Основы безопасности жизнедеятельности9 класс

Введение

«У всех компаний есть какая-то культура, у некоторых есть дисциплина, но мало у каких есть культура дисциплины. Если сотрудники дисциплинированы, не нужна иерархия. Если есть дисциплина мышления, не нужна бюрократия. Если есть дисциплина действия, не нужен лишний контроль. Если культуру дисциплины добавить к этичному ведению дел, получается волшебное зелье для выдающихся достижений».
культурой дисциплинынравственном лидерствеигроках первого разряда

  • Hearts & Minds («Сердца и умы»);
  • Safety Culture Maturity Model (SCMM);
  • Safety Culture Indicator Scale Measurement System (SCISMS).

Сервисы для подписчиков

Чтобы предложить нашим читателям решения, которые отвечают их текущим запросам, а также способные соответствовать их ожиданиям в будущем, мы на протяжении последних лет активно развиваем различные направления, выходящие за рамки обычной прессы. Мы создали медиа-сообщество, включающее в себя журнал, сайт, отдел спецпроектов и мероприятий. Философия нашего издания – рассматривать безопасность работающего человека не только с точки зрения охраны труда в классическом ее понимании. Мы хотим помочь нашим читателям создать культуру безопасности, в которой сотрудники понимают ценность правил, соблюдают их, открыто говорят о проблемах и стремятся найти их решения, а для этого необходимо, по сути, изменить культуру. Культуру безопасности. Нужна «Культура безопасности труда».

Наш журнал читают в компаниях 

Вы в хорошей компании

87%
читателей – постоянные

5400
человек – аудитория каждого номера журнала

НАША РЕДКОЛЛЕГИЯ

Егор ИВАНОВ
начальник Управления государственного надзора в сфере труда Роструда


Артем КРЫЛОВ
шеф-редактор журнала «Культура безопасности труда»


Дмитрий ПЛАТЫГИН
генеральный директор ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России


Екатерина КУЗНЕЦОВА
заместитель директора Центра исследований охраны труда и здоровья ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, кандидат социологических наук


Владимир КОТОВ
Президент Ассоциации «СИЗ»


Георгий Молебнов
Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России

Печатная версия+ БЕСПЛАТНАЯ онлайн-версия

Традиционный бумажный формат
Классический вариант профессиональной прессы.

Современный дизайн
Читать статьи интересно и удобно.

Бесплатная онлайн-версия
Все преимущества онлайн-версии включены.

1 750 ₽ в месяц подписаться

Онлайн-версия

В любом месте
На работе, дома, в командировке или даже на даче. Везде, где есть интернет.

На любом устройстве
На компьютере, ноутбуке, планшете или смартфоне.

Вся нормативка под рукой
Любой документ, на который есть ссылка в статье, вы тут же можете открыть и скачать.

1 575 ₽ в месяц подписаться

7.2. Безопасность, культура и нравственность

Безопасное поведение может строиться на уровне здравого смысла и как непосредственная реакция на внешние раздражители. Однако в настоящее время институт безопасности предполагает реализацию основных прав человека, признание достоинства и ценности человеческой личности, равноправие мужчин и женщин, равенство прав больших и малых наций, социальный прогресс и улучшение условий жизни при большей свободе. К культуре относятся и совокупные знания человечества, выработанные им за века и тысячелетия правила взаимодействия людей друг с другом и с природой (религия, обычаи, мораль, право и т.п.). Она приобретает более действенный характер, когда основывается на специальных знаниях.

Основными критериями культуры безопасности для любого объекта безопасности являются: выживание, идентичность, благополучие, суверенитет, статус (достойное положение среди других), самоуправление.

В Российской Федерации утверждению и распространению культуры безопасности в массах служит преподавание в средней и высшей школе специальных предметов — основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и безопасности жизнедеятельности (БЖ).

Значение курса БЖ для решения социокультурных проблем РФ

Для решения новых актуальных проблем и задач России в условиях рыночной экономики необходимо изменение сознания и культуры общества через обучение БЖ. Речь идет о формировании культуры выживания и безопасности человека в условиях разрушения прежней коллективистской культуры и ее вытеснения рыночной идеологией индивидуализма, конкуренции и всеядности в достижении целей обогащения.

Только приняв БЖ как равноправный и системообразующий предмет, система образования может стать более активной частью механизма созидания более безопасного, демократичного и культурного общества. Именно на занятиях по БЖ закладывается в сознание молодого гражданина жизнеспособная позитивная и конструктивная концепция развития России на основе идеологии культуры безопасности, тесно связанной с нормами права, этики и морали.

Курс БЖ является важным рычагом и средством поворота системы образования и воспитания в направлении удовлетворения острейших потребностей современного общества и развития страны, фиксируемых социологическими исследованиями.

7.2. Безопасность, культура и нравственность

Для выработки теории безопасности как целостной системы знания, как формы научно-практической деятельности необходимо определение ее идеологических оснований — системы взглядов и отношений людей к действительности, к природным, техногенным и социальным проблемам, а также рассмотрение целей обеспечения безопасности.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Несчастные случаи с людьми

На протяжении многих лет большое внимание уделялось причинам профессиональных инцидентов

Когда они происходят на рабочем месте, важно понимать, какие факторы (человеческие, технические, организационные) могли повлиять на результат, чтобы избежать подобных событий в будущем. Благодаря пониманию того, почему и как происходят они, можно разработать соответствующие методы предотвращения бедствий

В прошлом улучшение безопасности на рабочем месте или контроль над рисками происходили благодаря предоставлению более безопасных механизмов или процессов, лучшему обучению сотрудников и внедрению формальных систем управления надежностью. Следовательно, (некоторые утверждают) многие из остаточных несчастных случаев на рабочем месте являются результатом ошибки оператора — один или несколько сотрудников выполняют обязанности не так, как они были обучены. Это необходимо контролировать

Благодаря пониманию того, почему и как происходят они, можно разработать соответствующие методы предотвращения бедствий. В прошлом улучшение безопасности на рабочем месте или контроль над рисками происходили благодаря предоставлению более безопасных механизмов или процессов, лучшему обучению сотрудников и внедрению формальных систем управления надежностью. Следовательно, (некоторые утверждают) многие из остаточных несчастных случаев на рабочем месте являются результатом ошибки оператора — один или несколько сотрудников выполняют обязанности не так, как они были обучены. Это необходимо контролировать.

дальнейшее чтение

  • Антонсен, S (2009). Культура безопасности: теория, методы и улучшения . Ashgate.
  • Роутон, Джеймс (2002). Разработка эффективной культуры безопасности: подход к лидерству (1-е изд.). Баттерворт-Хайнеманн. ISBN 978-0-7506-7411-9.
  • CBI (1991) Развитие культуры безопасности. Конфедерация британской промышленности, Лондон.
  • Кларк, S (2003). «Безопасный климат на автомобильном заводе: влияние рабочей среды, служебной коммуникации и отношения к безопасности на несчастные случаи и небезопасное поведение». Автомобильный завод . 35 : 413–430.
  • Фуллартон, К. и Стоукс, М. (2005). Полезность инструмента производственной травмы в прогнозировании производственной травмы. Анализ и предотвращение несчастных случаев 39, 28-37
  • Хойвик, Д., Басте, В., Брандсдал, Э. и Моен, Б.Е. (2007) Связь между самопровозглашенными условиями труда и зарегистрированными результатами в области здоровья и безопасности. JDEM, 49, 139–147.
  • HSC (Комиссия по здравоохранению и безопасности), 1993. Третий отчет: организация для безопасности. Исследовательская группа ACSNI по человеческому фактору. HMSO, Лондон.
  • МАГАТЭ, (1991) Культура безопасности (Серия изданий по безопасности № 75-INSAG-4) Международное агентство по атомной энергии, Вена
  • Матис, Терри Л. и Гэллоуэй, Шон М. (2013) ISBN  978-1118098486
  • Остром, Л .; Welhelmsen, C .; Каплан Б. (1993). «Оценка культуры безопасности». Общие соображения безопасности . 34 : 163–173.
  • Петерсен, Д. Подлинное участие (2001, Совет национальной безопасности ).
  • Петерсен, Д. Анализ эффективности системы безопасности (1996, Ван Ностранд Рейнхольд)
  • Петерсен, Д. Снижение человеческих ошибок и управление безопасностью (1996, Ван Ностранд Рейнхольд).
  • Siiva, S .; Лима, ML; Баптиста, К. (2003). «OSCI: инвентаризация организационного климата и безопасности». Наука о безопасности . 42 : 205–220.
  • Уоринг, AE, 1996. Системы управления безопасностью., Chapman & Hall, Лондон.
  • Зохар, Д. (2000) Опросник по климату безопасности. Объект промышленного проектирования и управления 1–5.

Идеальная культура

Джеймс Ризон предположил, что культура безопасности состоит из пяти элементов:

  • Информированная культура.
  • Культура отчетности.
  • Культура обучения.
  • Только культура .
  • Гибкая культура.

Reason считает идеальную культуру безопасности «двигателем», который движет системой к цели поддержания максимального сопротивления ее эксплуатационным опасностям »независимо от текущих коммерческих интересов или стиля руководства. Это требует постоянного высокого уровня уважения ко всему, что может нарушить системы безопасности, и «не забывать бояться». Сложные системы с глубокоэшелонированной защитой (такие, какие можно было бы ожидать на крупном опасном предприятии) становятся непрозрачными для большинства, если не для всех их руководителей и операторов. Их конструкция должна гарантировать, что ни один единичный отказ не приведет к аварии или даже выявленной опасной ситуации, и не будет своевременных напоминаний, которых следует опасаться

Для таких систем, утверждает Ризон, существует «отсутствие достаточного количества происшествий, которыми можно было бы руководить», и желаемое состояние «разумной и уважительной осторожности» будет потеряно, если оно не будет поддержано сбором, анализом и распространением знаний об инцидентах и ​​выявленных близких к промахам

Очень опасно думать, что организация безопасна, потому что никакая информация не говорит об обратном, но это также очень просто. Организация, недооценивающая опасность, будет недостаточно обеспокоена плохими условиями труда, плохой производственной практикой, низкой надежностью оборудования и даже выявленными недостатками в комплексной защите: завод по-прежнему безопасен « с огромной прибылью », так зачем раскачивать лодку ? Следовательно, без сознательных усилий по предотвращению этого сложные системы с серьезными опасностями особенно уязвимы (и особенно склонны к развитию) плохой культуры безопасности.

Э. Скотт Геллер писал о «культуре полной безопасности» (TSC), достигаемой за счет применения прикладных поведенческих методов.

Приложение В. Признаки расчетливой культуры безопасности

Безопасность – это ответственность не только назначенного персонала, но и руководства организации

Руководство «строгое, но справедливое».
Важность и ценность безопасности хорошо осознаются персоналом. Основополагающие процессы налажены и работают, например, оценка рисков и анализ инцидентов.
Большинство сотрудников вовлечено в процессы обеспечения качества и безопасности, умеет применять основные средства и методы.
Нет конфликта целей между безопасностью и производством продукции, таким образом безопасность не игнорируется при достижении целей увеличения продуктивности.
Существуют связи между организацией и органами надзора, поставщиками, потребителями и подрядчиками.
Организация стремится оказать помощь другим организациям в развитии подобных процессов.
Организация начинает действовать стратегически, сосредотачиваясь на долгосрочных вопросах

Краткосрочные показатели измеряются и анализируются для улучшения долгосрочных показателей.
Люди осознают и понимают потребность в сотрудничестве между отделами и службами. Перенимается как внутренний опыт, так и опыт других организаций. Дается время для приобретения необходимых знаний.
Люди осведомлены о производственных или экономических проблемах организации и помогают руководству ими управлять.
Отношения между руководством и служащими благожелательны, основываются на уважении и поддержке. Людей уважают и оценивают за их вклад в развитие организации.

  • Некоторая информация о состоянии дел может игнорироваться. При этом к «гонцам, приносящим дурные вести» относятся вполне терпимо.
  • Существует разграничение ответственности за безопасность. («К пуговицам претензии есть?») Взаимодействие между ответственными за разные аспекты безопасности не запрещено, но и не поощряется.
  • Новые идеи создают неудобства и проблемы.

Сломанная культура

Первым очевидным признаком низкой культуры безопасности может быть крупная авария, например, взрыв Челленджера.

Несмотря на некоторую неопределенность и двусмысленность в определении культуры безопасности, нет никакой неопределенности в отношении актуальности или значимости концепции. Mearns et al. заявил, что «культура безопасности — это важная концепция, которая формирует среду, в которой развивается и сохраняется индивидуальное отношение к безопасности и поощряется безопасное поведение». При каждом крупном бедствии выделяются значительные ресурсы для выявления факторов, которые могли повлиять на исход события. Рассмотрение значительных деталей, выявленных в ходе расследований таких бедствий, имеет неоценимое значение для выявления общих факторов, которые «делают организации уязвимыми перед сбоями». Из таких запросов выявляется закономерность; организационные аварии не являются результатом случайно совпадающей «ошибки оператора», случайных экологических или технических сбоев. Скорее, бедствия являются результатом нарушения в политике и процедурах организации, которые были установлены для обеспечения безопасности, а поломки происходят из-за недостаточного внимания, уделяемого вопросам безопасности. В Великобритании расследования инцидентов, таких как затопление пассажирского парома MS Herald of Free Enterprise (Sheen, 1987), пожар на подземной станции Kings Cross (1987) и взрыв нефтяной платформы Piper Alpha (1988), повысили осведомленность об этом эффекте. организационных, управленческих и человеческих факторов на результаты безопасности, а также решающее влияние «культуры безопасности» на эти факторы. В США были обнаружены аналогичные проблемы, лежащие в основе катастрофы космического корабля «Челленджер» , последующее расследование которой выявило, что культурные проблемы повлияли на многочисленные «ошибочные» решения от имени НАСА и руководства Thiokol , которые способствовали катастрофе

Урок, извлеченный из стихийных бедствий в Великобритании, заключался в следующем: «Важно создать корпоративную атмосферу или культуру, в которой безопасность понимается как приоритетная и считается приоритетом номер один».

Из опросов общественности стало очевидно, что нарушенная культура безопасности является причиной многих серьезных нарушений безопасности технологических процессов, которые произошли во всем мире за последние 20 лет или около того. Типичные черты, связанные с этими бедствиями, проявляются там, где существовала культура:

  • «Прибыль важнее безопасности», где производительность всегда важнее безопасности, поскольку безопасность рассматривалась как стоимость, а не вложение.
  • «Страх», чтобы проблемы оставались скрытыми, поскольку их загоняют в подполье те, кто пытается избежать санкций или выговоров.
  • «Неэффективное руководство , при котором зашоренное руководство и преобладающая корпоративная культура не позволяют распознать риски и возможности, ведущие к принятию неправильных решений по обеспечению безопасности в неподходящее время по неправильным причинам.
  • «Несоблюдение» стандартов, правил и процедур руководителями и персоналом.
  • «Непонимание», когда критическая информация о безопасности не была передана лицам, принимающим решения, и / или сообщение было размытым.
  • «Недостатки компетентности», когда были ложные ожидания, что прямые сотрудники и подрядчики будут хорошо обученными и компетентными.
  • «Игнорирование извлеченных уроков», когда критически важная для безопасности информация не извлекалась, не передавалась и не применялась.

Такие атрибуты «крутого парня», как нежелание признать свое незнание, признать ошибки или попросить о помощи, могут подорвать культуру безопасности и производительность, препятствуя обмену полезной информацией. Исследование Гарвардской школы бизнеса показало, что вмешательство, направленное на улучшение культуры в Shell Oil во время строительства платформы натяжных опор Ursa, способствовало повышению производительности и снижению количества аварий на 84%. После ряда аварий Korean Air , и особенно после крушения Korean Air Cargo Flight 8509 , обзор в декабре 1999 года показал, что культура чрезмерно сильной иерархии (на которую повлияло в целом корейская культура конфуцианством ) не позволяла подчиненным высказываться в критических для безопасности ситуациях. . Позже показатели безопасности авиакомпании значительно улучшились.

Создание культуры безопасности

Создание и поддержание прочной и эффективной культуры безопасности — это осознанный и преднамеренный процесс, который требует успешного выполнения нескольких шагов. Это включает:

Сформулируйте ценности

Очень важно, чтобы высшее руководство заявляло и укрепляло эти ценности.

Установите ожидаемое поведение. Это включает в себя установку политик и процедур относительно того, как должны проводиться действия

Это также включает в себя создание систем и структур, таких как кадровая практика и поддержка, для поддержания целостности миссии, чтобы организация оставалась в рамках своей основной компетенции. Это также требует поддержания интегрированной культуры безопасности, которая уравновешивает индивидуальные суждения и безопасность на основе правил.

Установите ожидаемые способы мышления. Подход системного мышления важен для всестороннего рассмотрения взаимодействующих факторов, которые приводят к нарушениям безопасности.

Инвестируйте ресурсы. Ресурсы включают достаточное время, оборудование для финансирования, персонал и внутриорганизационную политическую поддержку.

Деимулируйте нежелательное поведение. Это означает наказание за несоответствующие действия по обеспечению безопасности.

Стимулируйте желаемое поведение. Стимулы включают признание, награды и продвижение социальных норм .

Стремитесь к постоянному совершенствованию. Может оказаться полезным использование такого метода управления, как PDCA .

Список использованных источников

  1. Г. З. Файнбург, А. А. Гавриков. Культура безопасности как неотъемлемый элемент культуры производства. Журнал «Безопасность и охрана труда», №2, 2017 г. URL -https://biota.ru/publishing/magazine/bezopasnost-i-oxrana-truda-№2,2017/kultura-bezopasnosti-kak-neotemlemyij-element.html
  2. Д. Коллинз «От хорошего к великому». Изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2017.
  3. Александр Дианин-Хавард «Нравственное лидерство», 3 изд, испр и доп. М.: 2019. URL -http://hvli.org/upload/files/НЛ-2019.pdf
  4. Гай Кавасаки «Стартап. 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины». Изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2012.
  5. Глоссарий МАГАТЭ по вопросам безопасности. Издание 2007 года. URL -https://pub.iaea.org/MTCD/publications/PDF/IAEASafetyGlossary2007/Glossary/SafetyGlossary_2007r.pdf
  6. Evidence scan: Measuring safety culture. The Health Foundation, 2011. URL -https://www.health.org.uk/sites/default/files/MeasuringSafetyCulture.pdf
  7. Навигатор по основам культуры безопасности. Нефтегазстройпрофсоюз России. URL -https://www.rogwu.ru/content/bl_files_docs/КБ%2004.04.19%20на%2014.40%20окончат.pdf

Культура безопасности при разработке вычислителей и программного обеспечения ответственного назначения -1

  • 29.06.20 08:02


#508678

Хабрахабр

403

Управление проектами

Распространение технологий промышленного интернета вещей, беспилотных транспортных средств и других кибер-физических систем, влияющих на безопасность людей, делает всё более актуальным соответствие программируемых электронных устройств требованиям международных стандартов в области функциональной безопасности, в частности IEC 61508 и ISO 26262.
У разработчиков аппаратных средств и программного обеспечения возникает множество практических вопросов, для ответа на которые требуется дать некое комплексное понимание, что позволит быстро уловить принципы решения множества частных вопросов и задач, казалось бы, маленьких, но являющихся важной частью мозаики.
Для глубокого понимания сути разработки и сертификации программно-аппаратных систем ответственного назначения, необходимо знать «трех китов» функциональной безопасности:

  • Культура безопасности (Safety Cultute)
  • Менеджмент функциональной безопасности (Functional Safety Management, FSM);
  • Доказательство безопасности (Safety Case).

Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности

Для
установления основного содержания
понятия «культура безопасности
жизнедеятельности» нужно рассмотреть
понятия «культура», «безопасность»,
«жизнедеятельность» и сопоставить эти
понятия.

Итак,
культура это обобщающее понятие для
форм жизнедеятельности человека,
созданных и создаваемых нами в процессе
эволюции. Культура — это нравственные,
моральные и материальные ценности,
умения, знания, обычаи, традиции. Часто
термином «культура» характеризуется
определенная историческая эпоха:
«Культура Древней Руси», «современная
культура», и т.п. Помимо этого, культура
может относиться и к сферам деятельности
человека: массовая культура, художественная
культура, и т.п.

Безопасность
– необходимое условие дальнейшего
развития общества, государства и
цивилизации в целом. В настоящее время,
решение проблем безопасности не возможно
без учета человеческого фактора.
Безопасность присуща всем индивидам,
социальным группам и затрагивает все
сферы жизни общества. Развитие норм
безопасного поведения и уровня
подготовленности каждого человека
являются определяющими факторами с
точки зрения недопущения развития
опасных и чрезвычайных ситуаций и
минимизации их негативных последствий.
Учет человеческого фактора в процессе
обеспечения безопасности жизнедеятельности
не может сводиться только к формированию
у населения знаний и умений. Практика
показывает, что успех деятельности в
любой области зависит от качеств и
способностей человека, мотивов его
поведения, уверенности в необходимости
и действенности проводимых им мероприятий.
Комплексное развитие всех этих качеств
и свойств отдельных людей, социума в
целом возможно только путем формирования
культуры безопасности жизнедеятельности.

Объединение
понятий «культура» и «безопасность»
впервые было выполнено Международным
агентством по атомной энергии в 1986 г. в
процессе анализа причин и последствий
аварии на Чернобыльской АЭС. Признано,
что отсутствие культуры безопасности
явилось одной из основных причин этой
аварии.

В
настоящее время сложилось понимание
того, что данная категория должна быть
применима не только к персоналу
потенциально опасных объектов, но и к
каждому человеку в отдельности, обществу
в целом. От ценностных установок людей,
мотивов их поведения, личностных и
профессиональных качеств и способностей
и зависит в определяющей степени
эффективность мероприятий по обеспечению
безопасности жизнедеятельности, снижению
индивидуальных, коллективных и глобальных
рисков.

«Жизнедеятельность»
определяется как «существование и
деятельность» людей, социальных групп,
общества. Широкий контекст этого
определения предполагает рассмотрение
всех возможных условий обстановки, в
которой отдельный человек, коллектив,
сообщество людей может находиться.

Можно
выделить следующие важнейшие компоненты
определения культуры безопасности
жизнедеятельности:

мирровоззренческая
основа, система ценностей;

традиции,
устойчивые правила поведения членов
общества;

духовные,
интелектуальные и материальные результаты
деятельности людей в сфере безопасности.

Таким
образом, проведя обобщение многочисленных
определений понятия «культура» и
выполнив его композицию с конструктами
«безопасность» и «жизнедеятельность»,
можно дать следующее определение:

Культура
безопасности жизнедеятельности — это
состояние развития человека, социальной
группы, общества, характеризуемое
отношением к вопросам обеспечения
безопасной жизни и трудовой деятельности
и, главное, активной практической
деятельностью по снижению уровня
опасности.

Основные
направления деятельности КБЖ:

научно-методическое
обеспечение формирования культуры
безопасности жизнедеятельности;

патриотическое
и нравственное воспитание молодежи,
популяризация деятельности МЧС России;

научно-методическое
обеспечение информационной политики
в области безопасности жизнедеятельности;

научное
и учебно-методическое сопровождение
подготовки населения и специалистов в
области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера;

развитие
современных методов обучения населения
и подготовки специалистов, в том числе
с применением технических средств
массовой информации, передовых
информационно-коммуникационных
технологий и дистанционных форм обучения;

совершенствование
организации обучения подрастающего
поколения в области безопасной
жизнедеятельности;

разработка
учебно-методической литературы,
мультимедийных пособий, компьютерных
обучающих программ;

популяризация
профессии спасателя и пожарного.

7.3. Безопасность в сфере культуры, образования, науки

ку, семье и обществу, создает опасность, что мировая политика станет все более неуправляемой.

Это новое понимание прав человека. Впервые осознается необходимость формулирования Хартии обязанностей человека по отношению к себе, семье, обществу, государству, человечеству и природе. Существует понимание, что человечество выживет в XXI в. при условии, если будет следовать определенным нормам самоограничения и самодисциплины.

7.3. Безопасность в сфере культуры, образования, науки

Немаловажным элементом системы безопасности является культура людей в ней, которая поддерживает информационные и интеллектуальные процессы, определяет качество и уровень безопасности.

Мировой опыт показывает, что никакие жесткие меры политического, экономического и иного характера не предотвратят возможности социальных конфликтов (являющихся прямой угрозой безопасности государству и обществу), если нет культуры безопасности.

Еще Екатерина Великая утверждала: «Нужно просвещать нацию, которой должен управлять». Русский философ князь С. Н. Трубецкой в записке о положении высших учебных заведений писал последнему русскому императору: «В школе — все будущее России, и никакие жертвы, необходимые для ее устроения и подъема, не должны останавливать правительство, которое хочет блага страны и пожелает поднять свой авторитет».

Потеря и утрата знаний и духовности — самая непоправимая трагедия народа, последствия которой трудновосполнимы. Если мы не спасем образование, не спасем науку — не спасем общество. И если мы стремимся в чем-то подражать Западу, то подражать необходимо в том, как учил в свое время русский педагог К. Д. Ушинский, как прививать уважение к национальным ценностям.

Культурный мир человека, образовательная система — это системообразующие факторы государственности, здесь формируется чувство гражданского единства, укрепляется безопасность страны. Образование может стать надежным фактором национальной безопасности, так как оно способно остановить процессы духовного и интеллектуального обнищания нации, расширить образовательный потенциал граждан, сформировать нравственные качества личности, воспитать уважение к закону, к честному труду, к историческим традициям своей страны, т.е. создать культурную основу для всестороннего развития систем безопасности государства.

Россия одна из немногих в мире стран, самодостаточных для интенсивного социально-экономического развития. Выход из кризиса только один: возрождение отечественной экономики, реальное и последовательное укрепление российской государственности, развитие образования, подъем науки, о чем постоянно говорит Президент России. Прогресс общества обеспечивается повышением в каждом новом поколении качества образованности, профессиональной квалификации. Успешность подготовки юношей и девушек к адаптации в новых социально-экономических условиях жизни зависит от наличия у них возможности овладеть такими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут сориентироваться в условиях рыночной экономики, найти свое место в жизни.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

7.1.Роль культуры безопасности для личности, общества, государства и цивилизации

Культура безопасности — это качественное состояние средств, систем, идей, норм, традиций, а также поведения и взаимодействия индивидов и организаций, которые характеризуют уровень защиты жизнедеятельности людей, снижающие возникновение опасных условий и факторов.

Одновременно культура безопасности выступает как совокупность разнообразных материальных и духовных моделей жизнедеятельности, составляющих основу безопасного развития личности, общества, государства, человечества в целом. Соответственно можно говорить о трех уровнях. На метауровне речь идет о культуре безопасности человечества, цивилизации, континента, макроуровень связан с культурой безопасности общества, государства, региона, на микроуровне решаются задачи воспитания культуры безопасности человека, семьи, малой социальной группы.

Во всех случаях культура безопасности складывается из убеждений и действий самих людей, развивается в каждой стране в зависимости от конкретных исторических, социальных, культурных и экономических условий и является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни.

В культуре безопасности выделяют множество составляющих:

−здоровый образ жизни;

−культура безопасности производственной и трудовой деятельности;

−культура безопасного и здорового быта, отдыха и общения в обычных и, особенно, в опасных и экстремальных ситуациях;

−культура инженерной деятельности, проявляющаяся в соблюдении правил и норм безопасной жизнедеятельности при мониторинге, проектировании, реконструкции инженерных объектов в техносфере;

−правовая культура — сознательное соблюдение моральных принципов и правовых норм, выражающих общественную необходимость, развитое правосознание и законопослушность, социальное партнерство, межнациональное согласие, гражданский мир;

−информационно-психологическая культура;

−экологическая культура — бережное отношение к природе;

−педагогическая культура по обучению населения безопасному поведению и т.д. Забота о безопасности — вечная проблема для человека и любых его сообществ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector