Основы безопасности жизнедеятельности11 класс

Что предусмотрено введением режима КТО?

В РФ закон предусматривает при введении особого правового режима использование специальных мер:

  • проверку документов у находящихся на означенной территории лиц;
  • ограничение пребывания физических лиц на определенных объектах или территории;
  • принудительную эвакуацию с означенных участков средств транспорта;
  • усиление охраны общественного порядка и особо важных объектов;
  • контроль телефонных разговоров, телекоммуникационной связи;
  • поиск необходимой информации на каналах электронной и почтовой связи;
  • изъятие транспорта, принадлежащего организациям (в срочных случаях — и физическим лицам) для предоставления медицинской помощи, преследования подозреваемых в теракте, если промедление чревато возникновением реальной опасности для чьей-либо жизни или здоровья (данный пункт не касается транспортных средств, которые принадлежат зарубежным и международным организациям, консульствам, дипломатическим представительствам, возмещение связанных в этим расходов устанавливается правительством РФ);
  • временное прекращение производства химических, биологических опасных взрывчатых, радиоактивных веществ;
  • временное прекращение (ограничение) доступа к сетям и средствам связи;
  • временное отселение проживающих на опасной территории лиц, с предоставлением им жилья;
  • необходимые карантинные (санитарные, противоэпидемические, ветеринарные) мероприятия;
  • минимизацию транспортного и пешеходного движения;
  • обеспечение беспрепятственного проникновения компетентных лиц на территории, принадлежащие физическим лицам или организациям;
  • досмотр физических лиц, а также принадлежащих им вещей, на входе (въезде) на территорию КТО, в том числе с использованием необходимых технических средств;
  • введение запрета (ограничения) на торговлю оружием, взрывчатыми и ядовитыми веществами, особого режима продажи лекарств, а также алкогольной продукции.

После прекращения действия режима ограничительные мероприятия отменяются.

[править] Литература

Навигация по темам

Политические выражения 1990-х

Политические выражения «лихих 1990-х» 
Словарь русского публичного языка конца XX века 38 снайперов • Авторитетный предприниматель • Административный ресурс • Амнистия капиталов • Бегство капиталов • Безальтернативные выборы • Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить • Большая семёрка • Борис, ты не прав • Валютный коридор • Вертикаль власти • Во всём виноват Чубайс • Вор должен сидеть в тюрьме • Вотум недоверия • Всенародно избранный • Встреча без галстуков • Вывод активов • Гарант конституции • Геноцид русского народа • Говорящая голова • Голосуй или проиграешь • Груз 200 • Грязные выборы • Демшиза • Дефолт • Диктатура закона • Думцы • Загогулина • Заказное убийство • Зачистка • Имиджмейкер • Импичмент • Инаугурация • Информационная война • Кабинет министров • Киллер • Контртеррористическая операция • Коридоры власти • Коробка из-под ксерокса • Красный пояс • Криминальная столица • Креатив • Лицо кавказской национальности • Маски-шоу • Медиамагнат • Мочить в сортире • Не так сели • Нефтяной генерал • Новые русские • Ньюсмейкер • Одним парашютно-десантным полком • Озвучить • Олигарх • Организованная преступная группировка • Откат • Отмывание денег • Пакетное соглашение • Парад суверенитетов • Партия власти • Переговорщик • Передел собственности • Пиар • Питерские • Позиционировать • Полевые командиры • Политический тяжеловес • Политкорректность • Политтехнологии • По мнению наблюдателей • Постсоветское пространство • Прайм-тайм • Прослушка • Равноудаление от власти • Рукопожатие крепкое • Секвестр • Семибанкирщина • Силовики • Слив информации • Слоган • Триколор • У. е. • Федералы • Финансовая пирамида • Хотели как лучше, а получилось как всегда • Человек, похожий на генерального прокурора • Чёрная зарплата • Чёрный вторник • Чеченские боевики

Начало и завершение

Когда может быть введен режим КТО? Расшифровка сути понятия контртеррористической операции предполагает наличие факта совершения теракта или проверенных и достоверных данных о возможной его подготовке. Решение о введении режима принимает уполномоченный представитель по безопасности при федеральном (территориальном) органе исполнительной власти. При необходимости проведения масштабных мероприятий на обширной территории с вовлечением большого количества средств и личного состава спецподразделений, ставится в известность высшее руководство и согласовывается порядок их реализации.

Введение особого режима предполагает его обязательное и незамедлительное обнародование. В доступной и понятной форме излагается суть ограничений, перечень территорий и объектов. Назначается руководитель операции, формируется штаб, определяется необходимость задействования подразделений, техники, спецсредств, введения особых ограничений для граждан, транспорта, предприятий.

Когда может быть завершен КТО режим? Расшифровка алгоритма проведения операции предполагает ее отмену после устранения всех причин, вызвавших ее объявление, с учетом рисков возможных последствий. Определяющее значение имеет устранение опасности для жизни и здоровья людей, сохранности имущества, обеспечение прав и свобод граждан.

Практика применения

23 сентября 1999 года президент РФ Борис Ельцин издал указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», предусматривающий включение в ее состав формирований всех силовых министерств и ведомств, а также подготовку контртеррористической операции на территории Чечни.

Появлению указа предшествовало вторжение базировавшихся в Чечне отрядов «Исламской международной миротворческой бригады» под командованием Шамиля Басаева и амира Хаттаба на территорию Дагестана в период с 7 по 23 августа 1999 года. В ходе напряжённых боевых действий российские федеральные силы вытеснили вооружённые формирования сепаратистов обратно в Чечню. 28 августа российские войска напали на самоуправляемый мусульманский анклав Кадарской зоны Буйнакского района республики (сёла Карамахи, Чабанмахи и хутор Кадар), что вызвало повторное вторжение моджахедов, рвавшихся на помощь единоверцам. 5 сентября 1999 года отряды Басаева и Хаттаба вновь вошли на территорию Дагестана и тяжелые бои продолжались вплоть до 14 сентября.

4, 8, 13 и 16 сентября 1999 года в нескольких городах России — Буйнакске, Москве, Волгодонске — была осуществлена серия жестоких террористических актов: взрывов жилых домов с мирными жителями. По официальным данным, эти теракты были задуманы и осуществлены представителями северокавказских вооружённых формирований — в качестве мести за действия российской армии в Дагестане. По другой версии к организации взрывов домов причастна Федеральная служба безопасности РФ, чьи сотрудники были 22 сентября 1999 года задержаны в Рязани в момент минирования жилого дома.

18 сентября 1999 года федеральные силы РФ блокировали чеченскую границу со стороны Дагестана, Ингушетии и Северной Осетии. 23 сентября начались авиационные бомбардировки столицы Чечни г.Грозного и его окрестностей.

27 сентября премьер-министр РФ Владимир Путин категорически отверг возможность встречи президентов России и ЧРИ, о которой с 20 сентября просил Аслан Масхадов.

30 сентября 1999 года начался ввод российских войск в Чечню.

Благодаря полномасштабной военной операции к декабрю 1999 года федеральные силы взяли под контроль всю равнинную часть территории Чеченской Республики. Вооружённые формирования сепаратистов сосредоточились в горах и закрепились в Грозном. Для борьбы с ними 26 декабря 1999 года была создана специальная группировка войско. После кровопролитных боёв, 6 февраля 2000 года федеральные силы заняли Грозный.

В результате длительных военных действий республика перешла под контроль российских силовых структур, а президентом Чечни был избран Ахмад Кадыров — отец нынешнего главы республики Рамзана Кадырова.

Режим контртеррористической операции на территории Чеченской Республики был отменён Национальным антитеррористическим комитетом, «по поручению президента РФ», 16 апреля 2009 года. Однако, на практике, режим КТО продолжает активно применяться локально, в отдельных районах Чечни, Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Контртеррористическая операция 1999-2009 гг. была не первой военной кампанией российских вооруженных сил в Чечне. Ранее, в декабре 1994 года, федеральные силы начали Операцию по наведению конституционного порядка в Чечне, которая закончилась в августе 1996 подписанием Хасавюртовских соглашений между РФ и ЧРИ. После подписания этих соглашений в ставшей де-факто независимой Чечне состоялись выборы, на которых президентом был избран Аслан Масхадов, ранее в ходе военных действий командовавший объединенными силами сепаратистов.

Операции против группировки «Исламское государство»

С 8 августа 2014 года ВВС США наносят удары по позициям боевиков «Исламского государства» (ИГ) в Ираке. Отряды боевиков ИГ, которые были основной ударной силой антиправительственных группировок в Сирии, с начала 2014 года установили контроль более чем над одной третью территории сопредельного Ирака. Президент США Барак Обама санкционировал применение военных самолетов в Ираке для поддержки курдского ополчения и иракских военных в боевых действиях против исламистов. В операции участвуют истребители, бомбардировщики и беспилотные летательные аппараты. В результате авиаударов удалось остановить наступление ИГ на севере Ирака. Иракские и курдские силы отбили у исламистов плотину близ города Мосул.

Полагаются ли участнику боевых действий гарантии, выплаты и льготы

На основании пунктов 7-9 «Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ», утверждённого приказом Министра обороны РФ от 2 ноября 2009 года № 1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ», в Вооруженных Силах РФ удостоверения выдаются:

для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, — документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны РФ, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны РФ, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

Правовая база

Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» предполагает в особых случаях введение режима контртеррористической операции (КТО). Пункт 5 статьи 3 данного закона гласит: «контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.» На территории или объектах, в пределах которых введен правовой режим КТО, на период проведения операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

  • проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
  • удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
  • усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
  • ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
  • использование транспортных средств, принадлежащих организациям, независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
  • приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
  • приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
  • временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
  • введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
  • ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
  • беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
  • проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
  • ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.

Контртеррористическая операция

Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена ( прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

Контртеррористическая операция — это специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Контртеррористическая операция проводится в определенной зоне. Зона проведения контртеррористической операции — отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится эта операция.

В зоне проведения контртеррористической операции допускается деятельность работников средств массовой информации, но она регулируется руководителем оперативного штаба.

Для непосредственного управления контртеррористической операцией создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности или Министерства внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

По российскому законодательству при проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами. Этот подход принципиально отличается от правовых норм некоторых стран, не допускающих подобных переговоров.

Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента ее начала подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не до — пускается.

Основным способом борьбы с терроризмом, когда он уже проявил себя в виде террористической акции, является контртеррористическая операция.

При этом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделяют необходимые для проведения контртеррористической операции оружие, специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально-технические ресурсы.

Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента ее начала подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не до — пускается.

Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена ( прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

Для непосредственного управления контртеррористической операцией создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности или Министерства внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

Однако после ее завершения может продолжаться ликвидация последствий террористической акции, если она привела к разрушениям, заражениям, загрязнениям опасными веществами, материальным и финансовым потерям, которые для нормальной жизнедеятельности бывшей зоны контртеррористической операции должны быть восполнены.

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. Проведение контртеррористической операции в Чечне в 1999 — 2000 гг. значительно увеличило количество таких семей.

Контртеррористическая операция проводится в определенной зоне. Зона проведения контртеррористической операции — отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится эта операция.

Что такое КТО?

Расшифровка КТО довольно простая. Контртеррористическая операция (КТО) — это специальный правовой режим, который действует в населенных пунктах, районах и в целых регионах страны в тот период времени, когда в них осуществляется кампания для ликвидации или обнаружения теракта, членов радикальной группировки и минимизации негативных последствий их действий против мирного населения.

Режим КТО, порядок введения, методы ведения операций, состав правоохранительных органов, которые ведут деятельность, полностью контролируются рамками закона «О противодействии терроризму» (2006 года). Понятие КТО было введено в 1998 году, когда был принят закон «О борьбе с терроризмом».

Чечня

Контртеррористическая операция на Северном Кавказе, проходившая с августа 1999 года и по апрель 2009 года, получила название Второй чеченской войны. Режим КТО в Чечне требовалось ввести в кратчайший срок.

Военные действия протекали динамично и очень тяжело. Отряды боевиков, состоящие из опытных, закаленных в боях террористов, перехватив инициативу, навязывали кровопролитные схватки, совершали теракты не только в Чечне, но и в других регионах. Но этот период был достаточно непродолжительным по времени, уже на следующий год правительственные силовые структуры сначала остановили, а затем начали теснить бандитов. Основная часть КТО пришлась на тщательную методическую чистку рядов террористов.

Когда натиск врага ослабел, удалось установить контроль над территорией Чечни, и КТО стала контролироваться местными чеченскими войсками самоуправления и самообороны. С завершением военных действий на основной территории необходимость в КТО исчезла, и режим отменили.

Об определении КТО в разных странах

Федеральный закон РФ трактует КТО, как комплекс специальных, войсковых, оперативно–боевых и прочих действий, предполагающих использование оружия, боевой техники и спецсредств, проводимый для предотвращения террористических актов, обезврежения террористов и защиты населения.

В законах разных стран:

  • Белоруссии, Украины — «О борьбе с терроризмом»;
  • Казахстана, Таджикистана — «О противодействии терроризму»,-

а также непризнанных государств:

ПМР (Приднестровье), ДНР (Донецкая Народная Республика) — «О противодействии терроризму», — определение КТО несколько различается в формулировках, будучи идентичным по сути.

СК возбудил уголовное дело о покушении на убийство

После убийства предполагаемых боевиков в Тюмени Следственный комитет возбудил уголовное дело о покушении на убийство двух и более человек группой лиц общеопасным способом (часть 1 статья 30, пункты «а», «е», «ж» части 2 статьи 105 УК) и о посягательстве на жизнь силовиков (статья 317 УК), сообщается на сайте главного управления СК.

Во время контртеррористической операции, рассказали в ведомстве, были убиты два члена террористической организации «Исламское государство». В доме на Амурской улице, где они находились, нашли два автомата Калашникова, два самодельных взрывных устройства, религиозную литературу, носители информации и элементы взрывных устройств.

Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий

Другим основным принципом международного гуманитарного права, применяемого в вооруженном конфликте, является принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации. Он предусматривает, что с индивидами, находящимися под защитой права вооруженных конфликтов, следует обращаться без дискриминации по причинам расы, пола, национальности, языка, религии, имущественного и социального положения, политических или иных убеждений или другого статуса, либо других аналогичных критериев.

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

Борьба с терроризмом до терактов 11 сентября

Ливия, 1986 год

Весной 1986 года США обвинили Ливию в поддержке международного терроризма и развернули в центральной части Средиземного моря три авианосные группировки (в общей сложности 45 кораблей и более 300 самолетов). В ночь на 25 марта 1986 года эти силы нанесли ракетно-бомбовые удары по предместьям города Сирт на побережье Средиземного моря, а также по ряду других объектов. В результате операции, получившей название «Огонь в прерии», было потоплено два ливийских ракетных корабля, уничтожено нескольких объектов на суше. ПВО Ливии заявили об уничтожении трех американских самолетов, США признали лишь повреждение одного истребителя F-14A.

15-16 апреля 1986 года авиация США нанесла удары по ливийским городам Триполи и Бенгази. Эта акция стала ответом на террористические акты, в организации которых США обвинили ливийские спецслужбы (взрыв американского самолета и взрыв в ночном клубе в Западном Берлине в апреле 1986 года). В операции, получившей название «Эльдорадо каньон», участвовало 45 ударных самолетов, базировавшихся на авианосцах и авиабазах в Великобритании (Франция и Испания отказались предоставить США свои авиабазы и воздушное пространство). Согласно заявлению Белого дома, удары были нанесены по объектам, имеющим отношение к террористической деятельности. Атакам подверглись объекты ПВО И ВВС, штаб главного командования вооруженных сил Ливии, управление внешней безопасности Ливии, центр подготовки военнослужащих в Триполи, а также авиабаза в Бенгази.

В общей сложности было сброшено порядка 100 тонн бомб и выпущено 50 ракет. В результате бомбардировок, по данным ливийской стороны, погибли более 40 человек, были разрушены посольства нескольких стран. США признали потерю одного истребителя-бомбардировщика F-111, ливийские СМИ сообщали о нескольких сбитых американских самолетах.

Афганистан/Судан, 1998 год

20 августа 1998 года США нанесли ракетные удары по базам террористов в Афганистане и промышленному объекту в Судане в качестве возмездия за взрывы посольств США в Кении и Танзании 7 августа 1998 года, в результате которых погибли 257 человек и более 5 тыс. были ранены. Операция получила название «Безграничная досягаемость». По утверждению американской стороны, взрывы посольств осуществили исламские террористы, имевшие тесные связи с Усамой бен Ладеном. По целям в Афганистане и Судане с кораблей ВМС США в Красном море и Персидском заливе было выпущено от 75 до 100 крылатых ракет «Томагавк».

О вооруженных столкновениях в Кабардино–Балкарии

По данным РИА «Новости», в Кабардино-Балкарии время от времени вспыхивают вооруженные столкновения с боевиками, сотрудничающими с ИГ.

С ноября прошлого года неоднократно вводился режим КТО в Нальчике — столице республики. Особый правовой режим действовал на территории, ограниченной несколькими улицами: усиленно охранялся общественный порядок, проводилась проверка документов.

В ходе проведения КТО силовикам удалось ликвидировать присягнувшего ИГ главаря бандформирования и двоих его пособников.

Боевики были заблокированы внутри частного дома. В качестве заложницы с ними находилась мать одного из террористов. Полицией были эвакуированы жители, и перекрыто все движение. На предложение сдаться преступники затеяли стрельбу. В конце концов ведущим переговоры удалось освободить заложницу. После завязавшейся пальбы спецназ подорвал здание, преступники погибли во время взрыва.

В ходе операции был тяжело ранен боец спецназа, которого срочно прооперировали в местном госпитале.

Ограничения, введенные на время действия конрттеррористической операции, были сняты в связи с ликвидацией опасности для жизни, здоровья, имущества и других охраняемых законом интересов людей.

Организованного бандитского подполья в России больше нет

— Расскажите о конкретных результатах своей работы.

— Десяток лет назад России приходилось противостоять организованному преступному сообществу, поддерживаемому из-за рубежа, совершающему жестокие убийства и страшные теракты: взрывы в московском метро и аэропорту «Домодедово», подрыв «Невского экспресса», теракты в Назрани, Кизляре, Владикавказе, Грозном, Махачкале и многие другие.

В основном, конечно, мы сталкивались с активным проявлением террористической активности на Северном Кавказе — там террористы сформировали целую армию бандитского подполья, третирующую население. Тогда и было принято решение о создании НАК, а через некоторое время указом президента России была утверждена концепция противодействия терроризму.

За годы с момента образования НАК в стране развернута целостная система противодействия терроризму, направленная, прежде всего, на предупреждение угроз и недопущение распространения идеологии терроризма. Удалось создать уникальный механизм, в работу которого вовлечены все элементы государства и общества.

В последнее десятилетие уровень террористических угроз был существенно снижен. Система руководства преступными сообществами, которые мы еще недавно называли «бандитским подпольем», практически парализована. Сейчас мы и слова-то такие не употребляем, потому что такового в России просто не существует.

Мы, конечно, сталкиваемся с отдельными попытками преступной самоорганизации, в частности в форме так называемых законспирированных ячеек. Но большинство из них выявляются на ранней стадии, когда они только намереваются совершить преступление.

— Создание такой общегосударственной системы — это что-то эксклюзивное, или за образец брался зарубежный опыт?

— Ни в одной стране такой стройной системы нет. Для многих иностранных коллег мы являемся примером не только оптимальной структуры, но и комплексного подхода, позволяющего вовлечь в антитеррористическую деятельность все сферы государства и общества. Когда наши коллеги из-за рубежа проявляют интерес к работе НАК, мы всегда с удовольствием делимся опытом.

Но мы не склонны почивать на лаврах, тем более что обстановка на поле противодействия терроризму остается достаточно сложной. Необходимо держать в тонусе все структуры государства, стоящие на страже интересов граждан. Это наша работа, и мы не прекращаем ее ни на минуту, даже в трудные дни борьбы с пандемией.

— Пандемия коронавируса никак не сказалась на противодействии терроризму?

— Никоим образом. Мы постоянно контролируем обстановку и проводим все необходимые мероприятия. Примеров немало. Могу упомянуть проведенную 30 апреля органами ФСБ России контртеррористическую операцию в пригороде Екатеринбурга, в результате которой была нейтрализована группа бандитов, готовивших теракт.

Коронавирус — не повод терять бдительность. Никакая эпидемия не может помешать нам противостоять угрозам.

— Есть ли в мире силы, поддерживающие те или иные крупные террористические группировки?

— Я всегда скептически относился к теме неких «центров управления миром». Мне кажется, это способ примитивно объяснить сложные процессы в мире. Таких явно выраженных центров управления, которые управляли бы террористической деятельностью в глобальном масштабе, думаю, нет. Но время от времени возникающие очаги терроризма наводят на мысль, что многие кажущиеся спонтанными события — это следствие реализации интересов конкретных стран или групп государств.

Достаточно вспомнить, что происходило в Ираке и Ливии, которые в XXI веке стали гнездом террористических сил, способствующим созданию целых террористических агломераций.

Особые мероприятия

Какие еще ограничения возможны для жителей территорий, на которых вводится КТО режим? Расшифровка сути операции предполагает ужесточения паспортного контроля. При отсутствии документов подозрительные лица задерживаются для проверки. С объектов могут в принудительном порядке временно удаляться (отселяться) жильцы, происходит отбуксировка мешающего транспорта. Чтобы обеспечить беспрепятственную возможность проведения особых мероприятий, для участников операции временно предоставляется право на проникновение в частные и административные помещения.

Что такое режим КТО в плане ограничения отдельных прав и свобод граждан? Предполагается возможность досмотра личных (провозимых) вещей и самих транспортных средств, в том числе и с помощью специальных технических средств. Логично, что на территориях, где проводится операция, ограничивается или запрещается продажа оружия и веществ, которые могут быть использованными экстремистами. Ужесточается контроль над оборотом отдельных лекарств и препаратов, содержащих наркотические средства и спирт. Реализация продукции алкогольной промышленности запрещается.

Контртеррористическая операция призвана предотвращать угрозу для гражданского населения и объектов, от которых зависит жизнедеятельность задействованного региона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector