Земли лесного фонда и их использование

Использование

Для этого заключается специальный договор, а пользователь земли получает следующие обязанности: уход за почвой (рекультивация, правильное использование, препятствие ее истощению), охрана и увеличение функциональности леса в плане защиты и воспроизведения среды леса, развитие экономики при условии повышенной экологии, охрана фауны и флоры леса.

Только при рациональном эксплуатировании лесных ресурсов и норм их пользования лес сохранит свои первичные характеристики, а возможно увеличит их. Направление этих действий заключается в воспроизведении и защите лесных земель. Но помимо обязанностей, при заключении договора в использовании леса также появляются и права.

Лесопользователь может: вырубать деревья, заниматься охотой, сбором растений, грибов и ягод, сенокосом, пчеловодством, скотоводством, растениеводством, организовывать различные туристические, спортивные и оздоровительные мероприятия и исследования в плане науки, возводить здания при получении разрешения на данную деятельность, если это будет способствовать развитию лесного промысла.

Перевод ЗЛФ в другую категорию

В связи с тем, что ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, для приватизации или осуществления деятельности, не предусмотренной для таких территорий, нужно перевести их в иную категорию. Согласно ст. 11 , это разрешено в случае:

  • организации за счет ЗЛФ особо охраняемых территорий;
  • определения или изменения границ населенных пунктов;
  • размещения на этих территориях объектов государственного/муниципального значения;
  • создания особых экономических зон.

Кто осуществляет перевод земель

Занятые растительностью или нелесные земли лесного фонда можно отнести к иным категориям на основании решения органа, ответственного за распоряжение ЗЛФ.

В отношении федеральных земель переводом в другую категорию занимается правительство, региональных территорий – орган власти субъекта федерации, муниципальных ЗЛФ – местное самоуправление.

Перевод ЗЛФ в земли населенных пунктов

Перевод ЗЛФ в земли населенных пунктов (ЗНП) возможен только по результатам определения, уточнения или изменения границ поселения. Обычно он осуществляется через документы территориального планирования путем утверждения или обновления:

  • генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов;
  • схемы территориального планирования муниципального района, на которой отражаются границы сел и поселков за пределами поселений.

Упрощенная процедура перевода, согласно и , выглядит так:

  1. Заинтересованное лицо направляет в орган местного самоуправления мотивированное заявление.
  2. Местное самоуправление готовит проект документа территориального планирования, по которому ЗЛФ должны быть включены в ЗНП, и вместе с обоснованием направляет в ответственный орган власти субъекта РФ.
  3. Орган власти субъекта РФ отсылает эти документы в территориальный отдел Рослесхоза.
  4. В течение 30 дней Рослесхоз готовит заключение, которым согласовывает или отказывает в переводе.
  5. Через 30 дней после получения заключения региональный орган принимает решение о включении ЗЛФ в ЗНП, устанавливает виды разрешенного использования или отказывает в этом.

Глава I. Общая характеристика лесного фонда и его земель

Земли лесного фонда занимают самую большую площадь по сравнению со всеми территориями земель в нашей стране. Основное их назначение — использование в качестве средства производства в лесном хозяйстве. Земельное законодательство рассматривает земли лесного фонда в качестве самостоятельной категории по отношению к лесному фонду. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются разновидностью земельных отношений и регулируются земельным и лесным законодательством.

Для того чтобы иметь представление о правовом режиме земель лесного фонда, необходимо уяснить наиболее важные положения лесного законодательства и его соотношение с земельным законодательством.

Прежде всего, речь идёт о соотношение юридических понятий «лес» и «земли лесного фонда». ЛК (ст.7 и 9) включает в понятие леса и земли, на которых произрастают леса. Между тем, биологические и иные естественнонаучные характеристики природных объектов не закрепляются в праве автоматически. Для права имеют значение лишь юридически значимые признаки природных ресурсов. Поэтому российское законодательство о природных ресурсах построено на принципе разграничения предметов регулирования соответствующих отраслей. Земельное законодательство регулирует отношения, связанные с определением порядка использования и охраны земель, т.е. земельные отношения. Предмет лесного законодательства — лесные отношения, т.е. отношения по поводу эксплуатации лесов, защите их от пожаров, вредителей, болезней и воспроизводству.

Признавая экологическую связь земли, леса и других природных объектов, следует подчеркнуть, что лес и земля представляет собой природные объекты, правовое регулирование которых имеет различный характер. Объединение земли и лесов в единое понятие «лесной фонд» создаёт неправильное представление о действительных площадях, занятых лесами, площадь которых при этом ассоциируется с площадью земель лесного фонда, в состав которых входят и непокрытые лесом земли.

Понятие земель лесного фонда содержится в ст.101 ЗК. К землям лесного фонда относятся лесные земли (покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, болота, дороги и пр).

Внутренняя структура земель этой категории детализирована в ст.8 ЛК.

К землям лесного фонда относятся:

лесные земли, т.е. покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления (вырубки, гари, редины, погибшие древостои, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные);

нелесные земли, т.е. земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и другие земли), а также иные земли расположенные в границах лесного фонда (земли занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли.

Закрепление в законодательстве такой структуры земель лесного фонда обусловлено разным целевым назначением двух указанных видов земель (ст.8-9 ЛК). Лесные земли предназначены для выращивания лесов, рационального и эффективного их использования и воспроизводства. Для этих же целей используются и участки лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (вырубки, гари и т.п.) они также предназначены для лесовосстановления, поэтому относятся к лесным землям.

Нелесные земли — земли, которые не только не заняты лесом, но и не предназначены для его выращивания. Целевое назначение этих земель состоит в обслуживании нужд лесного хозяйства — устройство просек, дорог и т.п. к нелесным землям относятся также сельскохозяйственные угодья, находящиеся в составе правовой категорией, самостоятельным объектом правового регулирования по отношению к такой категории, как лесной фонд. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, — разновидность земельных отношений как предмета земельного права. В силу этого все нормы, регулирующие отношения по поводу земель лесного фонда, носят земельно-правовой характер независимо от того, содержатся ли они в земельном законодательстве или в Лесном кодексе. Земельное законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования использования и охраны земель лесного фонда. Лесное законодательство отражает специфику регулирования этих отношений

Принимая во внимание целевое назначение земель лесного фонда, их правовой режим закрепляется в земельном и лесном законодательстве

Право федеральной собственности на участки лесного фонда возникает в силу закона

Основания признания права федеральной собственности на землю установлены ст. 17 Земельного кодекса РФ, а также в целях разграничения государственной собственности на землю — ст. 3.1 Вводного закона. При этом, в частности, установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а также право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (ст. 17 ЗК РФ). Заметим, что в целях разграничения государственной собственности на землю в ст. 3.1 Вводного закона также установлено, что к федеральной собственности относятся земли, признанные таковыми федеральными законами.

Напомним, что одним из оснований для отнесения территории к собственности Российской Федерации (федеральной собственности) является принадлежность участка к определенной категории земель. Так, согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ к федеральной собственности отнесены все земельные участки из земель лесного фонда. Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 N 13225/11, спорный участок до включения в границы населенного пункта был расположен в соответствующих кварталах Богородского и Тимирязевского лесничеств. Данное обстоятельство доказывает его принадлежность к землям лесного фонда. Только для территорий лесного фонда предусмотрено деление на лесные кварталы. Под лесным кварталом при этом понимается, как правило, отграниченная на местности просеками или иными естественными или искусственными рубежами (натурными границами) часть лесного фонда, являющаяся постоянной учетной и организационно-хозяйственной единицей в лесу <1>. Следовательно, в силу ст. 8 ЛК РФ спорный участок принадлежал к землям лесного фонда. Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

<1> См.: www.rosleshoz.gov.ru/terminology/k/36.

Следует признать, что норма ст. 8 ЛК РФ до сих пор реализуется с трудом. Часто проблемы возникают при защите права федеральной собственности на земли лесного фонда. Так, в частности, из приведенного судебного акта следует, что предметом спора был земельный участок из земель лесного фонда. Тогда как ЛК РФ, определяя право федеральной собственности на участки лесного фонда, говорит о лесных участках. Несмотря на то что ЛК РФ рассматривает лесные участки как разновидность земельных, их образование и постановка на кадастровый учет осуществляются в особом порядке (ст. 7 ЛК РФ). На основании этой нормы в некоторых случаях органами местного самоуправления или органами государственной власти субъекта РФ делается вывод о том, что федеральной собственностью являются не все земли лесного фонда, а только включенные в границы сформированных лесных участков. Далее, рассматривая в качестве объектов отношений лесной фонд и земли лесного фонда, ЛК РФ тем не менее не дает понятия лесного фонда, ограничиваясь понятием леса как экологической системы или природного ресурса (ст. 5 ЛК РФ). Ответ на вопрос, в чьей собственности находится лесной фонд, в состав которого входят земли лесного фонда, в ЛК РФ отсутствует. Как представляется, неясность в решении этого вопроса стала одной из причин рассматриваемого спора.

Мы согласны с позицией Президиума ВАС РФ, подтвердившего право федеральной собственности на участок из земель лесного фонда, поскольку она обеспечивает право федеральной собственности на лесные земли, а также в целом основана на принципе земельного законодательства, согласно которому регулирование земельных отношений должно исходить из приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве.

Вместе с тем представляется, что для обеспечения защиты федеральных лесных земель положение ст. 8 ЛК РФ нуждается в корректировке. Также считаем целесообразным (и правоприменительная практика подтверждает это мнение), по аналогии с положениями Водного кодекса РФ, в ст. 8 которого установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), закрепить в ЛК РФ, что леса (или лесной фонд) как природный ресурс или объект находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Строительство

На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:

  • сторожки и иные строения подобного рода;
  • туристические лагеря;
  • физкультурные комплексы;
  • оздоровительные санатории.

Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.

Перевод в земли населенных пунктов

Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.

Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.

Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.

Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:

  • когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
  • при изменении черты поселений;
  • в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
  • при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
  • при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
  • при потребности в землях в оборонных целях и пр.

Выписаться из квартиры и прописаться в другую можно достаточно просто, нужно собрать необходимый пакет документов и обратиться в соответствующие органы.

Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.

Кто может заявить о переводе земель?

Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:

  • ходатайство от заявителя;
  • паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
  • акт выбора ЗУ лесного фонда;
  • решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
  • акт натурного техобследования участка лесного фонда;
  • расчет размера потерь лесного хозяйства;
  • схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
  • справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
  • заключение экологической экспертизы;
  • выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.

Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).

Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.

В завершении Минприроды подготовит резолюцию о переводе земли из лесного фонда в другую категорию.

Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:

  1. Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
  2. Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
  3. Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
  4. По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.

Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.

Оформление лесного участка в собственность также невозможно: он может принадлежать только федеральным и региональным властям.

В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.

https://youtube.com/watch?v=q1c_Mi_OEPc

Понятие и общая характеристика

К землям лесного фонда относятся территории земельных массивов, покрытые лесом, либо предназначенные для лесонасаждений. Под лесом понимается природно-хозяйственный объект и специфическая экологическая система, состоящая из поросли древесных пород, кустарников. Лесной участок, согласно статье 27 ЗК РФ, является разновидностью земельного участка.

Лесные зоны могут иметь естественное (природное) и искусственное происхождение, что не делает различий между их статусом и принадлежностью к обозначенному Фонду. Также лес рассматривается как ценный государственный ресурс, который управляется федеральным законодательством.

Основные источники законодательства, которые определяют правовой режим земель, это статья 101 ЗК РФ, «Лесной кодекс РФ» (ЛК РФ), принятый 04.12.06 под № 200-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 23.09.10 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства».

Эти земли находятся на государственном балансе, в федеральной собственности. Могут передаваться муниципалитетам на основании постоянного (бессрочного) пользования. Подлежат кадастровому учёту и не являются объектами земельной недвижимости. Управление территорией лесных угодий осуществляется государством. Все юридические действия должны быть санкционированы Правительственными распоряжениями и ориентироваться на базовые нормы статьи 1 ЗК РФ.

Важно! Допускается передача в аренду сроком от 10 до 49 лет, при условии использования по целевому назначению.

Для использования массива, охранных и защитных мер, для воспроизводства лесонасаждений предусмотрен регламент создания лесной инфраструктуры:

  • лесных дорог;
  • лесных складов;
  • объектов для переработки заготовленной древесины.

Эти объекты после завершения соответствующих работ, подлежат сносу, а лесные земли, где они ранее возводились, — рекультивации. Лесные дороги являются исключением, и могут продолжать функционировать.

Как можно оформить?

Процедура оформления права собственности происходит по определённому алгоритму, основная часть которого ориентирована на получение разрешения правительственного распоряжения о переводе участка в другую категорию. Для этого требуется:

  1. Выбрать подходящий участок лесного массива, который не может использоваться в качестве леса. Им может быть редина после вырубки, место пожарища с погибшими деревьями, болотистые земли или иные не заросшие деревьями участки.
  2. Назначить экспертизу выбранного участка, получить заключения экспертов. Целесообразно иметь не менее трёх различных актов экспертиз, в которых будет указано на то, что установленная зона не отвечает требованиям, предъявляемым к лесному массиву.
  3. Установить сумму ущерба при переводе земель в другую категорию. Эту сумму потребуется уплатить заявителю.
  4. Подать запрос в Министерство, указать подробные причины перевода земель в другую категорию (указать – какую) с опорой на акты экспертизы. Обязательно внести кадастровый адрес и иные параметры лесного участка.
  5. Приложить аналогичную заявку, адресованную Правительственным органам РФ, а также акты экспертизы, нотариально удостоверенную копию паспорта, выписку из ЕГРЮЛ и копию пакета учредительной документации (юр.лицам). Частное лицо должно предоставить лицензию и иные документы, разрешающие соответствующую деятельность.
  6. Поданная заявка рассматривается Министром, который прилагает свою резолюцию.
  7. По его усмотрению, запрос возвращается заявителю на основании мотивированной выписки, со ссылкой на источники законодательства, или передаётся в органы Правительства РФ на рассмотрение.

В заявку нужно включить специальные формулировки, придающие ей характер официального документа. Обязательна опора на факты, подтверждённые заключениями экспертов. В просительной части указывается просьба о разрешении перевода земель в другую категорию и на последующий выкуп в собственность. В целом документ составляется в свободной форме, так как для него не предусмотрено специального регламента.

Обязательно нужно включить в заявку нижеследующее:

  1. Причины невозможности использования участка по назначению: выгоревшие или иным образом испорченные деревья, подвергшаяся порче (заболоченная) почва, на которой не может произрастать древесная порода, размыв почв руслом рек и т.п.
  2. Приблизительные расчёты стоимости восстановления участка путём лесопосадки, или подтверждение невозможности его восстановления.
  3. Проект использования земель или восстановления лесопосадки заявителем, с опорой на нормы ЛК № 200-ФЗ.
  4. Перечислить все факты и основания, подтверждающие эффективность перевода участка в обозначенную категорию, с переходом в собственность.

На основании поданной заявки должен выйти законопроект о переводе земель в другую категорию.

Далее могут последовать действия, соответствующие решению, принятому правительственным органом, уполномоченным на распоряжение такими землями:

  • разрешение приступать к оформления массива в собственность;
  • только получение права аренды на освоение участка с возможностью выкупа;
  • перевод в другую категорию и необходимость приобретения ЗУ с торгов.

После того как разрешение будет получено, в бюджет государства переводится установленная сумма, а на руки получается решение Правительства РФ о переходе права собственности. Полученный правительственный акт будет выступать правоустанавливающим документом. На его основании происходит регистрация права собственности в Росреестре.

Перед регистрацией земель в Росреестре, компании нужно уплатить пошлину в размере 22 000 рублей. Физическое лицо уплачивает 2 тысячи рублей.

После получения Выписки из ЕГРН о праве собственности, можно приступать к освоению зоны в соответствии с полученным правительственным разрешением, а также с соблюдением норм экологии, природоохранных и противопожарных мер.

Если речь идёт о переводе лесов в земли поселений, то они не должны использоваться под застройку жилых кварталов, а функционировать как зелёные зоны или выделяться в земли рекреации, то есть быть доступны для отдыха граждан (о строительстве на землях лесного фонда и видах разрешенного использования читайте тут).

Как можно использовать земли под лесами

Граждане, в пользовании которых находится относящийся к лесному фонду участок, часто интересуются, можно ли на его территории что-либо строить. Ответ на данный вопрос зависит от того, какое именно строение намерен возвести пользователь земли. Допускается строительство только объектов, которые являются частью лесной инфраструктуры (лесные склады, дороги, мосты, пожарные вышки и др.). Сооружение объектов, не относящихся к лесной инфраструктуре, требует согласования. Строения промышленного назначения возводить запрещается, так как земли лесного фонда охраняются государством.

В ст. 25 ЛК РФ определено, что использование земель лесного фонда подразумевает следующие виды деятельности:

  • заготовка древесины и живицы (смолы хвойных деревьев);
  • сбор ресурсов леса, относящихся к недревесным (древесная кора, лапик хвойных пород, береста, валежник, пни);
  • заготовка ресурсов, предназначенных для употребления в пищу (грибы, ягоды, плоды, орехи, березовый сок);
  • сбор лекарственных растений;
  • деятельность, направленная на организацию охотничьего хозяйства;
  • сельскохозяйственные работы;
  • осуществление мероприятий, направленных на проведение научных исследований и выполнение образовательных программ;
  • рекреация (создание инфраструктуры, необходимой для организации туризма и отдыха граждан, спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной деятельности);
  • организация и эксплуатация лесных плантаций (это вид предпринимательской деятельности, сущность которой состоит в выращивании деревьев определенных пород);
  • искусственное культивирование произрастающих в условиях леса плодово-ягодных, декоративных и лекарственных растений;
  • выращивание сеянцев или саженцев лесных растений, используемых в качестве посадочного материала;
  • исследование находящихся под лесами недр и разработка полезных ископаемых;
  • сооружение и использование водохранилищ, портов, причалов и прочих гидротехнических сооружений;
  • создание и использование линейных объектов (к ним относятся ЛЭП, линии связи, трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути);
  • осуществление деятельности по переработке ресурсов леса;
  • проведение мероприятий религиозного характера.

Не для всех этих видов деятельности нужно оформлять особое согласование. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 ЛК РФ любой гражданин может свободно собирать для личных нужд пищевые и недревесные лесные ресурсы. Однако запрещен сбор растений и грибов, которые числятся в Красной книге или включены в перечень наркотических средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector