Федеральный закон 273 о противодействии коррупции

Цели Закона «О противодействии коррупции»

Что такое коррупция? В статье 1 говорится о даче или получении взятки, коммерческом подкупе, злоупотреблении служебными полномочиями и прочих явлениях, связанных с незаконной выгодой.

Работа по противодействию коррупции должна базироваться на ряде важных принципов. Первой идеей является законность. Деятельность российских правоохранителей не должна выходить за рамки правовых норм. Второй принцип — направленность на защиту прав и свобод людей. Следует помнить, что основной целью борьбы с коррупцией является забота о гражданах. Последние принципы — это публичность, неотвратимость наказания и комплексность применяемых мер.

Международное сотрудничество занимает особое место в области борьбы с коррупцией. Отечественные правоохранители должны обмениваться информацией и опытом с иностранными государственными инстанциями.

Обзор документа

Скорректированы Законы о банках, о ЦБ РФ, о противодействии коррупции.

При проведении антикоррупционных проверок Генеральная прокуратура РФ будет сотрудничать с органами иностранных государств.

По просьбе прокуратуры ЦБ РФ будет запрашивать у иностранных центробанков и финансовых регуляторов данные о наличии за границей финансовых активов лиц, которым российское законодательство запрещает владеть такими активами.

Поправки вступают в силу по истечении 180 дней после даты опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

4.1. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее — органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

6.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования.

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Основные задачи антикоррупционной деятельности

В России не существует отдельного органа противодействия коррупции. Борьбу со взяточничеством ведут сразу все государственные инстанции. Каждый орган наделен особенными полномочиями, однако задачи у всей политической машины примерно одинаковые. Определяются они в статье 7 рассматриваемого закона.

Первой и основной задачей является введение антикоррупционных стандартов. Должна быть создана четкая система запретов, ограничений и дозволений, которая могла бы обеспечивать предупреждение коррупционных проявлений в той или иной области. Вторая задача связана с процессами информатизации. Государство обязано создать атмосферу всеобщего порицания коррупции. Для этого необходима максимальная огласка всех крупных нарушений закона, связанных с коррупцией. СМИ должны быть независимыми.

Последней задачей является оптимизация работы правоохранительной системы. Органы, противодействующие коррупции, должны находиться в состоянии постоянного развития. Только в этом случае борьба со взяточничеством будет по-настоящему эффективной.

Доходы и расходы

В целях противодействия коррупции закон запрещает ряду должностных лиц хранить финансы в иностранных банках. Более того, депутаты, сенаторы, а также некоторые работники судебной системы должны своевременно представлять сведения о своих доходах и тратах. Учитывается заработная плата, а также суммы, потраченные на то или иное имущество. В случае обнаружения явного несоответствия между доходами и расходами поднимется вопрос о незаконном обогащении.

Нередко государственные и муниципальные служащие «перекладывают» имущество на своих родственников. Таким образом они надеются легализовать свои расходы. Однако последние изменения, внесенные в закон, предусматривают и этот момент. Отныне контроль ведется не только за государственными служащими, но и за их семьями.

Закон уделяет внимание и негосударственным компаниям. За ними ведут наблюдение налоговые органы либо специальные комиссии по противодействию коррупции

Пути решения проблемы

Сегодня не существует четких методов ни в менеджменте, ни в педагогике, используя которые можно было бы гарантировать «воспитание» идеальных чиновников. Однако в настоящее время существует достаточно много стран, в которых уровень коррупции довольно низок. Более того, в истории есть примеры, когда определенные действия способствовали достижению значительных успехов. Такая ситуация, например, характерна для Швеции, Португалии, Гонконга, Сингапура. Эти примеры доказывают, что существуют эффективные методы, посредством которых можно оказывать противодействие коррупции. Формально, если не будет власти, то не будет и этого явления. Однако многие государственные функции имеют достаточно веское обоснование, в связи с чем не могут быть аннулированы. К примеру, нельзя устранить неправомерное поведение в налоговых службах отменой всех обязательных отчислений в бюджет. Однако в условиях, когда коррупция достигает угрожающих масштабов, именно роспуск «особо опасных» органов можно считать одним из наиболее эффективных, хоть и радикальных, методов. Кроме этого, существуют и другие варианты устранения этого неблагоприятного явления. Рассмотрим их далее.

Последние изменения

Законодательная база постоянно дорабатывается с учетом ситуации в стране во всех сферах мирового экономического, политического положения. Последние поправки в ФЗ «О коррупции» были внесены 28 декабря 2017 года. С 1 января 2018 года они вступили в полную юридическую силу. С целью противодействия должностной коррупции действующий закон был пополнен новой статьей 15. Ее положения касаются ведения специального реестра граждан, которые были уволены в связи с утратой доверия работодателя.

Согласно содержанию статьи, информация об увольнении включается в реестр на 5 лет с момента обнаружения правонарушения. Сведения являются общедоступными и подлежат публикации в Интернете. Исключение из списка уволенных по причине обнаружения коррупционных действий осуществляется, если:

  • факт взяточничества не подтвердился;
  • истек 5-летний срок с момента включения сведений в реестр;
  • виновник умер.

Такая мера наказания, используемая в качестве противодействия взяточничеству, должна заставить должностных лиц серьезно задуматься о последствиях своих действий. ФЗ описывает правила ведения реестра таких лиц.

Внешний контроль

Борьба с коррупцией может осуществляться посредством механизмов, обладающих существенной независимостью от исполнительной власти. Многие из этих инструментов определяются в Конвенции ООН. В частности, формирование независимого судебного института, при котором бюрократ, нарушивший закон, может быть быстро признан виновным, значительно уменьшает потенциальную привлекательность коррупционной деятельности. В качестве одного из эффективных способов устранения явления выступает свобода СМИ и слова. Внешний контроль, как правило, используется в странах с либеральной демократией и рыночной экономикой. Вероятно, это обусловливается тем, что для обеспечения нормального товарооборота необходимо формирование жестких правил, создание четких механизмов реализации обязательств. В их числе и эффективная система права, обеспечивающая здоровые конкурентные условия.

Общие положения ФЗ 273

Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273 был принят членами Государственной Думы в третьем чтении 19 декабря 2008 года и через 3 дня получил одобрение Федерационного совета. Подписание изучаемого нормативного акта Президентом России и первая официальная публикация ФЗ 273 осуществлены 25 декабря того же года.

Федеральный закон о противодействии коррупции в РФ устанавливает ведущие принципы борьбы со взяточничеством и превышением должностных полномочий служащими государственных структур. Настоящий нормативный акт состоит из 14 статей и обладает следующей структурой:

  • Ст. 1 — Основная терминология;
  • Ст. 2 — Юридический фундамент противодействия коррупции;
  • Ст. 3 — Главные принципы борьбы с превышением должностных полномочий;
  • Ст. 4 — Меры, предпринимаемые на международном уровне;
  • Ст. 5 — Организация противодействия;
  • Ст. 6 — Профилактические меры;
  • Ст. 7 — Участие государства в антикоррупционных действиях (7.1. — о запрете некоторым должностным лицами на хранение финансов или иных ценностей в банках Российской Федерации);
  • Ст. 8 — Процедура предоставления сведений о доходах и расходах;
  • Ст. 9 — Уведомление об обращении с целью склонения к коррупции, как прямая обязанность муниципальных и Федеральных органов;
  • Ст. 10 — Конфликт интересов;
  • Ст 11 — Методы профилактики и упразднения конфликта интересов;
  • Ст. 12 — Должностные ограничения заместителя уполномоченного лица;
  • Ст. 13 — Ответственность граждан за коррупционные нарушения;
  • Ст. 14 — Ответственность юридических лиц.

В качестве правовой основы для изучаемого нормативного акта можно выделить Конституцию РФ а так же международные договоры в области противодействия коррупции. Последние изменения в Федеральный закон № 273 внесены 3 апреля 2017 года.

Терминология ФЗ 273

Согласно статье 1 изучаемого Федерального закона, в тексте данного документа используются следующие термины:

  • Коррупция — совершение действий или договорённостей, в процессе которых выявляется факт нарушения должностных полномочий и передачи/приема взятки;
  • Противодействие — деятельность органов государственного и муниципального значения, направленная на борьбу с изучаемым негативным явлением;
  • Нормативные акты — законы, договоры, кодексы и иные правовые документы, на основании регламентов которых базируется настоящий закон;
  • Функции государственного и административного управления организацией — полномочия государственных и муниципальных органов по кадровым, техническим, организационным и прочим нюансам в отношении того или иного юридического лица.

Принципы противодействия коррупции

Согласно регламенту статьи 3 рассматриваемого Федерального закона, главными принципами борьбы с превышением полномочий и взяточничеством являются следующие:

  • Уважение личных и корпоративных прав и свобод каждого гражданина;
  • Правомерность антикоррупционных действий;
  • Открытость деятельности государственных и административных служб;
  • Неотвратимый призыв к ответственности лиц, уличённых в коррупции;
  • Привлечение политических, информационных, социальных и экономических мер в комплексе;
  • Профилактические меры являются приоритетными.

В целях противодействия коррупции, государство сотрудничает не только с гражданами и органами административного назначения, но и с иностранными антикоррупционными институтами.

Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора

1. Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

1.1. Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении.

2. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

3. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином.

4. Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Проверка соблюдения гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Закон «О коррупции»

В нормативном акте установлены общие принципы, на основании которых осуществляется работа по устранению рассматриваемого явления. К ним относят следующие:

  1. Признание, защита и обеспечение основных свобод и прав гражданина и человека.
  2. Законность.
  3. Открытость и публичность деятельности местной и федеральной власти.
  4. Неотвратимость ответственности за коррупционные правонарушения.
  5. Приоритетное использование защитных, профилактических мер.
  6. Комплексное применение правовых, социально-экономических, информационно-пропагандистских, организационных, политических, специальных и иных механизмов.
  7. Сотрудничество власти с институтами общества, гражданами, международными организациями.

Закон «О коррупции» предусматривает определенные меры международного взаимодействия РФ с прочими странами. Данная работа осуществляется на основании соответствующих соглашений или принципа взаимности. Главной целью является выявление лиц, совершивших коррупционные действия, имущества, ставшего предметом неправомерных сделок. Взаимодействие правительств, госструктур обеспечивает обмен информацией, координацию мероприятий по профилактике и устранению нарушений и их последствий.

Система ограничений и запретов

В Законе закрепляется ряд обязанностей для крупных государственных служащих. Согласно статье 13.3, организации должны принимать меры по недопущению коррупции. Все способы борьбы можно поделить на профилактические и ликвидационные.

В ряд профилактических мер входит принятие кодексов профессиональной этики, определение антикоррупционных подразделений, сотрудничество с правоохранительными органами, недопущение конфликта интересов и многое другое. В область ликвидационных мер входят конкретные действия, представляющие собой борьбу с коррупционными проявлениями. Это регулирование возникшего конфликта интересов, увольнение лиц, нарушивших закон, а также борьба с последствиями взяточничества и превышения полномочий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector