Карточка боевых действий (тушение пожаров)

Особенности и тактика

Действия при тушении огня всегда должны быть направлены на быстрое выявление очага возгорания и его ликвидацию

Крайне важно здесь не допустить образования густого дыма и следить за состоянием конструкций, так как они могут обрушиться

Скорость выгорания в подвале достигает до 1 кг на 1 кв. метр в минуту и может повышаться в зависимости от пожарной нагрузки. Уже в первый час, температура в помещениях поднимается до 600 и более градусов, образуется большое выделение густого и токсичного дыма, который устремляется по лестничным маршам и пролетам. Заполняет верхние этажи, тем самым жильцы не могут использовать пути эвакуации.

Установка дымососа для нагнетания воздуха

По прибытию подразделения, в первую очередь РТП выясняет обстановку, проводит разведку, устанавливает возможные пути эвакуации, если необходимо повышает ранг вызова пожара и дублирует запрос на вызов служб жизнеобеспечения. В случае необходимости отдает распоряжение на установку АЦ на ближайший водоисточник. По прибытию сотрудников полиции принимает решение об оцеплении района тушения, во-избежание несчастных случаев. Все действия и решения принимаемые РТП должны быть с соблюдением охраны труда.

Создаются звенья ГДЗС, выставляется посты безопасности, одно звено принимает все меры по спасению людей с этажей и одновременно другое отправляется на поиск очага пожара и его ликвидацию. Пожарные стволы подаются на тушение очага и защиту перекрытий первого этажа.

Все силы прибывшие по повышенному номеру должны немедленно включаться в работу по тушению пожара, команды отдает РТП, до прибытия руководства и создания штаба тушения пожара.

Для развившегося пожара, создаются несколько участков тушения, в зависимости от планировки подвала и скорости распространения пожара. Создается резерв звеньев ГДЗС, чтобы чередовать работу газодымозащитников.

Выпуск дыма организуется, путем открытия оконных проемов на этажах, технологических люков или дверей на чердак. С помощью пожарных дымососов организуют подпор свежего воздуха на лестничные марши и удаление дыма из подвала. Жильцов верхних этажей спасают с помощью выдвижных автолестниц или коленчатых подъемников.

Возможно применение специальных спасательных рукавов, ППСУ-20 «Куб жизни» или КАСКАД-5. Пострадавших с нижних этажей эвакуируют по лестничным маршам, используя спасательные устройства капюшонного типа, подключаемые к дыхательным аппаратам.

Во время тушения пожара, целесообразнее всего подавать генераторы подачи высоко кратной воздушно механической пены. Количество стволов на тушение будет зависеть от объема помещения подвала, расхода и коэффициента разрушения пены. Благодаря своим свойствам, пена образуемая с помощью пожарных стволов ГПС-2000 (600) вытесняет раскаленные газы и понижает температуру в помещении, препятствуя разрушению железобетонных перекрытий и распространению пожара на вышележащие этажи через технологические проемы.

После локализации пожара, в подвал вновь направляется звено газодымозащитной службы для полной ликвидации оставшихся очагов, разбора конструкций при необходимости. На первых этажах необходимо постоянный контроль за состоянием перекрытия, на участках где идет сильный дым, провести контрольное вскрытие и убедиться в отсутствии огня. Дополнительно организовать проливку.

Если в гарнизоне имеются пожарные тепловизоры, то обязательное применение данных устройств, для обнаружения не только самого пожара, но и остаточных очагов, как говорилось ранее в технологических проемах.

Скачать специализированную литературу по пожарной тактике в разделе «Пожарная тактика», но при этом не стоит забывать, что каждый новый пожар, не будет похож на предыдущий.

Статья по материалам: Я.С.Повзик «Пожарная тактика»

Необходимые данные для отчета

Для оперативного составления плана по ликвидации возгорания и проведению спасательных работ требуется предоставить:

  • Общую пояснительную записку;
  • Генеральный план объекта;
  • Конструктивные и архитектурные решения. В описании требуется указывать степень огнестойкости применяемых для строительства внутренних конструкцией материалов, а также стен, кровли, перегородок и так далее;
  • Поэтажную планировку, обозначения лестниц и эвакуационных путей;
  • Описание конструктивных решений в части расположения стен, перегородок внутри здания или сооружения;
  • Указание примерного числа людей, которые будут находиться в каждом из помещений;
  • Требуется указать размеры комнат, имеются ли фальшполовы, кабельканалы и приямники. Где расположены выходы на крышу, где пожарные лестницы;
  • Информацию об оконных проемах, какие именно открываются и где, присутствуют ли на крыше цехов фонари и дефлекторы. Есть ли механические системы открывания;
  • Сведения об инженерных сетях объекта: каковы объемы и расположение наружных и внутренних противопожарных водопроводов, где размещаются пожарные гидранты и ближайшие источники воды, каковы их запасы и так далее;
  • Информацию об автоматизированных системах тушения огня. Здесь предполагается небольшое описание сути работы подобных установок, когда это возможно на этапе проекта;
  • Места нахождения средств первичного пожаротушения.
  • Данные о системе оповещения, вентиляции (сюда же входит технология включения газоанализаторов), дымоудаления и эвакуации в момент чрезвычайной ситуации. Здесь приводится информация об используемой защите от удара молний;
  • Указывается категория надежности источников электроэнергии, как устроена система электроснабжения на объекте. Когда спроектированы собственные электроподстанции, то всегда приводится их описание, характеристики и местонахождение;
  • Устанавливается классификация зданий относительно категорий по взыро- пожарной опасности;
  • Предоставляются данные о том, сколько размещается горючих соединений и материалов, приводятся сведения о количестве присутствующих людей в комнатах;
  • Информацию о собственной пожарной охране на предприятии, какими средствами она располагает. Здесь же прописываются данные о спасительных бригадах МЧС, их расположении, которые прибывают по сигналу тревоги на объект.

Чтобы разработать документ, понадобиться от четырех до двенадцати рабочих дней. Стоимость выполненного отчета начинается от трехсот тысяч рублей. На согласование в региональном УГПС МЧС России требуется минимум восемь рабочих дней.

Интенсивность подачи

Важным фактором успешного тушения является также интенсивность подачи огнетушащих средств, определяемая как их весовое количество, что подается в единицу времени по площади или объему очага пожара.

Неслучайно, этот фактор вместе с периодом развития пожара, линейной скоростью распространения процесса горения являются основными показателями процесса тушения пожара, нужными для проведения расчетов.

Определение интенсивности подачи огнегасящих средств включает также понятия нижнего и верхнего пределов, ограничивающих область тушения:

  • Так, под нижним пределом понимают такое минимальное значение подачи, когда если ее еще хоть немного снизить, то процесс горения не прекратится, как долго оно не подавалось в зону пожара, то есть до полного выгорания пожарной нагрузки.
  • Соответственно, верхний предел – это значение подачи огнегасящих материалов, при превышении которого период ликвидации пожара практически не изменится.

Если же использовать значения интенсивности подачи, что находятся между верхним/нижним пределом, то можно успешно ликвидировать его различным соотношением средств, сил.

Понятно, что повышая интенсивность подачи, следуют принимать во внимание неизбежность привлечения в разы большего количества техники, людей, а так же огнетушащих веществ, что не только чаще всего не целесообразно, но и не всегда на практике возможно. Узнать оптимальные значения интенсивности и рассчитать необходимое количество сил и средств, можно по данным, приведенным в таблицах справочников руководителей тушения пожара

Не следует думать, что они близки к критическим нижним значениям, напротив, как правило, они значительно превышают их, позволяя выполнить нужный для конкретной ситуации расчет

Узнать оптимальные значения интенсивности и рассчитать необходимое количество сил и средств, можно по данным, приведенным в таблицах справочников руководителей тушения пожара. Не следует думать, что они близки к критическим нижним значениям, напротив, как правило, они значительно превышают их, позволяя выполнить нужный для конкретной ситуации расчет.

В таких сводных справочных таблицах можно узнать интенсивность подачи:

  • Воды, в том числе тонкораспыленной, на тушение наиболее распространенных, типовых объектов, где также указано, что ликвидацию очагов возгораний на объектах с наличием в пожарной нагрузке зданий, открытых площадок хранения хлопка, торфа, других волокнистых материалов следует вести только водой со смачивающими добавками. А при тушении других объектов такими водными растворами интенсивность рекомендовано снижать вдвое.
  • Шестипроцентного водного раствора пенообразователя ПО-1 для подавления очагов пожаров пеной.
  • Огнетушащих порошков.
  • Некоторых галоидных углеводородов, составов на их основе.

А также средств газового тушения – для помещений объемом до 0,5 тыс. м3.

Огнетушащие вещества охлаждения

Порядок применения веществ огнетушащих веществ охлаждения. Таблица реакции воды с веществами и материалами. Концентрации смачивателей при тушении рекомендуемые

Огнетушащие вещества (средства): классификация и требования

Совместимость огнетушащих средств при тушении, вещества и материалы которые нельзя тушить водой. Классификация веществ по физическим характеристикам. Рекомендации по применению.

Огнетушащие порошки: виды, состав, преимущества, недостатки, утилизация, регенерация

Виды, состав, преимущества и недостатки. Утилизация и регенерация порошков для пожаротушения. Плюсы и минусы. Правило выбора для систем пожаротушения.

Пенообразователь и пожарная пена: характеристики и свойства

Влияние пенообразователя на свойства пены. Классификация пенообразователя по назначению, структуре химической природы, поверхностно-активного вещества, способу образования, направленности и назначению составов

Огнетушащие вещества разбавления

Что относится к онеташащим веществам и средствам разбавления, где они применяются при тушении пожаров и их свойства

Пенообразователи и поверхностно-активные вещества для тушения пожаров: классификация пенообразователей и пены

Представлено классификацию пенообразователя и других ПАВ которые используются для формирования пожарно-механической пены для тушения пожаров. Классификация и требования.

Огнетушащие вещества изоляции

Порошки и пена как огнетушащие средства изоляции. Изолирующие свойства пен и огнетушащих порошков. Факторы ликвидация горения пеной и порошковыми составами

Порошок для заправки огнетушителя: состав, типы, марки

Какой порошок используется в огнетушителе? Где применяется ? Вреден или опасен для человека? Свойства минеральной основы (смеси). Обслуживание слежавшегося порошка

Гарнизон пожарной охраны: цель создания и их виды

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Гарнизон пожарной охраны – это совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, иных, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Внимание!!! С 2015 года используется термин: Пожарно-спасательный гарнизон

Построение местного гарнизона пожарной охраны г. Омска

Цель создания

Гарнизоны пожарной охраны создаются с целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Виды

Гарнизон пожарной охраны образуется на территории субъекта Российской Федерации (территориальный), города и сельского района (местный).

Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих гарнизонов пожарной охраны субъектов Российской Федерации. Границы местного гарнизона определяются приказом начальника соответствующего территориального органа управления ГПС (см.

Государственная противопожарная служба МЧС России) субъекта Российской Федерации.

Начальники (руководство) и их обязанности

Начальником гарнизона является старший по должности начальник пожарной охраны. Он является старшим руководителем тушения пожара в гарнизоне и несет персональную ответственность за четкость организации гарнизонной службы.

Общее руководство территориальным гарнизоном пожарной охраны осуществляется начальником Главного управления.

Начальниками гарнизонов пожарной охраны являются:

  • территориального – старшее должностное лицо Главного управления, из числа начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее – ФПС), допущенное в установленном порядке к руководству тушением пожаров;
  • местного – начальник подразделения ФПС по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования или сотрудник ФПС, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожара; при отсутствии на территории муниципального образования ФПС – должностное лицо подразделения иных видов пожарной охраны, определяемое начальником Главного управления по согласованию с органом местного самоуправления и имеющее обязательный допуск для выезда на пожары в качестве руководителя тушения пожара.

Начальники территориального и местного гарнизонов пожарной охраны, являющиеся сотрудниками ФПС, назначаются приказом начальника Главного управления по согласованию с начальником соответствующего регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Начальник местного гарнизона пожарной охраны, не являющийся сотрудником ФПС, назначается приказом руководителя органа местного самоуправления и согласовывается с начальником соответствующего Главного управления.

Начальник гарнизона управляет силами и средствами пожарной охраны гарнизона через оперативного дежурного по гарнизону и старшего диспетчера (радиотелефониста) Центрального пункта пожарной связи (ЦППС).

Основные обязанности начальника гарнизона пожарной охраны:

  • организация и контроль гарнизонной службы;
  • определение должностных лиц гарнизона пожарной охраны и разработка их должностных обязанностей;
  • определение порядка руководства тушением пожаров;
  • определение порядка выезда оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны на пожары и проведение аварийно-спасательных работ, а также их компетенции;
  • организация в установленном порядке получения допусков на право руководства тушением пожаров оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны;
  • руководство нештатными службами гарнизона пожарной охраны;
  • организация пожарно-тактической подготовки в гарнизоне пожарной охраны;
  • обобщение передового опыта несения службы пожарной охраны;
  • организация и руководство работой опорных пунктов по тушению крупных пожаров (далее – ОПТКП);
  • организация нештатных оперативных штабов пожаротушения, определение порядка их привлечения к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
  • контроль за выполнением правил охраны труда при несении гарнизонной службы.

Кимстач И.Ф. —М., 1977; приказ МЧС России № 240 от 05.05.

2008 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Порядок взаимодействие ГПС с другими видами ПО

Взаимодействие ГПС с другими видами ПО, ведомственными, территорииальными (муниципальными), объектовыми службами жизнеобеспечения по обеспечению готовности к тушению пожаров и ПАСР регламентируется соглашениями (инструкциями) в части, не противоречащей федеральному законодательству и «Порядоку тушения пожаров подразделений пожарной охраны».

Порядок привлечения СиС региональной ПО (включая пож.тех.образовательные учреждения) к тушению пожаров и ПАСР на территории других федеральных округов (межрегиональный уровень) определяется ГУГПС, согласовывается с полномочными представителями Президента РФ в пределах федеральных округов и утверждается Министром РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Порядок привлечения СиС ПО субъектов РФ к тушению пожаров и ПАСР в пределах Федерального округа, на территории которого они постоянно расположены (Региональный уровень), определяется структурными подразделениями регионального центра по делам ГО, ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими управление и координацию деятельности ГПС в пределах федерального округа, согласовывается с органами гос.власти субъектов РФ и утверждается начальником регионального центра.

Порядок привлечения СиС ПО муниципальных образований к тушению пожаров и ПАСР в пределах субъекта РФ, на территории которого они постоянно расположены (республиканский, краевой, областной уровень), определяется структурными подразделениями органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, осуществляющих управление и координацию деятельности ГПС в пределах субъекта РФ, согласовывается с органами местного самоуправления и утверждается органом гос.власти субъекта РФ.

Порядок привлечения СиС ПО муниципальных образований объявляется приказом начальника органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС субъекта РФ.

Порядок привлечения СиС ПО ЗАТО (закрытых объектов) к тушению пожаров и ПАСР на территории муниципального образования, а также привлечение СиС ПО муниципальных образований к тушению пожаров и ПАСР на территории ЗАТО определяется совместным соглашением, утвержденным органом местного самоуправления муниципального образования и администрацией ЗАТО и объявленным совместным приказом начальника органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС субъекта РФ и начальника управления ГПС (начальника отдела ГПС) по охране ЗАТО.

При наличии соглашения силы и средства муниципальной ПО и ПО ЗАТО включаются в расписание выезда (план привлечения СиС).Порядок привлечения к тушению пожаров и ПАСР на территории РФ СиС других государств, а также привлечение СиС ГПС к тушению пожаров и ПАСР за пределами РФ регулируется межгосударственными соглашениями.

Классификация

Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.

Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:

Основные

Служат для транспортировки к месту чрезвычайной ситуации (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:

1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе  городов и населенных пунктов (пожарные автоцистерны, пожарные насосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили первой помощи);

ПА общего применения принято относить:

  • Пожарные автоцистерны (АЦ);
  • Автомобили насосно-рукавные (АНР)
  • Автомобили первой помощи (АПП)
  • Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
  • Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).

2. Автомобили целевого использования, приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых  необходимо производить специальными огнетушащими составами,  ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, порошкового, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).

ПА целевого использования принято относить:

  • Аэродромные автомобили (АА);
  • Автомобили порошкового тушения (АП);
  • Автомобили пенного тушения (АПТ);
  • Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
  • Автомобили газового тушения (АГТ);
  • Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
  • Автонасосные станции (ПНС);
  • Пожарные пеноподъемники (ППП).

Специальные

Служат для обеспечения специальных работ на пожаре (автолестницы и коленчатые подъемники, автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ);
  • Коленчатые автоподъемники (АПК);
  • Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
  • Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
  • Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
  • Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
  • Водозащитные автомобили (АВЗ);
  • Автомобили связи и освещения (АСО);
  • Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
  • Автомобили дымоудаления (АД);
  • Рукавные автомобили (АР);
  • Штабные автомобили (АШ);
  • Пожарные автолаборатории (АЛП);
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
  • Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
  • Автомобили технической службы (АПТС);
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС);
  • Пожарно-технические автомобили (АТ);
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).

Вспомогательные

Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)

Способы

Основными способами получения разведывательных данных являются наблюдение (осмотр), опрос осведомленных лиц и изучение документации.

Разведка пожара

Наблюдение – один из важных и наиболее распространенных способов ведения разведки пожара. Оно начинается еще в пути следования, когда некоторое представление об обстановке на пожаре можно получить по внешним признакам – зареву или цвету дыма. При подъезде к горящему объекту по этим признакам иногда можно судить о месте и размере пожара, агрегатное состояние горящего вещества, направление развития пожара и т.д.

По внешнему виду здания можно определить его назначение (жилой дом, административное здание, магазин, склад), степень угрозы соседним объектам, места возможного подхода к очагу пожара (двери, окна, стационарные лестницы и др.); геометрические размеры, состояние строительных конструкций и технологического оборудования, места введения сил и средств. Иногда по внешним признакам принимают решение о тактико-технических действиях (установке лестниц, предварительном или полном боевом развертывании, спасании люден и т.д.). В случае если пути для проникания разведывательных групп внутрь горящего здания отрезаны огнем, решение на тушение пожара принимается на основании данных внешнего наблюдения, а разведка внутрь здания проводится в ходе тушения пожара.

Более полные данные об обстановке получают в ходе разведки горящих и смежных помещений. В частности, определяют подступы к очагам горения; границы зон горения, теплового воздействия и задымления; преграды, способные задержать огонь, направление и пути распространения огня; места введения сил и средств для тушения.

Опрос лиц, имеющих сведения об обстановке на пожаре, знающих объект, – также важный способ получения разведывательных данных. Консультации таких лиц по наличию в здании людей, планировке помещении, степени огнестойкости конструкций, имеющимся пожароопасным материалам, особенностям систем вентиляции и энергоснабжения, а также по технологии производства являются нередко не только ценными, но и основными разведывательными данными. В отдельных случаях работники объекта, на котором произошел пожар, могут принимать непосредственное участие в разведке пожара совместно с РТП. Однако полностью полагаться на достоверность сведений, полученных при опросе лиц, нельзя. Их необходимо уточнять, в ряде случаев тщательно проверять.

Изучение документации как способ разведки применяют для уточнения отдельных данных об объекте пожара. В первую очередь используют оперативные документы, вывозимые дежурным караулом на пожар: планшеты и справочники водоисточников, планы и карточки пожаротушения. На объектах со сложной планировкой используют строительные чертежи, которые дают возможность быстрее разобраться в планировке помещений и наметить путь разведки. В некоторых случаях для разведки пожара в условиях сложного технологического процесса целесообразно использовать его схемы и пояснительные записки.

Способы разведки применяют в определенной последовательности. Так, в пути следования просматривают оперативные документы, а по прибытии к месту пожара выполняют внешний осмотр его (наблюдение), опрашивают встречных, организуют разведку помещений, используют различную документацию объекта.

По материалам учебника «Пожарная тактика. Основы тушения пожара» под общей редакцией Верзилина М.М. Москва, 2009 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector