Рсчс: расшифровка, структура и задачи

Предупреждение ЧС: выявление опасных объектов

В рамках программы по предупреждению чрезвычайных ситуаций особое место отводится выявлению опасных объектов. Этот процесс заключается в проведении периодического контроля работоспособности оборудования и составления графиков остаточного ресурса или износа устройств. Такой подход позволит не только спрогнозировать возможный выход из строя какого-либо оборудования, но также поможет избежать крупных аварий. Это станет возможным ввиду проведения своевременного ремонта или замены устройств, не дожидаясь того момента, как они перейдут в аварийное состояние.

Важно! Разрабатывается специальный график мониторинга состояния объектов, в ходе которого специалисты осматривают и изучают работающее оборудование. Результаты осмотра и выявления опасных объектов передаются руководителям предприятия для ознакомления и принятия решения о сокращении или ремонте

n1.doc

  2                

Научные основы безопасности жизнедеятельности.

  • гуманитарные (философия, теология, лингвистика);
  • естественные(математика, физика, химия, биология);
  • инженерные науки (сопротивление материалов, инженерное дело, электроника);
  • науки о человеке (медицина, психология, эргономика, педагогика);
  • науки об обществе (социология, экономика, право).

«безопасность» «жизнедеятельность». «жизнедеятельность»

  1. Основные понятия и определения в безопасности жизнедеятельности.

«Жизнедеятельность»жизнь«деятельность», ЖизньЖизньДеятельность жизнедеятельностью «безопасность?. ОпасностьОпасность.риск БезопасностьБезопасность человекаБезопасность жизнедеятельности (БЖД) .

  1. Классификация источников опасностей, опасных и вредных факторов.

Источниками (носителями) опасностей естьпотоков энергии, вещества и информацииклассификация опасностей жизнедеятельности человечества по источникам происхожденияприродные, техногенные, социально-политические и комбинированные. природно-техногенные, природно-социальные и социально-техногенные опасностиПриродные опасностиТехногенные опасности.социальным опасностямполитическим опасностямкомбинированный характер:— природно-техногенные опасности— природно-социальные опасности— социально-техногенные опасностиПоражающий факторфизические, энергетические— химические биологические социальныепсихофизиологические . вредные и опасные.ВредныеОпасныехарактеру и природе влиянияфизические, химические, биологические и психофизиологические.«человек — жизненная средаисточник опасности — причина (условие) — опасная ситуация».опасная зона. Системный анализ в безопасностижизнедеятельностиПлан1. Системно-структурный подход и системный анализ — методологическая основа безопасности жизнедеятельности.2.Система «Человек — жизненная среда» и ее компоненты.3.Уровни системы «Человек — жизненная среда».1. Системно-структурный подход и системный анализ — методологическая основа безопасности жизнедеятельности.Главным методологическим принципом БЖДметодомсистемный анализСистемный анализ системойэлементами технической системы, биологической системы. социальными системамиэрготической. эмерджентностью, системообразующего элемента.Системой, Системный анализ в безопасности жизнедеятельности Безопасность систем . . системного инжинирингаконцепция безопасности систем.Первый методвторой методметод гарантии безопасности систем. 2.Система «Человек — жизненная среда» и ее компонентыЧеловекЖизненнаясредасостоит из трех компонентов — природной, социальной, или социально-политической, и техногенной сред:1) природнаясреда2) социальная, социально-политическаясредатехногеннаясредаТехногеннуюсредуразделяют на бытовую и производственную.БытоваясредаПроизводственнаясредаусловия работы и ее безопасность3.Уровни системы «Человек — жизненная среда»микроколлектив, макроколлективыВ основу системного анализа положена эмерджентность, . Эмерджентность Риск как оценка опасностиПлан1. Общая оценка и характеристика опасностей.2. Оценка риска опасности.3. Концепция приемлемого (допустимого) риска.4. Управление риском.5. Качественный анализ опасностей.
  2                

Научные основы безопасности жизнедеятельности

Основы социально-гигиенического мониторинга

В настоящее время большую роль в проведении гигиенической диагностики и оценке степени воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения играют компьютерные технологии (специально разработанные системы, осуществляющие сбор и анализ информации о состоянии здоровья населения и окружающей среды).

С целью отслеживания совокупностей факторов, которые способны оказывать влияние на здоровье человека в динамике, на территории России в июне 2000 года изданием постановления Правительства РФ было осуществлено введение социально-гигиенического мониторинга.

Определение 2

Социально-гигиенический мониторинг — это специальная государственная система, функциями которой являются наблюдение, анализ, оценка и составление прогноза относительно состояния среды обитания человека и здоровья населения, а также выявление причинно-следственных связей между воздействием факторов окружающей среды и состоянием здоровья человека.

Перед социально-гигиеническим мониторингом стоят следующие основные задачи:

  • осуществлять наблюдение за состоянием здоровья человека и среды его обитания, включая факторы биологического, химического, физического, социального и иного происхождения;
  • осуществлять наблюдение за изменениями природно-климатических факторов, состоянием источников возможного антропогенного воздействия на внешнюю среду;
  • осуществлять мониторинг состояния радиационной обстановки;
  • следить за состоянием и выполнением требований условий трудовой деятельности;
  • осуществлять наблюдение за качеством и структурой питания населения, безопасностью пищевых продуктов и др.;
  • выявлять факторы, которые способны оказывать вредное воздействие на здоровье человека и проведение их оценки;
  • составлять прогнозы состояния окружающей среды и здоровья населения на основе полученной информации;
  • определять комплекс необходимых мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и уменьшение воздействий опасных и вредных факторов среды на здоровье человека;
  • информировать население и властные структуры о результатах проведенной работы.

Осуществляют социально-гигиенический мониторинг органы Госсанэпиднадзора (федеральный уровень), а также органы региональной исполнительной власти (уровень субъектов РФ) и органы местного самоуправления (муниципальный уровень).

Силы и средства РСЧС

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее – силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями. Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС России. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории РФ, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке МЧС России. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ осуществляют в установленном порядке главные управления МЧС России по субъектам РФ. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

  • в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
  • в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
  • по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории РФ осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров РФ. Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством РФ в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы. Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ. Силы и средства органов внутренних дел РФ, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

БЖД: что изучает эта наука

БЖД — это не просто наука, одна из институтских дисциплин, по которой чаще всего сдают зачет на втором курсе. Это мероприятие государственного масштаба, осуществляемое с целью защиты населения (одна из подсистем гражданской обороны страны).

Современную жизнь не назовешь безопасной для человека

На занятиях по БЖД вы не только узнаете об опасностях, но и о том, как их ликвидировать и защититься от них.

Разговор в данном случае идет об угрозах:

  • естественного характера (пожарах (лесных), наводнениях, землетрясениях);
  • искусственного (террористических атаках, кибератаках, взрывах на предприятиях, вследствие которых идет заражение окружающей среды отходами в виде выбросов в атмосферу, воду, почву и т.д.).

Особенно важны такие знания в условиях современного технического прогресса, кроме того они являются неотъемлемым элементом теоретических сведений по охране труда каждого из нас.

Данная наука в первую очередь призвана помочь человеку и всему человечеству безопасно сожительствовать с окружающей средой. Вы спросите: «Что же сподвигло правительство нашей страны ввести данную дисциплину в список изучаемых в вузах?».

Заставляют задуматься определенные показатели, которые не меняются уже в течение нескольких десятков лет, а значит свидетельствующие о негативном воздействии факторов внешней среды на людей.

Во-первых, это показатели смертности мужского населения, причем в возрасте 30-50 лет, во-вторых, малая продолжительности жизни вновь среди мужчин. В-третьих, снижение средней численности населения, наблюдаемое ежегодно.

1.1. Основные термины, определения

Безопасность жизнедеятельности — это наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания.

Ее задачи: выявить опасные и вредные факторы, действующие на человека в среде обитания; разрабатывать меры и способы снижения этих факторов до безопасных значений; разрабатывать методы и средства защиты человека; разрабатывать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций; по действию в чрезвычайных ситуациях, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Среда обитания — окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и его потомство.

Деятельность — активное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания.

Здоровье — не только отсутствие болезней, но и способность организма быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, способность к оптимальному выполнению профессиональных, общественных, биологических функций.

Основные показатели здоровья нации:

  • средняя продолжительность жизни (СПЖ);
  • рождаемость;
  • смертность детей до года на 1000 родившихся.

Факторы, влияющие на продолжительность жизни:

  • состояние окружающей среды — 20%;
  • уровень медицинского обслуживания — 7%;
  • генетическая предрасположенность — 20%;
  • случайность — 3%;
  • образ жизни — 50%.

Опасность — явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях нанести вред здоровью человека прямо или косвенно. Опасность хранят все системы, имеющие энергию (электрическую, радиоактивную, химическую, биологическую, социальную и д.р). потенциальная опасность присутствует всегда. Она характеризуется скрытностью, неопределенностью во времени. Условия позволяющие потенциальной опасности перейти в реальную, называются причинами. Причины могут быть техногенного, антропогенного и природного характера.

Что же может произойти?

Может произойти несчастный случай — результат совпадения во времени и пространстве опасных и вредных факторов и человека, приводящих к частичной или полной потере здоровья.

Может создастся аварийная ситуация — ситуация, в которой создается достаточно большая возможность возникновения несчастного случая.

Может произойти авария — повреждение машины, установки, системы энергоснабжения, здания, сооружения, транспортного средства.

Может произойти катастрофа — событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей. Условия возникновения катастроф:

  1. Наличие источников риска: СДЯВ (сильно действующих ядовитых веществ; РВ (радиоактивных веществ); ЛВЖ (легковоспламеняющихся жидкостей); ВВ ( взрывчатых веществ); ВЮ (высокого давления) и т.д.
  2. Наличие факторов риска: взрыв, выброс, возгорание и т.д.
  3. Нахождение в опасной зоне людей.

Может создаться чрезвычайная ситуация (ЧС) — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Планирование занятий и тренировок с персоналом по антитеррору

Для обеспечения безопасности сотрудников организации, руководство также должно проводить занятия и тренировки по антитеррору. Ответственность за такие мероприятия ложится непосредственно на руководителей.

Необходимо периодически проводить тренировки по обеспечению антитеррористической безопасности. Прежде всего, необходима тренировка следующих навыков:

  • осмотр территории организации на предмет нахождения каких-либо бесхозных предметов;
  • порядок действий при обнаружении бесхозного подозрительного предмета;
  • навыки взаимодействия с органами охраны правопорядка, МВД и другими официальными структурами;
  • своевременное оповещение сотрудников организации о чрезвычайной ситуации;
  • организация эвакуационных мероприятий для обеспечения безопасности людей.

Занятия по антитеррору

Руководство организации должно разработать план тренировок перечисленных навыков, которые могут проводиться в виде учебных тревог и подобных мероприятий. Приветствуется привлечение сотрудников МВД или других охранных структур к тренировочному процессу.

Обратите внимание! Помимо отработки практических действий, необходимо проводить с работниками теоретическую работу по обеспечению общей безопасности. Только в случае своевременного и периодического проведения подобных мероприятий можно достичь высокого уровня охраны труда и подготовленности сотрудников к непредвиденным ситуациям

Другие факты о РСЧС

В МЧС России РСЧС называют паспортом территории. Такой документ имеет каждый муниципальный район. В документе записываются и определяются всевозможные ЧС, которые свойственны данному району и возможны в будущем. В паспорт записываются огромный спектр случаев: авария на энергоснабжающих объектах, землетрясения, наводнения, пожары. Также заранее определяются службы, которые будут задействованы при возникновении определенного случая.

Например, если случается пожар, в первую очередь должны быть активизированы пожарные службы, скорая помощь, МЧС (присутствует в любом паспорте), воздушный транспорт и т. д. Таким образом паспорт даст возможность быстро скоординировать имеющиеся силы и действовать немедленно. Для системы самым сложным является редактировать и обновлять паспорт, чтобы информация в нём была актуальной. В нём также записываются состояние дорого к тому или иному объекту. Чтобы в случае ЧС выбрать самый короткий и надёжный путь.

Как видим расшифрованная нами аббревиатура, которая звучит как РСЧС, является масштабной государственной структурой, без которой нельзя обойтись.

Основные разделы данной науки

Знакомство с теоретическими сведениями и отработка практических навыков при изучении БЖД происходит поэтапно. Изначально слушателей знакомят с разделом личного и безопасного поведения.

Как любая наука, БЖД имеет свою структуру

В его границы входит также и изучение особенностей места жительства с точки зрения безопасности окружающей среды.

Кроме того, отдельное внимание данный раздел отводит нормам охраны труда и ЗОЖ. Второй раздел разъясняет меры безопасности жизнедеятельности в условиях коллектива

Второй раздел разъясняет меры безопасности жизнедеятельности в условиях коллектива.

Здесь же обсуждается вопрос, связанный с техногенно естественными катастрофами, а также законы в области здравоохранения, стоящие на страже безопасности каждого из нас.

Изучение третьего раздела информирует нас о том, каким образом обеспечить качественное состояние места нашего обитания. Слушатели обсуждают вопросы, связанные с разумным использованием природных ресурсов, утилизацией отходов как бытовых, так и промышленных.

Речь идет о соблюдении норм собственной безопасности, посредством поддержания экологической чистоты.

Не запрещайте подходить к плите, лучше объясните, как снять крышку с кастрюли

— Некоторые родители возражают, что это просто глупо – тратить школьное время на курс ОБЖ, на то, чтобы объяснять ребенку, как пользоваться электроприборами или как переходить улицу. Разве такие вещи нельзя объяснить в семье?

— Иногда – да, но чаще всего – нет! Вспомните сцену, которую вы наверняка не раз видели: родители пытаются перебежать перекресток на красный свет, а ребенок удерживает их на тротуаре. Для ребенка это – часть его культуры, для его родителей – часть их культуры. Многие семьи предпочитают воспитывать детей по Жан Жаку Руссо: пусть ребенок обожжется, зато сам поймет, как это больно. Эти родители и понятия не имеют, кто такой Руссо: такое воспитание – часть их семейной традиции. Хочешь сунуть руку в огонь — суй. Хочешь залезть в воду, не умея плавать – лезь. И родителям удобно: ничего самим не надо делать!

— В 18 веке один русский дворянин предъявлял претензии лично Жан Жаку Руссо за то, что воспитывал сына точно в соответствии с его знаменитой теорией, и что ничего хорошего не вышло. На что удивленный Руссо возразил: «Я не предполагал, что кто-то последует моим советам!»

— Во всем должна быть мера, норма. Между опытом (часто печальным) и полным неведением должна быть середина: обучение предвидению последствий своих поступков. А для этого у детей надо сформировать понимание того, что опасность — это не про кого-то, а про тебя самого и про тех, кто рядом с тобой.

К сожалению, педагогическая культура семей сегодня часто близка к нулю. В 70-е-80-е годы в СССР работали очень нужные для родителей учебные заведения — университеты педагогических знаний. Я в те годы участвовала в работе такого университета в Москве. В субботу-воскресенье мы собирались и обсуждали вместе с родителями самые актуальные проблемы семейного воспитания, в том числе нравственного.  А сейчас в семьях более распространен подход к делу противоположный «эффекту Руссо».

Сегодня многие родители, не зная, как рассказать ребенку о той или иной жизненной проблеме, предпочитают самый простой выход — все запрещать. Первокласснику – не смей подходить к электрической плите. Пятикласснику – не смей выворачивать лампочку из патрона, подожди взрослых. Девятикласснику – не смей носиться на скейтборде.

А у ребенка уже с трех лет начинает бурно развиваться тяга к самостоятельности: я сам! Почему мне нельзя выкручивать лампочку? Почему надо закрывать кран? Почему надо надевать шапку в холодную погоду? И ребенок начинает бунтовать. Этот бунт может быть ситуативным, когда дети скандалят и капризничают. Этот бунт может быть тихим, загнанным внутрь, но тем сильнее он проявится впоследствии. И проявится он обязательно!

— Неужели из-за того, что родители запрещали ему самому выкручивать лампочку?

— Да! Причины могут быть самыми пустяковыми…на взгляд взрослых, конечно. Но при политике семейных запретов бунт обязательно будет. Будет «назло маме отморожу уши», «назло бабушке открою кран и так оставлю». Поэтому за родительским «нельзя» должно обязательно следовать объяснение, ПОЧЕМУ нельзя это делать. Главное звено между знанием и проявлением этого знания в поведении – личностный смысл. Психологи говорят: прежде всего надо сформировать мотив, личностный смысл, то есть убеждение ребенка в том, что ему это необходимо. Запретом этого не сделать. Нужно обязательно посоветовать, что ему делать, дать разные варианты его возможных действий. Решение проблемы должно быть положительным (сделай так, веди себя так…), тогда все другие варианты останутся в области того, что делать не следует.

Вот поэтому и приходится учителям на уроке ОБЖ проводить практические занятия: детей ведут в комнату технологий, учат зажигать газ, включать электроплиту, объясняют, казалось бы, разные мелочи: как крышку с кастрюли поднять, как овощи и фрукты вымыть, как оказать себе первую помощь при ожоге, отравлении и т.д.

Элементарные приемы, скажете вы, но современные школьники их не знают!

— Они не знают, как снять крышку с кастрюли?

— Родители все чаще оставляют им обед в термосе. Это просто и удобно! Но ведь это не решение проблемы. Очевидно, что, получая обед в термосе, ребенок не научится обращаться с электроприборами… Кстати, вы знаете, что опаснее всего для человека при затоплении квартиры?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector