Эвакуация людей при пожаре (правила)

Пути эвакуации в пределах этажа

Основными нормируемыми параметрами для коридоров является их ширина, протяженность путей движения и ширина выхода из коридора на лестничную клетку.

Как правило, протяженность поставлена в зависимость от расположения помещения – между лестничными клетками или в тупиковом коридоре или холле и определяется в зависимости от плотности людского потока, от степени огнестойкости и функционального назначения здания.

Анализ методологии нормирования процесса эвакуации людей показывает, что критерием для определения помещения с выходом в тупиковый коридор и помещения расположенного между лестничными клетками является количество направлений для эвакуации. Одно направление эвакуации из помещения – это «помещение с выходом в тупиковый коридор», два и более – «помещение, расположенное между лестничными клетками».

При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную: на половину ширины дверного полотна – при одностороннем расположении дверей; на ширину дверного полотна – при двустороннем расположении дверей.

Количество выходов из помещения, с этажа и из здания в целом.

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:

  • помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.;
  • помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать в соответствии с требованиями;
  • помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.;
  • помещения класса Ф5 категорий А и Б с численностью работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В — более 25 чел. или площадью более 1000 м2;
  • открытые этажерки и площадки в помещениях класса Ф5, предназначенные для обслуживания оборудования, при площади пола яруса более 100 м2 — для помещений категорий А и Б и более 400 м2 — для помещений других категорий.

Помещения класса Ф1.3 (квартиры), расположенные на двух этажах (уровнях), при высоте расположения верхнего этажа более 15 м должны иметь эвакуационные выходы с каждого этажа.

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса:

  • Ф1.1; Ф3.3; Ф4.1; Ф4.2;
  • Ф1.2; Ф3; Ф4.3 при высоте расположения этажа более 9 м и численности людей на этаже более 20;
  • Ф1.3 при общей площади квартир на этаже, а для зданий секционного типа — на этаже секции — более 500 м2; при меньшей площади каждая квартира, расположенная на высоте более 15 м, кроме эвакуационного должна иметь аварийный выход;
  • Ф5 категорий А и Б при численности работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В — 25 чел.

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные и цокольные этажи при площади более 300 м2 или предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.

Число эвакуационных выходов с этажа должно быть не менее двух, если на нем располагается помещение, которое должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

Число эвакуационных выходов из здания должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания.

В помещениях, рассчитанных на единовременное пребывание в нем не более 50 чел. (в том числе амфитеатр или балкон зрительного зала), с расстоянием вдоль прохода от наиболее удаленного рабочего места до эвакуационного выхода (двери) не более 25 м не требуется проектировать второй эвакуационный выход (дверь).

Ответственность за нарушение требований разработки плана

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, ответственным за подготовку ПЭ и его размещение является руководитель организации/здания/помещения. Если не соблюдаются требования и правила разработки ПЭ, то КоАП РФ статья 20, пункт 4 предусматривает административную ответственность в виде денежных штрафов:

Ответственное лицо

Штраф при однократном нарушении

Штраф при повторном нарушении

Частное лицо

от 3000 до 4000 рублей

от 4000 до 5000 рублей

Должностное лицо

от 15 000 до 20 000 рублей

от 20 000 до 30 000 рублей

Индивидуальный предприниматель

от 30 000 до 40 000 рублей

от 40 000 до 50 000 рублей

Юридическое лицо

от 150 000 до 200 000 рублей

от 200 000 до 400 000 рублей

А ещё, помимо денежного штрафа, для юридических лиц, повторно нарушающих правила грозит остановка их деятельности до 90 дней.

Действия в случае пожара в жилом доме

Соблюдайте спокойствие. «Только спокойствие!» — так, кажется, говорил Карлсон.

Позвонить по телефону 01 или 112 и вызвать пожарных и спасателей. Вызов на номер 112 возможен с мобильного телефона даже при отсутствии SIM-карты. Необходимо указать точный адрес и этаж и, по возможности, встретить их.

Отключить все электроприборы рубильником в коридоре и газ на кухне. В случае если загорелся телевизор: отключить от сети и накрыть его мокрым покрывалом.

Закрыть окна и двери, чтобы убрать сквозняк и доступ кислорода для горения.

На начальной стадии можно попытаться погасить огонь самостоятельно: лучше всего воспользоваться огнетушителем. Или плотно накрыть очаг возгорания тканью, засыпать землей, если горит не масло — залить водой. При неудаче — начать эвакуацию.

Взять маленьких детей на руки и вынести их из помещения, помочь пожилым людям, оказать помощь пострадавшим.

Быстро выйти из зоны пожара, заранее прикинув безопасный маршрут. Не пользоваться лифтом! При необходимости использовать запасные пожарные выходы и лестницы

Брать с собой нужно только документы и деньги, ценные вещи, которые можно унести за один раз.

Обязательно использовать простейшие средства защиты органов дыхания от угарного газа: смоченные водой платки, простыни, ватно-марлевые повязки.

При сильном задымлении передвигайтесь ползком к выходу, так как внизу около пола дыма меньше и ниже вероятность потерять сознание.

Уходя, не закрывать входную дверь на ключ.

При невозможности покинуть помещение, стараться обратить на себя внимание: выбить окно, кричать и размахивать яркой тканью.

При пожаре ни в коем случае нельзя пользоваться лифтом. Только лестница! Фото: Lift Dekor, Enigma Project

Мобильные средства

Отличительная особенность входящих в эту группу средств — возможность их применения без масштабной реконструкции зданий и сооружений.

Автолестницы и автоподъемники

Современные АЛ и АКП являются основными средствами спасательных работ на высоте.

Производители как в России так и за рубежом как правило, выпускают целую гамму таких автомобилей. Например, фирма «Magirus» (ФРГ) предлагает АЛ с максимальной рабочей высотой от 18-19 до 51-53 метров, фирма «BrontoSkylift» (Финляндия) — от 11-12 до 67-68 метров.

И это оправданно, потому что анализ пожаров в зданиях повышенной этажности подтверждает необходимость иметь целый параметрический ряд таких автомобилей и дифференцированно подходить к оснащению ими пожарной охраны. Так, если для зданий высотой в 16-17 этажей целесообразно иметь передвижные подъемно-спасательные устройства типа АЛ-50 или АКП-50, то для более высоких зданий традиционные средства становятся очень громоздкими, и возникает необходимость рассматривать применение альтернативных устройств.

АКП-32 и АЛ-50

Опыт эксплуатации и проектирования пожарных АЛ-50 и АКП-32 показывает, что рабочая высота с диапазоном от 30 до 50 метров является предельной с точки зрения оптимального сочетания прочности, устойчивости, а также и габаритов, ограниченных условиями эксплуатации в стесненных городских условиях.

Спасательные комплексы

Подъемно-спусковые устройство (ПСУ) являются комбинацией подвесной канатной дороги и пассажирского лифта. Комплексы представляет собой размещенную на шасси автомобиля маятниковую канатную дорогу, для монтажа которой необходима предварительная установка на зданиях специальных силовых консолей. Кабина может использоваться как для спасения людей, так и для тушения пожара.

Практика показывает, что высота объектов, обслуживаемых подобным комплексом, не превышает 150 м. Ограничена высота несущей способностью канатов. По прибытии спасательного автомобиля люлька через 300 секунд может достигнуть высоты 100 м.

Пожарные вертолеты

В зданиях повышенной этажности для экстренной эвакуации людей могут применяться вертолеты, дирижабли и т.д. Спасение людей с кровель высотных зданий в основном происходит с специально приспособленных посадочных площадок. При такой ситуации могут использоваться специально оборудованные вертолеты. Пожарные вертолеты укомплектованы спасательными кабинами, подъемно-спускными механизмами, средствами связи, мощными источниками освещения и другим специальным оборудованием. Спасательные кабины крепятся на внешней подвеске вертолетов. Наиболее часто все манипуляции кабинами осуществляются за счет перемещения самого вертолета, однако имеются конструкции, вертикальное движение которых осуществляется при помощи лебедки.

В связи с отсутствием передвижных (автотранспортных) средств спасения людей с высоты более 50-70 м за рубежом и в нашей стране проводились работы по спасению людей при помощи летательной техники. За рубежом вертолеты широко используются для спасения людей благодаря тому, что большинство кровель высотных зданий имеет приспособленные посадочные площадки. При такой ситуации могут использоваться как специально оборудованные машины, так и армейские, полицейские и иные вертолеты.

В России крыши практически всех высотных зданий не приспособлены для посадки вертолетов, поэтому и применяются они по другим схемам.

Существуют факторы, ограничивающие возможность использования вертолетов при проведении спасательных работ:

  • значительные потери времени с момента вызова вертолета до его прибытия к месту пожара, связанные с удаленностью аэродромов (вертолетных площадок);
  • наличие различного рода препятствий на трассе полета, особенно в центре города;- влияние погодных условий на эффективность работы;
  • воздействие на вертолет и его экипаж опасных факторов пожара;
  • необходимость специальной подготовки экипажа;
  • необходимость денежных затрат на строительство и поддержание в рабочем состоянии посадочных площадок на крышах зданий.

Например, пожарный вертолет Ка-32А1 для выполнения операций спасения людей оборудован специальными транспортно-спасательными кабинами (ТСК), спусковым устройством СУ-Р, лебедкой ЛПГ и специальными лямочными сиденьями. Кабина ТСК-1 рассчитана на 2 человек, крепится на лебедке грузоподъемностью 300 кг и предназначена для спасания людей с балконов и из оконных проемов.

Кабины ТСК-2 и ТСК-3 рассчитаны соответственно на 20 и 10 человек, крепятся на внешней грузовой подвеске и предназначены для спасания людей с крыш зданий и из других труднодоступных мест.

Дополнительная статья по теме: Требования к вертолетным площадкам

Описание

Каждый грамотно составленный, правильно изготовленный образец такого важного документа эффективно помогает не только посетителям любых общественных зданий, спортивных, развлекательных сооружений, но и служит для поддержания, организации должного уровня безопасности, соблюдения противопожарного режима на предприятии, в т.ч. при проведении инструктажей по ПБ, обучении ПТМ

План эвакуации (ПЭ) согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009 – неотъемлемая составная часть ФЭС, в которой указываются эвакуационные, аварийные пути, выходы, определяется порядок/алгоритм действий при любом ЧП, в т.ч. пожаре.

План эвакуации, который выглядит как таблица, определенного формата для данного вида помещения, этажа/части здания, состоит из следующих обязательных элементов:

  • Заголовка с названием.
  • Адреса здания/сооружения, корпуса/строения с указанием этажа/отметки, точного места размещения ПЭ.
  • Графической части.
  • Текстовой пояснительной части.
  • Блока с расшифровкой обозначений/символов.
  • Названия специализированной организации, разработчика/изготовителя – в левом нижнем углу документа.
  • Обозначения по ГОСТ о фотолюминесцентных свойствах материалов, использованных при изготовлении – в правом нижнем углу.

План эвакуации используется для следующих целей:

  • Регламентирует действия дежурного персонала, работников/сотрудников; всех категорий посетителей/проживающих в зданиях/сооружениях.
  • Способствует проведению эффективной, максимально оперативной эвакуации людей из зон поражения, очагов пожара, задымления по маршрутам наименьшей протяженности, минуя тупики и опасные места.
  • Нахождения/обнаружения мест установки противопожарного оборудования, устройств оповещения, подачи сигнала тревоги, запуска инженерных систем водопровода, пожаротушения, дымоудаления.
  • Используется при проведении систематического инструктажа о правилах, мерах ПБ, условиях соблюдения противопожарного режима в здания/сооружениях организации/предприятия.
  • Напоминает о порядке первоочередных действий, предпринимаемых при обнаружении очага пожара дежурным персоналом, членами ДПД.
  • Используется пожарными при разведке, локализации/ликвидации очагов пожара.

Как организовать эвакуацию людей в условиях пожарной тревоги?

Организация своевременной и грамотной эвакуации в случае возникновения угрозы жизни закладывается на стадии проектирования объекта. В процессе эксплуатации обеспечивается контроль состояния путей эвакуации и работоспособность инженерных систем, обеспечивающих реализацию планов эвакуации

Для обеспечения процесса безопасного вывода людей из здания важно учитывать следующие факторы:

  • возможная скорость передвижения;
  • количество доступных эвакуационных выходов и безопасных зон;
  • пропускная способность выходов;
  • варианты и протяжённость путей передвижения;
  • безопасность маршрутов
  • возможность отделения путей передвижения от зон и помещений повышенной пожароопасности.

План эвакуации

Для организации действий в случае пожара разрабатывают планы эвакуации. Они включают в себя правила поведения и порядок действий. Обычно создают несколько вариантов плана с учётом времени суток, возможного количества людей, вероятных мест возгорания и прочих факторов. План состоит из набора инструкций для сотрудников и персонала, отвечающих за пожарную безопасность в здании. Кроме этого, обязательна графическая часть со схемой возможных выходов и путей передвижения, обозначением расположения противопожарного оборудования и средств оповещения. Схемы движения должны быть размещены на всей территории здания в хорошо видных местах. Предоставление детальной информации и инструкций сводит к минимуму факторы риска при организации эвакуационных действий.

Оповещение о пожаре

Основными мерами, обеспечивающими безопасность людей, является раннее обнаружение возгорания и заблаговременное оповещение о начавшемся пожаре. В современных зданиях техническая реализация этих мер возложена на системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), входящие в автоматическую систему противопожарной защиты. Сигнал пожарной тревоги означает начало эвакуации. К сожалению, сигнал о пожаре большинством людей воспринимается скептически. Расчётное время начала эвакуации должно учитывать инерционность процесса (растерянность, пассивность и отсутствие действий). Эффективны системы с возможностью голосового оповещения. Кроме объявления о чрезвычайной ситуации возможна корректировка действий людей.

Пути эвакуации и выходы

Правильно организованные пути эвакуации обязаны обеспечивать безопасное и беспрепятственное передвижение людей. Маршруты движения должны проходить по кратчайшим траекториям, ведущим к аварийным выходам

Для предотвращения возникновения давки и «пробок» на путях движения важно правильно распределять потоки людей. Кроме того, важна пропускная способность выходов

Этапы выхода из здания

На первом этапе люди покидают внутренние помещения. Второй этап — выбор пути движения к выходу. В высотных зданиях принят следующий порядок действий: первым эвакуируется этаж, на котором произошло возгорание, затем выводят людей с этажа выше и ниже, потом с оставшихся этажей, начиная с верхних. Третий этап относится к этажам, расположенным выше первого. Четвёртый этап — перемещение людей на безопасное расстояние от горящего здания.

Действия персонала

Для обслуживающего персонала объектов, в которых возможно одновременное пребывание более 50 человек разрабатываются инструкции на случай пожара. Действия при пожаре на каждом конкретном объекте могут отличаться, но общая последовательность всегда одинакова:

  1. При обнаружении признаков пожара работники персонала должны оповестить пожарную службу.
  2. Оповестить о пожаре всех, кто находится поблизости. В обязательном порядке о ситуации необходимо проинформировать руководство и должностные лица.
  3. При определённом уровне угрозы организовать эвакуацию людей.Противодействовать распространению паники.
  4. Приступить к тушению огня первичными средствами пожаротушения.
  5. При возникновении угрозы здоровью и жизни персонал должен покинуть здание.

Параметры эвакуационного процесса

При обнаружении огня на объекте в первую очередь необходимо сообщить о пожаре по телефону «112», четко и понятно ответив на вопросы диспетчера, принимающего заявление.

Вторым этапом стоит оповестить руководство учреждения о начавшемся возгорании и включить систему оповещения людей.

Затем попытаться погасить пламя, используя огнетушитель, гидранты или накрыв огонь плотным полотном.

При невозможности гашения очага возгорания следует быстро покинуть здание или территорию объекта по путям, обозначенным на плане эвакуации. Не стоит использовать лифты, во время аварии их могут отключить от электроснабжения.

При высоком уровне задымленности желательно закрыть органы дыхания влажной тканью и передвигаться, стараясь держать голову как можно ближе к полу, где ниже содержание угарного газа и выше – кислорода.

При невозможности выхода из горящего здания оптимально укрыться в изолированном помещении. Двери и окна надо плотно закрыть. Сигналы спасателям подавать голосом и стуча по стеклам.

В случае если удалось выйти на улицу, необходимо встретить пожарный расчет и показать им короткую дорогу к месту возгорания.

Виды планов эвакуации людей при пожаре по ГОСТ

Статья 6.2.1 ГОСТ 12.2143-2009 регламентирует разновидности ПЭ на:

  • Этажные
  • Секционные
  • Локальные
  • Сводные или общие

Этажные планы разрабатываются для каждого отдельного этажа помещения/постройки/здания.

Секционный план эвакуации

Секционный вид плана эвакуации при возгорании требуется в следующих ситуациях:

  • Площадь этажа более 1 000 квадратных метров
  • На одном этаже находится несколько выходов, которые разделяются перегородками или же стенами
  • На этаже имеются турникеты или раздвижные, вращающиеся и подъёмные двери
  • При длинных и сложных эвакуационных путях

Локальный план эвакуации

Локальные ПЭ чаще всего создаются для отдельно взятых помещений, к которым могут относиться: гостиничные номера, больничные палаты, торговые точки в ТЦ и офисы в бизнес-центрах. От этого вида локальный отличается меньшими габаритами и представлением эвакуационного пути из определённого помещения, а не всего здания в целом.

Общие и сводный планы эвакуации

Общие или сводные планы эвакуации – это документы, составляемые на основе вторых экземпляров этажных и секционных видов. Они не обязательно должны располагаться на просматриваемом месте. Данный план располагается у дежурного персонала, который предоставляет данный план руководящему лицу, ликвидирующему чрезвычайную ситуацию. При перепланировках или реконструкциях любых этажей или секций в общий/сводный план необходимо внести все изменения.

План эвакуации людей при пожаре

Производственным, офисным и прочим зданиям, предназначение которых предусматривает массовое скопление людей, обязательно нужен такой план. Это документ, включающий правила и пути следования сотрудников, посетителей, а также порядок действий тех, кто оказался в очаге возгорания. В больших и многоэтажных зданиях их может быть несколько с учетом количества персонала, времени суток и других факторов.

К плану прилагаются графические схемы, указывающие пути перемещения к выходу в зависимости от места локализации огня и сотрудников. Так же он предусматривает указание точного расположения оборудования для тушения огня и средств оповещения. Сюда же входят инструкции для ответственных лиц за противопожарные мероприятия.

Различают 4 группы графических схем. Они бывают локальными (для одного большого помещения), секционными (для отдельных секций строений со сложной планировкой), а также этажными (по этажам) и сводными.

Кроме этого на стенах и конструкциях размещают предупреждающие знаки, таблички и указатели, предназначенные для эффективного ориентирования в условиях ЧП (направляющие стрелки, «проход запрещен», «огнетушитель», «лестница», «гидрант», «звуковой тревожный оповещатель» и т.п.).

Как избежать эвакуации автомобиля

В случае если вашему автомобилю грозит задержание, есть несколько способов, которые могут позволить избежать эвакуации. В частности, как упоминалось выше, если эвакуатор не начал движение, водитель вправе забрать собственный автомобиль.

Однако, если протокол оформляется по причине того, что водитель находился в состоянии опьянения, либо по причине отсутствия у него водительских прав, а также из-за неисправностей автомобиля, в таком случае он не может иметь права на то, чтобы забрать автомобиль. В таковой ситуации можно предпринять следующие действия:

  • Обеспечить самостоятельный приезд эвакуатора с доставкой автомобиля на свою территорию;
  • Переправление автомобиля при помощи другого водителя;
  • Устранение неполадок автомобиля самостоятельно.

После задержания автомобиля инспектор должен выдать разрешение на возврат авто его владельцу, однако возможна выдача такового разрешения исключительно при подтверждении права собственности на данное транспортное средство. Для того, чтобы забрать авто со штрафстоянки, оплачивать штраф и услуги самой стоянки с эвакуатором не обязательно – они могут быть оплачены и в будущем, либо оспорены в судебном порядке.

Чтобы забрать автомобиль потребуется следующий пакет документов:

  • Протокол про задержание автомобиля;
  • Отметка о разрешении возврата автомобиля в протоколе;
  • Документы, подтверждающие право собственности на автомобиль;
  • Удостоверение водителя;
  • Паспорт.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector