Стёрты с лица земли. самые страшные взрывы в истории человечества

Существующие классификации чрезвычайных ситуаций

В настоящее время существует несколько классификаций чрезвычайных ситуаций. Исходя из характера причин ЧС, их можно разделить на две большие группы:

  • конфликтные;
  • бесконфликтные.

К первой группе относятся все виды ЧС, вызванные военными действиями, конфликты на религиозной и национальной почве, террористические акты, разгул преступности, революции, беспорядки и др. Это чрезвычайные ситуации, причиной которых являются деструктивные действия человека или конфликты между группами людей. К ЧС второго вида относятся аварии и катастрофы в промышленности и чрезвычайные ситуации природного характера, а также экологические бедствия.

Чрезвычайные ситуации бывают ненамеренными и намеренными. В последнем случае обычно идет речь о терактах.

Важнейшим фактором, по которому классифицируется и оценивается чрезвычайная ситуация, является ее масштаб и размер ущерба, нанесенного ЧС. Здесь оцениваются последствия чрезвычайных ситуаций: величина очага поражения, потери среди населения, ущерб, нанесенный инфраструктуре и окружающей среде. Данный аспект очень важен для планирования и проведения аварийно-спасательных и других работ.

Чрезвычайные происшествия природного характера и способы оповещения в них

Исходя из классификации по степени ущерба, ЧС бывают:

  • Локального характера. В этом случае зона ЧС не выходит за территорию объекта, где случилось происшествие. Число погибших не превышает десяти человек, а ущерб – 100 тыс. рублей;
  • Муниципального характера. Зона ЧС не выходит за границы населенного пункта или же города федерального значения. Число пострадавших не превышает 50 человек, а размер ущерба – 5 млн рублей;
  • Межмуниципального характера. При такой чрезвычайной ситуации зона поражения распространяется на несколько населённых пунктов, количество пострадавших превышает 50 человек, а материальный ущерб составляет свыше 5 млн рублей;
  • Регионального характера. Число пострадавших свыше 50, но не более 500 человек, а размер ущерба – больше 5 млн рублей, но не превышает 500 млн рублей. При этом чрезвычайная ситуация не выходит за границы одного субъекта РФ;
  • Межрегионального характера. В этом случае зона ЧС затрагивает сразу несколько федеральных субъектов, количество пострадавших не более 500 человек, а размер ущерба не превышает 500 млн рублей;
  • Федерального характера. К этой группе относится чрезвычайная ситуация, в результате которой количество пострадавших превышает 500 человек либо размер материального ущерба составляет более 500 млн рублей.

Также чрезвычайные ситуации мирного времени классифицируются по характеру поражающего действия (фактор ЧС). Это момент очень важен, ибо именно природа источника ЧС определяет характер проведения аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий в зоне бедствия. Источник бедствия может быть:

  • тепловой;
  • механический;
  • биологический;
  • радиационный;
  • химический.

По природе возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на:

  • природные;
  • техногенные;
  • экологические;
  • социальные;
  • комбинированные.

По скорости развития событий чрезвычайные ситуации бывают:

  • внезапные – землетрясения, взрывы, транспортные аварии;
  • стремительные – пожары, выбросы радиоактивных или отравляющих веществ;
  • умеренные – наводнения, извержения вулканов.

Классификация ЧС техногенного характера

По характеру происхождения техногенные катастрофы подразделяются на:

  1. Аварийные ситуации на очистных сооружениях. Под этим понимается массовый выброс загрязняющих веществ в очистные емкости в результате чего резко снижается качество проточной воды.
  2. Авария коммунальных систем. Это — разрушение различных участков канализации, трубопровода горячего и холодного водоснабжения, подвода питьевой воды.
  3. Нарушение работ электроэнергетических системы. С этим связаны аварии на электростанции с продолжительным периодом прекращения подачи электричества населению.
  4. Обрушение зданий. В силу тех или иных причин происходит обвал несущей конструкции сооружения, создавая тем самым опасность для жизни человека.
  5. Гидродинамические аварии. Обширное затопление и отложение наносов на территории расположения производственных объектов и домов населения. Причиной аварии может быть прорыв дамб и плотин. В некоторых случаях затопление сопровождается волной прорыва, также несущее в себе механический фактор разрушения.
  6. Выброс биологически и химически опасных веществ. Сюда относятся аварии техногенного характера на предприятиях и лабораториях, связанных с производством разного рода химикатов. Также в эту группу входят аварии во время транспортировки опасных веществ.
  7. Аварии с выбросом радиации. Это следствие нарушения работы атомных электростанций и ядерных промышленных установок. Также сюда входят аварии в следствии неправильного хранения ядерных боеприпасов.
  8. Взрывы и пожары. Под этим имеется ввиду разного рода взрывы и возгорания в жилых и промышленных помещениях, лесах и объектах по добыче полезных ископаемых, складах хранения горючих и взрывоопасных веществ.
  9. Транспортные аварии. Это всевозможные разновидности дорожно-транспортных происшествий и аварии, связанные с перевозкой каких-либо грузов.

Помимо природы возникновения чрезвычайные ситуации техногенного характера классифицируются по степени нанесения ущерба и католичеству потерь. Под потерей здесь подразумевается количество людей погибших или не способных выполнять свою обычную трудовую деятельность. Ущерб показывает тот финансовый урон, который был нанесен экономическому сектору.

Существуют следующие разновидности ЧС:

  • Локальные. Потери среди населения здесь не более 10 человек, нарушение условий жизни при этом менее 100 человек. ЧС в данном случае остается в границах одного объекта. Материальный ущерб входит в сумму 100 000 рублей.
  • Местные. Количество пострадавших находится в пределах 10-50 человек. Техногенная авария не выходит за границы населенного пункта с ущербом экономике не более 5 000 000 рублей.
  • Территориальные. Последствия аварии составляет в потерях среди населения от 50 до 500 человек и нарушением условий жизни до 5000 человек. Материальный урон уже равняется 50 000 000 рублей, а масштаб ЧС не выходит за рамки субъекта РФ: области, края и прочее.
  • Региональные. Количество пострадавших в этом случае равняется до 5 000 чел. Урон экономике 500 000 000 рублей. Область распространения ЧС покрывает 2 субъекта федерации.
  • Федеральные. Имеют наибольший масштаб последствий в результате аварий техногенного характера с количеством пострадавших более 10 000 человек и нанесенным материальным ущербом свыше 500 000 000 рублей.

Предупреждение и ликвидация происшествий

Постановлением Правительства от 18.04.1992 №261 была создана российская система предупреждения ЧС (РСЧС). Ее деятельность регламентируется этим и другими нормативными документами. Ключевая задача структуры – своевременное реагирование на всевозможные происшествия и ликвидация ЧС в России. Ведущая роль отводится подразделениям МЧС РФ. Координацию действий по защите населения от ЧС осуществляют:

  • центры Министерства ЧС РФ в регионах;
  • комиссии по чрезвычайным ситуациям при органах исполнительной власти или местного самоуправления. В их полномочия входит введение режима ЧС на подконтрольной территории. Они также вправе организовывать срочную эвакуацию при ЧС;
  • комиссии по чрезвычайным ситуациям на предприятиях.

Каждая организация должна разработать план мероприятий по ЧС. Документ должен содержать перечень обязательных действий при наступлении чрезвычайной ситуации. Вновь принятые сотрудники должны пройти вводный инструктаж по ГО и ЧС.

Классификация социальных ЧС

Экстремальные ситуации могут быть спровоцированы не только природными факторами или техногенными, но и социальными. Классификация ЧС социального характера также существует, она основывается на следующих принципах:

  • Причина возникновения: преднамеренные действия, например, политические конфликты, военные столкновения, и непреднамеренные, к которым можно отнести эпидемии, неурожайный год и другие.
  • По длительности ЧС могут быть кратковременными, например, разбойное нападение, покушение, и долговременными – инфляция, безработица.
  • Скорость, с которой происходит распространение социальной ЧС, также бывает разной, например, стремительно назревает и распространяется политический конфликт и постепенно нарастают предпосылки революции.
  • Классификация ЧС по масштабу социального характера: локальные, местные, охватывающие один населенный пункт или область, региональные, национальные и глобальные.
  • Учитывают возможность предотвращения ЧС, в связи с этим выделяют неизбежные ситуации (последствия эпидемий и стихийных бедствий) и те, которые можно предотвратить (политические конфликты, войны).

Если сравнивать социальные чрезвычайные ситуации с ЧС другого характера, то можно сказать, что они легче всего поддаются прогнозированию, так как непосредственно связаны с действиями социума. Но часто такие прогнозы бывают субъективными, что обычно и мешает объективности при анализе явлений и процессов, происходящих в обществе.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Транспортные аварии

Так называется какое-то экстремальное событие с участием транспортных средств, возникшее в результате технических неисправностей или внешних воздействий, вследствие которого произошла порча имущества, был нанесен значительный ущерб, погибли или пострадали люди. Чтобы был лучше понятен масштаб такого рода событий, приведем несколько примеров:

  • 1977 год, аэропорт Лос-Родеос (Канарские острова). Страшная авария, когда столкнулись сразу два «Боинга-747». В результате катастрофы погибли 583 человека. На сегодняшний день это наиболее крупная и жуткая авария в истории всей гражданской авиации.
  • 1985 год, японский «Боинг-747» рейса JAL 123 врезался в гору из-за ошибки навигационной системы. Катастрофа унесла жизни 520 человек. Вплоть до сегодняшнего дня это считается наиболее крупной аварией гражданского самолета.
  • Сентябрь 2001 года, США. Печально известное столкновение самолетов с башнями Всемирного торгового центра. Точное количество погибших до сих пор неизвестно.

Таким образом, гибель людей – вот самое страшное, что несут техногенные аварии. Примеры аналогичных катастроф есть и в СССР:

  • 16 ноября 1967 года при вылете из Екатеринбурга (тогда Свердловск) разбился Ил-18. Все 130 человек, которые находились в тот момент на борту, погибли.
  • 18 мая 1972 года в Харьковском аэропорте разбился Ан-10, развалившись на куски при посадке. Всего погибло 122 человека. Впоследствии выяснилось, что причиной столь нелепой катастрофы оказались глубокие конструктивные недостатки самой машины. Более самолеты этого типа не эксплуатировались.

Аварии с выбросом (или угрозой) сильнодействующих ядов

В этом случае во внешнюю среду выбрасывается большое количество веществ, которые по своему действию на живые организмы равносильны сильным ядам. Многие из этих соединений не только обладают высокой степенью токсичности, но и весьма летучи, быстро попадают в атмосферу при нарушении производственного цикла. Такие техногенные аварии и катастрофы действительно страшны, так как в их ходе погибает очень много людей, еще больше – остаются инвалидами, у них рождаются дети с ужасающими генетическими отклонениями и уродствами.

Американская администрация до сих пор говорит, что тогда погибло 2,5 тысячи человек, вот только плотность населения в городе тогда была такова, что, скорее всего, умерло не менее 20 тысяч. Еще 70 тысяч человек остались инвалидами. В той местности и по сей день рождаются дети со страшными уродствами. Какие техногенные аварии могут соперничать с утечками сильнодействующих ядов?

Обязанности федеральных органов исполнительной власти

Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 13 Федерального закона):

1. Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти:

а) по отношению к подведомственным организациям:

  • разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
  • утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;
  • финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
  • организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;

б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:

осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;

разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.

3. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 Дополнительный материал по теме: 

о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), каковы ее задачи, структура, органы управления, силы и средства, режимы функционирования и управления

Каковы последствия техногенных катастроф

Любая техногенная катастрофа относится к чрезвычайным ситуациям со всеми вытекающими социальными, юридическими и экономическими последствиями в сфере общества, которые носят глобальный характер.

Аварии и катастрофы

На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ, которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь. В связи с этим последствия техногенных катастроф обычно разделяют на шесть групп :

  • Человеческие жертвы.
  • Ущерб здоровью людей.
  • Ущерб окружающей природной среде.
  • Материальные потери.
  • Нарушение условий жизнедеятельности людей.
  • Полное уничтожение объектов (процессов).
  • восполняемые, невосполнимые;
  • опасные, вредные.

Любая техногенная катастрофа несет за собой последствия, которые оказывают влияние практически на все сферы жизни человеческого общества и прежде всего на жизнедеятельность людей и в огромном количестве на окружающую природную среду.

Данное выделение денежных средств и осуществление мероприятий помогает защитить население, а также снизить социально-экономический ущерб и повысить уровень безопасности и защищённости.

К экономическим последствиям техногенных катастроф в целом относятся:

  • сокращение основных производственных механизмов за счет их полного или частичного разрушения;
  • выход сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;
  • разрушение объектов социально-культурной сферы;
  • сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;
  • снижение уровня жизни населения;
  • косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;
  • расходы государства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

При оценивании экономического ущерба принимаются во внимание только прямые материальные ценности. С принятием федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций

Одна из основных целей этого закона — снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.

Зачастую серьезные масштабные чрезвычайные ситуации приводят к психологическим отклонениям у людей. Каждый человек по-разному реагирует на ту или опасность. У многих людей нервная система слабая.

  • непосредственный, возникающие во время самой ТК;
  • ближайшие, могут возникнуть в течение следующего года как произошла ТК;
  • среднесрочные, возникновение их может быть в течение 5 лет как произошла ТК;
  • отдаленные, могут возникнуть и через пять лет.
  • медицинские — диссоциативные расстройства, нарушения в поведении, психосоматические заболевания, а также злоупотребление психоактивными веществами;
  • психологические — стигматизация и дискриминация, злость, ожесточение, изменение иерархии ценностей, нарушение в межличностных отношениях, формируется в своем роде месть;
  • социальные — снижение социальной активности, уменьшение работоспособности, антисоциальное поведение.

Социальный ущерб населению и территории в результате воздействия факторов ТК оказывают отрицательное влияние на физическое, материальное и моральное состояние людей, снижают их благополучие и жизнедеятельность.

Одним из важных видов социальных последствий ТК является снижение качества жизни, особенно таких её показателей как: состояние здоровья, степень удовлетворения жизненных требований населения, резкое нарушение привычного уклада жизни, личные невзгоды, физические и моральные страдания.

Социальные последствия ТК оказывают существенное влияние на демографическую ситуацию в стране, выражающуюся в снижении численности населения в районах бедствия за счет вынужденных переселенцев из этих районов, в изменении профессиональной структуры населения, его возрастного состава и т.д. Социальные и другие последствия могут негативно сказываться на реализации социальных и экономических программ, тем самым снижая экономические возможности государства.

Таким образом, анализ последствий техногенных катастроф показывает, что затраты на их ликвидацию, создание приемлемых условий для жизнедеятельности населения могут существенно влиять на социально-экономическое развитие государства и даже подрывать его основы. Последствия техногенных катастроф носят всеобъемлющий характер. Поэтому катастрофу лучше предотвратить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector