявление принципа суверенного равенства получает и в таких договорных формулировках, как «каждое участвующее в договоре государство имеет право…», «каждое участвующее в договоре государство обязуется», «ни одно государство не может…» и т. п.

Этот принцип распространяется на всю сферу реализации международно-правовых норм — на действие механизма международно-правового регулирования, на методы мирного урегулирования межгосударственных споров и на проявление ответственности государств за международные правонарушения.

§ 4. Соотношение МГП с другими отраслями международного публичного права

   Неотъемлемой частью системы международного (публичного) права являются отрасли и институты. Отрасль международного права — совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большой степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретной области правоотношений. Международно-правовой институт — это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений. Однако какая-либо общепризнанная, официальная система отраслей и институтов отсутствует. В международном (публичном) праве считаются устоявшимися порядка 16 отраслей. Они классифицируются как по основаниям, которые приняты во внутригосударственном праве (с некоторыми коррективами), так и по признакам, присущим именно международно-правовому регулированию. Формирование каждой отрасли занимает достаточно длительный период общественного развития, имеет свою источниковую базу, регулирует определенный круг общественных отношений, которые в силу своей значимости дифференцируются от других и представляют цивилизационный интерес. Вместе с тем при осуществлении правового регулирования нормы различных отраслей международного права «пересекаются». «Взаимопроникновение» отраслей международного права, по мнению С.В. Черниченко, объясняет объединение определенных норм международного права, принадлежащих к различным отраслям, в качестве предмета исследования. В таком контексте речь идет о соотношении норм МГП с нормами других отраслей международного публичного права, их взаимодополняемости в условиях действия в различных ситуациях. Субъектами всех отраслей международного права являются: первичными – государства, народы и нации, борющиеся за самоопределение; производными – международные межправительственные организации; участниками отдельных видов международно-правовых отношений – правительство в изгнании (эмиграции), восставшая нация и воюющая нация (см. приложение 6).

Основные правила МГП

  1. Лица, вышедшие из строя (вне боя), и те, кто не принимает участие в боевых действиях в ситуации вооруженного конфликта (например, нейтральные граждане ), пользуются защитой при любых обстоятельствах.
  2. О раненых и больных позаботится и защитит сторона в конфликте, в руках которой они находятся. Эмблема «Красного Креста» или «Красного Полумесяца» должна уважаться как знак защиты.
  3. Захваченные лица должны быть защищены от актов насилия и репрессалий. Они имеют право вести переписку со своими семьями и получать помощь.
  4. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания .
  5. У сторон конфликта нет неограниченного выбора методов и средств ведения войны .
  6. Стороны в конфликте всегда проводят различие между комбатантами и некомбатантами. Атаки должны быть направлены исключительно против законных военных целей .

Примеры

Хорошо известные примеры таких правил включают запрет нападать на врачей или машины скорой помощи с красным крестом . Запрещается также стрелять в человека или транспортное средство с белым флагом, поскольку это считается флагом перемирия, что свидетельствует о намерении сдаться или о желании общаться. В любом случае ожидается, что лица, находящиеся под защитой Красного Креста или белого флага, будут сохранять нейтралитет и не могут сами участвовать в военных действиях; участие в военных действиях под белым флагом или красным крестом само по себе является нарушением законов войны.

Эти примеры законов войны касаются:

  • объявление войны ;
  • принятие капитуляции;
  • обращение с военнопленными;
  • предотвращение злодеяний;
  • запрет на умышленное нападение на некомбатантов; а также
  • запрет на использование некоторых видов бесчеловечного оружия .

Участие в боевых действиях без соблюдения определенных требований, в том числе ношение отличительной формы или другого легко идентифицируемого значка, а также открытое ношение оружия, является нарушением законов войны . Выдача себя за солдат другой стороны в форме противника разрешена, хотя борьба в этой форме является незаконным вероломством , как и захват заложников .

Нерушимость границ

В Декларации о принципах международного права 1970 г. нормы о нерушимости границ являются составной частью содержания принципа неприменения силы и угрозы силой. Государства обязаны «воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».

Государства Европы всегда придавали особое значение нерушимости границ, оценивая этот фактор как одно из основных условий обеспечения европейской безопасности. Положение о нерушимости границ государств Европы нашло нормативное отражение в договорах СССР, ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ 1970— 1973 гг.

В Договоре между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г. было сказано, что «мир в Европе может быть сохранен только в том случае, если никто не будет посягать на современные границы». Стороны заявили, что «не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было и не будут выдвигать такие претензии в будущем». Они будут «неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе в их нынешних границах».

В Заключительном акте СБСЕ от 1 августа 1975 г. нормы о нерушимости границ выделены в самостоятельный принцип взаимоотношений между государствами.

Государства — участники СБСЕ рассматривают все границы друг друга и границы всех государств в Европе как нерушимые. Они обязуются воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Принцип нерушимости границ в числе других принципов является основой взаимоотношений Российской Федерации с другими государствами, что подтверждается ее договорами с ними.

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г. подтверждаются признание и уважение неприкосновенности существующих границ.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 г. включает следующее положение: «Стороны признают нерушимой существующую между ними границу и подтверждают, что не имеют друг к другу никаких территориальных претензий, а также не будут выдвигать таких претензий в будущем».

Приверженность принципу нерушимости границ выражена также в Договоре между Российской Федерацией и Украиной о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 г., в Договоре между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о дружбе, сотрудничестве и безопасности от 3 июля 1997 г. и др.

Знаменательно включение этого принципа, в числе других, в Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г.

Общая информация

Долгие века люди размышляли над проблемами лечения заболеваний, угадывания погоды, создания производственных мощностей

Среди прочих глобальных проблем, привлекавших внимание специалистов со всего мира, – вооруженные конфликты и методы их предупреждения в будущем

Важность принятия основных положений гуманитарного права невозможно переоценить, если обратиться к статистике. Известно, что в прошлом столетии из-за вооруженного насилия скончались около 150 миллионов людей

Треть этого числа – россияне. Впервые работать над правовыми нормами, которые бы исключили такие эксцессы, начали еще в 1868-м. Основной задачей юристов того периода была формулировка таких прав и норм, которые бы ограничили противоборствующие стороны в аспектах выбора оружия, методик сражений. Принимались меры для защиты простых людей, попавших в плен лиц. Особенное внимание уделяли тем, на кого распространяются специальные правовые нормы, и тем, кто не имеет никакой защиты вовсе. С первых лет активной работы важным участником процесса была Российская Империя. Значимый вклад внес Мартенс – правовед межгосударственного уровня. Его имя и сегодня известно любому юристу с хорошим уровнем знаний

Известно, что в прошлом столетии из-за вооруженного насилия скончались около 150 миллионов людей. Треть этого числа – россияне. Впервые работать над правовыми нормами, которые бы исключили такие эксцессы, начали еще в 1868-м. Основной задачей юристов того периода была формулировка таких прав и норм, которые бы ограничили противоборствующие стороны в аспектах выбора оружия, методик сражений. Принимались меры для защиты простых людей, попавших в плен лиц. Особенное внимание уделяли тем, на кого распространяются специальные правовые нормы, и тем, кто не имеет никакой защиты вовсе. С первых лет активной работы важным участником процесса была Российская Империя. Значимый вклад внес Мартенс – правовед межгосударственного уровня. Его имя и сегодня известно любому юристу с хорошим уровнем знаний.

Как считают опытные правоведы, в настоящее время гуманитарные права человека сформулированы, зафиксированы, защищаются достаточно хорошо. Общественное развитие прогрессировало до того уровня, когда достижения в сфере контроля вооруженных разногласий стали действительно значимыми, поэтому жертвы войны могут рассчитывать на сравнительную безопасность и поддержку со стороны окружающих. Особенно важными в этих аспектах выступают конвенции, подписанные в Гааге в 1899-м и восемью годами позже. Ими установлены законы, правила, нормы военных действий. Не менее важен документ, в 1925 году подписанный представителями разных стран в Женеве. Им запрещено применение бактериологического оружия, отравляющей химии и некоторых иных методов ведения боевых действий. В 1949-м была подписана еще одна конвенция, а спустя несколько лет, в 1977-м, приняли дополнение. Всеми этими документами регламентировано МГП, а также наказания, следующие за пренебрежение нормами.

Добросовестное выполнение международных обязательств

Рассматриваемый принцип, как бы завершающий изложение основных принципов международного права, зародился и долгое время действовал как принцип соблюдения международных договоров — pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»).

В современный период из обычно-правовой нормы он превратился в договорную норму, а его содержание существенно изменилось и обогатилось.

В преамбуле Устава ООН говорится о решимости народов «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права», а в п. 2 ст. 2 фиксируется обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу обязательства, «чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации».

Важным этапом в договорном закреплении данного принципа стала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В ней отмечается, что «принцип свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание». В ст. 26 установлено: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться».

Развернутую характеристику этот принцип получил в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в других документах.

Смысл данного принципа заключается в том, что это — признанная всеми государствами универсальная и кардинальная норма, выражающая юридическую обязанность государств и других субъектов соблюдать и выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и соответствующих им международных договоров и других источников международного права.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств служит критерием законности деятельности государств в международных и во внутригосударственных отношениях. Он выступает в качестве условия стабильности, эффективности международного правопорядка, согласованного с правопорядком всех государств.

С помощью этого принципа субъекты международного права получают законное основание взаимно требовать от других участников международного общения выполнения условий, связанных с пользованием определенными правами и несением соответствующих обязанностей. Данный принцип позволяет отграничивать правомерную деятельность от незаконной, запрещенной. В этом аспекте он ярко проявляется в качестве императивной нормы международного права. Указанный принцип как бы предупреждает государства о недопустимости отхода в заключаемых ими договорах от кардинальных установлений международного права, выражающих коренные интересы всего международного сообщества, подчеркивает превентивную функцию норм jus cogens. Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, связывая императивные нормы в единую систему международно-правовых предписаний, является их интегральной частью. Однако если отдельные нормы jus cogens могут быть заменены другими на основе соглашения между государствами, то подобная замена невозможна по отношению к данному принципу: его отмена означала бы ликвидацию всего международного права.

В процессе развития данного принципа было предусмотрено, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства-участники будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.

Существенными признаками принципа добросовестного выполнения международных обязательств являются недопустимость произвольного одностороннего отказа от взятых обязательств и юридическая ответственность за нарушение международных обязательств, которая наступает в случае отказа от их выполнения или иных действий (либо бездействия) участника договора, имеющих противоправный характер. Нарушение международных обязательств порождает вопрос об ответственности не только за отход от соглашения, но и за посягательство на сам принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

показать содержание

Женевское право

Расправа над мирным населением в разгар вооруженного конфликта имеет долгую и мрачную историю. Выбранные примеры включают

  • резня Калингаса, устроенная в Индии;
  • в Крестоносец массовые убийства евреев и мусульман в ;
  • резня монголов во время монгольских нашествий , например, разграбление Багдада ; а также
  • резня индейцев (Тамерланом),

чтобы назвать лишь несколько примеров, взятых из длинного списка в истории. Фриц Мунк резюмирует историческую военную практику до 1800 года: «Существенные моменты, по-видимому, таковы: в битвах и в городах, взятых силой, комбатанты и некомбатанты были убиты, а имущество разрушено или разграблено». В XVII веке голландский юрист Хуго Гроций , широко известный как основатель или отец международного публичного права, писал, что «войны, для достижения своих целей, нельзя отрицать, они должны использовать силу и террор в качестве своих наиболее подходящих агентов. «.

Гуманитарные нормы в истории

Однако даже в разгар исторической бойни нередко высказывались и использовались гуманитарные нормы защиты жертв вооруженных конфликтов: раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Они восходят к древним временам.

В Ветхом Завете царь Израиля предотвращает убийство пленных, следуя призыву пророка Елисея пощадить вражеских пленников. В ответ на вопрос царя Елисей сказал: «Не убивай их. Разве ты убьешь тех, кого ты взял в плен, мечом и луком? Подай им хлеб и воду, чтобы они могли есть, пить и иди к своему хозяину «.

В древней Индии есть записи (например, Законы Ману ), описывающие типы оружия, которое не следует использовать: «Когда он сражается со своими противниками в битве, не позволяйте ему наносить удары оружием, скрытым (в дереве), или (такие как) колючие, отравленные или концы которых пылают огнем «. Также есть повеление не наносить удары евнуху или врагу, «который сложил руки в мольбе … Ни спящего, ни того, кто потерял кольчугу, ни того, кто был обнажен, ни того, кто безоружен, ни тот, кто смотрит, не участвуя в битве ».

Исламский закон гласит, что « некомбатанты, которые не участвовали в боевых действиях, такие как женщины, дети, монахи и отшельники, старики, слепые и безумные», не должны подвергаться приставаниям. Первый халиф, Абу Бакр , провозгласил: «Не калечите. Не убивайте маленьких детей, стариков или женщин. Не срезайте верхушки пальм и не сжигайте их. Не рубите фруктовые деревья. Не забивайте скот, кроме как для пищи.» Исламские юристы считают, что заключенного нельзя убивать, поскольку он «не может нести ответственность только за военные действия».

Однако исламский закон не щадил всех некомбатантов. Что касается тех, кто отказался принять ислам или заплатить альтернативный налог, мусульманам «в принципе разрешалось убить любого из них, комбатантов или мирных жителей, при условии, что они не были убиты вероломно и с нанесением увечий».

Кодификация гуманитарных норм

Самым важным предшественником МГП является нынешнее Соглашение о перемирии и урегулировании войны, подписанное и ратифицированное в 1820 году между властями тогдашнего правительства Великой Колумбии и главнокомандующим экспедиционными войсками испанской короны в венесуэльском городе Санта-Ана. де Трухильо. Этот договор был подписан во время конфликта за независимость и стал первым в своем роде на Западе.

Однако только во второй половине XIX века был применен более систематический подход. В США немецкий иммигрант Фрэнсис Либер в 1863 году составил кодекс поведения для армии Союза во время Гражданской войны в США, который стал известен как Кодекс Либера . Кодекс Либера включал гуманное обращение с гражданским населением в зонах конфликта, а также запрещал казни военнопленных .

В то же время участие во время Крымской войны ряда таких лиц, как Флоренс Найтингейл и Генри Дюнан , женевский бизнесмен, который работал с ранеными солдатами в битве при Сольферино , привело к более систематическим усилиям по предотвращению страданий войны. жертвы. Дюнан написал книгу под названием «Воспоминания о Сольферино» , в которой описал ужасы, свидетелем которых он был. Его отчеты были настолько шокирующими, что они привели к основанию Международного комитета Красного Креста (МККК) в 1863 году и созыву конференции в Женеве в 1864 году, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении условий жизни. Ранен в действующей армии .

Женевское право прямо вдохновлено . Это касается тех, кто не участвует в конфликте, а также военнослужащих, вышедших из строя . Он обеспечивает правовую основу для защиты и гуманитарной помощи , предоставляемой беспристрастными гуманитарными организациями, такими как МККК. Этот фокус можно найти в Женевских конвенциях .

К комбатантам относятся:

• личный состав регулярных вооружённых сил и включенные в них полувоенные или вооружённые организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включённые в состав вооружённых сил;

• партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления, если они отвечают 4 требованиям, приведённым выше;

• население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками;

• вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение (только для стран-участниц Дополнительного протокола I 1977 г.).

Военные журналисты, интендантский, военно-медицинский состав и военные юристы считаются некомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector