Виды и понятие кризисных ситуаций

И все же мы разные…

Мужчины и женщины переживают переломные периоды неодинаково. Жизненные цели представительниц слабого пола более структурированы. Природная женская эмоциональность помогает быть более гибкими в решении возникающих проблем. Но она подталкивает женщин судить о собственной успешности по нормативным моделям.

Образно говоря, если есть муж, дети, благоустроенное жилье и финансовая устойчивость, то все сложилось неплохо. Женщины острее переживают утрату молодости и красоты, чаще задумываются о смысле жизни и вопросах, связанных со смертью.

Уровень общей тревожности у женщин выше, чем у мужчин. Это связано с тем, что пик физической гендерной востребованности представителей сильной половины человечества приходится на возрастной промежуток 35-45 лет. Давайте смотреть правде в глаза: мужчины не настолько зависимы от красоты своей внешней оболочки, как женщины.

Даже в 45-50 лет мужчины легко находят себе спутницу жизни, чего не скажешь о женщинах. Стабильный заработок и крепкое здоровье – 2 обязательных показателя, характеризующих состоявшегося мужчину.

Если в молодости в большинстве своем девушки мечтали о том, как удачно выйти замуж и построить крепкую семью, то в зрелом периоде многие уже нацелены на карьерный рост и самоутверждение в профессиональной сфере. Интересно, что женщины зависимы от  уровня взаимоотношений с окружающими людьми.

Представительницам прекрасного пола трудно построить карьеру, если с коллегами отношения не задались. Для мужчин же на первом месте их профессиональная компетенция, а вот коммуникационные неудачи, возникающие внутри коллектива, их мало тревожат.

Мы все переживаем возрастные психологические кризисы. Одни проявляются резко, другие характеризуются плавным течением. Знания об особенностях и симптоматике сложных этапов помогут обезопасить себя и своих близких от негативных последствий критических периодов развития личности.

Причины возникновения и последствия

Кризисы возникают в результате действия внешних и внутренних факторов. И это не происходит внезапно. Даже если посмотреть на ситуацию 2020 г., экономисты уже давно ожидали новых потрясений в мировой экономике. Пандемия стала всего лишь катализатором процесса.

Рассмотрим основные внешние и внутренние факторы, которые способствуют наступлению финансового кризиса.

Внешние:

  1. Торговые войны между странами, которые могут сопровождаться повышением пошлин, отказом покупать или продавать определенные товары (например, США и Китай).
  2. Военные конфликты между странами (например, 1-я и 2-я мировые войны).
  3. Санкционное давление на экономику отдельно взятой страны со стороны одного или сразу нескольких государств (например, Россия, Иран).
  4. Разрушение сложившихся межгосударственных экономических связей (например, Россия и Украина).
  5. Природные и техногенные катастрофы (эпидемии, цунами, аварии, землетрясения и пр.).

Внутренние:

  1. Неправильная оценка спроса, потеря рынков сбыта приводят к перепроизводству.
  2. Ошибки в бюджетном планировании, денежно-кредитной политике.
  3. Потеря доверия к государству со стороны населения и иностранных заемщиков приводит к оттоку капитала с депозитов, из ОФЗ, отказу от отечественной валюты в пользу иностранной.
  4. Банальные слухи, неосторожные высказывания политиков, необоснованные мнения экономистов могут вызвать панику на фондовом рынке и массовую продажу активов, перетекание их в иностранную валюту или драгоценные металлы.
  5. Отсутствие диверсификации в экономике. Эта проблема, например, на протяжении десятилетий преследует Российскую Федерацию. Зависимость нашей страны от доходов в нефтегазовом секторе хоть и сокращается в последние годы, но остается еще слишком высокой, чтобы мы могли спать спокойно.
  6. Политическая и экономическая нестабильность в стране.

Последствия финансового кризиса не всегда носят негативный характер. В краткосрочной перспективе, конечно, население не почувствует на себе позитивного влияния. Но на долгосроке могут произойти следующие изменения:

  • развитие отечественного производства в результате действия политики импортозамещения;
  • повышение конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке;
  • снижение цен на отечественные товары;
  • падение банковских ставок по кредитам для стимулирования потребительского спроса и запуска экономики;
  • увеличение доли государственного регулирования экономики, что в современном мире уже не воспринимается как негативный фактор.

Но все же негативных последствий больше и ощущаются они простым человеком острее:

  • повышение безработицы и цен;
  • снижение уровня жизни населения;
  • банкротство юридических и физических лиц;
  • падение платежеспособного спроса;
  • возникновение дефицита товаров первой необходимости;
  • рост недоверия к государству и социальной напряженности в обществе.

Если рассматривать влияние финансового кризиса на экономику в целом, а не на отдельно взятого человека, то можно наблюдать:

  • снижение уровня ВВП страны;
  • рост количества проблемных банков и массовый отзыв лицензий регулятором;
  • падение биржевых индексов на фондовом рынке;
  • обесценивание национальной валюты;
  • отток капитала за рубеж;
  • замирание инвестиционной активности;
  • рост внешнего и внутреннего долгов;
  • резкое снижение золотовалютных запасов страны;
  • сокращение суммы собираемых налогов.

Факторы кризисных процессов

Для психологической помощи во время кризисов важно понимать, что такое кризисный процесс, и каковы факторы, которые способны определить скорость и степень нарушений (разрушений). К ним, в первую очередь, относятся:

  • направление давления (удара),
  • сила воздействия,
  • частота воздействия.

С другой стороны, развитию кризиса противостоят личностные факторы, включая адаптивность, осознанность и внутреннюю устойчивость, в также интегрированность в социум, количественные и качественные показатели социальных связей.

Всё перечисленное важно учесть для сотнесения человека и его ресурсов, что представляет собой основную задачу в оказании помощи человеку, который переживает состояние кризиса. Данная задача вытекает из 2 основных посылов в оказании психологической помощи

Первый посыл состоит в том, что у каждого индивида в любом случае имеется внутренний ресурс. Тем не менее, к этому ресурсу не всегда есть доступ. По этой причине основной задачей консультанта и является помощь клиенту во встрече с этим внутренним ресурсом и умении воспользоваться им.

Вторая идея заключается в наличии у человека потребности в отношениях. Отношения, которые построены специальным образом, способны становиться инструментом помощи. Психолог-консультант в этой ситуации — это именно специалист в сфере построения помогающих отношений.

В рамках рассмотренных посылов психологом-практиком осуществляется работа с клиентами. В частности, она состоит в оказании ему помощи при переживании кризисного состояния, так как развивающийся кризис характеризуется присутствием стрессора, сужением сознания и наличием искаженного восприятия, отказом адаптивных механизмов и систем внешней поддержки. Всё перечисленное в целом способно обеспечить, с одной стороны, востребованность конструктивной помощи, а с другой, её направление и характер.

Таким образом, психологи-консультанты обращаются к личности своих клиентов, оценивая сохранность (поражение) их систем адаптации, интегрированность в социальную среду, количественные и качественные составляющие связей человека. Это необходимо для восстановления и укрепления психики, выхода человека из тоннельного состояния сознания, его расширения.

Основные возрастные кризисы в таблице

В таблице даются краткие советы для близких и самого человека, кто переживает кризисный этап.

Основные возрастные кризисы в жизни

Кризис Признаки периода Что делать
1 года Увеличение возможностей ребенка и появление с каждым днем большого количества новых потребностей. Родители замечают, что ребенок делает все больше действий сам, проявляет импульсивные реакции (плачет, кричит, топает ногами, дерется, кусается). Это является реакцией на непонимание его желаний со стороны взрослых. Родителям нужно дать ребенку реализовать самостоятельность.
3 лет Ребенок проявляет негативные реакции, становится упрямым, строптивым, стремится к властности, проявляет протест, изменчивость поведения. Не нужно корректировать поведение. Необходимо для ребенка создать условия, где бы он проявил свою самостоятельность, организовать его деятельность.
7 лет Дети в этом возрасте уже не выглядят непосредственными, больше кривляются, манерничают, поведение искусственно натянуто, замкнуты, неуправляемы. Родителям нужно пересмотреть запреты, может лучше дать ему в чем-то свободу, проявить свою самостоятельность.
Отношение к детям должно быть как взрослому, его мнение и суждения также нужно учитывать.
Общаться с детьми нужно на положительной ноте, меньше заставлять делать что-то из-под палки.
Предподростковый (11 лет) Дети чувствуют себя неполноценными, малознающими, что взаимосвязано с успеваемостью в школе. Родители должны поддерживать ребенка психологически, помочь ему с определением вида деятельности, что в дальнейшем станет основой его будущего. Нужно помнить, что ребенок –отдельная личность, соответственно, к нему относиться уважительно.
Пубертатный Все чаще возникают конфликтные ситуации со взрослыми, стрессы, поэтому родители могут потерять авторитет. Чрезмерная взрослость, имеют свои ценности. Родителям необходимо создать в доме доверительную атмосферу, узнавать его потребности, интересы, желания, поддерживать начинания.
18 лет В этом возрасте человек уходит в себя, избегает отношения с другими, социально замыкается, поэтому чувствует себя одиноким. Заняться чем-то новым, увлекательным, близким нужно поддерживать и меньше контролировать, помочь сделать правильный выбор профессии.
30 лет Происходит оценка прошлого, трезво смотрит в будущее. Хочет покоя и стабильности. Заняться физическими нагрузками, самообразованием и самоорганизацией, нужно возобновить хобби или найти новое, реализовать то, что было задумано ранее, уделить время семьи.
40-45 лет Человек имеет чувство самоуважения, критически переосмысливает собственные цели, избавляется от иллюзии и некоторых нереализованных мечтаний, которые были в молодости, поэтому тяжело это переживает. Отправиться с семьей в путешествие или просто сменить обстановку, заняться спортом для поддержки тела в тонусе, постараться избавиться от вредных привычек, научиться ценить свою семью, переоценить ценности, уметь радоваться жизни, не стоит отделять себя от семьи.
Предпенсионный Особенности – упадок сил, пассивность, склонность к воспоминаниям, умиротворение, имеют мудрость. Статус социальной роли уменьшается, прежний жизненный ритм останавливается, поэтому часто возникает ухудшение здоровья (физиологического и психологического). Заняться общественной или любимой деятельностью, которая приносит радость, осознать, что этот период неизбежен, можно делиться опытом с бывшими коллегами, осуществить давнюю (возможно, экстремальную) мечту, с детьми должно быть доброжелательное отношение.

Кризис возраста – это этап взросления, который можно пережить самостоятельно. Близкие могут поддержать, оказать помощь, чтобы данный момент в жизни человека прошел менее болезненно, легко и без последствий

Важно следить за поведением близкого человека, интересоваться его чувствами и переживаниями. Любые изменения в поведении и смена интересов могут свидетельствовать о том, что наступил возрастной кризис

Можно обраться за консультацией к психологу, его помощь может состоять из перечня рекомендаций, как самому человеку в период кризиса, так и его родным.

Человеку, который переживает кризис, необходимо понять, что этот процесс в жизни закономерен, не стоит его бояться и поддаваться панике. Психологи также рекомендуют выбрать ту деятельность, которая приносит радость, постоянно развиваться, а не зацикливаться на одном.

Принципы и методы кризисного вмешательства

К.
в. представляет собой относительно
новую дисциплину, осн. задачей к-рой
является оказание временной неотложной
эмоциональной помощи пострадавшим в
результате психол. и физ. травмы.
Изнасилование, жесткое обращение с
детьми или супругом супругой, попытка
самоубийства, семейные конфликты,
разбойное нападение, грабеж и ночная
кража со взломом — все это может стать
источником мощного и необычного стресса
в жизни чел.

Принципы:

Безотлагательность

Действия
специалиста по К. в. должны быть направлены
на снижение уровня кризиса с первых
минут встречи с пострадавшим. Действовать
надо немедленно! Со временем кризис
усугубляется и потребуется более
длительный срок, прежде чем станут
заметны рез-ты вмешательства.

Контроль

Жертвы
кризиса часто плохо контролируют себя
и ситуацию, в к-рой оказались. Именно
поэтому, а тж в целях безопасности
специалист по К. в. должен взять на себя
контроль ситуации и поведения жертв
кризиса. Это следует делать быстро и до
тех пор, пока будет сохраняться
необходимость.

Иногда
это занимает всего неск. мгновений, а
иногда длится долго. В случае, если
жертве кризиса не будет оказана
своевременная поддержка, это может
привести к тяжелым расстройствам.
Способы овладения ситуацией и поддержания
контроля зависят от конкретных
обстоятельств и творческого потенциала
специалиста по К. в. Его внешний облик,
рассаживание клиентов, необычные
вопросы, изменение интонации, свист или
др. резкий звук, работа в паре с др.
специалистом, даже особая манера вести
себя — все это помогает контролировать
ситуацию. Без должного контроля
практически невозможно оказать
действенную помощь жертвам, да и сам
специалист по К. в. может оказаться в
опасности.

Оценка

Почему
жертва оказалась в критической ситуации
именно в это время Какие обстоятельства
способствовали кризису Какие попытки
предпринимала жертва или ее окружение
для разрешения стрессовой ситуации
Специалист по К. в. должен быстро и точно
оценить ситуацию, учитывая личностные
особенности пострадавших для того,
чтобы разработать эффективные меры
преодоления кризиса. Получаемая информ.
должна быть макс. точной и иметь практ.
значимость. Следует концентрироваться
лишь на недавних событиях.

План
действий

Действия
специалиста по К. в. могут помочь жертве,
но могут и причинить вред. Следовательно,
план вмешательства должен быть тщательно
продуман. Наиболее значительных и
устойчивых рез-тов можно достичь лишь
в том случае, когда специалисту по К. в.
удается помочь жертвам кризиса самим
проработать свои проблемы. Задача
специалиста заключается только в том,
чтобы помочь жертве вернуться к
докризисному уровню функционирования.
Главное отличие К. в. от психотер. состоит
в том, что К. в. призвано помочь взять
проблему под контроль, а не разрешить
ее. Эффективное К. в. значительно повышает
вероятность успешного разрешения
проблем в будущем.

Предоставление
справочной информации и направление к
специалистам

Крайне
важно при необходимости своевременно
направить жертву к соотв. специалистам
или в общественные орг-ции для получения
дополнительной помощи, что, к сожалению,
делается далеко не всегда

Известно
много случаев, когда по этой причине в
целом вполне квалифицированное К. в.
потерпело неудачу. Получение жертвой
адекватной дополнительной помощи
возможно лишь при условии тщательного
планирования и хорошего знания
специалистом всех возможных ресурсов.
Собрав соотв. сведения еще до начала К.
в., специалист сможет предоставить
жертве исчерпывающую информ. по данному
вопросу.

Последующее
наблюдение

Действенность
К. в. обеспечивается по-разному, в т. ч.
путем диспансерного наблюдения за
бывшей жертвой кризиса. С помощью
телефонного звонка удается выявить
новые проблемы, напр. отсутствие
транспорта и невозможность добраться
до рекомендованного агентства по
оказанию помощи или к.-л. иные трудности,
устранив к-рые специалист закрепляет
рез-ты своей работы по К. в.

Кризисное
вмешательство методы:

1.
Рассмотрение неопробованных способов
решения кризисной проблемы.

2.
Выявление неадаптивных установок,
блокирующих оптимальные способы
разрешения психологического кризиса.

3.
Коррекция неадаптивных установок.

4.
Активизация установки на разрешение
кризисной ситуации.

Кризисная ситуация — что это?

  • Кажется, что везде тупик – и назад не вернуться, и впереди неизвестность, и сейчас – боль и пустота.
  • Сил что-то решать нет, мысли крутятся по кругу, перемалывая то, что вы и так  знаете.
  • Слезы льются при любой эмоциональной ситуации, или наоборот – внутри онемение, а эмоций совсем нет.
  • Не получается простить, забыть, отпустить.
  • Произошло нечто, что перевернуло всю жизнь: вдруг стало непонятно, куда идти и зачем жить дальше.
  • Или все произошло незаметно – просто вдруг однажды стало понятно, что дальше так продолжать уже невозможно.

Именно такими фразами люди описывают попадание в кризисную жизненную ситуацию.

Это про вас? Тогда я предлагаю вам свою профессиональную психологическую помощь и поддержку по выходу из этого состояния.  А выход есть, даже если он не виден сразу.  Главный посыл кризисной ситуации – нужны изменения. И наилучший выход из кризиса – это ваш личностный рост, который изменит вашу жизнь в лучшую сторону.

“Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.” 

Альберт Эйнштейн.

Формы кризисной терапии

Существуют следующие формы кризисной психотерапии:

  • индивидуальная кризисная психотерапия;
  • семейно-супружеская психотерапия кризисных ситуаций;
  • кризисная психотерапия в работе с группой;
  • психотерапия идентичности в форме групповой работы.

Индивидуальная кризисная психотерапия охватывает подобные компоненты, как активное слушание, эмпатическая поддержка, фокусировка, контракт, конфронтация, провокативные компоненты психотерапии.

Для проведения семейной кризисной психотерапии показанием представляется случай, в котором состояние кризиса у пациента характеризуется семейно-бытовыми конфликтами. Выделяют несколько вариантов таких конфликтных ситуаций: семейно-супружеский конфликт, конфликтная ситуация между родственниками.

Семейная кризисная психотерапия имеет значительные различия от традиционных видов семейно-супружеской терапии. В первую очередь это сопряжено с тем, что ключевое ее направление – это предотвращение суицидоопасных установок с помощью как можно более скорого разрешения кризиса в семье, тогда как сохранение семьи не представляется ее задачей. Проведение кризисной психотерапии в этой форме показано исключительно в случаях, если члены семьи показывают личную инициативу, включены в кризисную ситуацию; при необходимости их введения в концепцию поддержки пациента; при формировании кризисной ситуации у других членов семьи.

В отличие от традиционной групповой психотерапии групповая психотерапия в кризисной ситуации, устанавливает собственной целью разрешение актуальной, имеющей важное значение для жизни пациента ситуации кризиса. В центре внимания группы, как правило, пребывают взаимоотношения в действительной жизни пациентов, которые имеют для них большое значение, а не взаимоотношения и взаимодействия во время сеансов между участниками

Схема индивидуальной программы психотерапии

Индивидуальная психотерапевтическая программы психотерапии кризисной ситуации проходит по следующей схеме:

  1. Этап кризисной поддержки:

    1. Установление терапевтического контакта.
    2. Определение переживаний суицидоопасной направленности.
    3. Мобилизация адаптивных альтернатив копинг-поведения и личностной защиты.
    4. Заключение терапевтического контракта.
  2. Этап кризисного вмешательства:

    1. Когнитивный анализ неопробованных способов решения проблемы кризиса.
    2. Обнаружение неадаптивных когнитивных механизмов, которые блокирующие эффективные способы разрешения ситуации кризиса.
    3. Коррекция неадаптивных когнитивных механизмов.
  3. Этап повышения уровня адаптации:

    1. Поведенческий тренинг неопробованных способов разрешения ситуации кризиса.
    2. Выработка навыков самонаблюдения и самоанализа за когнитивными неадаптивными механизмами, а также их преодоления.
    3. Введение новых значимых других людей для поддержки и помощи после завершения кризисной терапии.

Особенное внимание должны обращать на себя присутствие суицидальных поведений и мыслей и в анамнезе существование попыток самоубийства, а также их связь с микросоциальными конфликтными ситуациями. При лечении людей, которые находятся в состоянии кризиса с суицидальными мыслями обязательно необходимо принимать во внимание степень их мотивации на участие в процессе психотерапии:

При лечении людей, которые находятся в состоянии кризиса с суицидальными мыслями обязательно необходимо принимать во внимание степень их мотивации на участие в процессе психотерапии:

  • конструктивный уровень, на данном уровне человек сам ждет психотерапевтической поддержки в преодолении проблемы кризиса;
  • симптоматический уровень, данный уровень сопряжен с установкой лишь только на устранение симптомов;
  • манипулятивный уровень, данный уровень сопряжен с попыткой пациента применения воздействия психотерапевта для улучшения отношения к себе других участников конфликта;
  • демобилизирующий уровень, данный уровень на котором пациентом совершенно отрицается возможность психотерапевтического лечения.

Замечание 1

В преодолении кризисной ситуации весьма важной является поддержка близких людей. Потому работа кризисного терапевта затрагивает и ближайшее окружение клиента

Таким образом, кризисы сопровождают нас в течение всей жизни. Без них невозможно формирование личности. Так как кризис, каким бы тяжелым он ни казался, ‒ это только лишь переход к качественно другой новой жизни. Облегчить течение кризиса и извлечь все нужные уроки из сформировавшейся ситуации дает возможность кризисная психотерапия.

Симптомы кризиса среднего возраста

Кризис среднего возраста имеет свои симптомы. Обычно эти проявления достаточно яркие, их невозможно не заметить. Обычно окружающие люди первыми замечают происходящие изменения и начинают проговаривать человеку, что ему в чем-то необходимо меняться. Сама личность тоже постоянно ощущает в себе некоторую эмоциональную неудовлетворенность. Возрастные рамки кризиса колеблются от 35 до 45 лет. Главным вопросом, который задает себе личность, является следующий: соответствуют ли мои достижения моим настоящим желаниям? Вопрос часто ставит в тупик, приводит к отчаянию.

Недовольство собой

Оно выходит на первый план, когда наступает пора переоценки ценностей. Недовольство собой достигает глобальных размеров, поскольку личность теряет необходимую опору под ногами. Кризис среднего возраста характеризуется повышенными требованиями к себе. Человек концентрируется на любых своих переживаниях и считает их поводом для того, чтобы расписаться в собственной слабости перед самим собой. Конечно, подобные переживания вряд ли кому-то озвучиваются, кроме близких людей. Примечательно, что мужчины стесняются выражать свои чувства и потому скрывают от окружающих, насколько сильны их переживания.

Сравнение себя с другими

Переживая кризис середины жизни, человек чувствует себя уязвленным и беззащитным. Он начинает неосознанно сравнивать свои имеющие достижения с теми, которые имеют его сверстники. Для многих подобное сравнение может обернуться настоящим испытанием. Поскольку личность и так ощущает себя достаточно уязвленной, возникают тревожные мысли. Их не удается избежать даже тем, кто привык легко относиться к жизни. Откуда-то вдруг появляется пессимистичный настрой, а будущее видится только в темных тонах. Некоторые люди настолько сильно разочаровываются в собственных достижениях, что начинают совершать глупости.

Жажда самореализации

Именно в период 35-45 лет у людей начинается переосмысление собственных заслуг. Возникает жажда самореализации, хочется успеть везде, где по каким-то причинам раньше опаздывал. Со стороны иногда создается впечатление, что человек потерял над собой контроль. Некоторые особо впечатлительные личности начинают метаться по жизни в поисках подходящего для себя занятия. Многие на полном энтузиазме, не задумавшись, меняют работу, начинают осваивать новую профессию. Их подталкивает вперед мысль о том, что жизнь проходит напрасно. Люди начинают страдать от одной этой мысли, чувствуют, что ни в чем не могут чувствовать себя уверенными. Вот почему в момент кризиса так сложно понять, что с вами происходит.

Депрессивные расстройства

К сожалению, кризис среднего возраста способствует развитию депрессии. Человек начинает стремительно растрачивать душевные силы, которые, к тому же, практически ничем не восполняются. Если личность и без того мнительная, то она начинает искать подтверждения собственной состоятельности. Могут присутствовать попытки доказать что-то себе и окружающим. Наличие депрессивных расстройств – характерный симптом кризиса среднего возраста. В этот момент очень трудно найти равновесие внутри себя. Кажется, что привычный мир рушится и уже никогда не станет таким, как прежде. Погруженность в собственные переживания иногда не дают замечать то прекрасное, что есть в жизни. В трудный период мы часто не видим выхода именно потому, что излишне концентрируемся на собственных переживаниях.

Поиск смысла жизни

Кризис среднего возраста относится к числу настоящих испытаний. Как правило, люди оказываются к нему совершенно не готовы. Просто они в какой-то момент замечают, что обычное существование перестает их занимать так, как прежде. Куда-то уходят радости, способность видеть в жизни что-то прекрасное и светлое. Так как привычные стереотипы разрушаются, люди начинают искать новые приоритеты. Вот почему меняются увлечения, настроение. Поиск смысла жизни – яркий симптом кризиса среднего возраста. Зрелый человек в какой-то момент начинает вести себя, точно подросток: ему хочется ярких впечатлений, радостных эмоций и позитива.

Как выйти из возрастного кризиса

Если говорить о детских кризисах, то в их преодолении малышам необходима поддержка взрослых

При кризисе 2-4 лет, когда малыш нащупывает свою независимость, важно поощрять самостоятельное поведение и избегать жёсткой критики. Если родители ведут себя правильно, у ребёнка будет больше шансов вырасти уверенным в себе

В 5-8 лет маленький человек учится жить в социуме, и здесь опять же важно давать аккуратную обратную связь, без излишнего критицизма. Если ребёнку удаётся на этом этапе проявить свои коммуникативные и организаторские способности, его дальнейшее взаимодействие с окружающими протекает гармонично.

Подростковый кризис часто называют самым ярким кризисом. Для родителей он часто оказывается неожиданным: ещё вчера послушного, доброго и ласкового ребёнка сегодня просто не узнать. Он отчаянно спорит, отказывается делать домашнюю работу и просто дерзит. Надо понять, что это нормальный процесс. Растущая личность нащупывает свои и чужие границы и активно занимается самоопределением, даже если всё это больше похоже на хаос. Стремление к независимости — естественное желание подростка, которое стоит поощрять в разумных пределах. Так или иначе, родителям придётся предоставлять взрослеющему ребёнку больше прав и свобод. Главное, предварительно убедиться, что он достаточно сознателен и готов к этому.

Взрослый человек способен самостоятельно выйти из любого кризиса возраста

«Каждый человек способен преодолеть кризис возраста. Обнаружив свой кризис, не пугайтесь и не записывайте себя в неудачники. Спокойно скажите себе, глядя в зеркало, например, следующее:

«Да, это кризис. А это лицо с угрюмым выражением — я, заставший себя врасплох. Оказался неготовым. Растерялся. Спо-кой-но. Не делай резких движений. Сначала привыкни. Кризисы неизбежны. Теперь проведи инвентаризацию. Голова — одна. Всё остальное — тоже присутствует. Раздражительность, апатия, рассеянность и головные боли. Денег нет, а бессонница есть. Нужно же от чего-то отталкиваться. Замри и слушай. С невозмутимым лицом продолжай делать, что умеешь хорошо. А где какая-то ерунда — прекрати и потрать это время на музыку Гайдна. Не тот молодец, кто не падает. А тот, кто встает. Живи так, чтобы сам себя снова зауважал. Опираясь на самоподдержку, постепенно найдёшь правильный выход. Потому что возрастной кризис закончится тогда, когда ты согласишься со своим возрастом и перестанешь втискиваться в чужой. Когда поймешь, что всё получится, если перестанешь этого сильно хотеть. Когда не будет нетерпимости, а нагрянет мудрость — замри, дыши и начинай двигаться плавно. Может быть, в другую сторону. Но только двигайся. Иначе заржавеешь».

Самостоятельно выйти из кризиса помогают все психологические методы, помогающие если не полюбить себя, то начать относиться с уважением: «этот человек имеет право на мнение, ошибки и отказ от прежних убеждений, навязанных ему прежним немудрым возрастом». Каждая минута в мире с собой — метод выхода из кризиса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector