В каких ситуациях применяются локальные системы оповещения и какие сигналы гражданской обороны по ним передаются

Техническая составляющая

Локальная система оповещения зрения представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных технических средств. В его структуру входит основной блок управления, как правило, это компьютеризированная система, либо матричный блок управления. Коммутационный блок сигналов. Источники распространения и усиления .

Полноценная действующая система локального оповещения включает в себя сирены или иные средства подачи тревожных сигналов, приспособления для голосового и речевого оповещения, ламповые или светодиодные индикаторы, маяки и подобные средства визуального сообщения.

Звуковая система оповещения, издавая сигналы информирует людей о произошедшей чрезвычайной ситуации либо аварии. На потенциально опасных объектах разрабатываются положения о порядке действий в случае возникновения аварии, дополнительные рекомендации и инструкции могут сообщаться через громкоговорители.

Голосовое оповещение считается наиболее информативным и продуктивным способом оповещения. Требование к созданию систем оповещения является обязательным на потенциально опасных объектах и регламентируется рядом законодательных актов РФ.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Нормативно-правовая база

В ноябре 2012 г. подписан указ Президента № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций». В рамках реализации Указа принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. В течение 2013–2014 гг. проведено совершенствование разрозненной нормативно-правовой базы.

Единый подход к регулированию вопросов оповещения и информирования населения определяется Федеральными законами, указами президента, постановлениями и распоряжениями правительства. Порядок реализации требований описан в сводах правил СП 133.13330.2012, СП 134.13330.2012 и ряде методических рекомендаций МЧС по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны. Список основных нормативно-правовых документов приведен в разделе 4 Концепции создания КСИОН.

Понятие АППЗ и ее компоненты

Проектирование АППЗ является важной частью разработки систем противопожарной защиты и пожарной безопасности. Система автоматической противопожарной защиты (АППЗ) — это комплекс взаимосвязанных инженерно-технических средств, предназначенный для обеспечения пожарной безопасности зданий и помещений в автоматическом режиме

Система автоматической противопожарной защиты (АППЗ) — это комплекс взаимосвязанных инженерно-технических средств, предназначенный для обеспечения пожарной безопасности зданий и помещений в автоматическом режиме.

Согласно нормам пожарной безопасности, современные здания и сооружения в обязательном порядке должны быть оборудованы системой АППЗ. В состав автоматизированной защиты от пожаров входят: ОПС — комплекс средств, формирующих управляющий сигнал для мониторинга и запуска оборудования;

  • СОУЭ — звуковое оповещение и активация средств организации эвакуации;
  • АУПТ — управление средствами пожаротушения;
  • Системы противопожарных заслонов и завес —локализация очагов возгорания;
  • Системы дымоудаления — обеспечение безопасных условий при эвакуации;
  • Наружный и внутренний пожарный трубопровод — подача огнетушащих материалов к месту пожара.

Стыковка блока сопряжения П-166Ц БУУ-02 с блоками системы оповещения ROXTON 8000

Блок сопряжения П-166Ц БУУ-02 имеет возможность стыковки с трансляционным оборудованием, в том числе системами оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ). Необходимость такого сопряжения продиктована несколькими регламентирующими документами, например:

  • СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования»;
  • «Методические рекомендации по созданию комплексной системы экстренного оповещения об угрозе возникновения ЧС»;

согласно которым:

  • допускается использование систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ) в качестве объектовых систем оповещения (ОСО) РСЧС при доукомплектовании их специальными автоматизированными устройствами сопряжения с каналами передачи сигналов включения устройств оповещения и информации оповещения о чрезвычайных ситуациях людей, находящихся на территории объекта;
  • запуск систем оповещения должен осуществляться автоматически при срабатывании датчиков от различных систем сопряжения.

Комбинированная система ROXTON RA-8236 является частью системы ROXTON 8000.

Предлагаемый вашему вниманию вариант сопряжения можно рассматривать как пример построения малобюджетной комбинированной системы оповещения ОСО/ЛСО — СОУЭ.

П-166Ц БУУ-02 эффективно стыкуется с любой системой оповещения, имеющей специально выделенные для этого клеммы и не занятый приоритет. Под приоритетом понимается возможность посредством подачи сухого контакта отключить или блокировать (перехватить) низкие приоритеты с целью трансляции экстренного сообщения. При этом желательно, чтобы система оповещения подтвердила (квитировала) данную активацию выдачей (для блока П-166Ц БУУ-02) сигнала квитирования, например, в виде сухого контакта. Комбинированная система ROXTON RA-8236 прекрасно реализует данные возможности и идеально стыкуется с блоком П-166Ц БУУ-02.

Рассмотрим схему, рис.3.

Рис. 3 — Схема построения комплексной системы экстренного оповещения населения на базе комбинированной системы ROXTON RA-8236 и блока сопряжения П-166Ц БУУ-02 (кликните для увеличения)

Работа системы в дежурном режиме

В дежурном режиме на контактах 9, 12 разъема ВХОД / ВЫХОД (типа DB-25F) блока П-166Ц БУУ-02 присутствует аудиосигнал, поступающий от источника программ, подключенного к контактам 8, 11 того же разъема. Для организации фоновой трансляции контакты 9, 12 необходимо соединить с линейным низкоприоритетным входом (AUX) системы ROXTON RA-8236, осуществляющей звукоусиление и дальнейшую трансляцию данной аудиопрограммы в зоны, выбранные при помощи кнопок селектора на передней панели блока ROXTON RA-8236.

Работа системы в режиме экстренного оповещения

При активации блока П-166Ц БУУ-02 от централизованной системы (оборудования высшего звена) происходит активация встроенного реле. На контактах 22, 23 возникает сигнал (замыкающий “сухой контакт”), поступающий на клеммы ALL – COM контактного разъема EMERGENCY INPUT блока ROXTON RA-8236 и активирующий его высокий (третий) приоритет, рис.4.

Рис. 4 — Схема подключения блока П-166Ц БУУ-02 к комбинированной системе ROXTON RA-8236 (кликните для увеличения)

При этом на контактах 10, 13 разъема ВХОД / ВЫХОД блока П-166Ц БУУ-02 возникает аудиосигнал, поступающий туда со встроенного аудиокодека. Данный заранее записанный сигнал оповещения поступает на разъем EM2 блока ROXTON RA-8236 для его дальнейшего усиления и трансляции в 8 линий (зон оповещения).

Сигнал квитирования (подтверждения активации) в виде “сухого контакта” снимается с клемм EM2-EM2 выходного разъема блока ROXTON RA-8236. Данный сухой контакт замыкает клеммы 15, 19 разъема ВХОД / ВЫХОД блока П-166Ц БУУ-02.

Смена приоритетов

В зависимости от решаемой задачи, уровня или степени сложности объекта, на котором применяется СОУЭ, приоритет экстренного оповещения (сообщения от системы ГО и ЧС) может быть выше приоритета о пожаре. В этом случае аудиосигналы с выходного разъема ВХОД / ВЫХОД блока П-166Ц БУУ-02 необходимо подключить ко входу ЕМ1, а контрольный активирующий сигнал (с клемм 22, 23 разъема ВХОД / ВЫХОД) — к клемме COM и всем 8-ми клеммам (клеммам 1-8, замыкаемым при помощи перемычек) контактного разъема EMERGENCY INPUT блока ROXTON RA-8236.

Расчет количества извещателей

Для СОУЭ первых двух типов он не составляет особого труда, т.к. они предназначены для групп помещений, малоэтажных зданий с небольшой площадью, строительным объемом, вместимостью, числом мест; где установленные возле входов, на путях эвакуации сирены, громкие тональные сигналы, отличающиеся от фонового шума, прекрасно слышны повсюду.

Для обеспечения же нормального функционирования СОУЭ от 3 типа, особенно с высоким уровнем повседневного шума – от средней школы до цехов промпредприятий, где звуковое давление речевых извещателей должно не только значительно его превысить, но и за счет правильной расстановки, выбора типа звуковых колонок/систем, трансляционных, рупорных громкоговорителей обеспечить хорошую слышимость в каждом месте помещений здания/сооружения, необходимо выполнить акустический расчет.

Исходными данными для него служат:

  • Измеренный/усредненный максимальный уровень шума в защищаемых помещениях.
  • Размеры помещений.
  • Уровень давления звука, чувствительность, единичная мощность выбранных речевых извещателей.
  • Паспортная площадь озвучивания одного устройства.

Затем на основании методик/указаний по проведению акустического расчета или с использованием компьютерных программ от производителей звукового оборудования/независимых разработчиков ПО определяется ряд основных параметров, среди которых главным будет площадь озвучивания 1 извещателя для данного вида помещений/здания.

С учетом этого расчетного параметра производится расстановка всех извещателей СОУЭ на поэтажных план-схемах защищаемого объекта. Полученное таким образом итоговое количество извещателей служит основанием для расчета общей мощности системы, выбора усилителей для ведения трансляции, устройств коммутации, источников резервированного питания на случаи отключения электроснабжения здания, а также для построения архитектуры СОУЭ в целом.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Система оповещения

Оповещение населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях (ЧС) – это доведение сигналов
оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или
возникновении ЧС природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости
проведения мероприятий по защите.

Система оповещения – составная часть системы управления ГО и РСЧС, представляющая собой
организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей
вещания, каналов сетей связи общего пользования и ведомственных сетей связи

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.12.2015 № 795-ПП Системы оповещения
населения о ЧС
в г. Москве функционируют на следующих уровнях:

I. Региональный (региональная система оповещения о ЧС г. Москвы)

II. Муниципальный (местные системы оповещения о ЧС городских округов и поселений)

III. Объектовый (локальные системы оповещения (ЛСО) на потенциально опасных объектах и объектовые
системы оповещения (ОСО) в организациях).

Системы оповещения г. Москвы о ЧС регионального, муниципального и объектового уровней организационно,
технически и программно взаимодействуют между собой.

В соответствии с ФЗ № 28 от 28.01.1998 г. (ст. 7,9), Приказом МЧС РФ, Мининформсвязи РФ, Минкультуры
РФ от 25.07.06 № 422/90/376, Постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2015г. № 795-ПП
(п.1.3) обязаны иметь ОСО, сопряженную с централизованной системой оповещения:

Социально-важные объекты, объекты жизнеобеспечения:

  • объекты культуры (музеи, выставки и т.п.);
  • образовательные учреждения;
  • медицинские учреждения;
  • спортивные объекты;
  • гостиницы, общежития, гостевые дома;
  • гипермаркеты, рынки, торговые центры;
  • развлекательные центры, заведения;
  • бизнес-центры классов А, B и С;
  • финансовые учреждения (банки и их отделения, страховые компании, центры выдачи кредитов и т. п.).

Объекты различного назначения с одновременным нахождением более 50 человек.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №447 Часть 3 П. 18 все
гостиницы вне зависимости от категории
должны быть оборудованы системами экстренного
оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и сопряжены с
региональной системой оповещения ЧС г. Москвы

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.12.2015 № 795-ПП, собственники объектов
обязаны:

  • Создавать и поддерживать в постоянной готовности объектовые системы оповещения о ЧС,
    обеспечивать их сопряжение с региональной системой оповещения г. Москвы.
  • Постоянная готовность систем оповещения населения о ЧС достигается своевременным и качественным
    эксплуатационно-техническим обслуживанием средств оповещения;
  • Поддерживать в постоянной готовности основной и резервный канал связи для управления системой
    оповещения;
  • Оперативно и достоверно оповещать работников и посетителей организаций об угрозе возникновения
    или о возникновении ЧС, информировать о приемах и способах защиты от них;

МГТС оказывает услуги собственникам объектов по присоединению (сопряжению) объектовых систем
оповещения (ОСО) с централизованной (муниципальной и региональной) системой оповещения г.
Москвы.

Состав услуги, оказываемой МГТС:

1. Информационная поддержка по процедуре сопряжения

2. Техническое обследование объекта разработка технического решения

3. Организация канала связи, монтаж и настройка оборудования для сопряжения.

4. Техническая поддержка канала связи

5. Подготовка проектной документации

СОУЭ 1 типа

Любые типы таких систем неразрывно связаны с установками АПС, смонтированных в зданиях, из которых необходимо организовать эвакуацию в случае возникновения пожара. Автоматическая сигнализация – это первичная система, побуждающая к срабатыванию/включению приборов управления и контроля, различных устройств СОУЭ; точно так же как для запуска: насосных станций пожаротушения АУПТ с дренчерными оросителями/противопожарного водопровода зданий/сооружений, а также газовых, порошковых установок пожаротушения.

В несложных по схеме построения и составу установках АПС, что защищают одно/несколько помещений/строений элементы СОУЭ – это ее неотъемлемая/обязательная часть. Напротив, сложные, многофункциональные системы оповещения, а также управлением эвакуационными потокам, защищающие крупные объекты/комплексы зданий различного назначения, как правило, спроектированы/смонтированы отдельно, но всегда имеют связь/блокировку, интеграцию с АПС.

Пример СОУЭ 1-го типа на базе прибора Сигнал-10

СОУЭ первого типа – это только оповещение звуком: сигналами пожарной тревоги, различными по тональности сиренами, ревунами, звонками, сообщающими о срабатывании датчиков дыма, тепловых извещателей; необходимости срочно эвакуироваться из помещений, которые защищает установка АПС, а затем из здания или сооружения.

Все звуковые извещатели, входящие в состав СОУЭ этого типа не должны иметь регулировку громкости, подключаются к кабелям/проводам линий электропитания и управления оповещением пайкой или «под винт» для обеспечения надежного контакта.

Важно: при выборе видов/типов звуковых извещателей необходимо, чтобы по тону узнаваемо они отличались от других сигналов громкой связи, технологического, аварийного извещения. Особенно это относится к производственным цехам, зданиям промышленных предприятий, складских комплексов, спортивных, зрелищных сооружениям

Отличия преимущества и недостатки

В плюс от других типов СОУЭ такие установки отличаются своей простотой, незначительными затратами на приобретение звуковых извещателей/сирен, монтажные работы по их установке, подсоединению к приборам АПС, выдающих управляющий сигнал на их включение/работу.

К минусам СОУЭ первого типа относятся:

  • Низкая информативность о происходящем.
  • Отсутствие четкого понимания у находящихся в помещениях здания о том, что происходит на самом деле.
  • Нет световых или голосовых подсказок о необходимости тех или иных действий, направлении эвакуации, путях и выходах для успешной безопасной эвакуации.

Поэтому говорить о большой эффективности первого типа СОУЭ не приходится. По сути, это просто продублированный по помещениям, где находятся люди; а также по основным путям, у эвакуационных выходов сигнал пожарной тревоги, реализованный в составе установки АПС.

2.2. Организация локальных систем оповещения

2.2.1. Схемы организации локальных систем
оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов: атомных
электростанций (АЭС), химически опасных объектов (ХОО) и гидроэлектростанций
(ГЭС) приведены на , и .

2.2.2. Дежурный диспетчер (начальник
смены) потенциально опасного объекта отвечает за своевременное задействование локальной
системы оповещения, а также информирование оперативных дежурных служб органов
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта
Российской Федерации, города или городского района о факте аварии и
складывающейся обстановке.

3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения атомной электростанции (АЭС)

Типовой вариант
организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе
размещения АЭС приведен на рисунке .

3.1.1. В помещении центрального щита
управления (ЦЩУ) и на запасных пунктах управления (ЗПУ) противо-аварийными
действиями, как правило, устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166
АПУ) — для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой
информации оповещения, передаваемой по территориальной автоматизированной
системе централизованного оповещения (ТАСЦО), а также для передачи информации
об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям субъекта Российской Федерации и на ЗПУ начальника гражданской обороны
субъекта Российской Федерации;

абонентское устройство (громкоговоритель)
— для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе
оповещения;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector