Государственный экологический надзор — понятие и виды

Какой орган осуществляет экологический надзор?

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами в пределах их компетенции в рамках:

  • федерального госнадзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, госнадзора в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, федерального госнадзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, федерального государственного охотничьего надзора на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением тех, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Минприроды (государственных природных заповедников и национальных парков), — в порядке, установленном постановлениями Правительства РФ о соответствующих видах надзора;
  • госнадзора в области обращения с отходами, государственного экологического надзора на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в области охраны озера Байкал, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, — в порядке, установленном Положением N 426.

В соответствии с п. 6 Положения N 426 осуществлять федеральный государственный экологический надзор вправе следующие должностные лица Росприроднадзора:

  • руководитель;
  • заместители руководителя, начальники управлений, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями руководителя по охране природы в области охраны окружающей среды;
  • заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • руководители территориальных органов Росприроднадзора, являющиеся одновременно главными государственными инспекторами РФ по охране природы и главными государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • заместители руководителей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями главного государственного инспектора РФ по охране природы и заместителями главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ).

Как часто проводится федеральный экологический надзор?

Частота проверок зависит от того, к какой категории риска относится объект. В соответствии с п. 18 Положения о федеральном ГЭН, утв. постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 (далее – Положение), установлена следующая периодичность проверок:

Периодичность

Категория риска объекта

1 раз в год

Чрезвычайно высокий риск

1 раз в 2 года

Высокий риск

1 раз в 3 года

Значительный риск

1 раз в 4 года

Средний риск

1 раз в 5 лет

Умеренный риск

Плановые проверки не проводятся

Низкий риск

Обратите внимание! Чтобы объект был включен в план проверок, необходимо, что в год проверки истекал обозначенный период времени с даты ввода объекта в эксплуатацию или окончания проведения предыдущей плановой проверки. В соответствии с п

19 Положения решение об отнесении объекта к той или иной категории риска производится территориальными органами Росприроднадзора. Критерии распределения объектов по категориям риска обозначены в приложении к Положению

В соответствии с п. 19 Положения решение об отнесении объекта к той или иной категории риска производится территориальными органами Росприроднадзора. Критерии распределения объектов по категориям риска обозначены в приложении к Положению.

Обратите внимание! Согласно п. 9.1, 9.2 Положения при проверках должны использоваться проверочные листы

Списки контрольных вопросов при проведении проверок в рамках ГЭН утверждены приказом Росприроднадзора «Об утверждении форм…» от 18.09.2017 № 447.

Иные актуальные вопросы, связанные с организацией работы в области экологической безопасности на предприятии, раскрыты в наших материалах по ссылкам: Ставки платы за НВОС на 2019 год, Как проводится государственная экологическая экспертиза?

Проведение расследований

Расследования – это экстраординарная, детальная оценка статуса соответствия объекта наблюдения, которая требует значительно больше времени для завершения, чем обычная проверка соответствия (т.е. несколько недель, по сравнению с одним или несколькими днями). Они назначаются теми органами (федеральным или территориальными), кто осуществляет экологический надзор, если есть основания предполагать возможность серьезных, широко распространенных и/или продолжающихся гражданских или уголовных нарушений.

Такими основаниями могут стать:

  1. Регулярные жалобы граждан;
  2. Официальной информацией из другого государственного органа или частной организации;
  3. Результаты исследований, проводимых Росприродназором, позволяющие определить потенциальную проблему соблюдения.

Если в результате проверки информации будет установлен причиненный вред физическим или юридическим лицам, а также окружающей среде, субъект хозяйственной деятельности и его должностные лица привлекаются к материальной, административной и уголовной деятельности.

Для этого вначале устанавливается сам факт нарушения и причинения вреда, а затем его размер. Последний влияет на вид наказания. Одним из результатов проверки может стать предписание, которым субъект обязывают ликвидировать или устранить последствия нарушения.

Государственный экологический контроль.

Под
государственным экологическим надзором
понимается деятельность уполномоченных
государственных органов РФ, направленная
на предупреждение, выявление и пресечение
нарушения требований экологического
законодательства.

Гос.
эк-й надзор:

1.
Общий.

2.
Специальный.

Осуществляется
в 2х формах:


предупредительный контроль

Задачей
является недопущение реализации
хозяйственной деятельности, которая в
будущем будет оказывать негативное
воздействие на окр. среду.

Реализуется
путем:

*проведения
согласований на стадии планирования,
проектирования объекта хозяйственной
деятельности;

*путем
проведения экологической экспертизы.


текущий контроль

Осуществляется
специально уполномоченными органами
(Фед. служба по надзору в сфере
природопользования). Осуществляет
надзор, включающий в себя:

1)
надзор за: геологическим изучением,
рациональным использование и охраной
недр

2)
гос. земельный надзор

3)
гос. надзор в области обращения с отходами

4)
гн в области охраны атм. воздуха

5)
гн в области использования, охраны
водных объектов

6)
на континентальном шельфе

7)
во внутренних морских водах и на
территориальных водах

8)
в искл. экономической зоне РФ

9)
в области охраны озера Байкал

10)
фед. гос. лесной надзор

11)
гн в области охраны животного мира на
особоохраняемых территориях

12)
за особоохраняемыми территориями

13)
охотничий надзор на особоохранямых
территориях

Постановление
Правительства от 1.03.2009г. Номер 285 о
перечне объектов, подлежащих федеральному
гос. экологическому контролю:

1.
Объекты хоз. и иной деятельности
независимо от форм собственности,
находящиеся в ведении РФ:

а)
объекты относящиеся к фед. энергетическим
системам, путям сообщения и т.д.

б)
объекты связанные с использованием
атомной энергии, обеспечением обороны
и безопасности гос-ва, относящихся к
оборонному производству.

в)
объекты относящиеся к производству
ядовитых и наркотических веществ и
средств

г)
объекты, расположенные на континентальном
шельфе и в искл. экономической зоне РФ

д)
объекты, оказывающие негативное
воздействие на объекты подлежащие
особой охране:

объекты,
включенные в Список всемирного культурного
наследия и Список всемирного природного
наследия, особо охраняемые природные
территории федерального значения, а
также природные комплексы, подпадающие
под действие международных договоров
Российской Федерации;

природные
объекты Байкальской природной территории.

2.
Объекты хозяйственной и иной деятельности,
способствующие трансграничному
загрязнению окружающей среды и оказывающие
негативное воздействие на окружающую
среду.

3.
Объекты, подлежащие федеральному
государственному контролю и надзору
за использованием и охраной водных
объектов в соответствии с критериями,
установленными постановлением
Правительства Российской Федерации от
4 ноября 2006 г. N 640.

4.
Объекты, подлежащие государственному
лесному контролю и надзору, осуществляемому
федеральными органами исполнительной
власти в соответствии с Положением об
осуществлении государственного лесного
контроля и надзора, утвержденным
постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 июня 2007 г. N 394.

5.
Объекты, подлежащие государственному
земельному контролю, осуществляемому
федеральными органами исполнительной
власти в соответствии с Положением о
государственном земельном контроле,
утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 ноября 2006 г.
N 689.

6.
Объекты, подлежащие государственному
контролю за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной
недр, осуществляемому федеральными
органами исполнительной власти в
соответствии с Положением о государственном
контроле за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной
недр, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от
12 мая 2005 г. N 293.

7.
Объекты хозяйственной и иной деятельности,
оказывающие негативное воздействие на
окружающую среду, не указанные в пунктах
1 и 2 настоящего перечня, отнесенные
Федеральным законом «О промышленной
безопасности опасных производственных
объектов» к категории опасных
производственных объектов.

Определение экологического надзора

В соответствии со ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды», под государственным экологическим надзором понимается деятельность, осуществляемая посредством:

1) организации и проведения проверок

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.12.2010 по делу № А58-3273/10 указано следующее: на основании требования прокуратуры административный орган издал приказ о проведении рейда с целью проверки соблюдения законодательства РФ об охране окружающей среды. ФАС указывает, что данный приказ издан в рамках полномочий ответчика, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не требует соблюдения положений Закона о защите прав юридических лиц.

В соответствии с положениями Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, деятельностью государства надзору за осуществлением активности, не выходящей за пределы особых условий использования земельных участков, которые находятся в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, исполнение государственной функции включает в себя: принятие решения о проведении проверки с последующей подготовкой к проведению проверки (плановой и внеплановой, выездной и документарной), с составлением акта проверки и ознакомлением субъекта с его содержанием, а также осуществлением по результатам проверки действий, предусмотренных действующим законодательством, в случае выявления нарушений.

В Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2008 № 05АП-22/2008 по делу № А51-11944/2007-19-432 оговорено, что как правом осуществления проверок, так и правом наложения санкций на лиц, нарушивших экологическое законодательство, органы местного самоуправления не обладают. Данные функции, в соответствии с природоохранным законодательством возложены на органы государственной власти, обладающие правоприменительными функциями в области экологического контроля и надзора.

2) принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений

В доктрине отмечается, что одной из форм государственного надзора является взятие платы за осуществленное загрязнение окружающей среды, хотя ФЗ о таком не говорит.

3) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований

Чему соответствует также пункт 7 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 29.06.2012 № 191.

В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2012 по делу № А12-19107/2011, В соответствии с пунктами 1.2, 1.5 Приказа Минсельхоза Российской Федерации «Порядок государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 04.05.2010 № 150 показатель плодородия земель определяются также, в том числе, и сбором и обобщением результатов эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2013 по делу № А27-13806/2012 указывает, что в соответствии с пунктом 151 «Правил охраны недр», утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71 (редакция от 30.06.2009) в пределах горного отвода обеспечиваются гидрогеологические наблюдения и контроль за состоянием подземных и поверхностных вод.

4) анализа и прогнозирования состояния соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды

Данное положение, к примеру, закреплено в Административном регламенте исполнения функции по осуществлению контроля за содержанием и обустройством строительных объектов, инженерных сооружений, фасадов зданий, сооружений, осуществляемого Технической инспекцией Объединения административно-технических инспекций города Москвы. (См.: Приказ ОАТИ от 31.12.2010 № 455 (ред. от 14.03.2012)).

Помимо прочего, данная деятельность проводится как органами исполнительной власти РФ, так и органами субъектов Российской Федерации. Подконтрольными могут быть абсолютно любые участники экологических правоотношений. Однако ФЗ имеет преимущественное регулирование по отношению к ведомственному и региональному законодательству (См.: Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 23.01.2014 по делу № 13043/2013).

Экологическое проектирование

  • Решение на водопользование
  • Расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР)
  • Паспорт газоочистной установки (ГОУ)
  • Комплексное экологическое разрешение (КЭР)
  • Технологический регламент обращения со строительными отходами
  • Расчёт нормативов допустимых сбросов (НДС)
  • Присвоение категории объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду
  • Паспорт благоустройства территории
  • Декларация о воздействии на окружающую среду
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК)
  • Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)
  • Мероприятия при НМУ
  • Расчёт нормативов допустимых выбросов в атмосферу (НДВ)
  • Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

1.2.Основные уровни осуществления экологического контроля

Экологическому
контролю посвящена глава XI
статьи 64-69 Федерального закона «Об
охране окружающей среды» (2002г.).

Закон
определяет, что экологический контроль
проводится в целях обеспечения
органами государственной власти
субъектов РФ, органами местного
самоуправления, юридическими и физическими
лицами исполнения
законодательства в области ООС, соблюдения
требований, в том числе
нормативов и нормативных документов и
обеспечения экологической безопасности.

Закон
предусматривает осуществление
экологического контроля на следующих
уровнях:

а).государственный,

б).производственный,

в).муниципальный,

г).общественный.

Государственный
экологический контроль
осуществляется
федеральными
органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти
субъектов РФ.

Перечень
объектов, подлежащих федеральному
государственному экологическому
контролю, определяется Правительством
РФ.

Общегосударственную
службу мониторинга ООС возглавляет
федеральная служба
России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды (Росгидромет).
Согласно положению, эта служба осуществляет
наблюдение за
состоянием атмосферного воздуха,
поверхностных вод суши, морской среды,
почв, околоземного пространства.
Росгидромет собирает, обобщает, оценивает
информацию и обеспечивает ею государственные
органы, министерства, ведомства,
население, составляет прогнозы изменений
окружающей
среды и вероятные последствия таких
изменений. Информацию заинтересованным
организациям Росгидромет передаёт
в двух формах: текущей
и оперативной (экстренной).

Служба государственного
контроля работает на трёх уровнях:

  1. посты
    и станции наблюдения по регионам страны,
    где происходит сбор и первичная
    обработка информации;

  2. территориальные,
    региональные, ведомственные центры
    работки информации;

  3. органы
    мониторинга по отдельным природным
    объектам (заповедники).

Согласно
закону «Об охране окружающей среды»
(2002г.) государственный инспектор
в области ООС при исполнении своих
должностных обязанностей в
пределах своих полномочий имеет право:

-посещать
в целях проверки организации, объекты
хозяйственной и иной деятельности
независимо от формы собственности, в
том числе объекты, подлежащие
государственной охране, оборонные
объекты, объекты гражданской
обороны, знакомиться с документами и
иными необходимыми для
осуществления контроля материалами;

-проверять соблюдение
нормативов, государственных стандартов
и других нормативных
документов, работу очистных сооружений
и других обезвреживающих
устройств, средств контроля, а также
выполнение планов и
мероприятий по ООС;

-проверять соблюдение
требований, норм и правил в области ООС
при размещении, строительстве, вводе в
эксплуатации и выводе из эксплуатации
производственных и других объектов;

-проверять
выполнение требований, указанных в
заключении государственной
экологической экспертизы, и вносить
предложения о её проведении;

-приостанавливать
хозяйственную и иную деятельность
юридических и физических лиц при
нарушении ими законодательства в области
ООС;

-привлекать
к административной ответственности
лиц, допустивших нарушения
законодательства в области ООС;

-предъявлять иски
о возмещении вреда, причинённого
природной среде, и направлять
материалы для привлечения виновных к
уголовной ответственности.

Производственный
экологический контроль
осуществляется
в целях обеспечения
выполнения в процессе хозяйственной
деятельности мероприятий
по ООС, водных ресурсов, а также соблюдения
требований ООС.

Хозяйствующие
субъекты обязаны организовать
производственный экологический
контроль и информировать органы
исполнительной власти и местного
самоуправления о результатах контроля.

Муниципальный
экологический контроль
на
территории муниципального
образования осуществляется органами
местного самоуправления
или уполномоченными ими органами.

Общественный
экологический контроль
осуществляется
в целях реализации
права каждого на благоприятную Оси
предотвращения нарушения
законодательства в области ООС. Он
осуществляется общественными
некоммерческими объединениями в
соответствии с их уставами, а также
отдельными гражданами. Результаты
общественного контроля
передаются в органы государственной
власти РФ, органы местного самоуправления
и обязательно рассматриваются.

Права должностных лиц органов Росприроднадзора

Права должностных лиц органов Росприроднадзора перечислены в ст. 66 Закона об охране окружающей среды. Положениями данной статьи установлено, что должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право:

  • запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проверки;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
  • выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы материалы, сопряженные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
  • предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований.

Функционирование Ростехнадзора

Данное федеральное ведомство контролирует работу ядерных установок, особенности обращения с радиоактивными веществами, проверяет соблюдение правил хранения радиоактивных отходов.

Также в обязанности Ростехнадзора входит контроль эксплуатации опасных химических производственных объектов, а также взрывоопасных предприятий. Есть и иные полномочия, которые касаются надзора и контроля в экологической сфере деятельности.

Ростехнадзор имеет право на выдачу следующих лицензий:

  • на ведение деятельности в области применения атомной энергии;

  • на использование конкретных типов на ОПО;

  • на использование поднадзорных гидротехнических сооружений;

  • на сбросы и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ, а также на физические вредные воздействия на атмосферный воздух;

  • на использование взрывчатых материалов промышленного характера, а также на осуществление работ с ними.

Что такое инспекция экологического надзора?

Инспекции являются неотъемлемой частью программ мониторинга соответствия Росрироднадзора.

Это важный инструмент для официальной оценки соблюдения экологических норм и требований. Федеральный и территориальные органы проводят проверки соответствия большинству законодательных и регулирующих органов власти.

Инспекции – это посещения объекта или участка (например, предприятия, школы, полигона) с целью сбора информации для определения ее соответствия. Инспекции, как правило, включают в себя предварительные проверочные мероприятия, такие как получение общей информации об объекте. Другие мероприятия, которые могут проводиться во время проверки, включают в себя:

  1. Интервьюирование представителей и должностных лиц объекта, очевидцев событий;
  2. Просмотр записей и отчетов;
  3. Фотографирование, аудио и видео фиксация;
  4. Сбор образцов, проведение их экспертизы;
  5. Использование дистанционных средств наблюденияи контроля за состоянием воздуха, почвы, вод.

Инспекции могут проводиться для решения конкретной проблемы:

  1. Экологической, например, качества воды в реке;
  2. Объекта или сектора промышленности, например, химических предприятий;
  3. Географической, например, региона или местности;
  4. Экосистемной, например, воздух или водораздел.

Интенсивность и объем проверки могут варьироваться от быстрой сквозной проверки, которая занимает менее половины дня, до проверки с обширным сбором физических проб, которая может занять недели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector