Законы российской федерации

Содержание:

Законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации[править]

2008править

  • Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»
  • Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»

2014править

  • Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»
  • Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

2020править

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»

Кто обладает законодательной инициативой

Закон позволяет выдвигать законодательную инициативу:

  • депутаты ГД РФ отдельно или группой;
  • профильные комитеты ГД РФ;
  • члены Совета Федерации4
  • президент РФ;
  • профильные министры.

Таким образом, граждане не могут выдвинуть законотворческую инициативу. Однако они могут действовать через своего депутата. Страна поделена на избирательные округи. Каждый депутат закреплен за конкретно взятым округом. Он должен работать с населением. Для этого у него есть несколько помощников и общественные приемные. Так, любой гражданин может прийти и выдвинуть свою законотворческую инициативу. Если она окажется весьма привлекательной и эффективной, то депутат может выдвинуть ее на голосование. Однако перед этим нужно передать идею в профильный комитет Госдумы, чтобы его члены смогли рассмотреть эффективность и новизну идеи, оценить прибыль или ущерб для федерального бюджета, проверили на легитимность и разработали механизм действия.

Выписка из статьи 104 КРФ

То есть, каждый может озвучить свои мысли по поводу новых законов. Но для их принятия нужно действовать через лиц, которые имеют право на законодательную инициативу. Стоит отметить, что каждый депутат обязан иметь общественную приемную и помощников. Также он обязан работать с наказами избирателей. Если они не выполняются, то вероятность переизбрания на еще один срок снизится. Сегодня электорат становится все более грамотным, поэтому контролирует деятельность народных избранников.

Процедура принятия закона – пошаговая инструкция

Процесс принятия федеральных законов строго регламентирован. Он подробно указан в Конституции РФ, поэтому депутаты обязаны следовать ему. Стоит рассмотреть подробнее, как происходит принятие новых законов в России.

Шаг 1

Тот, у кого есть право законотворческой инициативы, выдвигает законопроект во время очередного заседания депутатов ГД РФ. До этого он должен проработать его, обосновать и проверить на легитимность. Для этого Госдума обладает большим штатом юристов, проверяющие каждый законопроект.

Тот, у кого есть право законотворческой инициативы, выдвигает законопроект во время очередного заседания депутатов ГД РФ

Шаг 2

Доработка закона после первого чтения. Необходимо внести правки и учесть замечания коллег по палате парламента.

Доработка закона после первого чтения

Шаг 3

Второе чтение законопроекта. Если опять есть замечания, то процесс нужно повторить, а при отсутствии неточностей происходит процедура голосования. Необходимо, чтобы большинство депутатов ГД РФ проголосовали за законопроект.

Второе чтение законопроекта

Шаг 4

Передача законопроекта членам Совета Федерации в течение 5 дней после его одобрения. За это отвечает председатель Госдумы. Сенаторы тоже должны одобрить его. В случае наличия замечаний он отправляется на доработку.

Передача законопроекта членам Совета Федерации в течение 5 дней после его одобрения

Шаг 5

Принятый сенаторами законопроект попадает на стол к президенту, который должен его подписать не позднее 14 дней.

Принятый сенаторами законопроект попадает на стол к президенту, который должен его подписать не позднее 14 дней

Шаг 6

Публикация законопроекта, после чего он будет обладать юридической силой.

Публикация законопроекта

Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

Сроки принятия законов в России

Процесс принятия законопроекта может оказаться весьма долгим. Он не оговорен законом. То есть, один законопроект могут обсуждать несколько лет и постоянно его дорабатывать. На самом деле это нормально. Сейчас есть несколько непринятых проектов, к которым депутаты ГД РФ постоянно возвращаются и снова откалывают процесс принятия в силу различных причин. Однако, если все происходит достаточно быстро и депутаты принимают проект, то сроки его принятия регламентированы.

Выписка из ФЗ-5 от 14.06.1994 года

Таблица 1. Сроки принятия законов в России

Этап принятия закона Срок (дней)
Передача членам Совета Федерации 5
Передача на подписание президенту 5
Публикация закона после подписания 14

Таким образом, если все делать быстро, то за месяц проект может быть подписан и обнародован. Однако стоит понимать, что не всегда ФЗ сразу получает юридическую силу. Если указаны четкие сроки его начала (а иногда и окончания) действия, то он не может действовать до наступления этого срока, несмотря на подписание президентом и публикацию согласно требованиям действующего законодательства.

Разделы документов

Популярное

223-ФЗ
44-ФЗ
54-ФЗ
АПК РФ
БИК
Бюджетный кодекс
Госзакупки
ГПК РФ
Градостроительный кодекс
Гражданский кодекс
ЕТКС
ЖК РФ
Закон о банкротстве
Закон о защите прав потребителей
Закон о персональных данных
Закон о рекламе
Закон о СМИ
Закон о торговле
Закон об образовании
Закон об ООО
Закон об оружии
Закон об основах охраны здоровья граждан
Закон об электронной подписи
Земельный кодекс
КАС РФ
КоАП
Конституция РФ
Налоговый кодекс
ОКДП
ОКОФ
ПБУ
ПДД
Положение о порядке прохождения военной службы
Постановление о служебных командировках
Правила предоставления коммунальных услуг
СанПиН на жилые многоквартирные дома
Семейный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовный кодекс
УК РФ
УПК РФ
Штрафы за нарушение ПДД

КОДЕКСЫ

Гражданский кодекс

Трудовой кодекс

Налоговый кодекс

КоАП

Уголовный кодекс

Гражданский процессуальный кодекс

Уголовно-процессуальный кодекс

Арбитражный процессуальный кодекс

Земельный кодекс

Жилищный кодекс

Семейный кодекс

Бюджетный кодекс

Градостроительный кодекс

Таможенный кодекс Таможенного союза

Кодекс административного судопроизводства

Уголовно-исполнительный кодекс

Лесной кодекс

Водный кодекс

Воздушный кодекс

Кодекс торгового мореплавания

Кодекс внутреннего водного транспорта

ЗАКОНЫ

Закон «О защите прав потребителей»

Закон «Об образовании»

Федеральный закон «О рекламе»

Федеральный закон «Об ООО»

Закон «О полиции»

Федеральный закон «О ветеранах»

Закон «О СМИ»

Федеральный закон «Об оружии»

Федеральный закон «Об АО»

Федеральный закон «Об ОСАГО»

Федеральный закон «О связи»

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

Закон «О недрах»

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Федеральный закон «О землеустройстве»

Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

Закон об аудиторской деятельности

Закон «О плате за землю»

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон об электронной подписи

Закон о госзакупках

Федеральный закон «О ККТ»

Федеральный закон «О техническом регулировании»

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

Закон о техосмотре

Бланки

Поправки в законодательство

Стоит обратить внимание, что параллельно развитию ситуации с коронавирусом COVID-19 в течение двух дней были приняты Госдумой, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом поправки в законы. Принятые изменения, в частности, изменения в ФЗ-68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» уточняют, что чрезвычайная ситуация — это также «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих» (раньше максимально подходящим понятием в ст

1 этого закона было словосочетание «иные бедствия»). Кроме того, поправки дают полномочия правительству напрямую вводить режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на федеральном уровне. Также правительство наделяется правом, в случае чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы заболевания, представляющего опасность для окружающих, устанавливать ограничения (но не более чем на 90 дней) на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями. Таким образом, принятые изменения создали возможность для юридического обоснования некоторых ограничений, которые уже введены на территории страны.

Пока общество пытается осознать происходящее и надеется на введение режима чрезвычайного положения, которое, по его мысли, узаконит принятые ограничения и даст какую-никакую компенсацию населению, государство работает над законодательством, создавая себе правовые возможности для обоснования вводимых мер. Мер, которые являются новшествами в юридической реальности страны, во всех ее регионах.

Карина Горбачева

ОбществоВласть БашкортостанТатарстан

Обзор документа

Президент РФ подписал Закон об обязательных требованиях, связанных с ведением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Соблюдение таких требований оценивается в рамках госконтроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

По общему правилу требования будут вступать в силу 1 марта либо 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем через 3 месяца после опубликования. Действовать требования могут максимум 6 лет. Продлить срок можно будет по результатам оценки применения.

Предполагается, что основная масса обязательных требований должна быть отменена до конца 2021 г. и переиздана в соответствии с Законом.

Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2020 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Нормативные документы Российской Федерации

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Он имеет общеобязательное
государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания. Нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме законов,
указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Конституция  Российской Федерации имеет высшую юридическую силу,  прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.  Законы и иные правовые акты,  принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции
Российской Федерации.

Кодекс – это систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-либо отрасли права (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс, процессуальный кодекс).

Расположение правовых норм в кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.

По предметам ведения Российской  Федерации  принимаются  федеральные  конституционные  законы и федеральные законы,  имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

По  предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии  с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральные  законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое
регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты  субъектов  Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия  между  федеральным законом и иным
актом,  изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В  случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации,  изданным в соответствии с  частью  четвертой настоящей статьи,  действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

По законодательству России закон – это нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом России  и обнародованный в установленном порядке.

Основное законодательство Российской Федерации выглядит следующим образом:

  1. Конституция
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)
  8. Воздушный кодекс Российской Федерации
  9. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
  10. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
  11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
  12. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  13. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
  14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
  15. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)
  16. Уголовный кодекс Российской Федерации
  17. Семейный кодекс Российской Федерации
  18. Трудовой кодекс Российской Федерации
  19. Земельный кодекс Российской Федерации
  20. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
  21. Жилищный кодекс Российской Федерации
  22. Градостроительный кодекс Российской Федерации
  23. Кодекс судейской этики
  24. Водный кодекс Российской Федерации
  25. Лесной кодекс Российской Федерации

Законодательная инициатива президента

Президент РФ обладает правом вето. Это значит, что он может отклонить законопроект, который ему дали для подписания. Таким образом, он обязан с ним ознакомиться и выдвинуть свои предложения или замечания. После этого проект снова попадает к депутатам Госдумы.

На практике депутаты принимают все поправки президента и повторно отправляют проект на рассмотрение членам верхней палаты, а потом на подписание. Стоит отметить, что подобный круговорот может продолжаться бесконечно.

Таким образом, право вето служит последней инстанцией на пути к подписанию документа. Если президент не уверен, что проект закона будет полезным, он отклоняет его. Однако эта мера также служит возможностью показать отношение к конкретно взятой инициативе, чтобы сохранить рейтинг президента при принятии непопулярных мер. Такое уже было сделано несколько раз во время второго президентского срока В.В. путина.

Президент подписывает закон

Преодоление права вето

Преодолеть право вето можно, если 2/3 депутатов проголосует за возвращенный законопроект в той же редакции. Тогда, минуя Совет Федерации, он снова попадает на стол к президенту. Он обязан его подписать, несмотря на наличие права вето.

Если проект принципиальный и может иметь серьезные политические или социальные последствия, то у президента есть два выхода из ситуации для отказа от подписи законопроекта:

  • уйти в отставку;
  • распустить Госдуму и назначить новые выборы.

Текст статьи 109 КРФ указывает, что ГД РФ можно распустить, если в стране не действует ЧП или военное положение, а также против президента не заведена процедура импичмента. Стоит отметить, что первый год работы депутатов ГД РФ должен пройти полностью, сразу их распустить нельзя.

Депутаты ГД РФ голосуют за закон

Вот когда происходит роспуск Думы:

  • кандидатура Председателя Правительства отклонена депутатами три раза;
  • кандидатуры Правительства РФ не устраивают депутатов;
  • недоверие к депутатам ГД РФ (этот вопрос должен рассматриваться профильными структурами, чтобы доказать неэффективную работу депутатов ГД РФ, которая идет вразрез с принятой государственной стратегией).

Истории Российской Федерации не встречалась с роспуском Госдумы. Более того, депутаты ГД РФ всегда принимали кандидатуры членов Правительства. Президент уходит в отставку только один раз – 31 декабря 1999 года. Это был Ельцин, после которого пришел Путин. Отметим, что Ельцин называл его своим преемником.

Дума распускалась только Николаем II во времена Российской Империи. Однако результат оказался плачевным. Стоит отметить, что роспуск депутатов значительно повышает нагрузку на федеральный бюджет, так как необходимо повторно проводить выборы. Все это понимают, поэтому данная мера считается крайней, к которой могут прибегнуть при исключительных обстоятельствах.

Право собственности

Федеральный закон о государственной регистрации относится к числу гражданских прав. Для того чтобы оформлять право собственности, необходимо использовать такое специальное понятие, как кадастровый номер – он должен быть уникальным на территории страны. Он считается действительным, пока объект существует как отдельная единица.

Федеральные законы – это комплекс правовых и гражданских норм, которые относятся к каждому гражданину страны, получившему регистрацию. Кроме регистрации отдельного гражданина по закону требуется зарегистрировать имущество, находящееся во владении. Это может быть жилое помещение, офис, водоем, земельный участок или недра.

Регистрация любого недвижимого имущества должна проходить в регистрационном отделе, предусмотрено это федеральным законом. Такие учреждения создаются специально уполномоченными органами исполнительной власти. Регистрация права на недвижимое имущество – это юридическая сделка, подтверждающая переход имущества в собственность в соответствии с кодексом федеральных законов. Сам процесс оформления земельного участка проводится по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Данное правило прописано в федеральном законе страны.

Если говорить простыми словами, то федеральные законы – это протоколы, создающиеся на основе Конституции страны, которые дают право населению на свободную и комфортную жизнь.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • закон;

  • подзаконные акты;

  • международные законы.

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

  • общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

  • акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

  • муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Нормативные правовые акты

Основы ТК

Этот раздел формулирует цели и задачи трудового законодательства. В нем изложены основные принципы трудовых отношений.

Например, статья 3 говорит о запрещении дискриминации в сфере труда, статья 4 — о том, что у нас в стране запрещен принудительный труд. Статья 8 посвящена локальным нормативным актам, которые имеет право принимать работодатель.

Таким образом, этот раздел посвящен порядку действия ТК.

Трудовые отношения

Трудовые отношения возникают, когда заключен трудовой договор. Они включают в себя непосредственно саму работу, оплату труда, соблюдение условий труда, выполнение правил внутреннего трудового распорядка.

В этой главе описаны все основания, по которым наступают трудовые отношения. Чаще — это трудовой договор. Кроме того, это происходит при избрании на должность, назначении на должность, судебном решении и т.д.

Статья 21 содержит основные права и обязанности работника, статья 22 — обязанности работодателя.

Социальное партнерство

Определение

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками, работодателями и органами власти и местного самоуправления.

Оно нужно для того, чтобы при необходимости можно было вести коллективные переговоры, проводить консультации, создавать комиссии и решать возникающие трудовые вопросы и споры, тем самым повышая уровень эффективности.

Самый яркий пример социального партнерства — это коллективный договор, который заключается между тремя или двумя перечисленными сторонами. Этот документ разрабатывается в процессе переговоров и принимается на общем собрании коллектива.

Цель социального партнерства — принятие решений, которые обеспечивают эффективность работы организации и создают систему гарантии трудовых прав работника.

Трудовой договор

Этот документ подробно описан в Трудовом кодексе. Это главный документ, который подписывается работником и работодателем при приеме на работу.

По сути, это двухстороннее соглашение, в котором четко прописано, какую работу будет выполнять работник, сколько ему будет за эту работу платить работодатель.

При этом, обязательным пунктом считается выплата зарплаты не реже двух раз в месяц в определенные дни, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка.

Подробно содержание трудового договора описано в статье 56 ТК РФ.

Примечание

Очень важны сроки трудового договора: неопределенный и определенный. Надо понимать, если срок в договоре не указан, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

В разделе подробно описывается порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора. Отдельная глава (14) посвящена защите персональных данных работника.

Рабочее время

Определение

Рабочее время — это время, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности.

В нашей стране законодательно установлена продолжительность рабочего времени. Она не должна быть больше 40 часов в неделю.

Кодекс предусматривает также сокращенную продолжительность рабочего времени для определенных категорий населения. Например, для работников в возрасте до шестнадцати лет не более 24 часов в неделю. От шестнадцати до восемнадцати лет рабочий день должен составлять не более 35 часов в неделю. Это условие в обязательном порядке прописывается в Трудовом договоре.

В Кодексе установлены нормы работы в ночное время, порядок сверхурочной работы. Также даются понятия о том, что такое ненормированный рабочий день, сменная работа и т.д.

Время отдыха

Это время, которое работник использует по своему усмотрению, т.е не работает. Почему тогда это понятие включено в ТК?

Это право закреплено в статье 37 Конституции РФ, а Трудовой кодекс обеспечивает реализацию этой гарантии.

В ТК перечислены все виды отдыха при осуществлении трудовых обязанностей:

  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
  • нерабочие праздничные дни;
  • отпуска.

Продолжительность такого отдыха устанавливается отдельными нормативными документами. Например, еженедельные выходные дни должны длиться не менее 42 часов.

Примечание

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работнику согласно Конституции РФ. Срок отпуска составляет 28 календарных дней. Это минимальный отпуск.

Удлиненный отпуск определяется нормативными документами и предоставляется работниками со специфическими условиями труда, здоровья, возраста. Например, работникам моложе 18 лет отпуск предоставляется продолжительностью не менее 31 календарного дня. Работодатель обеспечивает в период отпуска сохранение за работником рабочего места.

Конституция: принятие федеральных законов

Процесс принятия федеральных законов предусмотрен Конституцией РФ. В статье 105 указано, что все законы принимаются после обсуждения депутатами ГД РФ. При этом необходимо, чтобы большинство депутатов проголосовало за законопроект, чтобы он был принят.

Важно, чтобы законопроект отвечал всем требованиям. Он не должен противоречить действующим законам, иначе требуется его доработка

Конституция обязывает передавать законопроект на рассмотрение в верхнюю палату парламента после его одобрения нижней. Сенаторы тоже должны изучить его положения и одобрить или вернуть на доработку.

Обязательно представители Совета Федерации должны рассматривать законопроекты, которые касаются следующих вопросов:

  • государственного бюджета;
  • введения новых налогов и сборов или внесения изменений к соответствующим законам;
  • денежной эмиссии;
  • вопросов таможенного регулирования;
  • финансовой или валютной политики внутри страны или за ее пределами;
  • ратификации или денонсации международных договоров и соглашений;
  • войны и мира, а также защиты государственной границы.

Выписка из статьи 108 Конституции РФ

После того, как члены Совета Федерации рассмотрят законопроект и проголосуют за него, он отправляется на подписание президенту, что указано в статье 107 КРФ. Также ее текст указывает, что президент может одобрить и подписать проект закона. Но при наличии некоторых спорных моментов имеет право отправить его обратно на рассмотрение в нижнюю палату парламента.

Что такое законотворческий процесс?

Ответ на этот вопрос дает основной нормативный акт страны — Конституция. В ней зафиксировано, что издателем федеральных законов может быть только представительный орган — Парламент. В России Парламент является двухпалатным, и даже носит оригинальное название — Федеральное собрание. Идеи о формировании тех или иных законов выдвигаются в нижней палате Парламента — Государственной Думе. Если идея одобряется, то формируется проект закона. Его рассматривают на трех чтениях. Первая процедура чтения предполагает выявление основных ошибок и проблемных мест в проекте. То же происходит и в ходе второго чтения. На последнем заседании по проекту законодатели голосуют за принятие или непринятие закона. Если две трети голосующих выступают за принятие закона, то проект, составленный и проверенный в нижней палате, отправляется на рассмотрение в Совет Федерации — верховную парламентскую палату.

Роль Совета Федерации в законотворческом процессе В верхней парламентской палате сенаторы решают дальнейшую судьбу закона. Если по результатам голосования проект примут, то он отправится в Верховный и Конституционный суды, где будет проверен на соответствие конституционным нормам. В самом конце процесса закон подписывается главой государства. Он имеет право наложить на закон вето — то есть отклонить его. Вето возможно преодолеть повторными чтениями и голосованиями, но уже с большим числом парламентариев, выступающих за принятие акта. Кодексы Большинству россиян известно о существовании так называемых кодексов — крупных нормативных актов, регулирующих ту или иную общественную сферу. Так, существует Уголовный кодекс, а также Гражданский, Трудовой, Семейный, Бюджетный, Налоговый и т.д. Каждый подобный закон сформирован на основе множества отдельных федеральных законов. Российская Федерация входит в число стран с романо-германской правовой системой. Подобное, в свою очередь, означает разнообразие законодательной сферы. Для примера можно взять Гражданский кодекс. Это громадный юридический труд, состоящий из четырех частей. Каждая часть принималась по отдельным федеральным законам. Например, четвертая часть, регламентирующая нормы интеллектуального права, была принята в 2006 году. 18 декабря был рассмотрен и подписан ФЗ № 230 от 18.12.2006, который и послужил правовым началом для существования и реализации четвертой части ГК РФ. Каждое изменение, вносимое в Кодекс, также регламентируется соответствующими федеральными актами.

Сферы законодательства Федеральных законов в России невероятно много. Точную цифру назвать не получится. ведь ежегодно принимаются сотни новых актов. Более того, некоторые законы ликвидируются, изменяются, объединяются и всячески преобразуются. Именно поэтому следует рассказать не про сами законы, а про общественные сферы, которые они регулируют. На сегодняшний день основным нормативным актом, регламентирующим уголовные нормы, является российский Уголовный кодекс. Он постоянно дополняется множеством Федеральных законов. Последние изменения были внесены в июле 2017 года, именно тогда вышел ФЗ-250 от 29.07.2017 года. В нем говорилось о дополнении и ликвидации некоторых уголовных норм. То же самое касается и гражданского права. Например, в ФЗ-147 от 01.07.2017 говорилось об изменении в ГК РФ некоторых статей. Федеральные законы Российской Федерации, таким образом, можно поделить на две группы: общие и узконаправленные. Первые касаются крупных общественных сфер, как это было проиллюстрировано выше. Однако существуют и более институциональные законы, направленные на регулирование узких общественных сфер. Пример будет разобран ниже. Сфера образования Образовательную среду регламентирует Федеральный закон «Об образовании» Российской Федерации. Как выглядит этот закон? Начать стоит с наименования. Большую роль здесь играет дата принятия. Дело в том, что номер, применяемый в названии, мог уже учитываться в прошлом. Вот как выглядит аббревиатура закона об образовании: «№ 273-ФЗ от 29.12.2012». Также в названии указывается дата последнего изменения нормативного акта. Сами федеральные законы чаще всего состоят из глав, параграфов и статей. В первой главе почти всегда указываются общие положения. Сюда входит предмет закона, методы регулирования, основные понятия, принципы и т.д. В последующих главах описываются непосредственно объект повествования, а также связанные с ним моменты. Последняя глава содержит заключительные положения, которые повествуют о порядке принятия норм. Указываются даты принятия закона Госдумой и Совфедом.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

  • на временные акты;

  • акты неопределенно длительного действия.

Самоизоляция и законодательство

30 и 31 марта регионы ввели у себя режим самоизоляции. Локомотивом стали Москва и Московская область, которые первыми ввели режим повышенной готовности, а спустя время его ужесточили ограничениями, охватившими всех его жителей.

Напомним, что еще 26 марта в Москве не покидать свои жилища предписывалось только пожилым людям в возрасте от 65 лет. А уже 29 марта были введены изменения в указ Сергея Собянина, которые обязывают всех граждан не покидать место проживания и дистанцироваться в местах, где граждане пребывают совместно в связи с их деятельностью.

В понедельник глава правительства Михаил Мишустин призвал всех губернаторов последовать примеру Москвы и Московской области, и вот уже ко вторнику почти половина субъектов ввела у себя аналогичные меры. Попутно во всех регионах разрабатывается система пропусков для работников предприятий, которые продолжают ходить на работу, и система контроля за перемещением граждан (первая подобная система была запущена 1 апреля в Татарстане).

Однако столь быстрое развитие событий не помешало юристам и аналитикам успеть заметить, что правовая основа данных мер достаточно неопределенна.

Фото Максима Платонова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector